Физкультурно оздоровительные мероприятия режиме дня доу. Прошлое и настоящее

  • Общественно-самодеятельная форма организации и руководства направлено на массовый охват физическим воспитанием на самодеятельных началах всех возрастных контингентов населения.
  • Средства физического воспитания
  • 6.Физические упражнения – основное средство физического воспитания
  • 7.О значении оздоровительных сил природной среды и гигиенических факторов как средств физического воспитания
  • Методы обучения
  • 1.Понятие метод, его назначение и использование
  • 2. Требования к выбору методов
  • 3. Классификация методов
  • 4. Словесные методы
  • 5. Наглядные методы обучения
  • 6. Практические методы обучения (метод строго регламентированного упражнения и метод частично регламентированного упражнения)
  • Методы, способствующие развитию двигательных качеств
  • I. Методы строго регламентированного упражнения
  • II. Методы частично регламентированного упражнения
  • Принципы обучения
  • 1. Принцип сознательности и активности
  • 2. Принцип наглядности
  • 3. Принцип систематичности и последовательности (дос­тупности)
  • 4. Принцип индивидуализации
  • 5. Принцип постепенности
  • Двигательные умения и навыки
  • 1. Определение понятия навык. Разновидности навыков
  • 2.Формирование навыка
  • 3. Деавтоматизация навыка
  • 4. Перенос двигательных навыков
  • 5. Образование двигательного навыка
  • I. Основная направленность образования двигательного навыка.
  • II. Схема образования условного двигательного рефлекса (навыка), состоит из звеньев:
  • IV. Условные раздражители при образовании двигательного навыка.
  • V. Деятельность анализаторов при образовании двигательного навыка.
  • VI. Последовательность образования навыка (физиологические фазы двигательного навыка).
  • 6. Структура обучения двигательным действиям
  • Переход знания в представления, умения, навыки
  • Двигательный навыкВысокая быстрота, стабильный итог, высокая устойчивость, прочное запоминание, автоматизированность, подсознательный контроль действий. Лекция 7 физические качества человека
  • 2. Быстрота
  • 3. Выносливость
  • 4. Гибкость
  • 5. Ловкость
  • Физическое и психическое развитиЕ ребенка (от рождения до 6 лет)
  • 1. Общие, наиболее характерные закономерности физического развития детского организма
  • 2. Особенности развития и совершенствования функций различных органов и систем организма ребенка
  • 2.1. Особенности формирования нервной системы
  • 2.2. Особенности формирования опорно-двигательного аппарата
  • 2.3. Особенности развития дыхательной и сердечно-сосудистой системы
  • 3. Закономерности психического развития детей дошкольного возраста
  • 4. Онтогенез моторики в различные возрастные периоды
  • Последовательность овладения основными движениями у детей младенческого возраста
  • Формы организации физического воспитания в дошкольных учреждениях
  • 1.Общая характеристика форм организации физического воспитания дошкольников
  • 2.Физкультурные занятия
  • 3.Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня
  • 4.Работа по физическому воспитанию в повседневной жизни
  • Формы организации физического воспитания школьников
  • 1.Общая характеристика форм организации физического воспитания школьников
  • 2.Урок физической культуры
  • Типы уроков
  • 3.Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня
  • Физические упражнения и подвижные игры на удлиненных переменах
  • Ежедневные физкультурные занятия на воздухе (в группе продленного дня [спортивный час])
  • 4.Внеклассная работа по физическому воспитанию
  • Планирование процесса физического воспитания
  • Распределение учебного материала в четвертном учебном плане.
  • Учет успеваемости учащихся
  • 1. Общие требования к оценке успеваемости учащихся по физической культуре
  • 2. Критерии учета успеваемости
  • 3.Оценка знаний
  • Десятибалльная шкала оценки учебной деятельности учащихся Требования к знаниям
  • 4.Оценка техники физического упражнения
  • Десятибалльная шкала оценки учебной деятельности учащихся Требования к двигательным умениям и навыкам
  • 5.Оценка физической подготовленности
  • Физическое воспитание детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья
  • Профессионально-прикладная физическая подготовка
  • 1. Назначение и задачи профессионально-прикладной физической подготовки
  • 2. Построение и основы методики ппфп
  • 3. Средства ппфп
  • 4. Формы организации занятий по ппфп
  • Физическое воспитание в профессионально-технических училищах
  • 1. Значение, цель, задачи физического воспитания в пту
  • 2. Программа по физическому воспитанию для учащихся пту
  • 3.Организация занятий по физическому воспитанию в пту
  • 4. Требования к учету успеваемости в пту
  • 5. Физическое воспитание учащихся имеющих отклонения в состоянии здоровья
  • Физическое воспитание в высших учебных заведениях
  • 1. Значение, цель и задачи физического воспитания студентов
  • 2. Программа физического воспитания студентов
  • 3. Формы организации занятий по физическому воспитанию в вузе
  • 4. Методические основы физического воспитания в вузе
  • 5. Основные направления работы по физическому воспитанию в вузе
  • 6. Особенности методики занятий по физическому воспитанию в различных учебных отделениях
  • Физическое воспитание в основной период трудовой деятельности
  • 1. Значение и задачи физического воспитания в основной период трудовой деятельности
  • 2. Физическая культура в рамках трудового процесса
  • 3. Физическая культура на производстве вне рамок труда
  • 4. Физическая культура в быту трудящихся
  • Физическое воспитание в пожилом и старшем возрасте
  • 1. Старение и задачи направленного физического воспитания в пожилом и старшем возрасте
  • 2. Характерные средства
  • 3. Формы организации занятий
  • 4. Методические основы занятий
  • Физическая подготовка в вооруженных силах
  • 1. Значение, цель, задачи физической подготовки в вооруженных силах
  • 2. Специальная направленность физической подготовки в различных видах вооруженных сил
  • 3. Формы физической подготовки военнослужащих
  • 3.Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня

    а) Утренняя гимнастика

    Утренняя гимнастика - обязательный компонент физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня. Она снимает остаточное торможение после ночного сна; обеспечивает тренировку всех мышц, что способствует воспитанию хорошей осанки; подготавливает организм ребенка к последующим нагрузкам.

    Продолжительность утренней гимнастики в зависимости от возраста колеблется от 4-5 мин. в младшей группе до 10-12 - в старшей.

    Она включает ходьбу, бег, прыжки, 6-8 ОРУ без предметов или с предметами. Сюда могут быть включены песня (в начале), игровые моменты, несложные подвижные игры, танцевальные шаги, разнообразные висы.

    Усиление интенсивности нагрузки достигается нарастающим количеством упражнений, увеличением числа их повторений и продолжительности тех упражнений, которые вызывают наибольшую пульсовую реакцию - бега и подскоков.

    При подборе упражнений для комплекса утренней гимнастики необходимо учесть следующее: 1) они должны соответствовать требованиям программы по гимнастике для детей данного возраста; 2) должны быть простыми по форме и в основном знакомы детям. Поэтому рекомендуется в утреннюю гимнастику включать упражнения, которые дети недавно выполняли на физкультурных занятиях (но не обязательно те, которые были на последнем занятии). Один комплекс проводится в течение недели, а затем меняется (выполнение комплекса в течение 2-х недель снижает интерес детей к ним).

    Комплексы утренней гимнастики составляются следующим образом. Вначале надо организовать группу детей, сосредоточить их внимание, поэтому утренняя гимнастика начинается с построения, затем ходьбы в сочетании с легким непродолжительным бегом. Уместны здесь и специальные упражнения на внимание и быстроту реакции (например, изменение направления бега или резкая остановка по сигналу).

    Затем дети перестраиваются для выполнения ОРУ.

    Упражнения подбираются таким образом, чтобы последовательно прорабатывались различные мышечные группы: плечевого пояса, ног, боковые мышцы туловища, мышцы спины, брюшного пресса, стопы. Затем обязательно включаются упражнения, способствующие усилению обмена веществ в организме. Это различного рода подскоки, которые могут чередоваться с легким бегом.

    В конце утренней гимнастики надо урегулировать деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Здесь даются упражнения в ходьбе, можно включить танцевальные шаги, желательно с музыкальным сопровождением.

    Утренняя гимнастика по возможности круглогодично проводиться на воздухе.

    б) Физкультминутка

    Физкультминутки проводятся не на всех занятиях, а на требующих большой усидчивости и внимания детей - занятиях по развитию речи, формированию элементарных математических представлений, на некоторых занятиях по изобразительной деятельности.

    Их цель - поддержание умственной работоспособности детей на достаточно высоком уровне.

    Продолжительность физкультминуток 2-3-мин. Их проводят в момент, когда у детей снижается внимание и наступает утомление (обычно вторая половина занятия - 12-16-я минуты).

    Но нужно учитывать, что иногда при большой заинтересованности детей занятием, особенно когда используются пособия, физкультминутка может и помешать успешному проведению занятия. Следовательно, физкультминутки не должны рассматриваться как обязательные ежедневные мероприятия в режиме дня старших групп.

    В подборе упражнения для физкультминутки надо руководствоваться следующим: упражнения должны быть знакомы детям и просты по выполнению; они должны в основном охватывать крупные мышечные группы. Это упражнения, связанные с потягиванием, выпрямлением позвоночника. Иногда целесообразно включать ходьбу на месте, подскоки, приседания в быстром темпе. В некоторых случаях, если дети долго держали в руках кисть или карандаш. Целесообразно включить упражнение для мышц кисти рук: сгибание и разгибание, круговые движения в лучезапястном суставе, сжимание и разгибание пальцев рук.

    Физкультминутка может сопровождаться текстом, связанным или не связанным с содержанием занятия.

    Дети выполняют физические упражнения стоя у столов или выходя на свободное место в групповой комнате.

