Безопасность на занятиях по плаванию. Плавание при остеохондрозе позвоночника

Современные спортивно-оздоровительные системы физических упражнений по формированию культуры движений и телосложения.

Профилактические меры, предупреждающие развитие плоскостопия (обувь; общеразвивающие, корригирующие и специальные упражнения). (Рассказать, по возможности показать несколько упражнений).

1. Требования безопасности при проведении занятий по плаванию:

  • Обучающие должны внимательно слушать и выполнять все команды учителя (тренера);
  • вход в воду осуществляется с разрешения медицинского работника бассейна и преподавателя, при наличии инструктора по плаванию и спасателя;
  • в бассейне категорически запрещается: бросать плавательные доски с бортиков в воду или из воды на кафель; входить на вышку и прыгать с неё без разрешения и наблюдения преподавателя; вносить в бассейн посторонние предметы (чемоданы, сумки и др.); сильно шуметь, бегать, толкаться, подавать ложные сигналы о помощи, подныривать, переходить на чужую дорожку;
  • при нырянии нельзя долго оставаться под водой;
  • нельзя прыгать в воду вниз головой при недостаточной глубине и необследованном дне водоёма;
  • при купании в естественных водоёмах не следует заплывать за установленные знаки (буйки) ограждения;
  • при судорогах не теряться, стараться держаться на воде и звать на помощь;
  • почувствовав озноб, необходимо выйти из воды, растереться полотенцем и сразу одеться.

2. Чем больше удобств предоставляет нам цивилизация, тем меньше мы двигаемся. И расплачиваемся за комфорт нарушением обмена веществ, сердечно-сосудистыми заболеваниями. Особую тревогу вызывает гипокинезия (недостаток движения) у детей и подростков. В наши дни основная масса школьников самостоятельно совершает лишь около половины необходимого для них количества движений. Современный идеал телосложения и культуры движений ярче всего воплощается в облике спортсменов и артистов балета. Систематические тренировки делают их стройными, мускулистыми. Красоте движений обязаны своим существованием эстетико-технические виды спорта (художественная гимнастика, фигурное катание, синхронное плавание). Здоровье и красота движений образуют неразрывное двуединство: хорошее самочувствие – залог красоты, а привычка двигаться красиво и правильно – одно из условий сохранения и укрепления здоровья. Существует такое явление – перенос навыка. Научившись каким-либо движениям, мы легче осваиваем похожие на них. Поэтому, стремясь к красоте, нужно начинать с самых простых движений. Для формирования красивого телосложения и и овладения культурой движений используются различные системы физических упражнений: аэробика, атлетическая гимнастика (бодибилдинг, пауэрлифтинг), шейпинг и др. Атлетическая гимнастика – система упражнений с отягощениями. Занимающие имеют упругие, рельефные мышцы и красивую фигуру. Систематические занятия этой гимнастикой помогают развивать силу, выносливость, ловкость, гибкость. В России зарождение атлетической гимнастики как системы упражнений с отягощениями для исправления недостатков телосложения связано с именем врача В.Ф.Краевского. по его системе занимались прославленные атлеты Иван Лебедев, Иван Заикин. Чтобы заниматься атлетической гимнастикой, необходимо знать основные правила тренировок. В спортивной практике существует определённая система обозначения нагрузок. Нагрузка, при которой атлет может выполнять упражнение только один раз, называется предельной, 2-3 раза – околопредельной, 4-7 раз – большой, 8-12 раз – умеренно большой, 13-18 раз – средней, 19-25 раз – малой, а свыше 25 раз – очень малой. В подростковом возрасте самыми оптимальными нагрузками являются малые, средние и умеренно большие. Перегрузки отрицательно влияют на рост и развитие организма, поэтому не следует увеличивать нагрузки выше допустимых пределов. Наиболее благоприятное время проведения занятий с 10 до 13 ч и с 16 до 20 часов. Занятия атлетической гимнастикой должны заканчиваться не позднее чем за 2 часа до сна и не раньше чем за 1,5 часа после приёма пищи. Начинающим атлетам достаточно трёх занятий в неделю по 40 минут. Увеличивать время тренировки надо постепенно. В книгах по атлетической гимнастике можно найти готовые комплексы упражнений для разного возраста и уровня физической подготовленности, а можно составить комплекс самостоятельно, соблюдая определённую последовательность: упражнение первое – для развития мышц рук и плечевого пояса; второе – для мышц шеи; третье – для мышц ног; четвёртое – для мышц туловища (спины, груди, брюшного пресса); пятое –на развитие всех мышечных групп (комплексное). При составлении плана самостоятельных занятий надо учитывать физическую нагрузку всего дня.


3. Наиболее ранние признаки плоскостопия – быстрая утомляемость ног, ноющие боли в стопе (при ходьбе, а в дальнейшем и при стоянии), мышцах голени, бедра, пояснице. К вечеру может появиться отёк стопы, обычно исчезающий за ночь. Для предупреждения развития плоскостопия следует соблюдать профилактические меры:

· не носить слишком тесную обувь, а также обувь на высоком каблуке при плоской подошве. Высота каблука должна быть не более 4 см;

· пользоваться супинаторами для уменьшения деформации свода стопы, систематически выполнять корригирующие упражнения, укрепляющие мышцы стопы и голени;

· выполнять общеразвивающие упражнения для нижних конечностей (приседания, ходьба, бег, упражнения для укрепления мышц свода стопы) и дополнительно – ходьба босиком по скошенной траве, галечнику.

Билет № 14

  1. Требования безопасности во время проведения подвижных игр.
  2. Способы предупреждения избыточной массы тела и борьба с ней (составить комплекс специальных упражнений).
  3. Основные способы плавания. Какие задания - упражнения по вашему мнению, способствуют ускоренному обучению плаванию (вспомните, как вы научились плавать)?

1. Благоприятно отражаются на состоянии и самочувствии учеников правильно организованные подвижные игры. Однако, следует учитывать, что это возможно только в случае строгого выполнения правил безопасности, заключающихся в следующем:

· Перед игрой необходимо провести разминку;

· внимательно слушать и выполнять все команды (сигналы) учителя, капитана команды;

· строго выполнять правила игры;

· избегать столкновений, толчков, ударов;

· при падениях надо сгруппироваться и как можно быстрее встать на ноги;

· при возникновении неисправности спортивного инвентаря или оборудования следует прекратить игру и устранить неполадки.

