Багуачжан – ладонь восьми триграмм. Даосские практики для мужчин

Некоторые характеристики пяти первоэлементов

Из этой таблицы можно видеть, что принадлежность предмета или явления к одному из первоэлементов определяется только его свойствами и функциями, безотносительно к конкретному веществу.

Пяти элементам присущи два основных циклических взаимодействия: взаимопорождение (на рисунке ниже показаны сплошной линией) и взаиморазрушение (пунктирная линия).

Цикл созидания и разрушения для пяти первоэлементов

Взаимопорождение элементов: Дерево порождает Огонь, Огонь – Землю, Земля – Металл, Металл – Воду, Вода – Дерево. В этой цепочке каждая предшествующая фаза выступает в качестве «матери» по отношению к последующей. Мнемоническое правило для запоминания цикла созидания: «Дерево, сгорая, дает Огонь. Огонь оставляет после себя пепел, из которого образуется Земля. В Земле (в виде полезных ископаемых) находится Металл. С помощью Металла, превращенного в лопату, копают почву и добывают Воду. Вода питает Дерево».

Взаиморазрушение элементов: Дерево побеждает Землю, Земля – Воду, Вода – Огонь, Огонь – Металл, Металл – Дерево. Мнемоническое правило для запоминания порядка взаимоуничтожения первоэлементов следующее: Металл рубит Дерево. Дерево своими корнями разрушает целостность Земли. Земля засыпает Воду. Вода гасит Огонь. Огонь плавит Металл.

Восемь триграмм

Дальнейшее деление четырех образов позволило создать так называемые триграммы, представляющие собой комбинации сплошной (Ян) и прерывистой (Инь) черт.

Формирование восьми триграмм из символа Тай-Цзи, двух начал и четырех образов

Значение триграмм

Графическое начертание триграмм (как, впрочем, и всех иероглифов) определяет их название. Например, триграмма Огонь – это Инь внутри Ян (огонь горяч, светел и активен, а внутри пуст), Вода – это Ян внутри Инь (мягкая снаружи, но жесткая и несжимаемая внутри, она способна сокрушить все на своем пути).

Триграммы располагаются по «Прежденебесной» (по Фу Си) и «Посленебесной» (по Вэнь Вану) схемам.

Прежденебесная схема триграмм

Посленебесная схема триграмм

Триграммы наделены многими характеристиками, например каждая из них соответствует своей стороне света и отрезку времени. Таким образом, восемь триграмм интегрируют в себе физические циклы космоса и биологические циклы человеческого организма.

Восемь триграмм, расположенные по кругу, принято называть восемью, а вместе с центром – девятью дворцами.

Реализация философских принципов в У-Шу

Очевидно, что Ба-Дуань-Цзинь имеет ярко выраженные воинские корни. Поэтому мы позволим себе проиллюстрировать упомянутые выше принципы на примере трех основных внутренних школ У-Шу, где эти принципы выражены настолько явно, что их можно показать в полном смысле слова вручную.

Так, взаимодействие двух начал (Инь и Ян) имеет универсальное применение. Классификация была простой и практичной. Вдох – Инь, выдох – Ян. Спокойное – Инь, движущееся – Ян. Подъем и растяжение – Ян, опускание и сжатие – Инь. Возможно, ярче всего теория Инь-Ян отображается в основополагающем принципе У-Шу внутренних школ: «находясь в покое, думать о движении, находясь в движении, думать о покое».

Четыре образа, которые рождаются из двух начал, также представляют собой весьма общую характеристику в У-Шу. Это может быть, например, обозначение четырех конечностей, четыре направления движения (вперед-назад, вправо-влево). В школе «Формы и воли» (Синь-И-Цюань) четыре явления соответствуют так называемым четырем окончаниям: язык (окончание плоти), зубы (окончание костей), ногти (окончание сухожилий), волосы (окончание кровеносной системы).

Принцип пяти элементов наиболее ярко выражен в стиле Синь-И-Цюань, где этим элементам соответствуют определенные виды усилий.

Соответствие первоэлементов и усилий в Синь-И-Цюань

В стиле «Великого Предела» (Тай-Цзи-Цюань) пять элементов ассоциируются с пятью основными видами шага (вперед-назад, влево-вправо, центральное равновесие). Такой подход определяет рисунок поединка: каждому положению партнера противопоставляется такая позиция, первоэлемент которой позволяет ей «одолеть» стойку партнера, подобно тому, как одна фаза мирового круговорота «побеждает» другую.

Символика триграмм широко использовалась во многих школах У-Шу для описания практики внутренней работы.

Например, в Тай-Цзи-Цюань восемь основных усилий, или восемь ворот (четыре стороны и четыре угла), прямо соответствуют восьми триграммам.

(прежденебесное расположение)

Соответствие триграмм и типов усилий в Тай-Цзи-Цюань

(посленебесное расположение)

Однако наиболее наглядно принцип восьми триграмм отражен в стиле, который так и называется – «Ладонь восьми триграмм» (Ба-Гуа-Чжан) . В этом стиле триграммы прямо соответствуют принятым в школе восьми базовым формам («восьми старым ладоням»).

Соответствие триграмм и базовых форм в стиле Ба-Гуа-Чжан

Во многих школах У-Шу схема девяти дворцов (восьми триграмм с центром) используется как шаблон для тренировки перемещений в пространстве. Для этого на специальной площадке в землю вкапываются деревянные столбы, между которыми нужно перемещаться в специальном порядке. От столба на севере (Кань) – на юго-запад (Кунь), затем, обогнув этот столб, на восток (Чжэнь), далее к соседнему столбу на юго-западе (Сюнь), после чего, обогнув этот столб с юга, мимо центрального столба на северо-запад (Цянь), далее к соседнему столбу на юго-западе (Дуй), затем вновь на восток (Гэнь) и далее к самому южному столбу (Ли), после чего возврат назад тем же маршрутом.

Отметим, что хотя, как показано выше, каждая из внутренних школ использует все без исключения традиционные философские принципы, основной акцент делается следующим образом.

Принцип Инь-Ян: Тай-Цзи-Цюань (кулак Великого Предела);

Пять первоэлементов: Синь-И-Цюань (кулак формы и воли);

Восемь триграмм: Ба-Гуа-Чжан (ладонь восьми триграмм).

Реализация философских принципов в Ба-Дуань-Цзинь

Очевидно, что Ба-Дуань-Цзинь, как и все прочие системы, будет работать и с принципами Инь-Ян и Пяти первоэлементов. Однако, как очевидно следует из названия, наибольший акцент в этом комплексе, скорее всего, сделан на принципе восьми триграмм.

То, что упражнений восемь, не случайно. Дело в том, что восьмерка – любимое число в китайской нумерологии , символ совершенства, полноты в природе и в государстве. Это Ба-Гуа (8 триграмм в И-Цзин), 8 направлений, 8 сезонов и 8 ветров, диктующих погоду. Это 8 годовых праздников; 8 богов (Неба, Земли, Войны, Тьмы, Света, Луны, Солнца, четырех времен года); 8 духов, 8 драгоценностей (сердолик, коралл, черепаховая кость, перламутр, рубин, лунный камень, горный хрусталь, серебро); 8 классов приближенных императора. В гадании восьмерка означает завершение всего и смерть – с почестями или без. В двенадцатеричном цикле восьмерка означала «Плоды», изобилие и потребление. При десятеричном отсчете считалось, что числом управляет Венера и стихия металла, оно называлось «Котел» – это ценность, полезная вещь, притяжение пищи и богатства. Омоним числа восемь – «процветание».

