Контактное жонглирование - искусство пластики и изящества.

Многие после похода в цирк мечтают научится жонглировать, но, к сожалению, большинство бросают эту затею после нескольких неудачных попыток. Первое над чем стоит задуматься - это чем жонглировать. Можно взять любые круглые предметы, например теннисные мячи. Но лучше обратиться в специализированные магазины, в них существуют специальные мячики для жонглирования, которые ни куда не убегут в случае, если вы их не поймаете. На первых парах это будет случаться часто. Мячи мягкие, заполненные чаще всего пластиковыми бусинками. Главное помните, что все предметы для жонглирования должны быть одинаковые по весу и форме .

Научиться жонглировать может любой, кто обладает достаточной концентрацией, желанием и усердием. Для этого не надо поступать в цирк или специальное училище. Просто осваивайте все техники жонглирования постепенно и тренируйтесь, как можно чаще. Жонглирование в первую очередь интересное занятие для вас и окружающих, которое поднимает всем настроение. Кроме того, это поможет вам поддерживать хорошую физическую форму, также жонглирование хорошо снимает напряжение с глаз, помогает развить реакцию и ловкость рук.

Лучшим местом для занятий в квартире является кровать или диван, так как падая на мягкое мячи не будут убегать от вас по всей квартире, а падение будет бесшумным и не доставит ни кому дискомфорта.

Для жонглирования необходимо правильно стоять, а именно - встаньте прямо, ноги на ширине плеч. Руки согните в локтях и располагайте всегда параллельно полу, ладони направьте вверх. Локти должны находиться рядом с боками, но не прижиматься к ним и не оттопыриваться. Кроме того, руки должны быть расслаблены .

Как научиться жонглировать мячом

Жонглируем одним предметом : возьмите в руку один мячик и начинайте перебрасывать его из одной руки в другую. Бросайте не высоко, примерно на уровне ваших глаз или чуть выше. Бросать и ловить мячик нужно в разных точках. Бросок вы совершаете ближе к своему телу, а ловите с внешней стороны. Тренируйтесь пока не доведете жонглирование одним мячом до совершенства. Пробуйте ускорять и замедлять темп бросков.

Как научиться жонглировать 2 мячами

Берем два предмета, по одному в руку. В первую очередь совершите бросок правой рукой, с учетом предыдущих рекомендаций. Далее, когда предмет достигнет максимальной высоты, совершите бросок левой рукой. Ловите первый мяч - левой рукой, а второй - правой. Остановитесь и повторите упражнение, но только с другой руки. Тренируйтесь пока у вас не начнет получаться. Далее попытайтесь повторить все без остановок, постепенно ускоряя темп.

Как научиться жонглировать 3 мячами

Берем два предмета в правую руку, а в левую один. Бросаем правой рукой один из мячей, далее совершаем обмен, как описано в предыдущем задании. Когда предмет будет находится в наивысшей точке, совершаем еще один обмен. В результате в левой руке у вас будет два предмета. Повторите тоже самое, только начиная с левой руки. Закрепите двойной обмен мячами и тренируйтесь, пока свободно не будете выполнять данное упражнение.

Теперь можно начать жонглировать тремя предметами. Продолжайте все делать так же, как в предыдущем уроке, но добавьте еще один бросок. Как только почувствуете уверенность добавьте еще один бросок, потом еще один и т.к. Если продолжать заниматься, то скоро вы почувствуете уверенность и сможете легко жонглировать тремя мячами.

Как научиться жонглировать 4 мячами

Берем в правую руку два мяча и в левую - два. Получается, что каждая рука жонглирует двумя мячами. Для начала научитесь жонглировать таким способом одной рукой. Мячи подбрасываются чуть выше уровня глаз, а рука при жонглировании совершает полукруговое движение, выкидывая мяч возле тела, а ловя в самом удаленном от него положении. Выбрасывайте мячи слева на право или с право налево и только так. Ни в коем случае не надо подбрасывать мячи от себя или на себя. После того, как вы научились жонглировать одной рукой, попробуйте двумя. Не выкидывайте мячи синхронно, у вас это не получится. Наберитесь терпения, освоение техники жонглирования 4 мячами потребует сил и времени.

