Лечебное действие древних асан хатха - йоги. Ни одна конкретная асана в «Йога Сутрах» не называется

ГАРМОНИЗИРУЮЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕЛА.

Третья ступень Йоги и, вместе с тем, первая ступень Йогической практики есть Асана.

Сюда относятся упражнения, а точнее особые положения для тела. Это род физической гимнастики, назначение которой, в отличие от обычной атлетической гимнастики, заключается не в том, чтобы развить силу и крепость мышц и ловкость тела. Цель Асаны - дать систему физических упражнений тела, воздействующих главным образом на внутренние органы и на железы внутренней секреции, которые играют важную роль в поддержании равновесия обмена веществ, правильности функционирования нервной и кровеносной системы и т. д. Этим достигается восстановление утраченного здоровья и поддержание его в идеальном состоянии в течение всей жизни. Далее задача этих упражнений состоит в том, чтобы в соединении со специальными замками (Мудры, Бандхи) пробудить дремлющую силу Кундалини. Кроме того Асана дает упражняющемуся в Йоге ряд особых «сидячих» поз, наиболее пригодных для длительной концентрации и медитации.

Из всех 84 000 Асан, данных Шивой Махадэвой, 84 считаются наилучшими, а из числа 84 тридцать две асаны признаются самыми полезными для человека.

Практикующему Асаны можно дать несколько рекомендаций:

Все хатха-йогические позы следует проделывать очень осторожно и постепенно достигать требуемого положения тела. Нет такой Асаны, которой нельзя было бы овладеть в результате систематических усилий в течение нескольких месяцев. Один или два месяца практики делают все связки, мускулы и кости чрезвычайно эластичными. Даже старики могут практиковать Асаны.

Выбрав определенный ряд упражнений, ученик должен придерживаться только этих Асан, не меняя их и не прибавляя никаких, в течение всего времени. Пока он не овладеет ими в совершенстве (около 1 года по крайней мере).

Асаны нужно проделывать методично и пунктуально каждый день, либо утром и вечером, часть проделывая утром, а остальную часть - вечером, сообразуясь с тем, что некоторые позы легче удаются утром, другие же наоборот - вечером После небольшой прогулки или гимнастики все позы легко удаются и утром.

Продолжительность выполнения различных ассан и целых комплексов каждый организм определят себе сам, к нему нужно только прислушаться.

Упражняться в Асанах следует или совершенно без одежды, или в легком костюме, не стесняющем движений.

Если какое-либо упражнение вызовет усиленное сердцебиение или одышку, следует сразу же лечь в позу Шавасану и лежать пока не установится нормальное самочувствие.

Помните всегда, что всякая Асана, производимая насильно и поспешно, приводит к растяжению связок, производимая же осторожно и по правилам, устраняет все зажимы.

Очень ошибочно широко распространенное мнение, что Асаны, как и вся Йога вообще, выполнимы только теми, кто имеет исключительное здоровье и гибкость, кто еще молод и силен.

В Хатха-Йога-Прадипике говорится:

«Кто б ни принялся за Йогу,

В ней достигнет совершенства -

Молодой он или старый,

Дряхлый, слабый иль больной».

Известно, что одно из назначений Асан - излечить организм от различных болезней. Прибавим к этому, что практикой специальных Мудр и Бандх, в соединении с Пранаямой, Йог не только в состоянии устранить неизлечимые недуги, но также остановить разрушительное действие времени, вернув телу свежесть и вид 16-ти летнего юноши и, наконец, посредством Кхечари Мудры победить самую смерть, отдаляя ее на неопределенное время.

Из книги Золотая книга йоги автора Шивананда Свами

Из книги Йога. Теория и практика. автора Аров Борис

3. АСАНА ГАРМОНИЗИРУЮЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕЛА.Третья ступень Йоги и, вместе с тем, первая ступень Йогической практики есть Асана.Сюда относятся упражнения, а точнее особые положения для тела. Это род физической гимнастики, назначение которой, в отличие от обычной атлетической

Из книги Простая йога. Лучшие асаны автора Липень Андрей

Асана 3. «Лук» (дханурасана) Описание. Исходное положение – лежа на животе после отдыха или сразу после предыдущего положения.Начните выполнение упражнения с более простого варианта и затем перейдите к полному.Простой вариант с одной ногой. Соедините ноги вместе, согните

Из книги автора

Асана 8. «Ребенок» (баласана) Перейдите в позу «ребенок» для расслабления. Опустите ягодицы на пятки, голову – вниз, лбом к

Из книги автора

Асана 10. Прямой угол, лежа на спине (урдхава прасарита пад асана) Описание. Исходное положение – лежа на спине, ноги согнуты в коленях, стопы на полу, поясница прижата к полу.Поднимите ноги вертикально вверх, перпендикулярно полу, стремитесь полностью выпрямить их в

Из книги автора

Асана 8. «Лук» (дханурасана) Описание. Исходное положение – лежа на животе. Начните выполнение с более простого варианта позы «лук» и затем перейдите к

Из книги автора

Асана 1. «Стрекоза» Описание. Из положения «ребенок» перейдите в позу «восемь точек тела» (эта асана подробно описана в комплексе «Приветствие солнца»). Опустите грудную клетку к полу, как можно ближе к коленям. Если не получается, можно подать корпус немного вперед, чтобы

Из книги автора

Асана 3. «Кобра» Описание. Поза подробно описана в комплексе «Приветствие солнца». Соедините ноги вместе, упритесь ладонями в пол на уровне плеч, локти направлены вверх. Поднимите голову, грудную клетку, подключите руки. Задержитесь, толкая грудную клетку вперед и вверх.

Из книги автора

Асана 8. Наклон к одной ноге (джану ширш асана) Описание. Опустив руки на пол, согните правую ногу и прижмите стопу к внутренней части левого бедра, опустите правое бедро. Поднимите руки через стороны вверх на вдохе, потянитесь, на выдохе немного втяните живот и начните

Сколько существует асан йоги, откуда и когда они появились? Попробуем разобраться.

Сегодня миллионы людей во всем мире растягивают и скручивают свои тела в причудливые и замысловатые позы, которые называют асанами. А сам этот процесс называют йогой.
Популярна также идея, что это чрезвычайно древняя практика, возраст которой составляет не менее 5 – 6 тысяч лет. Основополагающим трактатом йоги объявлены «Йога Сутры» Патанджали, и считается, что истоки современной практики коренятся именно в нем. Однако в этом тексте об асане говорится только, что это неподвижная и удобная поза, которая достигается при прекращении усилия и сосредоточения на бесконечном, и благодаря которой прекращается воздействие парных противоположностей.

Ни одна конкретная асана в «Йога Сутрах» не называется.

В значительно более поздних текстах, относящихся к традиции хатха-йоги, перечисляется совсем небольшое количество асан, наверное, на порядок меньшее, чем практикуется сегодня. Откуда же взялись все остальные?

Сколько существует асан?


«Сколько есть живых существ, столько же есть и положений тела (асан). Из сотен тысяч их 84 объяснены Шивой.»

«Существует так много поз, как много разновидностей живых существ. Все различия между ними понимает только Шива. Каждая из 8.400.000 поз была объяснена Шивой. Из них он выбрал 84», — сообщает «Горакша Самхита» («Горакша Паддхати») — вероятно, один из самых ранних хатха-йогических текстов.

