СКОГОРЕВ Дмитрий Викторович
"РУССКИЙ РУКОПАШНЫЙ БОЙ"
Русское боевое искусство
Школа Д. Скогорева - взгляд со стороны
Меня с детства привлекали самые разные виды единоборств. Я успел позаниматься борьбой, боксом, каратэ, ушу… Наверное, потому что мне нельзя было этого делать (из-за плохого зрения), меня манили они, как запретный плод, который, всем известно, сладок.
Я считал, что мужчина должен уметь защитить себя и того, кому вдруг может понадобиться его помощь. По большому, как говорят, «по гамбургскому счету», каждый мужчина должен уметь защитить себя, народ и государство.
То, что сейчас происходит в России, я думаю, можно назвать «мирным» завоеванием нас и с Запада, и с Востока. На телевидении преобладает «лучшее в мире» американское кино, в магазинах импортные товары вытеснены отечественными, да и мораль меняется под напором всего чужеземного явно не в лучшую сторону.
Но не будем о политике и экономике… Рассуждать о них - дело неблагодарное и бесполезное.
Как все это связано с боевым искусством? На мой взгляд - напрямую. Когда после долгого сдерживания на нас снежной лавиной обрушились импортные боевые искусства, они заняли давно пустовавшую нишу: многих привлекало физическое совершенствование, возможность научиться приемам самозащиты, экзотика.
Каратэ, ушу, кикбоксинг, тхэквондо - только выбирай.
И как-то не думалось, что это чужое. Пусть интересное, полезное, манящее… Но не свое. А чужую одежду как ни примеряй…
Да и бесплатный сыр - известно, где бывает.
А через некоторое время мне попали в руки журнал «Русский стиль. Боевые искусства» и новосибирская газета «Боевые искусства России». Для меня стало открытием, что у нас в стране, оказывается, многие понимают и развивают отечественное боевое искусство: в Краснодаре - Алексей Кадочников; в Петербурге - Андрей Грунтовский, Александр Ретюнских (президент Международной федерации русского боевого искусства); в Москве - Александр Белов (славяно-горицкая борьба), Михаил Ребко (современное направление русского стиля «Система»); в Твери - Григорий Базлов… Немало их, развивающих это самое свое, хотя «восточники» и преобладают количеством.
Наконец, повезло еще больше: я познакомился со Школой русского боя «Сибирский Вьюн» и ее руководителем - Дмитрием Скогоревым. После одной статьи были написаны еще несколько, журналистский интерес обернулся занятиями (чтобы почувствовать на практике, что это такое) и двумя семинарами. Надо сказать, я очень пожалел, что не встретил подобного раньше…
Почему «Сибирский Вьюн»? - допытываюсь я у Дмитрия.
Название выбрано не случайно. - объясняет он, - вьюн - это и растение, и рыба… Символизирует сложные спиралевидные движения: завивания, обвивания, мешающие движениям противника, сплетение воедино, заполнение пустого пространства - как раз то, что, на мой взгляд, характеризует русские единоборства. Вьюн - этнографическое название. Существует некое «вьюнение» в наработке техники кулачного боя. Также мы соотносим вьюн и хмель, который, в свою очередь, считается духовным растением. Есть и выражение «хмель в голове», означающее измененное состояние сознания, или инакость, - состояние бойца в боевом поединке.
Я испытал инакость на себе. Когда противник непрерывно движется, как бы соединенный с тобой невидимыми нитями, а любое твое нападение, почти незаметно для тебя, «уводится» с траектории атаки и оборачивается против тебя же - в этом мало приятного. Особенно, когда действия противника непредсказуемы.
В «Сибирском Вьюне», как и во всем русском боевом искусстве, нет приемов как таковых: работа строится на принципах и законах природы. Если их соблюдать и умело использовать, тело само адекватно ситуации среагирует на агрессию - вступит с нападающим во взаимодействие, восстанавливающее гармонию и равновесие в реальном мире.
По мере освоения некоторых технических принципов стиль Школы Скогорева стал казаться мне гораздо более изощренным и сложным: со стороны все выглядело простым, естественно происходящим действием в пространстве и времени.