Как научиться жонглировать 5 мячами

Техника выбросов, как в жонглировании 3 предметами. Но теперь вы должны подбрасывать мячи в два раза быстрее и выше. Высота полета мяча должна составлять примерно 1 метр. Перед началом жонглирования 5 мячами возьмите 3 и подбросьте так, чтобы успеть сделать хлопок руками прежде, чем начать ловить. Если у вас получается, то возьмите еще один мяч.

Регулярно пишу о том, как полезно делиться своими идеями. Когда привыкаешь письменно фиксировать свои действия или намерения, социальные сети превращаются в полезные инструменты.

Из комментариев к записи в Фейсбуке я узнал, что некоторым моим знакомым жонглирование тоже помогает совместить несовместимое - концентрироваться и расслабляться одновременно. Отвлекаться от напряженной работы и, отдыхая, находить интересные идеи. Буду рад, если материал Вадима Хурина, который мы сегодня извлекли из архива публикаций «Жить интересно! », побудит и вас взять в руки жонглерские шарики. Попробуйте и поделитесь опытом, напишите нам. Посылайте сигналы и вы обязательно найдете людей, живущих с вами на одной волне.

Мои родители работали цирковыми артистами. Мама была жонглером. И я, сколько себя помню, был в цирке.

Я видел цирк изнутри и снаружи, знаю все входы и выходы. Одно время я даже сам хотел выступать на арене, занимался в цирковом кружке. Жизнь сложилась иначе, я не выступаю с цирковыми номерами, но навыки, полученные в детстве, помогают мне до сих пор. Один из этих навыков - жонглирование.

Жонглеры бывают разными. Кто-то на улице бросает три-четыре небольших мячика, кто-то устраивает потрясающие шоу, с легкостью управляясь с кучей разных предметов.

Это очень интересное занятие. Сначала мне нравилось жонглировать, потому что этим можно было удивить людей, а для ребенка это практически суперсила. В любой компании я быстро становился своим. Просто брал три небольших предмета и начинал жонглировать. Мне нравилось, что я умел делать что-то, недоступное большинству. Но потом я забросил это занятие, так как не видел в нем особой пользы. В цирк идти я уже не хотел, да и удивлять людей научился по-другому.

Сейчас моя работа связана с людьми - разными, часто сложными, непонятными или непонимающими. В течение дня может быть немало разных встреч, занятий или уроков.

Еще много подготовки, изучения, то есть процессов, которые требуют концентрации. Бывало, выполняя намеченные на день задания, я терял концентрацию все больше и больше. Вместе с этим нарастало раздражение.

Я стал искать способы отвлечься и сконцентрироваться одновременно, и вдруг вспомнил о трех небольших мячиках. Попробовал пожонглировать, понял - навыки, приобретенные в детстве, не утеряны окончательно. И начал регулярно практиковать такие паузы между делами, требующими концентрации.

На моем столе лежит три обычных теннисных мяча. Я не стал их никак переделывать или утяжелять. Мне вполне хватает их.

Можно, потратив немного времени, сделать хорошие мячи для жонглирования. Для этого вам нужно с помощью шприца и иглы залить в теннисный мяч воды, а затем обтянуть его резиновым воздушным шариком. Лишнее обрежьте и аккуратно подклейте края. Мячи станут «ухватистыми», и вы будете лучше контролировать их в руках.

Если я работаю за столом больше часа, делаю перерыв и минут пять бросаю мячи. Иногда просто по одному, иногда сразу три или четыре. Можно даже просто побросать один мяч из руки в руку, об пол или в стену. Это очень хорошо расслабляет и в то же время нагружает руки. Отвлекает от работы за компьютером и помогает разогнать кровь. Точка концентрации переносится на мячи и, как ни удивительно, это помогает переключиться. Через несколько минут я возвращаюсь к работе, будто после неплохой пробежки. В условиях нехватки времени или возможности для полноценной тренировки такие перерывы очень выручают.

Можно жонглировать мячами разного размера и веса. Это добавит сложности и интереса к вашим упражнениям.