Ему вторит другой текст – «Гхеранда Самхита», который датируется приблизительно XVII веком: «Гхеранда сказал: Сколько есть живых существ, столько же есть и положений тела (асан). Из сотен тысяч их 84 объяснены Шивой. Эти 84 – выдающиеся асаны, а 32 из них можно использовать людям в этом мире».

То есть, согласно древним текстам, существуют 8.400.000 живых существ. Интересно, что цифра эта несильно расходится с подсчетами современных ученых. По их оценкам, на Земле обитают 8.700.000 тысяч видов живых организмов. Это приблизительная цифра, высчитанная математически, т.к. далеко не все виды сегодня открыты и изучены. Это: 7,77 млн. видов животных, 298 тысяч видов растений, 611 тысяч видов грибов, 36,4 тысячи видов одноклеточных микроорганизмов. Факт, в очередной раз подтверждающий мудрость и правоту древних мудрецов.

Но возможно ли придать человеческому телу такое количество – 8 400 000 — разнообразных поз, даже если они отличаются друг от друга совсем незначительно? Здравый смысл подсказывает, что нет. Но ведь у Шивы явно не человеческое тело. В иконографии Шива традиционно изображается четырехруким, а две дополнительные руки увеличивают количество возможных положений в несколько раз. Так что для Шивы такое количество асан вполне доступно.

Асаны в древних текстах


Иллюстрация из трактата «Джогапрадипика» Джаятарамы, XVIIIв.

Итак, посмотрим, сколько асан описывается в древних текстах.

«Йога Сутры» Патанджали – 0.

«Горакша Самхита» — 2 : сиддхасана и камаласана (падмасана).

«Шива Самхита» — описаны 4 : сиддхасана, падмасана, свастикасана и уграсана; упоминаются также ваджрасана и гомукхасана без описания.

«Тирумандирам» Тирумулара — 8 : бхадрасана, гомукхасана, падмасана, симхасана, сотхирасана, вирасана, сукхасана и свастикасана.

«Хатха-йога Прадипика» — описывает 15 асан: свастика, гомукха, вира, курма, кукута, уттана курма, дханура, матсья, пасчима, маюра, шава, сиддха, падма, симха, бхадра. И далее в тексте упоминается еще и уткатасана.

В трактате «Шри Таттва Нидхи» (примерно вторая половина XVIII в.) Муммади Кришнараджа Водияра насчитывается уже 122 асаны, причем, есть асаны, которые выполняются на канате и на перекладине.

«Гхеранда Самхита» — говорится о 32 асанах, которые «можно использовать людям в этом мире», и дается описание 31. Это: сиддха, падма, бхадра, мукта, ваджра, свастика, симха, гомукха, вира, дханур, мрита, гупта, матсья, матсиендра, горакша, пасчимоттана, утката, самката, маюра, кукута, курма, уттана, врикша, мандука, гаруда, вриша, салабха, макара, уштра, бхуджанга и йогасана.

Текстов, перечисляющих все 84 асаны, всего 2. Это «Хатхаратнавали» Шринивасы, датирующаяся приблизительно XVII столетием, и описывающаяся 36 из 84* асан, и «Джогапрадипика» Джаятарамы, XVIIIв., описывающая все 84 асаны.

Но, уже со второй половины XVIII века асаны начинают потихоньку размножаться. В трактате «Шри Таттва Нидхи» (примерно вторая половина XVIII в.) Муммади Кришнараджа Водияра насчитывается уже 122 асаны, причем, есть асаны, которые выполняются на канате и на перекладине. Предполагается, что именно этот трактат сильно повлиял на Кришнамачарью, с которого, по сути, и началась вся современная йога.

Эра Кришнамачарьи


Тирумалай Кришнамачарья, с которого, по сути, началась современная йога.

Сам Кришнамачарья в обосновании своей новаторской йоги ссылался на два текста: «Йога Курунта» и «Йога Рахасья».

«Йога Курунта» Вамана Риши – чрезвычайно древний трактат, излагающий систему динамических практик, которую Кришнамачарья познавал в устной передаче у своего тибетского гуру Рама Мохана. Позже Кришнамачарья случайно обнаружил этот текст в калькуттской библиотеке и обучил по нему Паттабхи Джойса. К сожалению, текст таинственным образом исчез, предположительно его «съели муравьи». То есть, кроме Кришнамачарьи и, возможно, Паттабхи Джойса, никто этого текста не видел. Еще более удивительно, что не было сделано ни одной копии со столь древнего и ценного манускрипта.

Другой текст «Йога Рахасья» Шри Натхамуни. Это тоже древний текст, который также был утрачен еще в средние века. Однако Кришнамачарье этот трактат чудом был явлен во время медитации, зрительно им воспринят, запомнен и позже записан. И сейчас «Йога Рахасья» существует в записи Кришнамачарьи. Здесь приводится большое количество асан, в том числе и таких, которые до этого в йогических текстах не встречаются, например, все конасаны, сарвангасана и др.

Тут, однако, уместно вспомнить, что асаны, описанные в средневековых текстах, обычный человек без тренировки и подготовки выполнить просто не сможет. И следовательно, нужны какие-то подготовительные и промежуточные упражнения, позволяющие развивать силу и гибкость. Поэтому дополнение практики новыми асанами было вполне оправдано.


Бесконтрольное размножение

Сам Кришнамачарья в своей книге «Йога Макаранда» приводит всего 38 асан. Но, начиная с середины XX века, в книгах по йоге количество асан исчисляется уже сотнями. В частности, каталог Дхармы Миттры, вышедший в 2003 г., содержит 608 асан. А еще ранее Дхарма Миттра создал схему Master Yoga Chart из 908 асан, которая и сегодня украшает стены многих йога-центров по всему миру. Причем в эту схему площадью в несколько квадратных метров вошли далеко не все асаны: первоначально для нее было сделано 1350 фотографий. При этом, просматривая даже такие объемные каталоги, любой опытный практик скажет, что там не все асаны, и вспомнит еще несколько. Впрочем, жизнь показывает, что новые асаны появляются по всему миру постоянно.


Дхарма Миттра создал схему Master Yoga Chart из 908 асан.

В 2009 году индийское правительство озаботилось вопросами правообладания на йогу и выразило намерение запатентовать 1500 (!) асан! Сравните с двумя — четырьмя асанами древних текстов. Вот к чему приводит бесконтрольное размножение!

Асаны и культурное наследие Индии

Откуда столько – 1500 асан? Энтузиасты этого проекта уверяют, что все эти асаны описаны в древних текстах. Доля истины здесь, безусловно, есть. В пуранах, итихасах и упанишадах эпизодически встречаются названия и даже описания некоторых поз, которые никто не мешает называть асанами. Например: «Заняв позицию алидха…» или «сев в позу баддха-парьянка» («Калика пурана») и др. Возможно, если «по сусекам погрести, по амбарам помести», в недрах великого литературного наследия древней и средневековой Индии можно отыскать древние корни многих современных практик.


Каларипаятту — одно из древних боевых искусств Индии.

Индии также никогда не были чужды традиции воинского искусства и соответствующей физической подготовки воинов. Боевому искусству посвящена одна из шести упавед (околоведических текстов, посвященных отдельным областям знания) – Дханурведа. Возможно, именно из воинской подготовки пришли в йогу такие асаны как «лук», «всадник», «герой» и др.?

Асана как форма тапаса


Садху слева держит руку поднятой вверх более 40 лет; садху справа постоянно стоит на одной ноге, даже когда спит.