Философия даосизма учит созерцать и наблюдать тенденции и энергетические потоки, и ни в коем случае не идти против течения, а распознавать ритм мироздания и включаться в него. Даосизм учит спокойствию и самоконтролю как над телом, так и над эмоциями. С европейской точки зрения, это умение распознавать пути наименьшего сопротивления и использовать их в своих интересах. Учение Дао многогранно, коснулось оно и практик оздоровления организма, и практик сексуальных отношений. В отличие от христианской традиции, даосы не считали секс греховным, они воспринимали его как энергетический процесс, являющийся частью Вселенной, и стремились к его совершенству. В итоге даосы разработали оригинальную систему физических упражнений, которая призвана оптимизировать энергетические процессы (энергию «ци») в теле человека.

Даосские упражнения для улучшения циркуляции «ци»

«Семь чудесных упражнений». Цель этого комплекса заключается в усилении циркуляции «ци» и увеличении общего энергетического потенциала организма. Первые четыре упражнения стимулируют циркуляцию потоков «ци», остальные три помогают улучшить кровообращение, избавиться от застойных явлений, обеспечить кровоснабжение всех отдаленных участков.

Комплекс «Семи чудесных упражнений» с комментариями есть на видео:

Даосские практики для мужчин

В даосизме потеря семени расценивается как потеря лимитированной жизненной силы и как причина истощения организма; другими словами, даосы рекомендуют всячески экономить сперму, не отказываясь при этом от сексуальной активности.


Не нервничайте, относитесь ко всему спокойно и используйте время так, как вам нужно

В уретральном канале в районе основания пениса имеется утолщение – семенной бугорок. Через тело семенного бугорка проходят семявыводящие протоки. Сперма, поступая через них при эякуляции, расширяет протоки и воздействует на нервные рецепторы семенного бугорка. Это и вызывает ощущение оргазма у мужчины.

На этих процессах основана даосская техника множественного мужского оргазма, когда поток спермы механически останавливается на уровне семенного бугорка и отжимается обратно (что производится сжатием тренированной лобково-копчиковой мышцы). Таким способом можно неоднократно получить ощущение оргазма без эякуляции. Кроме того, в даосских техниках практикуют заброс семени в мочевой пузырь, контролируя запирательный механизм мочевого пузыря. Польза и безопасность для мужского здоровья техники перенаправления потока спермы весьма спорна и сомнительна. Даосы считают сохраненное этим довольно экстремальным способом семя дополнительным источником энергии и долголетия, что также вызывает сомнение (все равно семенная жидкость покинет организм, только с мочой).

В то же время преждевременная эякуляция является частой мужской проблемой и лишает сексуального удовлетворения очень многие пары. С помощью даосских практик реально научиться контролировать семяизвержение и регулировать продолжительность полового акта.


Мужчины, которые считают, что секс на 5-15 минут способен в полной мере удовлетворить свою спутницу, ошибаются

Почувствовав приближение эякуляции, мужчина напрягает задний проход и тазовое дно, приостанавливая дыхание, как в описанном ниже упражнении «Олень». Это несколько снижает интенсивность сексуальной активности мужчины, как и желание. При хорошем самоконтроле мужчина может приостановить эякулят в районе семенного бугорка, испытав подобие оргазма; после короткой паузы он может продолжать фрикции, продлевая половой акт.

Для мужчин и женщин

Приводим несколько несложных, но эффективных упражнений из разных даосских стилей:

  1. Первоезолотоеупражнение «Олень».

Считая оленя животным с высокой потенцией, даосы наблюдали за его поведением и заметили, что он постоянно трясет хвостом. Зачем он трясет, знает только олень, но даосы расценили его поведение как тренировку лобково-копчиковой мышцы. Упражнение помогает предотвратить пролапс органов малого таза, который может возникать с возрастом и ухудшать сексуальную функцию (а также вызывать недержание мочи и кала) как у женщин, так и у мужчин. К тому же тренированная лобково-копчиковая мышца дает возможность контролировать продолжительность полового акта. «Олень» напоминает упражнения Кегеля.


Регулярная практика даосских упражнений позволит ощутить свое тело более остро, прочувствовать его процессы, а также даст возможность оказывать на них влияние и управлять ими

Вначале нужно прочно встать на ровной поверхности прямо и промассировать средними пальцами обеих рук затылочную ямку у основания черепа 49 раз. Предполагается, что это активизирует нервные окончания у входа в мозг. Затем надо сложить пальцы в щепоть вокруг большого пальца.

Вдох производится носом и удерживается в течение 10–15 секунд. В это время следует быстро и сильно напрячь тазовое дно и втянуть анус. Затем следует выдох через нос в течение 5 секунд. Рот должен быть закрыт, язык – за нижним рядом зубов. Расслабление должно происходить на выдохе. Упражнение выполняется 21 раз – после сна и перед сном.

  1. «Восстанавливающий источник».

Упражнение призвано нормализовать функцию почек. Сначала нужно стать прямо, ноги на ширине плеч, руки висят и расслаблены, дыхание через нос. Глубокий вдох, одновременно приподнимаясь на носки и разворачивая плечи. Дыхание нужно постараться остановить на минуту и встряхнуться всем расслабленным телом. Мужчинам при этом предлагается потрясти гениталиями, а женщинам расслабить сфинктер входа во влагалище. На выдохе подтянуть живот и мягко опустить пятки. Плюс к этому, нужно произвести круговые движения плеч 16 раз по «восьмерке» (при этом уже можно произвольно дышать). Руки остаются опущенными. При правильном выполнении упражнения можно почувствовать приток крови к пальцам.


Практикуя даосские упражнения, мужчина сможет данную энергию использовать для общего оздоровления, повышая тем самым свою жизнеспособность

  1. Упражнение «8 диаграмм» («8триграмм»).

Руки рисуют фигуру, похожую на символ «инь-ян» в круге (триграмму). Встать прямо, руки свисают, тело и ум расслаблены. Медленно поднять руки перед собой до уровня плеч, как будто держите круглый предмет, слегка присесть. Левая рука плавно поднимается над головой, а правая идет вниз, описывая дугу сзади, при этом выполняется полуприседание на левую ногу. Затем правую руку поднять вперед и вверх, пока она не поднимется над головой. Повернуть правую ладонь назад и очертить рукой вертикальный круг, а затем «инь-ян» в этом круге. Описав символ, правая рука должна подняться над головой. Шагнуть правой ногой вперед и полуприсесть на нее. Левая рука идет вниз и назад, очерчивая символ триграммы. Закончив описание символа, левая рука оказывается над головой. Затем вниз идет правая рука и вновь рисует символ, а правая нога шагает назад. Упражнение делается 8 раз на каждую сторону приблизительно за минуту и похоже на своеобразный танец.

Описать словами все этапы этого упражнения довольно сложно, лучше посмотреть его выполнение на видео:

Упражнение развивает координацию движений, успокаивает нервную систему (следя за движениями рук и ног, вряд ли можно думать о чем-нибудь еще), активизирует ряд рефлексогенных точек в районе лопаток, плеч и шеи. Считается, что систематическое выполнение «8 триграмм» предотвращает болезни сердца, в том числе инфаркт миокарда.


Цель данного упражнения заключается в том, чтобы помочь организму впитать свежие элементы, а также избавиться от использованных
  1. «Черепаха втягивает голову».

