Большой атлас по анатомии человека. Мышечная система

Анатомия - это область биологии (внутренняя морфология). Анатомия изучает организм человека по системам (систематическая анатомия). Соответственно она состоит из ряда разделов: учение о костной системе - остеология; учение о соединениях костей, суставах и связках - синдесмология и артрология; учение о мышечной системе - миология; учение о сосудистой системе - ангиология; учение о нервной системе - неврология; учение об органах чувств - эстезиология. Анатомия внутренних органов выделяется в особый раздел - спланхнологию. Систематическая анатомия дополняется топографической, или регионарной, описывающей в первую очередь пространственные отношения органов, что представляет особый интерес для . Исследование строения организма невооруженным составляет предмет макроскопической анатомии. Применение микроскопа позволяет изучать тонкое строение органов - микроскопическая анатомия.

Термином «нормальная анатомия» подчеркивается отличие ее от анатомии патологической, которая изучает изменения органов и систем при болезнях. Важная фаза в изучении строения тела - анализ, сопровождающийся тщательным описанием (описательная анатомия). Изучение строения тела в динамике в связи с функциями определяет содержание функциональной анатомии, специальным разделом которой является экспериментальная анатомия. Особенности строения тела и органов в процессе индивидуального развития организма исследует возрастная анатомия. Пластическая анатомия, изучающая внешние формы и пропорции тела человека, имеет большое прикладное значение для изобразительного искусства. Сравнительная анатомия систематизирует данные по анатомии представителей животного мира для выявления сложившихся в процессе эволюции анатомических особенностей человека.










Современная анатомия накопила большой материал по прижизненному строению органов, полученный с помощью и (рентгеноанатомия).

Данный раздел сайта является учебным пособием по анатомии человека в картинках. В нем излагаются вопросы по истории анатомии, общие вопросы, строение опорно-двигательного аппарата, пищеварительной, дыхательной, мочеполовой систем и железы внутренней секреции. Далее излагаются строение сердечно-сосудистой системы, лимфатическая система, центральная нервная система с проводящими путями, периферическая нервная система, головные нервы, вегетативная нервная система, органы чувств. Материал изложен по системному принципу, в каждом разделе отмечены функциональные и топографоанатомические особенности, органогенез, возрастные особенности, аномалии развития, приводятся сравнительно-анатомические данные. Анатомический атлас иллюстрирован цветными картинками и схемами.

Настоящее учебное пособие «Анатомия человека» рассчитано на студентов медицинских институтов и соответствует учебной программе. Материал учебника изложен таким образом, что первоначально разбираются частные вопросы, затем эмбриологические и филогенетические данные. Во многих разделах содержатся сведения о возрастных, топографических и функциональных особенностях органов. Приводимые в других учебниках сводные данные о кровоснабжении и иннервации в настоящем пособии опущены в связи с тем, что в период изучения внутренних органов студенты еще незнакомы со строением кровеносной и лимфатической систем, а также нервной системы. Подобный материал полезен для врачей и должен излагаться в руководстве или в крайнем случае в учебнике топографической анатомии. В данном пособии разделы, касающиеся строения костей, связочного аппарата и мышц, изложены более кратко, а строение внутренних органов - более детально. Это связано с тем, что врач в практике чаще сталкивается с заболеваниями внутренних органов.

Пособие имеет много иллюстраций, которые помогут усвоению материала. Естественно, что целью обучения является не заучивание многих анатомических терминов, которые без должного подкрепления со временем совершенно забудутся, а понимание общего плана строения человека. Анатомия представляет часть биологии, поэтому строение всех органов, систем, живой организм в целом рассматриваются в аспектах их развития и функциональных взаимоотношений. Изучение анатомии человека с правильных методологических позиций с первых дней знакомства с медициной должно способствовать формированию материалистического мышления и мировоззрения врача, так как анатомия вместе с биологией, гистологией, физиологией, патологией и биохимией составляет фундамент теоретической подготовки. Как и всякая наука, анатомия включает вопросы прикладного значения, важные для клинической медицины, биологические вопросы, нужные для расширения врачебного кругозора и нужные для того, чтобы ответить на естественный вопрос: «Как же устроен человек?» Существует мнение, что анатомия человека якобы трудна. Наши знания о самом совершенном и замечательном создании природы, каким является человек, сегодня еще неполны, но, как показывает история анатомии, они были еще более примитивными 2000-3000 лет назад. И если на пути познания строения человека много достигнуто, то лишь благодаря уму человека в его любознательности. Когда-то ученые были счастливы, если им удавалось заглянуть во чрево существа, себе подобного, теперь же, призвав на помощь современные достижения прикладных и фундаментальных наук, они раскрывают молекулярные сочетания и познают свою собственную природу. На этих путях много трудностей и много радостей. Познание строения человека является внутренней потребностью студента, посвятившего свою жизнь самому благородному делу - избавлению человечества от страданий, избравшего профессию врача, которая, начиная с древних времен требует от человека отдачи всей полноты нравственных и интеллектуальных сил.