Некоторые положения тела на протяжении тысячелетий практиковались в Индии в качестве тапаса – формы крайнего аскетизма или самодисциплины, которая, согласно древним представлениям, порождала огромную силу и сверхъестественные возможности. Считалось, что йогин, практикующий тапас, мог стать могущественнее богов.

Возможно, поэтому некоторые асаны йоги носят имена великих мудрецов древности, которые практиковали тапас: васиштхасана, маричиасана, вишвамитрасана и др.? Йогины, практикующие такую форму тапаса до сих пор встречаются в Индии. Они годами и десятилетиями стоят на одной ноге, держат усохшие за время практики руки поднятыми вверх и т.д.

Наряду с тапасвинами в Индии всегда существовали и факиры, зарабатывающие деньги демонстрацией экзотических поз и необычных возможностей своего тела. Кое-что, похоже, было заимствовано и у них.

Йогини и махасиддхи


84 махасиддха.

Другой возможный источник асан – это богатейшая индуистская иконография. Кроме наиболее известных представителей индийского пантеона существуют многочисленные другие изображения, например, 84 махасиддхов и 64 йогини. Правда, махасиддхи почти все изображаются сидящими в медитативных позах, а йогини, наоборот, — стоя, но их положения тоже не отличаются разнообразием. И это неудивительно, т.к. в досовременную эпоху йога отождествлялась не с асанами, а с медитацией.


Тандава – танец творения и разрушения

Еще один замечательный иконографический источник – караны Танца Шивы. Существуют 108 изображений Шивы, исполняющего Танец творения и разрушения – Тандава, и некоторые из них действительно чрезвычайно напоминают современные асаны, если, конечно, закрыть глаза на то, что у Шивы, в отличие от нас, четыре руки. Например, 50 – lalaadathilagam – Шива стоит с поднятой вверх ногой; 53 — sakramandalam — похожа на маласану, 66 – athikrantham — мостик, 107 — sagadasyam — дханурасана и др.


Некоторые караны Танца Шивы чрезвычайно напоминают современные асаны, если, конечно, закрыть глаза на то, что у Шивы, в отличие от нас, четыре руки.

Впрочем, и классический индийский танец, теоретические основы которого изложены в трактате «Натьяшастра» Бхараты Муни, вполне мог стать прародителем некоторых асан. Например, известные нам натараджасана, капотасана, врикшасана часто встречаются в классическом индийском танце бхаратанатьям.


Известные нам натараджасана, капотасана, врикшасана часто встречаются в классическом индийском танце бхаратанатьям.

Йога и западная физкультура

Иллюстрация из книги М. Синглтона «Тело йоги», показывающая идентичность асан, демонстрируемых Айенгаром, и популярных в Европе гимнастических упражнений.

Но, как бы велико ни было культурное наследие Индии, исследования и публикации последних 10 – 15 лет доказали, что и Запад внес свой вклад в разнообразие современной практики асан. Самым известным трудом по этой теме является, наверное, книга Марка Синглтона «Тело йоги», где приводятся фотографии, показывающие, что Кришнамачарья заимствовал и включил в свою практику асан многие упражнения и акробатические элементы из популярных в начале XX столетия на Западе гимнастических систем. Более того, автор настаивает, что именно они и легли в основу йоги Кришнамачарьи. И выходит, далеко не вся йога уходит корнями в глубокую древность, и «новодел» в ней составляет изрядную, если не большую, часть. На этом фоне забавно выглядит скрупулезное выстраивание некоторых асан, бывших «в девичестве» гимнастикой или акробатическим трюком, ради того, чтобы «прана правильно распределялась по телу».

Так йога ли это?

Возникает вопрос: насколько правомерно в таком случае всю современную практику называть йогой и отождествлять с древней традицией? Что ж, меняется жизнь, меняется человеческое тело и сознание, меняется мир вокруг нас, а вместе с этим меняется и йога, адаптируясь как живое учение к потребностям современного человека. Просто не нужно излишне мистифицировать современную йогу и искать метафизические аспекты и скрытые сакральные смыслы там, где их нет. А тот факт, что с каждым годом в практику йоги вовлекается все больше людей во всем мире, и все больше людей находят в ней источник хорошего физического самочувствия и душевной гармонии, говорит о том, что никакие нововведения йоге не мешают, а делают ее только лучше. И, в конце концов,

йога — это не асаны, древние или современные, а состояние души!


Известный современный гуру традиции Шайва-Сиддханта Шивая Субрамуниясвами (1927 — 2001) собрал одну из немногих полных коллекций из 108 статуэток, изображающих 108 каран Танца Шивы.

* Асаны «Хатхаратнавали»: сиддха, бхадра, ваджра, симха, шилпасимхасана, бандхакара, сампутита, шуддха (4 варианта падмы), данда, паршва, сахаджа, бандха, пинда, маюра, экападамаюра, (6 вариантов маюрасаны), бхайрава, камадахана, панипатра, кармука, свастика, гомукха, вира, мандука, маркатасана, матсиендра, паршва матсиендра, паршва матсиендра, бандха матсиендра, нираламбанасана, чандра, кантхва, екападака, пханиндра пасчиматана, шайита пасчиматана, вичитракарани, йога мудра, видхунана, падапиндана, хамса, набхитала, акаша, утпадатала, набхиласитападака, врисчика, чакра, утпхалака, уттана-курма, курма, баддха курма, кабандха, горакша, анпгустха, мустика, брахмапрасадита, панчачули, куккута, экападака куккута, акарита, бандха чули, паршва куккута, ардханаришвара, бакасана, чандраканта, судхасара, вьягхра, раджа, индрани, шарабха, ратна, читрапитха, баддхапакшисвара, вичитра, налина, канта, судхапакши, сумандака, чауранджи, краунча, дридха, кхага, брахмасана, нагапитха, шавасана.

Хатха йога — оптимальная практика для тех, кто желает научиться чувствовать свое тело, им управлять и поддерживать его в желаемой форме.

Перед самостоятельным изучением основных поз йоги, мы рекомендуем подписаться и просмотреть наши бесплатные видео уроки по основам йоги. Поскольку хатха йога состоит из телесной и дыхательной практики, то огромное внимание на этой ступени уделяется именно асанам — позам, которые необходимо принимать для растяжения и усиления мышц. Изначально стоит запомнить всего пару простых правил:

  1. Осваивать асану следует из наиболее простых вариаций;
  2. При выполнении упражнения возможен легкий дискомфорт или напряжение, но никак не сильная боль;
  3. Сменять одну асану на другую следует плавно, избегая резких движений;
  4. Дыхание должно быть ровным и спокойным, если другое не предусматривается правилами выполнения конкретной позы.

Заранее нужно позаботиться о месте практики: найти упругий и мягкий коврик, подобрать легкую, не сковывающую движений одежду и исключить любые отвлекающие факторы. После небольшого разогрева можно приступать к освоению асан: от простых до очень сложных.

Простые асаны стоя

Тадасана

Тадасана входит в самые легкие и основные стойки в хатха йоге . Выполняется максимально просто: ноги рядом, тяжесть тела приходится на середину стоп. Необходимо подтянуть живот, напрячь ягодицы и расправить грудную клетку. Важно не напрягать шею и не поднимать плечи. Взгляд прямой, руки опущены вниз, пальцы вместе. Дышать следует спокойно на протяжении всего выдерживания асаны — 30 с. Эта поза улучшает осанку и снимает усталость с нервной системы.