Когда я наблюдал, как работают Скогорев и его ученики против невооруженного противника, противника с ножом, палкой, а также против нескольких нападающих, мне не раз приходила в голову мысль о том, что нам показывают в гонконговских боевиках просто дешевую подделку под настоящее боевое искусство.
Вот бы киношникам снимать свои фильмы с нашими ребятами!
Даже с точки зрения пластики - хореографам стоит оценить своеобразие и красоту их работы! А насколько реальны и тяжелы удары скогоревских учеников, я видел на тренировках, где они, используя принцип «волны», отрабатывают приемы на боксерских лапах, а также применяют их в состязательных боях.
Впрочем, описать, что из себя представляет Школа Скогорева - очень сложно, тем более что Школа постоянно развивается.
Начинали они в конце восьмидесятых, проводили тренировки где придется, порой в подвалах. Казалось, занимались непонятно чем, но уж точно не восточными видами боевых искусств. Собирали обрывки знаний, находили людей, владеющих практическим рукопашным боем, учились у них. Цели, по словам Дмитрия, ставились две: познание внутренних сил человека и работа в бою с противником так, чтобы «побеждать, не побеждая».
После трех лет поисков «вышли» непосредственно на русский стиль рукопашного боя, и дальнейшая работа пошла в этом направлении. Приобретенный опыт стал фундаментом для всего последующего. Их уже интересовала не только практика боя, но и его истоки: философия, культура Руси в целом.
Чем отличается наше боевое искусство от восточного? Кулачный бой - от рукопашного? - переспрашивает меня Дмитрий.
Прежде всего внешне, хотя и здесь есть кое-что общее. Но главное - внутреннее отличие. Оно в нашем этническом происхождении. Мы родились на земле русской, сибирской, и все наше мировоззрение строится на этом. Как бы мы ни хотели понять того же буддиста или даоса, мы в полной мере не можем этого сделать, мы - русские. И многое определяет такое понятие, как «род» - Родина. Сейчас очень часто говорят о памяти рода, о зове предков. На самом деле, оно так и есть. Каждый из нормальных людей иногда задумывается о том, кем были его пращуры, на какой земле они родились и жили, а в трудные времена отстаивали ее.
И тем, что мы сейчас живем, мы обязаны им. Тогда сразу возникает вопрос, а что мы оставим своим потомкам? Или это их проблема - как, с чем и где они будут жить?.. Каратэ или айки-до нам чужды. То, что наши ребята успешно осваивают их, говорит лишь о том, что русскому человеку все под силу.
Адамович Г. Э. Беларусские асилки. - М., 1994.
Баранов Д. А., Баранова О. Г., Мадлевская Е. Л., Соснина И. Н. Русская изба. - СПб., 1999.
Васильева Е. В. Мануальная терапия. Биомеханика. - М., 1998.
Грунтовский А. В. Русский кулачный бой. - СПб., 1993.
Гурангов В., Долохов В. Курс начинающего волшебника. Технология успеха. - СПб., 1999.
Долматов А. И. Специальная физическая подготовка. - М., 1989.
Зайцев А. С. Советы мастеров. -Л., 1973.
Иванов Ю. Б., Гордон В. О., Семенцов-Ожевский М. А. Курс начертательной геометрии. - М., 1988.
Кадочников А. А. Несекретная физика - пинцет, тачка, коромысло//Русский стиль. Боевые искусства. - 1993. - № 1. - с. 28–31.
Краткая медицинская энциклопедия/Под ред. В. И. Покровского . - М., 1994.
Невидимое оружие самозащиты - рукопашный бой. Основы русского стиля рукопашного боя. - М., 2000.
Плыкин В. Д. «В начале было слово…» или след на воде. - Ижевск. 1997.
Покровский Е. А. Детские игры. - М., 1997.
Ретюнских А. И. Русский стиль рукопашного боя. Стиль А. А. Кадочникова. - Новосибирск. 1991.
Ростовцев Н. П., Игнатьев С. Е., Шорохов Е. В. Рисунок. Живопись. Композиция. - М… 1989.
Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. - М., 1992.
Скогорев Д. В. Взаимодействие с силой. - Новосибирск, 1999.