Внутренние органы
Как уже было сказано выше, внутренние органы обеспечивают вегетативные (растительные) функции организма, т. е. питание, дыхание, выведение продуктов обмена веществ и размножение. Познакомимся подробнее с их строением и деятельностью, а также с некоторыми условиями, необходимыми для нормальной работы этих органов. Кровь, лимфа, сердечно-сосудистая система

Человек претерпел сложную биологическую эволюцию и объединил в себе с биологической стороны природно-естественное, а с исторической - социально-общественное существо. Его строение и функции полностью познаются биологией и социальными законами. Анатомия человека принадлежит к биологическим наукам. Анатомия человека представляет науку, изучающую происхождение, развитие, внешнее и внутреннее строение, функциональные особенности живого человека. Анатомия человека ставит своей задачей описание формы, макроскопического строения, топографии органов с учетом половых, индивидуальных, конституциональных особенностей организма, а также филогенетических (от phylon - род, genesis - развитие) и онтогенетических (от ontos - особь) моментов развития. Изучение строения человека проводится с позиций целостного организма. Анатомия привлекает и данные антропологии - науки о человеке. Антропология рассматривает у человека не только возрастные, половые и индивидуальные особенности, но и расовые, этнические, профессиональные, изучает социальные влияния, выясняет факторы, определяющие историческое развитие человека. Таким образом, биология рассматривает человека с эволюционных позиций, что играет роль в формировании материалистического мировоззрения советского врача.

Анатомия человека имеет важное прикладное значение для медицины. Анатомия вместе с гистологией, физиологией, биохимией и другими дисциплинами составляет основу теоретических знаний в подготовке врача. Выдающийся физиолог И. П. Павлов отметил, что, только познав строение и функции органов, мы можем правильно понять причины болезней и возможности их ликвидации. Без знания строения человека невозможно понять изменения, вызванные болезнью, установить локализацию патологического процесса, провести хирургические вмешательства, а следовательно, правильно диагностировать заболевания и лечить больных. По этому поводу еще 170 лет назад весьма образно высказался один из выдающихся русских врачей Е. Мухин (1766-1850): «Врач не анатом не только бесполезен, но и вреден». Когда в период схоластики и влияния религии (XIII век) врачам запретили вскрывать трупы и изучать хотя бы основы анатомии, знания врачей были настолько примитивны, что общественность требовала у церкви разрешения на вскрытие трупов.

Каково же содержание анатомии? Термин «анатомия» происходит от древнегреческого слова anatemnein - рассекаю, расчленяю. Это объясняется тем, что первым и основным методом исследования человека был метод расчленения трупа. В настоящее время, когда исследователь привлекает для познания внутреннего и внешнего строения живого человека многие другие методы, анатомия не соответствует содержанию своего названия. Тем не менее и ныне для описания строения и топографии органов применяется препарирование трупа, являющееся одним из методов изучения формы и строения. Однако строение органов и их функции полностью можно познать только при сочетании многих методов исследования.

1. С помощью метода антропометрии можно измерить рост, взаимоотношение частей, установить массу тела, конституцию, индивидуальные особенности строения человека, его расу.

2. Методом препарирования удается послойно рассечь ткани с целью их изучения и выделить из окружающих тканей и клетчатки мышцы, кровеносные сосуды, нервы и другие образования, видимые невооруженным глазом. Этот метод позволяет получить данные о форме органов, их взаимоотношениях.

3. Методом инъекции заполняются окрашенной массой, разведенной олифой, керосином, бензином, хлороформом, эфиром или другими растворителями полости тела, просвет бронхиального дерева, кишечника, кровеносных и лимфатических сосудов. Метод впервые применен в XVI веке. Для инъекции используются и твердеющие массы в виде латекса (жидкий каучук), полимеров, расплавленного воска или металла. Благодаря методу инъекции в значительной степени были расширены знания о строении сосудистой системы. Метод инъекции оказался особенно полезным в тех случаях, когда производятся последующая коррозия, просветление органов и тканей.

4. Метод коррозии впервые применен Сваммердамом (XVII век), а в России - И. В. Буяльским. Орган с кровеносными сосудами, наполненными затвердевшей массой, погружался в теплую воду и долгое время выдерживался в ней. Окружающие ткани сгнивали и оставался только слепок затвердевшей массы. Этот процесс может быть ускорен, когда ткани разрушаются концентрированной кислотой или щелочью, что применяется в настоящее время. С помощью метода коррозии можно увидеть истинную форму полости, куда вливалась масса. Недостатком метода является то, что слепок полости не взаимосвязан с тканями.

5. Метод просветления. После обезвоживания тканей препарат пропитывается жидкостью. В этом случае коэффициент преломления пропитанной ткани приближен к коэффициенту преломления жидкости. Инъецированные кровеносные сосуды или окрашенные нервы будут видны на таких относительно прозрачных препаратах. Преимущество этого метода перед коррозионным заключается в том, что в просветленных препаратах сохраняется пространственное расположение кровеносных сосудов или нервов.