2. Междуизбыточной массой тела и заболеваемостью существует прямая зависимость. Избыточный весявляется основной причиной сердечно-сосудистых заболеваний, тяжёлых форм нарушения обмена веществ, ожирения печени, гипертонии, сахарного диабета. Эти заболевания врачи называют спутниками ожирения. Избыточный вес является одним из факторов риска получения сотрясения мозга, переломов костей при случайных падениях. При значительном избытке массы тела в организме происходит перегрузка и изнашивание суставов, возникает склонность к затруднённому дыханию. Поэтому необходимо строго следить за массой собственного тела, особенно тем, кто предрасположен к ожирению, и принимать профилактические меры для его предупреждения. Действенные средства профилактики ожирения – рациональное питание и достаточная двигательная активность. Ежедневно необходимо отводить 1,5 ч катанию на лыжах и коньках (зимой), езде на велосипеде, игре в футбол, подвижным играм (летом), полезно заниматься плаванием (до 30 минут) два раза в неделю. После всех физических упражнений необходимо принять душ. В выходные дни можно совершать походы за город протяжённостью до 8 км.

3. Плавание развивает мышцы, укрепляет внутренние органы. Разница температур при входе и выходе из воды закаливает организм. Умение плавать ограждает от несчастных случаев на воде. Так как человек учился плавать у животных, стили плавания назывались «по-собачьи», «по - лягушачьи». В наше время эти названия звучат несколько странно, но они точны. Одним из древних стилей плавания считается брасс. Немного позже появился треджен – прообраз современного кроля. Кроль носит титул «быстрейший». Появились разновидности и у брасса – баттерфляй, что значит «бабочка»: пловец, выбрасывающий обе руки одновременно из воды, напоминает порхающую бабочку. Ещё немного спустя «бабочку» обогнал «дельфин». Этот вид плавания изобрёл венгр Д.Тумпек. пловцы, хорошо овладевшие стилем «дельфин», показывают время, близкое к результатам кролистов. Ускоренному обучению плаванию способствуют общеразвивающие упражнения, упражнения на воде, игры и развлечения, подводящие и специальные упражнения для изучения техники плавания. Наиболее важные задания – упражнения, способствующие ускоренному обучению плаванию:

  • погружение с головой под воду с задержкой дыхания;
  • выпрыгивание из воды после приседания под водой, держась за ветки деревьев, свисающих над водой (или за руки своих сверстников);
  • скольжение по поверхности воды на спине после отталкивания от дна ногами.

После того, как человек научится держать себя на воде, не касаясь дна ногами, в вертикальном положении, активно работая ногами и балансируя руками, можно переходить к попыткам плыть «по - собачьи». Затем учиться плавать кролем на груди, брассом и другими стилями плавания.

Билет № 15

  1. Участие российских спортсменов-олимпийцев в развитии Олимпийского движения в России и в мире.
  2. Требования безопасности при проведении туристских походов, экскурсий.
  3. Для чего нужен дневник самоконтроля (самонаблюдения) и какие формы индивидуального контроля вы используете, каким образом анализируете полеченные данные (собеседование)?

1. Наша страна стояла у истоков возрождения олимпийского движения. Среди представителей 12 стран, открывший новую эру олимпийского движения, был делегат от России А. Д. Бутовский. Всю свою жизнь он посвятил физическому воспитанию юношества и написал немало научных работ на эту тему. Несмотря на это, в России долго не существовало своей организации, в задачи которой входила бы подготовка спортсменов к выступлению на Олимпийских играх и оказания им необходимого содействия. В первых трёх Олимпиадах наши спортсмены участия не принимали. Впервые русские фамилии появились в протоколах IV Олимпиады (1908). Первым русским олимпийским чемпионом стал Н. А. Панин – Коломенкин в фигурном катании. Российский олимпийский комитет (РОК) был создан в 1911 г. Интересен тот факт, что на Олимпиаде в Стокгольме в 1912 г. награды победителям вручали король Швеции Густав и российский царь Николай II. Вступление в олимпийское движение советских спортсменов, их ошеломляющий успех на Хельсинской Олимпиаде в 1952 г. ознаменовали новый этап в истории Олимпийских игр. Очень многие атлеты нашей страны стали подлинными героями мирового спорта. Лариса Латынина завоевала 9 золотых медалей по спортивной гимнастике, Лидия Скобликова – 6 золотых медалей в беге на коньках, Галина Кулакова – 4 золотые медали в лыжных гонках. По предложению СССР с 1973 г. вновь стали созываться олимпийские конгрессы, были сохранены церемонии исполнения государственных гимнов и подъёма национальных флагов при награждении победителей Олимпийских игр. После завершения спортивной карьеры великие спортсмены становятся выдающимися тренерами, общественными и государственными деятелями, учёными в области физической культуры и спорта: олимпийский чемпион в гимнастике возглавил Российскую федерацию гимнастики и стал вице-президентом Международной гимнастической федерации; Виктор Игуменов (Греко-римская борьба), Тамара Пресс, Владимир Кузнецов (лёгкая атлетика) стали видными учёными. Свидетельством признания мировой общественностью высокого авторитета нашей страны, огромного вклада спортивных организаций и спортсменов в дело развития спортивного и олимпийского движения стал тот знаменательный факт, что организация XXII Олимпийских игр в 1980 г. была поручена г. Москве. В начале 90-х г.г. XX в. произошло два важнейших события в политической жизни мира. Распался на 15 суверенных стран СССР, в одно государство объединились ГДР и ФРГ. На зимних Олимпийских играх 1992 г. в качестве преемника СССР выступала объединённая команда СНГ (бывшие союзные республики СССР, кроме прибалтийских). После принятия решения о разведении по срокам организации летних и зимних Олимпийских игр очередная XVII Белая Олимпиада состоялась через два года (в 1994 г.) в Норвегии, в Лиллехаммере. На этих и последующих Играх спортсмены бывших союзных республик СССР выступали уже отдельными командами. Олимпийцы России достойно приняли эстафету от сборной СССР и по-прежнему входят в число лучших.

