Кентавр мифология. Мифы и Легенды * Кентавры

В индийском искусстве известно изображение человека с ногами буйвола (или лошади) и хвостом рыбы. Для обозначения существ, не схожих внешне с лошадью, но сохраняющих черты кентавра , в научной литературе используется термин «кентавроиды» .

Образ кентавра , видимо, возник в Вавилоне во 2 м тысячелетии до н. э. Кочевники касситы, пришедшие в Месопотамию из Ирана около 1750 года до н. э., вели ожесточенную борьбу с Египтом и Ассирией за владычество на Ближнем Востоке. По границам своей империи касситы воздвигали огромные каменные изваяния богов хранителей, среди них - кентавров .
Одно из них изображало крылатое существо с лошадиным туловищем, двумя лицами - человеческим, глядящим вперед, и драконьим, обращенным назад, и двумя хвостами (лошадиным и скорпионьим); в руках - лук с натянутой тетивой. Другой известный монумент - изваяние классического кентавра без крыльев, с одной головой и одним хвостом, готового выстрелить в противника из своего лука.
Разумеется, то, что касситы изображали кентавра в своих скульптурах, вовсе не означает, что они же его и придумали, но, поскольку империя касситов прекратила существование к середине XII века до н. э., мы можем с полным правом утверждать, что история кентавра насчитывает более трех тысяч лет.
Появление образа кентавра говорит о том, что уже во время касситов лошадь играла важную роль в жизни человека. Древнейшее упоминание о лошади - «осле с запада» или «горном осле» - мы находим на глиняной вавилонской табличке, датируемой 2100 годом до н. э.

Однако прежде чем лошадь стала на Ближнем Востоке привычным спутником человека, прошли века. Очень вероятно, что кочевники касситы внесли свою лепту в распространение лошади и колесниц. Возможно, древние земледельцы воспринимали всадников на лошади целостным существом, но, скорее всего, жители Средиземноморья, склонные к изобретению «составных» существ, придумав кентавра , таким образом просто отразили распространение лошади.
Итак, существо, известное как кентавр , появилось на Ближнем Востоке между 1750 и 1250 годами до н. э. и служило духом хранителем, главным оружием которого были лук и стрелы. Касситы, имевшие обширные торговые связи, принесли кентавра в микенскую цивилизацию, также исчезнувшую к середине XII века до н. э. С Крита он попал в Древнюю Грецию. Изображение битвы Тесея с кентавром на амфоре VIII века до н. э. указывает на то, что к этому времени греки уже успели развить мифологию, вобравшую в себя микенских героев.
В древнегреческой культуре образ и символика кентавра подверглись значительным изменениям. Кентавр Хейрон (и, в меньшей степени, кентавр Фолос) считался мудрым покровителем человечества. Он обычно изображался с ветвями лавра в обеих руках. В «Илиаде» Хейрон - лекарь, друг и учитель героев, создатель хитроумных приспособлений для ведения войны и, наконец, «самый праведный из кентавров ».

Однако в целом кентавр остался символом пьянства и насилия. Эта двойственность, возможно, восходит еще к временам касситов, изображавших кентавра с двумя лицами - человеческим и драконьим. В «Одиссее» описана история о том, как кентавр Эвритион, приглашенный на свадьбу Пейритоона, напился вина и попытался обесчестить невесту. В наказание ему отрезали уши и нос и вышвырнули вон. Кентавр призвал своих собратьев к отмщению, и спустя некоторое время произошла битва, в которой кентавры потерпели поражение.
Греки, разводившие и любившие лошадей, были хорошо знакомы с их нравом. Не случайно именно природа лошади ассоциировалась у них с непредсказуемыми проявлениями насилия у этого в общем и целом положительного существа. Греческий кентавр - практически человек, однако его поведение разительным образом меняется под воздействием вина. Гомер пишет: «Именно вино повинно в бесчинствах, которые известный кентавр Эвритион учинил во дворце великодушного Пейритоона в Лапите. Его разум взбесился от опьянения. И в ярости своей натворил он много бед в доме Пейритоона… С тех пор продолжается вражда между людьми и кентаврами . И он был первым, кто ощутил на себе зло пьянства». Кентавр был популярным героем росписи ваз. Его художественное воплощение зависело от того, какой кентавр был изображен на вазе. Два самых «цивилизованных» кентавра - Хейрон и Фолос - обычно изображались с ногами человека, в то время как вся задняя часть их тел оставалась лошадиной. Хейрон почти всегда одет, у него могли быть человеческие уши. Фолос, напротив, чаще всего предстает обнаженным и непременно с лошадиными ушами.