6. Микроскопический метод, при котором используется сравнительно небольшое увеличение, в настоящее время получил большое распространение в анатомии. Благодаря применению этого метода удалось увидеть образования, которые нельзя выявить на гистологических срезах. Например, методом микроскопической анатомии выявлены сети кровеносных и лимфатических капилляров, внутриорганные сплетения кровеносных сосудов и нервов, уточнены структура и форма долек, ацинусов и т. д.

7. Методами рентгеноскопии и рентгенографии удается изучить прижизненную форму и функциональные особенности органов у живого человека. Эти методы также успешно применяются при исследовании на трупе. Очень широко в клинической практике и эксперименте используется комбинация инъекции контрастных веществ с последующей рентгенографией. За счет подобного контрастирования более четко выделяются на экране или отпечатываются на рентгеновской пленке изучаемые образования.

8. Метод просвечивания отраженными лучами главным образом применяется на живом человеке, например для изучения кровеносных капилляров кожи, слизистых оболочек (капилляроскопия), сосудов сетчатки глаза.

9. Метод эндоскопических исследований позволяет с помощью приборов, введенных через естественные и искусственные отверстия, рассмотреть окраску, рельеф органов и слизистой оболочки.

10. Экспериментальный метод в анатомии применяется для выяснения функционального значения органа, ткани или системы. Он позволяет установить пластичность тканей, их восстановительные способности и т. д. С помощью эксперимента можно получить много новых данных по перестройке органов и организма в ответ на внешние воздействия.

11. Математический метод часто используется при анатомических исследованиях, так как в отличие от других методов он позволяет вывести более достоверные количественные показатели. С развитием электронно-вычислительной техники математические методы займут ведущее место в морфологических исследованиях.

12. Метод иллюстрирования применяется для передачи точного документального изображения или в виде создания схематизированных рисунков анатомических структур. Точные анатомические данные можно документировать путем фотографирования с последующим изготовлением фотоотпечатков или черно-белых или цветных диапозитивов (слайды), которые проецируются на экран. Во время препарирования многие анатомические структуры, особенно находящиеся в различных плоскостях, невозможно сфотографировать. В этих случаях производится точная зарисовка препарата. Иногда необходимо создавать схемы. Создание анатомических схем обусловлено тем, что ни фотографии, ни точные рисунки не передают внутреннюю архитектуру органа, например строение желез, топографию проводящих путей головного и спинного мозга и др. Схематический рисунок представляет наиболее сложную форму подготовки иллюстраций. Эта сложность обусловлена тем, что схемы создаются на основе данных, полученных методами препарирования, гистологических, гистохимических, электронографических и экспериментальных исследований и клинических наблюдений. Синтезируя данные многих методов, удается создать схематические рисунки.

В анатомических исследованиях в настоящее время широко используется и киносъемка, особенно при документации движущихся объектов. Этим методом возможно документировать последовательность вскрытия и препарирование трупа, топографо-анатомические данные. Методом киносъемки наглядно можно показать функциональные нарушения при экспериментальных исследованиях: движение крови, лимфы, выделение мочи, слюны, функцию опорно-двигательного аппарата и др.

13. Метод ультразвукового сканирования сравнительно новый и еще недостаточно используется в анатомических исследованиях. В настоящее время применяется в клинической практике с целью выявления топографии и формы органов при патологических состояниях, положения плода в утробе матери, рельефа полости черепа, спинномозгового канала, гнойных полостей, эхинококковых пузырей, камней желчевыводящей и мочевой системы, а иногда и опухолевых узлов.

14. Метод голографии применяется для получения объемного изображения объекта с помощью лазерных лучей. Представляет собой новое методическое направление в технике научных исследований и сыграет значительную роль в развитии морфологической науки.

Важнейшее требование науки, базирующейся на основах диалектического материализма,- исследование вещей и явлений в их происхождении и развитии с применением исторического метода. В.И.Ленин нацеливал ученых, что на вещи надо смотреть с исторических позиций: «... Подойти к вопросу с точки зрения научной,- это не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь» При историческом подходе используются материалы антропологии, палеонтологии, сравнительной анатомии, эмбриологии, что позволяет изучать человека как существо социально-общественное, прошедшее сложную эволюцию, активно приспосабливающееся к природе и изменяющее свои психофизиологические особенности под влиянием социальных условий развития общества.

Анатомию человека методически можно изучать различно: по отдельным системам (систематическая анатомия); описывать только внешнюю форму человека (пластическая, или рельефная, анатомия); исследовать строение органов и систем в зависимости от их функций (функциональная анатомия); изучать взаиморасположение систем и органов с учетом возрастных и индивидуальных особенностей (топографическая анатомия), изучать строение органов в различные возрастные периоды (возрастная анатомия).

Систематическая анатомия главным образом излагает форму, строение, топографию, возрастные особенности, индивидуальные различия, развитие и аномалии, филогенетические особенности по отдельным системам. Подобный подход в изучении анатомии наиболее приемлем для тех, кто не знаком с предметом, так как сложное раскладывается на составные части.