Падангустасана

Падангустасана (наклон вперед), выход с Тадасаны. На выдохе нужно постепенно опустить прямой позвоночник вперед до параллели с полом. Задержаться на пару секунд, затем опуститься еще ниже, дотянувшись до пальцев ног. Если растяжка на данном этапе не позволяет выполнять Падунгастасану в полной амплитуде, то нужно задерживаться на 15-20 секунд в том положении, которое сейчас допустимо.

Усложненные позы стоя

Уттхита Триконасана

Уттхита Триконасана представляется в позе треугольника . Находясь в Тадасане, нужно с помощью прыжка сменить положение так, чтобы ноги находились шире плеч, а руки были направлены в стороны. Постепенно следует развернуть стопы в правую сторону и наклониться вправо так, чтобы левая рука оказалась с внешней стороны стопы. Взгляд следует направить на большой палец правой руки. Важно, что от левой руки до правой должна проходить прямая линия. Обязательно следует повторить асану и на левую сторону.

Уттхита Триконасана II выполняется из того же исходного положения — ноги врозь, руки в стороны . Но наклоняться следует прямо вперед. После достижения параллели с полом нужно направить правую руку вниз и опереться на ладонь. Затем поднять левую руку вверх, направляя вслед за ней взгляд. Важно выдерживать прямую линию рук и не округлять спину.

Позы воина: максимальная сложность

Вирабхадрасана I

Вирабхадрасана I в хатха йоге тоже выполняется из Тадасаны . Руки нужно поднять вверх, после чего сомкнуть ладони над головой. Ноги расходятся на 120-130 см, что со стороны напоминает классический выпад. Угол между коленом должен быть прямым, а правое бедро — параллельно к полу. Левую стопу можно слегка развернуть вправо. По направлению правой стопы должны быть развернуты лицо, грудь и колено. Голова запрокинута назад, а взгляд направляется вверх.

Вирабхадрасана I

Вирабхадрасана II очень похожа на вариацию I, но руки возводятся не вверх, а направляются в стороны . Из Тадасаны нужно встать в стойку, где ноги шире плеч. Затем развернуть стопы в левую сторону и опустить левое колено до параллели бедра с полом. Корпус остается прямым, но взгляд направляется за левой рукой — влево. Ладони смотрят вниз. Важно поддерживать ровную спину, держать подтянутым живот и ягодицы.

Вирабхадрасану III

Йога включает в себя и Вирабхадрасану III, которая достигается из Вирабхадрасаны I . Чтобы выполнить упражнение, нужно опустить грудь на бедро передней ноги так, чтобы руки составили параллель полу. Затем постепенно отрывайте левую ногу от пола, перенося тяжесть на правую. Колено опорной ноги нужно медленно разгибать, пока нога не станет ровной. Достаточно удерживать позу 30 секунд. При выполнении позы воина нужно повторять упражнение на обе стороны.

Тонкости Вирабхадрасаны

Удерживать равновесие в позе воина легче, если вес равномерно распределить на стопы. Принимая третью позицию, можно представить, как что-то растягивает тело за руки и ногу, находящуюся на весу. Если выполнять асану мешает боль в пояснице, то практиковать упражнение нужно в более облегченном варианте, опираясь руками об колено или пол.

Поза воина в любой ее вариации укрепляет мышцы брюшной полости и бедер, помогает наладить равновесие и сделать устойчивее к нагрузкам поясницу. Также развивается подвижность суставов, что полезно для тех, кто увлекается разными видами физических нагрузок. Вирабхадрасана укрепляет подколенные мышцы и позволяет быстрее восстановиться после травм в суставе.

Балансы

Асана «Стул» -Уткатасана

Один из самых простых балансов в йоге — это поза стула . Находясь в Тадасане, руки нужно возвести над головой, а затем медленно опускать таз назад, сгибая колени. Согнув колени в тупом угле, корпус стоит наклонить вперед, потянувшись за руками. Это и есть заключительная часть упражнения, в которой нужно находиться до 40 секунд.

В целом йога и балансы развивают чувство равновесия, учат сосредотачиваться и расслабляться даже в неудобных для тела позах. К тому же выполнение балансов на одной ноге развивает мускулатуру и способствует укреплению мышечного корсета. Легче всего выполнить баланс, когда взгляд направлен на неподвижную точку внизу. Самый сложный вариант — находиться в равновесии с закрытыми глазами. Промежуточным этапом может послужить прямой взгляд вперед.

Классические балансы на одной ноге

Врикшасана 1

Врикшасана, иначе именуемая позой дерева в хатха йоге имеет две вариации . Для выполнения первой нужно принять Тадасану и подтянуть к животу ногу, согнутую в коленке. Опорная стопа должна строго смотреть вперед, а колено — оставаться прямым. Обхватив колено рабочей ноги, стоит выдерживать позу до 30-40 секунд. Упражнение благоприятно влияет на коленный сустав, координацию и работу кишечника.

Врикшасана 2

Более сложная вариация Врикшасаны выполняется с того же исходного положения . Но теперь рабочую ногу следует развернуть в сторону и, поднимая ее вверх, подтянуть стопу максимально близко к промежности. Если нога соскальзывает с внутренней части бедра, то ее можно поддержать рукой. В противном случае прямые руки возводятся вверх, а ладони смыкаются. Асана выполняется на обе стороны. Начинать предпочтительнее с ноги, хуже удерживающей баланс.

Сложные балансы на одной ноге

Уттхита Хаста Падагуштхасана 1

Уттхита Хаста Падагуштхасана начинается с Тадасаны . Правую ногу, как и в Врикшасане I, нужно подтянуть к себе, обхватив руками большой палец. На выдохе постепенно следует распрямлять колено. Опорная нога тоже должна оставаться прямой. Во время выполнения важно держать подтянутым пресс, а спину — ровной. Но нельзя округлять поясницу, чтобы не навредить спине. Подробное описание позы позволяет выполнить ее максимально верно.

Уттхита Хаста Падагуштхасана 2

Уттхита Хаста Падагуштхасана II выполняется также, но перед выполнением следует раскрыть тазобедренный сустав . Нога выпрямляется не перед собой, а максимально в сторону. Если удерживать баланс не удается, можно выпрямить противоположную руку. Если по-прежнему сложно, то ногой можно упереться в стену, но руки следует поднять над головой. Бывает и другая проблема в становлении позы — растяжка не позволяет выпрямить ногу. Стоит использовать ремни, полотенце для захвата ступни или удерживать ногу двумя руками, но под коленной чашечкой.

Балансы на руках

Для увеличения силы рук, нужно регулярно выполнять отжимания от пола. В хатха йоге женщины нередко практикуют отжимания с опорой на коленях. После того, как сила рук уже достаточно развита, можно приступать к асанам.

Бакасана — поза журавля

Бакасана известна как поза журавль . Для начала нужно сесть на корточки и ладони разместить на полу перед собой. Постепенно смещая на руки тяжесть тела, следует поднять таз, развести в стороны колени и голени завести за плечи. Затем нужно аккуратно оторвать одну стопу. Когда это станет получаться легко, пора переносить вес на руки полностью и отрывать от пола обе ноги. Середину спины нужно тянуть вверх, за спиной таз, а за тазом и ноги. Усложнить задачу можно, если пытаться выпрямить руки в локтях.

