Афоризмы из пьесы горького на дне.

ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ:

Проблематика пьесы «На дне» и ее связь с общест-венной жизнью 90-х годов.

Спор о человеке в пьесе М. Горького «На дне».

Спор о правде в пьесе М. Горького «На дне».

Правда «голого человека».

Правда Луки и правда Сатина в пьесе М. Горького «На дне».

Проблема истинного и ложного гуманизма в пьесе М. Горького «На дне».

«Правда богосвободного человека!» (по пьесе «На дне»).

Две правды (по пьесе «На дне»).

Идейно-нравственный идеал М. Горького (по пьесе «На дне»).

Лука блуждающий персонаж.

Проблема гуманизма в произведениях М. Горького.

Клещ и Актер.

Сатин и Барон бывшие интеллигентные люди.

Драматургическое мастерство М. Горького.

Проблема новаторства в пьесе М. Горького «На дне»,

В чем современность пьесы М. Горького «На дне».

Человек в творчестве М. Горького.

Проблема гуманизма в творчестве М. Горького.

Особенности драматургии М. Горького.

В основе пьесы Максима Горького «На дне» — спор о человеке и его возможностях. Герои пьесы — люди, оказавшиеся на самом «дне» жизни. Что мо-жет помочь человеку? Может ли его вообще что-ли-бо спасти? В ведущемся в пьесе споре о человеке особенно важны три позиции — Бубнова, Луки и Сатина.

Лука самый сложный образ в пьесе. Именно с ним связан основной философский вопрос произве-дения: «Что лучше: истина или сострадание? Нуж-но ли доводить сострадание до того, чтобы пользо-ваться ложью, как Лука?»

Лука

Л у к а. Мне — все равно! Я и жуликов ува-жаю, по-моему, ни одна блоха — не плоха: все — черненькие, все — прыгают... так-то. Где тут, ми-лая, приспособиться мне?

Л у к а. Все мы на земле странники... Гово-рят, — слыхал я, — что и земля-то наша в небе странница.

Л у к а. Мяли много, оттого и мягок... (Смеет-ся дребезжащим смехом.)

Л у к а. Да уж чего хорошего, коли любимое забыл? В любимом — вся душа...

Л у к а. Ну, чего? Ты... лечись! От пьянства нынче лечат, слышь! Бесплатно, браток, лечат... такая уж лечебница устроена для пьяниц... что-бы, значит, даром их лечить... Признали, ви-дишь, что пьяница — тоже человек... и даже — рады, когда он лечиться желает! Ну-ка вот, ва-ляй! Иди...

Л у к а. Это ничего! Это - перед смертью… голубка. Ничего, милая! Ты - надейся… Вот, значит, помрешь, и будет тебе спокойно… ничего больше не надо будет, и бояться - нечего!

Л у к а. А хорошая сторона - Сибирь! Золотая сторона! Кто в силе да в разуме, тому там - как огурцу в парнике!

Л у к а. Чего там понимать? Всяко живет человек… как сердце налажено, так и живет… сегодня - добрый, завтра - злой… А коли девка эта за душу тебя задела всурьез… уйди с ней отсюда, и кончено… А то - один иди… Ты - молодой, успеешь бабой обзавестись.

Л у к а. Ты, девушка, не обижайся… ничего! Где им… куда нам - мертвых жалеть? Э, милая! Живых не жалеем… сами себя пожалеть-то не можем… где тут!

Л у к а. Добрый, говоришь? Ну… и ладно, коли так… да!

За красной стеной тихо звучит гармоника и песня

Надо, девушка, кому-нибудь и добрым быть… жалеть людей надо! Христос-от всех жалел и нам так велел… Я те скажу - вовремя человека пожалеть… хорошо бывает!

Сатин

С а т и н. Так... Надоели мне, брат, все челове-ческие слова... все наши слова — надоели! Каждое из них слышал я... наверное, тысячу раз...

С а т и н. Был... (Усмехаясь.) Есть очень хоро-шие книги... и множество любопытных слов... Я был образованным человеком... знаешь?

С а т и н. Многим деньги легко достаются, да немногие легко с ними расстаются... Работа? Сде-лай так, чтоб работа была мне приятна, — я, мо-жет быть, буду работать... да. Может быть! Когда труд — удовольствие, жизнь — хороша! Когда труд — обязанность, жизнь — рабство! (Актеру.) Ты, Сарданапал! Идем...