    Можно выполнить физкультминутки, используя музыкальное сопровождение. Дети могут выполнить под музыку несколько видов танцевальных шагов или спеть один-два куплета песни, сопровождая их импровизированными движениями.

    в) Закаливающие процедуры в сочетании с физическими упражнениями

    Закаливающие мероприятия подразделяются на общие и специальные .

    Общие закаливающие мероприятия проводятся на протяжении повседневной жизни ребенка и предусматривают правильный режим дня, рациональное питание, ежедневные прогулки, сон на свежем воздухе, рациональную одежду. Соответствующие возрасту воздушный и температурный режимы в помещении, регулярное проветривание комнаты.

    К специальным закаливающим мероприятиям относятся строго дозированные воздействия ультрафиолетовым облучением, гимнастические упражнения, массаж, воздушные и водные процедуры, плавание, рефлексотерапия (иглотерапия), сауна.

    В настоящее время существует несколько утвердившихся правил в проведении закаливающих мероприятий у детей, разработанных Г.Н. Сперанским:

      Необходимо постепенное нарастание интенсивности закаливающих мероприятий;

      Занятия должны осуществляться систематически;

      Необходимо учитывать индивидуальные особенности организма ребенка и его возраст;

      Начинать закаливание можно в любое время года, однако предпочтительным является теплое время, т.к. в холодное время степень воздействия закаливающими факторами в начале закаливания уменьшается, и необходимо более постепенное их нарастание, чем в теплое время года;

      Закаливающие процедуры проводятся только при положительных эмоциях ребенка;

      Возобновление занятий после перерыва с разрешения врача следует начинать с того, что было в начале закаливания.

    Закаливающие процедуры наиболее эффективны в сочетании с физическими упражнениями. Активная мышечная работа содействует совершенствованию процесса теплорегуляции и тем самым приспособлению организма к окружающей внешней среде.

    "Программа воспитания в детском саду" предусматривает применение закаливающих процедур во всех возрастных группах, начиная с первого года жизни: определены виды закаливания, время их проведения, продолжительность и т.д.

    Воздушные ванны в движениях обеспечивают непосредственное воздействие воздуха на обнаженную поверхность кожи в процессе двигательной деятельности детей.

    Наиболее целесообразным и естественным видом такой ванны являются утренняя гимнастика и физические упражнения после сна.

    После сна, лучше всего под музыкальное сопровождение, проводятся различные построения (по диагонали, противоходом, "змейкой", зигзагом и др.) с выполнением физических упражнений, способствующих формированию осанки, стопы, а так же подвижные игры с элементами танцевальных шагов, импровизацией танцевальных движений. При выполнении упражнений после сна не рекомендуется использовать комплексы утренней гимнастики и ОРУ. После воздушной ванны в движении переходят к водным процедурам.

    К водным процедурам относятся: обтирание, обливание, купание.

    Обтирание связано с легкими (массирующими) движениями в направлении от периферии к центру при помощи отжатой варежки. Проводиться процедура одновременно со всеми детьми (дети выполняют самостоятельно и помогают друг другу потереть спину).

    Обливание по своему воздействию на организм ребенка значительно сильнее обтирания. Поток воды освежает тело, поднимает тонус мышц, активизирует их работу, возбуждает нервную работы, вызывает бодрость.

    Наиболее доступно обливание водой до пояса после физических упражнений (в частности - после утренней гимнастики).

    Дети обливаются самостоятельно, растирая при этом грудь, плечи, руки, после чего тщательно вытирают тело.

    3. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня

    а) Утренняя гимнастика

    Утренняя гимнастика - обязательный компонент физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня. Она снимает остаточное торможение после ночного сна; обеспечивает тренировку всех мышц, что способствует воспитанию хорошей осанки; подготавливает организм ребенка к последующим нагрузкам.

    Продолжительность утренней гимнастики в зависимости от возраста колеблется от 4-5 мин. в младшей группе до 10-12 - в старшей.

    Она включает ходьбу, бег, прыжки, 6-8 ОРУ без предметов или с предметами. Сюда могут быть включены песня (в начале), игровые моменты, несложные подвижные игры, танцевальные шаги, разнообразные висы.

    Усиление интенсивности нагрузки достигается нарастающим количеством упражнений, увеличением числа их повторений и продолжительности тех упражнений, которые вызывают наибольшую пульсовую реакцию - бега и подскоков.

    При подборе упражнений для комплекса утренней гимнастики необходимо учесть следующее: 1) они должны соответствовать требованиям программы по гимнастике для детей данного возраста; 2) должны быть простыми по форме и в основном знакомы детям. Поэтому рекомендуется в утреннюю гимнастику включать упражнения, которые дети недавно выполняли на физкультурных занятиях (но не обязательно те, которые были на последнем занятии). Один комплекс проводится в течение недели, а затем меняется (выполнение комплекса в течение 2-х недель снижает интерес детей к ним).

    Комплексы утренней гимнастики составляются следующим образом. Вначале надо организовать группу детей, сосредоточить их внимание, поэтому утренняя гимнастика начинается с построения, затем ходьбы в сочетании с легким непродолжительным бегом. Уместны здесь и специальные упражнения на внимание и быстроту реакции (например, изменение направления бега или резкая остановка по сигналу).

    Затем дети перестраиваются для выполнения ОРУ.

    Упражнения подбираются таким образом, чтобы последовательно прорабатывались различные мышечные группы: плечевого пояса, ног, боковые мышцы туловища, мышцы спины, брюшного пресса, стопы. Затем обязательно включаются упражнения, способствующие усилению обмена веществ в организме. Это различного рода подскоки, которые могут чередоваться с легким бегом.

    В конце утренней гимнастики надо урегулировать деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Здесь даются упражнения в ходьбе, можно включить танцевальные шаги, желательно с музыкальным сопровождением.

    Утренняя гимнастика по возможности круглогодично проводиться на воздухе.

    б) Физкультминутка

    Физкультминутки проводятся не на всех занятиях, а на требующих большой усидчивости и внимания детей - занятиях по развитию речи, формированию элементарных математических представлений, на некоторых занятиях по изобразительной деятельности.

    Их цель - поддержание умственной работоспособности детей на достаточно высоком уровне.

    Продолжительность физкультминуток 2-3-мин. Их проводят в момент, когда у детей снижается внимание и наступает утомление (обычно вторая половина занятия - 12-16-я минуты).

    Но нужно учитывать, что иногда при большой заинтересованности детей занятием, особенно когда используются пособия, физкультминутка может и помешать успешному проведению занятия. Следовательно, физкультминутки не должны рассматриваться как обязательные ежедневные мероприятия в режиме дня старших групп.

    В подборе упражнения для физкультминутки надо руководствоваться следующим: упражнения должны быть знакомы детям и просты по выполнению; они должны в основном охватывать крупные мышечные группы. Это упражнения, связанные с потягиванием, выпрямлением позвоночника. Иногда целесообразно включать ходьбу на месте, подскоки, приседания в быстром темпе. В некоторых случаях, если дети долго держали в руках кисть или карандаш. Целесообразно включить упражнение для мышц кисти рук: сгибание и разгибание, круговые движения в лучезапястном суставе, сжимание и разгибание пальцев рук.

    Физкультминутка может сопровождаться текстом, связанным или не связанным с содержанием занятия.

    Дети выполняют физические упражнения стоя у столов или выходя на свободное место в групповой комнате.

    Можно выполнить физкультминутки, используя музыкальное сопровождение. Дети могут выполнить под музыку несколько видов танцевальных шагов или спеть один-два куплета песни, сопровождая их импровизированными движениями.

    в) Закаливающие процедуры в сочетании с физическими упражнениями

    Закаливающие мероприятия подразделяются на общие и специальные.

    Общие закаливающие мероприятия проводятся на протяжении повседневной жизни ребенка и предусматривают правильный режим дня, рациональное питание, ежедневные прогулки, сон на свежем воздухе, рациональную одежду. Соответствующие возрасту воздушный и температурный режимы в помещении, регулярное проветривание комнаты.

    К специальным закаливающим мероприятиям относятся строго дозированные воздействия ультрафиолетовым облучением, гимнастические упражнения, массаж, воздушные и водные процедуры, плавание, рефлексотерапия (иглотерапия), сауна.

    В настоящее время существует несколько утвердившихся правил в проведении закаливающих мероприятий у детей, разработанных Г.Н. Сперанским:

    2.Необходимо постепенное нарастание интенсивности закаливающих мероприятий;

    3.Занятия должны осуществляться систематически;

    4.Необходимо учитывать индивидуальные особенности организма ребенка и его возраст;

    5.Начинать закаливание можно в любое время года, однако предпочтительным является теплое время, т.к. в холодное время степень воздействия закаливающими факторами в начале закаливания уменьшается, и необходимо более постепенное их нарастание, чем в теплое время года;

    6.Закаливающие процедуры проводятся только при положительных эмоциях ребенка;

    7.Возобновление занятий после перерыва с разрешения врача следует начинать с того, что было в начале закаливания.

    Закаливающие процедуры наиболее эффективны в сочетании с физическими упражнениями. Активная мышечная работа содействует совершенствованию процесса теплорегуляции и тем самым приспособлению организма к окружающей внешней среде.

    "Программа воспитания в детском саду" предусматривает применение закаливающих процедур во всех возрастных группах, начиная с первого года жизни: определены виды закаливания, время их проведения, продолжительность и т.д.

    Воздушные ванны в движениях обеспечивают непосредственное воздействие воздуха на обнаженную поверхность кожи в процессе двигательной деятельности детей.

    Наиболее целесообразным и естественным видом такой ванны являются утренняя гимнастика и физические упражнения после сна.