2. При проведении экскурсий следует выполнять следующие меры безопасности:

  • к экскурсиям допускаются учащиеся, прошедшие инструктаж, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья;
  • следует соблюдать правила поведения, установленные режимы передвижения и отдыха;
  • необходимо выполнять все указания руководителя или его заместителя, не изменять самостоятельно установленный маршрут движения группы;
  • во время привалов не разводить костры;
  • не пробовать какие-либо плоды, растения или грибы на вкус;
  • не трогать руками животных, опасных пресмыкающихся и насекомых;
  • при передвижении не ходить босиком, в носках;
  • не пить воду из непроверенных водоёмов, использовать воду из фляжки, которую следует брать с собой;
  • соблюдать правила личной и общественной гигиены, своевременно информировать руководителя экскурсии об ухудшении состояния здоровья или травмах;
  • бережно относиться к природе, памятникам истории и культуры, а также уважать обычаи и традиции местного населения.

3. Дневник самоконтроля нужен для отслеживания развития функциональных возможностей организма, укрепления здоровья, для умелого управления своим самочувствием и настроением. В дневник самоконтроля записываются данные о весе своего тела, частоте пульса до и после тренировки и соревнований, силе мышц рук, самочувствии, сне, аппетите и т.д. Дневник следует периодически показывать учителю физкультуры и врачу с целью консультации по возникающим проблемам, корректировки двигательного режима и физических нагрузок. Желательно записывать в дневник и свои спортивные результаты. Они тоже отражают состояние организма. А как убедиться, что занятия физическими упражнениями улучшают двигательные качества? Для этого надо выполнить специальные контрольные упражнения (тесты):

· прыжок в длину с места;

· метание набивного мяча весом 1кг из положения сидя;

· прыжки со скакалкой;

· подтягивание из виса (мальчики) и из виса лёжа (девочки).

Можно добавить и другие тесты. Переходя из класса в класс, следить, насколько развиваешься физически. Проверить себя с помощью тестов можно на уроках в школе или во дворе, на спортивной площадке, стадионе. Тетрадь сохраняют на все годы учёбы в школе и записывать в ней свои результаты каждого контрольного испытания. Очень важно научиться контролировать себя самому. Занятия физическими упражнениями принесут пользу только в том случае, если будут проводиться систематически. Ведение дневника самоконтроля помогает соблюсти это условие.

Примерное содержание дневника самоконтроля:

«Утверждаю»

Директор МБОУ ДОД ДЮСШ «СК «Вымпел»

_________________________А.И.Казаков

«___» _______________________2013г.

ИНСТРУКЦИЯ № 2.

ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЗАНЯТИЯХ НА ВОДЕ В БАССЕЙНЕ

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

К занятиям в бассейне допускаются:

    Дети и подростки, не имеющие медицинских противопоказаний для занятий в бассейне;

    прошедшие инструктаж по технике безопасности.

При нахождении в бассейне учащиеся обязаны соблюдать Правила поведения для учащихся. График проведения занятий в бассейне определяется расписанием занятий, утвержденным директором Школы.

Опасными факторами в бассейне являются:

    физические (скользкие поверхности; острые кромки и сколы на поверхностях ванн и полах; шум; электрооборудование (сушилки, фены и т.п.); горячая вода в душевых; пониженные значения температуры воды и воздуха; возможность захлебнуться);

    химические (повышенная концентрация различных химических веществ в воде и в воздухе).

Занимающиеся обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения.

О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец обязан немедленно сообщить тренеру-преподавателю, проводящему занятия в бассейне.

Занимающимся запрещается без разрешения тренера-преподавателя, проводящего занятия в бассейне, подходить к имеющемуся в бассейне и во вспомогательных помещениях (раздевалки, душевые и т.п.) оборудованию и пользоваться им.

Запрещается использовать моющие средства в стеклянной упаковке и зеркальца.

Занимающиеся, допустившие невыполнение или нарушение настоящей инструкции, могут быть отстранены от занятий.

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ ЗАНЯТИЙ

С разрешения тренера-преподавателя пройти в раздевалку, раздеться, не мешая соседям, аккуратно складывая свою одежду.

Вымыться в душе с мылом и мочалкой (без купального костюма).

Надеть купальный костюм и шапочку.

Осторожно войти в помещение бассейна.

С разрешения тренера-преподавателя войти в воду по специальным лестницам, спиной к воде.

Запрещается приступать к занятиям непосредственно после приема пищи или после больших физических нагрузок.

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ

Во время занятий занимающийся обязан :

    соблюдать настоящую инструкцию;

    неукоснительно выполнять все указания тренера-преподавателя, проводящего занятия;

    при поточном выполнении упражнений в воде (один за другим) соблюдать достаточные интервалы, чтобы не было столкновений;

    выполнять прыжки с тумбочек только с разрешения тренера-преподавателя, проводящего занятия;

    использовать спортивный инвентарь (доски для плавания, мячи, калабашки и т.д.) только с разрешения и под руководством тренера-преподавателя, проводящего занятия.

Занимающимся запрещается:

    выполнять любые действия без разрешения тренера-преподавателя, проводящего занятия;

    хватать друг друга за руки, ноги, голову и другие части тела во избежание несчастных случаев и травм;

    «топить» друг друга;

    снимать шапочку для плавания;

    бегать в помещении бассейна, в раздевалках;

    прыгать в воду с бортиков и лестниц;

    висеть на разделительных дорожках, подныривать под лестницы в бассейне;

    нырять с тумбочек и плавать под водой без разрешения тренера-преподавателя, проводящего занятия.

    вносить в помещение бассейна любые предметы без разрешения тренера-преподавателя, проводящего занятия.

4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

При возникновении во время занятий в воде болей в суставах, мышцах конечностей, сильного покраснения кожи, неприятных ощущениях в глазах возникновения кровотечения, а также при плохом самочувствии прекратить занятие и сообщить об этом тренеру-преподавателю, проводящему занятия с последующим обращением к медсестре плавательного бассейна.

Почувствовав озноб, сообщить об этом тренеру-преподавателю, проводящему занятия, с его разрешения выйти из воды и растереться сухим полотенцем.

При судорогах не теряться, стараться держаться на воде и позвать на помощь.

При возникновении чрезвычайной ситуации (появлении посторонних запахов, задымлении, возгорании) немедленно сообщить об этом тренеру-преподавателю, проводящему занятия и действовать в соответствии с его указаниями.

При получении травмы сообщить об этом тренеру-преподавателю, проводящему занятия.

При необходимости и возможности помочь тренеру-преподавателю, проводящему занятия, оказать пострадавшему первую помощь.