Кентавр с четырьмя лошадиными ногами воспринимался греками скорее как животное, чем как человек. Несмотря на человеческую голову, его уши - почти всегда лошадиные, а лицо - грубое и бородатое. Кентавра , как правило, изображали обнаженным, с мужскими и конскими гениталиями одновременно. Образ кентавра , безусловно, не был общим для всей Греции: в континентальной ее части кентавров изображали с всклокоченными длинными волосами, а в Ионии и Этрурии - с короткими. Эти существа не обязательно имели при себе лук - чаще бревно или булыжник.
Классическим можно назвать изображение смерти Каинея в битве при Лапите: кентавры погребают умирающего героя под горой бревен и камней.

На вазе работы Клития (560 до н. э.) изображены оба вида кентавров : с одной стороны - Хейрон, одетый в хитон и возглавляющий процессию богов в честь новобрачной пары (Пелея и Фетии), дружески приветствует жениха; на обратной стороне - сцена битвы при Лапите. Роспись символизирует двойственность природы кентавров, противопоставляя Хейрона, подчинившегося порядку, который установлен людьми, и других кентавров , которые угрожают этому порядку своим диким нравом.
Эти два типа - не единственные, а лишь наиболее распространенные в Греции. Кроме них изображались крылатые кентавры , указывающие на то, что кассит ская традиция не умерла окончательно. Несколько кипрских терракотовых фигур VII века до н. э. можно с полным основанием назвать «кентавроидами». В отличие от Минотавра с туловищем человека и головой буйвола у этих существ имеются человеческие головы (иногда - с рогами) и тела буйволов, что, вероятно, связано с культом бога плодородия - быка.
Не меньшую загадку, чем сам образ кентавра , представляет его имя. Ни Гомер, ни другой древнегреческий поэт Гесиод, упоминая о кентаврах , не описывают их наружность, если таковой, разумеется, не считать характеристику «волосатые люди звери». Хотя изображения лошадей с человеческими головами встречаются начиная уже с VIII века до н. э., нет никаких оснований полагать, что во времена Гомера представление о «полузвериных» существах было настолько распространенным, что не нуждалось в комментариях.

Современный английский писатель Роберт Грейвс, много обращавшийся в своем творчестве к эпохе античности, считал, что кентаврами Гомер именует представителей воинственного племени, которые поклонялись лошади. Под предводительством своего царя Хейрона кентавры выступили против своих врагов лапитов совместно с ахейцами. Споры о происхождении слова «кентавр» никогда не утихали.
По разным версиям, оно могло произойти от латинского «центурия» - «сотня» или греческих «центрон» - «козел», «кентео» - «охотиться, преследовать» и «таврос» - «бык» . Первым древнегреческим поэтом, упомянувшим о лошадиной природе кентавров , был Пиндар (ок. 518- 442 или 438 до н. э.). В «Пифиане» он говорит о возникновении кентавров . Лапит по имени Иксион влюбляется в Геру, и Зевс в отместку посылает к нему облако, напоминающее по виду богиню, Иксион совокупляется с облаком, и оно рождает ему ребенка: «Мать эта принесла ему чудовищное потомство. Не было никогда ни такой матери, ни такого ребенка, которого не приняли ни люди, ни боги. Она вырастила его и нарекла Кентавром . От его союза с магнезийской кобылицей произошло небывалое племя, нижнюю часть унаследовавшее от матери, а верхнюю - от отца». С другой стороны, согласно Пиндару, происхождение Хейрона было совершенно иным. Он - «сын Филира, потомка Крона, который некогда правил огромным царством и был сыном Небес». Хейрон женился на девушке по имени Харико, и у них родились вполне человеческого вида дочери. Он, видимо, был единственным «домашним» кентавром. Именно Хейрон являлся воспитателем Ахилла и Геркулеса.
История другого кентавра - Нессоса - дошла до нас благодаря трагедии Софокла (V век до н. э.). Геракл везет к себе в дом свою невесту Дейанейру. Кентавр зарабатывает перевозом людей через реку Эвен. Дейанейра садится к нему на спину, чтобы перебраться на другой берег, но посередине реки Нессос хватает ее и пытается обесчестить. Геракл спасает невесту, пронзая кентавра копьем в грудь.