    После сна, лучше всего под музыкальное сопровождение, проводятся различные построения (по диагонали, противоходом, "змейкой", зигзагом и др.) с выполнением физических упражнений, способствующих формированию осанки, стопы, а так же подвижные игры с элементами танцевальных шагов, импровизацией танцевальных движений. При выполнении упражнений после сна не рекомендуется использовать комплексы утренней гимнастики и ОРУ. После воздушной ванны в движении переходят к водным процедурам.

    К водным процедурам относятся: обтирание, обливание, купание.

    Обтирание связано с легкими (массирующими) движениями в направлении от периферии к центру при помощи отжатой варежки. Проводиться процедура одновременно со всеми детьми (дети выполняют самостоятельно и помогают друг другу потереть спину).

    Обливание по своему воздействию на организм ребенка значительно сильнее обтирания. Поток воды освежает тело, поднимает тонус мышц, активизирует их работу, возбуждает нервную работы, вызывает бодрость.

    Наиболее доступно обливание водой до пояса после физических упражнений (в частности - после утренней гимнастики).

    Дети обливаются самостоятельно, растирая при этом грудь, плечи, руки, после чего тщательно вытирают тело.

    Физкультурно - оздоровительные мероприятия в режиме дня ДОУ

    План

    1. Введение

    2. Основы физического развития детей

    3. Физкультурно-оздоровительная работа с дошкольниками

    4. Утренняя гимнастика на занятиях в ДОУ

    5. Комплекс физических упражнений

    6. Формы организации двигательной активности детей

    7. Физкультурные мероприятия

    8. Практическая часть

    9. Заключение

    10. Литература

    Введение

    Решение задач физического воспитания возможно при использовании разных форм физкультурно-оздоровительной работы: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, физкультминутки и динамические паузы между занятиями статического характера, подвижные и спортивные игры, самостоятельная двигательная деятельность детей, активный отдых (физкультурные досуги и развлечения, праздники, дни здоровья, простейший туризм).Основной формой обучения ребенка движениям и развития физических качеств являются физкультурные занятия, проводимые согласно учебного плана дошкольного учреждения. Физкультурное занятие как основная форма работы по физическому воспитанию решает целый комплекс оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Физкультурное занятие состоит из трёх частей: вводной, основной и заключительной. Вводная – решает психологическую задачу: организовать, активизировать внимание, вызвать интерес, создать бодрое настроение. В нее входят строевые упражнения, различные виды ходьбы, упражнения и игры на внимание. Основная - в ней формируются двигательные навыки, развиваются физические качества. В нее входят основные движения, игры большой подвижности, игры-эстафеты. Заключительная – ее назначение снизить физическую нагрузку, спокойное состояние ребенка, сохранить бодрое настроение, подвести итоги занятия. В нее входят – ходьба, бег в среднем темпе, подвижные игры спокойного характера.

    2. Основы физического развития

    Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом развития важнейших систем организма и их функций, закладывания базы для всестороннего развития физических и духовных способностей.

    Основой всестороннего развития ребенка в первые годы жизни является физическое воспитание. Организованные физкультурные занятия и свободная двигательная деятельность улучшают деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, укрепляют опорно-двигательный аппарат, улучшают обмен веществ. Они повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма. Через двигательную деятельность ребенок познает мир, развиваются его психические процессы, воля, самостоятельность. Чем большим количеством разнообразных движений овладеет ребенок, тем шире возможности для развития ощущения, восприятия и других психических процессов, тем полноценнее осуществляется его развитие. Поэтому, если данный период будет упущен в плане грамотного физического развития, то в дальнейшем наверстать пробелы, устранить допущенные ошибки будет чрезмерно трудно.

    Дети дошкольного возраста должны двигаться не менее 50-60 % всего периода бодрствования. Им свойственна частая смена движений и поз - до 500-1000 раз в день, благодаря чему происходит поочередное напряжение и отдых различных групп мышц, поэтому дети и не устают. Учитывая эту особенность, следует обеспечить разнообразную двигательную активность детей, создавая условия для разных движений. Решению этой задачи, отчасти, служат физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня дошкольника: утренняя гимнастика, гимнастики после дневного сна, подвижные игры и развлечения на прогулке.

    Потребность в движении как проявлении биологической сущности человека есть такая же естественная потребность, как и все основные - в пище, тепле, доброте, безопасности и т.д.

    Таким образом, одним из основополагающих условий, обеспечивающих здоровье, является рациональная двигательная активность.

    Однако практика показывает, что даже если дети достаточно двигаются, их движения однообразны, не все группы мышц вовлекаются в движения, и результат от такой активности большой пользы не дает.

    Правильный выбор средств физического воспитания не только повысит двигательную активность детей, но и будет способствовать сохранению и укреплению их здоровья.

    На практике, организация такого двигательного режима происходит не всегда. Организации самых малых по времени и одних из самых значительных для организма дошкольников физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня в ДОУ не уделяется должного внимания. Это обусловлено рядом причин, в том числе следующими:

    У воспитателей нет понимания важности и нужности проведения данных форм физического воспитания;

    Трудности в подборе упражнений, комплексов упражнений и подвижных игр для проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий;

    Т.к. данные мероприятия проводятся ежедневно, у воспитателей возникает трудность в выборе разнообразных средств физического воспитания, для предотвращения однообразия и скуки.

    Актуальность проблемы, её практическая значимость обусловили выбор темы «Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня как компонент здорового образа жизни дошкольников средней группы ДОУ»

    Цель работы - выявление особенностей организации процесса физического воспитания детей дошкольного возраста.

    3. Физкультурно-оздоровительная работа с дошкольниками

    К физкультурно-оздоровительной работе можно отнести такие формы: утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, физкультурные минутки, паузы, закаливающие процедуры. Двигательную активность в повседневной жизни обеспечивают подвижные игры, физические упражнения на прогулках, походы за пределы дошкольного заведения (детский туризм), физкультурные праздники и развлечения, самостоятельная двигательная деятельность, дни и недели здоровья, индивидуальная работа по физическому воспитанию. Занятия по физической культуре рассматриваются как целенаправленная и нормированная форма организованной учебно-познавательной деятельности, которая ставит цель - оптимизация двигательного режима, формирование и закрепление двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, предоставление детям специальных знаний по физической культуре.

    4. Утренняя гимнастика на занятиях в ДОУ

    Утренняя гимнастика - обязательная составляющая организации жизнедеятельности детей в дошкольном учебном заведении. Она способствует углублению дыхания, усилению кровообращения, обмену веществ, развитию разных групп мышц, правильной осанке, расторможению нервной системы после сна, вызывает положительные эмоции. Главное требование к гимнастике в летний период- проведение ее на свежем воздухе, а зимой - в хорошо проветренном помещении. Для повышения сопротивляемости организма к неблагоприятным климатическим условиям одежда во время выполнения упражнений должна быть легкой. Продолжительность утренней гимнастики: для детей раннего возраста - 4-5 минут, младшего дошкольного возраста - от 6 до 9 минут. Комплексы утренней гимнастики разучиваются на занятиях по физической культуре, действуют 2 недели с усложнением на второй. На протяжении года уже знакомые комплексы периодически повторяются, увеличивается нагрузка за счет разнообразия упражнений, повышения интенсивности выполнения.

    Гимнастика после дневного сна проводится после постепенного подъема детей в спальне, групповых комнатах или зале. Комплекс такой гимнастики включает общие развивающие упражнения на разные мышечные группы с изменением исходных положений и специальные упражнения для формирования стопы и фигуры. Продолжительность от 6 до 9 минут в зависимости от возраста детей. Физкультурные паузы (динамические перемены) проводятся в перерыве между малоподвижными видами деятельности и организованными занятиями с целью снятия утомляемости детей через использование несложных двигательных упражнений. Их продолжительность -5-10 минут.

    5. Комплекс физических упражнений

    Физкультурные минутки - проводятся во время организованных занятий в виде кратковременных комплексов физических упражнений, что дает возможность уменьшить утомляемость детей и возобновить их трудоспособность для дальнейшей успешной работы. К комплексам физкультурных минуток входит 3-4 упражнения, каждое из которых повторяется 4-6 раз. Их продолжительность 1-2 минуты. Закаливающие процедуры - система мероприятий, направленных на повышение сопротивляемости организма детей, развитие у них способности быстро без ущерба для здоровья приспособиться к изменениям условий окружающей среды. В дошкольных учебных заведениях применяется два вида закаливающих мероприятий: ежедневные и специальные. К ежедневным относятся: соответствующий температурный режим, применение широкой аэрации, использование прохладной воды для мытья рук, лица, полоскание рта, горла. Специальные закаливающие процедуры - воздушные и солнечные ванны, разнообразные водные процедуры (например: сухое и влажное обтирание тела махровой рукавичкой, обливание ног, тела), сон при открытых окнах и другие. При использовании водных процедур температура воды постепенно снижается согласно установленным нормам.

    Проводятся и другие закаливающие (ходьба босиком по росистой траве, глине, камням, влажному песку другое) и специальные лечебно-профилактические процедуры (фитотерапия, ароматерапия, лечебная физкультура, массаж, физиотерапевтические процедуры другое), которые включаются в систему оздоровления по назначению врача и согласием родителей с учетом индивидуальных показателей состояния здоровья и самочувствия детей. Педагоги дошкольного учебного заведения должны побуждать детей к двигательной деятельности, регулировать их активность, поощрять попытки проявления самостоятельности, волевые усилия. При этом важно учитывать двигательный опыт каждого ребенка, присущий им темп, уровень подвижности, природные возможности и способности. В рамках подвижного двигательного режима ежедневный объем двигательной активности составляет от 3 часов для детей раннего возраста, 3-4 часа для младшего дошкольного возраста, 4-5 часов - для старших дошкольников.