5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ ЗАНЯТИЙ

С разрешения тренера-преподавателя выйти из воды по специальным лестницам, спиной к воде.

Принять душ, одеться, просушить волосы под феном.

С разрешения тренера-преподавателя, проводящего занятия, организованно покинуть помещение бассейна.

При обнаружении неисправности оборудования, системы вентиляции и очистки воды, работы сантехнических систем, нарушения целостности окон проинформировать об этом тренера-преподавателя, проводящего занятия.

Примечания:

В соответствии с Постановлением Министерства Здравоохранения РФ и Главного Государственного санитарного врача РФ от 30 января 2003 г. № 4 «О введении в действие СанПиН 2.1.2.1188-03. Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды. Контроль качества» температура воды в бассейнах должна иметь следующие значения:

Вид бассейна (назначение)

Температура воды

Спортивный

Оздоровительный

Учебные для детей до 7 лет

Учебные для детей старше 7 лет

Температура воздуха должна быть на 1 - 2 градуса выше температуры воды.

Заместитель директора по УСР______________Н.И.Коврижных

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ 1.1. К занятиям по плаванию допускаются обучающиеся ДЮСШ, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья 1.2. При проведении занятий необходимо соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные режимы тренировки и отдыха, правила личной гигиены 1.3. При проведении занятий плаванию возможно воздействие на обучающихся следующих опасных факторов: Травмы при утоплении; Травмы при падении на скользком твердом покрытии Травмы при выполнении прыжков в воду головой вниз на мелком месте Травмы при столкновении 1.4. При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить тренеру-преподавателю, который сообщает об этом администрации школы. При неисправности спортивного инвентаря прекратить занятия и сообщить об этом тренеру-преподавателю 1.5. Обучающиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности и со всеми обучающимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда. 2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ ЗАНЯТИЙ 2.1. Принять душ, надеть плавательный костюм, шапочку для плавания 2.2. Провести разминку 2.3. Провести перекличку присутствующих на занятии 3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ 3.1. Вход и выход из воды разрешается только по команде тренера 3.2. Соблюдать строжайшую дисциплину, четко и моментально выполнять команды тренера-преподавателя 3.3. Ныряние под воду с задержкой дыхания выполнять только под наблюдением тренера-преподавателя 3.4. Не прыгать головой вниз на мелком месте 3.5. Выполнять прыжки с вышки или трамплина только под наблюдением тренера-преподавателя 3.6. Перед прыжками в воду посмотреть отсутствие вблизи других обучающихся 4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ 4.1. При плохом самочувствии прекратить занятия и сообщить об этом тренеру-преподавателю. 4.2. При ощущении усталости спокойно подплыть к бортику и выйти из воды 4.3. При судорогах не теряться, стараться держаться на воде и звать на помощь 4.4. При получении травмы немедленно оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом тренеру-преподавателю или администрации школы, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение. 4.5. При оказании вам помощи не хвататься за спасающего, а помочь ему буксировать вас 5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ ЗАНЯТИЙ 5.1. Снять плавательный костюм. 5.2. Принять душ. 5.3. Уходить в душевую только после разрешения тренера-преподавателя, одновременно со всей группойна взрывоопасных... станцией, отделом техники безопасности и пожарной охраной (при ведении огневых...

  • Инструкция о мерах пожарной безопасности. Общие требования безопасности

    Инструкция

    1. Общие требования безопасности : 1.1. Настоящая инструкция предусматривает правила и нормы по охране труда при работе на ПЭВМ и множительной технике . 1.2. Работник...

  • Понятия и определения, используемые в «медицинской подготовке» Аварийно-спасательные работы

    Документ

    ... на военной технике . Для обеззараживания индивидуальных и групповых запасов воды применяют... Инструкции содержат общие требования по безопасности , требования по безопасности перед началом поисково-спасательных работ в различных ЧС, при их ведении и при ...

  • Типовая инструкция по безопасности проведения занятий в кабинетах начальных классов 1

    Инструкция

    ... ИНСТРУКЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ПЛАВАНИЮ 1. Общие требования безопасности 1.1. К проведению занятий по плаванию допускаются лица, прошедшие при поступлении на ... и горячей воды . Перед началом занятий в бассейне преподаватель обяза­ ...

  • «Утверждаю»

    Директор МУ СШ №1

    ___________

    ИНСТРУКЦИЯ № ____ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЗАНЯТИЯХ НА ВОДЕ В БАССЕЙНЕ

    1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

    К занятиям в бассейне допускаются:

    · Дети и подростки, не имеющие медицинских противопоказаний для занятий в бассейне;

    · прошедшие инструктаж по технике безопасности.

    При нахождении в бассейне учащиеся обязаны соблюдать Правила поведения для учащихся. График проведения занятий в бассейне определяется расписанием занятий, утвержденным директором Школы.

    Опасными факторами в бассейне являются:

    · физические (скользкие поверхности;острые кромки и сколы на поверхностях ванн и полах; шум; электрооборудование (сушилки, фены и т.п.); горячая вода в душевых; пониженные значения температуры воды и воздуха; возможность захлебнуться);

    · химические (повышенная концентрация различных химических веществ в воде и в воздухе).

    Занимающиеся обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения.

    О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец обязан немедленно сообщить тренеру-преподавателю проводящему занятия в бассейне.

    Занимающимся запрещается без разрешения тренера-преподавателя, проводящего занятия в бассейне, подходить к имеющемуся в бассейне и во вспомогательных помещениях (раздевалки, душевые и т.п.) оборудованию и пользоваться им.

    Запрещается использовать моющие средства в стеклянной упаковке и зеркальца.

    Занимающиеся, допустившие невыполнение или нарушение настоящей инструкции, могут быть отстранены от занятий.

    2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ ЗАНЯТИЙ

    С разрешения тренера-преподавателя пройти в раздевалку, раздеться, не мешая соседям, аккуратно складывая свою одежду.

    Вымыться в душе с мылом и мочалкой (без купального костюма).

    Надеть купальный костюм и шапочку.

    Осторожно войти в помещение бассейна.

    С разрешения тренера-преподавателя войти в воду по специальным лестницам, спиной к воде.

    Запрещается приступать к занятиям непосредственно после приема пищи или после больших физических нагрузок.