Чатуранга Дандасана

Чатуранга Дандасана — еще одна не сложная вариация баланса на руках, которую стоит выполнять для увеличения силы . Исходное положение — всем известная планка. Затем руки нужно согнуть так, чтобы предплечья были параллельны полу, а все тело представляло собой прямую линию. Если и такое положение удерживать сложно, колени опускаются на пол.

Наклоны вперед стоя

Адхо Мукха Шванасана (Собака мордой вниз)

Адхо Мукха Шванасана иначе известна как собака мордой вниз . Начинается поза с Тадасаны и последующей Падангустасаны. Затем нужно поочередно сделать шаги назад до максимального натяжения в ногах. Важно, чтобы колени оставались прямыми. Стопы нужно слегка развернуть. Таким образом, руки и спина образуют восходящую прямую линию, а ноги — нисходящую. Подтянутый живот и направление копчика вверх сделают позу верной в выполнении.

Прасарита Падаттонасана предполагает такой же наклон, как и Падангустасана, но при широкой стойке ног . Итак, нужно встать в Тадасану, прыжком вывести ноги шире плеч, развернуть пятки немного наружу и выполнить наклон ровной спины вперед. Если растяжка позволяет, то руками нужно обхватить лодыжки. В противном случае йога не терпит боли: руки нужно согнуть в локтях, а кисти положить на предплечья, чтобы стало легче, и уже в таком положении тянуться вниз. Данная поза нужна для растяжения ног и позвоночника.

Простые позы сидя

Сукхасана — одно из самых простых упражнений в йоге . Выполняется она легко: нужно скрестить ноги перед собой, а прямыми руками тянуться вверх. Сделав несколько дыхательных циклов, руки можно опустить, ненадолго расслабиться и повторить асану, сменив перекрест ног. Стамбхасана — немного усложненный вариант. Нужно не просто скрестить ноги, а положить одну голень на другую, максимально прижимая нижнюю ногу к полу. Руки следует положить на колени. Идеальная поза для выполнения мантр и медитации.

Вирасана, Падмасана и Гомукхасана

Вирасана выполняется таким образом: нужно стать на колени, ноги слегка шире плеч . Руки следует положить на колени. Затем нужно медленно опускать таз между стоп, удерживая спину прямой. Падмасана выполняется аналогично Сукхасане , но ноги не просто скрещиваются, а укладываются максимально близко к паху. Гомукхасана — поза коровьей головы . Для начала сесть нужно ровно, правой ногой скользить под левое колено. Левое бедро нужно уложить на правую голень, а левую голень разместить рядом с правым бедром. Правую руку поднять вверх и, согнув в локте, сцепить в замок с левой рукой. Спину нужно держать ровной.

Бадхаканасана является позой бабочки сидя . Нужно сесть прямо, стопы вместе, колени направлены в сторону. Руками можно помочь коленям и, легким надавливанием, прижать их к полу, если позволяет растяжка. Бадха Падмасана является усложненным вариантом : ноги нужно скрестить, как в Стамбхасане, и дотянуться противоположными руками до ступней за спиной.

Скрутки сидя

Маричиасана

Маричиасана — поза, названная в честь индийского мудреца . Чтобы повторить позу, нужно сесть ровно с прямыми ногами. Затем подтянуть к себе левую ногу и обхватить левой рукой с внутренней стороны, выполняя скрутку вправо. Ненадолго задержаться в этом положении, после чего с ровной спиной опуститься на прямую ногу, вытягиваясь подбородком за колено. Удерживается такая поза до одной минуты. Скрутки проще выполнять, если увидеть позу, наглядно изображенную в картинках.

Маричиасана II

Маричиасана II выполняется с того же исходного положения , но на этот раз бедро согнутой ноги захватывается противоположной рукой с внешней стороны, а руки сцепляются за спиной.

Выполняя дыхательные циклы, нужно все больше скручиваться в сторону на выдохе и удерживать положение на вдохе. Поскольку Маричиасана может быть сложной для новичка, то можно немного ее упростить: в первом варианте не делать захват руками, а упираться ими в пол, а во втором — делать захват рукой за прямую ногу. После выполнения скручивания в одну сторону, стоит повторить упражнение в другую.

Наклоны сидя

Пашчимоттанасана

Пашчимоттанасана известна всем, кто когда-либо занимался растяжкой . Исходное положение — прямая спина и ровные ноги, вытянутые вперед. Делая вдох, следует потянуться руками вверх, а на выдохе плавно их опустить вперед, выполнив захват стоп. Важно удерживать прямую спину, вытягивая ее от позвонка до позвонка. С каждым выдохом следует опускаться немного ниже. При этом нельзя забывать о ровных коленях и прямой спине: опускаться на ноги нужно прежде всего нижней частью живота. Удерживается положение на 30-40 секунд в максимально низком наклоне.

Джану Ширшасана

Джану Ширшасана напоминает предыдущую асану, но на практике она выполняется проще . С начального положения (сидя с вытянутыми ногами) нужно подтянуть к себе правую ногу, уводя колено в сторону, а стопой упираясь в бедро. Затем на вдохе потянуться вверх, на выдохе — опуститься вперед, выполняя захват руками ступни прямой ноги. Здесь нужно следить за растяжкой: нельзя преодолевать сильную боль, ведь допустимый дискомфорт должен быть едва ощутимым. Постепенно, с каждой минутой нахождения в позе будет становиться проще и проще выполнять правильный наклон с ровной спиной. После выполнения на правую ногу, следует повторить упражнение и для левой ноги.

Три уровня сложности Навасаны

Навасана

Навасана иначе именуется как поза лодки . Для ее выполнения нужно сесть с прямой спиной и захватиться руками за подколенные чашечки. После этого, удерживая равновесие, нужно оторвать ступни от пола и вывести ноги вверх так, чтобы голени были параллельны к полу. Руки следует тоже выпрямить рядом с ногами, вытягиваясь за ними вперед. Когда удерживать такое положение станет легко, нужно слегка опереться руками об пол и выпрямить ноги. Важно следить, чтобы низ живота не отрывался от бедер, а спина оставалась ровной.

Навасана III

Третий уровень сложности в Навасане предполагает выпрямление рук до их параллели к полу . Во время выполнения позы следует удерживать баланс. Причем опора должна приходиться на седалищные кости, а не копчик. Новички могут поднимать ноги не слишком высоко, но тем, чье тело позволяет выполнить более сложный вариант, следует максимально прижиматься бедрами к низу живота, оставляя спину перпендикулярной к полу. Расслабить тело после выполнения Навасаны следует в Сукхасане.

Базовые позы лежа

Шавасана

Шавасана включена в самые легкие и известные асаны в йоге . Поза трупа обычно завершает занятие хатха йогой — нужно лечь на спину, руки на удобном расстоянии от тела, мышцы расслаблены, а глаза закрыты. Впрочем, в середине занятия следует практиковать и другие асаны, которые выполняются лежа.

Супта Падангуштхасана

Самая простая из них — Супта Падангуштхасана . В положении лежа нужно притянуть к животу колено и обхватить стопу руками. На выдохе нога выпрямляется, пятка смотрит четко вверх. После удерживания такого положения, одну руку нужно отпустить, а ногу увести в сторону, удерживая колено прямым. Взгляд направляется в противоположную от ноги сторону. При недостатке растяжки используется ремень.