Скогорев Д. В. Рукопашный бой. - Новосибирск, 1997.
Скогорев Д. В. Учебно-методическое пособие для инструкторов школы «Сибирский Вьюн» по рукопашному бою. - Новосибирск, 1997.
Словарь иностранных слов в русском языке. - М., 1996.
Справочник по высшей математике. - М., 1979.
Справочник по физике. - М., 1980.
Трубников Б. Г. Большой словарь оружия. - М.-СПб., 1997.
Физика: Наглядный словарь/Сост. Д. Чэллонер. - М., 2001.
Флексибл С. Секреты гибкости: полная амплитуда движений. - М., 1997.
Чумаков Е. М. Тактика борца-самбиста. - М., 1996.
Шорохов Е. В. Композиция. - М., 1986.
Каталог видеофильмов учебно-практических семинаров школы «Сибирский вьюн»
разминка: волна;
ударная техника ног;
акробатика: различные виды страховки;
защита от ножа, пистолета, палки и др.;
построения бойцов при работе группой: работа двойками, тройками и против нескольких нападающих.
развивающие коллективные игры;
разминка: волна;
принципы выведения из равновесия;
освобождение от захватов (подводящие упражнения);
акробатика: кувырки вперед, на боку;
ударная техника рук;
защита от ножа вплотную;
связывание и конвоирование;
фрагмент семинара, проведенного в марте 1996 г., г. Новосибирск.
развивающие коллективные игры;
разминка: волна;
стеношный бой (подводящие упражнения);
рукопашный бой (подводящие упражнения);
перемещения, сбросы ударов с тела;
освобождение от захватов, обхватов;
защита от пистолета вплотную;
защита от ножа вплотную и на дистанции;
акробатика: кувырки вперед, назад;
работа палкой и ее использование в бою.
развивающие коллективные игры;
работа с ножом (подводящие упражнения);
использование и защита от ножа;
традиционное состязание на деревянных ножах;
защита с использованием ножа против нескольких нападающих;
комбинированная работа;
акробатика;
работа шашкой, саблей против нескольких нападающих;
лекции теоретических занятий.
«Боевая трость. Воинские состояния. Искусство перевоплощения». 1–3 августа 1997 г., с. Боровое (180 мин):
развивающие игры;
защита от атаки палкой, лежа;
работа «палка на палку»;
работа против двух нападающих, вооруженных палками;
работа в воде;
лекции теоретических занятий.
«Воинские состояния. Рукопашный бой, кулачный бой». 5–7 сентября 1997 г., с. Боровое (180 мин):
развивающие игры;
заготовка боевой трости;
перемещения;
ударная техника рук и ног;
растяжка суставов;
защита от ножа (подводящие упражнения);
защита от ножа при помощи палки;
работа без оружия: структура защиты «домик»;
акробатика;
работа с бревном: волновые сбросы, подбивы.
Показательные выступления, г. Новосибирск, к/т им. Маяковского. Сентябрь 1997 г.
«Сила намерения. Ломка шаблонов». 6–9 ноября 1997 г., г. Новосибирск (180 мин):
развивающие игры;
подводящие упражнения;
защита от атаки палкой: разрыв программы;
ударная техника: методика постановки удара;
работа со связанными руками, ногами;
работа с завязанными глазами против захватов двух противников;
работа сидя и лежа на полу;
защита от атаки ножом;
работа двумя короткими палками против атаки ножом;
работа против нескольких нападающих, вооруженных ножом и палкой.
«Международный семинар в Германии» . 26 мая 1997 г., г. Падерборн (180 мин):
перемещения;
выведение из равновесия;
структура защиты «домик»;
ударная техника;
кустовой метод обучения (нож, пистолет, палка).
«Как создавать модели обучения». 13–14 декабря 1997 г., г. Новосибирск (180 мин):
разбор стандартных методик преподавания;
создание своих методик преподавания;
усложнение-упрощение (подводящие упражнения);
кустовой метод обучения;
получение обратной связи при работе с группой;
организация занятий по рукопашному бою;
лекции теоретических занятий.