С а т и н. Брось! Люди не стыдятся того, что те-бе хуже собаки живется... Подумай — ты не ста-нешь работать, я — не стану... еще сотни... тыся-чи, все! — понимаешь? все бросают работать! Ни-кто, ничего не хочет делать — что тогда будет?

С а т и н (смеясь). И вообще... для многих был... как мякиш для беззубых...

С а т и н. Какая польза тебе, если я тебя по-жалею?..

С а т и н (ударяя кулаком по столу). Молчать! Вы — все — скоты! Дубье... молчать о старике! (Спокойнее.) Ты, Барон, — всех хуже!.. Ты — ни-чего не понимаешь... и — врешь! Старик — не шарлатан! Что такое — правда? Человек — вот Правда! Он это понимал… вы - нет! Вы - тупы, как кирпичи… Я - понимаю старика… да! Он врал… но - это из жалости к вам, черт вас возьми! Есть много людей, которые лгут из жалости к ближнему… я - знаю! Я - читал! Красиво, вдохновенно, возбуждающе лгут!.. Есть ложь утешительная, ложь примиряющая… ложь оправдывает ту тяжесть, которая раздавила руку рабочего… и обвиняет умирающих с голода… Я - знаю ложь! Кто слаб душой… и кто живет чужими соками, тем ложь нужна… одних она поддерживает, другие прикрываются ею… А кто - сам себе хозяин… кто независим и не жрет чужого - зачем тому ложь? Ложь - религия рабов и хозяев… Правда - бог свободного человека!

С а т и н. Почему же иногда шулеру не говорить хорошо, если порядочные люди… говорят, как шулера? Да… я много позабыл, но - еще кое-что знаю! Старик? Он - умница!.. Он… подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету… Выпьем за его здоровье! Наливай…

Настя наливает стакан пива и дает Сатину.

(Усмехаясь.) Старик живет из себя… он на все смотрит своими глазами. Однажды я спросил его: «Дед! Зачем живут люди?»… (Стараясь говорить голосом Луки и подражая его манерам.) «А - для чего лучшего люди-то живут, милачок! Вот, вот от них рождается столяр… такой столяр, какого подобного и не видала земля, - всех превысил, и нет ему во столярах равного. Всему он столярному делу свой облик дает… и сразу дело на двадцать лет вперед двигает… Так же и все другие… слесаря, там… сапожники и прочие рабочие люди... и все крестьяне... и даже господа — для лучшего живут! Всяк думает, что для себя про-живает, ан выходит, что для лучшего! По сту лет... а может, и больше — для лучшего человека живут!»

С а т и н. Когда я пьян... мне все нравится. Н-да... Он — молится? Прекрасно! Человек может верить и не верить... это его дело! Человек — сво-боден... он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум — человек за все платит сам, и потому он — свободен!.. Человек — вот правда! Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они... нет! — это ты, я, они, старик, Наполеон, Маго-мет... в одном! (Очерчивает пальцем в воздухе фигуру человека.) Понимаешь? Это — огромно! В этом — все начала я концы... Всё — в человеке, всё — для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Че-ло-век! Это — великолепно! Это звучит... гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть... не унижать его жалостью... уважать надо! Вы-пьем за человека, Барон! (Встает..) Хорошо это... чувствовать себя человеком!.. Я — арестант, убийца, шулер... ну, да! Когда я иду по улице, лю-ди смотрят на меня как на жулика... и сторонятся и оглядываются... и часто говорят мне — «Мерза-вец! Шарлатан! Работай!» Работать? Для чего? Чтобы быть сытым? (Хохочет.) Я всегда прези-рал людей, которые слишком заботятся о том, чтобы быть сытыми... Не в этом дело, Барон! Не в этом дело! Человек — выше! Человек — выше сы-тости!..

С а т и н (негромко). Эх„, испортил песню... дур-рак!

Бубнов

Б у б н о в. Слыхал... сто раз! Ну и был... эка важность!.. Я вот — скорняк был... свое заведение имел... Руки у меня были такие желтые — от кра-ски: меха подкрашивал я, — такие, брат, руки были желтые — по локоть! Я уж думал, что до са-мой смерти не отмою... так с грязными руками и помру... А теперь вот они, руки... просто гряз-ные... да!

Б у б н о в. На что совесть? Я — не богатый...

Б у б н о в. А кто пьян да умен — два угодья нем...

Б у б н о в. Что было — было, а остались — од-ни пустяки... Здесь господ нету... все слиняло, один голый человек остался...