Упражнение помогает избавиться от брюшного жира (абдоминального ожирения) и чрезвычайно полезно при метаболическом синдроме и диабете. Стоя, свесить руки вдоль тела. Ладони развернуть к земле. Руки приподнять до груди. Сделать полушаг вперед и полуприсед на переднюю ногу. Наклон, руки пытаются «загрести» землю, а потом поднимаются по передней ноге (она в это время плавно выпрямляется) к животу, поворачиваясь ладонями к телу.

Выполнение «черепахи» показано на видео:

  1. «Полет птицы Рух» Это упражнение совершенствует координацию движений и нормализует вес.

Руки перед грудью расположены так, будто держат мяч. Этим «мячом» нужно описать горизонтальную восьмерку, опуская его вниз и начиная подъем в крайней достижимой точке (половина восьмерки). Далее руки возвращаются к груди и описывают вторую половину восьмерки с другой стороны.

Движения рук сопровождаются поворотами торса:

  1. «Парящий белый журавль».

Это целый комплекс упражнений, построенный на имитации движений журавля, его головы, шеи и крыльев. Предназначен для оздоровления позвоночника, эффективен для борьбы с шейным остеохондрозом, способствует нормализации артериального давления, устранению головных болей и болей в спине. Как выполнять движения, лучше посмотреть на видео, видеоряд сопровождается комментариями.

Упражнения просты и не требуют особой физической подготовки, вот два из них:

  • «Малый журавль»;

  • «Шея журавля».

Тебе хотелось бы, чтобы твоё лицо было стройнее, а его контуры стали более чёткими? Это возможно.

Сегодня мы предлагаем тебе 8 специальных упражнений для лица, регулярное выполнение которых поможет тебе добиться желаемой цели. В продолжении этой статьи мы расскажем тебе подробнее о том, что следует делать.

Уверяем тебя, эти упражнения очень простые и ты легко сможешь делать их дома. Убедись на своём собственном опыте в их эффективности. Если ты хочешь иметь стройное лицо, уделяй время упражнениям и вскоре ты заметишь разницу.

1. Разогрев мускулатуры

Перед началом выполнения упражнений необходимо разогревать мускулатуру лица. Благодаря этой полезной привычке ты сможешь быть уверена в том, что твои усилия не пропадут зря.

Выполнять разогрев мускулатуры лица следует как и стоя, так и сидя. Следи за тем, чтобы твоя спина всегда оставалась прямой.

Упражнение заключается в том, чтобы медленно произносить гласные: «а», «о», «и», «э». Повторяй эту процедуру до тех пор, пока не почувствуешь, как по всему твоему лицу распространилось тепло.

2. Подбородок вверх

Подними подбородок как можно выше. Для того, чтобы это упражнение стало эффективнее, необходимо сесть на стул и откинуть голову назад.

3. Замри!

Это упражнение состоит в том, чтобы замереть и оставаться неподвижной в течение 10-15 секунд. Обхвати своё тело руками, обнимая саму себя. Затем начни вытягивать шею вверх. Следи за тем, чтобы твоя спина оставалась прямой.

Как только ты достигнешь своего предела, выполни глубокий вдох и замри на 10-15 секунд. После этого вернись в начальную позицию.

Речь идёт об очень простом, но эффективном упражнении, позволяющим сохранить тонус кожи. Во время его выполнения старайся держать голову ровно.

Опусти уголки губ и продолжай тянуть их вниз в течение 5 секунд. Вернись в начальное положение. Выполни одну серию упражнений по 5 повторов до тех пор, пока не заметишь, как твои мышцы начали уставать.

4. Сидя на стуле

Четвёртое упражнение для лица выполняется сидя на стуле. Выпрями спину, возьми карандаш и зажми его губами. Старайся при этом не двигать головой.

Напиши в воздухе своё имя или хотя бы несколько его первых букв. Повторяй упражнение в течение как минимум 3 минут. Затем сделай паузу и вновь повтори процедуру.

5. Упражнение для мышц шеи

Следующее упражнение очень полезно для мускулатуры шеи. Оно поможет тебе сделать более чёткими контуры твоего лица.

Наклони голову вправо, пытаясь коснуться ухом плеча. При этом слегка надавливай правой ладонью на левый висок, фиксируя голову в этом положении.

Задержись в этом положении на 10 секунд, после чего повтори то же самое с левым ухом и плечом.

6. Губы и щеки

Для выполнения этого упражнения необходимо глубоко вдохнуть воздух. Затем сожми губы и надуй щеки.

Положи ладони рук на щёки, закрывая пальцами уши. Начни надавливать на щёки для того, чтобы выпустить воздух. В то же время необходимо оказывать сопротивление мышцами щёк.

Прилагай как можно больше усилий для того, чтобы эта борьба продолжалась 5-6 секунд. После этого расслабься и отдохни. Повтори данное упражнение 5-6 раз.

7. Рот

Это упражнение заключается в том, чтобы закрыть рот и надавливать обеими губами на зубы. Слегка выдвини вниз нижнюю челюсть.

Положи указательный палец на подбородок, надавливая на него. Оказывай сопротивление, продолжая выдвигать подбородок. Крепко сжимай мускулатуру подбородка. Поочерёдно расслабляй и напрягай мускулатуру. Повтори это упражнение 10 раз.

8. Кулаки и подбородок

Это упражнение очень важно. Речь идёт о последнем и наиболее сложном из восьми упражнений для лица. Его цель - укрепление мышц, расположенных под языком, и мускулатуры нижней челюсти.

Расположи кулаки под подбородком. Надави языком на область рта, расположенную внизу под передними зубами.

В одно и то же время надавливай кулаками на подбородок и оказывай сопротивление языком. Задержись в таком положении на 30 секунд. Затем расслабь мышцы на 5 секунд и вновь приступи к выполнению упражнения. Необходимо повторить его 10 раз

Наука школы "Кулак Восьми триграмм"

Перевод с китайского: В. В. Малявин

1. ФОРМА И СУЩНОСТЬ КУЛАЧНОГО ИСКУССТВА "ВОСЬМИ ТРИГРАММ"

В древности Фуси, будучи царем Поднебесной, созерцал образы на Небе, созерцал порядок на земле, созерцал узоры зверей и птиц, сообразные с линиями земли . Вблизи обращал взор к собственному телу, вдали обращал взор к явлениям мира и таким способом сотворил восемь триграмм, всемерно постигнув совершенство духовного просветления и определив законы соответствия всего сущего. Если говорить применительно к человеческому телу, то голова соответствует триграмме Цянь, живот - триграмме Кунь, ноги - триграмме Чжэнь, бедра - триграмме Сюнь, уши - триграмме Кань, глаза - триграмме Ли, руки - триграмме Гэнь, а рот - триграмме Дуй. А если говорить, имея в виду строение тела, то живот соотносится с Беспредельным, пупок - с Великим Пределом, почки - с двумя началами мироздания, две руки и две ноги - с Четырьмя явлениями, восемь суставов на руках и ногах- с восемью триграммами, а 64 сустава тела - с 64 гексаграммами... Восемь триграмм, соответствующих внутренним органам, относятся к области внутреннего и являют собой основу, а восемь триграмм, соответствующих четырем конечностям, относятся к области внешнего и являют собой способ применения основы. Внутреннее - это Предшествующее Небо, а внешнее - это Последующее Небо. Во "Внутреннем Каноне" говорится: "В каждом человеке имеется основа Предшествующего и Последующего Неба. Почки - основа Предшествующего Неба, селезенка - основа Последующего Неба". Основа означает: корень или исток. Не бывает, чтобы река не имела истока, а дерево не имело корней. Очистите исток реки, и она сама собой станет полноводной. Увлажните корень дерева, и листва его станет пышной. Таков закон самой природы. Искусные в деле врачевания должны первым делом радеть об основе и знать, что почки соответствуют водам Севера, а вода - исток Небесного единства, что селезенка соответствует земле как Срединной стихии , а Земля - мать десяти тысяч вещей. В человеческом организме сначала появляется селезенка, а потом во взаимном порождении воды, огня, дерева и металла образуются все пять внутренних органов, после чего появляются шесть внутренностей , четыре конечности и сотня костей. Так человеческое тело обретает законченность. И Предшествующее, и Последующее Небо в теле человека неотделимы от восьми триграмм"

2. ТРИ ПОРОКА НОВИЧКА В ШКОЛЕ

Три порока в учении суть следующие:

  1. Волнение;
  2. Стесненность в движениях;
  3. Напряжение в плечах и в животе.