Также я использую жонглирование, чтобы сосредоточиться на решении вопросов или, лучше сказать, на поиске ответов. Формулирую вопросы и начинаю бросать мячи. Когда жонглирую, о вопросах уже не думаю, но, так же, как и на пробежке, после некоторого времени ответы начинают приходить сами собой. Порой я делаю так даже в офисе. Кроме всего прочего, это помогает относиться к происходящему и к себе менее серьезно.

Освоив мячи, интересно будет перейти к другим предметам из арсенала жонглеров: кольцам, булавам, а может и вовсе попробовать жонглировать предметами, для этого не предназначенными. Только в этом случае позаботьтесь о том, чтобы обезопасить себя и окружающее пространство:)

Можно жонглировать, стоя неподвижно, а можно двигаться. В общем - делайте все, что придет вам в голову. Посмотрите выступления жонглеров в цирке. Может быть, вы позаимствуете у них какие-либо идеи для своей практики.

Пробуйте, упражняйтесь, и вскоре вы сможете удивить друзей:)

Польза жонглирования

  • Вы полностью отвлекаетесь от текущего дела. Ваше внимание концентрируется на предметах, которыми вы жонглируете. Ими нужно правильно управлять.
  • Развитие недоминирующей руки. Если вы правша, жонглирование поможет вам развить левую руку и наоборот. А это, в свою очередь, даст толчок возможному развитию других навыков.
  • Можно практиковать везде. Мячи не занимают много места.
  • Поле для экспериментов. Как только вы овладеете основной техникой, можете начать пробовать что-то новое. Бросать больше мячей, изменить высоту броска, бросать одной рукой два и более мячей.
  • Развитие общей координации. Вам нужно не только бросать и ловить мячи, но и контролировать положение собственного тела.
  • Можно практиковать в паре. Жонглирование может стать хорошей игрой с детьми или развлечением для нескольких человек. Например, на пикнике.
  • Это не травматично. Даже если вы уроните мяч на ногу или поймаете его лицом:), ничего серьезного с вами не случится.
  • Жонглирование помогает восстанавливаться после травм костей и суставов. Руки двигаются в разных плоскостях, но без сильной нагрузки.

Жонглирование - древнейший вид искусства, ранее относившегося к разряду боевых навыков. С его помощью воин мог устрашить врага умением манипулировать своим оружием в воздухе, что зачастую завершало ещё не разгоревшийся конфликт.

Несколько позже, когда это мастерство у граждан, оно перетекло в один из видов циркового искусства, благодаря Филипу Асли, открывшему свой амфитеатр. Затем популярность жонглирования снова увеличилась, и техника его исполнения начала активно совершенствоваться, вследствие чего у неё появилось несколько классификаций.

Особенности

Контактное жонглирование получило своё название за счёт метода манипулирования предметами. В отличие от классического способа исполнения трюка, данная техника подразумевает перекатывание предметов по телу и тесное соприкосновение с плечевым поясом и руками жонглёра.

Некоторые называют этот вид искусства волшебством, поскольку он зачастую поражает воображение простого зрителя гармонией пластики и ловкости артиста. По сути, движения исполнителя напоминают изящный танец, создающий иллюзию единения тела жонглёра с акриловой сферой, выступающей в качестве инвентаря (многие полагают, что в его роли выступает стеклянный шар, однако он слишком хрупок для этой цели).

Виды

Ныне существует несколько видов контактного жонглирования:

  1. Бодиролл - катание нескольких шаров по области плечевого пояса, рукам и голове. Иногда, при достаточной гибкости исполнителя, в процессе могут быть задействованы и остальные части тела, но встречается такое явление достаточно редко.
  2. Изоляция - создание иллюзии неподвижности шара за счёт его однотонного оттенка. Появляется впечатление, что акриловая сфера стоит на месте или парит, в то время как артист движется вокруг неё. Является наиболее распространённой техникой для начинающих осваивать контактное жонглирование.
  3. Мультибол - вращение в ладонях до восьми шаров с целью образования из них различных фигур и композиций. Требует специальной разминки для рук, улучшающей моторику и гибкость пальцев.

Многие артисты при выступлении также используют некоторые виды современного танца, для придания зрелищности и завершённости своим действиям.