Пластическая анатомия содержит сведения о внешних формах тела, которые определяются развитием костного скелета, выступающих бугров и гребней, прощупываемых через кожные покровы, контурами мышечных групп и тонусом мышц, эластичностью и цветом кожи, глубиной ее складок, толщиной подкожной жировой клетчатки. Состояние внутренних органов изучается только в таком объеме, чтобы показать, как это отражается на внешнем строении. Пластическая анатомия имеет прикладное значение не только для художников и скульпторов, но и для врачей, так как по внешним формам можно судить и о состоянии здоровья человека.

Функциональная анатомия дополняет данные описательной анатомии. Она ставит задачей изучение строения органов и систем в единстве с функцией, рассматривая тело человека в динамике, выявляя механизмы перестройки формы под влиянием внешних факторов.

Топографическая анатомия изучает строение человека по отдельным областям, пространственное соотношение органов и систем с учетом индивидуальных и возрастных особенностей. Элементы топографической анатомии обязательно сопутствуют систематическому изложению материала.

Возрастная анатомия изучает строение человека в различные возрастные периоды. Под влиянием возраста и внешних факторов с определенной закономерностью изменяются строение и форма органов человека.

У детей первых лет жизни, взрослых и пожилых людей отмечаются значительные различия в анатомическом строении. В клинической практике даже возникли самостоятельные дисциплины, например педиатрия - наука о ребенке, гериатрия - наука о пожилом человеке.

Вместе с описательной анатомией человека необходимо изучать (хотя бы в общих чертах) анатомию беспозвоночных и позвоночных животных - сравнительную анатомию. На основе данных сравнительной анатомии можно понять эволюцию и развитие живых существ. Оперируя сравнительно-анатомическими данными и данными эмбриологии, которые излагаются преимущественно в стадии органогенеза, удается находить общие признаки, способствующие пониманию истории развития человека, его органов и систем.

Методы диагностических исследований ..........................................................................предисловие
................................................................................................... 1
1. Общее строение человеческого тела ...................................................................................... 2
2. Остеология .................................................................................................................................... 4
3. Артрология .................................................................................................................................. 10
4. Миология ....................................................................................................................................... 16
5. Общее строение нервной системы .......................................................................................... 18
6. Общее строение кровеносной системы .................................................................................. 20

23
1. Кости черепа ................................................................................................................................. 24
2. Нижняя челюсть и зубная дуга ................................................................................................. 52
3. Височно-нижнечелюстной сустав ............................................................................................. 56
4. Черепные нервы .......................................................................................................................... 66
5. Около- и позадиглоточная область .......................................................................................... 82
6. Череп и оболочки мозга ............................................................................................................. 86
7. Мозговые артерии и вены .......................................................................................................... 92
8. Слуховой анализатор и вестибулярный аппарат ................................................................. 118
9. Зрительный анализатор и глазница ........................................................................................ 128
10. Полость носа и носовая перегородка ................................................................................. 139
11. Ротовая полость ...................................................................................................................... 146

150
1. Общее строение шеи .................................................................................................................. 151
2. Гортань ........................................................................................................................................ 154
3. Глотка .......................................................................................................................................... 160
4. Артерии и вены ............................................................................................................................ 164
5. Разрез шеи .................................................................................................................................... 170
6. Задний и сонный треугольники .................................................................................................. 172
7. Боковой вид шеи .......................................................................................................................... 174

182
1. Грудная клетка и позвоночный столб ....................................................................................... 183
2. Грудина и брюшная стенка ......................................................................................................... 194
3. Паховая область .......................................................................................................................... 205
4. Мышцы спины .............................................................................................................................. 209
5. Спинной мозг и спинномозговые нервы .................................................................................. 218
6. Задняя поверхность шеи ............................................................................................................ 220

227
1. Органы грудной клетки ............................................................................................................... 228
2. Легкие и плевра ........................................................................................................................... 232
3. Сердце .......................................................................................................................................... 236
4. Частная анатомия органов грудной клетки ............................................................................ 246
5. Частная анатомия сердца ......................................................................................................... 250
6. Заднее средостение ................................................................................................................... 256
7. Диафрагма ................................................................................................................................... 264
......................................................................... 272
1. Общее строение .......................................................................................................................... 272
2. Желудок ........................................................................................................................................ 276
3. Поджелудочная железа и желчные протоки .......................................................................... 278
4. Печень .......................................................................................................................................... 280
5. Сосуды органов брюшной полости ......................................................................................... 284
6. Частная анатомия органов брюшной полости ...................................................................... 286
7. Верхний этаж брюшной полости ............................................................................................... 291
8. Корень брыжейки и карманы брюшины ................................................................................. 298