У того, кто взволнован, энергия будет скапливаться в груди, и в деятельности всех органов тела наступит разлад. У того, кто стеснен в движениях, кровь не будет свободно обращаться в организме, энергетические каналы окажутся закупоренными, и там, где скопится энергия, возникнет болезнь. У того, кто не сможет снять напряжение в плечах и животе, энергия, поднимающаяся вверх, не возвратится в Киноварное поле , в ногах не будет опоры, а во время занятий в организме не будет гармонии, так что все движения будут не к месту и не ко времени. Вот почему, коли не обращать внимания на три порока, можно причинить себе вред занятиями кулачным искусством.

3. ДЕВЯТЬ ПРАВИЛ ЗАНЯТИЯ КУЛАЧНЫМ ИСКУССТВОМ

Девять правил занятий по школе "Восьми триграмм" суть следующие: умей оседать; умей охватывать пространство; умей воспарять; умей блюсти пределы; умей скручиваться; умей быть расслабленным; умей держаться земли; умей сжиматься; владея восходящим, проницающим, умей вторгаться нисходящим и круговыми движениями.

  1. Оседание : центр тяжести должен находиться ниже пояса, и тогда энергия сама потечет вверх по позвоночному столбу.
  2. Охват : грудь всеобъятно-пустотна; открыв себя миру, следуй токам энергии, и тогда сила Инь сама опустится вниз.
  3. Воспарение : восходящее движение жизненной силы.
  4. Пределы : кончик языка, темя и кончики пальцев.
  5. Скручивание : руки вращаются вдоль своей оси, и энергия достигает середины ладоней.
  6. Расслабление : плечи раскрыты и кажутся упругими, как натянутый лук.
  7. Влечение к земле : когда руки выставлены вперед, локти обращены вниз, словно земля притягивает их.
  8. Сжатие : плечи и бедра следуют вращению туловища.
  9. Восходящее, проницающее и круговое движения : восхождение пресуществляется в следование, проницающее движение - в круговое. Восходящее движение - поступательное, нисходящее - попятное. Восхождение и проницание означают вход в пространство, защищаемое противником, а нисходящее движение и вращение означает нанесение удара. Их чередование подобно безостановочному вращению колеса.

4. ЧЕТЫРЕ СОВЕРШЕНСТВА, ВОСЕМЬ ВИДОВ МАСТЕРСТВА И ЧЕТЫРЕ СОСТОЯНИЯ

Четыре совершенства означают: следование, движение вспять, согласие и превращение. В них выражается закон сообразности всех движений в кулачном искусстве.

Следование: руки и ноги двигаются сообразно их естественному строению. Движение вспять: энергия действует в направлении, обратном действию физической силы. Согласие: энергия и физическая сила уравновешены и не ущемляют друг друга. Превращение: энергия Последующего Неба возвращается в Киноварное поле и восходит вновь к подлинному Ян.

Восемь видов мастерства означают: толчок двумя руками, поддержка руки противника, захват руки противника, отвод руки противника вправо или влево, вверх или вниз, блокирование сбоку, наложение руки на противника, удар открытой ладонью, сдерживание противника. Эти восемь видов мастерства имеют 64 случая применения, которые соответствуют 64 гексаграммам.

5. БЕСПРЕДЕЛЬНОЕ

Форма Беспредельного соответствует тому состоянию, когда человек еще не начал упражнение, и сознание его как бы хаотично и смутно, энергия в теле движется непроизвольно, повинуясь лишь Небесной природе, не имея ни меры, ни порядка. Тогда человек не стремится украшать себя вовне и укреплять жизненную силу внутри. Он способен лишь следовать потоку жизни, не интересуясь, откуда приходит он. Тело его как бы пустотно и податливо...

Занятия по школе "Восьми триграмм" начинаются с формы Беспредельного. В исходной позиции нужно встать прямо, руки опущены и расслаблены, пятки вместе, ступни развернуты на 90°. У вас должно быть такое ощущение, словно вы парите в пустоте. Покой - это сущность Беспредельного, а движение - способ применения Беспредельного. Если говорить о покое: внутри вас полная пустота, исчезли все мысли, взгляд не устремлен ни вовне, ни вовнутрь. Если говорить о движении: следуете естественному вращению тела. Тогда в вас может родиться энергия Беспредельного. Оно вздымается, подобно клубящимся испарениям и растекается, как водный поток. Хотя существо Беспредельного ускользает от нашего разума, его можно мгновенно постичь сердцем, ибо тело наше способно само по себе знать, что такое Беспредельное.

6. ВЕЛИКИЙ ПРЕДЕЛ

Форма Великого Предела рождается из Беспредельного и получает определенность во взаимодействии сил Инь и Ян. В человеческом теле левая сторона соотносится с Ян, а правая - с Инь, внешняя сторона рук и ног соотносятся с Ян, а тыльная - с Инь. В кулачном искусстве поворот налево обозначает силу Ян, а поворот направо - силу Инь. В круговом движении претворяется единая энергия. Единая энергия - это и есть Великий Предел. В круговороте единой энергии нет ничего застывшего и определенного, в нем нет ни присутствующего, ни отсутствующего, но все происходит само по себе.

В искусстве "Восьми триграмм" превращение Беспредельного в Великий Предел происходит следующим образом: в исходном положении нужно стоять прямо, опустив вниз центр тяжести. Затем нужно выдвинуть вперед правую ногу, причем широта шага должно зависеть от вашего роста. Ступая левой ногой, следите за тем, чтобы ее ступня была немного повернута внутрь круга (при вращении направо правая нога внутренняя, левая - внешняя). Колени при ходьбе почти соприкасаются, плечи повернуты внутрь, спина слегка округлая, поясница расслаблена, голова стоит прямо. Правая рука обращена к центу круга на уровне задней ноги, ее ладонь находится на высоте глаз. Большой палец отставлен в сторону, взгляд устремлен в "пасть тигра" . Остальные пальцы слегка согнуты и не касаются друг друга. Левая рука тоже обращена внутрь круга на уровне живота, ее указательный палец примыкает к локтю правой руки. Обе руки как бы толкают что-то перед собой: это называется "в поступательном движении обретать движение вспять". Кончик языка касается верхнего нёба, дыхание происходит через нос, оно медленное и глубокое. В целом, в движении по кругу нужно чувствовать себя естественно, тогда внешнее и внутреннее в нас будут сами по себе пребывать в гармонии.