«Рукопашный бой в стихии воды». Февраль 1998 г., г. Новосибирск (180 мин):
развивающие игры;
освобождение от захватов, сидя и лежа на полу;
выведение противника из равновесия с помощью палки;
рикошеты;
постановка ударов в воде рукой, шашкой;
защита от ножа на разной глубине.
Показательно-обучающее занятие в УФСНП РФ по НСО: защита от ударов руками, ногами; защита от ударов ножом, палкой; освобождение от захватов.
Работа саблей: секторы защиты; работа «оружие на оружие»; работа против нескольких нападающих.
СКОГОРЕВ Дмитрий Викторович
"РУССКИЙ РУКОПАШНЫЙ БОЙ"
Русское боевое искусство
Школа Д. Скогорева - взгляд со стороны
Меня с детства привлекали самые разные виды единоборств. Я успел позаниматься борьбой, боксом, каратэ, ушу… Наверное, потому что мне нельзя было этого делать (из-за плохого зрения), меня манили они, как запретный плод, который, всем известно, сладок.
Я считал, что мужчина должен уметь защитить себя и того, кому вдруг может понадобиться его помощь. По большому, как говорят, «по гамбургскому счету», каждый мужчина должен уметь защитить себя, народ и государство.
То, что сейчас происходит в России, я думаю, можно назвать «мирным» завоеванием нас и с Запада, и с Востока. На телевидении преобладает «лучшее в мире» американское кино, в магазинах импортные товары вытеснены отечественными, да и мораль меняется под напором всего чужеземного явно не в лучшую сторону.
Но не будем о политике и экономике… Рассуждать о них - дело неблагодарное и бесполезное.
Как все это связано с боевым искусством? На мой взгляд - напрямую. Когда после долгого сдерживания на нас снежной лавиной обрушились импортные боевые искусства, они заняли давно пустовавшую нишу: многих привлекало физическое совершенствование, возможность научиться приемам самозащиты, экзотика.
Каратэ, ушу, кикбоксинг, тхэквондо - только выбирай.
И как-то не думалось, что это чужое. Пусть интересное, полезное, манящее… Но не свое. А чужую одежду как ни примеряй…
Да и бесплатный сыр - известно, где бывает.
А через некоторое время мне попали в руки журнал «Русский стиль. Боевые искусства» и новосибирская газета «Боевые искусства России». Для меня стало открытием, что у нас в стране, оказывается, многие понимают и развивают отечественное боевое искусство: в Краснодаре - Алексей Кадочников; в Петербурге - Андрей Грунтовский, Александр Ретюнских (президент Международной федерации русского боевого искусства); в Москве - Александр Белов (славяно-горицкая борьба), Михаил Ребко (современное направление русского стиля «Система»); в Твери - Григорий Базлов… Немало их, развивающих это самое свое, хотя «восточники» и преобладают количеством.
Наконец, повезло еще больше: я познакомился со Школой русского боя «Сибирский Вьюн» и ее руководителем - Дмитрием Скогоревым. После одной статьи были написаны еще несколько, журналистский интерес обернулся занятиями (чтобы почувствовать на практике, что это такое) и двумя семинарами. Надо сказать, я очень пожалел, что не встретил подобного раньше…
Почему «Сибирский Вьюн»? - допытываюсь я у Дмитрия.
Название выбрано не случайно. - объясняет он, - вьюн - это и растение, и рыба… Символизирует сложные спиралевидные движения: завивания, обвивания, мешающие движениям противника, сплетение воедино, заполнение пустого пространства - как раз то, что, на мой взгляд, характеризует русские единоборства. Вьюн - этнографическое название. Существует некое «вьюнение» в наработке техники кулачного боя. Также мы соотносим вьюн и хмель, который, в свою очередь, считается духовным растением. Есть и выражение «хмель в голове», означающее измененное состояние сознания, или инакость, - состояние бойца в боевом поединке.
Я испытал инакость на себе. Когда противник непрерывно движется, как бы соединенный с тобой невидимыми нитями, а любое твое нападение, почти незаметно для тебя, «уводится» с траектории атаки и оборачивается против тебя же - в этом мало приятного. Особенно, когда действия противника непредсказуемы.