303
1. Мочевая система ........................................................................................................................ 304
2. Почка ............................................................................................................................................. 306
3. Задняя брюшная стенка ........................................................................................................... 310
4. Мужская мочеполовая система ............................................................................................... 316
5. Сосуды органов малого таза ................................................................................................... 324
6. Мужские наружные половые органы .......................................................................................326
7. Мужская мочеполовая диафрагма ......................................................................................... 330
8. Женская мочеполовая система ............................................................................................... 332
9. Матка и придатки матки ............................................................................................................. 336
10. Женские наружные половые органы .....................................................................................340
11. Женская мочеполовая диафрагма .......................................................................................342
.......................................................................................346
1. Плечевой пояс и грудная клетка .............................................................................................. 347
2. Кости ...............................................................................................................................................352
3. Суставы и связки ......................................................................................................................... 356
4. Мышцы ........................................................................................................................................... 360
5. Сосуды и нервы .......................................................................................................................... 374
6. Области плеча .............................................................................................................................. 379
7. Подкрыльцевая область ............................................................................................................ 386
8. Частная анатомия плеча и предплечья ................................................................................... 391
9. Частная анатомия кисти ............................................................................................................. 400
......................................................................................... 407
1. Таз ................................................................................................................................................... 408
2. Кости ............................................................................................................................................... 409
3. Суставы и связки ......................................................................................................................... 420
4. Мышцы ........................................................................................................................................... 428
5. Сосуды и нервы ........................................................................................................................... 442
6. Передняя область бедра ........................................................................................................... 450
7. Ягодичная область ...................................................................................................................... 454
8. Задняя область бедра ............................................................................................................... 456
9. Область голени ............................................................................................................................ 461
10 Частная анатомия стопы .......................................................................................................... 468

Предисловие к четвертому изданию

Через пятнадцать лет после первого издания атлас был тщательно пересмотрен и переработан. Два первых автора - сейчас известные профессора - были польщены согласием профессора Лютьен-Дреколл принять участие в работе в качестве соавтора. Она является автором большого количества оригинальных идей, касающихся атласа, с ее помощью было внесено много ценных дополнений. Это должно стать гарантией продолжения традиции данного атласа. В настоящее издание было введено большое количество новых иллюстрации: по вновь созданным образцам добавлено около 60 новых фотографий и 20 новых рисунков. Для того чтобы избежать нежелательного изменения объема книги, мы изъяли устаревшие рисунки из предыдущих изданий и пересмотрели соотношение частей книги.
В настоящее время большое внимание уделяют методу послойной анатомии, поэтому мы добавили некоторое количество изображений компьютерной и магнитно-резонансной томографии для уточнения детальных схем строения.
Кроме того, атлас дополнен небольшой вступительной главой профессора Вилли А. Календера, посвященной современным диагности-ческим методам исследования и проиллюстрированной наиболее характерными для каждой методики изображениями. Каждая глава данного издания состоит из двух частей.
Первая часть посвящена традиционному описанию анатомических структур органов, например конечностей: костей, суставов, связок, мышц, кровеносных сосудов и нервов. Во второй части представлены данные послойной анатомии, где за описанием поверхностного слоя следует описание среднего и глубокого слоев таким образом, чтобы студент мог ориентироваться в разрезах анатомических препаратов. При рассматривании фотографий мы настоятельно рекомендуем использовать лупу для более точного восприятия трехмерного изображения структур органов и тканей.
В ходе подготовки нового издания к печати авторы не переставали удивляться, насколько точно, красиво и целесообразно построено человеческое тело. И если эта книга поможет студентам или практикующим врачам оценить все подавляющее великолепие анатомического строения тканей и органов человека, то мы можем считать свою задачу выполненной. Глубокий интерес к изучению анатомии поможет пробудить любовь к человеку, которая сама по себе является важнейшей чертой врача, необходимой в его ежедневной медицинской практике.
Мы хотели бы выразить большую признательность всем соавторам, принимавшим участие в данной работе, без помощи которых создание данного атласа было бы невозможно. Мы также хотели бы выразить искреннюю благодарность всем сотрудникам Igaku-Shoin и F. К. Schattauer Publ. Соmр., которые всегда внимательно выслушивали все наши предло-жения и внесли большой вклад в дело создания этой книги.

Осень 1997.
Йоганесс В. Роен
ЧихироЙокочи
Элки Лютьен-Дреколл.