    6. Формы организации двигательной активности детей

    Формы организации двигательной активности в повседневной жизни физкультурный оздоровительный дошкольный двигательный:

    Прогулки - важная составляющая жизнедеятельности детей. Обязательное условие их проведения - сбалансирование взрослыми программных требований с желаниями воспитанников. Содержание работы в ходе прогулки зависит от погоды, образовательных задач, общей атмосферы в группе, настроения и интересов детей другое. Дозированные бег и ходьба на прогулке - один из способов тренировки и совершенствования выносливости, наиболее ценного оздоровительного качества. В начале или конце прогулки рекомендуется выполнить пробежку, например, вокруг здания детского сада (скорость 1-1,2м/с), после чего перейти на ходьбу. На прогулке продолжительность упражнений и подвижных игр для детей раннего возраста -20-35 мину, младшего - 35-45 минут, старшего - 45-60 минут. Двигательную активность детей следует снижать в конце прогулки (за 10-15 минут) до ее окончания, чтобы обеспечить спокойный переход к другому режимному моменту.

    Подвижным играм отводится значительное место во время организации двигательного режима, учитывая ведущую роль игровой деятельности в личностной росте детей. При их подборе учитываются такие показатели: возраст детей, время года, погодные и природные условия, место игр на протяжении дня, наличие необходимого физкультурного оборудования и инвентаря. Подвижные игры включаются в разные формы работы с детьми (занятия, праздники, развлечения, походы и другое) после их предварительного разучивания. Их проводят во всех возрастных группах ежедневно: во время утреннего приема (одна-две игры малой и средней подвижности), на прогулках (две-три игры малой, средней и большой подвижности), вечером предлагаются одна-две игры средней и малой подвижности. Всего на протяжении дня проводится пять-шесть подвижных игр, а летом - шесть-семь. На протяжение дня следует проводить подвижные игры разных видов: сюжетные и бессюжетные, игры соревновательного типа, с элементами спортивных игр (баскетбол, футбол, городки, бадминтон, настольный теннис, хоккей с мячом и шайбой) и спортивных упражнений (езда на велосипеде, катание на санках, коньках, ходьба на лыжах), развлечения (серсо, кольцеброс, кегли) другое. Обучение элементов большинства спортивных игр и упражнений спортивного характера осуществляется на занятиях по физкультуре, а закрепление на прогулках. Физические упражнения также широко используются в разнообразных организационных формах (утренняя гимнастика, занятия по физкультуре, подвижные игры и т.д.).

    7. Физкультурные мероприятия

    Перед дневным сном следует проводить релаксационные упражнения. Они используются для снятия напряжения в мышцах, вовлечённых в различные виды активности.

    Походы за пределы Дошкольного учреждения (Детский туризм) проводятся с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Воспитатель должен тщательно готовиться к их проведению: продумать маршрут движения и способ передвижения, определить и выучить места остановок и отдыха, учитывая при этом все природные условия для проведения упражнений с усовершенствованием двигательных навыков (наличие ручейков, горок, поваленных деревьев другое). К месту назначения дети могут идти свободно, группируясь по желаниям; построение парами используется при переходах улиц, шоссе. Продолжительность перехода в одну сторону (от дошкольного заведения до конечной остановки) составляет для детей 4 года жизни 15-20 минут, пятого года жизни -20-25минут, шестого года - 25-30минут. Во время переходов используются упражнения с основных движений, подвижные игры с использованием мелких физкультурных снарядов и природных условий, а также предусматривается проведение наблюдений в природе и окружающей действительности, элементарные беседы, краткие рассказы природоведческого, экологического направления, дидактические игры другое. Нельзя подменять походы за пределы дошкольного заведения целевыми прогулками и экскурсиями - они занимают самостоятельное место в образовательном процессе как форма ознакомления детей с природным, предметным и социальным окружением. Основная цель детского туризма в условиях дошкольного заведения - оздоровление детей, предупреждение гиподинамии, оптимизация двигательного режима, усовершенствование двигательных навыков.

    Физкультурные праздники проводятся дважды на год, начиная с младшего дошкольного возраста. Оптимальная продолжительность мероприятия для детей этого возраста - 40-50минут, для старшего возраста - 50-60минут. Физкультурные праздники организовываются в первой или во второй половине дня, в музыкальном или физкультурном зале, на площадке, в бассейне и другое. Если праздники проводятся в помещении, необходимо позаботиться об организации полноценной прогулки в этот день.

    Физкультурные развлечения проводятся, начиная с раннего возраста (3-ий год жизни) один-два в месяц, как правило, во второй половине дня. Продолжительность физкультурных развлечений для детей раннего возраста - 15-20минут, младшего - 20-30минут, старшего возраста - 35-40минут. Местом их проведения может быть физкультурный или музыкальный зал, групповая комната, физкультурная или игровая площадка, лесная или парковая лужайка, берег водоема и другое. Обязательным должно быть участие каждого ребенка в развлечении.

    Дни здоровья организовываются один раз в месяц, начиная с 3-его года жизни. Этот день насыщен разнообразными формами: закаливание и лечебно-профилактическими процедурами, детский туризм, физкультурные праздники или развлечения, подвижные игры на прогулках физкультурные занятия другое. Большинство из них желательно проводить на свежем воздухе. В день здоровья вся образовательная работа связывается с темой здоровья и здорового образа жизни (беседы, чтения художественной литературы, игровая, познавательная, трудовая, самостоятельная художественная деятельность, др.). Программа дня здоровья предусматривает как общие для всего дошкольного заведения, так и рассчитанные на отдельную возрастную группу.

    Недели физкультуры организовываются также как и дни здоровья, проводятся ежеквартально. Программа рассчитана на несколько дней.

    Самостоятельная двигательная деятельность как форма организации двигательного режима проводится с детьми ежедневно во время утреннего приема, дневной и вечерней прогулки, другое. Она может разворачиваться как в помещении, так и на площадке. Организовывая самостоятельную двигательную деятельность, следует учитывать индивидуальные особенности здоровья и физическое развитие, функциональное возможности организма конкретного ребенка.

    8. Практическая часть

    «Учимся просыпаться».

    Каждое наше утро должно начинаться с положительных эмоций и тогда день принесет вам удачу. Проснувшись, нельзя резко вскакивать с постели, необходимо подготовить организм к

    переходу от сна к бодрствованию. Для этого нужно выполнить несколько упражнений на пробуждение.

    Динамическая гимнастика на пробуждение:

    Закрыть, открыть глаза

    Сжать пальцы рук в кулачок и разжать

    Поступательные движения стопой вперед и назад

    Упражнение «велосипед» – для ног

    Стоя на четвереньках прогнуть и выгнуть спину – «кошка»

    (Упражнения выполнять 3-5 раз)

    «Позвоночник берегу, сам себе я помогу…»

    Правильная и красивая осанка – ключ к здоровью. От чего может нарушиться осанка? Таких причин очень много. Неправильная осанка не только неэстетична, но и неблагоприятно сказывается на положении внутренних органов. Предлагаю упражнения для коррекции осанки, которые можно выполнять в домашних условиях.

    Упражнения в парах (с родителями)

    1. «Тачка» или «Крокодильчик»

    Ребенок ставит прямые руки на пол, взрослый берет его за щиколотки и приподнимает, ребенок «идет», переставляя руки до стойки и обратно.

    2. «Шагаем вместе»

    Ребенок ставит свои стопы на ноги взрослого. Стоя лицом друг к другу и держа ребенка за руки, взрослый идет до стойки и обратно.

    3. «Гордая цапля»

    Родители и дети стоят на противоположных сторонах площадки. Дети идут, перешагивая через препятствия с мешочком на голове, передают его родителям. Родители повторяют то же самое, пока вновь не поменяются местами.

    Заключение

    В дошкольном учреждении организуются разные типы занятий: вводные, ознакомительные, смешанные, физкультурно-познавательные, однако предпочтение отдаётся учебно-тренировочным занятиям, на которых обеспечивается наиболее высокая моторная плотность.

    В связи с тем, что наше дошкольное учреждение посещают дети ЧДБ и стоящие на диспансерном учёте руководители физического воспитания при организации физкультурных занятий осуществляют индивидуальный подход с учётом их диагнозов. Выбор способа организации детей на занятии (индивидуальный, групповой, поточный, фронтальный, метод круговой тренировки) руководители физического воспитания осуществляют в зависимости от формы организации занятия (подгруппа или группа) и задач, решаемых на занятии. С целью обеспечения достаточной общей и моторной плотности занятия руководитель физического воспитания должен заранее подготовить место для занятий физическими упражнениями, проверить прочность физкультурного оборудования, подобрать инвентарь, разместить его. Перед занятиями проследить, чтобы помещение было проветрено и произведена влажная уборка.

    Литература

    1. Александрова, Е.Ю. Оздоровительная работа в дошкольных учреждениях по программе «Остров здоровья» / авт.-сост. Е.Ю. Александрова. - Волгоград: Учитель, 2007. -151 с.

    2. Алямовская, В.Г. Как воспитать здорового ребенка /В.Г. Алямовская. - М.: Просвещение, 2003. - 243с.

    3. Амосов, Н.М. Раздумья о здоровье / Н.М. Амосов. -М.: Издательский центр «Академия», 2004.- 176с.

    4. Барчуков, И.С. Физическая культура и спорт / И.С. Барчуков.- М.: Издательский центр «Академия», 2006.-528с.

    5. Бочарова, Н.И. Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста: Пособие для родителей и воспитателей / Н.И. Бочарова. -2-е изд., испр.и доп. - М.: АРКТИ, 2003. - 96 с. (Развитие и воспитание дошкольника)

    6. Горькова, Л.Г. Занятия физической культурой в ДОУ: Основные виды, сценарии занятий / Л.Г. Горькова, Л.А. Обухова. -М.: 5-ое издание, 2005. - 112 с.