Б у б н о в (спокойно). Ты везде лишняя... да и все люди на земле — лишние...

Б у б н о в. Мм-да!.. А я вот... не умею врать! За-чем? По-моему — вали всю правду, как она есть! Чего стесняться?

До вынужденного ухода Луки самочувствие ноч-лежников заметно улучшается: у большинства из них крепнет вера в возможность жить лучше, кое-кто уже делает первые шаги на пути к обретению человеческого достоинства. Это, в первую очередь. Актер и Пепел. Лука сумел вдохнуть в них веру и надежду, согрел их души своим сочувствием.

Актер

А к т е р. (слезая с печи). Мне вредно дышать пылью. (С гордостью.) Мой организм отравлен алкоголем... (Задумывается, сидя на нарах.)

А к т е р (сидит, обняв руками колени). Обра-зование — чепуха, главное — талант. Я знал ар-тиста... он читал роли по складам, но мог играть героев так, что... театр трещал и шатался от вос-торга публики...

А к т е р. Идем, Навухудоноссор! Напьюсь — как... сорок тысяч пьяниц...

А к т е р. Раньше, когда мой организм не был отравлен алкоголем, у меня, старик, была хоро-шая память... А теперь вот... кончено, брат! Все кончено для меня! Я всегда читал это стихотворе-ние с большим успехом... гром аплодисментов! Ты... не знаешь, что такое аплодисменты... это, брат, как... водка!.. Бывало, выйду, встану вот так... (Становится в позу.) Встану... и... (Мол-чит.) Ничего не помню... ни слова... не помню! Любимое стихотворение... плохо это, старик?

А к т е р (останавливается, не затворяя две-ри, на пороге и, придерживаясь руками за косяки, кричит). Старик, эй! Ты где? Я — вспомнил... слушай. (Шатаясь, делает два шага вперед и, принимая позу, читает.)

Господа! Если к правде святой Мир дорогу найти не умеет, — Честь безумцу, который навеет Человечеству сон золотой!

А к т е р. Искать город... лечиться... Ты - то-же уходи... Офелия... иди в монастырь... Понима-ешь — есть лечебница для организмов... для пья-ниц... Превосходная лечебница... Мрамор... мра-морный пол! Свет... чистота, пища... всё — даром! И мраморный пол, да! Я ее найду, вылечусь я... снова буду... Я на пути к возрожденью... как ска-зал король... Лир! Наташа... по сцене мое имя Сверчков-Заволжский... никто этого не знает, ни-кто! Нет у меня здесь имени... Понимаешь ли ты, как это обидно — потерять имя? Даже собаки имеют клички...

Пепел

П е п е л. Вот и я то же говорю: честь-совесть богатым нужна, да! А Клещ ругает нас: нет, гово-рит, у нас совести...

П е п е л. А скушно... чего это скушно мне бы-вает? Живешь-живешь —- все хорошо! И вдруг — точно озябнешь: сделается скушно...

П е п е л. Тебе, дед, изволь, — уважу! Ты, брат, молодец! Врешь ты хорошо... сказки говоришь приятно! Ври, ничего... мало, брат, приятного на свете!

П е п е л. Мой путь — обозначен мне! Родитель всю жизнь в тюрьмах сидел и мне тоже заказал... Я когда маленький был, так уж в ту пору меня звали вор, воров сын...

П е п е л. Я сказал — брошу воровство! Ёй-бо-гу — брошу! Коли сказал — сделаю! Я — грамот-ный... буду работать... Вот он говорит — в Сибирь-то по своей воле надо идти... Едем туда, ну?.. Ты думаешь — моя жизнь не претит мне? Эх, Ната-ша! Я.знаю... вижу!.. Я утешаю себя тем, что Дру-гие побольше моего воруют, да в чести живут... только это мне не помогает! Это... не то! Я — не каюсь... в совесть я не верю... Но — я одно чувст-вую: надо жить... иначе! Лучше надо жить! Надо так жить... чтобы самому себя можно мне было уважать...

В пьесе нет однозначного ответа на вопрос: что лучше — истина или сострадание? Горький выра-жает и уверенность, что только истина в состоянии спасти человечество, и понимание значимости со-страдания в жизни людей.