Умирая, Нессос советует Дейанейре собрать его кровь и использовать ее в качестве приворотного зелья в случае, если Геракл когда нибудь полюбит другую женщину. Дейанейра обмакивает в кровь кентавра край туники. Когда Геракл надевает тунику, пропитанная ядом ткань прилипает к его телу и причиняет такую мучительную боль, что он бросается в огонь.
Если в Греции кентавр был воплощением животных качеств, несовместимых с человеческой натурой, необузданных страстей и неумеренной сексуальности, то в Древнем Риме он превратился в миролюбивого спутника Диониса и Эроса. Наибольший вклад в формирование римского варианта образа кентавра сделал, безусловно, Овидий (43 до н. э. - ок. 18 н. э.) в «Метаморфозах». Поэт вносит множество деталей в историю женитьбы Пейритоона и последовавшего затем сражения. В битве участвуют не только Фолос и Нессос, но и другие кентавры , являющиеся плодом воображения Овидия. Среди них наибольший интерес представляют Циллар и Гилонома.
Циллар - юный, белокурый кентавр , Гилонома - его возлюбленная, девушка кентавр с длинными волосами, украшенными розами, фиалками и белыми лилиями, «прекрасней которой не было в лесах». Когда Циллар погибает в битве, Гилонома бросается на копье, пронзившее ее возлюбленного, и сливается с ним в последнем объятии. Эта история прекрасного кентавра , его женственной возлюбленной, их верной любви и трогательного самоубийства контрастирует с образом дикого и необузданного греческого кентавра .

Древнейший из дошедших до нас гороскопов был составлен около 410 года до н. э. в Вавилоне. Не вызывает сомнений то, что зодиакальный Стрелец (Кентавр ), так же как Скорпион и Козерог («антилопа подземного океана» Эя), - образы, навеянные касситскими пограничными монументами. Наряду с созвездием Кентавра Стрельца существует и Южный Кентавр . Под именем зодиакального Козерога кентавр перешел и в искусство исламского мира.
Закрепление кентавра в качестве одного из зодиакальных символов сыграло свою роль в том, что память о нем сохранилась и в средневековье. В бестиариях образ онокентавра, человека осла, однозначно связывали с дьяволом. Средневековый кентавр всегда изображался облаченным в тунику или плащ и непременно держащим боевой лук в руках. Таким его можно увидеть на гербе английского короля Стефана I. Существуют и изображения кентавра с человеческими руками, неуклюже стоящего на единственных задних лошадиных ногах.

Классическое представление о «человеке коне» - это мифологический персонаж, в котором соединились два существа конь и человек. В средневековом эпосе встречаются еще более интересные разновидности:

  • Онокентавр помесь человека с ослом.
  • Букентавр гибрид человека и буйвола.
  • Леонтокентавр (человек и лев)

В индии художники изображали людей с буйволовыми или лошадиными ногами и хвостом рыбы.

Образ кентавра

Прообраз легендарных лошадей впервые возник в Вавилоне , в те времена каста кочевников, совершала набеги на Египет и Ассирию. На границах своих земель кочевники ставили гигантских идолов из камня, это были божества — хранители, среди которых были кентавры. Одни изображали крылатых идолов с двумя головами. Человеческая голова, которая, смотрит в даль. А голова дракона, была обращена к дому. У существ были лошадиные торс и ноги. И два хвоста. Один принадлежал лошади, а другой скорпиону. В руке у идола был натянутый лук и колчан со стрелами. Вот так кентавр с востока завоевал мир.

Кентавр это духовный хранитель , кочевого племени. Он соединяет в себе основные атрибуты жизни деятельности кочевника лук стрелы и коня.


Кочевники захватили огромные торговые, так кентавр удачно «вписался» в микенскую цивилизацию. Обломки этой цивилизации были обнаружены на Крите и в других греческих поселениях. В этот период В Греции уже существовала письменность, уже создавались первые пьесы на основе легенд, воплотивших в себе характер героев из микенского эпоса.