    7. Давыдова, М.А. Спортивные мероприятия для дошкольников: 4-7 лет / М.А. Давыдова - М,: ВАКО, 2007. - 304 с.

    8. Жбанков, Р.Г. Учись быть здоровым / Р.Г. Жбанков.- М.: Просвещение, 2004.- 143с.

    9. Железняк, Ю.Д. Основы научно- методической деятельности в физической культуре и спорте / ЮД Железняк.- М.: Издательский центр «Академия», 2006.- 264с.

    Основными мероприятиями по физическому воспитанию в рз-жнме учебного дня школы являются: гимнастика до занятий, физкультурные минутки и организованное проведение перемен.

    Эти формы занятий физическими упражнениями способствуют физическому развитию, укреплению здоровья и закаливанию ор­ганизма учащихся, повышению качества учебной работы и воспи­танию дисциплинированности и чувства коллективизма.

    Систематическое проведение физкультурных мероприятий при­учает детей к повседневной заботе о своем здоровье и точному выполнению режима дня.

    Все эти мероприятия должны быть согласованы по содержа­нию и нагрузке с учебной и внеклассной работой каждого класса и всей школы в целом. Они должны отличаться продуманностью, четкостью организации и проведения особенно потому, что каж­дое из них (гимнастика до занятий, физкультминутки, перемены) строго ограничено во времени и находится в прямой зависимо­сти от учебных занятий.

    Гимнастика до занятий - это физические упражнения, проводимые в школе ежедневно до начала уроков.

    Гимнастика до занятий решает главным образом воспита­тельные и оздоровительные задачи. Ежедневно выполняемые фи­зические упражнения оказывают благоприятное воздействие на организм, способствуют формированию правильной осанки, вос­питывают привычку к регулярным занятиям физическими упраж­нениями. Коллективное выполнение упражнений во время гимна­стики до занятий дисциплинирует, организует и сплачивает уча­щихся.

    Упражнения, проводимые на открытом воздухе, содействуют также закаливанию организма школьников.

    Гимнастика до занятии имеет большое значение для органи­зованного начала урока: после занятий физическими упражнени­ями дети организованно расходятся по классам, а хорошее само­чувствие повышает их работоспособность.



    Гимнастика до занятий имеет большое образовательное значе­ние: различные упражнения, изучаемые детьми на уроках физи­ческой культуры, включаются в комплекс гимнастики до занятий, что позволяет ученикам совершенствоваться в их выполнении.


    Гимнастику до занятий выполняют все дети, за исключением освобожденных врачом. Врач освобождает от этих занятий лишь в редких случаях.

    Организация гимнастики до занятий. Общее руководство осу­ществляется одним из учителей начальных классов, который разрабатывает подробный план организации и проведения гим­настики до занятий. В плане предусматриваются место и время проведения занятий, руководители, начало и окончание занятий, их содержание, периодичность сменяемости комплексов гимнас­тики, организация пионерского актива для помощи в проведении!имнастикн и другие мероприятия. План обсуждается педагоги­ческим коллективом и утверждается директором школы.

    Лучше всего гимнастику до занятий проводить на открытом воздухе. Для каждой группы занимающихся отводится опреде­ленное место с таким расчетом, чтобы они не мешали друг другу. Занятия в помещении проводятся только в том случае, если тем­пература на открытом воздухе ниже 10°, а также во время дож­дя, снегопада, сильного ветра или оттепели.

    Место занятий должно удовлетворять необходимым санитар­но-гигиеническим требованиям, заключение о которых делает врач школы. В осенний и весенний периоды площадку необходи­мо подметать влажным способом. В зимнее время ее следует ре­гулярно расчищать и разметать. Эту работу могут выполнять уча­щиеся.

    Для проведения гимнастики в школе могут быть использованы рекреационные помещения и в крайнем случае классные комна­ты. Во время занятий надо открывать фрамуги и форточки, а в теплое время и окна. Как на площадке, так и в закрытых поме­щениях каждый учащийся должен знать свое определенное место.

    В помещениях и на площадке дети занимаются в повседнев­ной школьной форме. Мальчикам следует расстегнуть ворот ру­башки, сиять пояс. Гимнастика до занятий проводится в течение 6-10 минут.

    Звонок на гимнастику дается за 10-15 минут до начала пер­вого урока, в зависимости от места проведения занятий. Для окончания гимнастики также дается звонок за 2-5 минут до на­чала первого урока. Это время необходимо для организованного перехода в класс и подготовки к урокам.

    В больших школах при проведении занятий на открытом воз­духе время начала и окончания гимнастики должно быть для от­дельных групп разным, чтобы при входе в школу не образовыва­лась очередь.

    Гимнастику до занятий могут проводить учителя, пионерво­жатые, учащиеся старших классов школы. В классе это могут делать хорошо подготовленные учащиеся, проинструктированные учителем.

    Каждый руководитель должен иметь постоянную группу. Луч­ше, если она будет из учащихся одного класса.- При необходи-


    мости ученики разных классов могут заниматься вместе. Дети, которые по состоянию здоровья нуждаются в ограничении заня­тий, выделяются в отдельную группу. Для нее выделяется от­дельный руководитель. Все руководители работают согласован­но, по единым организационным принципам, а в одинаковых по составу группах - и по единым комплексам.

    Если в начальной школе есть учитель физической культуры, то Урн является старшим руководителем, В этом случае он разраба­тывает комплексы и проводит инструктаж для всех руководите­лей. Инструктивные занятия для руководителей, выделенных из учащихся, проводятся отдельно. Независимо от того, кто прово­дит гимнастику до занятий, учителя всех начальных классов должны присутствовать на них и помогать проведению.

    Желательно, чтобы гимнастика до занятий проводилась под музыку.

    а) разносторонне влиять на мышечную систему и умеренно
    активизировать сердечную деятельность;

    б) не утомлять и не перевозбуждать учащихся;

    в) положительно влиять на осанку учеников;

    г) состоять из упражнений, знакомых детям или легко воспри­
    нимаемых с первого показа;

    д) вызывать эмоциональный подъем;

    е) соответствовать месту проведения.

    Упражнения каждого комплекса должны иметь определенную дозировку.

    Основным материалом гимнастики до занятий являются обще-развивающие упражнения без предметов. Если гимнастика до за­нятий проводится на площадке, то в комплексы могут включаться, кром"е общеразвивающих упражнений, также ходьба, игры, бег, прыжки, преодоление препятствий, упражнения танцевального ха­рактера и упражнения типа заданий.

    Весь материал, включаемый в гимнастику до занятий, по сво­ему характеру и трудности должен быть близким к программному материалу.

    Комплекс гимнастики до занятий состоит из пяти-восьми уп­ражнений.

    В каждом комплексе вначале должны быть упражнения легкие по нагрузке; затем следуют несколько более трудные, а в середине должны быть упражнения максимально трудные из допустимых для занимающихся. Во второй половине комплекса упражнения постепенно снижаются по нагрузке и оканчиваются легкими и спо­койными.

    Такая последовательность необходима в связи с тем, что уча­щиеся по окончании гимнастики должны приступить к урокам.

    Упражнения в комплексах должны располагаться так, чтобы чередовалось их воздействие на различные мышечные группы.


    Например, если в комплекс включ"ено упражнение, наиболее силь­но воздействующее на мышцы туловища, то следующее упражне­ние должно быть такое, которое воздействовало бы преимущест­венно па мышечные группы ног или рук.

    В комплексы, как указывалось выше, могут включаться игры, пробежки и прыжки. При этом игры быстрые, с большой подвиж­ностью проводятся в середине занятий, а спокойные, не возбуж­дающие детей,- в конце. Бег и прыжки, как правило, даются в се­редине занятий. Исключение составляют те случаи, когда занятия проводятся на площадке в прохладную погоду и нужно быстрее дать наиболее интенсивные упражнения. Тогда бег, прыжки, быст­рая ходьба, подвижные игры могут проводиться в первой поло­вине.

    Во время гимнастики до занятий проводятся знакомые детям игры (чтобы не тратить времени для их объяснения). Как правило, это будут программные игры, пройденные на уроках: «Совушка», «Салки» (обыкновенные, с приседанием), «Ловкие ребята», «Волк во рву», «Попрыгунчики-воробушки», «Мяч соседу», «Мяч средне­му», «Угадай, кто?», «Гонка мячей», «Не давай мяч водящему», «Узнай по голосу» и др.

    Комплексы для учащихся I-II классов должны содержать больше естественных, простых, игровых упражнений.

    Для учащихся III классов больше дается упражнений гим­настических, требующих точного выполнения. В каждый комплекс надо включать упражнения на осанку и два-три дыхательных уп­ражнения.

    При составлении комплекса предусматривается определенная дозировка упражнений. Она в начале проведения упражнений бы­вает незначительной, а потом, по мере того как учащиеся осво­ятся с проведением гимнастики до занятий, дозировка постепенно увеличивается.

    В течение месяца видоизменяются основные упражнения (изме­нение исходных положений, включение дополнительных движений). Комплексы можно разучивать на уроках физической культуры, чтобы во время проведения не затрачивать времени на показ и объяснение упражнений.

    Для лучшего усвоения упражнений желательно, чтобы в школе или в классах висели таблицы с рисунками и описаниями текуще­го комплекса гимнастики. Это особенно необходимо в тех случаях, когда гимнастику до занятий проводят учащиеся.

    Примерный комплекс гимнастики до занятий для И класса

    (в помещении)

    1, Учащиеся по сигналу выстраиваются на заранее определенных местах.

    2, Ходьба на месте -20-30 секунд.


    И. п. - ноги на ширине плеч, руки согнуты, кисти у плеч, пальцы полу­согнуты.