Как выбрать шар для контактного жонглирования

Верный выбор шара для начинающего жонглёра является основополагающей успеха дальнейших тренировок. Значение имеет всё: фактура, цвет и размер сферы.

Диаметр шара подбирается в зависимости от длины ладони и конституции исполнителя. Ведь 10-сантиметровая сфера весом 650 гр может стать проблемой для хрупкой девушки. Чтобы подобрать инвентарь, потребуется измерить ладонь от кончика среднего пальца до сгиба запястья.

Если данный отрезок достигает 21 см, то оптимальным будет размер шара в 7,5 см, при меньшем значении, например, 16 см, сократится и допустимая величина сферы - до 6,5 см. На первых порах также очень важен вес инвентаря, потому его следует учитывать, поскольку начинающему жонглёру будет сложно демонстрировать трюки с предметом, который он едва способен удержать в руках.

Также следует помнить, что в категорически не подходит ни для тренировок, ни для выступлений опытных артистов. Этот материал крайне хрупок и его отцентровка намного хуже, поэтому такую сферу очень легко повредить, кроме того отрабатывать технику с её помощью будет ещё сложнее. Шар может быть выполнен лишь из небьющихся материалов, таких как акрил, резина или силикон. Последние используются для тренировочных стейджболов, менее тяжёлых и шумных при падении.

И последнее: шары для контактного жонглирования имеют широкую цветовую палитру. Кроме того, они бывают флюоресцентными, с вкраплениями блёсток, матовыми и глянцевыми. Однако, если инвентарь требуется для выполнения таких трюков, как изоляция, лучше всего подойдёт прозрачный или однотонный глянцевый шар. Его внешние качества способны производить визуальную иллюзию неподвижности, в отличие от двуцветных и имеющих инородные вкрапления сфер.

Контактное жонглирование является не самым сложным видом циркового искусства, однако, для достижения лучших результатов, стоит прислушаться к паре советов:

  1. Первое время лучше тренироваться над кроватью или на мягких поверхностях, чтобы сократить время поиска шара и избежать раздражающего шума при падении.
  2. При жонглировании следует использовать всю руку. При работе отдельных её частей избегать ошибок в разы сложнее.
  3. Держать шар требуется в светонепроницаемом материале, посколько акриловая сфера является мощной линзой, способной стать причиной пожара.

Как научиться контактному жонглированию

Чтобы научиться этой технике жонглирования, потребуется некоторое время отвести на тренировку рук, в частности ладоней, поскольку от их гибкости зависит очень многое. Для этого как нельзя лучше подойдёт комплекс упражнений, называемый finger fitness. Он находится в открытом доступе на многих сайтах и видеохостингах сети.

Уже за полгода постоянных тренировок можно неплохо овладеть данной техникой жонглирования.

Предметов, которые используются в жонглировании великое множество все перечислять нет необходимости. Так как наша цель дать базовые знания в этой области остановимся на основных предметах; это мячи, кольца и булавы. Самое простое купить все нужное через интернет, но это дорого и не всем по карману, я предлагаю варианты, как можно самим изготовить реквизит.

Мячики.

Есть несколько сравнительно простых вариантов. Первый, самый основной, покупаются теннисные мячи и заполняются водой, рисом или пшеном. Для заполнения водой используют шприц. Им протыкают мяч в самом плотном участке мяча и, оставляя иголку в мяче, шприцом наполняют его. Для заполнения мяча рисом или пшеном мяч надрезают полукругом по шву, засыпают зерна и потом заклеивают силиконовым клеем, иначе мыши могут прогрызть их. Всё это делается для утяжеления мяча, так как он легкий и бросок от этого не точный, кроме того, он меньше прыгает и не укатывается далеко. Мяч теннисный имеет один небольшой дефект он скользкий и чтобы этого избежать, можно натянуть на него резиновый надувной шарик. Для красоты концертных мячей их обшивают блестками, предварительно обшив их какой-нибудь тканью. Такой вариант очень красив под прожекторами. Используют деревянные шарики, выточенные на токарном станке. Иногда используют пластмассовые шарики, их так же разрезают, засыпают 100 гр. манки и потом паяльником заплавляют отверстие. Ещё один вариант очень удобен и прост в исполнении. Покупаются резиновые надувные шарики среднего размера. С помощью воронки заполняется шарик круглым рисом грамм 70-100, шарик завязывается, отрезается лишнее и на него одевается еще один или два шарика. Это можно в деталях посмотреть в онлайн учебнике. Достигается то, что мяч, упав, никуда не катится и притом не скользит в руке. Но есть у этого мяча весьма сильный недостаток достаточно зацепить что-нибудь острое и от мяча остаётся только кучка риса. Кроме этих вариантов можно купить мячи для русского хоккея, а также использовать фрукты, овощи и другие шарообразные предметы.

