Анатолий Зенченко: «Йога – это способ тренировать мозги с помощью тела. Урок сурья-намаскар с анатолием зенченко

О йоге с большой и маленькой буквы

Всю известную нам йогу можно разделить на две категории: Йога с большой буквы и йога - с маленькой.

Йога с большой буквы существовала испокон веков. Согласно преданию она берет свое начало от Адинатха - Шивы. Техники Йоги в первую очередь направлены на работу с сознанием, а знания о ней передаются ученикам от гуру в устной форме. Получая посвящение в традицию, ученик дает несколько обетов. В разных традициях и в разные времена обеты могли отличаться, но неизменно присутствовал обет не разглашать секретов практики никому и никогда. Поэтому о Йоге знают мало, она никогда не была чем-то модным или популярным. Кроме того, предлагаемые традицией техники сложны до невыполнимости, поэтому мало у кого возникает мотивация их постигать.

Йога с маленькой буквы - это как раз то, что представлено в массовом варианте и можно купить за деньги: комплексы движений, асан, простейшие дыхательные упражнения и рекомендации по питанию. Полезны ли они? Да. Работают ли они? Работают. Но эти техники не воздействуют на сознание напрямую и не меняют его качества. Поэтому не нужно питать иллюзий, что если вы еще несколько секунд постоите в бакасане, то у вас откроются все чакры и вы полетите домой в позе лотоса.

К сожалению, сейчас нередко происходит подмена понятий, когда йогу с маленькой буквы пытаются выдать за Йогу с большой буквы. Но необходимо понимать, что все виды йоги, основанные на практике асан, по сути своей являются авторскими методиками, не имеющими никакого отношения к древней традиции. И к ним неприменимо расхожее словосочетание «классическая йога», которым без зазрения совести пользуются представители некоторых направлений.

Нужно ли вам заниматься йогой? Если вы хотите подружиться с собственным телом и научиться лучше понимать себя, то йога для вас.

О занятиях йогой

Нужно ли вам заниматься йогой? Если вы хотите подружиться с собственным телом и научиться лучше понимать себя, то йога для вас. Вся наша жизнь в основном состоит из типовых ситуаций, в которых мы используем готовые поведенческие шаблоны. Но чтобы развиваться, необходимо выйти за рамки привычного. И йога дает нам такую возможность. Занимаясь практикой асан, мы принимаем различные положения тела, многие из которых, особенно на первоначальном этапе, становятся настоящим испытанием. Чтобы не сломаться и не страдать от боли, нам поневоле приходится прислушиваться к себе и искать единственно верное решение, позволяющее вернуться из дискомфортного состояния в зону комфорта. Освоив одно положение, мы переходим к другому и решаем новую задачу. Так постепенно мы учимся слушать и осознавать свое тело и настраивать гармоничное взаимодействие всех его частей друг с другом. А в результате - становимся более здоровыми и счастливыми.

Освоив одно положение, мы переходим к другому и решаем новую задачу. Так постепенно мы учимся слушать и осознавать свое тело и настраивать гармоничное взаимодействие всех его частей друг с другом. А в результате - становимся более здоровыми и счастливыми»

Досье

Анатолий ЗЕНЧЕНКО, автор методики ишвара-йоги, основатель Школы йоги в Киеве, президент Международной ассоциации йоги, Официальный представитель International Yoga Federation «World Union of Yoga» на Украине, ведущий международных семинаров, мастер-классов по теории и практике хатха-йоги, которые проходят во многих городах России и Европы.

Достижения: четвертое место на чемпионате мира по артистик-йоге (2001), серебряный призер чемпионата Европы по артистик-йоге (2001), бронзовый призер интерконтинентального чемпионата по олимпик-йоге (2001), чемпион мира по артистик-йоге (2002), бронзовый призер Кубка мира по олимпик-йоге (2002), чемпион мира по артистик-йоге (2003).

Текст: Татьяна Бушмакина.
Фото: Игорь Мазутский.