Кентавры в греческой мифологии


Обычно Греки представляли кентавра в виде косматого бородача с грубыми чертами лица и лошадиными ушами. Существа с человеческой головой, и туловищем, прикреплённым к лошадиному крупу. Верхние конечности кентавра принадлежат человеку, а нижние коню. Их изображали обнажёнными с оружием в руках. Чаще всего это был лук, иногда художники «вооружали» кентавра дубиной, или камнем. В ранний период художники изображали кентавров с человеческими и конскими гениталиями.

Происхождение

В родословной легендарных существ есть несколько версий. По одной из легенд кентавры, являются родственниками титанов, а возможно и самих Олимпийских богов. Существует ещё одна неправдоподобная версия кентавры это представители особой расы, которая должна была обеднить людей и животных. Возможно, по этому им приписывали божественное происхождение, эту версию можно было бы смело отбросить, если бы не упоминания о «гибридах» в естественной истории(80 год от рождества Христова).


В научном трактате упоминается рассказ Плиния о том, что видел мёртвого гиппокентавра, которого привезли Египтяне в дар императору, диковинного зверя законсервировали в меду.


Греческая мифология не только не опровергает эту торию, она даёт неопровержимые доказательства об отношении людей и кентавров. Кентавр соединяет в себе качества человека и животного. Однако всеми поступками руководят инстинкты. В гротескной форме раскрываются все человеческие недостатки.

  • Пьянство.
  • Похоть.
  • Жажда наживы.
  • Если греки осуждали кентавра за его буйство, то в Древнем Риме его уважали. И это не удивительно, по мнению греков, сами римляне не далеко ушли от кентавров. Для них римляне были таким же воплощением воинствующих дикарей, которые только и делали, что воевали и грабили. В римской мифологи люди крин только и делали, что участвовали в праздничных шествиях Диониса и Эроса.

Созвездие кентавра

Практически все кентавры были смертными, исключение составил , он отличаются от собратьев не только характером, но и внешностью. Обычно его изображались с человеческими ногами, в то время как вся задняя часть тела оставалась лошадиной. Хирон носил одежду. В отличие от других своих родичей этот кентавр был бессмертным.

Существует немало легенд:

  1. Хирон был сыном красивой кобылицы Филиры, и титана Кроноса.
  2. По другой версии Филида дочь Океана была нимфой. По легенде титан Кронос превращался в коня, чтобы его жена Рея не узнала о его изменах. Так на свет появился Хирон.
  3. Рея застала любовников, и Кронос превратился в коня, потому Хирон родился с телом коня, но с человеческой головой, руками и ногами.

Божественное происхождение наделило Хирона не только выдающимся умом, но и многими талантами. Он не т был отличным охотником и воином (умел разрабатывал тактику боя). Знал медицину, астрономию, разбрёлся в музыке. А главное в отличии от своих сородичей прославится своей добротой. Ему покровительствовал Аполлон.Хирон был воспитателем Ахилла, Геракла, Тесея и Ясона,по легенде он обучал медицине Асклепия.

По легенде Хирон страдал от неизлечимой раны, которую ему случайно нанёс Геракл. Он обменял своё бессмертие на свободу Прометея. За это Зевс увековечил память о Хироне.Он преобразил его в созвездие Кентавра.

Геракл и кентавры

Как гласит легенда, первые кентавры появились в Фессалийских горах. По легенде Сын Ареса фессалийский царь Иксион, полюбил Геру жену Зевса. Тогда Зевс приказал Туче, преобразится в Геру и соблазнить Иксиона, вот так появились кентавры.


Жителям Фессалии, пришлось не сладко, кентавры только-то и делали, что пьянствовали, охотились, совершали набеги на соседей, похищая их женщин. Но после того, как Геракл их прогнал, пришлось им скитаться по греческим городам.

По легенде Кентавр Несс, решил отомстить Гераклу. По легенде кентавр хотел украсть у Геракла жену, Геракл убил Несса, но перед смертью кентавр успел сказать Дианире, чтобы она собрала его кровь, мол, тогда муж будет любить её вечно. Глупая женщина так и поступила, она пропитала одежду мужа отравленной кровью, от чего он скончался в жестоких муках.