Благодарность

Мы хотели бы выразить признательность всем соавторам, чья помощь способствовала созданию данного атласа Мы особенно обязаны доктору К. Окамото (сейчас работает в Нагасаки, Япония) и Джеффу Брайнту, члену нашего коллектива; тем, кто создавал новые препараты для этого издания, за их огромные знания и навыки. Мы также благодарны профессору В. Нейгуберу и мистеру Тому Симпсону за их огромный вклад в создание данной работы. Препараты предыдущего издания также были созданы с большим энтузиазмом и умением профессором, доктором С. Нагашима (сейчас работает в Нагасаки, Япония), доктором Мутсуко Такахаши (сейчас работает в Токио), доктором Габриеллой Линднер-Фанк (Эрланген), доктором П. Лендграф (Эрланген) и мисс Рейчел М. Мак-Доннелл (сейчас работает в Далласе, США).
Мы также выражаем огромную благодарность профессору В. А. Календеру (заведующий кафедрой медицинской физики, Университет Эрлангена) за написание вступительной статьи о методах визуальной диагностики.
Компьютерные и магниторезонансные томограммы были любезно представлены фирмой Simens AG, Эрланген, а также профессором В. Дж. Хук (Эрланген), доктором Андреасом Хиком (Университет Мюнхена). Мы также обязаны мистеру Хансу Соммеру (компания СОМСО, Кобург), который любезно предоставил образцы человеческих костей (например, грудной клетки и черепа).
Мы выражаем большую признательность нашему фотографу, мистеру Марко Гебвейну, за прекрасные фотографии, сделанные им. Тщательно и неутомимо работали наши секретари -миссис Лиза Кехлер и Элизабет Глас, а также наши художники: миссис Аннет Гек и мистер Хеоком Шмидт, которые не только выполнили великолепные новые рисунки, но и активно участвовали в оформлении нового издания. Мы выражаем нашу признательность ученым, студентам и другим соавторам, особенно издательской компании Igaku Shoin(Токио) и Ф. К. Чаттауер (Штутгарт).

Осень 1997
Йоганесс В. Роен
Чихиро Йокочи
Элки Лютьен-Дреколл

Предисловие к первому изданию

В настоящее время существует большое количество хороших анатомических атласов. Следовательно, следует обосновать необходимость создания нового варианта. Мы видим три основные причины для создания данной книги. В первую очередь, большинство опубликованных ранее атласов содержат только схематические или полусхематические изображения, которые отображают реальные предметы крайне ограничен-ным образом; у них нет третьего измерения, им не достает объемности. В противоположность этому, фотографии анатомических препаратов передают реальное изображение объекта, сохраняя их пропорции и пространственный размер в более точном виде, чем схематизированные цветные рисунки в большинстве предыдущих атласов.
Более того, фотографии препаратов человеческого тела соответствуют наблюдениям студента при прохождении курса анатомии. Таким образом он получает возможность быстро ориентироваться по фотографиям препаратов, а не только при работе с трупом. Во-вторых, в некоторых из существующих атласов приведена классификация по системам органов, а не по частям тела. В результате этого студенту требуется несколько книг, в каждой из которых он вынужден искать необходимую информацию по конкретной части тела. В настоящем же атласе сделана попытка максимально реалистично отобразить макроскопическую анатомию в плане топографии и функциональных особенностей самого объекта. Следовательно, он может оказаться полезным при изучении анатомии врачами различных специальностей, в том числе дантистами.
Третьей задачей авторов было сокращение курса до необходимого объема и представление его в виде дидактического самоучителя. К изображениям всех частей тела мы добавили схе-матические рисунки основных сосудов и нервов, мышечных механизмов и др., что улучшит понимание деталей изображений на фотографиях.
Сложное строение костей черепа представлено не в описательном виде, а посредством серии изображений, показывающих мозаику костей и их взаимоотношения таким образом, чтобы в конечном счете облегчить понимание строения черепных костей.
Наконец, к созданию атласа авторов сподвигнуло современное положение в медицинском образовании, когда, с одной стороны, постоянно ощущается дефицит трупов во многих анатомических отделениях, а с другой стороны, повсеместно постоянно увеличивается количество студентов. Вследствие этого студенты не имеют достаточного иллюстративного материала для занятий по анатомии. Конечно, фотографии никогда не заменят непосредственного изучения препарата, но мы думаем, что использование крупноформатного изображения вместо рисованного, в основном схематического изображения, более приемлемо и является значительным улучшением курса анатомии по сравнению с одними рисунками. Большинство препаратов, изображенных в атласе, были приготовлены авторами в анатомических отделениях Эрлангена, Германия; Стоматологического колледжа Kanagawa, Уоковика, Япония.
Препараты для главы, описывающей строение шеи и спинного мозга и демонстрирующие дорсальные ветви спинных нервов, были мастерски и с большим энтузиазмом приготовлены доктором К. Шмитом. Препараты связок позвоночного столба были приготовлены доктором Т. Мокрушем, а большинство препаратов, представленных в главах о нижней и верхней конечностях, были очень аккуратно подготовлены доктором С. Нагашима из Куруме, Япония.
Еще раз выражаем нашу искреннюю благодарность всем нашим сотрудникам за их полезнейшую, самоотверженную и высококвалифицированную работу.

Эрланген, весна 1983
Йоганесс В. Роен
Чихиро Йокочи

Давайте рассмотрим анатомию внутренних органов человека и его анатомические системы в картинках, а также фото, как они выглядят в теле человека.

(Анатомия человека, фото №1.1)

(Анатомия человека, фото №1.2)

Фото анатомия человека, его нервная система. За один день к центральной нервной системе доставляется и перерабатывается 3 млд. сообщений. Наш мозг вынужден проанализировать все это и сделать выбор, что нужно проигнорировать, а на что отреагировать, это происходит меньше чем за одну секунду.