Президент Международной Ассоциации Йоги. Официальный представитель International Yoga Federation "World Union of Yoga" в Украине. Один из самых известных преподавателей Йоги на территории постсоветского пространства и за рубежом. Автор методики ИШВАРА ЙОГА.
В настоящее время Анатолий преподает в Киеве, проводит семинары в Крыму, Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Саратове и других городах Украины, России и зарубежья, выпускает видеоматериалы по йоге. Статьи об Анатолии уже неоднократно выходили в разных газетах и журналах. Статьи, написанные Анатолием, печатались в киевском журнале ЙОГА, а также в московском журнале "Йога".
"С самого детства меня не покидало ощущение того, что мир вокруг нас необычайно удивителен, он намного интересней и шире, чем нам пыталась «вдолбить» советская система. Нам говорили: «Человек не может летать», а мне верилось, что человеческий организм способен не только летать, но и проходить сквозь стены. Мне повезло – вокруг меня находились люди, отношение к миру у которых было очень похожее на то, что я себе представлял. Они и стали для меня примером. Мне хотелось быть похожими на них, и так в 10 лет я попал в зал боевых искусств, а уже через 4 года перешел на занятия йогой. В то время, не было специализированных школ, где можно было всему этому научиться. В СССР действовал запрет на карате, йогу и бридж (непонятно что общего у этих вещей, но тем не менее занятия ими были делом уголовным). Поэтому в большей степени мои занятия йогой - это была самостоятельная практика, дополненная наставлениями тех, кто учился йоге еще в 60-х годах и мог хоть что-то рассказать и подсказать. Йога стала неотъемлемой частью меня. Я занимался ею по 4 часа в день без выходных. И уже в 96-ом знаний было достаточного для того, чтобы начать преподавать.
В стране, где никому не было дела до здоровья граждан, а до занятий йогой тем более, знания приходилось собирать по крупицам. Когда я узнал, что в мире ежегодно проводятся чемпионаты по йоге, то просто взял все накопленные деньги и поехал в Аргентину. Это было рискованно – приехать на мировой чемпионат с одним желанием поучаствовать, но и желание порой творит чудеса!
Чемпионат мира в Аргентине в 2001 году – это был первый шанс посмотреть на других людей, которые преподают йогу на Западе и в Индии и сравнить себя с ними. Отмечу, что за 5 лет участия в конференциях и соревнованиях по йоге, команда из Украины занимала первые места. Конкуренцию нашим ребятам могли составить только индусы, а значит, уровень подготовки йогов на территории бывшего Союза был не так уже плох! Несмотря на все запреты, те, кто учился йоге в СССР, смогли сохранить и передать качественные знания и умения.
Разница между нами и западными практиками состояла еще в том, что они имели больше информации, они четко понимали, зачем им йога: для улучшения здоровья, или, например, чтобы подправить фигуру. Мы же, будучи ограниченными в информации о том, чего можно достичь с помощью йоги, ставили перед собой самую высокую планку – мы шли к просветлению. Либо умереть, либо делать, делать то, что для тебя наполнено смыслом. Именно поэтому и на всех чемпионатах у нас были лучшие результаты. Кроме того, любая поездка на чемпионат была возможностью посмотреть и попрактиковаться йоге в разных странах: Италии, Бразилии, Испании, Англии (кстати там мне очень хорошо помог мой английский), а это бесценный опыт разных школ и разных учителей. Кроме участия в чемпионатах, в 2000-2002 годах, я провел цикл семинаров в Англии и Ирландии, уже обучая тому, чему научился сам.
На родину йоги – в Индию попал 2005-ом. Путешествуя по стране, я пытался почувствовать ее, проникнуться культурой, бытом, запахами и вкусами этой древней земли. Я был неприятно удивлен тем, что йога, которую преподают в Индии, особенно для туристов, очень низкого качества. Я же искал новые знания. Найти их помог случай. Мне посчастливилось попасть на Кумбха-мела («праздник кувшинов»). Это действо собирает ежегодно по несколько десятков миллионов людей в одном месте: практиков всех направлений йоги, которые работают в Индии. И когда после я продолжил свое путешествие по стране, у меня уже был список адресов и имен людей, у которых можно чему-то научиться, но это уже была та йога, за обучение которой денег не берут.
Сегодня йога – это мое любимое занятие и моя работа одновременно. Так что мне повезло: я могу совмещать приятное с полезным: работать и одновременно практиковаться и путешествовать!"

Награды
4 место на чемпионате мира по артистик йоге (2001)
2 место на чемпионате Европы по артистик йоге (2001)
3 место на интерконтинентальном чемпионате по олимпик йоге (2001)
Чемпион мира в артистик йоге (2002)
Бронзовый призер кубка мира в олимпик йоге (2002)
Чемпион мира в артистик йоге (2003)

Пару дней назад основатель методики Ишвара йога, Анатолий Зенченко подробно ответил на мои вопросы о ТИЧЕРС КУРСЕ. Выглядело это вот так:

Анатолий, а расскажите побольше о курсе инструкторов.