Относящееся к представителям результата смешения двух разных сущностей: человека и коня. От первого ему досталась голова и торс с человеческими руками, а от второго - крепкое тело скакуна с мускулистыми конечностями, копытами и конским хвостом. Черты лица отличаются животной грубостью. Нередко образ завершается густой бородой и лошадиными ушами. Традиционно они принадлежали к гнедой масти, поэтому нижняя часть не очень контрастировала по цвету с загорелым человеческим торсом. Первоначально кентавры имели принадлежность к мужским особям. На одних из самых древних изображениях у этих существ одновременно представлены два типа гениталий: и коня и человека.

Подобно искусным диким охотникам кентавры часто имели на вооружении бревно, лук, копье или просто увесистый камень. По нраву эти гибриды буйные, своевольные и необузданные, любящие свободу. Именно поэтому основным местом обитания для них становились не покоренные людьми горные просторы либо глубокие лесные чащи.

В военном искусстве кентавры значительно превосходили обычных людей. Они обладали мощной силой, очень быстро передвигались, владели отточенными до вершин мастерства навыками метания копья. Их движения в бою ничто не сковывало: никакой одежды, а тем более доспехов они не носили. Иногда лишь накидывали плащ, дабы более пристойно выглядеть. Для защиты от противника использовали щит. Некоторые греческие воины не раз обращались за уроками ведения боя к центаврам или мерялись с ними силами, чтоб оценить свои собственные умения.

Отношение центавров, как они величаются на латинизированный манер, к существам разумным было совсем неоднозначно. Некоторые были настроены настолько враждебно, что люди всячески старались избегать встречи с ними. Особенно буйными и неуправляемыми они становились в хмельном угаре. Другие могли предлагать свою помощь человечеству. Но чаще всего это касалось исключительно молодых и красивых девиц. Только вот в большинстве случаев женщин этих больше никто и никогда не видел.

Одна легенда повествует об одном неразумном купце. Кентавр встретил его раненного на дороге и, проявив сострадание, предложил свою помощь. Глупец же вместо благодарности задумал набросить на свободолюбивое создание седло. Разозлившись на обидчика, кентавр, не раздумывая, убил купца.

Как появились кентавры

Есть несколько версий возникновения первых кентавров. Мифология предполагает наличие божественных корней в происхождении этих созданий. В древние времена на севере Фессалии обитало племя под названием лапифы. Правил ими царь Иксион, который был кровным сыном бога войны, именуемого Аресом. Иксион имел дерзость влюбиться в саму богиню Геру. И для того чтобы уладить намечающийся конфликт, Зевс сотворил из легкого облака точную копию Геры, которую нарек Нефела. От этого союза Иксиона и богини Нефелы появилось первое странное создание с четырьмя копытами, но с головой человека. Необычное потомство было сослано на гору Пелион, где его воспитанием занялись .

Повзрослев, получеловек - полуконь вступил в близкие отношения с племенными кобылицами, обитавшими в этой местности. Приплодом стали такие же кентавры, но уже обоих полов, что дало возможность дальнейшего воспроизведения традиционным естественным путем. Кроме того, в спутниц жизни кентавры стали выбирать себе не только четвероногих подруг, но и обычных представительниц прекрасной части человечества либо нимф. Страсти и огня у этих полуживотных хватало с излишком сразу на нескольких жен.

Впоследствии кентавры не раз вступали в бои с лапифами, намереваясь присвоить себе местных женщин. После победы над ними Геракла, оставшиеся особи разошлись по всей территории Греции.

Древние народы повествуют и о более практичном подходе к происхождению мифов про легендарных кентавров. Речь идет о тех далеких временах, когда жители Древней Греции использовали коней для езды, только запрягая их в колесницы. Это было, прежде всего, престижно и показывало соответствующий уровень достатка. Но, главное, в бою такой способ передвижения был намного эффективнее и безопаснее для воинов. А вот дикие кочевые племена уже хорошо освоили навыки езды верхом на лошадях. И когда такие всадники близко подходили к границам древней Эллады, местным жителям по незнанию казалось, что они представляют собой единство человека с конем.

Кентавр Хирон

Несмотря на некоторое божественное происхождение кентавров, они подобно простым людям и животным являлись смертными. Лишь некоторые были наделены вечной жизнью. Одним из таких представителей стал знаменитый Хирон. Это был исключительно мудрый кентавр, который помимо владения военным мастерством хорошо разбирался в вопросах врачевания, был знатоком музыки. В отличие от своих собратьев он обладал добрым открытым сердцем. Печально описывается его конец. Геракл случайно нанес ему ранение стрелой, наконечник которой был отравлен смертельным ядом от лернейской гидры. Боль от раны причиняла Хирону истинно нечеловеческие страдания. Вечная жизнь в мучениях предвиделась ему просто невыносимой. Он добровольно отказался от своего бессмертия, за что Зевс освободил Прометея, а Хирона увековечил на небосводе в виде созвездия Центавр.