Ключевые теги: ,

Из первой ремарки в пьесе «На дне» мы представляем, что на улице весна, всё кругом расцветает, и вокруг … ночлежка.
Здесь живут люди, которым негде больше жить. Здесь плохо, а выхода из положения не видно. Кто-то ёще пытается исправить
ситуацию, - работает, кто-то уже отчаялся, а кто-то ничего и не может сделать. Эти люди живут вместе, похоже, давно.
Положение на «дне» общества объединяет их, но хуже другое - между ними нет согласия, взаимопонимания. Здесь царит
неуютная атмосфера - постоянная ругань, издевательства друг над другом. Становится понятно, что так жить нельзя, нужно
что-то менять.

Изображение этих людей, мнений и страданий, выпавших на их долю, и есть социальная суть драмы. Но основная задача пьесы
– решение философской проблемы: можно ли правдой душу вылечить? Но Горький однозначного ответа на этот вопрос не даёт.
Различные позиции по этому вопросу представляют Лука и Сатин. Лука – странник, «проходящий» человек. Он появляется в
ночлежке в первом акте и сразу примирительно говорит: «Мне – всё равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха не
плоха …» Лука относится ко всем очень мягко, старается предупредить конфликты. Впрочем, ему также присуща некая ирония.
Когда Медведев говорит, что не знает его, он отвечает:

«Это оттого, дядя, что земля-то не вся в твоем участке поместилась...».

Лука не только предупредждает, конфликты он старается словами помочь окружающим, облегчить их участь. Для каждого
находит Лука доброе слово, каждого утешает. Анну он убеждает в том, что есть загробная жизнь, что там нет мук, - один
лишь только покой. Актера он уверяет в том, что тот сможет излечиться от пьянства, и указывает путь ему, Ваське Пеплу
объясняет, как можно начать новую жизнь, честную и порядочную, расстаться с прозвищем «вора, сына вора». Причем Лука не
просто говорит человеку то, что ему нужно, а убеждает его в возможности исполнения этого. Позиция Луки – сострадание,
поддержание в людях веры в справедливость. Но часто, как мне кажется, он прибегает ко лжи, и это идет вразрез с позицией
сатина. Для объяснения своего поведения Лука рассказывает притчу о праведной земле. Речь в ней идет о человеке, который
всю жизнь верил в существование праведной земли, а, потеряв эту веру, повесился. Лука хочет доказать этой притчей
необходимость «навеять человечеству сон золотой», вселить в людей надежду.

Тем самым он как бы признаёт человека слабым, нуждающимся в поддержке. Это также отвергается Сатиным. Есть в воззрениях
Луки и чисто гуманистическая сторона. Она раскрывается в истории с мужиками, которых он приютил зимой на даче. Он
подружился с этими людьми и назвал их «хорошими мужиками». А если бы, по его словам, он не пожалел их, они могли бы его
и убить.

Позиция Сатина почти во всём противоположна позиции Луки. Единственное, в чём они согласны, так это в том, что надо
уважать человека, что человек – самое главное. Сатин произносит эти слова и тут же повторяет их. Уже цитируя Луку. Но в
остальном… Сатин говорит: «Я – понимаю старика…. Он врал… из жалости к вам». «Понимаю», но не «поддерживаю» - сказал он.
Резче всего Сатин выступает против лжи: «Ложь – религия рабов и хозяев…. Правда – бог свободного человека!» Сатин
понимает Луку: «Кто слаб душой… и кто питается чужими соками, - тем ложь нужна…». Однако не оправдывает ложь.
Сатин выступает и против сострадания вообще: «Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!»

Как же автор отвечает на поставленный философский вопрос? Как уже сказано, однозначно Горький не может ответить.
Впрочем, ответом можно считать, например, ремарку в начале четвертого акта: «Обстановка первого акта…» Дальше описаны
всевозможные разрушения, произошедшие в ночлежке. Значит, судя по всему, автор отвечает на свой вопрос в пользу правды,
а не сострадания, хотя прямо об этом не говорит. Однако он не отрицает пользу сострадания вообще, а только ложь во имя
сострадания.

Пьеса «На дне» интересна, как попытка решить философский вопрос, который каждый решает по-своему, «можно ли правдой
душу вылечить?»