(Анатомия человека, фото №2.1)

(Анатомия человека, фото №2.2)

(Анатомия человека, фото №2.3)

Анатомия тела, фото кровеносной системы. Во время отдыха, сердце человека перекачивает примерно пять литров крови по телу каждую минуту. Чтобы выполнить все, что необходимо для жизни, невероятно сложная система кровообращения использует около 60.000 миль сосудов.

(Анатомия человека, фото №3.1)

(Анатомия человека, фото №3.2)

Человек фото, анатомия пищеварительной системы. Двенадцатиперстная кишка – это центр функционирования пищеварения, так как в нее поступает желудочный хумус, а также желчь из печени и ферменты из поджелудочной железы. Невозможна эволюция таких сложных каналов одновременно.

(Анатомия человека, фото №4.1)

(Анатомия человека, фото №4.2)

Анатомия человека в картинках, мышечная система. В человеческом теле подсчитано около 700 отдельных мышц, согласованных между собой без никаких недостатков, такая система не могла возникнуть постепенно при эволюции.

(Анатомия человека, фото №5.1)

(Анатомия человека, фото №5.2)

Фотографии анатомия костей человека. Кость бедра человека, может выдерживать одну тонну веса, как это возможно? Структура костей человека внутри полая и устроена такой же, как в структурах мостов и зданий в наше время.

(Анатомия человека, фото №6.1)

(Анатомия человека, фото №6.2)

Анатомия человека фото лимфатической системы. Лимфаузлы - это очистительные центры всего тела человека, они ответственны за транспортировку токсинов и очистку внутренней среды. А вы знали, что благодаря обычной зарядке, лимфатическая система будет в порядке?

(Анатомия человека, фото №7.1)

(Анатомия человека, фото №7.2)

Мозг – генерал нашего тела. В картинках Анатомия мозга, его отделов, отвечающих за разные функции организма. Мозг человека – невероятно сложен и весит всего от 1 кг до двух кг, в зависимости от возраста.

(Анатомия человека, фото №8.1)

(Анатомия человека, фото №8.2)

Анатомия фото сердца - двойного насоса с автономной нервной системой. Сердце человека для поддержания жизни обязано без перерыва и остановок биться примерно 100.000 раз на день

(Анатомия человека, фото №9.1)

(Анатомия человека, фото №9.2)

Анатомия человека, легких на фото. За один день наши легкие проводят через себя 12.000 л. воздуха и 6.000 л. Крови. Интересно, что человеком не наблюдалось ни одной полезной мутации в легких, но только вредные, это говорит о невозможности эволюции легких.

(Анатомия человека, фото №10.1)

(Анатомия человека, фото №10.2)

Картинка анатомия печени человека. Печень претендует на роль самого большого железистого органа в теле человека.

(Анатомия человека, фото №11.1)

(Анатомия человека, фото №11.2)

Пищеварительный тракт, анатомия фото. Интересно, что протяженность кишечника человека составляет от 7 до 10 метров.

(Анатомия человека, фото №12.1)

(Анатомия человека, фото №12.2)

Фото анатомия почки. За 24 часа почки очищают от токсинов до 2 тыс. литров крови, имея при этом 1 млн. фильтрующих элементов.

(Анатомия человека, фото №13.1)

(Анатомия человека, фото №13.2)

Анатомия человека, желудок фото. Желудок человека может переваривать вещество, которое в составе намного плотнее, чем он. Удивительно, что он не переваривает себя, хоть и состоит из плоти!

(Анатомия человека, фото №14.1)

Наш нос может распознавать триллион запахов. Наше ухо имеет 24000 "волосковых" клеток, которые превращают вибрации в электрические импульсы, мы можем слышать звуки очень низкого уровня акустики. Наши глаза способны анализировать около 50 тыс. данных одновременно. Наша кожа водонепроницаемая, антибактериальная, противогрибковая, эластичная, гибкая, чувствительная, само восстанавливаемая, она способна всасывать одни необходимые химические элементы и отторгать другие. Она пористая, самосмазывающаяся, производит витамины, вырабатывает пахучие вещества, может распознавать температуру, вибрацию и давление.

Все эти удивительные факты анатомии человека просто кричат нам не об эволюции, но о существовании разумного замысла Сверх мудрого Создателя.

Анатомические обозначения.

Медиальный (край, поверхность) - расположенный ближе к срединной плоскости тела.
Латеральный (край, поверхность) - боковой, расположенный дальше от срединной плоскости тела.
Проксимальный (конец, отдел) - расположенный ближе к срединной плоскости тела.
Дистальный (конец, отдел) - расположенный дальше от срединной плоскости тела.
Головка мышцы (начало) - проксимальное сухожилие, фиксированная точка.
Хвост мышцы (конец) - дистальное сухожилие, подвижная точка.
Брюшко мышцы - мышечная сокращающаяся часть.

Затылочно-лобная мышца.

Имеет два брюшка - затылочное и лобное.
Затылочное брюшко Начало: верхняя выйная линия затылочной кости и сосцевидный отросток височной кости.
Прикрепление: сухожильный шлем. Функция: тянет кожу волосистой части головы назад.
Лобное брюшко Начало: сухожильный шлем. Прикрепление: кожа бровей. Функция: тянет бровь кверху.