Кентавр — это диморфическое существо, представляющее собой гибрид человека и лошади. Наиболее ярко оно представлено в древнегреческой мифологии, которая дает большую часть сведений о полулюдях-полуконях. Именно из этих сказаний кентавр перешел на экраны фильмов и страницы художественных книг, превратившись в знаменитого персонажа современного фэнтези. Тем не менее изначально кентавр был придуман вовсе не греками.

Общее описание

Обычно кентавры — это могучие создания с крепким мускулистым телом, обитающие в горах или лесных чащах. Традиционным оружием полулюдей-полуконей считается лук, однако в древнегреческой художественной культуре гораздо чаще попадались изображения с булыжником или бревном.

Эти создания символизируют дикость и буйство, но в целом являются положительными персонажами. Черты характера кентавров так же персонализированы, как и у людей. Некоторые герои наделялись особыми качествами и благородным происхождением. Таким был, например, знаменитый Хирон — учитель Геракла. В мифической литературе немало и отрицательных персонажей-кентавров (Хомад, Деянир, Несс и др.).

Происхождение кентавра

Когда впервые возник образ кентавра, достоверно не установлено. Однако известно, что в мифическую культуру Древней Греции это существо было привнесено жителями Крита. Последние же узнали о кентаврах от касситов, которые общались с микенами в торговых целях.

Древнейшие исторические свидетельства о полулюдях-полуконях восходят ко II тысячелетию до н. э. Предполагается, что образ кентавра сформировался в период между 1750 и 1250 годами до н. э. на территории Ближнего Востока.

У касситов (кочевого племени, чей образ жизни был сильно связан с лошадьми) это создание символизировало языческое божество-хранителя, оружием которого служили лук и стрелы. Полулюди-полукони высекались на каменных скульптурах. Однако это не доказывает, что касситы впервые придумали кентавра, а не переняли идею у другого народа. Но каково бы ни было происхождение полулюдей-полуконей, настоящее литературное развитие они получили именно в древнегреческой культуре.

Кентавры в древнегреческой мифологии

Как и другие существа древнегреческой мифологии, кентавры имеют свою историю появления. Их происхождение связывают с двумя легендами. Согласно первой кентавры — это смертные существа, рожденные от царя племени лапифов Иксиона и Нефелы (тучи, явившейся правителю в образе богини Геры). По другой версии их потомок был только предком кентавров. Он дал начало новому племени, ожеребятив магнессийских кобылиц.

Некоторые кентавры имели иное, уникальное происхождение. Так, знаменитый Хирон родился от союза титана Кроноса и океаниды Филиры, а Фол был сыном Селена (спутника Диониса) и неизвестной нимфы. Эти кентавры сильно выделялись из своего племени цивилизованностью и образованностью.

Согласно древнегреческим мифам, полулюди-полукони жили в горах Фессалии и входили в свиту Диониса. После битвы с лапифами кентавры были изгнаны из дома и распространились по всей Греции. Позже это буйное племя практически полностью уничтожил Геракл, а выжившая часть попала в плен пения сирен и погибла от голода.

Единственный бессмертный представитель племени — Хирон — был случайно ранен ядовитой стрелой. Жестоко страдая, он добровольно пожелал закончить свой жизненный путь и попросил богов о помощи. В итоге бессмертие Хирона было передано Прометею, а самого кентавра Зевс поместил на небо в виде созвездия.

Внешний вид

Суть кентавра заключается в том, что нижняя часть тела существа полностью аналогична туловищу лошади, а на месте шеи находится человеческий торс. Такой образ соответствует сформировавшемуся в Древней Греции классическому представлению об этих созданиях.

Некоторые более ранние изображения кентавра представляли собой полноценное человеческое тело с задом лошади. Затем передние ноги также стали конскими.