Анатолий: Как происходит обычно: человек занимается йогой у него начинает получаться. И тут он думает: «а не начать ли мне преподавать?». Но это две большие разницы – качественно делать для себя и качественно преподавать другим.

У преподавателя должно быть понимание того, чему он хочет научить людей и каким образом он это будет делать. У него должна быть методика которая сработала не только для него самого, а методика, которая позволяет со 100% результатом, без травм научить этому любого человека. И вот этого я, к сожалению, почти нигде не вижу.

Особенность нашего курса в комплексном подходе, в методике курса затрагивается внутренняя и внешняя сторона. Внешняя сторона: это классификация асан – какими они бывают. Это простая, но четкая и подробная классификация. Ее понимание дает преподавателю ясную картину, куда он ведет ученика, возможность системно подойти к вопросу. Классификация асан это базис, на котором мы формируем принципы построения последовательностей.

Мы учим будущих преподавателей создавать любые последовательности, исходя из возможностей и потребностей группы или конкретного человека. А внутренний аспект является собственно самой основой, стержнем методики. Это принципы, дающие человеку понимание того, как любая асана делается правильно . Ясное понимание позволяет избежать ошибок, и быстро, эффективно, без травм развиваться. К сожалению, зачастую я вижу вокруг безграмотность преподавателей, которые не понимают как работает тело, как оно устроено и подвергают опасности жизнь и здоровье тех, кто приходит на занятия. Это серьезный и важный момент. Именно эти два аспекта концептуально формируют весь тичерс-курс.

А сколько лет проводятся курсы и меняется ли что-то со временем?

Анатолий: Курсы проводятся уже лет 6 и постоянно что-то меняется. Я становлюсь все опытнее и опытнее. И я четко понимаю на что нужно больше времени, а на что меньше, и как более эффективно обучить преподавателей.

С годами собирается команда опытных специалистов. Это люди которые и практикуют для себя, и преподают и являются специалистами в смежных дисциплинах – медицине, аюрведе. Поэтому можно говорить о том что уровень курсов повышается с каждым годом.

А расскажите, чем отличаются ваши курсы инструкторов йоги от других, существующих в Украине?

Анатолий: Если мы рассмотрим большинство курсов, то поймем, что у проводящих просто есть задача сделать курс, заработать определенное количество денег и забыть об этом. А мы воспитываем преподавателей, которых впоследствии берем на работу. У нас высокий ценз. Нам нужны хорошие достойные инструктора, новое поколение. Мы делаем это «для себя», имея личный интерес, в этом главное отличие.

Я нередко слышу, как организаторы курсов говорят о студентах, что никогда бы не приняли таких инструкторов на работу к себе в центр. То есть мы проводим курс для преподавателей не просто чтобы провести, а мы готовим преподавателей для себя, преподавателей с нужным опытом, навыками и умениями.

А сложно ли попасть в число студентов курса? Есть ли вступительные экзамены?

Анатолий: В начале курса для преподавателей мы проводим тестовое занятие, на котором смотрим уровень личной практики будущих студентов. Я считаю, что для того, чтобы эффективно преподавать нужно достичь определенного высокого уровня в практике. Что мы хотим видеть у «абитуриента»: падмасану, в идеале продольный и поперечный шпагат, достойные прогибы, балансы на руках – бакасана, каундиньясана, ногу за головой, стойку на голове. Одним словом – хороший уровень. Но даже если человек не дотягивает по уровню практики у него есть возможность проходить курс, но это вдвойне сложная задача. Он должен одновременно и поднять свой уровень и освоить знания курса. И нужно сказать что в моей практике были примеры, когда приходили люди, и результаты тестового занятия были печальны, но они очень успешно сдавали финальный экзамен и все было замечательно. Но это скорее исключение, чем правило.

А много ли людей идут на тичерс не чтобы стать преподавателями, а ради развития в личной практике?

Анатолий. Процентов 20-25 идут на курсы только для того чтобы почерпнуть знания, которые не получат ни в одной другой группе по йоге. У них нет желания преподавать, они делают это для себя для развития. И иногда я кусаю локти – это хорошие преподаватели, но быть они таковыми не хотят. Но это их выбор.

Курсы для преподавателей это единственное место и ситуация, где я делюсь с людьми абсолютно всем, что я знаю и умею в плане работы с телом.