Матсиасана

Матсиасана — поза, развивающая гибкость позвоночника . В положении лежа, ноги вместе, нужно упереться локтями в пол, постепенно отрывая спину от пола. Макушка при этом не отрывается от поверхности, но вес тела переносится не на голову, а на локти и стопы. С каждым выдохом нужно все больше раскрывать грудную клетку и тянуться спиной вверх. Даже если прогибы имеют подробное описание, лучше делать их под присмотром инструктора, чтобы не навредить позвоночнику.

Скрутка лёжа

Первые скрутки лежа выполняются следующим образом : нужно лечь на спину, притянуть колено, обхватив его руками, а затем опустить его на пол возле противоположной ноги. Руки направлены по сторонам, а голова развернута в противоположную от колена сторону. В такой позе можно задерживаться на несколько минут, после чего следует сменить ногу. Важно, что ягодицы, поясница и плечи не должны отрываться от коврика.

Простые перевернутые позы

Обычно перевернутые позы оставляют на конец занятия, ведь тело уже разогрето и риск получить травму минимален. Под конец занятия человек максимально совладает с телом и управляет мышцами, благодаря чему легче осваивать более сложные асаны хатха йоги. В целом же, перевернутые позы полезны для человеческого организма. Они помогают расслабиться после рабочего дня и запастись энергией, если выполняются утром.

Сарвангасана

Освоение перевернутых поз следует начинать с Сарвангасаны — позы свечи . Для ее выполнения стоит лечь на спину, прижать к животу бедра. После нескольких перекатов на спине нужно опустить ладони на поясницу и постепенно выпрямить ноги вверх, упираясь на локти и верх спины. Шея должна быть максимально разгружена на протяжении всего выполнения асаны — одной минуты.

Халасана

Из Сарвангасаны продвинутые йоги переходят в Халасану — позу плуга . Выпрямленные ноги нужно опустить за голову, а руки вытянуть за спиной. При этом пальцы рук стоит переплести между собой и вывернуть наружу. Снова-таки, основная нагрузка должна приходится на плечевые суставы, а не на шею. Спину следует удерживать ровной. Принять Халасану можно и из положения лежа, когда колени прижаты к груди. После выполнения нескольких перекатов нужно увести ноги за голову и выпрямить. Поначалу ногами можно упираться в стену, со временем опускаясь все ниже и ниже.

Стойка на голове

Саламба Ширшасана

Саламба Ширшасана выполняется в хатха йоге, но обязательно требует присутствия инструктора . Самостоятельно ее тоже можно освоить, но только после длительных тренировок и по достижению высокого уровня физической подготовки. Для начала стоит стать на колени и локти, охватив последние руками. Затем руки отпустить и переплести пальцы между собой. Голову поставить на пол, а ноги выпрямить в коленях, упираясь только на носки и локти. Вытягиваясь копчиком вверх, нужно приближать стопы к голове, прижимая бедра к животу.

Когда такое положение будет даваться легко, можно переходить к следующему этапу — оторвать ноги от пола и согнутые прижать к телу. Плечи уходят как можно дальше от головы, а основной упор приходится на локти. Со временем и этот этап усложняется — ноги можно выпрямить в коленях, направив их вверх. Поначалу такое положение достаточно удерживать на протяжении всего нескольких дыхательных циклов. Со временем стойку на голове можно продлевать до 7-10 минут. Учиться Саламба Ширшасане можно у стены — это значительно облегчит процесс.

Приветствие Солнцу — Приветствие Луне

Сурья Намаскар

Приветствие солнцу (Сурья Намаскар) — комплекс асан, которые могут выполняться в качестве разминки перед занятием или утренней зарядки после пробуждения.

Для любителей вечерней хатха йоги доступен комплекс асан Приветствие Луне (Чандра Намаскара), который следует выполнять в вечернее время суток или в качестве хорошего разогрева.

Подробнее с обоими комплексами можно познакомить в .

Здравствуйте дорогой читатель, добро пожаловать в реальность йоги и в этой статье начнём рассматривать тему асан.

Именно благодаря физическим упражнениям, йога получила такую широкую известность в современном мире. И хотя раздел , который и занимается асанами, является далеко не самым важным сектором всей науки йоги, однако обучаться медитации гораздо проще имея здоровое тело и , и асаны йоги как раз таки очень хорошо (при правильном их исполнении) способствуют здоровью тела, ума и позвоночника.

Что такое асана йоги и как она работает.

Словом асана называется третья ступень , на которой осваивающий тему йоги должен научиться контролю энергии на уровне тела. С точки зрения йоги Патанджали, асана — это комфортная поза с прямой спиной, в которой человек может без какого-либо движения просидеть три часа. При таком раскладе (если человек неподвижен, с прямой спиной и сидит долгое время, желательно концентрируясь в точке между бровями), энергия естественным образом начнёт перенаправляться от периферии тела вовнутрь и вверх, что собственно йогой и должно быть достигнуто.

Однако же в современном мире под асанами, чаще понимаются многочисленные позы йоги, скрутки, всевозможные наклоны и прогибы, стойки на ногах, руках и голове…это тоже асаны, которых на самом деле существует больше тысячи и даже больше миллиона (в древних манускриптах говориться что Шива — создатель йоги, описал восемь миллионов четыреста тысяч асан), однако чаще всего в практических занятиях по асанам используют от 56-ти до 84-х асан и то не все сразу.
Сегодня асаны йоги широко используются для оздоровления и укрепления тела, этим очень успешно занимается такое направление йоги как йога-терапия. Лечит от всего! Лишь бы йога терапевт под руководством которого человек занимается был грамотным.

Но физическое здоровье это далеко не всё что асаны способны дать, да и как ранее в статье про было рассмотрено, состояние физического тела во многом лишь следствие более тонких тел. И через асаны можно очнеь здорово настроиться на эти самые тонкие тела.

Самое основное и интересное, что про асаны следует понимать — это то,что асаны превращают человеческое тела в своего рода антенну для определённой частоты энергии. Принимая разные асаны человек настраивается на определённую волну энергии (словно приемник настраивающийся на определённый канал радиоволны). И это всегда позитивная волна, способствующая оздоровлению как физического тела так и всех остальных тел человека.

Через гармонизацию эфирного тела происходит исцеление физического, успокаиваются эмоции и мышление. Все люди занимающиеся асанами йоги хотя бы пару раз в неделю продолжительный период от нескольких месяцев, даже если сперва они пришли ради похудения, замечают за собой, что стали оптимистичнее, умиротвореннее и счастливее.

Революционным дополнением к практике асан стали данные . Он прочувствовал энергии и состояния в каждой из асан и сформулировал краткие позитивные утверждения. Если повторять их в своём уме во время выполнения асаны, то положительный эффект от выполнения асаны во много раз усиливается.