7. ДВЕ СИЛЫ МИРОЗДАНИЯ

Две силы мироздания в своем взаимодействии определяют законы растяжения и сжатия Единой энергии. Вращение влево соответствует силе Ян, вращение вправо - силе Инь, действие же Великого предела, как уже говорилось, - это движение Единой энергии, подобное нескончаемому течению вод. Начало Ян - в Великом Пределе - это распространение энергии. Древние мудрецы говорили, что Путь распространяется повсюду; он так велик, что вне него ничего нет, и так мал, что ничего не вмещает в себя; он охватывает все Шесть полюсов света и пребывает в мельчайшей песчинке. Таков же смысл кулачного искусства.

Приняв форму Великого Предела и передвигаясь по кругу, можно менять направление по своему усмотрению. Но следует менять позы в соответствии с круговоротом единой энергии, а если все время ходить по кругу в одной и той же позе, то настоящего мастерства достичь будет трудно. Совершая круговое хождение, нужно следить за тем, чтобы верх и низ тела друг в друге продолжались, и наличествовало шесть соответствий единого внутри и вовне. Шесть соответствий означают: соответствие между сознанием и волей, между волей ци и между ци и физической силой. Таковы "три внутренних соответствия". Соответствия между плечом и бедром, локтем и коленом, ладонью и ступней называются "тремя внешними соответствиями". Соединение внешних и внутренних соответствий дает в совокупности "шесть соответствий". После длительных и упорных занятий ученик может уяснить для себя их смысл.

8. ЧЕТЫРЕ ОБРАЗА

Две силы мироздания тоже несут в себе свое Инь и Ян: одно великое и одно малое. Все вместе они образуют четыре явления. Четыре явления соответствуют четырем стихиям: металлу, дереву, огню и воде, а в человеческом теле четырем внутренним органам: сердцу, печени, легким и почкам. В кулачном же искусстве они соответствуют движениям вперед и назад, вправо и влево - тому, что в просторечии зовется "двойное обращение ладоней" : Четыре явления не охватывают стихию Земли, ибо Земля - это Великий Предел. Непрерывно рождающее живое зовется Землей. А круговорот Единой энергии зовется Великим Пределом. И земля, и Великий предел - это только Единое.

Соединения двух триграмм дают в общей сложности 64 гексаграммы. Среди шести черт каждой гексаграммы три нижние черты являют образ трех начал мироздания: Неба, Земли, Человека. В трех верхних чертах гексаграммы образ трех начал мироздания удваивается. Здесь тоже есть свое Инь и Ян. Поэтому повороты влево соответствуют трем нижним чертам гексаграммы, а повороты вправо - трем верхним. Так вращения вправо и влево в кулачном искусстве "Восьми триграмм" подобны непрерывно текущему потоку, а взаимодействие Инь и Ян делает возможным бесконечное творение жизни из самой себя.

9. ЕДИНЕНИЕ ПРЕДШЕСТВУЮЩЕГО И ПОСЛЕДУЮЩЕГО НЕБА В "ВОСЬМИ ТРИГРАММАХ"

Восемь триграмм Предшествующего Неба - это круговорот Единого ци. Из Великого Предела проистекает действие Небесной Истины. Таково истинное тело жизни, еще не потерпевшее ущерба. Восемь триграмм Последующего Неба соответствуют состоянию разделенное Инь и Ян, добра и зла, а также утрате целостности подлинного тела жизни в творческих превращениях мира. Изначальная целостность подлинного тела означает отсутствие всяких проявлений и полное недеяние. Секрет недеяния - это следование внутри противодействия. Так, в движении вспять таится сила Ян Предшествующего Неба, а в поступательном движении пресуществляется сила Инь Последующего Неба. Так мы возвращаем себе облик, данный нам до рождения , и не позволяем энергии Инь нанести урон подлинному телу. Урон же подлинному телу наносится с того самого мига, как появляются зримые образы жизни. Что же касается деяния, то его суть заключается в противодействии следованию общему ходу событий. Следование естественному ходу вещей погружает в стихию Инь Последующего Неба, а движение вспять возвращает к стихии Ян Предшествующего Неба. Обладая обликом, полученным от рождения, мы, взращивая в себе энергию Ян, восстанавливаем свое подлинное тело. Сила Ян укрепляется, сила Инь следует, и мы вновь прозреваем в себе изначальный облик: вот так осуществляется единение Предшествующего и Последующего Неба.

Приступающий к занятиям должен знать принцип единения Предшествующего и Последующего Неба, внутреннего и внешнего круга триграмм. Если проводить между ними различие, то следует еще раз сказать, что Предшествующее Небо - это сущность Последующего Неба, а Последующее Небо - это способ применения Предшествующего Неба. Не будь Предшествующего Неба, Последующее Небо не имело бы корня, а без Последующего Неба Предшествующее Небо не будет иметь законченности. Чтобы Предшествующее Небо обрело полноту и целостность, нужно опереться на зримые формы Последующего Неба и следовать пути деяния и превращений. Однако, еще не овладев как подобает кулачным искусством, мы склонны делать различие между следованием и движением вспять, растяжением и сжатием. Это означает, что энергии Предшествующего и последующего Неба в нас пребывают в разладе.

В кулачном искусстве Предшествующее Небо соответствует силе Бесформенного . В нем воплощается природа человека. Последующему Небу соответствует зримый облик, взаимодействие Инь и Яи, выявление и сокрытие , растяжение и сжатие, четыре явления и сопутствующие им разновидности Инь и Ян. В нем воплощается состояние человека. С точки же зрения единства Предшествующего и Последующего Неба сознание человека - это и есть небесная правда. Воля - это раскрытие сознания, а человеческое тело направляется волей. Если мы будем всегда хранить предельную ясность сознания, мы сможем до конца претворить свою природу. Но на начальном этапе занятий мы не в состоянии употребить всю силу нашего организма, наша физическая сила не соединяется целиком с энергией, а энергия не соединяется целиком с волей. Для нас еще сохраняется различие между растяжением и сжатием. Чтобы добиться единения Предшествующего и Последующего Неба, нужно устранять три порока кулачного искусства и строго держаться девяти правил школы "Восьми триграмм". Тогда все движения тела будут проистекать из нашей воли, и по прошествии времени мы научимся полностью владеть своим состоянием. Тогда во время занятия верх и низ тела будут продолжаться друг в друге, руки и ноги будут следовать друг другу, а внутреннее и внешнее сольются воедино. Тогда мы постигнем существо единения Предшествующего и Последующего Неба.

10. ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА И ВОЗВРАЩЕНИЕ К ПУСТОТЕ ПО ШКОЛЕ "ВОСЬМИ ТРИГРАММ"

В кулачном искусстве различаются совершенствование в мастерстве и преображение в духе. Но духовная практика в нем не отличается от форм "Восьми триграмм". Посему раскрытие и сокрытие, движение и покой, наступление и отступление по школе "Восьми триграмм" ведет нас к тайне Беспредельного. Следует лишь помнить о том, что во время тренировки нельзя применять силу, а нужно добиваться того, чтобы все движения направлялись волей, тогда свершится преображение наших телесных сил. Мы как бы перестаем различать между наличием и отсутствием, наполненностью и пустотностыо. Нам станет доступным движение в покое, и мы перестаем замечать, что двигаемся. Ведя схватку с другими людьми, мы как бы не будем замечать соперника, а тело наше будет действовать совершенно свободно. Тогда мы сможем видеть, ни во что не всматриваясь, изменять, ничего не предпринимая, всего достигать, не совершая усилий. Тогда мы придем к кулачному искусству без применения кулака, к воле, не имеющей в себе ничего произвольного, к состоянию "без-формы" и "без-образа", где нет ни "я", ни "другого".