Кольца.

Вот самый простой способ сделать кольца. Берется трёхслойная фанера, желательно березовая без сучков, или авиационная. Лучший вариант это пластик фторопласт, винипласт или что-то подобное. Для вырезания колец делается резак. Для него берется деревянная рейка примерно 30 Х 30 мм, длинной примерно 500 мм. Затачиваются два гвоздя наподобие отрезного токарного резца или острого ножа, это кому как удобнее. В середину рейки вбивается гвоздь и поскольку самый удобный размер кольца по наружному диаметру 30 см. - 32 см., то от этого гвоздя, отступив 15 или 16 см. вбивают насквозь один резец и, отступив 11 или 12 см. вбивают насквозь второй резец. Затем приложив рейку к фанере и прокрутив её вокруг центрального гвоздя, намечаем первое кольцо. Затем вбиваем центральный гвоздь в фанеру и желательно в щит, на котором будут резать. На полу резать не желательно, потому что резец на выходе режет пол. После этого круговыми движениями вырезаем кольцо, стараясь, чтобы резцы отрезали кольцо одновременно. После этого готовым кольцом намечаем остальные кольца, которые могут получиться из листа фанеры и вырезаем их. Из стандартного листа фанеры 1500 Х 1500 мм, может получиться около 20 колец. Но дело это, надо сказать, трудоемкое. Самый современный способ вырезать кольца это идти на рекламную фирму, которая режет буквы и т.д. и они на станке режут легко и просто. Такая фирма в Челябинске есть за цирком, есть они и в других городах. Вырезанные кольца нужно обработать напильником, обмотать бинтом, смоченным в казеиновом клее, в два-три слоя. Высушить под "прессом" и по наружному диаметру обмотать синей изолентой, так же в два слоя, чтобы не резало руки кольцо, да и красиво получается; на белом фоне синий ободок. А в общем если мячики в интернете дорогие, то кольца можно найти по приемлемым ценам.

Булавы.

Это более сложный реквизит для изготовления, но и их можно делать самим. Начать можно и с палочек для жонглирования, но все же булавы хочет иметь каждый уважающий себя жонглёр. Вот чертеж палочки для жонглирования. Материал желательно бук, но и береза служит нормально. Чертежи в основном взяты из книги Баумана Н.Э. «Искусство жонглирования». Кое-что буду добавлять исходя из современных материалов. Палочка вытачивается на токарном станке, так же как и ручки и головки булав. Ей легче жонглировать, чем булавами, но почему-то все сегодня кидают булавы.

Теперь, как делают булавы. Стандартный вариант показан на чертеже. Ручка и головка вытачивается из бука или берёзы, в них вставляется дюралевая трубка, на которую нужно надеть фанерный шестигранник. Булава обшивается тонкой фанерой, которую прибивают к ручке и головке тонкими гвоздями. Затем её обматывают бинтами или полосками ткани смоченной в казеиновом клее. Сейчас этот клей редко продается и можно использовать ПВА. После этого обклеивают блестящей бумагой или раскрашивают. Тут простор для фантазий. Есть один недостаток в этой конструкции. Она достаточно хрупкая. Ломаются фанерки, гнутся трубки, разбиваются головки. Да и вес получается значительный. Есть вариант вместо фанерок обтянуть головку булавы тонкой веревочкой или шпагатом. Для этого по периметру головки и ручки набиваются, по кругу, до половины длинны, тонкие гвоздики. На них крепится конец шпагата и змейкой от головки к ручке обматывается вся булава, после натяжки шпагата гвозди забиваются до конца. Такую булаву также обклеивают тканью, получается ромбическая форма булавы.