  • Шум смерти не помеха. (Бубнов)
  • (с гордостью) Мой организм отравлен алкоголем... (Актер)
  • Надоели мне, брат, все человеческие слова...все наши слова — надоели! Каждое из них слышал я...наверное, тысячу раз... (Сатин)
  • Выходит — снаружи, как себя ни раскрашивай, все сотрется... все сотрется, да! (Бубнов)
  • Образование — чепуха, главное — талант . (Актер)
  • А талант — это вера в себя, в свою силу... (Актер)
  • Разве доброту сердца с деньгами можно равнять? Доброта — она превыше всех благ. А долг твой мне — это так и есть долг! Значит, должен ты его мне возместить... Доброта твоя мне, старцу, безвозмездно должна быть оказана... (Костылев)
  • Нет на свете людей лучше воров! (Сатин)
  • Сделай так, чтоб работа была мне приятна — я, может быть, буду работать...да! Может быть! Когда труд — удовольствие, жизнь — хороша! Когда труд — обязанность, жизнь — рабство! (Сатин)
  • А куда они — честь , совесть ? На ноги, вместо сапогов , не наденешь ни чести, ни совести...Честь-совесть тем нужна, у кого власть да сила есть... (Пепел)
  • На что совесть ? Я не богатый... (Бубнов)
  • Какие они люди? Рвань, золотая рота... (Клещ)
  • А кто пьян да умён — два угодья в нем... (Бубнов)
  • ...всякий человек хочет, чтобы сосед его совесть имел, да никому, видишь, не выгодно иметь-то ее... (Пепел)
  • Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха — не плоха: все — чёрненькие, все — прыгают...так-то. (Лука)
  • ...где тепло, там и родина ... (Лука)
  • Мало знать, ты — понимай. (Наташа)
  • Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрешь...И все, гляжу я, умнее люди становятся, все занятнее...и хоть живут — хуже, а хотят — все лучше...упрямые! (Лука)
  • Все мы на земле странники... (Лука)
  • Барство-то — как оспа... и выздоровеет человек, а знаки-то остаются. (Лука)
  • Без причины и прыщ не вскочит. (Лука)
  • Все люди на земле — лишние... (Бубнов)
  • Он [человек] — каков ни есть — а всегда своей цены стоит... (Лука)
  • Пропил я душу, старик...я, брат, погиб...А почему — погиб? Веры у меня не было... (Актер)
  • Все (...) терпят... всяк по-своему жизнь терпит... (Лука)
  • Да уж чего хорошего, коли любимое забыл? В любимом вся душа. (Лука)
  • Человек — все может...лишь бы захотел... (Лука)
  • Смерть — она все успокаивает...она для нас ласковая...(Лука)
  • ...если кто кому хорошего не сделал, тот и худо поступил...(Лука)
  • И...чего тебе правда больно нужна...подумай-ка! она, правда-то, может, обух для тебя...(Лука)
  • Пепел: ...бог есть? Лука: Коли веришь — есть; не веришь — нет...Во что веришь, то и есть...
  • Люди все живут... как щепки по реке плывут... строят дом... а щепки — прочь... (Бубнов)
  • Гляди — какой я? Лысый...А отчего? От этих вот самых разных баб... (Лука)
  • В женщине душа должна быть. (Пепел)
  • Всяко живет человек...как сердце налажено, так и живет...сегодня — добрый, завтра — злой... (Лука)
  • Любить — живых надо...живых...(Лука)
  • В карете прошлого никуда не уедешь. (Сатин)
  • Я всегда презирал людей, которые слишком заботятся о том, чтобы быть сытыми (Сатин)
  • Человек — вот правда! Всё — в человеке, всё для человека! Существует только человек, всё же остальное — дело его рук и его мозга! Чело-век! Это — великолепно! Это звучит... гордо! (Сатин)
  • Болезнь — боится слова, а смерть — нет... (Бубнов)
  • Надо, девушка, кому-нибудь и добрым быть...жалеть людей надо! Христос-то всех жалел и нам так велел... (Лука)
  • Надо уважать человека! Не жалеть...не унижать его жалостью...уважать надо. (Сатин)
  • Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека! (Сатин)

В школьные годы многим, наверное, довелось познакомиться с произведением уважаемого русского писателя Максима Горького – пьесой “На дне” , без прикрас описывающей всем нам привычные архетипы людей, живущих в российских реалиях.

Несмотря на то, что прошло более века с момента издания драмы, ситуации, которые она затрагивает, остаются актуальными и сейчас.

В этой статье мы детально проанализируем образ персонажа Луки из этой пьесы, ознакомимся с его высказываниями и поговорим об отношении к нему других героев произведения.