    3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ

    Во время занятий занимающийся обязан :

    · соблюдать настоящую инструкцию;

    · неукоснительно выполнять все указания тренера-преподавателя, проводящего занятия;

    · при поточном выполнении упражнений в воде (один за другим) соблюдать достаточные интервалы, чтобы не было столкновений;

    · выполнять прыжки с тумбочек только с разрешения тренера-преподавателя, проводящего занятия;

    · использовать спортивный инвентарь (доски для плавания, мячи, калабашки и т.д.) только с разрешения и под руководством тренера-преподавателя, проводящего занятия.

    Занимающимся запрещается:

    · выполнять любые действия без разрешения тренера-преподавателя, проводящего занятия;

    · хватать друг друга за руки, ноги, голову и другие части тела во избежание несчастных случаев и травм;

    · «топить» друг друга;

    · снимать шапочку для плавания;

    · бегать в помещении бассейна, в раздевалках;

    · прыгать в воду с бортиков и лестниц;

    · висеть на разделительных дорожках, подныривать под лестницы в бассейне;

    · нырять с тумбочек и плавать под водой без разрешения тренера-преподавателя, проводящего занятия.

    · вносить в помещение бассейна любые предметы без разрешения тренера-преподавателя, проводящего занятия.

    4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

    При возникновении во время занятий в воде болей в суставах, мышцах конечностей, сильного покраснения кожи, неприятных ощущениях в глазах возникновения кровотечения, а также при плохом самочувствии прекратить занятие и сообщить об этом тренеру-преподавателю, проводящему занятия с последующим обращением к медсестре плавательного бассейна.

    Почувствовав озноб, сообщить об этом тренеру-преподавателю, проводящему занятия, с его разрешения выйти из воды и растереться сухим полотенцем.

    При судорогах не теряться, стараться держаться на воде и позвать на помощь.

    При возникновении чрезвычайной ситуации (появлении посторонних запахов, задымлении, возгорании) немедленно сообщить об этом тренеру-преподавателю, проводящему занятия и действовать в соответствии с его указаниями.

    При получении травмы сообщить об этом тренеру-преподавателю, проводящему занятия.

    При необходимости и возможности помочь тренеру-преподавателю, проводящему занятия, оказать пострадавшему первую помощь.

    5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ ЗАНЯТИЙ

    С разрешения тренера-преподавателя выйти из воды по специальным лестницам, спиной к воде.

    Принять душ, одеться, просушить волосы под феном.

    С разрешения тренера-преподавателя, проводящего занятия, организованно покинуть помещение бассейна.

    При обнаружении неисправности оборудования, системы вентиляции и очистки воды, работы сантехнических систем, нарушения целостности окон проинформировать об этом тренера-преподавателя, проводящего занятия.

    Примечания:

    В соответствии с Постановлением Министерства Здравоохранения РФ и Главного Государственного санитарного врача РФ от 30 января 2003 г. № 4 «О введении в действие СанПиН 2.1.2.1188-03. Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды. Контроль качества» температура воды в бассейнах должна иметь следующие значения:

    Вид бассейна (назначение)

    Температура воды

    Спортивный

    Оздоровительный

    Учебные для детей до 7 лет

    Учебные для детей старше 7 лет

    Температура воздуха должна быть на 1 - 2 градуса выше температуры воды.

    Заместитель директора по УВР______________

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    УО Гродненский государственный университет им. «Янки Купалы»

    Факультет физической культуры

    Контрольная работа по предмету: Плавание

    Тема: «Техника безопасности на занятиях по плаванию»

    Гродно 2011

    Общие требования безопасности

    К занятиям по плаванию допускаются дети дошкольного возраста и учащиеся с 1-го класса, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

    При проведении занятий по плаванию соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные режимы занятий и отдыха.

    При проведении занятий по плаванию возможно воздействие на обучающихся следующих опасных факторов:

    Травмы и утопление при прыжках в воду головой вниз при недостаточной глубине воды и при необследованном дне водоема;

    Купание сразу после приема пищи или большой физической нагрузки;

    Утопления при купании в естественных водоемах не в специально отведенных, не оборудованных и не отвечающим санитарным требованиям местах;

    При проведении занятий по плаванию должны быть подготовлены средства для спасания утопающих, а также медаптечка с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств для оказания первой помощи при травмах.

    О несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить учителю (преподавателю, воспитателю), который должен оказать первую помощь пострадавшему и сообщить об этом администрации учреждения.

    В процессе занятий обучающиеся должны соблюдать порядок проведения учебных занятий.

    Обучающиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности, со всеми обучающимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.

    Требования безопасности перед началом занятий

    Надеть купальный костюм (плавки) и на голову плавательную шапочку.

    Убедиться в том, что температура воды не ниже установленной нормы.

    Сделать перерыв между приемом пищи и купанием не менее 45-50 мин.

    При купании в естественном водоеме оборудовать специально отведенное для этого место, подготовить спасательные средства (спасательные круги, веревки, шесты, спасательные лодки и т. д.).

    Сделать разминку, выполнив несколько легких упражнений.

    Требования безопасности во время занятий

    Входить в воду только с разрешения учителя (преподавателя, тренера, воспитателя) и во время купания не стоять без движений.

    Внимательно слушать и выполнять все команды и сигналы учителя (преподавателя, тренера, воспитателя).

    Не прыгать в воду головой вниз при недостаточной глубине воды, при необследованном дне водоема и при нахождении вблизи других пловцов.

    Не оставаться при нырянии долго под водой.

    Не купаться более 30 мин, если же вода холодная, то не более 5-6 мин.

    При купании в естественном водоеме не заплывать за установленные знаки ограждения водного бассейна (буйки), не купаться на большой волне, не подплывать близко к моторным лодкам, пароходам, баржам и пр. плавательным средствам.

    Требования безопасности в аварийных ситуациях

    Почувствовав озноб, быстро выйти из воды и растереться сухим полотенцем.

    При судорогах не теряться, стараться держаться на воде и позвать на помощь.

    При утоплении немедленно сделать пострадавшему искусственное дыхание до восстановления самостоятельного дыхания, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрации учреждения.

    При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрации учреждения.

    Требования безопасности по окончании занятий

    Выйдя из воды, вытереться полотенцем насухо и сразу же одеться.

    При низкой температуре после купания, чтобы согреться, проделать несколько легких гимнастических упражнений.

    Проверить по списку наличие всех обучающихся.