Человеческое тело кентавра на фото различных художественных изображений имеет множество вариаций. Как правило, он лишен какой-либо одежды. Мужчины-кентавры чаще имели грубое лицо, бороду и растрепанные длинные волосы, а на месте человеческих ушей были конские. Благородные представители племени изображались несколько иначе. Так, Хирон имел одежду (тунику) и человеческие уши. Часто этого кентавра изображали с лаврами. Фол также символизировал цивилизованность, но никогда не носил одежду и имел лошадиные уши. В мифологии также известен по-настоящему прекрасный кентавр — белокурый юноша по имени Циллар. У него была не менее красивая жена — Гилонома.

Таким образом, у греков параллельно существовали 2 типа кентавров, которые противопоставлялись друг другу. Большинство этих созданий олицетворяли животную природу, и лишь малая часть была покровителями людей. Эти различия были отражены как в литературном описании героев, так и в их художественных изображениях.

В современном фэнтези существует множество вариантов образа кентавров, которые зависят исключительно от фантазии авторов.

Характер и качества

С одной стороны, кентавр представлял собой существо, застрявшее между человеческим и животным мирами, а потому склонное к дикости, буйству, плотским страстям и насилию. Такой образ, вероятно, сложился на основе близкого знакомства греков с лошадиным нравом. Особо сильное впечатление на кентавров оказывал алкоголь, пробуждавший неистовство их природы. Показательным примером этого служит знаменитая битва людей-полуконей с лапифами.

Однако в греческой мифологии существовал и благородный образ кентавра. Это были образованные, наделенные мудростью создания. Такие кентавры были больше исключением из своего племени, нежели правилом. Самым знаменитым из них был Хирон, которому даже приписали иное происхождение и наделили бессмертием.

Двойственность природы кентавра вероятно уходит корнями еще в представления касситов. Последние иногда изображали это создание с двумя головами, одна из которых была человеческой, а другая — драконьей.

Кентавриды

Кентавридами называли кентавров-женщин. В мифологической литературе они упоминались очень редко и по большей части были второстепенными эпизодическими персонажами.

Кентавриды являли собой гармоничный образ внешней красоты и прекрасных душевных качеств. Самой известной представительницей этих созданий является Гилонома, которая присутствовала при самом эпичном событии, связанном с кентаврами — битве против лапифов. В этом сражении погиб возлюбленный муж кентавриды — Циллар. Он умер прямо на руках у своей супруги. Не выдержав горя, Гилонома покончила с собой, проткнув себя тем же копьем, которое убило ее возлюбленного.

Принято считать, что кентавр являлся мифологическим существом, придуманным древними греками. Представлял он собой гибрид человека и лошади. Туловище лошадиное, а вместо шеи и головы с гривой над ним возвышался человеческий торс. Обитало это существо в гористой и лесной местности. Отличалось несдержанным и буйным характером. Часть этих существ относилась к людям враждебно, а другая, наоборот, во всём помогала человеку.

Откуда возникли легенды о столь оригинальных мифологических существах? В глубокой древности жители Средиземноморья не умели ездить верхом. Они передвигались на колесницах. Те были главной ударной силой древних армий. Надо сказать, что с точки зрения тактики колесница гораздо эффективнее всадника. Но это слишком дорогое удовольствие. Поэтому по прошествию столетий конные соединения вытеснили запряженные в пару и тройку коней повозки.

В Древней Греции не было всадников на конях. Однако такой способ езды прекрасно освоили кочевые племена. Иногда они подходили совсем близко к границам Эллады. Жители Балканского полуострова, видя людей на конях, принимали их за единые живые организмы. То же самое наблюдалось у индейцев, но только позже на 3 тыс. лет. Когда испанские конкистадоры высадились на американском побережье и сели на лошадей, то коренные жители Южной Америки приняли их за 4-ногих существ с человеческими туловищами. Поэтому можно допустить, что причиной мифов о кентаврах стали кочевые всадники.

Как появились кентавры

Согласно мифологии, загадочные 4-ногие разумные существа начали свой род от царя лапифов (племя, жившее в северной части Фессалии) Иксиона и богини Нефелы. Как уж там получилось - неизвестно, но Нефела родила первых кентавров в Пелефронийской пещере. Правда, богиня была женой фессалийского царя Атаманта, но он никакого отношения к 4-ногим существам не имел.