А как оцениваются выпускники курсов?

Я слышала, что есть несколько попыток сдать экзамен тичерса.

Анатолий: Тестовое занятие после второй сессии такое же как при поступлении. Если с личной практикой все окей, то это формальность. Но если с этим были трудности, то нужно показать наработки и продвижения в практике.

На самом деле после окончания курса через 2 дня нужно сдать 7 экзаменов, и это не просто. Поэтому у людей есть возможность пересдать, это еще две попытки. Одна – следующей осенью через полгода, вторая – со следующим потоком в мае. Но если человек в результате сдачи экзаменов не сдал абсолютно ничего . То есть играл и не угадал не одной буквы, то я не считаю необходимым тратить ни свое, ни его время на пересдачи. Такое бывает довольно редко, но иногда случается.

Я слышала есть некий список литературы, который нужно прочитать тому, кто собирается на тичерс, какие-то классические труды по йоге?

Анатолий: Ну все не так страшно. «Труды по йоге», эти не огромные толстенные тома на древних языках, это просто тексты и они небольшие по объему. И даже если человек не преподает, а просто интересуется йогой, прочесть их ему бы не помешало. Это Йога-сутра, Шива-сутра, Хатха-йога Прадипика, Гхеранда Самхита.

А много ли практики во время самого тичерса?

Анатолий: Зачастую то, что я вижу вокруг – акцент делается именно на практику. Люди приходят и загибаются в асаны. У нас на практику асан не так много времени. Много теоретического материала и теорматериал отрабатывается в мини-группах. И отрабатываются в основном базовые асаны, которые будут преподаваться в последствии.

Я читала, что курс соответствует международным стандартам. А что это за стандарты?

Анатолий: Есть несколько крупных организаций, которые оценивают уровень курса – это Международная Федерация Йоги, Американский Йога-Альянс. И есть стандарты часов. У наших курсов это реальные часы, проведенные в зале с преподавателями – более 220 часов обучения.

Спасибо, Анатолий. Ну я думаю, в ближайшее время у меня еще созреют вопросы =)

Анатолий: Конечно. С удовольствием на них отвечу.

Advertisements

Школа йоги «Ваджра» основана в 2006 году, небольшой группой единомышленников, практикующих хатха йогу (корректный подход к позвоночнику).


Основой КПП в практике асан является использование только тех положений тела, движений и направлений которые исключают риск травмы позвоночника.

Корректный подход к позвоночнику в практике Йоги отличается от современного общераспространенного подхода к выполнению асан, при этом полностью соответствует классическому подходу к практике асан древнеиндийских школ Йоги, описания которых можно встретить в упанишадах и трактатах по Йоге. Что еще раз подтверждает истину, что «все новое - это хорошо забытое старое».

лет опыта

постоянных инструкторов

проведенных семинаров

год основания

Методика КПП в асанах основана на современных знаниях физиологии и анатомии, медицины, а также знаний полученных из древних текстов по Хатха Йоге.

При формировании направления КПП были проведены исследования влияния различных асан на позвоночник здорового человека. Также исследовались возможности восстановления позвоночника с патологиями. Из положений тела, которые подаются практикующим, принципиально исключены те асаны, которые могут теоретически привести к травмам позвоночника или усугубить имеющиеся смещения и травмы сегментов позвоночного столба.

Основателями направления КПП, была поставлена цель преподавать физический аспект хатха йоги так, что бы человек, пришедший на занятие, здоровый или уже с нарушениями целостности соединений межпозвонковых дисков, не ухудшит свое состояние, а наоборот улучшит его (принцип из медицины - «не навреди»), укрепив позвоночник, первозначной функцией которого является защита центральной нервной системы - залог основы здоровья всего организма.

Во время совершенствования практики родилось золотое правило Корректного подхода к позвоночнику - сохранять таз и плечи в одной плоскости, или удерживание позвоночника в естественно ровном положении.

Почему такое внимание уделено именно позвоночнику? И почему мы, постоянно сетуя на то, что все болезни «от нервов», не задумываемся каким образом нервы мешают нам спокойно жить?