В «Сибирском Вьюне», как и во всем русском боевом искусстве, нет приемов как таковых: работа строится на принципах и законах природы. Если их соблюдать и умело использовать, тело само адекватно ситуации среагирует на агрессию - вступит с нападающим во взаимодействие, восстанавливающее гармонию и равновесие в реальном мире.
По мере освоения некоторых технических принципов стиль Школы Скогорева стал казаться мне гораздо более изощренным и сложным: со стороны все выглядело простым, естественно происходящим действием в пространстве и времени.
Когда я наблюдал, как работают Скогорев и его ученики против невооруженного противника, противника с ножом, палкой, а также против нескольких нападающих, мне не раз приходила в голову мысль о том, что нам показывают в гонконговских боевиках просто дешевую подделку под настоящее боевое искусство.
Меня с детства привлекали самые разные виды единоборств. Я успел позаниматься борьбой, боксом, каратэ, ушу… Наверное, потому что мне нельзя было этого делать (из-за плохого зрения), меня манили они, как запретный плод, который, всем известно, сладок.
Я считал, что мужчина должен уметь защитить себя и того, кому вдруг может понадобиться его помощь. По большому, как говорят, «по гамбургскому счету», каждый мужчина должен уметь защитить себя, народ и государство.
То, что сейчас происходит в России, я думаю, можно назвать «мирным» завоеванием нас и с Запада, и с Востока. На телевидении преобладает «лучшее в мире» американское кино, в магазинах импортные товары вытеснены отечественными, да и мораль меняется под напором всего чужеземного явно не в лучшую сторону.
Но не будем о политике и экономике… Рассуждать о них - дело неблагодарное и бесполезное.
Как все это связано с боевым искусством? На мой взгляд - напрямую. Когда после долгого сдерживания на нас снежной лавиной обрушились импортные боевые искусства, они заняли давно пустовавшую нишу: многих привлекало физическое совершенствование, возможность научиться приемам самозащиты, экзотика.
Каратэ, ушу, кикбоксинг, тхэквондо - только выбирай.
И как-то не думалось, что это чужое. Пусть интересное, полезное, манящее… Но не свое. А чужую одежду как ни примеряй…
Да и бесплатный сыр - известно, где бывает.
А через некоторое время мне попали в руки журнал «Русский стиль. Боевые искусства» и новосибирская газета «Боевые искусства России». Для меня стало открытием, что у нас в стране, оказывается, многие понимают и развивают отечественное боевое искусство: в Краснодаре - Алексей Кадочников; в Петербурге - Андрей Грунтовский, Александр Ретюнских (президент Международной федерации русского боевого искусства); в Москве - Александр Белов (славяно-горицкая борьба), Михаил Ребко (современное направление русского стиля «Система»); в Твери - Григорий Базлов… Немало их, развивающих это самое свое, хотя «восточники» и преобладают количеством.
Наконец, повезло еще больше: я познакомился со Школой русского боя «Сибирский Вьюн» и ее руководителем - Дмитрием Скогоревым. После одной статьи были написаны еще несколько, журналистский интерес обернулся занятиями (чтобы почувствовать на практике, что это такое) и двумя семинарами. Надо сказать, я очень пожалел, что не встретил подобного раньше…
Почему «Сибирский Вьюн»? - допытываюсь я у Дмитрия.
Название выбрано не случайно. - объясняет он, - вьюн - это и растение, и рыба… Символизирует сложные спиралевидные движения: завивания, обвивания, мешающие движениям противника, сплетение воедино, заполнение пустого пространства - как раз то, что, на мой взгляд, характеризует русские единоборства. Вьюн - этнографическое название. Существует некое «вьюнение» в наработке техники кулачного боя. Также мы соотносим вьюн и хмель, который, в свою очередь, считается духовным растением. Есть и выражение «хмель в голове», означающее измененное состояние сознания, или инакость, - состояние бойца в боевом поединке.
Я испытал инакость на себе. Когда противник непрерывно движется, как бы соединенный с тобой невидимыми нитями, а любое твое нападение, почти незаметно для тебя, «уводится» с траектории атаки и оборачивается против тебя же - в этом мало приятного. Особенно, когда действия противника непредсказуемы.