Мышца гордецов.
Начало: носовая кость. Прикрепление: кожа между бровей.
Функция: образует поперечные складки на переносье.

Мышца, сморщивающая бровь.
Начало: медиальная часть надбровной дуги. Прикрепление: кожа бровей.
Функция: сближает брови, образует вертикальные складки над переносьем.

Содержание
Введение
Анатомические обозначения
Основные движения
Часть I. Мышцы головы
Мимические мышцы
Жевательные мышцы
Часть II. Мышцы шеи
Поверхностные мышцы шеи
Глубокие мышцы шеи
Часть III. Мышцы груди
Поверхностные мышцы груди
Глубокие мышцы груди
Часть IV. Мышцы живота
Мышцы боковых стенок брюшной полости
Мышцы передней стенки брюшной полости
Мышцы задней стенки брюшной полости
Часть V. Мышцы спины
Поверхностные мышцы спины
Глубокие мышцы спины
Часть VI. Мышцы верхней конечности
Мышцы плечевого пояса
Мышцы свободной верхней конечности
Мышцы плеча
Мышцы предплечья
Мышцы кисти
Часть VII. Мышцы нижней конечности
Мышцы тазового пояса
Мышцы свободной нижней конечности
Мышцы бедра
Мышцы голени
Мышцы стопы
Литература
Предметный указатель

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Атлас мышц человека, учебное пособие, Васильев П.А., 2015 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Английский язык для людей, Самоучитель для желающих выражать мысли по-английски на уровне мышления, Иванилов О., 2017 - Перед Вами самоучитель образного англоязычного мышления от нуля до экспертного уровня понимания, который был создан для тех, кто не меняет … Книги по английскому языку

Знать или хотя бы представлять, как устроено тело, надо не только каждому медику, но и каждому человеку вообще. И если еще лет десять назад анатомию можно было изучать лишь по учебникам или документальным фильмам, то с приходом технологий виртуальной реальности, это мало того, что стало доступно всем, но стало еще и чрезвычайно увлекательно!


Одним из лучших онлайн сервисов по анатомии 3d является ZygoteBody. Это совершенно уникальный ресурс по изучению тела человека, своего рода интерактивный онлайн атлас. Ранее этот проект назывался Google Body (что говорит о том, что к его созданию причастна компания ), но по каким-то причинам позже был переименован с сохранением прежнего URL и функционала.

ZygoteBody в 3d режиме воссоздает тело человека (мужчины или женщины, можно задать в настройках) и его системы: пищеварительная, нервная, опорно-двигательная, сердечно-сосудистая и т.д. Изначально виртуальное тело представлено таким образом:

В левой части экрана есть вертикальная полоса с визуальным отображением систем в виде значков (мышцы, кости, сердце, мозг и т.д.). Переключаясь на любой из значков, на теле «обнажаются» эти системы и их составляющие. Вот, к примеру, фрагмент сердечно-сосудистой системы человека:

Как скальпель хирурга способен всё глубже и глубже проникать в тело человека, так и Вы при помощи ползунка в левой части экрана, сможете включить 3d отображение от самых поверхностных мышц до самых мелких нервов и кровеносных сосудов.

Навигация по виртуальному телу человека осуществляется при помощи мыши: ей можно приближать, отдалять, вращать, взаимодействовать с частями тела. Если нет мыши, то можно использовать набор кнопок в левом верхнем углу 3d атласа – кому-то такой вариант может показаться даже более удобным.

На любой части тела можно кликнуть левой кнопкой мыши, получив при этом подробное описание из википедии, скрыть на время его отображение либо поставить метку, чтобы позже к ней вернуться.

В ZygoteBody можно изучать анатомию при помощи поиска нужных органов и частей тела. Для этого служит окошко, куда надо вводить их название (на английском). Система поиска сама подскажет нужные варианты и тут же их отобразит на виртуальном теле.


Онлайн сервис 3d анатомии человека перед началом работы требует пройти регистрацию. При этом Вас попросят выбрать подходящий тарифный план. Их всего три:
  • Lite – полностью бесплатный
  • Premium Monthly – с помесячной оплатой ($4) и некоторым дополнительным контентом и инструментами для работы
  • Premium Yearly – с оплатой сразу за год ($38) и тем же набором возможностей, что и в предыдущем варианте

В большинстве случаев, я уверен, хватит и бесплатного тарифа. Даже если Вы захотите большего, 4$ в месяц не такая уж и большая цена в конце концов, когда дело касается нужных знаний и уникального продукта.

Сервис ZygoteBody будет чрезвычайно полезен не только студентам-медикам и преподавателям анатомии и физиологии человека, но и всем, кто интересуется тем, как устроено тело человека, и хочет на деле представлять, как реально выглядят органы, мышцы, кости, нервы и т.д. Виртуальный 3D режим – один из лучших на сегодня способов сделать это!