    Выполнение. Подняться на носки, руки вверх - а стороны ладонями впе­ред, пальцы выпрямить и широко развести, отклониться слегка вазад, смотреть вверх (вдох); обратным движением принять исходное положение (выдох). Темп медленный. Выполнять пять-шесть раз.

    4. Второе упражнение-«выше-ниже».
    И. п. - основная стойка.

    Выполнение. Подняться на носки, руки вперед-вверх (вдох); глубоко при­сесть на всей ступне, руки через стороны вниз и соединить, обхватывая коле-аи,- сложиться в комочек (выдох). Темп средний. Выполнять семь-восемь раз,

    5. Третье упражнение -«вправо-влево».
    И. п. - йоги врозь пошире, руки на пояс.

    Выполнение. Повернуть туловище вправо, хлопнуть в ладоши перед собой прямыми руками; принять исходное положение. То же в левую сторону. Тент средний. Дыхание не задерживать. Выполнять четыре-пять раз в каждую сто­рону.

    6. Четвертое упражнение-«дровосек».

    И. п. - ноги на ширине плеч, руки внизу, пальцы рук сцеплены.

    Выполнение. Сцепленные руки поднять вперед-вверх-назад, подняться на носки, отклониться назад-«замахнуться топором» (вдох); с силой опустить ру­ки вперед-вниз, наклониться вперед, ноги прямые (выдох); принять исходное положение. Темп средний. Выполнять пять-шесть раа.

    7. Пятое упражнение - «с пяток на носки».

    И. (т. - стойка ноги врозь на ширине ступни (ступни параллельно), руки согнуты в локтях, пальцы сжаты в кулак.

    Выполнение. I-2 - перекат с пяток на носкн и с носков на пятки; в это время согнутые руки ритмично делают круговые движения. Темп средний. Ды­хание не задерживать. Выполнять десять - двенадцать раз.

    8. Шестое упражнение - наклоны в стороны.

    И. п.- ноги на ширине плеч, ступни параллельно, руки внизу.

    Выполнение. Наклонить туловище в левую сторону, левая рука к колену левой ноги, правая за голову; принять исходное положение; наклонить тулови­ще в правую сторону, правая рука к колену правой ноги, левая за голову; при­нять исходное положение. Дыхание не задерживать. Темп средний. Выполнять пять-шесть раз в каждую сторону.

    9. Ходьба аа месте - 20-30 секунд. Организованный уход в класс.

    Физкультурные минутки - это физические упражнения, проводимые в классе во время урока. Правильно и вовремя про­веденные физкультурные минутки являются эффективным сред­ством для повышения внимания и активности детей и лучшего ус-во"ения ими учебного материала. Кроме того, они благотворно вли­яют на организм учащихся.

    Дети младших классов, особенно первых и вторых, довольно быстро утомляются, внимание их ослабевает, они начинают отвле­каться от занятий, разговаривать. Обычно это бывает уже на вто­ром или третьем уроке. Объясняются эти явления тем, что отно­сительно однообразная работа требует длительного раздражения определенных участков коры головного мозга, которое затем сме­няется внутренним торможением. Как следствие этого и ослабева­ет внимание учащихся.

    Выполнение физических упражнений вызывает возбуждение в других участках коры головного мозга. Это создает возможность кратковременного отдыха тех участков, раздражение которых П]5о-


    исходило во время учебных занятий. После активного отдыха вни­мание детей улучшается, повышается степень усвояемости учебно­го материала.

    Учебные занятия в классе связаны с длительным сидением де­тей за партой в определенном положении, часто в довольно на­пряженном состоянии (во время письма). Это вызывает нежела­тельные явления в организме детей: застойные явления крови в ногах, в области таза, живота; изменения в положении позвоноч­ника, плеч, грудной клетки. Противодействуя этим явлениям, фи­зические упражнения улучшают кровообращение, содействуют вы­прямлению позвоночника, активизируют организм учащихся. Таким образом, физкультурные минутки содействуют повышению успева­емости школьников, обеспечивают активный кратковременный от­дых и способствуют улучшению здоровья детей.

    В I-II классах физкультурные минутки проводятся три-четыре раза в день, в III--два-три раза.

    В физкультурные минутки включается обычно три упражнения. Первое - типа «потягивания», воздействует на позвоночник и грудную клетку (выпрямляющее), второе - для ног и третье - для туловища. Упражнения для рук отдельно не проводятся, их следу­ет сочетать с другими упражнениями.

    В тех случаях, когда физкультминутка проводится на уроках письма, следует в сочетании с другими упражнениями проводить упражнения для пальцев рук.

    Для проведения физкультурных минуток требуется 1,5-2 мину­ты. Выполняемые упражнения не должны вызывать утомления или возбуждения детей. Учитель проводит физкультурные минутки во время урока, когда это необходимо для улучшения состояния де­тей и повышения их внимания.

    Проведение физкультурной минутки не должно отражаться на ходе урока. Поэтому ее следует проводить после завершения ка­кого-либо процесса, связанного с учебными занятиями, например когда дети закончили писать фразу или решили математический пример.

    Дети должны понимать значение физкультминуток и хорошо выполнять включенные в них упражнения. С этой целью учитель должен провести с детьми краткую беседу, разъяснить значение упражнений на уроках, как должны дети участвовать в физкульт­минутках и какой порядок должен быть при проведении физкульт­минуток.

    Когда учитель сочтет необходимым провести физкультурную минутку, он объявляет: «Физкультурная минутка». По этому сиг­налу дежурный по классу открывает форточку или окно, а осталь­ные дети готовятся к выполнению упражнений.

    В больших классных комнатах дети располагаются в прохо­дах между партами, Есегда на одних и тех же местах. Одна­ко физкультурные минутка проводятся и за партами, стоя или сидя.


    Лучше всего физкультурную минутку проводить учителю, но можно разрешить ее проведение и детям, которые показали себя хорошими организаторами.

    Комплексы физкультурных минуток составляются учителем физкультуры, а в начальной школе - учителем класса. Комплек­сы меняются один раз в две недели, Разучивать их можно на уро­ках физической культуры.

    Примерные комплексы физкультурных минуток

    Комплекс I (для занятий между партами)

    Первое упражнение - типа «потягивания».

    II. п. - ноги на ширине плеч, руки перед грудью, кисти сжаты в кулаки.

    Выполнение. Руки в стороны-вверх, ладонями вверх, кисти разжать, пальцы выпрямить и развести, одновременно отклоняться назад и потянуться (вдох); руки перед грудью, кисти сжать в кулаки, слегка наклониться вперед (выдох). Темп медленный. Выполнять четыре-шесть раз.

    Второе упражнение - приседания.

    И. п. - основная стойка.

    Выполнение. Подняться на носки, руки к плечам, полусогнутые пальцы ка­саются плеч, локти прижаты к туловищу, присесть на носках, колени развести, спина прямая, руки вперед, ладонями внутрь, кисти сжать в кулаки; встать, подняться па носки, руки к плечам; принять исходное положение. Темп средний. Дыхание не задерживать. Выполнять четыре-шесть раз.

    Третье упражнение - наклоны туловища.

    И. п. - ноги на ширине плеч, руки внизу, кисти сжаты в кулаки.

    Выполнение. Наклониться в левую сторону, левая рука к колену левой ноги, правая вдоль туловища вверх, выпрямиться и принять исходное положение; то же в правую сторону. Темп медленный. Дыхание не задерживать. Выполнять четыре-пять раз в каждую сторону.

    Комплекс 2 (для занятий за партами)

    Первое упражнение - типа «потягивания».

    И. п. - сидеть прямо (крышка парты открыта), ноги на подставке, ступни параллельно, слегка врозь, руки согнуты к плечам, пальцы полусогнуты и каса­ются плеч, локти прижаты к туловищу.

    Выполнение. Отклониться назад, прогнуться в верхней части спины, руки вперх, ладони внутрь, пальцы широко развести, смотреть вверх (вдох); обрат­ным движением принять исходное положение (выдох). Темп медленный. Выпол­нить три-пять раз.

    Второе упражнение -ксесть-встать».

    И. п. - сидеть прямо, ноги на полу, слегка врозь, руки вперед, ладони внутрь.

    Выполнение. Встать, руки за голову, локти на высоте плеч, прогнуться (го­лову слегка отклонить назад); сесть, руки вперед. Темп средний. Дыхание не за­держивать. Выполнять шесть-восемь раз.

    Третье упражнение-повороты туловища.

    И. п. - стоя за партой, ноги на ширине плеч, руки за спниу.

    Выполнение. Поворот туловища в левую сторону; принять исходное поло­жение. Темп средний. Дыхание не задерживать. Выполнять три-четыре раза в каждую сторону.

    Организованное проведение перемен. Перемены должны использоваться для разумного отдыха детей и наиболее эффективной подготовки их к очередному уроку.

    16 Заказ МЬ 6005 241


    И. П. Павлов писал: «...всякая живая работающая система, как и ее отдельные элементы, должна отдыхать, восстановляться. А отдых таких реактивнейших элементов, как корковые клетки, должен в особенности тщательно быть охраняем!» 1 . Это указание подчеркивает необходимость чередования умственной работы де­тей с отдыхом. В условиях школы такое чередование обеспечива­ется переменами между уроками.

    В уставе средней общеобразовательной школы предусмотрена: продолжительность перемен между уроками - 10 минут, большой лер"емены (после второго урока) - 30 минут; вместо одной боль­шой перемены допускаются после второго и третьего уроков пере­мены по 20 минут каждая.