Мой учитель господин Чэн говорил: "Обретающее чистоту небесной энергии - это семя . Обретающее покой земной энергии - это могущество духа". Кто стяжает и то, и другое, достигнет духовного преображения. Кто хочет овладеть секретом преображения духа, должен заниматься, сообразно времени, месту, погоде и сторонам света. Так, в часы преобладания Ян нужно вращаться влево, а в часы преобладания Инь - вправо, и каждый день, каждый час менять направление. Необходимо выбрать место в лесу, или в уединенном храме, или в чистой комнате. Форму занятий нужно выбирать в зависимости от состояния природы.

Все сущее в этом мире обретает совершенство благодаря духовной энергии Неба и Земли, животворным веяниям солнца и луны. Так же все происходит и в кулачном искусстве. Ибо великие мудрецы хранят в своем сердце принципы всех вещей, телом своим охватывают все явления мира, так что они единотелесны с великой пустотой. Поэтому каждое движение их сердца распространяется по всему миру и достигает всех Шести полюсов мироздания. А когда они покойны, в их сердцах вмещается вся их энергия, и они опять-таки соединяются телесно с Великой пустотой. Иногда спрашивают: "Мудрецы - тоже люди. Как же могут они жить наравне со всем Небом и всей Землей?" Я отвечу: "Мудрец вмещает в себя исконную энергию Неба и Земли, следует своей природе и совершенствуется в Пути, а потому его тело - словно девятислойные небеса и прекрасная яшма. Волнение не проникает в его сердце, каждая его мысль - чистый образ небесной правды, и каждое его движение - действие небесного Пути. Вот почему он способен всюду поспевать без усилий, всего добиваться без раздумий и безупречно претворять Средний Путь. Истина кулачного искусства сливается воедино с путем великих мудрецов. Пусть учащиеся усердно претворяют ее!"

Сунь Лутан (1861 - 1933) - известный мастер классических даосских школ воинского искусства, автор рада трудов по теории "искусства кулака".

Здесь воспроизводится предание о происхождении "космического" языка триграмм, содержащееся в древнем комментарии к "Книге перемен".

Имеется в виду "Внутренний канон Желтого Императора" - основополагающее медицинское сочинение Китая.

В китайской космологии земля ассоциировалась с центром.

Имеется в виду желудок, желчный пузырь, тонкая и толстая кишки, пищевод, мочевой пузырь.

Киноварное поле - Область скопления ци в человеческом организме, находящаяся в 4-5 см ниже пупка. Бесформенное. - Еще одно, наряду с понятиями Великой Пустоты и Хаоса, обозначение символической реальности, предвосхищающей все сущее.

Имеется в виду единовременное движение вовне и внутрь в круговороте Оси Дао как двойной спирали.

Еще одно обозначение символического прообраза вещей, сокровенно содержащего в себе полноту их природных свойств.

Доброго времени суток, Бойцы! Если попытаться кратко охарактеризовать стиль Багуачжан, то можно сказать, что это чисто даосская система психофизического развития личности, очень качественно тренирующей мозги и дающая навыки рукопашного боя.

Для того, чтобы добиться такого “двойного эффекта”, была разработана специфическая система боя, полностью повязанная на одном из принципов восточной философии – восьми триграммах, в результате чего каждая “Базовая Ладонь” полностью соответствует какой-либо триграмме.


А постоянный их переход от одной к другой символизировал принцип этих самых перемен, которым подчиняется всё вокруг, то есть, «Багуа». А «Чжан» это «Ладонь», символизирующая рукопашный бой.

Причина такого не совсем стандартного решения проблемы развития личности понятна, достаточно только вспомнить нравы средневековья и слегка переделать фразу “ И бессмертный может сдохнуть с голоду”. То есть, древние мастера, не будучи ушехлопами, прекрасно понимали, что саморазвитие и прочие тонкие материи на первом этапе становления личности вещи ВТОРИЧНЫ, а первичным всегда было умение ВЫЖИТЬ!

Другими словами… Можно достичь очень высокого уровня собственного развития, быть посвящённым энной ступени и иметь доступ в соответствующие тайные круги, но быть тупо укороченному на голову во время прогулки, только потому, что какому-нибудь сопляку из вшивого и всеми забытого аристократического рода срочно приспичило опробовать остроту своего меча на неком умнике, не совсем расторопно изогнувшегося в уважительном поклоне.

Краткий обзор трёх внутренних систем боя: тайцзи-цюань, синьи-цюань и багуа-чжан.

Отсюда, чтобы всё успевать, то есть, и самооборону изучать и к каким-то высшим целям двигаться, и были разработаны подобного рода системы, позволяющие совместить и самозащиту, и развитие личности.

Такие системы были основаны на неких универсальных этико-философских построениях, типа “Инь-Ян”, “Восемь триграмм”, а также “Пять первоэлементов” и именно на их основе и были разработаны три самых известных в наше время стиля: тайцзи-цюань, синьи-цюань и багуа-чжан. Правда, существует ещё и четвёртый малоизвестный стиль люхэбафа-цюань, о котором ниже.

Тайцзи-цюань. В основе лежит принцип “Инь-Ян”. Движения стиля округлы. Больше специализируется на бое на средней и короткой дистанциях, под что, собственно говоря, и заточена вся техника, например, удары ногами. Стратегия боя больше оборонительная, чем наступательная, причем, защита часто трактуется, как подготовка к атаке.

Синьи-цюань. В основу положен принцип “Пяти первоэлементов”. Стратегия боя больше активна, чем пассивна. Упор делается на прямые движения вперёд и назад. Наступательные движения часто используются как защитные. Перемещения в основном прямолинейны, уходы в сторону встречаются довольно редко. Удары ногами невысокие, максимум, уровень паха. Стиль эффективен при ведении боя на средней дистанции.

Багуа-чжан. В основу положен принцип “Восьми триграмм”. В движениях и приёмах боя лежит образ круга. Атаке и защите придаётся одинаковое значение. Обычно, работают “от защиты”, то есть, сначала идёт защитное движение округлого вида, затем округлое атакующее действие. Эффективна на всех трёх дистанциях, на что указывает анализ технического арсенала. Удары ногами в основном невысокие.

Элементы багуа-чжан не из демонстрационного, а художественного фильма, то есть, можно увидеть более-менее “живую” работу, в котором демонстрируется, как вариант соло-тренировки, так и бой “с главным гадом”.

Выбранный поединок состоит из элементов описываемого здесь стиля боя, почти на сто процентов и просмотрев данный отрывок, вы сформируете представление о том, как эта система выглядит внешне и то, как “ладони” работают в схватке, пусть даже таковая и режиссирована постановщиками трюков.

Как мы видим, “Инь-Ян”, “Пять первоэлементов” и “Восемь триграмм” лежат в основе трёх стилей боя. Соответственно, появляется не такая уж и дикая мысль, что эти стили суть одна система, только поделённая на три составляющие. Отсюда, логично предположить, что должен существовать и некий универсальный стиль, который одновременно включает в себя все три постулата китайской философии, поскольку эти неразрывно связаны друг с другом.