Асана + аффирмация

Приведу пример 12-ти асан с аффирмациями:


Как правильно выполнять асаны

В этой статье дам всего пять общих, но очнеь важных рекомендаций по выполнении асан:

  1. Прогресс в асанах на растяжку, скрутки, изгибы выполняется не за счёт усилий, а за счёт расслабления. Все асаны должны делаться в максимально расслабленном состоянии. Для этого надо для начала научиться расслабляться и понять, как это делать в асанах. Никаких давящих, тянущих, волевых усилий по принятию правильной позы. Тело должно само позволить войти в правильную асану! А терпеливое прорабатывание напряженных участков через дыхание (можно представлять что через напряженный участок мы вдыхаем и выдыхаем воздух), позволяет углубиться в асану и усовершенствовать её.
  2. В большинстве асан . Во многих из них для этого слегка подают таз вперёд (поджимают копчик). Это предохраняет от излишней наргузки поясницу. Не надо делать в асанах прогибы в пояснице, берегите её. Прогибы следует делать за счёт грудного отдела и растяжки тазобедренных суставов.
  3. В асане не должно быть больно. Одно дело лёгкий дискомфорт при умеренном растяжении, который и будет полем для деятельности, чтобы достигать в асане прогресса. И совсем другое резкая боль или силовое перенапряжение в асане, которые принесут много проблем в будущем и являются показателями нарушения . Асаны делаются на грани между комфортным положением и началом ощущения дискомфорта, но это грань не переходит в боль и самоистязание. Через напряженные участки очень здорово как бы дышать… например в собаке мордой вниз пока она не будет легко получаться концентрируйтесь на напряжении в подколенных сухожилиях, как бы вдыхайте воздух через напряженные участки, а затем всё напряжение выдыхайте во вне в окружающее вас пространство света и спокойствия.
  4. Асана — это определённая волна приёмника, и чтобы эффект от этой волны энергии был воспринят в ней надо находиться не менее 30-ти секунд. Постепенно укрепите свое тело так, чтобы вы без особого труда смогли находиться в нужной вам асане 30-ть и более секунд. Важно не количество асан, а степень концентрации в них и глубина погружения.
  5. Заканчивайте практику асан, либо к которой они и призваны подготовить тело, либо асаной под названием шавасана, о ней подробнее напишу в бушующих статьях.

Кстати у практики асан есть так же противопоказания…поэтому если уж хотите эту тему как следует освоить, то отнеситесь к ней серьёзно: неправильным выполнением асан можно достичь обратного здоровью эффекта. Мне рассказывали, что в Индии есть больница предназначенная для инструкторов йоги, которые чрезмерными усилиями в асанах серьёзно повредили своему телу.

А я желаю вам, мой дорогой читатель, быть здоровым и становиться всё здоровее.

Йога не всегда была тем, чем стала в XX и XXI веках. Она всегда менялась. Изменения происходили с течением времени или благодаря миграции йогических систем из одного климата в другой.

Особенно пристально исследователи изучили эволюцию асан. И в процессе систематизации поз йоги открылось много интересных фактов, позволивших по-иному взглянуть на миграцию йоги с Востока на Запад (некоторые ученые даже обнаружили трансформирующее влияние Запада).

Главный вопрос, который задают ученые: почему в современной йоге столь большое значение придается асанам (Аштанга-виньяса, йога Айенгара, другие авторские разработки), когда помимо физического аспекта существует еще много других элементов? И как случилось, что из инструмента для медитации асаны сегодня превратились в самостоятельное направление?

Существует точка зрения, и ее поддерживают исследователи йоги Марк Синглтон и Норман Сьоман, что многочисленные асаны — в том виде, в котором они сегодня существуют, —не являются чисто индийским продуктом, а были модифицированы с учетом модных в начале XX века гимнастик — датской и шведской, а также претерпели влияние зародившегося тогда культуризма. В некоторой оппозиции по отношению к компании «западников» стоит скандинавский историк йоги Гудрун Бюнеманн — автор скрупулезного исследования «84 асаны йоги». В отличие от Сьомана и Синглтона фрау Бюнеманн считает, что практика асан (во всем их многообразии) развивалась столетиями. Этот процесс «затяжных родов» по сути и дал жизнь Хатха-йоге в том виде, в котором она практикуется сегодня во всем мире. Бюнеманн, исследовав все существующие на сегодняшний день доступные источники по йоге, приводит в доказательство список из 84 асан — позы встречаются одновременно в нескольких древних книгах по йоге. (Сегодня различных вариаций асан насчитывается куда больше!)

«Мы мало знаем о развитии традиции асаны с течением времени, — пишет Бюнеманн, — тексты натхов учат относительно немногим позам, но в кругах практикующих, которые хотели получить пользу от асан для физического тела, их количество постепенно увеличилось. Позы были отделены от общей системы йоги и объединены с физическими упражнениями. В современной Индии асаны также включены в системы подготовки спортсменов, в частности борцов (малла)». Рассуждая об асанах, имеет смысл отделить Хатху от других видов йоги, что невозможно без краткого экскурса в историю религии Индии.

Два культа

Индуизм делится на два лагеря — поклонников Шивы (шайвы) и адептов Вишну (вишнуиты). Культ Шивы был принят в более раннюю эпоху, чем вишнуизм. Шиваизм долго оставался профессиональной религией брахманов и ученых, пока в I тыс. до н. э. его не потеснил вишнуизм. Вайшнавское богословие включает в себя основные верования индуизма: переселение душ, просветление, карму, а также различные виды поклонения Вишну посредством Бхакти-йоги. Следует отметить, что созерцательная Бхакти-йога ничего общего с Хатха-йогой не имеет. И техники Бхакти-йоги обычно состоят из воспевания имен Вишну (бхаджаны или киртаны), медитации на его форму (дхарана) и поклонения мурти Вишну (пуджа).

Поклонение Шиве (шиваизм) прослеживается еще с доарийского периода (2500—1500 г. до н. э.) Главной целью шиваитов является осознание своей тождественности с Шивой и освобождение через слияние с ним. Союз с Богом приходит благодаря получению знания от духовного наставника. Из шести существующих сект шиваизма только Сиддха-сидханта шиваизм (традиция натхов, или шиваизм Горакшанатха) является школой, в которой зародилась практика Хатха-йоги. Это один из самых ранних аскетических орденов Индии. Теология в этой школе часто отходит на второй план, и в главном фокусе оказываются техники Кундалини и Хатха-йоги. В Индии традиция натхов окончательно сформировалась с VII по XII вв. н. э., ее основателем считается мудрец Горакшанатх. Некоторые тексты натхов, такие как «Хатха-йога-прадипика», «Гхеранда-самхита», «Шива-самхита», «Горакша-шатака» признаны классическими, на них ориентируются йогины во всем мире. Самому Горакшанатху приписывается авторство порядка 50 трудов. Согласно преданиям, благодаря практике Хатха-йоги Горакшанатх достиг физического бессмертия.

Волшебные воины

В Средние века натхи были очень влиятельны, однако само имя «натх» или «хатха-йогин» пользовалось специфической репутацией из-за их излишней воинственности. Кроме того, все связанное с натхами было опутано мистицизмом, что заставляло представителей элитных брахманских слоев населения считать их воинами-магами, владеющими колдовскими методами, волшебными силами — сиддхами. В своем исследовании «Тело йоги» Марк Синглтон отмечает, что натха-йогины времен империи Великого Могола и ранней Британской Индии были, возможно, первой крупной религиозной группировкой, основанной на идее военной организации. Это были священные воины, аскеты-боевики. Их называли также натх-сиддхами. В средневековой Индии натхов считали проводниками сверхъестественной силы — они могли возводить на престол или низвергать с престола королей. Вплоть до XVIII века натхи-саньясины практиковали аскезу и сложные асаны «наряду с обучением боевым техникам и владением оружием». Тогда же натхи «доминировали на рынке военных наемников в Северной Индии». Слава о «мистической броне» натхов, их физической неуязвимости приравнивала их к бессмертным богам.