    Учитель с первых дней пребывания детей в школе приучает их к правильному поведению на переменах и создает необходимые условия для активного отдыха. Дети должны хорошо зиатъ, что можно делать на переменах и чего делать нельзя. Для правильного использования перемен учитель должен опираться на помощников из пионерского актива, а в средней школе и на учащихся стар­ших классов, которые, будучи хорошо проинструктированными, умело выполняют свои обязанности. Организованному проведению перемен должны всячески содействовать дежурные учителя. Во время перемен надо обеспечить проветривание классных комнат, организовать активный отдых, питание детей и подготовку их к очередному уроку.

    Желательно, чтобы занятия в классах проходили всегда при условии доступа свежего воздуха.

    Если же такой возможности нет, то на каждой перемене в каждой классной комнате открываются фрамуги, форточки или окна, при этом больший эффект дает сквозное проветривание.

    Дети во время перемены должны быть вне класса. Осенью и весной в хорошую погоду школьникам лучше находиться на от­крытом воздухе, на игровой или спортивной площадке, а в ненаст­ную погоду и в зимнее время - в рекреационных помещениях, ко­торые проветриваются во время уроков.

    Во время больших перемен желательно, чтобы и зимой дети были на открытом воздухе. Для этого в школе организуется выда­ча и прием одежды таким образом, чтобы не менее чем за 3 мину­ты до начала очередного урока все ученики были в классах и в спокойной обстановке готовились бы к урокам. Дежурные во вре­мя перемен могут оставаться в классе, особенно если к предсто­ящему уроку нужно готовить наглядные пособия.

    Активный отдых учащихся на переменах может быть самым разнообразным. Лучше всего, если на переменах дети будут иг­рать, петь хором, декламировать, выполнять различные физичесюге упражнения. При проведении перемен на открытом воздухе

    1 И. П. Павлов. Поли. собр. трудов, т. III. М, Изд-во АН СССР, 1949,


    осенью и весной с учениками организуются подвижные игры, хоро­воды; дети упражняются с мячами, скакалками, обручами, в ходь­бе по бревну^ а лазанье по шесту, канату, лестнице (если есть гим­настический городок) и т. д. Зимой дети могут играть, бросать снежки на дальность и в цель, кататься на санках, расчищать снег на площадке. При проведении перемен в помещении рекомендуют­ся подвижные игры, хороводы, коллективная декламация, пение.

    ь К мероприятиям для организованного проведения перемен предъявляются общепедагогические требования: они должны со­ответствовать возрастным особенностям детей и не должны излиш­не утомлять и возбуждать их.

    Основным руководством в выборе игр, упражнений и спортив­ных развлечений должна являться программа по физической куль­туре. Кроме того, много интересных материалов можно найти в газете «Пионерская правда» и в журналах «Вожатый», «Пионер», «Костер», «Начальная школа», «Физическая культура в школе».

    Выбор игр в значительной степени зависит от места проведе­ния. На пришкольной площадке проводятся игры с большой под­вижностью, а в помещении - более спокойные.

    На переменах могут быть проведены следующие игры: «Кару­сель», «Попрыгунчики-воробушки», «Пустое место», «Второй лиш­ний», «Удочка», «Ручеек», «Мяч соседу», «Зайцы в огороде», «Тре­тий лишний», «У медведя на бору», «Волк во рву», «Шишки, желуди, орехи», «Стой!», «Белые медведи», «Кто летает?», «Горя­чая рука», «Кот я мыши», «Гуси-лебеди», «Совушка», «Бездом­ный заяц», «Колечко», «Обгони мяч», «Мяч среднему», «Подвиж­ная цель», «Мяч в воздухе» и др.

    На переменах дети пользуются полной свободой выбора игр и развлечений (из числа рекомендуемых). Надо, чтобы ученики сами включались в коллективные игры, хороводы, пение, развлечения. Только в этом случае указанные мероприятия на переменах явля­ются средством активного отдыха детей.

    Организованное проведение перемен должно способствовать ук­реплению дисциплины в школе. Чтобы четко и организованно про­вести перемену, надо заранее назначить организаторов игр, де­журных по выдаче и приему инвентаря, установить очередность возвращения в школу после перемены и т. п.

    Подготовка к очередному уроку после перемены сводится к своевременному приходу детей в класс и подготовке к началу урока. Чтобы уроки начинались вовремя, все мероприятия, прово­димые на переменах, заканчиваются за 2-3 минуты до звонка.

    Правильное использование всех организованных мероприятий в режиме учебного дня школы, каковыми являются гимнастика до занятий, физкультурные минутки и четкая организация перемен, значительно улучшит учебно-воспитательную работу школы и бла­готворно отразится на здоровье, физическом развитии и успевае­мости учащихся.


    ГЛАВА VI________________________________________________

    Юлия Кольнова (Тетерукова)
    Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня дошкольника

    Вполне логично, что первой образовательной линией Базового компонента дошкольного образования как Государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС) определена "Личность ребенка", состоящая из двух частей : "Здоровье и физическое развитие" и "Самоотношение".

    Раздел "Здоровье и физическое развитие" указанной образовательной линии, включает такие структурные компоненты содержания : безопасность жизнедеятельности, здоровье и болезнь, гигиена жизнедеятельности, двигательная активность и саморегуляция. Реализация этой части содержания образования имеет целью формирование здоровьесберегающей компетенции ребенка, что заключается в его осведомленности по строению своего тела и гигиеническими навыками по его уходом; своей половой принадлежностью; с продуктами питания; основными показателями собственного здоровья, ценности здоровья для человека. Сюда также входят умение выполнять основные движения и гимнастические упражнения; применять полученные знания, умения и навыки по сохранению здоровья без ущерба как собственному здоровью, так и здоровью других людей.

    Приоритетное направление образовательно-воспитательной работы в ДОУ - организация физкультурно -оздоровительной работы, что органически связана с активной двигательной деятельностью детей и имеет целью обеспечить оптимальное состояние их здоровья, успешное физическое развитие, преодоление гиподинамии, формирование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств и формирование интереса к различным видам двигательной деятельности. Двигаясь, дети познают окружающий мир, учатся любить и целенаправленно действовать в нём. Поэтому очень важно рационально организовать режим

    Эта работа должна направляться на выявление резервов полноценного физического развития детей и формирование основ здорового образа жизни. Для этого система физического воспитания детей обладает богатым арсеналом разнообразных физкультурно -оздоровительных средств. Педагоги должны знать : чем разнообразнее средства воспитательного влияния на детей они будут, тем динамичнее будет ход процесса физического развития дошкольников .

    Для этой работы должны быть привлечены все работники детского сада : заведующая, старший воспитатель, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатели, врач, медсестра.

    В процессе жизнедеятельности детей в дошкольных учебных заведениях используется комплекс разных средств :

    Физические упражнения (гимнастика, игры, элементы спорта и туризма,

    Природная среда (воздух, солнце, вода,

    Гигиенические факторы (режим питания , сна, занятий и отдыха, гигиена одежды и обуви, оборудования и т. д.).

    1. Физкультурно -оздоровительная работа

    К физкультурно -оздоровительной работе можно отнести такие формы : НОД занятия по физической культуре, утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, физкультурные минутки , паузы, закаливающие процедуры.

    Двигательную активность в повседневной жизни обеспечивают подвижные игры, физические упражнения на прогулках, походы за пределы дошкольного заведения (детский туризм, физкультурные праздники и развлечения, самостоятельная двигательная деятельность, дни и недели здоровья, индивидуальная работа по физическому воспитанию.

    *НОД Занятия по физической культуре рассматриваются как целенаправленная и нормированная форма организованной учебно-познавательной деятельности, которая ставит цель - оптимизация двигательного режима , формирование и закрепление двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, предоставление детям специальных знаний по физической культуре.

    *Утренняя гимнастика - обязательная составляющая организации жизнедеятельности детей в дошкольном учебном заведении . Она способствует углублению дыхания, усилению кровообращения, обмену веществ, развитию разных групп мышц, правильной осанке, расторможению нервной системы после сна, вызывает положительные эмоции.

    Главное требование к гимнастике в летний период- проведение ее на свежем воздухе, а зимой - в хорошо проветренном помещении. Для повышения сопротивляемости организма к неблагоприятным климатическим условиям одежда во время выполнения упражнений должна быть легкой.

    Подбор упражнений для комплексов определяется с учетом возрастных возможностей и состояния здоровья детей, а также их индивидуальных особенностей. Упражнения должны быть простые и доступные для выполнения, целесообразно включать бег, ходьбу, прыжки, другие упражнения для разных групп мышц.

    Продолжительность утренней гимнастики : для детей раннего возраста - 4-5 минут, младшего дошкольного возраста - от 6 до 9 минут. Комплексы утренней гимнастики разучиваются на занятиях по физической культуре, действуют 2 недели с усложнением на второй.

    На протяжении года уже знакомые комплексы периодически повторяются, увеличивается нагрузка за счет разнообразия упражнений, повышения интенсивности выполнения.

    *Гимнастика после дневного сна проводится после постепенного подъема детей в спальне, групповых комнатах или зале. Комплекс такой гимнастики включает общие развивающие упражнения на разные мышечные группы с изменением исходных положений и специальные упражнения для формирования стопы и фигуры. Продолжительность от 6 до 9 минут в зависимости от возраста детей.

    *Физкультурные паузы (динамические перемены) проводятся в перерыве между малоподвижными видами деятельности и организованными занятиями с целью снятия утомляемости детей через использование несложных двигательных упражнений. Их продолжительность -5-10 минут.

    *Физкультурные минутки - проводятся во время организованных занятий в виде кратковременных комплексов физических упражнений, что дает возможность уменьшить утомляемость детей и возобновить их трудоспособность для дальнейшей успешной работы. К комплексам физкультурных минуток входит 3-4 упражнения, каждое из которых повторяется 4-6 раз. Их продолжительность 1-2 минуты.