Это предположение верное, поскольку существует ещё и малоизвестный четвёртый стиль: Люхэбафа-цюань. В его основе лежат принципы “Инь-Ян”, ”Пяти первоэлементов” и “Восьми триграмм”. В движениях используется как прямая, так и круг. Технический арсенал рассчитан на ведение боя на всех дистанциях. Удары ногами также невысокие. Следует учесть, что существует, как синтетический стиль, преподаваемый теми, кто знаком с предыдущими тремя, так и оригинальный стиль, до сих пор не вышедший за пределы Китая.

Им в основном интересуются те, кто падок на “тайные школы боя”, поскольку о люхэбаха ничего толком неизвестно и что он из себя представляет тоже не совсем непонятно. Отсюда, слухи и соответствующий интерес.

Среди западного населения первые три стиля особенно популярны и произошло это по той причине, что считается, будто только в них существуют методики по развитию внутренней энергии, а поскольку на Западе под саморазвитием в основном понимается умение чувствовать внутреннюю энергию, то отсюда и соответствующий интерес.

Следует отметить, что в России популярны другие стили боя, о чём свидетельствует статистика слов от Яндекса и Гугла: бокс, каратэ, муйа-тай, вин-чун и ряд других, более прикладных, поскольку тай-цзи, синь-и и багуа-чжан в прикладном отношении весьма слабы, поскольку в двадцатом веке развивались исключительно как оздоравливающие дисциплины.

Общим в этих трёх стилях является несколько моментов. Во-первых, тренировка и поддержание ума в спокойном состоянии. Во-вторых, тайцзи-цюань, синьи-цюань, багуа-чжан оказывают очень хороший оздоровительный эффект, как в физическом отношении, так и в психическом, нормализуя целый ряд параметров человеческого организма. В-третьих, эти системы ставят своей целью активизацию, развитие и умение управлять внутренней энергией. Хотя, ещё раз повторюсь, развитию энергетике уделяют внимание и во многих других стилях боя, тем более, если таковые разрабатывались даосами.

Багуа-чжан. Основная техническая «фишка».

Система Багуа-чжан характеризуется несколькими весьма интересными особенностями:

1. Все движения в своей основе имеют округлую форму.

2. Бой идёт при перемещении по окружности с целью оказаться сбоку от противника либо у него за спиной.

3. В своём арсенале имеет шестьдесят четыре тактических приёма боя, каждый из которых можно применять во множестве ситуациях.

4. Эти базовые шестдесят четыре тактических приёма могут комбинироваться друг с другом в любой последовательности.

Для нас интересен третий пункт, поскольку, если про свободное комбинирование ладоней ещё можно встретить упоминание в некоторых книгах и видеофильмах, посвящённой Багуа-чжан, то про множественные способы применения каждой ладони — вообще молчок. Максимум, что может быть, это несколько вариантов применения и всё, хватит. И читатель, либо зритель, обычно полагают, будто это действие “немножко более круче, чем остальные, поскольку остальные можно применять всего в одном случае каждый, а это “аж в трёх»!

Зная любовь азиатов к секретам, не исключено, что они сами “досекретились”. Частенько, даже китайцы, эту школу так и называют, «64 приёма Багуа-чжан», т.е. они уже сами “не в курсе” того, что каждое движение можно применять во множестве самых разных ситуациях.

Отсюда, если человек будет изучать Багуа-чжан, что называется, на практике, то он вынужден будет оттачивать и эти «ладони”, как конкретные действия от конкретных атак, потому что так показано в книгах и видео, усердно превращая таким образом отличную систему боя в кастрированную фигню.

Отсюда, чтобы прикладная ценность системы была “на высоте», то человеку в своих тренировках нужно придерживаться следующего очень важного правила:

КАЖДАЯ “ЛАДОНЬ” БАГУА-ЧЖАН ИМЕЕТ МНОЖЕСТВО ВАРИАНТОВ ПРИМЕНЕНИЯ!

И этим она родниться с отечественной разработкой , созданной ещё во времена СССР, не смотря на различные подходы к решению проблемы в деле создания универсальной системы боя.

Любую «ладонь» можно применять в самых разных ситуациях, необходимо только соответствующим способом натренироваться, а сделать это очень просто. Прежде, чем приступать к парной наработке, необходимо выучить какое-нибудь базовое движение и предварительно развить его, что подразумевает мысленную проработку тех гипотетических ситуаций, когда движение можно с успехом применить. Таким образом, мы не только делаем свою технику более универсальной, а себя непредсказуемыми для противника, но и по-полной нагрузим свой собственный мозг, поскольку он начнёт РЕШАТЬ ПРОБЛЕМУ, а это ключевое условие для его развития. Подробнее о том, как развивать мозг, можно прочесть в статье «Как развивать свои мозг, изучая рукопашный бой. .

Итак, чтобы Багуа-чжан реально превратить в настоящую суперсистему, необходимо применить следующий подход. Человек должен сначала разучить какой-то тактический приём из шестидесяти четырёх. Затем тщательно проработать его, мысленно ища способы применения изученного действия. И только уже потом нарабатывать его в паре, имитируя различные ситуации, в которых разученный приём боя будет наиболее эффективен.

Обратите внимание на основной нюанс такой работы. Тренирующийся не отрабатывает многократно одну и туже ситуацию – нет. Он концентрируется на переборе всех возможных ситуаций, в которых выбранный для отработки тактический приём будет наиболее эффективен. Цель тренирующегося - сделать каждую «ладонь» как можно более универсальной, перебрать все возможные ситуации, а поскольку таких действий аж 64, то, я полагаю, боевая мощь багуа-чжан уже начала осознаваться по-настоящему, поскольку, найдя хотя бы по сто вариантов применения каждому тактическому приёму боя, в совокупности получаем 6400 вариантов их применения, что перекрывает множество боевых ситуаций, оставляя таким образом позади великое количество иных систем боя!

Если же, дополнительно к этому, Багуа-чжан слить с ключевым знанием принципа «Свободного Дотягивания» (), сформировать навык кругового движения хотя бы на базовом уровне (), сами шестьдесят четыре приёма начать воспринимать всего лишь как варианты универсального боевого комплекса, а также начать работать по уязвимым зонам и точкам, о наличии которых в Багуа-чжан, практически ничего в наше время не говорится, то система боя получится ну на редкость убойной, в разы превосходящую, например, то же вин-чун, к которому в наше время наблюдается явно повышенный интерес.

Небольшой рисунок, графически отображающий вышесказанное. “Личная двигательная сфера” – это основа. Характеризуется осознанным чувствованием личной дистанции, знанием её уникальных свойств и высоким уровнем координации. “Прилипание”, “укоренение”, спонтанные защиты” и туй-шоу (толкающие руки, хотя правильнее было бы назвать контакт-контроль) – это ключевые навыки рукопашного боя вообще, а не только Багуа-чжан. Объединившись вместе (сфера с ключевыми навыками), получаем совершенно новое качество, несоизмеримо более мощное, чем её составляющие.

Ну и, разумеется, помним, что, как детские кубики можно складывать друг с другом в любой последовательности, так и в “Тактических приёмах” багуа-чжан нужно научиться переходить с действия на действие в любой последовательности. Нужно только следить за тем, чтобы это происходило быстро, гладко и без потери в силе. Но наработка данных умений до уровня “навык” закладываются ещё на базовом уровне, поскольку они являются ключевыми. Познакомиться с этими навыками можно в статье «Уровень фундамента. Быстрый старт или ключи к искусству боя» ().

Некоторые расшифровки «Базовых ладоней» на примере первого технического действия.