В «Сибирском Вьюне», как и во всем русском боевом искусстве, нет приемов как таковых: работа строится на принципах и законах природы. Если их соблюдать и умело использовать, тело само адекватно ситуации среагирует на агрессию - вступит с нападающим во взаимодействие, восстанавливающее гармонию и равновесие в реальном мире.
По мере освоения некоторых технических принципов стиль Школы Скогорева стал казаться мне гораздо более изощренным и сложным: со стороны все выглядело простым, естественно происходящим действием в пространстве и времени.
Когда я наблюдал, как работают Скогорев и его ученики против невооруженного противника, противника с ножом, палкой, а также против нескольких нападающих, мне не раз приходила в голову мысль о том, что нам показывают в гонконговских боевиках просто дешевую подделку под настоящее боевое искусство.
Вот бы киношникам снимать свои фильмы с нашими ребятами!
Даже с точки зрения пластики - хореографам стоит оценить своеобразие и красоту их работы! А насколько реальны и тяжелы удары скогоревских учеников, я видел на тренировках, где они, используя принцип «волны», отрабатывают приемы на боксерских лапах, а также применяют их в состязательных боях.
Впрочем, описать, что из себя представляет Школа Скогорева - очень сложно, тем более что Школа постоянно развивается.
Начинали они в конце восьмидесятых, проводили тренировки где придется, порой в подвалах. Казалось, занимались непонятно чем, но уж точно не восточными видами боевых искусств. Собирали обрывки знаний, находили людей, владеющих практическим рукопашным боем, учились у них. Цели, по словам Дмитрия, ставились две: познание внутренних сил человека и работа в бою с противником так, чтобы «побеждать, не побеждая».
После трех лет поисков «вышли» непосредственно на русский стиль рукопашного боя, и дальнейшая работа пошла в этом направлении. Приобретенный опыт стал фундаментом для всего последующего. Их уже интересовала не только практика боя, но и его истоки: философия, культура Руси в целом.
Чем отличается наше боевое искусство от восточного? Кулачный бой - от рукопашного? - переспрашивает меня Дмитрий.
Прежде всего внешне, хотя и здесь есть кое-что общее. Но главное - внутреннее отличие. Оно в нашем этническом происхождении. Мы родились на земле русской, сибирской, и все наше мировоззрение строится на этом. Как бы мы ни хотели понять того же буддиста или даоса, мы в полной мере не можем этого сделать, мы - русские. И многое определяет такое понятие, как «род» - Родина. Сейчас очень часто говорят о памяти рода, о зове предков. На самом деле, оно так и есть. Каждый из нормальных людей иногда задумывается о том, кем были его пращуры, на какой земле они родились и жили, а в трудные времена отстаивали ее.
И тем, что мы сейчас живем, мы обязаны им. Тогда сразу возникает вопрос, а что мы оставим своим потомкам? Или это их проблема - как, с чем и где они будут жить?.. Каратэ или айки-до нам чужды. То, что наши ребята успешно осваивают их, говорит лишь о том, что русскому человеку все под силу.
Русский кулачный бой - состязательная культура, она является лишь одним из пластов, срезов многогранной русской культуры. В качестве составных частей она включает и фольклор - песни, частушки, которыми традиционно вызывали на драку, и философию, основанную на вековой морали и вере. В конце концов, это традиция выживания народа и целой культуры.
Вообще, в русском боевом искусстве условно можно выделить три направления: этнографическое, состязательное и прикладное.
С этнографическим и состязательным, я думаю, все понятно. Кулачные бои, устраиваемые во время проведения народных праздников, тяготеют к традиционному обряду и больше относятся к этнографии, самбо, как современный вид спорта, - к состязанию.
А вот к третьему, прикладному направлению, уже можно отнести владение любыми видами оружия и сам рукопашный бой, или, как называли его предки, - увечный бой. В отличие от кулачного, он рассчитан на уничтожение противника любыми подручными средствами, а не только голыми руками за короткое время. Да ведь и история наша была такой, что не только дружиннику, но и крестьянину зачастую приходилось браться за оружие, а иной раз и вилы с серпами шли в ход…