Сейчас получили распространение булавы, сделанные из кеглей. Их делать проще. Вытачиваются ручки сразу на всю длину булав. Противоположный от ручки конец желательно скрутить проволокой в два ряда, так как при ударах это место лопается и шуруп вылетает. От кегли отрезается головка, а сама кегля одевается на ручку и с торца прикручивается шурупом к ручке. Тонкими гвоздями прибивается к ручке и практически булава готова. Этот вариант широко распространён в самодеятельных цирках. Но и один из лучших жонглеров в мире Николай Герасимов кидает булавы, сделанные по такой же схеме. Правда, у него вместо кеглей используются бутылки из-под отбеливателя. Он выбрасывает восемь булав, а семью жонглирует, высота большая, но булавы не бьются. Можно и другие бутылки приспособить лишь бы пластик был плотным.

Что еще нужно учитывать при изготовлении булав. Лучший вариант распределения центра тяжести булавы, должен располагаться на две трети расстояния от конца ручки. То есть если вы мысленно разделили булаву на три части, то отступив от конца булавы две части и положив это место на ребро ладони, булава должна быть в равновесии. Это нужно для более легкого закручивания булав. В противном случае придется применять больше силы для крутки. Но этот идеальный вариант встречается редко и в основном все привыкают к тем булавам, какие есть в наличии. В булавах из кеглей приходится закручивать шуруп в торец ручки через большую металлическую шайбу для утяжеления головки.

Можно сделать головку булавы на сплошной ручке (ниже есть примерный чертёж). Нужно так же учитывать, кто будет кидать булавы. Ведь если это будет подросток, то ему длинная булава не подойдет, так же диаметр ручки если будет велик, то не то что три булавы, но и две тяжело будет выбросить с одной руки. Для групповых перекидок булавы могут быть подлиней, например 500 мм. А для солиста короче и тоньше. Здесь размеры даны приблизительные каждый жонглер делает булавы под себя. На это обращайте внимание и при покупке булав в интернете. Там предлагают не дорогие литые булавы для начинающих. Они хороши тем, что практически не разбиваются. А так же в интернете можно найти и другие способы как самому сделать булавы. На фото есть способ изготовления булав, которые используют в работе артисты Чугуновы.

Как зачарованно все следят со стороны за клоунами, мимами или просто теми, кто умеет жонглировать! Вроде, кажется, все просто. Подбрасываешь шарики и ловишь их. Однако на деле все получается гораздо сложнее. Давайте разберемся, посильная ли это задача для обычного человека.

Кто был первый

Это искусство зародилось очень давно. Еще в Древнем Египте в период Среднего Царства, а это более четырех тысяч лет назад, оно было широко распространено.
Вот изображение на стене гробницы одной из принцесс той эпохи.

В Древнем Китае часто воины жонглировали мечами перед боем. Был один солдат, который мог сделать это семью клинками одновременно. Такие сражения часто заканчивались, не начавшись. Противники просто не хотели быть изрубленными в капусту за пару минут.

В конце 18-го века во Франции был открыт первый цирк, и у актеров появилась работа. До этого, в средние века, такое искусство считалось колдовством, поэтому пришло в упадок.

В 19-м - начале 20-го столетия уже было легче научиться жонглировать. Многие театры и шапито предлагали эту забаву, а у артистов были накладки с деньгами. Поэтому за небольшую плату можно было нанять репетитора.

В 1940 годах первые компьютеры научились рассчитывать траекторию движения подбрасываемых предметов. С этого времени стали подобное явление рассматривать с точки зрения науки. Была основана Международная ассоциация жонглирования.

В 1970-х в Массачусетском технологическом институте начали изучать этот феномен глубоко. Клод Шеннон сформулировал свою теорему (о которой поговорим позже), а Сеймур Паперт с друзьями основали клуб жонглеров. Это на сегодня старейшее из заведений подобного рода.

В наши дни это искусство распространено достаточно широко и становится все более популярным. Начинают обычно с вопроса, как научиться жонглировать тремя мячами. Этот трюк можно увидеть на ярмарках и в цирках, просто в офисе или на рынке. То есть повсеместно.