Позвоночник является саркофагом центральной нервной системы. Первая и самая важная функция позвоночника в нашем теле - это защита центральной нервной системы, расположенной внутри него. И только во второю очередь позвоночник является частью опорно-двигательной системы. Нервная система представляет собой главный аппарат управления организма, функционирующий как сложнейшее устройство. Неправильное использование позвоночника может привести к повреждению этой системы, отвечающей за работу всех внутренних органов. Правильная же работа с позвоночником, основанная на понимании его функций и возможностей, обеспечит стабильную работу внутренних органов, избавление от существующих заболеваний и здоровье тела.

При неправильной работе с позвоночником в асанах или других физических упражнениях возможно смещение составных элементов позвоночника - позвонков, вследствие чего возникает ущемление или зажатие нервов, которые отходят от спинного мозга, либо их перерастижение. Это в свою очередь ведет к образованию межпозвоночных грыж, которые могут сдавливать сосуды и нервы отвечающие за обеспечение бесперебойной работы внутренних органов. Вследствие этого органы начинают работать неправильно - возникает болезнь.



Пахомов Анатолий - автор КПП

Автор методики

Автором идеи и разработчиком Корректного подхода к позвоночнику является Анатолий Пахомов - основатель Киевской школы йоги и Международной Федерация Йоги Корректного подхода к позвоночнику, преподаватель c медицинским и физкультурным образованием, посвятивший учению йоги более 20 лет.

Анатолий Пахомов один из немногочисленных опытных практиков, и единственным преподавателем йоги, который задумался о наличии травм и ухудшения здоровья у преподавателей йоги (особенно это сказывалось на жалобах в спине). И как говорят мудрецы - Учитель приходит, когда ученик готов. Этим Учителем оказался костоправ, обладающий видением Главчев Юрий Николаевич. Главчев - это один из редких людей, обладающий прямым восприятием энергии - видящий (но не занимающийся предсказаниями будущего), излечивший множество людей.

Благодаря знаниям, полученными от Юрия Николаевича, его помощи в анализе и объяснении воздействия асан, биомеханики отдельных сегментов позвоночника в асанах, мы обрели способность различение методов воздействия. В следствие чего появилась возможность формирования принципов, которые стали фундаментом основы методики корректного подхода к позвоночнику. Ничего нового мы не придумали, мы просто вернулись к истоку знаний о работе с человеческим телом, следуя принципу «не навреди».


Значение термина «Ваджра»

(Деванагари: ????, по-тибетски: дорже) — ритуальное и мифологическое орудие в буддизме, джайнизме и индуизме. На санскрите слово имеет несколько значений: «молния», а также «бриллиант».

Представляет собой пучок стрел (в раннеиндуистских изображениях), в буддизме благодаря загибанию и соединению концов превращается в короткий металлический жезл. Имеет символическую аналогию с алмазом — может резать что угодно, но не сам себя — и с молнией — непреодолимая сила.

Ваджра символизирует силу и твердость духа.

В индуизме оружие Индры.

Благодаря важности символического значения Ваджры, этот символ распространился вместе с индийской религией и культурой в остальные части Азии. Ваджра используется в Индии, Непале, Тибете, Бутане, Таиланде, Камбодже, Мьянме, Китае, Корее и Японии.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии.

Благодарности

Благодарим всех Учителей Йоги!

Благодарим нашего учителя - Главчава Юрия Николаевича за любовь и здоровые позвоночники:-)

Благодарим Анатолия Пахомова и Киевскую школу йоги за вдохновение, Знания и поддержку!

Благодарим наших студентов и едономышленников за поддержку и любовь

Анатолий Зенченко

Профессиональный преподаватель Хатха Йоги, официальный представитель International Yoga Federation “World Union of Yoga” в Украине.

Он с десяти лет занимался боевыми искусствами. Занятия карате плавно сменились йогической практикой.

Дальнейшая, самостоятельная практика вылилась в преподавание Йоги и выступления со сложнейшими йогическими номерами в ночных клубах. Уровень владения асаной, демонстрируемый Анатолием, был настолько высок, что даже выпускники эстрадно-цирковых училищ вряд ли могли составить ему конкуренцию.

Параллельно А. Зенченко работал над книгой, в соавторстве с С. Сидорцовым и М. Ясочкой, которая была опубликована издательством «Ника центр» в 1998 г. под названием «Йога восьми кругов (сетовый тренинг)».

Постепенно преподавание Йоги стало основным занятием его жизни. В настоящее время Анатолий преподает в Киеве, проводит семинары в Сибири, Москве, Питере и других городах Украины и России и Зарубежья, выпускает видеоматериалы по Йоге.