    *Закаливающие процедуры - система мероприятий , направленных на повышение сопротивляемости организма детей, развитие у них способности быстро без ущерба для здоровья приспособиться к изменениям условий окружающей среды.

    В дошкольных учебных заведениях применяется два вида закаливающих мероприятий : ежедневные и специальные. К ежедневным относятся : соответствующий температурный режим , применение широкой аэрации, использование прохладной воды для мытья рук, лица, полоскание рта, горла.

    Специальные закаливающие процедуры - воздушные и солнечные ванны, разнообразные водные процедуры (например : сухое и влажное обтирание тела махровой рукавичкой, обливание ног, тела, сон при открытых окнах и другие. При использовании водных процедур температура воды постепенно снижается согласно установленным нормам.

    Проводятся и другие закаливающие (ходьба босиком по росистой траве, глине, камням, влажному песку другое) и специальные лечебно-профилактические процедуры (фитотерапия, ароматерапия, лечебная физкультура , массаж, физиотерапевтические процедуры другое, которые включаются в систему оздоровления по назначению врача и согласием родителей с учетом индивидуальных показателей состояния здоровья и самочувствия детей.

    Педагоги дошкольного учебного заведения должны побуждать детей к двигательной деятельности, регулировать их активность, поощрять попытки проявления самостоятельности, волевые усилия. При этом важно учитывать двигательный опыт каждого ребенка, присущий им темп, уровень подвижности, природные возможности и способности.

    В рамках подвижного двигательного режима ежедневный объем двигательной активности составляет от 3 часов для детей раннего возраста, 3-4 часа для младшего дошкольного возраста , 4-5 часов - для старших дошкольников .

    2. Формы организации двигательной активности в повседневной жизни

    ПРОГУЛКИ - важная составляющая жизнедеятельности детей. Обязательное условие их проведения - сбалансирование взрослыми программных требований с желаниями воспитанников. Содержание работы в ходе прогулки зависит от погоды, образовательных задач, общей атмосферы в группе, настроения и интересов детей другое.

    Дозированные бег и ходьба на прогулке - один из способов тренировки и совершенствования выносливости, наиболее ценного оздоровительного качества. В начале или конце прогулки рекомендуется выполнить пробежку, например, вокруг здания детского сада (скорость 1-1,2м/с, после чего перейти на ходьбу.

    На прогулке продолжительность упражнений и подвижных игр для детей раннего возраста -20-35 мину, младшего - 35-45 минут, старшего - 45-60 минут. Двигательную активность детей следует снижать в конце прогулки (за 10-15 минут) до ее окончания, чтобы обеспечить спокойный переход к другому режимному моменту .

    ПОДВИЖНЫМ ИГРАМ отводится значительное место во время организации двигательного режима , учитывая ведущую роль игровой деятельности в личностной росте детей. При их подборе учитываются такие показатели : возраст детей, время года, погодные и природные условия, место игр на протяжении дня, наличие необходимого физкультурного оборудования и инвентаря.

    Подвижные игры включаются в разные формы работы с детьми (занятия, праздники, развлечения, походы и другое) после их предварительного разучивания.

    Их проводят во всех возрастных группах ежедневно : во время утреннего приема (одна-две игры малой и средней подвижности, на прогулках (две-три игры малой, средней и большой подвижности, вечером предлагаются одна-две игры средней и малой подвижности. Всего на протяжении дня проводится пять-шесть подвижных игр, а летом - шесть-семь.

    На протяжение дня следует проводить подвижные игры разных видов : сюжетные и бессюжетные, игры соревновательного типа, с элементами спортивных игр (баскетбол, футбол, городки, бадминтон, настольный теннис, хоккей с мячом и шайбой) и спортивных упражнений (езда на велосипеде, катание на санках, коньках, ходьба на лыжах, развлечения (серсо, кольцеброс, кегли) другое. Обучение элементов большинства спортивных игр и упражнений спортивного характера осуществляется на занятиях по физкультуре , а закрепление на прогулках.

    ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ НА прогулках - одно из основных средств физического развития детей. Благодаря им формируются навыки жизненно важных движений (ходьба, бег, прыжки, метание, лазание другое, развиваются физические качества (сила, быстрота, ловкость, выдержка, координация движений, гибкость) .

    Физические упражнения также широко используются в разнообразных организационных формах (утренняя гимнастика, занятия по физкультуре , подвижные игры и т. д.).

    ПОХОДЫ ЗА ПРЕДЕЛЫ ДОШКОЛЬНОГО ЗАВЕДЕНИЯ (ДЕТСКИЙ ТУРИЗМ) проводятся с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста . Воспитатель должен тщательно готовиться к их проведению : продумать маршрут движения и способ передвижения, определить и выучить места остановок и отдыха, учитывая при этом все природные условия для проведения упражнений с усовершенствованием двигательных навыков (наличие ручейков, горок, поваленных деревьев другое) . К месту назначения дети могут идти свободно, группируясь по желаниям; построение парами используется при переходах улиц, шоссе.

    Продолжительность перехода в одну сторону (от дошкольного заведения до конечной остановки) составляет для детей 4 года жизни 15-20 минут, пятого года жизни -20-25минут, шестого года - 25-30минут.

    Во время переходов используются упражнения с основных движений, подвижные игры с использованием мелких физкультурных снарядов и природных условий, а также предусматривается проведение наблюдений в природе и окружающей действительности, элементарные беседы, краткие рассказы природоведческого, экологического направления, дидактические игры другое. Нельзя подменять походы за пределы дошкольного заведения целевыми прогулками и экскурсиями - они занимают самостоятельное место в образовательном процессе как форма ознакомления детей с природным, предметным и социальным окружением. Основная цель детского туризма в условиях дошкольного заведения - оздоровление детей, предупреждение гиподинамии, оптимизация двигательного режима , усовершенствование двигательных навыков.

    ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ ПРАЗДНИКИ проводятся дважды на год, начиная с младшего дошкольного возраста . Оптимальная продолжительность мероприятия для детей этого возраста - 40-50минут, для старшего возраста - 50-60минут. Физкультурные праздники организовываются в первой или во второй половине дня, в музыкальном или физкультурном зале , на площадке, в бассейне и другое. Если праздники проводятся в помещении, необходимо позаботиться об организации полноценной прогулки в этот день.

    ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ проводятся, начиная с раннего возраста (3-ий год жизни) один-два в месяц, как правило, во второй половине дня. Продолжительность физкультурных развлечений для детей раннего возраста - 15-20минут, младшего - 20-30минут, старшего возраста - 35-40минут. Местом их проведения может быть физкультурный или музыкальный зал , групповая комната, физкультурная или игровая площадка, лесная или парковая лужайка, берег водоема и другое. Обязательным должно быть участие каждого ребенка в развлечении.

    ДНИ ЗДОРОВЬЯ организовываются один раз в месяц, начиная с 3-его года жизни. Этот день насыщен разнообразными формами : закаливание и лечебно-профилактическими процедурами, детский туризм, физкультурные праздники или развлечения, подвижные игры на прогулках физкультурные занятия другое . Большинство из них желательно проводить на свежем воздухе.

    В день здоровья вся образовательная работа связывается с темой здоровья и здорового образа жизни (беседы, чтения художественной литературы, игровая, познавательная, трудовая, самостоятельная художественная деятельность, др.). Программа дня здоровья предусматривает как общие для всего дошкольного заведения , так и рассчитанные на отдельную возрастную группу.

    НЕДЕЛИ ФИЗКУЛЬТУРЫ организовываются также как и дни здоровья, проводятся ежеквартально. Программа рассчитана на несколько дней.

    САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ как форма организации двигательного режима проводится с детьми ежедневно во время утреннего приема, дневной и вечерней прогулки, другое. Она может разворачиваться как в помещении, так и на площадке. Организовывая самостоятельную двигательную деятельность, следует учитывать индивидуальные особенности здоровья и физическое развитие, функциональное возможности организма конкретного ребенка.

    Необходимые условия : систематическая предварительная работа с детьми с целью формирования у них необходимого двигательного опыта, учет уровня физической подготовки, осведомленности о технике выполнения движений, правил подвижных игр и способов взаимодействия между участниками, назначение и использование физкультурного и спортивного инвентаря, оборудование, другое; создание предметного окружения, которое бы привлекало детей к подвижной деятельности, конкретизировало ее содержание, обеспечивало динамическое изменение самостоятельных занятий упражнениями и играми в зависимости от интереса, желаний, замыслов воспитанников. Целесообразно периодически изменять предложенный набор оборудования и инвентарь, вносить новые компоненты в предметное окружение, обеспечить детям возможность свободного доступа к выбранным предметам и использование их в самостоятельной двигательной деятельности, не мешая другим детям.

    ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ проводится в свободное время, отведенное для самостоятельной деятельности детей, индивидуально или подгруппами по двое-четверо детей. Цель - ознакомление, углубленное разучивание или закрепление навыков их выполнения, удаление отставаний в развитии физических качеств. Учитывая состояние здоровья, физическое развитие, подготовленность и интересы детей, педагог определяет цель индивидуальной работы, подбор необходимого оборудования, инвентаря.

    Таким образом, создание здорового образа жизни для ребёнка в ДОУ является первоосновой его полноценного воспитания и развития. В дошкольном возрасте происходит бурное развитие организма ребенка. У него активно формируется нервная, костно-мышечная системы, совершенствуется дыхательный аппарат. В этот период закладываются основы хорошего здоровья и полноценного физического развития. Здоровый образ жизни предполагает приобщение детей к двигательной культуре через целенаправленное физическое воспитание. Двигаясь, дети познают окружающий мир, учатся любить и целенаправленно действовать в нём. Движения - первые истоки смелости, выносливости, решительности маленького человека.

    Поэтому очень важно рационально организовать режим в детском саду для того, чтобы дети как можно больше находились в движении.