Откуда появился странник

не раскрывает тайну происхождения Луки, лишь мимолётно говорится о его скитальческой жизни. У странника нет ни родины, ни хоть какого-то определённого места жительства. Сам он говорит об этом так: “Старику где тепло, там и родина”.

Жители ночлежника также не интересуются прошлым старика, они озабочены своими проблемами и попытками “выйти в люди” , а не влачить существование “на дне” весь остаток жизни.

Анализ характеристик персонажа

Лука предстаёт перед нами в образе мягкосердечного старца , проповедующего добро, любовь, жалость и волю человека творить свою жизнь так, как велит сердце.

От героя прямо-таки исходит аура миролюбивости и понимания, что, безусловно, располагает к нему персонажей пьесы, заставляя их поверить в то, что будущее небезнадёжно и есть шанс исправить своё социальное положение, исполнить мечты и желания.

К каждому, кто волей-неволей оказался в ночлежнике, Лука подбирает нужные слова , каждому даёт надежду и побуждает верить в свои грёзы, какими бы смешными они ни казались себе и окружающим.

Но как бы сладко и утешительно ни звучали слова странника, они были лишь пустыми звуками , отвлекающими ночлежников от житейских невзгод, а не реальной поддержкой, дающей силы выбраться из нищеты и бесславия.

Тем не менее Лука не лжец, он всего лишь искренне жалеет окружающих и подбадривает их, даже если это абсолютно бессмысленно и бесполезно.

Отношения Луки с другими героями пьесы “На дне”

Персонажи относятся к старцу двояко:

  • одни (вор Васька Пепел, Актёр, Анна, Настя, Наташа ) с облегчением рассказывают ему о своей жизни, исповедуются и получают в ответ необходимую жалость, сочувствие и успокаивающие высказывания;
  • другие (картузник Бубнов, Сатин, Барон, Клещ ) не слишком доверяют незнакомцу и разговаривают с ним кратко и скептически.

Одно можно сказать наверняка – никто не остался равнодушным к появлению такой неординарной личности в таком грязном и обречённом месте.

После внезапного исчезновения странника судьба некоторых персонажей кардинально изменилась. Жена слесаря Клеща, Анна, скончалась от туберкулёза, Актёр не смог смириться с безысходностью своей жизни и повесился, Васька Пепел из-за случайного убийства отправился на каторгу в Сибирь, его мечтам о честной жизни с Наташей пришёл конец. Остальные герои продолжали коротать свой срок в ночлежке, но при этом начали задумываться о смысле своего существования, своих поступков и проблемах окружающих.

Притча о праведной земле

Притча Луки рассказывает нам о человеке, который терпел все лишения и страдания земной жизни, веря, что существует праведная земля , где люди живут в прекрасных отношениях, оказывают друг другу помощь и никогда не лгут. Однажды он пошёл к местному знакомому учёному и попросил его показать праведную землю на географической карте. Тот пытался найти искомое, но так и не смог. Тогда человек разозлился, ударил учёного, а затем отправился домой и удавился.

Эта притча будто предопределила роковую судьбу нескольких персонажей – смерть Анны и Актёра, тюремное заключение вора Васьки. Они верили в то, что для них найдётся своя праведная земля, что возможно выбраться из дна, бедности, но этого не произошло. Лука вскоре ушёл, а вместе с ним ушла и надежда, согревающая героев пьесы.

Цитаты

Пьеса “На дне” богата глубокомысленными фразами и высказываниями персонажей, но, пожалуй, самые значимые из них – слова старца Луки.

Вот несколько его цитат, сделать анализ и поразмышлять над которыми стоит каждому прочитавшему пьесу “На дне” Горького:

“А все – люди! Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрёшь…”

“Мне – все равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха – не плоха: все – чёрненькие, все – прыгают…”

“Ты, девушка, не обижайся… ничего! Где тут, куда нам – мёртвых жалеть? Э, милая! Живых не жалеем… сами себя пожалеть-то не можем… где тут!”

“Вот, значит, помрёшь, и будет тебе спокойно… ничего больше не надо будет, и бояться нечего!”

“…не в слове – дело, а – почему слово говорится? – вот в чём дело!”

Итог

Образ скитальца Луки у Максима Горького получился очень многогранным и отражающим главные философские вопросы о жизни, любви, принципах и приоритетах человека.

Да и не только Луки – все персонажи так или иначе отражают тех, кто встречается нам в реальной жизни.