Десять расшифровок первого микрокомплекса из комплекса «Багуа-чжан Плавающего тела» по книге Ян Цзюньмин: «Эмейская школа Багуа-чжан-теория и практика». Скачать её можно в конце публикации.

Ладонь 1. Золотая игла направлена в небо - ладонь удара вверх.

Исполнение. Встаньте прямо, лицом вперёд, руки свободно опущены. Опишите дугу левой рукой в сторону и вверх, а затем опустите её на уровень солнечного сплетения ладонью вниз. Прежде, чем рука завершит это движение, вытянутая правая рука поднимается на уровень груди ладонью вправо.

Стандартная трактовка. Серый перехватывает своим левым предплечьем удар правой рукой белого. Затем Серый запирает (фиксирует) руку Белого на месте своей левой рукой, одновременно делая шаг вперёд и протыкая вперёд в горло Белому своей правой рукой.

А вот несколько других способов применения данного микрокомплекса движений. Это становится возможным за счёт того, что при сохранении общей структуры этих движений, меняются нюансы, например, изменением ударной формы, введением захватов, ювелирной работы туловища, действиях до-и-после другими конечностями, удлинением рабочих траекторий и многих других факторов.

1. Перехватываем своей правой рукой, правую руку противника, которой он наносит удар, и рывком выпрямляем её и (тут начинается микрокомплекс), левой рукой бьём по зоне чуть выше локтя, пытаясь сломать её. Получилось или нет, неважно-ситуация в бою меняется мгновенно-придержав этой же рукой захватом руку противника и отведя её вниз, наносим мощный прямой удар вертикальным кулаком в верхнюю часть туловища.

2. Левой рукой отводим правую руку тем же движением, а второй рукой не наносим удар, а движением вперёд прижимаем левую руку противника, ограничивая её движение.

Для того, чтобы увидеть все возможности, входящих в этот комплекс движений, необходимо непредвзято взглянуть на них и увидеть в приёмах просто движения. Вот, для примера, прямой тычок ладонью, смотрящей в сторону, в горло: это движение вида «вперёд». Движение, которое можно использовать во множестве случаях: это удары с различными ударными частями: ладонью, кулаком, лапой леопарда, пальцами-одним, несколькими сразу; это броски «вперёд-по-ходу», это защитные действия путём прижимания конечностей противника к его телу; это угроза движением, когда налетающего на вас, противника, вы останавливаете имитацией угрожающего движения в область его глаз; и многое другое…

3. Противник наносит удар в лицо любой рукой. Вы пытаетесь защитится первым движением, но противник уже наносит удар ногой снизу. Продолжая предыдущее движение, вы им же защищаетесь, только уже от удара ногой. Вторым движением комплекса - действия по ситуации.

4. Ситуация практически та же: вы “купились” на какое-то движение противника, а он вас обманул и наносит мощный удар рукой в область грудной клетки, так, как это любят делать бойцы киокушинкай. Защищаетесь тем же движением, что и в третьей ситуации, по-ходу отводя его конечность в сторону. Второй - удар пальцами прямо вперёд (помним, что по условиям микрокомплекса, ладонь смотрит в сторону).

Всё дело в том, что люди боятся экспериментировать, опасаясь сделать «не так» и потому, стараются отрабатывать движения «миллиметр-в-миллиметр». Но это полная ерунда, хотя бы потому, что невозможно всё время делать одинаковые движения, всегда будет что-то не так. К тому же, человек начинает воспринимать просто варианты одного движения как абсолютно разные, что приводит к недоразумениям в тренировочном процессе, когда один тренер говорит, что всё правильно, а другой хватается за голову от такого издевательства над канонами школы.
Вот как раз здесь, при разборе этого микрокомплекса багуа-чжан, и идёт работа с вариантами движений, так что, не стоит боятся «неправильности». Что же касается «преемственности» и «традиции», то не стоит обращать на это сильного внимания: во-первых, для человека, важно в первую очередь прикладное использование изучаемых техник, а во-вторых, через нас никто традицию школы передавать точно не будет.

5. Использовав первое движение, второе наносим не в горло, как рекомендуют, а вскользь, мимо головы, производя захват за ухо или висок.

6. Отвели первой рукой удар противника, сделали шаг левой ногой вперёд-влево, сделали захват, как написано в 5 пункте и, разворачиваясь на 180, совершили бросок противника.

7. Захватили первым движением руку противника и увлекли её вниз. Второе движение используем тоже для захвата: захватили поднятую в защите, руку противника и также направили её вниз, зафиксировав таким образом руки, примерно так, как это делают бойцы вин-чун. Дальше возможны действия ногами либо головой.

8. Допустим, идёт боксёрская «двойка», против которой «все пищат». Действия на основе тех же движений, только вплетаем дополнительное движение, поскольку на другое движение переключится нет никакой возможности вследствие высокой скорости проводимой связки: защищаемся первым движением, отводя левую руку, и подъёмом предплечья этой же рукой (либо ей же круговым движением в локте), защищаемся от второго удара. Дальше проводится прямое движение правой рукой с целью атаки.

9. Противник наносит прямой удар ногой в область головы. Мощно отбиваем ногу с целью развернуть противника хотя бы боком, а лучше спиной, к себе. Если противник оказался боком,то при незнании боевых точек, можно нанести удар по уху, что само по-себе уже очень опасно. Если показалась спина, будет хорош удар по позвоночнику.

10. Стандартный прямой удар кулаком в область лица. Действия: резко обрушиваясь вниз путём поджатия под себя ног, левой рукой принимаем конечное положение в качестве упреждающей защиты, прямым ударом кулака правой делаем противнику в области паха, «яишницу».

Это десять возможных вариантов применения, увиденных в этом комплексе, «на вскидку».

Можно, конечно, дать расшифровку всем 64 движениям, но это будет слишком огромная публикация и вряд ли её кто будет читать до конца. Здесь главным является идея — идея, что каждое движение является универсальным и может применяться во множестве случаях. Совсем как молоток, которым можно и гвозди забивать, и орехи колоть, и в качестве небольшой наковальни использовать, и как средство самозащиты применять… Если человек будет хорошо проработает каждое из шестидесяти четырёх действий багуа-чжан, то вариантов, может быть в несколько раз больше. Здесь главное не зацикливаться на бесконечном повторении обнаруженных вариантов, а постоянно расширял область применения “64 тактических приёмов багуа-чжан” и тогда у него выработается навык «достижения цели», когда организм уже просто решает поставленную задачу на “полном автомате”.

Статьи небольшой итог.

1. В багуа-чжан существует восемь “Базовых ладоней” с восемью под-ладонями, образуя таким образом шестьдесят четыре тактических приёма боя.

2. Каждый такой тактический приём имеет множество вариантов использования.

3. Таким образом, каждый из шестидесяти четырёх приёмов боя Багуа-чжан можно применять в десятках самых различных ситуациях, то есть, для проведения переломов, контратак, вязке рук противника, выведения его из равновесия, в бросках и иных ситуациях.

4. Отсюда, если приёмы боя Багуа-чжан начать практиковать в таком варианте, то универсальность стиля и его боевой потенциал резко пойдёт вверх, а сам человек сможет очень хорошо поднять уровень своей подготовки, поскольку начнёт практиковать приёмы в более совершенном варианте, чем общеизвестный способ их наработки и применения.

Уважаемые читатели блога «мастер Боя»! Если вы хотите оформить подписку на новые статьи, то можете сделать это ниже: