История возникновения айкидо. Айкидо, что это за вид спорта и кому он подходит

Айкидо является одним из видов традиционного будо (Путь боевых искусств), появившегося в Японии в прошлом веке. Дословный перевод с японского означает Путь (До) Гармонии (Ай) с Жизненной Энергией (Ки). Несмотря на тесную связь с другими более древними видами боевых искусств, айкидо имеет ярко выраженные отличительные особенности как в техническом, так и в философском аспектах. Это система самообороны с сугубо оборонительной направленностью. Её глубокая философия, в основе которой лежит принцип всеобщей гармонии и отсутствие состязательности позволяет заниматься этим видом будо людям любого возраста, пола и с различными физическими возможностями.

Основатель айкидо О’Сэнсей Морихей Уесиба родился 14 декабря 1883 года в Танабэ, провинции Кии (ныне - префектура Вакаяма) в семье мелкого землевладельца.

В юные годы склонный к болезням Уесиба по наставлению отца начал заниматься сумо и плаванием; в это время он начинает проявлять интерес к боевым искусствам. Желание быть первым во всём и огромное трудолюбие позволяло будущему основателю айкидо добиваться поставленных целей. Окончив школу и колледж, молодой Уесиба сначала поступает на службу в налоговое управление, а в 1901 году переезжает в Токио, где изучает торговое дело и открывает в квартале Асакуса собственный магазин «Уесиба Сонай». Его интерес к будо растет и он тратит все свободное время на обучение Кито-рю дзюдзюцу под руководством Токусабуро Тодзава, а также кэн-дзюцу в додзё Синкагэ-рю. Однако, вскоре он серьёзно заболевает и вынужден возвратиться в Танабэ. Мысль о необходимости укрепления здоровья н оставляет его и, едва оправившись от своего недуга, он возобновляет тренировки, безжалостно увеличивая нагрузки. В результате к 20-ти годам он уже обладает незаурядными физическими данными, несмотря на свой небольшой рост (всего 152 см). Но чисто физическое превосходство не удовлетворяет Уесибу и он отправляется в Сакай к известному мастеруНакаи Масакацу изучать Ягъю-рю дзюдзюцу: полученные им в ту пору навыки отразились впоследствии в движениях айкидо.

В 1903 году Уесиба вступает добровольцем в пехотный полк, который вскоре был направлен в Манчжурию. Доблесть и мужество Уесибы в период боевых действий были высоко оценены командованием и ему присваивается чин сержанта. Незадолго до мобилизации Уесиба получает предложение поступить в военную академию, однако он решительно отказывается от продолжения военной карьеры. Возвратившись на родину Уесиба возобновляет тренировки и в 1908 году он получает диплом школы Ягъю-рю дзюдзюцу.

В 1910 году японское правительство приступает к проекту массового заселения острова Хоккайдо. Уесибу привлекает перспектива попробовать свои силы на новой территории, и он возглавляет группу энтузиастов. Состоящую из 55 семей, которая весной 1911 года начинает возделывать земли вокруг Сиротаки, провинции Китами.

В феврале 1915 года Уесиба повстречал известного мастера Дайто-рю дзюдзюцу Сокаку Такеда, который согласился обучать его своему искусству. Спустя некоторое время, Такеда переезжает к своему ученику. Уесиба построил дом для своего учителя и всецело заботился о нём, влючая приготовление пищи и ванны, что не исключало отдельной оплаты за обучение, составляющей от 300 до 500 йен за каждый новый приём. Будущий основатель айкидо отдает все силы (равно как и деньги) учёбе и, прозанимавшись непосредственно с Такедой в общей сложности не более 100 дней получает в 1916 году заветный диплом Дайто-рю. Этот сравнительно недолгий период его жизни самым непосредственным образом связан с созданием современного айкидо.

В ноябре 1919 Уесиба получает известие о тяжелой болезни отца и, оставив всё своё имущество учителю Такеда, отправляется на родину. По дороге он знакомится с Преподобным Онисабуро Дегути, главой синтоистской секты Омотокё, который впоследствии становится его духовным наставником.

В1924 году Дегути с учениками предпринимает попытку осуществить свою заветную мечту - создать в Монголии Царство Мира и Справедливости на основе новых религиозных течений. Но благородная миссия Дегути потерпела крах и её участники, перенёсшие немало лишений и неоднократно оказывавшиеся на волосок от смерти, спаслись только благодаря вмешательству японского правительства.

Возвратившись летом 1925 года в Аябе, Уесиба вновь посвящает себя упорным тренировкам, пытаясь проникнуть в сущность будо. В процессе этого поиска он осознал, что духовное начало свойственно всем японским боевым искусствам, однако, нигде оно не развито до такой степени, чтобы нести в себе любовь к человечеству. Положив в основу философии нового будо понятие Всеобщей Любви и Гармонии, Уесиба завершил в общих чертах построение системы духовного, физического и нравственного совершенствования личности, которую он позже назовёт айкидо.

Начиная со второй половины 20-х годов известность Уесибы как учителя растёт и в 1926 году он создаёт новое направление будо, которое называет «Путь айки». В 1927 году по приглашению одного из своих покровителей адмирала Такеситы, он переезжает с семьей в Токио, где начинает обучать искусству айкидо военную элиту и представителей знати. Весной 1931 года завершилось строительство нового додзё в Уситоме (ныне Синдзюку) Вакаматсу-чо, которое получило название «Кобукан». В то время число постоянно живущих в школе учеников Уесибы (утидеси) не превышало нескольких десятков человек. Все они проходили безжалостный отбор и обладали незаурядными физическими данными, однако даже им с трудом удавалось выдерживать тренировочные нагрузки и место их занятий вскоре стало известно как «Адское додзё в Уситоме». Это годы расцвета айкидо: имя учителя Уесибы пользуется высоким авторитетом в сфере будо, его искусство общепризнанно, число занимающихся и филиалов растёт. В 1940-ом додзё получает официальный статус.

С началом Второй Мировой, большинство талантливых учеников Уесибы призвано в армию и деятельность Кобукана замирает. Учителю претит сама мысль об использовании айкидо в милитаристских целях и в 1941 году он удаляется в Ивама, префектура Ибараки, где открывает додзё под открытым небом. Всё время он уделяет занятиям будо и земледелию. Тренировки в Токийском додзё ведёт его сын Киссемару Уесиба. Именно в это время название «айкидо» начинает использоваться официально.

Поражение и оккупация Японии принесли с собой запрет на занятия любыми видами будо и лишь в 1948-ом организация айкидо возобновляет свою деятельность, получив новое название - Айкикай. В том же году она получает официальное признание Министерства просвещения Японии в качестве Дзайдан Ходзин (общественно полезная школа). Приблизительно с 1955 года Уесиба начинает преподавать айкидо за границей, хотя уже до этого некоторые его ученики уже смогли познакомить с этим искусством мир. (В 1951 г. - Минору Мотидзуки во Франции, Тадаси Абэ в Европе и Коити Тохеи на Гавайях.) Начиная с 1956 г. утидеси Хомбу Додзё официально направляются преподавать айкидо в различные страны мира: Ёсимитцу Ямада - в США, Сейти Сугано в Австралию, а позже в Бельгию, Масамити Норо и Нобуёси Тамура - во Францию, Кадзуо Тиба - в Великобританию, а потом в США, Митсунари Канаи - в США. В 1963 г. впервые за границу выехал Киссемару Уесиба.

В период с 1960 по 1964 годы Морихеи Уесиба награждается почётными орденами как основатель айкидо. Скончался он на 86-ом году жизни 26 апреля 1969 года.

Составлено по материалам Кристиана Тиссье (Айкидо. Основной курс., Седирен, Болонья.1982 г) и Киссемару Уесиба (Айкидо., Ходзанья, Токио, 1985 г.)

Айкидо относится к традиционным будо. Название состоит из трёх иероглифов, имеющих следующее значение:

Ай (яп. 合) - 1. подходить для чего-либо; 2. совпадать, согласовываться; 3. быть правильным; 4. Гармония, единение.
Ки (яп. 気) - энергия духа, жизненная энергия, дыхание, движение пара (кит. ци);
До (яп. 道) - дорога, путь, метод.

Традиционное Айкидо - современное восточное единоборство. Оно было развито от традиционных воинских искусств O-сенсеем Морихеем Уесиба (родился 14 декабря 1883 г., умер 26 апреля 1969 г.). Уесиба, рожденный в Taнабе (теперь префектура Вакаяма в Японии), постепенно стал одним из самых больших мастеров в военных искусствах его времени. На него особенно повлияло и вдохновило Дайто рю Айки джиу-джитсу мастера Сокаку Такеда. Это военное искусство стало технической основой Айкидо O-сенсея. Другое большое влияние на Уесибу было оказано человеком по имени Онисабуро Дегучи. Это был духовный лидер Oмото-кио, группы людей, занимающихся Синтоизмом. Именно через Oнисабуро и его духовное обучение O-сенсей нашел основу для развития "aiki"- создание гармонии между физическим и духовным в Айкидо и в жизни. Исходя из своего обширного опыта, O-сенсей создавал Budo, которое он наконец назвал Айкидо. Хотя Айкидо - недавно развитое военное искусство, это искусство, основанное на твердых, проверенных и испытанных принципах, как для техники без оружия, так и с оружием.

Айкидо прошло различные стадии после собственного развития Уесибы: от Дайто рю - базовой техники 1930-ых - к Айкидо, каким мы знаем его сегодня. Хонбу Додзё было основано в 1927 г. в Токио, но когда началась Вторая Мировая Война, Уесиба переехал в деревню Ивама, к северу от Токио в префектуре Ибараки. Он неоднократно говорил, что Ивама была местом, где его Айкидо было систематизировано и усовершенствовано.

И именно в Ивама Доджо он завершил создание и преподавал базовые и продвинутые формы техники с пустыми руками. Также это было единственное место, где Уесиба регулярно и систематически преподавал технику с оружием, которую он развил как неотъемлимую часть искусства Айкидо. Таким образом Айкидо О-сенсея состоит из трёх переплетающихся дисциплин: ken (меч), jou (палка) и taijutsu.

Пять принципов айкидо, сформулированные Основателем:
  1. Айкидо - это путь, который вечно объединяет все пути Вселенной; это Универсальный Разум, который содержит все и все объединяет.
  2. Айкидо - это истина, которой учит Вселенная и которая должна применяться к нашим жизням на Земле.
  3. Айкидо - это принцип и путь, который объединяет человечество с Универсальным Сознанием.
  4. Айкидо придет к своему завершению, когда каждый, кто следовал своему истинному пути, станет одним целым со Вселенной.
  5. Айкидо - это путь силы и сострадания, который ведет к бесконечному совершенству и вечно растущей славе Бога.

Период Кобукан Додзё (Часть I)

В апреле 1931 года Морихей Уесиба, основатель айкидо, открыл в районе Синдзуки в Токио частное додзё под названием «Кобукан». Более чем на десять лет оно стало центром всей деятельности Основателя и местом, с которым связывают рождение айкидо, духовного воинского искусства Японии...

Период Кобукан Додзё (Часть II)

В первой части мы видели, какое драматическое влияние оказали на жизнь и психологическое состояние Морихея Уесиба Второй Инцидент Омото и его последствия. Он не мог больше встречаться со многими людьми, с которыми у него за предшествующие 15 лет установились хорошие связи, поскольку японское правительство преследовало членов сообщества Омото. Некоторое время Морихей скрывался в доме начальника полиции Сонезаки, и только затем смог вернуться к обычной жизни и тренировкам...

Истоки айкидо

По мнению некоторых исследователей, предшествовавшее Айкидо комплексное боевое искусство Айкидзюдзюцу было основано шестым сыном императора Сэйва (850-880), принцем Тэйдзюном и через сына последнего, Цунэмото, стало достоянием могущест-венного самурайского клана Минамото...

Возникновение айкидо и его место среди боевых искусств мира. Часть 6

Возникновение айкидо и его место среди боевых искусств мира. Часть 5

Возникновение айкидо и его место среди боевых искусств мира. Часть 4

Возникновение айкидо и его место среди боевых искусств мира. Часть 3

Возникновение айкидо и его место среди боевых искусств мира. Часть 2

Возникновение айкидо и его место среди боевых искусств мира. Часть 1

Хронология айкидо

История развития айкидо с момента рождения О-сэнсэя до конца ХХ века.

Ивама: место рождения айкидо

Спроси любого айкидоку, кто является основателем айкидо, и даже новичок без особого труда сможет назвать имя Морихея Уэсибы. По-видимому, это можно объяснить тем, что фотография Основателя висит на видном месте практически в каждом додзё по всему миру, да и в разговорах имя учителя упоминается достаточно часто. Но если не останавливаться на первом вопросе, а продолжать спрашивать дальше: когда и где Уесиба развивал и совершенствовал свое искусство - то даже среди опытных айкидок мало кто сможет дать точный ответ.

В сентябре 1989 г. в Ленинград приехала делегация Копенгагенского Айкидо клуба, ученики Сайто - сенсея: Итан Вейсгард (3 дан), Кит (3 дан), Ян Стеффенсен (2 дан), Ларс Ландберг (2 дан). Был проведен двухнедельный семинар. А в октябре того же года был организован клуб Айкидо "Такемусу Айки". С этого момента и начинается история Такемусу Айкидо России.

МЕАФА

Международная Евро-Азиатская Федерация Айкидо (МЕАФА) является основанным на членстве некоммерческим общественным объединением, созданным для защиты общих интересов и достижения уставных целей и задач, направленных на развитие и популяризацию айкидо.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. С именем Морихея Уэсибы связано много легенд, и для одних он является великим мастером боевых искусств, а для других духовным учителем и мистиком. Многие восхищаются созданной им системой единоборств, названной айкидо Айкикай (далее айкидо). Но мало кто знает о том, что становление айкидо связано с деятельностью не только различных школ бу-дзюцу (боевых искусств), но и с традиционной для Японии религией -- синтоизмом. В данной работе мы рассмотрим преемственность учения Морихея Уэсибы от религиозной секты Омото-кё.

Актуальность данной работы заключается в использовании методологии, не применявшейся ранее для изучения этого вопроса. Данная методология позволяет проследить взаимосвязь и степень влияния Омото-кё, на религиозные воззрения Уэсибы в формировании айкидо.

Степень научной разработанности. Несмотря на свою актуальность, данная проблема остается малоизученной. На русском языке исследований, имеющих степень научной разработанности в данном вопросе, не существует. Из переведенных работ можно выделить работу описывающего принципы айкидо и биографию Морихея Уэсибы написанную.

Цель: данной работы является, рассмотрение религиозно-философских концепций, повлиявших на формирование айкидо.

Для достижения поставленной в курсовой работе цели нами решались следующие задачи:

исследование истории возникновения и развития айкидо;

выявление религиозного фактора формирования айкидо;

анализ основных религиозно-философских концепций айкидо.

Объект и предмет: Объектом исследования является айкидо, а предметом религиозно-философские основания айкидо.

В исследовании мы применили методологию герменевтического анализа текстов Морихея Уэсибы и историко-философского анализа развития учения айкидо, позволяющую проследить взаимосвязь айкидо с религиозной сектой Омото-кё. В работе были также применены методы: анализа, синтеза и исторической реконструкции.

Новизна и практическая значимость:

На данный момент на русском языке не существует исследовательских работ, посвященных данному вопросу. Все работы, которые имеются, являются либо критикой со стороны представителей других единоборств, либо работами последователей самого Морихея Уэсибы. Кроме того, религиоведческий взгляд ранее не применялся в области изучения айкидо.

Структура курсовой работы. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка источников и литературы:

В первой главе мы рассмотрим историю возникновения и развития айкидо.

Во второй главе мы будем рассматривать религиозный фактор, участвующий в формировании айкидо.

Третья глава посвящена рассмотрению основным религиозно-философским концепциям айкидо.

:ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ АЙКИДО

Биографию основателя айкидо можно назвать, пожалуй, классическим жизнеописанием мастера боевых искусств Японии. И жизненный путь Уэсибы превратился в традиционное описание японского эпического героя. Его образ заключает в себе всё, что ценит душа современного японца: физически слабый в детстве, и непобедимый в зрелости, патриот, безжалостный к врагам Японии, участник войны, религиозный философ и мистик.

Морихей Уэсиба родился 14 декабря 1883 г. и, следовательно, принадлежал к когорте «детей эпохи императора Мейдзи». В чем-то биография Уэсибы схожа с жизнью основателя дзюдо, Дзигаро Кано. Так же как и Кано, Уэсиба принадлежал к некогда знатному, но полностью разорившемуся самурайскому роду. Его прадед служил в личной гвардии сёгуна (военный правитель государства). Отец будущего основателя айкидо долгое время был профессиональным инструктором боевых искусств и даже обучал личную гвардию даймё (высшего военного сословия) из провинции Кии. Его положение было весьма прочным, а место -- доходным, но реставрация императора Мейдзи, лишившая самураев их статуса, полностью разорила и семью Уэсибы. Древний род пришел в упадок. Единственное, что смог оставить отец Морихея, - самурайскую гордость и понятие воинской чести. Получив хорошее воспитание, приобретя тягу к классической поэзии и живописи, Морихей к несчастью для него, был беден.

В классической биографии Уэсибы рассказывается, что юный Морихей был чрезвычайно слаб и болезнен. Нередко он подвергался насмешкам сверстников, а иногда его просто сильно колотили. Родители отдали его сначала в школу сумо (национальной борьбы), а затем и плавания, которое в то время считалось самурайским искусством. Плавать Уэсиба научился быстро, а вот сумо оказалось непосильным для него. Естественно, не все школы сумо воспитывали таких гигантов, каких мы видим сегодня, но даже минимальный вес борца в 70кг долгое время оказывался недостижимым для субтильного Уэсибы.

В 1901 г. восемнадцатилетний Уэсиба приезжает в Токио, и пробует себя в различных видах бизнеса и открывает своё торговое дело. Но, похоже, что некая детская обида продолжает жить в нём, Уэсиба всё больше времени посвящает себя занятиям будо. Ещё в Вакаяме он приобщился к дзю-дзюцу (традиционному рукопашному бою), считая, что человеку с его телосложением легче будет добиться успеха именно в этом направление, нежели в сумо. Уэсиба оказался прав: успехи его были столь значительны, что заставляли удивляться даже его учителей. Морихей стал быстро набирать мышечную массу, и вскоре при росте 155 см. он весил уже 74 кг. Теперь это был уже не щуплый юноша, но невысокий атлет с могучим торсом.

Дела в бизнесе у Уэсибы шли неплохо, радовался он и своим успехам в боевых искусствах, но тут он неожиданно и серьезно заболел. Фактически его лечащий врач считал, что Уэсиба находится при смерти, и, возможно лишь прекрасная физическая подготовка позволила ему вернуться к жизни. Из-за своего ослабленного состояния дела в своей торговой конторе он совсем запустил и как предприниматель Уэсиба потерпел крах. Болезнь и банкротство заставили его вернуться в родительское гнездо в Вакаяме.

Там его здоровье быстро восстанавливается; Уэсиба вновь полон сил и энергии, но Токио со своими жесткими законами не очень привлекают его. В бизнес возвращаться ему не хотелось, и тут Морихея овладевает новая идея, которую разделяли многие бывшие самураи. Место воина в армии, решает Уэсиба. Там он вскоре становится инструктором рукопашного боя, а затем с большим энтузиазмом участвует в русско-японской войне. Первые навыки реального боя будущий создатель айкидо оттачивал именно на русских, а судя по тому, что он выжил и даже был награждён за отвагу, делал это Уэсиба весьма неплохо.

Домой он возвращается со славой, но его подстерегает новая болезнь, на этот раз энцефалит. Вновь Уэсиба сражается один на один со смертью и выходит победителем, но испытание не проходит даром - что-то изменилось в его душе. Теперь он не ищет новые приёмы. Теперь Уэсибу влечет другое -- неизведанная глубина в самом человеке, та, что порой открывается нам в процессе занятий боевыми искусствами. Занятия дзю-дзюцу стали для Уэсибы не просто изучением приёмов, но мучительным поиском откровения, отклика Пути внутри себя. Циркуляция потоков внутренней энергии «ки», методы её концентрации и управления -- вот что теперь интересует Уэсибу.

В поисках духовного откровения Уэсиба приходит к старому наставнику дзю-дзюцу Такаги Киэти, который позже познакомит его с Таэда Сокаку -- великим учителем школы Дайто-рю айки-дзюцу. Именно эта встреча и стала переломным моментом в жизни Уэсибы. Он обрёл не столько учителя, сколько идею -- идею гармонии мира, равновесия, которая лежит в основе столь жестоких и опасных боевых искусств.

Именно здесь Уэсиба знакомится с мистическим понятием «айки», которое позже стало основой его собственной системы боевых искусств. Практически всю теорию будущего айкидо, равно как и его название, Уэсиба выносит из школы Дайто-рю, которая поразила его. С такой гармоничной теорией сочетания духовного и практического ему пришлось столкнуться впервые.

Форма проведения приемов всегда выражает некую внутреннюю сущность системы единоборства. Если рассматривать боевые искусства Японии, то на примере прямолинейных, резких движений каратэ-до видно, что они носят явно агрессивный характер, а приемы дзюдо или айкидо воплощают переход податливости и мягкости во всесокрушающую силу. Истинный боец обучается не столько приемам, сколько их внутренней сущности; а следовательно, и его характер может измениться под воздействием того стиля боевых искусств, которому он отдает долгие годы. Он может стать прямолинейным, напористым и агрессивным, может приобрести хитрость и уступчивость, из которой возникает скрытая атака, а может и научиться мягко, ускользать от любого столкновения, побеждая противника не за счет своей силы, но именно за счет агрессивного напора.

Лишь в одной школе Уэсиба встретил тот арсенал приёмов, который кажется, искал всю жизнь. Некогда полузакрытая школа Дайто-рю, в ту пору раскинула свои филиалы почти по всей Японии и широко принимала всех желающих. Но по-прежнему над этой школой витал дух таинственности. Именно из Дайто-рю айки-бу-дзюцу и вышло айкидо.

Что же оно собой представляло Прежде всего, многими своими чертами, например бросками по круговой траектории и заломами лучезапястных суставов противника, Дайто-рю напоминает современное айкидо, но значительно жестче. Так как считалось, что ни один элемент не должен носить показной характер, чего, по мнению некоторых в изобилии сейчас в айкидо. Школа айки-дзюцу была престижной, но полузакрытой, только для самураев. Уэсиба уже не застал чисто традиционного обучения, когда учитель передавал воспитаннику учение «от сердца к сердцу». Теперь всё было по-другому. Уэсиба вынужден был платить за каждый приём, по 300-500 иен, выполняя ещё и домашнюю работу в доме учителя. А обучался он около пяти лет. Правда, из пяти этих лет собственно занятиями было посвящено чуть более трёх месяцев. Сам Уэсиба неоднократно упоминал этот факт, то ли как свидетельство своих уникальных способностей, то ли как скрытый упрёк своему учителю, далёко не лишенному корысти.

Обучение айки-дзюцу было строго кодифицировано и строилось по «кустовому методу». В основе такого «куста» лежал простейший приём -- фактически базовый принцип, который более усложнялся. Ценилась не только прикладная значимость приёма, но и его красота, изящество, даже замысловатость. Базовые приёмы неимоверно разрастались, переходя в чисто показные элементы. Уэсиба в таком будо нашел именно то, что его волновало: и красивую технику, и философские рассуждения о гармонии в мире, и методы управления «ки». Чисто боевые аспекты дзю-дзюцу теперь его мало интересовали.

В 1916 г., в возрасте 33 лет Уэсиба покидает школу айки-дзюцу с дипломом от мастера Такэды Сокаку и, возвратившись в Вакаяму, встречает своего будущего духовного наставника, синтоиста Дэгути Онисабуро, лидера секты Омото-кё. Встреча с ним предрешила всю дальнейшею жизнь будущего создателя айкидо. Уэсиба уже подошел к той грани, когда чисто боевые аспекты будо перестали удовлетворять его. Он искал истину, стремился заглянуть в самую суть человека -- война. Уэсиба не раз слышал истории о великих самураях, которые, достигнув уникального мастерства, удалялись от людей в горы и там достигали просветления.

Морихей чувствовал, что что-то начало приоткрываться во время его обучения айки-дзюцу у Такэды Сокаку. Сам принцип достижения гармонии «ки» в процессе отработки приёмов был ему близок и понятен и понимал, что это его путь. Но безусловная коммерциализация школы мешала ему. Его душе требовался настоящий учитель, духовный, передающий Истину, а не приёмы.

О существовании Дэгути Онисабуро, Уэсибе поведал один из его товарищей. В то время Онисабуро только начал преподавание в горном местности Аябэ, вблизи от города Киото. Он проповедовал некое «Учение о Великой основе» -- Омото-кё, которое немногим отличалось от классического синтоизма. Вместе со своим новым учителем и ещё несколькими последователями, Уэсиба проводит в Аябэ в медитациях и духовных беседах около четырёх лет.

Дэгути учил, что ответ воина должен быть всегда пропорционален нападению. В древности самурай мог убить такого же, как он, самурая за небрежный кивок, за неправильно вложенный в ножны меч, а простолюдин вообще мог лишиться головы без всякой причины. Дэгути Онисабуро же привил Уэсибе другой подход: сопротивление злу должно быть адекватным нападению. Эта мысль и стала основной в идеологии айкидо.

В 1922 г. Морихей объявляет об открытии собственной школы, которую он тогда ещё традиционно именовал айки-бу-дзюцу. Для этого, по существующей традиции, он получил разрешение у своего наставника Такэды Сокаку. Но без ведома последнего, начал трансформацию технического арсенала Дайто-рю, что в свою очередь, конечно же являлось нарушением неписаного кодекса чести. Весь арсенал будущего айкидо был направлен именно на защиту, а не нападение; практически все приёмы можно было применить лишь тогда, когда противник напал первым. Удары рассматривались лишь в качестве вспомогательных элементов. А после бросков обычно следовал залом руки в лучезапястном, локтевом или плечевом суставах. В результате чего противник не мог продолжать бой, но никакой травмы при этом не получал. Так, постепенно начал прослеживаться принцип гуманности в айкидо.

Находясь под контролем своего духовного отца, Уэсиба в 1934 г, вместе с Дэгути отправляется в Маньчжурию с целью создания там отделения секты Омото-кё. Миссионеры развернули весьма активную деятельность, но несмотря на их старания и, в связи со сложившейся политической обстановкой на территории Маньчжурии, они были вынуждены в скором времени вернуться в Японию. Лично для Морихея это путешествие открыли новый этап в его организационной деятельности, и он попадает в высшие военные и правительственные круги. Тем самым ему открылся путь вверх по иерархической лестнице государственных структур. И Уэсиба смог воспользоваться уникальной возможностью для пропаганды своих религиозных идей и собственной боевой системы.

В 1939 г. Уэсиба открывает первую официальную школу айкидо. Располагалась она при небольшом синтоистском храме Ивами, который в наше время превратился в религиозный, духовный и боевой центр айкидо. А спустя два года резко расширяет самостоятельное преподавание боевых искусств и меняет традиционное название айки-будо на айкидо. Обретя, после смерти своего учителя Такэды полную самостоятельность, Уэсиба пользовался огромной популярностью среди мастеров боевых искусств, полиции и армии. Но постепенно такие занятия перестали его удовлетворять и, оставив преподавание в военных и полицейских организациях, Уэсиба занялся только своими учениками и религиозной практикой.

Находясь в постоянных духовных поисках, Уэсибу периодически посещает сатори (просветление). Из религиозной практики синтоистов видно, что далеко не всегда пришедшее озарение бывает окончательным. Оно могло оказаться и одномоментным, но опыт этого переживания сохраняется на всю жизнь. Либо как в случае с основателем айкидо, возникать неоднократно и с возрастающей силой. В частности Морихею Уэсибе по его словам, посчастливилось пережить такой мистический опыт трижды. После одного из такого сатори, Уэсиба добровольно вместе с небольшой группой близких учеников, удаляется в горы и селится в маленькой деревушке префектуры Ибараки. Где проводят несколько лет в тренировках, медитациях, сложных ритуалах общениях с духами и длительных церемониалах. Можно сказать, айкидо в ту пору, существовало только в качестве закрытой мистической секты.

Из своего добровольного заточения в горах Уэсиба выходит лишь после окончания второй мировой войны, переселяясь с ближайшими учениками в Токио. Он решает, что его цель объяснить людям духовную истину айкидо, причем не, только японцам, но и всему миру. Уэсиба ощущает себя проповедником, духовным наставником, который посредством боевых искусств учит людей гармонии и разъясняет им суетность этого мира.

В том айкидо, которое создавал Уэсиба, существовало немало ритуалов поклонения духам, сложных синтоистских обрядов и мистерий. Но основатель айкидо прекрасно понимал, что чисто духовная, полузакрытая сектантская проповедь уже не устроит современных японцев, всё больше контактирующих с западной цивилизацией. И Уэсиба создаёт первый массовый клуб айкидо, который открывает свои двери для всех желающих. А вскоре, в 1948 г., создаёт и ассоциацию Айкикай. Наибольший рост популярности айкидо пришелся на 50-60-е гг. В июле многие высшие награды японского фестиваля боевых искусств завоевали представители не каратэ, как ожидали многие, а айкидо. Открылось много университетских клубов, принявших тысячи студентов и простых слушателей.

Сам Уэсиба держался особняком от мирских дел, и фактическое руководство доверил своему сыну Кисэмару Уэсибе. Единственное, чего требовал Морихей, -- сохранения строгой иерархии и соподчинения, что в принципе сохраняется и до сих пор. Во всём мире официальные национальные организации айкидо существуют исключительно как филиалы Айкикая и создаются с его согласия. Остальные, либо считаются «неофициальными» и стоящими вне истинной традиции айкидо, либо являются создателями собственных стилей, но с разрешения Айкикая.

Последний период своей жизни Уэсиба провел, в префектуре Ибараки, где им был построен синтоистский храм айки. И где со слов своих учеников, в конце жизни Уэсиба активно общался с духами, считая, что они принимают участие в создании айкидо. Основатель айкидо ушел из жизни 26 апреля 1969 г., но его последователи считают, что он превратился в одного из духов -- хранителей или по другому, ками.

Итак, несложно сделать вывод: Уэсиба основал не столько школу боевых искусств, сколько религиозную секту, а точнее -- продолжил традицию Омото-кё. Не случайно его ученики вспоминают, что все лекции Уэсиба базировались на классических текстах Омото-кё. Сам же его образ как носителя «Истинного будо» канонизировался еще при жизни. И Морихей Уэсиба превратился в живое воплощение айкидо, точнее -- его мистического аспекта.

Айкидо является одним из видов традиционного будо (Путь боевых искусств), появившегося в Японии в прошлом веке. Дословный перевод с японского означает Путь (До) Гармонии (Ай) с Жизненной Энергией (Ки). Несмотря на тесную связь с другими более древними видами боевых искусств, айкидо имеет ярко выраженные отличительные особенности как в техническом, так и в философском аспектах. Это система самообороны с сугубо оборонительной направленностью. Её глубокая философия, в основе которой лежит принцип всеобщей гармонии и отсутствие состязательности позволяет заниматься этим видом будо людям любого возраста, пола и с различными физическими возможностями.

Основатель айкидо О’Сэнсей Морихей Уесиба родился 14 декабря 1883 года в Танабэ, провинции Кии (ныне - префектура Вакаяма) в семье мелкого землевладельца.

В юные годы склонный к болезням Уесиба по наставлению отца начал заниматься сумо и плаванием; в это время он начинает проявлять интерес к боевым искусствам. Желание быть первым во всём и огромное трудолюбие позволяло будущему основателю айкидо добиваться поставленных целей. Окончив школу и колледж, молодой Уесиба сначала поступает на службу в налоговое управление, а в 1901 году переезжает в Токио, где изучает торговое дело и открывает в квартале Асакуса собственный магазин «Уесиба Сонай». Его интерес к будо растет и он тратит все свободное время на обучение Кито-рю дзюдзюцу под руководством Токусабуро Тодзава, а также кэн-дзюцу в додзё Синкагэ-рю. Однако, вскоре он серьёзно заболевает и вынужден возвратиться в Танабэ. Мысль о необходимости укрепления здоровья н оставляет его и, едва оправившись от своего недуга, он возобновляет тренировки, безжалостно увеличивая нагрузки. В результате к 20-ти годам он уже обладает незаурядными физическими данными, несмотря на свой небольшой рост (всего 152 см). Но чисто физическое превосходство не удовлетворяет Уесибу и он отправляется в Сакай к известному мастеруНакаи Масакацу изучать Ягъю-рю дзюдзюцу: полученные им в ту пору навыки отразились впоследствии в движениях айкидо.

В 1903 году Уесиба вступает добровольцем в пехотный полк, который вскоре был направлен в Манчжурию. Доблесть и мужество Уесибы в период боевых действий были высоко оценены командованием и ему присваивается чин сержанта. Незадолго до мобилизации Уесиба получает предложение поступить в военную академию, однако он решительно отказывается от продолжения военной карьеры. Возвратившись на родину Уесиба возобновляет тренировки и в 1908 году он получает диплом школы Ягъю-рю дзюдзюцу.

В 1910 году японское правительство приступает к проекту массового заселения острова Хоккайдо. Уесибу привлекает перспектива попробовать свои силы на новой территории, и он возглавляет группу энтузиастов. Состоящую из 55 семей, которая весной 1911 года начинает возделывать земли вокруг Сиротаки, провинции Китами.

В феврале 1915 года Уесиба повстречал известного мастера Дайто-рю дзюдзюцу Сокаку Такеда, который согласился обучать его своему искусству. Спустя некоторое время, Такеда переезжает к своему ученику. Уесиба построил дом для своего учителя и всецело заботился о нём, влючая приготовление пищи и ванны, что не исключало отдельной оплаты за обучение, составляющей от 300 до 500 йен за каждый новый приём. Будущий основатель айкидо отдает все силы (равно как и деньги) учёбе и, прозанимавшись непосредственно с Такедой в общей сложности не более 100 дней получает в 1916 году заветный диплом Дайто-рю. Этот сравнительно недолгий период его жизни самым непосредственным образом связан с созданием современного айкидо.

В ноябре 1919 Уесиба получает известие о тяжелой болезни отца и, оставив всё своё имущество учителю Такеда, отправляется на родину. По дороге он знакомится с Преподобным Онисабуро Дегути, главой синтоистской секты Омотокё, который впоследствии становится его духовным наставником.

В1924 году Дегути с учениками предпринимает попытку осуществить свою заветную мечту - создать в Монголии Царство Мира и Справедливости на основе новых религиозных течений. Но благородная миссия Дегути потерпела крах и её участники, перенёсшие немало лишений и неоднократно оказывавшиеся на волосок от смерти, спаслись только благодаря вмешательству японского правительства.

Возвратившись летом 1925 года в Аябе, Уесиба вновь посвящает себя упорным тренировкам, пытаясь проникнуть в сущность будо. В процессе этого поиска он осознал, что духовное начало свойственно всем японским боевым искусствам, однако, нигде оно не развито до такой степени, чтобы нести в себе любовь к человечеству. Положив в основу философии нового будо понятие Всеобщей Любви и Гармонии, Уесиба завершил в общих чертах построение системы духовного, физического и нравственного совершенствования личности, которую он позже назовёт айкидо.

Начиная со второй половины 20-х годов известность Уесибы как учителя растёт и в 1926 году он создаёт новое направление будо, которое называет «Путь айки». В 1927 году по приглашению одного из своих покровителей адмирала Такеситы, он переезжает с семьей в Токио, где начинает обучать искусству айкидо военную элиту и представителей знати. Весной 1931 года завершилось строительство нового додзё в Уситоме (ныне Синдзюку) Вакаматсу-чо, которое получило название «Кобукан». В то время число постоянно живущих в школе учеников Уесибы (утидеси) не превышало нескольких десятков человек. Все они проходили безжалостный отбор и обладали незаурядными физическими данными, однако даже им с трудом удавалось выдерживать тренировочные нагрузки и место их занятий вскоре стало известно как «Адское додзё в Уситоме». Это годы расцвета айкидо: имя учителя Уесибы пользуется высоким авторитетом в сфере будо, его искусство общепризнанно, число занимающихся и филиалов растёт. В 1940-ом додзё получает официальный статус.

С началом Второй Мировой, большинство талантливых учеников Уесибы призвано в армию и деятельность Кобукана замирает. Учителю претит сама мысль об использовании айкидо в милитаристских целях и в 1941 году он удаляется в Ивама, префектура Ибараки, где открывает додзё под открытым небом. Всё время он уделяет занятиям будо и земледелию. Тренировки в Токийском додзё ведёт его сын Киссемару Уесиба. Именно в это время название «айкидо» начинает использоваться официально.

Поражение и оккупация Японии принесли с собой запрет на занятия любыми видами будо и лишь в 1948-ом организация айкидо возобновляет свою деятельность, получив новое название - Айкикай. В том же году она получает официальное признание Министерства просвещения Японии в качестве Дзайдан Ходзин (общественно полезная школа). Приблизительно с 1955 года Уесиба начинает преподавать айкидо за границей, хотя уже до этого некоторые его ученики уже смогли познакомить с этим искусством мир. (В 1951 г. - Минору Мотидзуки во Франции, Тадаси Абэ в Европе и Коити Тохеи на Гавайях.) Начиная с 1956 г. утидеси Хомбу Додзё официально направляются преподавать айкидо в различные страны мира: Ёсимитцу Ямада - в США, Сейти Сугано в Австралию, а позже в Бельгию, Масамити Норо и Нобуёси Тамура - во Францию, Кадзуо Тиба - в Великобританию, а потом в США, Митсунари Канаи - в США. В 1963 г. впервые за границу выехал Киссемару Уесиба.

В период с 1960 по 1964 годы Морихеи Уесиба награждается почётными орденами как основатель айкидо. Скончался он на 86-ом году жизни 26 апреля 1969 года.

Составлено по материалам Кристиана Тиссье (Айкидо. Основной курс., Седирен, Болонья.1982 г) и Киссемару Уесиба (Айкидо., Ходзанья, Токио, 1985 г.)

Как ни коротка история айкидо в России, но столько желающих ее рассказать, что невольно приходит на ум анекдот про Ленина и бревно, который применительно к нашей ситуации подходит как по количеству человек, заявляющих, что они несли это бревно, так и по той свободной интерпретации, кому досталась самая тяжелая его часть.

Понимаю, что это не скромно, понимаю, что кому-то это не нравится, но волею судеб я не просто оказался в гуще событий, связанных с зарождением и развитием айкидо в СССР и в последующем в России, но эта история творилась при непосредственном моем участии. И, несмотря на то, что до меня доносились разные фантастические рассказы о происходивших событиях, непосредственным участником которых я был, я полагал, что время написания истории айкидо у нас еще не наступило, да я и не отношу себя к любителям мемуарного жанра. Многие недоумевали, почему я как очевидец не берусь за перо, чтобы внести ясность и написать, как оно все было на самом деле, но я все отнекивался, полагая, что главное - конкретное дело, а не слова, вокруг него. Но, к сожалению, истину легко скрыть, а факты извратить, особенно когда по прошествии времени уже не будет тех, кто может подтвердить или опровергнуть. Это и стало тем последним аргументом, который подвигнул меня на это неблагодарное занятие - рассказать, как это было. Я понимаю, что написать это нужно именно сейчас, когда еще так много живых свидетелей происходившего, и каждый сможет взять слово, если будет с чем-то не согласен.

Андеграунд

Был энтузиазм, жажда знаний, стремление разобраться, научиться. Мы имели желание и возможность заниматься только для себя. Счастливое и беззаботное время.

Всем, занимающимся айкидо, интересно появление и развитие айкидо в мире, но, наверное, занимающимся айкидо в России интересна история появления айкидо в России, и естественно, возникает вопрос: «А кто же первый?»

Мы понимали, что со временем будет много кандидатов, которые захотят, чтобы именно их считали первыми, и утверждать это будет тем проще, чем меньше будет оставаться участников тех событий. Мы понимали это, и мы действительно серьезно занимались анализом и историей - кто же первым начал практиковать айкидо в СССР. Мы анализировали происходившее не только в больших городах, но и в глубинке, расспрашивали иностранных специалистов о русских, которые тренировались за рубежом.

Возможно, действительно есть люди, которые занимались айкидо гораздо раньше описываемых здесь событий, и мы не смогли их выявить, но существует достоверный факт, что первая секция, именно секция, которая была организована на территории СССР - была организована Владиславом Алексеевичем Рукавишниковым . Молодым преподавателем он был послан работать в Мали, где впервые узнал и увлекся айкидо, занимаясь в секции сенсея Ван Бая. Вместе с ним айкидо практиковали еще двое русских, которые вернувшись в СССР прекратили занятия, во всяком случае, никаких сведений о том, что они продолжали заниматься айкидо сами, либо организовав группу, мы не имеем. Напротив, Владислав Алексеевич Рукавишников, вернувшись в СССР в 1969 году, организовал секцию айкидо.

Какие были яркие вдумчивые айкидоки первой поры: Альфат Макашев, Олег Андреев, полковник Липовка. Как много могли бы они сделать для айкидо, но жизнь распорядилась иначе. Человек предполагает, а Бог располагает. Только Альфат Макашев остался в айкидо. Олег Андреев - директор фабрики Микробиологических удобрений в Колпино, полковник Липовка - преподаватель Военного института физкультуры. Кстати, его диссертация была именно по айкидо.

Я впервые познакомился с айкидо в начале 70-х годов по какой-то книге, и первые попытки разучить эти приемы я предпринимал со своим другом, в то время актером Пушкинского театра Костей Смирновым. Сегодня отец Константин служит в церкви на Конюшенной площади, в той самой, где отпевали Пушкина. После Константина Смирнова моим партнером по айкидо стал мой ученик по самбо и дзюдо Володя Спиров. Сейчас он живет в Лондоне.

В то время я очень увлекался кэмпо и любил спарринговать с каратистами. Благодаря этим спаррингам я был вхож в мир каратэ , и примерно в 1973-74 годах я познакомился с крайне интересным человеком, человеком огромной эрудиции, по достоинству не оцененной до сих пор, Альфатом Макашевым. В Петербурге его знают как «отца восточных единоборств», первого тренера по каратэ, подготовившего целую плеяду тренеров и чемпионов. Через него я и познакомился со всей группой, практиковавшей в Ленинграде айкидо под руководством В.А. Рукавишникова. Периодически мы встречались, обменивались опытом. Также были очень интересные тренировки, которые проводил приезжавший из Москвы Герман Васильевич Попов, большой специалист по единоборствам. Основное его направление, которое он практиковал, была школа Чой, но он очень много интересного показывал и из раздела айкидо.

Существует мнение, что мы оказались в положении сирот, не имея зарубежных наставников, но анализируя тот период и оценивая положение дел в нашем айкидо сегодня, я все больше утверждаюсь в мысли, что нам в некотором смысле повезло: у нас не было Учителей , беспрекословному авторитету которых мы должны были подчиняться, принимая на веру их восприятие айкидо. С ними у нас не было бы возможности такой большой и кропотливой творческой работы по поиску истины, по раскрытию секретов айкидо. Разглядывая снимки и рисунки в книгах, мы старались понять все тонкости проведения приемов, исходя из накопленных знаний и законов дзюдо, самбо, рукопашного боя и т.д. Сотни и тысячи раз мы пробовали разные варианты, даже самые нелепые. Это дало нам возможность прочувствовать на себе и сформулировать основные принципы, на которых построено айкидо. Найти «узелочки» в приемах. Конечно, мы изобретали велосипед. Но сколько было радости в этих открытиях. Как глубоко мы копались и узнавали то, к чему просто занимаясь айкидо, мы даже и не подошли бы.

Конечно, мы изобретали велосипед. Но сколько было радости в этих открытиях. Как глубоко мы копались и узнавали то, к чему просто занимаясь айкидо, мы даже и не подошли бы.

С каким удовольствием вспоминается то время. И не только потому, что мы были молоды. С какой чистотой и бережностью мы относились друг к другу. Это было самое чистое по духу айкидо без интриг, политики и попыток самоутверждения за счет других. Как восторгались тем новым, что удавалось понять. Мы находились в атмосфере свободного творчества, не связанные никакими условностями, корыстью, оглядкой на начальство и на результаты (система оценки тренерской деятельности в спорте). Не было организационной структуры, не надо было заниматься администрированием. Был энтузиазм, жажда знаний, стремление разобраться, научиться. Мы имели желание и возможность заниматься только для себя. Счастливое и беззаботное время.

С середины 80-х годов появились практикующие айкидо в Москве, Киеве, Ростове-на-Дону, и других регионах. Я знаю, как там развивалось айкидо, но писать о развитии айкидо в других регионах считаю неправильным. Иначе это будет описание истории развития айкидо в каждом из регионов. Возможно, в дальнейшем я расскажу об этом подробнее.

На пути к официальному признанию айкидо в СССР


В середине 80-х годов в тогда еще Ленинград к моему знакомому приехали его друзья из Швейцарии. Среди них была девушка по имени Карола, которая занималась айкидо и имела 1-й Дан. Я встретился с ними и договорился с Каролой о совместной тренировке.

Мы с Альфатом стали штудировать технику, готовя самые замысловатые комбинации. А она попросила нас показать только иккё . И всю тренировку мы занимались только иккё . Зато какое разнообразие техники, сколько тонкостей мы узнали. И самое главное - мы поняли, какое большое значение в изучении техники айкидо имеет кихон , мы впервые увидели принципы преподавания айкидо японцами и узнали многие упражнения разминки. Это была наша единственная встреча с Каролой. Позже она прислала мне учебник по айкидо, который пошел по рукам и вернулся ко мне только лет через 15, и то благодаря дарственной надписи на нем.

В 1987 году я смог получить официальное «в порядке эксперимента» разрешение на преподавание айкидо.

В этом же году меня пригласил в качестве тренера по айкидо в кооператив «Ювентус» Яков Борисович Никитин , созданный им на базе Педиатрического института, а на следующий год я начал тренировки по айкидо еще в двух залах.

В 1988 году была открыта секция айкидо в Тихвине. В 1989-м под руководством Василия Емельяненко начались занятия в созданном им клубе по направлению Такемусу . Василий с первых дней имел тесные связи с айкидоками из Скандинавии, благодаря которым у них был быстрый прогресс, лишенный ошибок.

Начали открывать секции наши ученики. В городе образовалось довольно большое количество клубов, что дало нам возможность 7 января 1989 года создать Федерацию Айкидо Ленинграда и Ленинградской области.

В 1988 году в Москве прошла учредительная конференция по созданию Федерации Боевых Искусств СССР, которая ставила своей целью провести ревизию и объединение практикующих восточные единоборства, а так же создать условия для дальнейшего их развития.

На этой конференции мы познакомились с Александром Качаном , Огняном Найдовым-Железовым и другими ребятами, практикующими айкидо в Москве. Они имели связи с Айкикай Хомбу Додзё. Более того, Московский Университет, благодаря им, имел аккредитацию в Айкикай Хомбу Додзё. Их же заслуга в том, что еще при подготовке этой Конференции айкидо как полноправный член было внесено в список восточных единоборств, практикующихся в СССР.

21 января 1990 года в Москве Слава Матвеев организовал первый в СССР Всесоюзный семинар по айкидо. Это дало сильнейший толчок в развитии айкидо в СССР, в чем, несомненно, главная заслуга Славы. Были приглашены практикующие айкидо из многих городов и республик СССР. Приехали те, кто создал первые секции айкидо на Украине, в Белоруссии, в Азербайджане, в Узбекистане, в Казахстане, в Эстонии, в Латвии, городах - Курск, Новосибирск, Владикавказ, Барнаул и т.д., прошу прощения у тех, кого не назвал. Ленинград был представлен Федерацией Айкидо Ленинграда и Ленинградской области.

Этот семинар прошел довольно драматично, но его результатом стало создание Всесоюзной комиссии по развитию айкидо в СССР, которую возглавил начальник Управления единоборств Госкомспорта СССР Юрий Алексеенко . Кроме того, произошло реальное объединение практикующих айкидо.

С этого времени начались регулярные встречи, совместные тренировки, проведения фестивалей и праздников, приглашения друг друга на семинары, которые зачастую проводили иностранные специалисты. Всесоюзная комиссия стала регулярно проводить совещания по рабочим моментам, оказывать помощь практикующим айкидо на местах.