    Основные требования, предъявляемые ксодержанию плавательных бассейнов

    Вода в бассейнах должна соответствовать требованиям, предъявляемым к питьевой воде (ГОСТ 2874-73 "Вода питьевая"). Для занятий плаванием можно использовать не только пресную, но морскую и минеральную воду. Качество воды должно быть таким, чтобы в ней исключалось развитие болезнетворных микробов.

    Для предупреждения заболеваний необходимы регулярные очистка и смена воды, контроль за ее качеством.

    Контроль за эксплуатацией плавательных бассейнов и качеством воды ведется по технологическим показателям и показателям химического и бактериологического анализов.

    Химический и бактериологический анализы воды проводятся в лабораториях санитарно-эпидемиологической станции.

    Температура воды для закрытых бассейнов устанавливается в пределах 24-28°С. В открытых наливных бассейнах температура воды должна быть выше на 2°С, чем в крытых бассейнах.

    Относительная влажность воздуха должна быть 50-65%.

    Вода в природных водоемах для занятий плаванием должна быть проточной и чистой, со скоростью течения не более 10 м/мин.

    Занятия можно проводить при высоте волны не более 0,2 м и температуре воды и воздуха выше 18°С и 22°С соответственно.

    В открытых водоемах места для занятий должны быть выше по течению на 1,5 км или не ближе 2 км вниз по течению от возможного источника загрязнения воды или ближайшего населенного пункта.

    При обучении плаванию в открытом водоеме следует соблюдать следующие требования:

    1. Сдать на ближайшую санитарно-эпидемиологическую станцию воду из водоема для анализа и получения разрешения на проведение занятий в этом водоеме.

    2. Выбрать место для занятия с хорошим подходом к воде (пологим спуском). Дно водоема должно быть пологим и иметь твердый грунт без ям, рытвин и посторонних предметов. Максимальная глубина у берега должна быть не больше 50 сантиметров.

    3. Место для занятий должно быть огорожено сеткой или решеткой согласно существующим требованиям.

    4. Место для занятий оборудуется учебным и спасательным инвентарем (согласно требованиям ОСВОДа)

    5. Во время занятий на берегу должен находиться медицинский работник с необходимым набором медикаментов и приспособлений для оказания помощи пострадавшему на воде.

    6. До начала занятий в воде руководитель должен проверить дно огороженной части водоема.

    В искусственных плавательных бассейнах:

    дно ванн должно просматриваться во всех частях бассейна;

    на донных всасывающих трубопроводах должна быть установлена и закреплена защитная сетка;

    (колпак) высотой 30 сантиметров;

    ванна бассейна не должна иметь сколов на облицовочных плитках.

    Прыжки с вышки и трамплина разрешаются, если бассейн имеет соответствующие характеристики:

    *Указанная глубина должна сохраняться от середины переднего края прыжкового.

    При проведении занятий в группах по прыжкам в воду все тренировочные снаряды (трамплины, платформы, батуты, акробатические дорожки, подвесные страховочные системы и другие приспособления) должны иметь надежные крепления.

    Требования к снарядам для прыжков в воду должны отвечать соответствующим ГОСТам.

    Места для обучения и оздоровительного плавания в обязательном порядке должны быть обеспечены исправным спасательным инвентарем (спасательные круги, шары в сетках, шесты и т.д.) согласно установленным нормам.

    В каждом бассейне в обязательном порядке должны быть легководолазные аппараты, которыми должны уметь пользоваться инструкторы, тренеры.

    Курение в помещениях бассейна запрещается.

    Устанавливаются электроприборы в помещениях бассейна только с разрешения администрации бассейна при соблюдении соответствующих требований по технике безопасности.

    Административный, инженерно-технический и учебно-вспомогательный персонал обязан выполнять все мероприятия, необходимые для создания безопасных условий труда, занятий и следить за выполнением действующего законодательства по охране труда.

    За несчастные случаи, происшедшие во время производства работ или проведения занятий, несут ответственность те лица, которые своими распоряжениями, действиями или бездействием нарушили существующие положения по охране труда или не проявили должных мер для предотвращения данного несчастного случая.

    Проводящие занятия несут ответственность за правильную эксплуатацию бассейна во время занятий и соревнований.

    Основные требования, предъявляемые к обеспечению безопасности при проведении занятий в зале "сухого плавания"

    Допуск к занятиям в зале осуществлять только через регистратуру по прейскурантам (абонементам) в присутствии тренера или инструктора, проводящего занятия.

    Вход в зал разрешается только в присутствии проводящего занятие после того, как он проверит исправность оборудования и инвентаря.

    По окончании занятий весь инвентарь и оборудование приводятся в порядок и располагаются в отведенных для них местах.

    Вся ответственность за жизнь и здоровье занимающихся во время занятий возлагается на проводящего занятия.

    При использовании электрического оборудования соблюдать все меры предосторожности и безопасности.

    По окончании занятий зал закрывать на ключ.

    Проводящий занятия несет ответственность за правильную эксплуатацию зала, инвентаря и оборудования.

    При обнаружении неисправности оборудования, угрожающей жизни и безопасности занимающихся, проводящий занятие должен ее устранить либо перенести занятие в другое место.

    Занятия в зале проводить в соответствующей спортивной одежде и обуви.

    Технологические устройства (конструкции и узлы для подвески и установки снарядов, страховочные устройства) должны подвергаться полному техническому освидетельствованию.

    Батуты должны быть отделены защитными откосами из сетки от других тренировочных снарядов, стен и окон. Рамы батутов должны быть защищены мягкими поролоновыми матами, а пол по периметру обложен гимнастическими матами. Выстилающие части строительных конструкций снарядов должны иметь защитные покрытия.

    Чтобы избежать несчастных случаев на занятиях по обучению плаванию, необходимо строго соблюдать определенные правила

    При групповых занятиях в бассейне:

    Допускать к занятиям плаванием только с разрешения врача;

    На занятиях соблюдать строжайшую дисциплину;

    Вход и выход из воды разрешать только по команде руководителя занятия;

    Проверять число занимающихся до входа в воду, во время нахождения в воде и после выхода из нее;

    Во время проверки исходной плавательной подготовленности в воде должно находиться не более одного занимающегося;

    На первых занятиях распределять обучаемых по парам для наблюдения друг за другом;

    Прекращать занятия в воде, если у занимающихся появились признаки сильного охлаждения (озноб, «гусиная кожа», посинение губ);

    Место для плавания, оборудование и инвентарь проверять до начала занятий, немедленно устранять неисправности;

    Проводить занятия только умеющим хорошо плавать, знающим технику способов плавания и умеющим оказывать помощь тонущему;

    Обеспечить обязательное присутствие врача на занятиях;

    Иметь поддерживающие средства (резиновые круги, нагрудники, поплавки), удерживающие пловца на воде.