Подобная манипуляция - самая простая. Ей обучаются за пару часов. Поверьте, это очень легко. Далее мы расскажем об этом детально.

Теорема

Ее разработал один ученый из Массачусетского Технологического Института. Она представляет собой схематический расчет каскада с тремя предметами. То есть, математически объясняется, как научиться жонглировать 3 мячами.

Итак, формула выглядит следующим образом: (F + D) х H = (V + D) х N, где F - это время, которое мяч проводит в воздухе, D - время шарика в руке, H - количество рук, участвующих в трюке, V - время, в течение которого рука свободна, N - количество мячей.

Теорема доказана вследствие одного полного цикла жонглирования. Был расчет с точки зрения руки и мяча, сравнены оба результата.

Другими словами, вывод такой - чем больше шаров, тем более зависит трюк от скорости подбрасывания. Даже малейший отход в сторону от стандартных движений может разрушить всю картину.

Виды жонглирования

Классическое

Инвентарем здесь служат мячи, кегли, булавы, кольца, ракетки и прочее. Работа происходит, в основном, с количеством предметов. Основные трюки - каскад и круг.

Перекидное

Работа в команде, когда несколько артистов бросают друг другу предметы.

Отпольное

Похоже на классическое, но мячи при этом еще и ударяются о поверхность пола, что делает номер зрелищнее. Подразделом можно назвать элементы разминки спортсменов. Посетите любую тренировку, и вам станет понятно, как научиться жонглировать футбольным мячом.

Контактное

Более статичное. Подразделяется на несколько подвидов.

  • Бодиролл, когда мячи перекатывают по телу. Особенно участвуют плечи, предплечья, спина, шея.
  • Мультибол - актер управляется с шарами на ладони одной руки. Чем-то похоже на то, как перебирают китайские звенящие сферы для медитации.

Основные принципы

Когда вы усвоите базу и поймете, как научиться жонглировать 3 мячами, возможно будет обучение различным трюкам, а их великое множество.

Вот несколько названий только для трех шаров: колонны, теннис, каска, венец, спираль, змейка, так-так, маятник, машина Бёрка и еще много других.
Но это будет позже. Сейчас давайте вернемся к азам.

Важно научиться следить за мячиком и отключать осознанность действий. Они должны происходить на автомате. Если бы гонщик задумывался о том, когда передачу включать, на какую педаль давить, он бы врезался в первый же бордюр.

Поэтому просто приучаем руки к траектории движения шаров. Вскоре вы поймете, что при наработанном ритме броска мячик вылетает с одной и той же точки и приземляется в руку через точный промежуток времени в конкретном месте. И так постоянно, пока вы "на автопилоте".

Первый урок

Теория закончилась. Готовы к практической части статьи о том, как научиться жонглировать?

Сначала необходимо найти три приблизительно одинаковых по размеру, желательно круглых предмета. Это могут быть овощи или фрукты, мячи для большого тенниса или бейсбола. В конце концов, просто свернутые в шарики носки. Включаем фантазию, развиваем креатив!

Стоим расслабленно и ровно. Предплечья параллельно полу, локти возле боков, но не прижимаются к ним.

Начнем с одного предмета. Бросок производится возле центра туловища, ловим - с внешней стороны от тела. Высота - чуть выше уровня глаз. Поехали! Из правой кисти в левую и обратно. Делаем это упражнение, пока оно не будет получаться на автомате примерно в одних и тех же точках для обеих рук.

Немного усложним. Возьмите два мячика, по одному в каждую ладонь. Бросаем первый ведущей рукой (правой, если вы правша). Когда он взлетит на максимальную высоту, кидаем левой. Теперь шарики в положении, противоположном исходному.

Остановитесь, проверьте, не сдвинулись ли локти или предплечья. Продолжаем без пауз. А вы думали, легко будет понять, как научиться жонглировать? Результата нужно добиться такого же, как и в упражнении с одним предметом.

Три мячика. Вот она, ближайшая цель. В этом трюке все просто. Здесь как будто по очереди руки становятся ведущими. Сейчас объясним. Суть заключается в двойном обмене.