Появившаяся на свет молодёжь была отправлена на гору Пелион, находящуюся на юго-западе Фессалии. Здесь оригинальных созданий воспитывали нимфы. Когда же те подросли и стали половозрелыми, то вступили в связь с местными кобылицами. В результате на свет появились 4-ногие существа обоих полов и стали воспроизводиться естественным образом

Знаменитые кентавры

Самым знаменитым из кентавров считается Хирон . Примечательно то, что родился он не от таких же, как сам, родителей, а был зачат от любовной связи Кроноса и Филиры. Это были могущественные божественные сущности, но они не состояли в законном браке, а являлись любовниками. Жена Кроноса Рея застала парочку врасплох. Неверный муж схитрил и принял вид лошади, поэтому впоследствии на свет появился гибрид человека с конём.

Ему даровали бессмертие и назвали Хироном. А он, рождённый от порочной связи, отличался необыкновенной мудростью и добротой. Жил на Пелионе, а воспитателями у него были Аполлон и Артемида. Впоследствии он уже сам обучал легендарных героев. Среди них можно назвать Ахилла, Актеона, Орфея и Патрокла. Этот кентавр был близким другом Геракла. Они вместе охотились и жили в пещере. Но однажды случилась трагедия. Геракл случайно ранил Хирона стрелой, причём та была отравлена.

Это обрекло легендарное 4-ногое существо на страшные муки. Но бессмертие не давало найти облегчение в объятиях смерти. Поэтому Хирон отказался от бесценного дара и передал его Прометею. После этого муки закончились. Герой ушёл из этого мира и был помещён богами на небесную сферу в виде созвездия Кентавра.

Второй знаменитостью является Несс . Это сын Нефелы и Иксиона. Он долгое время работал простым перевозчиком на реке Эвен. Путников перевозил через бурный поток прямо на спине за хорошую плату. Однажды к реке подошёл Геракл со своей женой Деянирой. Парочке нужно было переправиться на другую сторону, и они решили воспользоваться услугами перевозчика.

Геракл посадил свою ненаглядную красавицу на спину Несса, а сам бросился в бурный поток и очень скоро оказался на другом берегу. Он оглянулся назад и увидел гнусную картину. Перевозчик не плыл через реку с его супругой на спине. Пленённый необыкновенной красотой женщины, негодяй пытался её изнасиловать. Та отчаянно сопротивлялась и кричала. Геракл снял со спины свой лук и выпустил стрелу в насильника. Та пронзила Несса насквозь. Он упал на землю и умер.

К третьей знаменитости можно отнести Евритиона . Это тоже сын Иксиона и Нефелы. Он любил выпить и обладал вспыльчивым нравом. Однажды в компании себе подобных попал на свадьбу к лапифам. Там было много вина, и 4-ногий гость захмелел. В состоянии опьянения он стал приставать к женщинам, что не понравилось их мужьям. Началась потасовка, в которой люди вступили в бой с кентаврами. В результате Евритиону отрезали уши. Он с позором ретировался со свадебного пира. Впоследствии был убит Гераклом.

Существовали ли кентавры в действительности?

Можно ли допустить, что существа, сочетающие в себе человеческие и лошадиные черты, существовали в действительности? В своё время древнегреческий философ Плутарх заявлял, что однажды пастух принёс ему новорождённого детёныша. Родила его кобыла. Но от матери у него было лишь туловища, а вот голова и руки человеческие.

Плутарх был серьёзным философом. Он написал более 80 сочинений, касающихся самых разных сторон жизни. Однако этот человек очень любил юмор и хорошую шутку. Так что вполне можно допустить, что рассказ о необычном малыше относился как раз к этой области.

А вот римский философ Тит Лукреций попытался обосновать нереальность существования человеческих и лошадиных гибридов. Он утверждал, что лошади живут гораздо меньше людей. В 3 года животное превращается во взрослого коня, а человек в это время представляет собой лепечущего младенца. В 20 лет у человека наступает самый расцвет физических сил, а конь становится жалкой старой клячей. То есть налицо несовместимость биологических возрастов. Следовательно, подобное существо не могло жить в природе.

Нам же остаётся констатировать, что кентавр порождён богатым воображением древних людей. Это создание обитало лишь в мифах, но никогда не ходило по земле. Однако нужно отдать дань уважения тем, кто придумал столь оригинальное существо, наделил его разумом и заставил совершать множество добрых и злых дел .