    При групповых занятиях в условиях открытого водоема.

    Все, что было перечислено выше, и дополнительно:

    Проводить занятия в местах с прозрачной водой при скорости течения не более 1 км/ч;

    Проводить обучение в местах с твердым и ровным, грунтом;

    Проводить занятия только после того, как дно тщательно проверено и очищено от коряг, свай и других предметов;

    Обязательно оградить место для занятий по плаванию, категорически запрещать заплывать за его границу;

    Для наблюдения за обучаемыми в местах для занятий по плаванию назначить 2-3 пловцов и выделить им лодку со спасательными средствами;

    Для наблюдения за обучаемыми на водной станции назначать двух пловцов со спасательными средствами.

    При индивидуальном обучении и самообучении:

    Глубина воды должна быть для детей и подростков не более 0,6-0,7 м, для взрослых - 0,8-0,9 м;

    Все упражнения и попытки самостоятельно плавать делать только в сторону берега, мелкой части;

    Заниматься обучением и самообучением только в присутствии старших, хорошо умеющих плавать.

    ЗАПРЕЩАЕТСЯ

    Изменять или удалять какую-либо деталь оборудования бассейна без участия специалиста.

    Допускать падение в бассейн тяжелых, твердых и острых предметов.

    Производить принудительное дробление льда в бассейне.

    Использовать в качестве компенсаторов расширения льда металлические предметы.

    Применять не сертифицированные химические препараты.

    При использовании химических препаратов, нарушать прилагаемые инструкции по применению.

    Допускать попадание в чашу бассейна песка, грязи и абразивных материалов (перед купанием необходимо принять душ).

    Использовать для чистки поверхности бассейна моющие средства, содержащие абразивные частицы.

    Нагревать воду в бассейне выше 300 градусов по Цельсию.

    Допускать резкие температурные перепады (не заливайте холодную воду в разогретую от солнца чашу бассейна, не заливайте горячую воду в бассейн) - допустимый темп изменения температуры - пять градусов в час.

    Оставлять бассейн пустым при наличии грунтовых вод.

    Не допускать контакта поверхности с концентрированными химическими препаратами. В противном случае происходит обесцвечивание поверхности.

    Чрезмерное использование хлора, гипохлорита натрия и других активных окислителей может привести к выцветанию поверхности бассейна.

    Заключение

    плавание бассейн прыжок безопасность

    Меры безопасности - это мероприятия по безопасности, осуществляемые государственными и общественными организациями, предприятиями и частными лицами на основе действующих в стране законов и нормативно-правовых актов. Правила безопасного поведения - порядок безопасного выполнения работ, разработанный на основе действующих мер безопасности.

    Личная система безопасности и выживания - это на самоцель, это инструмент безопасной жизнедеятельности. Она создается не за один день и постоянно совершенствуется на протяжении всей жизни человека.

    Физическая культура и спорт это область направлений жизнедеятельности человека, в котором важную роль играют правила безопасности.

    Правила безопасности при выполнении физических упражнений имеют большое значение для эффективности таких упражнений.

    В равной степени надо учитывать особенности конкретного вида спортивной деятельности и тип физической активности. Некоторые виды спорта предъявляют свои особые требования к занимающимся. Их особенности могут привести к специфическим для этих видов спорта травмам. Неодинаковые требования к занимающимся предъявляют и различные виды физической активности.

    Негативное влияние на организм оказывает избыточное или недостаточное питание. При чрезмерном питании в значительной мере увеличивается масса тела, что может привести к ожирению, а, в конечном счете, к различным заболеваниям сердечно-сосудистой системы, диабету, нарушениям обмена веществ и т.п. При недостаточном питании человек резко худеет, ухудшается его самочувствие, падает работоспособность, снижается иммунитет. Вот почему так важно соблюдать правила рационального, сбалансированного и полноценного питания.

    Литература

    1. Вайнбаум Я.С. и др. Гигиена физического воспитания и спорта. М.: издательский центр «Академия» 2002г. - 240 с.

    2. Плавание. Учебник / Под ред. Платонова В.М. - Киев: "Олимпийская литература", 2000. - 493 с.

    3. Каунсилмен Д.Е. Спортивное плавание. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 208 с.

    4. Ганчар И.Л. Плавание: Теория и методика преподавания: Учебник. - Минск: «Четыре четверти»; «Экоперспектива», 1998. - 352 с.

    5. Булгакова Н.Ж. (ред.), Афанасьев В.З. Воронцов А.Р., Макаренко Л.П., Морозов С.Н. Соломакин В.Р., Ширковец Е.А. Спортивное плавание: Учеб. для вузов физ. культуры - М.: ФОН, 1996. - 430 с.

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

      Организация и проведение занятий по плаванию. Комплектация групп для занятий по плаванию. Подготовительная, основная и заключительная часть занятия. Организация и проведение соревнований по плаванию. Положения о соревнованиях. Сценарный план соревнований.

      лекция , добавлен 18.11.2008

      Основные трудности, препятствующие широкому распространению плавания среди малышей. Цели и задачи занятий. Виды методик и упражнений для обучения детей плаванию. Проведение упражнений в воде на примере игры: "Кто дольше удержится на поверхности воды?"

      реферат , добавлен 01.03.2011

      Места для занятий плаванием. Классификация и общая характеристика бассейнов. Конструкции и оборудование ванн бассейнов. Санитарно-гигиеническое обеспечение бассейнов. Сооружение простейших бассейнов, а также инвентарь для бассейнов и его изготовление.

      лекция , добавлен 18.11.2008

      Основные принципы организации оздоровительных занятий по плаванию для больных гипертонией. Исследование и оценка уровней показателей физического состояния больных гипертонией на момент первичной диагностики. Комплекс занятий плаванием для оздоровления.

      курсовая работа , добавлен 10.02.2016

      Возрастные особенности лиц 25-60 лет. Плавание и его влияния на организм человека. Разработка рекомендаций по оздоровительному плаванию для лиц 25-60 летнего возраста с учетом их реакций на плавательную нагрузку, различную по величине и направленности.