Один из самых известных преподавателей Йоги на территории постсоветского пространства и за рубежом. Автор методики ИШВАРА ЙОГА .

Награды:

4 место на чемпионате мира по артистик йоге (2001)
2 место на чемпионате Европы по артистик йоге (2001)
3 место на интерконтинентальном чемпионате по олимпик йоге (2001)
Чемпион мира в артистик йоге (2002)
Бронзовый призер кубка мира в олимпик йоге (2002)
Чемпион мира в артистик йоге (2003)

Статьи об Анатолии уже неоднократно выходили в разных газетах и журналах. Статьи, написанные Анатолием, печатались в киевском журнале ЙОГА, а также в московском журнале "Йога".

"С самого детства меня не покидало ощущение того, что мир вокруг нас необычайно удивителен, он намного интересней и шире, чем нам пыталась "вдолбить" советская система. Нам говорили: "Человек не может летать", а мне верилось, что человеческий организм способен не только летать, но и проходить сквозь стены.

Мне повезло - вокруг меня находились люди, отношение к миру у которых было очень похожее на то, что я себе представлял. Они и стали для меня примером. Мне хотелось быть похожими на них, и так в 10 лет я попал в зал боевых искусств, а уже через 4 года перешел на занятия йогой.

В то время, не было специализированных школ, где можно было всему этому научиться. В СССР действовал запрет на карате, йогу и бридж (непонятно что общего у этих вещей, но тем не менее занятия ими были делом уголовным). Поэтому в большей степени мои занятия йогой - это была самостоятельная практика, дополненная наставлениями тех, кто учился йоге еще в 60-х годах и мог хоть что-то рассказать и подсказать. Йога стала неотъемлемой частью меня. Я занимался ею по 4 часа в день без выходных. И уже в 96-ом знаний было достаточного для того, чтобы начать преподавать.

В стране, где никому не было дела до здоровья граждан, а до занятий йогой тем более, знания приходилось собирать по крупицам. Когда я узнал, что в мире ежегодно проводятся чемпионаты по йоге, то просто взял все накопленные деньги и поехал в Аргентину. Это было рискованно - приехать на мировой чемпионат с одним желанием поучаствовать, но и желание порой творит чудеса!

Чемпионат мира в Аргентине в 2001 году - это был первый шанс посмотреть на других людей, которые преподают йогу на Западе и в Индии и сравнить себя с ними. Отмечу, что за 5 лет участия в конференциях и соревнованиях по йоге, команда из Украины занимала первые места. Конкуренцию нашим ребятам могли составить только индусы, а значит, уровень подготовки йогов на территории бывшего Союза был не так уже плох! Несмотря на все запреты, те, кто учился йоге в СССР, смогли сохранить и передать качественные знания и умения.

Разница между нами и западными практиками состояла еще в том, что они имели больше информации, они четко понимали, зачем им йога: для улучшения здоровья, или, например, чтобы подправить фигуру.

Мы же, будучи ограниченными в информации о том, чего можно достичь с помощью йоги, ставили перед собой самую высокую планку - мы шли к просветлению. Либо умереть, либо делать, делать то, что для тебя наполнено смыслом. Именно поэтому и на всех чемпионатах у нас были лучшие результаты. Кроме того, любая поездка на чемпионат была возможностью посмотреть и попрактиковаться йоге в разных странах: Италии, Бразилии, Испании, Англии, а это бесценный опыт разных школ и разных учителей. Кроме участия в чемпионатах, в 2000-2002 годах, я провел цикл семинаров в Англии и Ирландии, уже обучая тому, чему научился сам.

На родину йоги - в Индию попал 2005-ом. Путешествуя по стране, я пытался почувствовать ее, проникнуться культурой, бытом, запахами и вкусами этой древней земли.

Я был неприятно удивлен тем, что йога, которую преподают в Индии, особенно для туристов, очень низкого качества. Я же искал новые знания. Найти их помог случай. Мне посчастливилось попасть на Кумбха-мела ("праздник кувшинов"). Это действо собирает ежегодно по несколько десятков миллионов людей в одном месте: практиков всех направлений йоги, которые работают в Индии.

И когда после я продолжил свое путешествие по стране, у меня уже был список адресов и имен людей, у которых можно чему-то научиться, но это уже была та йога, за обучение которой денег не берут.

Сегодня йога - это мое любимое занятие и моя работа одновременно. Так что мне повезло: я могу совмещать приятное с полезным: работать и одновременно практиковаться и путешествовать!"