Начинаем, в правой два шарика, в левой - один. Бросаем ведущей кистью, когда он достигнет уровня глаз, вспоминаем предыдущее упражнение и задействуем мячик с другой руки. Когда второй взлетит на максимальную высоту, а первый будет на подлете к левой, самое время отправить в путь третий предмет. В итоге у нас должно получиться такое положение, что в ведущей ладони один, а в противоположной - два мячика.

Это называется двойным обменом. Цель настоящего упражнения - делать без остановки десять таких циклов. Посмотрите внимательно на рисунок.

Шаффл

Когда база есть, и получен ответ на вопрос, как научиться жонглировать, самое время повышать навыки.

Сейчас разучим один из более сложных трюков с тремя шариками. Название происходит от английского слова «перемешивание», потому что движение рук похоже на тасование колоды карт.

Основу этого трюка составляет базовая манипуляция слэм, «удар». По сути, шаффл - это всего лишь много таких движений подряд.

Сначала тренируем slam, а после включаем его в каскад тремя мячами и получаем shuffle.

Итак, начнем. Возьмите по одному шарику в каждую руку. Проще выполнять трюк с ведущей. Исходное положение - вспомогательная находится как при каскаде, а слэмующая немного по-другому. Локоть отставлен в сторону, предплечье направлено вверх. Мяч держат большим, указательным и средним пальцами.

Здесь не будет времени между броском и поимкой. Левой рукой посылаем шар, как в каскаде. Когда он взлетает на уровень плеча, над ним резко кидаем второй, и в ту же секунду ловим первый мячик. Это должно быть одно движение.

Здесь очень важна координация. Научитесь делать одной рукой, после включите трюк в обычный каскад. Со временем сможете делать и двумя.

Как научиться жонглировать 4 мячами

Здесь схема будет отличаться от предыдущих. Самое простое - отдельно каждой рукой управляться с двумя шариками. Вместе оно будет смотреться зрелищно.

Итак, начнем. Возьмите в любую ладонь один предмет и бросьте его по округлой траектории вверх изнутри наружу. Фактически движение руки будет похоже на каскадное. То есть кидаем ближе к центру тела, ловим извне. Но путь напоминает овал, вытянутый по вертикали.

Теперь асинхронно работаем четырьмя предметами. Правой кистью постоянно оперируем только первым и вторым шарами, а левой - исключительно третьим и четвертым. Сложнее натренировать действия синхронно, да это и не нужно.

Как научиться жонглировать 5 мячами

Если вы решите освоить такое упражнение, готовьтесь, по крайней мере, к шести - двенадцати месяцам тренировок. Именно подобный трюк является первым достижением, отличающим профессионала от новичка.

Высота бросков здесь примерно на метр выше головы. Наибольшая сложность - постоянная точность скорости и отклонения мяча от траектории. Любое замедление или смещение градуса - провал. Второе, что важно помнить, двигаются только предплечья. От локтя до плечевого сустава рука неподвижна и находится вертикально.

Начните с каскада тремя шарами, но кидайте их на метр выше головы. У вас получится несколько секунд, когда руки будут свободны, в это время делайте хлопок ими. Далее - делаем фонтан четырьмя шарами, как описано ранее, но на большую высоту. Это натренирует силу броска и скорость.

Следующее упражнение - каскад 4 мячами с дыркой, еще называется 55550. Описывать такой трюк сложно, легче глянуть на него воочию или на видео.

Наконец, переходим к итогу. После предыдущих занятий у вас должно сложиться представление о том, как научиться жонглировать пятью мячами. Фактически вы уже это выполнили. Останется просто заполнить пробел в прошлом трюке.

Достижения

Но это - еще не предел. Хотите узнать рекорды?

13 колец одновременно использовал Albert Lucas, 13 мячей - Alex Barron, 9 булав смогли поднять в воздух трое спортсменов - Bruce Tiemann, Scott Sorensen и Chris Fowler.

Хотите всемирной славы? Научитесь управляться с большим количеством предметом, запишите видео и предоставьте его на обозрение комиссии жюри в Международную Ассоциацию.

Успехов вам, дорогие читатели!