      дипломная работа , добавлен 14.06.2012

      Тренировки по плаванию спортсменов-многоборцев. Организационно-методические указания по проведению начальной тренировки пловцов. Начальная тренировка в условиях круглогодичных занятий. Начальная тренировка в условиях ограниченного количества занятий.

      лекция , добавлен 18.11.2008

      Плавание как вид спорта, история его зарождения и развития в России. Обучение плаванию в русских войсках при Петре I. Эволюция способов и техники плавания. Развитие других плавательных видов: водного поло, синхронного плавания, подводного спорта.

      реферат , добавлен 11.05.2009

      История возникновения легкой атлетики, виды спорта, входящие в ее состав. Требования безопасности во время занятий легкой атлетикой, основные виды травм и повреждений. Техника бега на короткие дистанции. Комплекс физических упражнений для разминки.

      реферат , добавлен 18.12.2010

      Оздоровительное значение плавания и его влияние на состояние здоровья и физическое развитие детей. Характеристика современных методик обучения плаванию детей младшего школьного возраста. Обучение основам техники плавания кроль на груди и кроль на спине.

      дипломная работа , добавлен 27.10.2015

      Организация обеспечения безопасности в гостиницах и туристских комплексах. Задачи службы безопасности гостиницы и туристского комплекса в области обеспечения режима и охраны. Основные средства инженерно-технической защиты и обеспечения безопасности.

    Большинство людей тонут не из-за того, что плохо плавают, а потому, что, заплыв далеко или испугавшись, поддаются панике и не надеются на себя.

    Полезно овладеть техникой отдыха для того, чтобы, начав из-за чего-нибудь нервничать во время плавания, вы смогли просто расслабиться и отдохнуть. А потом, придя в себя, доплыть до берега.

    При отсутствии волн лучше всего отдыхать в положении на спине. Чтобы обеспечить горизонтальное положение тела, надо вытянуть прямые расслабленные руки за головой, ноги развести в стороны и слегка согнуть. Если этого недостаточно и ноги начинают опускаться вниз, то необходимо слегка согнуть руки в луче-запястных суставах и приподнять кисти над поверхностью воды, тогда ноги сразу всплывут. Тело примет горизонтальное положение. Можно отдыхать на спине, выполняя медленные и плавные движения ногами и руками под водой, затрачивая при этом минимальные усилия.

    Купаться можно не раньше, чем через 1,5-2 часа после еды.

    Не рекомендуется заниматься плаванием в открытых водоемах, при температуре воды ниже +15 °С, так как возможна внезапная потеря сознания и смерть от холодового шока. Развитию шока нередко способствует перегревание организма перед плаванием и неожиданно быстрое погружение в холодную воду.

    Нельзя нырять в незнакомых местах - на дне могут оказаться притопленные бревна, камни, коряги.

    Не прыгать в воду с лодок, катеров, причалов и других сооружений, не приспособленных для этих целей.

    Желательно для купания выбирать специально отведенные для этого места.

    Не заплывать далеко от берега, за буйки, обозначающие границы безопасной зоны.

    Не подплывать близко к судам (моторным, парусным), лодкам, баржам. При их приближении уровень воды в водоеме значительно повышается, а при прохождении - резко падает и смывает все, что находится на берегу. Имели место случаи, когда под дно теплохода или баржи затягивало рядом плавающих людей.

    Не следует купаться в заболоченных местах и там, где есть водоросли или тина.

    Если обстоятельства сложились так, что вы попали в заросли водорослей, сохраняйте присутствие духа. С водорослями можно легко справиться, только необходимо не поддаваться мысли, что растения могут вас утопить. Плыть в зарослях водорослей приходится с частыми остановками, так как необходимо освобождаться от стеблей растений. Гребки руками выполняются у самой поверхности воды.

    Нельзя входить в воду после перегревания на солнце или сильного охлаждения тела до образования "гусиной кожи".

    Нельзя быстро погружаться и прыгать в воду после принятия солнечных ванн, бега, игр без постепенной адаптации к холодной воде.

    Ни в коем случае не плавать на надувных матрацах, автомобильных камерах, надувных игрушках - подручное средство может оказаться неисправным, порваться, человек внезапно окажется в воде, а это очень опасно даже для умеющих хорошо плавать. Кроме того, даже слабый ветер способен унести их далеко от берега.

    Нельзя купаться в штормовую погоду или в местах сильного прибоя.

    Если вы оказались в воде с сильным течением, не пытайтесь плыть навстречу течению, справиться с ним сил не хватит; в этом случае нужно плыть по течению, но так, чтобы постепенно приближаться к берегу.

    Если попали в водоворот, не пугайтесь, наберите побольше воздуха, нырните и постарайтесь резко свернуть в сторону от него.

    Никогда не следует толкать кого-либо в воду, в особенности неожиданно, так как эта шалость может вызвать у людей, очень чувствительных к холодной воде, шок со смертельным исходом.

    Нельзя шалить в воде, окунать друзей с головой и ставить им подножки. Если вы подплывете к приятелю под водой и резко дернете его за ноги, а он в этот момент как раз сделает вдох - приятель упадет в воду и захлебнется.

    Нельзя подавать крики ложной тревоги.

    Нельзя купаться, если у вас повышенная, или пониженная температура. Последствия могут быть непредсказуемыми. Находиться в воде в таком состоянии очень опасно.

    Если у вас свело судорогой мышцы, ложитесь на спину и плывите к берегу, постарайтесь при этом растереть сведенные мышцы, но лучше всего - иметь при себе "английскую" булавку. Даже один её укол бывает спасает жизнь.

    Устали плавать? - отдохните, не старайтесь установить рекорд по плаванию. От перенапряжения могут начаться судороги. Мышечная судорога - у пловца сводит ногу. Так бывает не только в холодной воде. Если такое случилось, погрузитесь на секунду в воду с головой и, распрямив сведенную судорогой ногу, с силой потяните за большой палец ступню на себя. Как правило, судорога отступает.

    Не купайтесь в каналах, обложенных бетонными плитами или камнями, т.к. со временем они обрастают мхом, становятся скользкими. Из такого канала выбраться трудно. Даже тренированный пловец, купаясь в канале, подвергает свою жизнь опасности.

    Соблюдайте чистоту мест отдыха у воды, не засоряйте водоемы, не оставляйте мусор на берегу и в раздевалках.