Писателю удалось отразить в своём произведении занимательные философские и психологические идеи:

Всё вышеперечисленное немаловажно для верного понимания произведения и просто ситуаций, происходящих с людьми вокруг нас, учит сочувствовать и правильно расставлять жизненные приоритеты.

  • Шум смерти не помеха. (Бубнов)
  • (с гордостью) Мой организм отравлен алкоголем... (Актер)
  • Надоели мне, брат, все человеческие слова...все наши слова - надоели! Каждое из них слышал я...наверное, тысячу раз... (Сатин)
  • Выходит - снаружи, как себя ни раскрашивай, все сотрется... все сотрется, да! (Бубнов)
  • Образование - чепуха, главное - талант . (Актер)
  • А талант - это вера в себя, в свою силу... (Актер)
  • Разве доброту сердца с деньгами можно равнять? Доброта - она превыше всех благ. А долг твой мне - это так и есть долг! Значит, должен ты его мне возместить... Доброта твоя мне, старцу, безвозмездно должна быть оказана... (Костылев)
  • Нет на свете людей лучше воров! (Сатин)
  • Сделай так, чтоб работа была мне приятна - я, может быть, буду работать...да! Может быть! Когда труд - удовольствие, жизнь - хороша! Когда труд - обязанность, жизнь - рабство! (Сатин)
  • А куда они - честь , совесть ? На ноги, вместо сапогов , не наденешь ни чести, ни совести...Честь-совесть тем нужна, у кого власть да сила есть... (Пепел)
  • На что совесть ? Я не богатый... (Бубнов)
  • Какие они люди? Рвань, золотая рота... (Клещ)
  • А кто пьян да умён - два угодья в нем... (Бубнов)
  • ...всякий человек хочет, чтобы сосед его совесть имел, да никому, видишь, не выгодно иметь-то ее... (Пепел)
  • Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха - не плоха: все - чёрненькие, все - прыгают...так-то. (Лука)
  • ...где тепло, там и родина ... (Лука)
  • Мало знать, ты - понимай. (Наташа)
  • Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрешь...И все, гляжу я, умнее люди становятся, все занятнее...и хоть живут - хуже, а хотят - все лучше...упрямые! (Лука)
  • Все мы на земле странники... (Лука)
  • Барство-то - как оспа... и выздоровеет человек, а знаки-то остаются. (Лука)
  • Без причины и прыщ не вскочит. (Лука)
  • Все люди на земле - лишние... (Бубнов)
  • Он [человек] - каков ни есть - а всегда своей цены стоит... (Лука)
  • Пропил я душу, старик...я, брат, погиб...А почему - погиб? Веры у меня не было... (Актер)
  • Все (...) терпят... всяк по-своему жизнь терпит... (Лука)
  • Да уж чего хорошего, коли любимое забыл? В любимом вся душа. (Лука)
  • Человек - все может...лишь бы захотел... (Лука)
  • Смерть - она все успокаивает...она для нас ласковая...(Лука)
  • ...если кто кому хорошего не сделал, тот и худо поступил...(Лука)
  • И...чего тебе правда больно нужна...подумай-ка! она, правда-то, может, обух для тебя...(Лука)
  • Пепел: ...бог есть? Лука: Коли веришь - есть; не веришь - нет...Во что веришь, то и есть...
  • Люди все живут... как щепки по реке плывут... строят дом... а щепки - прочь... (Бубнов)
  • Гляди - какой я? Лысый...А отчего? От этих вот самых разных баб... (Лука)
  • В женщине душа должна быть. (Пепел)
  • Всяко живет человек...как сердце налажено, так и живет...сегодня - добрый, завтра - злой... (Лука)
  • Любить - живых надо...живых...(Лука)
  • В карете прошлого никуда не уедешь. (Сатин)
  • Я всегда презирал людей, которые слишком заботятся о том, чтобы быть сытыми (Сатин)
  • Человек - вот правда! Всё - в человеке, всё для человека! Существует только человек, всё же остальное - дело его рук и его мозга! Чело-век! Это - великолепно! Это звучит... гордо! (Сатин)
  • Болезнь - боится слова, а смерть - нет... (Бубнов)
  • Надо, девушка, кому-нибудь и добрым быть...жалеть людей надо! Христос-то всех жалел и нам так велел... (Лука)
  • Надо уважать человека! Не жалеть...не унижать его жалостью...уважать надо. (Сатин)
  • Ложь - религия рабов и хозяев… Правда - бог свободного человека! (Сатин)