Оружие бессмертия

Гудрун Бюнеманн пишет: «В большинстве текстов натха и хатха традиций учат лишь небольшому количеству асан, причем в сочетании с энергетическими замками и другими практиками, такими как пранаяма: этот взгляд на роль асан как на вспомогательную явно отличается от взгляда большинства современных йогических школ. «Гхеранда-Самхита» учит йоге, в которой асана функционирует как второе звено из семи: 1) шесть практик очищения шаткарм; 2)асаны; 3)мудры; 4) отвлечение чувств от внешних объектов (пратьяхара); 5) пранаяма; 6) медитация (дхьяна); 7) погружение (самадхи)». Бюнеманн также пишет, что значение асаны в разных текстах может интерпретироваться в зависимости от школы и традиции. И если в йоге натхов асана — это инструмент укрепления тела и способ достижения «особых сил», то в Адвайта-Веданте, например, термин получает особое значение и интерпретируется в зависимости от ума практикующего, и асана нужна только для того, чтобы в ней «можно было с легкостью предаваться непрерывным размышлениям о Брахмане». То есть у асаны появляется интеллектуальное значение, в корне отличное от целей и задач Хатха-йоги.

Факиры и колдуны

Синглтон указывает на то, что вплоть до второй половины XIX века Хатха-йога не пользовалась популярностью даже у себя на родине, в Индии. Взгляд на йогу как на суеверие и колдовство во многом был связан с начавшимся еще в Средние века процессом колонизации европейцами стран Азии и Востока. У европейцев на тот момент отсутствовала заинтересованность в изучении систем йоги. «Туристами» были и путешествующие писатели XVII-XVIII веков — французы Франсуа Бернье и Жан де Тавено. Их письма, написанные на родину из Индии, что называется, сделали моду и задали стиль для многих последующих описаний йогинов и восприятия их европейцами, «как мохнатых аскетов, нечесаных дикарей с диким взглядом, язычников и оккультистов». В виду отсутствия дискурса йога просто не изучалась, а наблюдалась. Ведические брахманы также отрицательно относились к Хатха-йоге, считая ее уделом низших слоев общества, склонных к практике оккультизма и колдовства.

Синглтон отмечает, что к XVIII веку Хатха-йога пришла в упадок. О шаткармах, асанах, пранаяме на время забыли. А в XIX веке снова вспомнили. Это был век развития мировых монополий, становления империализма, расширения колониальных владений и развития межкультурных связей.

О йоге на Западе многие впервые узнают в 1893 году на Конгрессе всемирных религий из уст пропагандиста Веданты, Свами Вивекананды, который высказывается о Хатха-йоге пренебрежительно и называет йогов «факирами, принимающими неподобающие позы». Тут нужно сделать небольшую поправку: Свами Вивеканада не привозил на Запад йогу. Он привез Адвайта-Веданту. А ведантисты не практикуют Хатха-йогу, они занимаются созерцательной практикой тождественности Брахману — Джняна-йогой.

Железо куй и йогу практикуй!

Так почему асаны стали так популярны в ХХ веке? Запад в XIX-XX веках охватывает мода на здоровое и красивое тело. Становятся популярными гимнастика, культуризм, атлетизм. Физподготовка вводится в программы обучения школьников, студентов, солдат и даже благородных девиц, в том числе и в России. А в это время в Индии благодаря деятельности лидеров движения за независимость растет дух национального самосознания. С помощью таких антиколониально настроенных меценатов, как Махарадж Майсура Кришнараджендра Водеяр IV, в молодежной среде пропагандируется здоровый образ жизни. Открываются «клубы здорового тела» при школах и университетах. Но главное — в Индии появляются свои национальные герои: культуристы, йоги, которые в то же время являются борцами за свободу и независимость. Будучи воспитанниками западных школ физкультуры, они тем не менее привносят в практику национальные черты. Таким образом постепенно формируется современная практика асан — она не может не вобрать в себя элементы западной физкультуры. Один из героев того времени — К.В. Айер — профессор физической культуры, последователь основателя западного культуризма Евгения Сандова. Харизматичный Айер был страстным пропагандистом Хатха-йоги как части эффективного режима физической культуры. В своей монографии «Культ мышц» (1930) он клянется, что «Хатха-йога, древняя система телесного культа, дала мне много больше для того, чтобы я смог сделать себя тем, кто я есть сегодня, чем все пояса, брусья, стальные пружины и штанги».

Знаменитым пациентом Айера был Кришнараджендра Водеяр, которого профессор лечил после инсульта. В благодарность Айеру махарадж финансировал строительство зала для атлетических занятий в своем дворце. И... этот зал находился рядом со школой йоги Шри Тирумалаи Кришнамачарьи!

В 1933 Кришнамачарье была поручена популяризация практики йоги в Индии. У молодежи тогда йога ассоциировалась с аскетизмом и эзотерикой. Синглтон пишет, что некоторые юноши «даже чувствовали себя виноватыми, что пошли на йогу, а не на бодибилдинг к Айеру» в класс через коридор. И тогда Кришнамачарья начал свой «великий эксперимент» с йогой — ввел в практику новые элементы: подручные материалы из спортивного зала (веревки, блоки), придумал на ходу и испробовал на своих учениках новые позы. Есть мнение, что знаменитый комплекс Сурья Намаскар (раньше имел форму пуджи, выполнялся в сочетании с мантрами) Кришнамачарья модифицировал, позаимствовав из гимнастики переходы. Он разработал множество новых виньяс (динамических связок). Синглтон утверждает, что уроки йоги при дворце в Майсоре сначала воспринимались просто как хорошее дополнение к физическому воспитанию, но Кришнамачарья постепенно добился того, чтобы была признана и духовная составляющая школы. Очень скоро йога оказывается в авангарде и способна бросить вызов западной гимнастике. Для того чтобы пропагандировать йогу, Кришнамачарья гастролирует с наиболее продвинутыми учениками по всей стране. Его студенты — все как на подбор сильные и атлетически сложенные молодые люди — показывают сложные позы и акробатические номера, устраивая настоящие представления силы, гибкости и выносливости. Это укрепляет индийцев в вере, что национальная физическая культура превосходит западную. Йога становится популярной еще и потому, что Кришнамачарье удается то, что не удавалось прежде никому из учителей: он объединяет гимнастическую йогу с философией «Йога-сутр» и древнеиндийской медициной. Так Индия в середине ХХ века, а затем и «нищий духом» Запад получают абсолютно новый продукт, апеллирующий к традиции Патанджали. Плюс йогашалы — в ней никогда не поддерживался принцип воздержания (брахмачарьи). Любой светский юноша, а впоследствии и девушки могли заняться йогой. Удачное сочетание духовности и философии, силовой гимнастики и культа здорового тела определило тот успех, с которым развивалась дальше йога в традиции Кришнамачарьи. Пика популярности на Западе во 2-й половине ХХ века достигли два его знаменитых ученика — Б.К.С. Айенгар и Паттабхи Джойс. Школа Аштанга-Виньяса-йоги и метод йоги Айенгара продолжили линию преемственности учителя в использовании модификаций асан, связок и виньяс и одновременно прививали студентам правила жизни, описанные в «Йога-сутрах». Айенгар еще и модернизировал терапевтические приспособления, сделав их более функциональными и разнообразными.

В завершение хочется процитировать слова Нормана Сьомана: «Традиция йоги — это живая традиция. Она жива до той поры, пока пускает новые побеги». На протяжении всей истории практика йоги претерпевала изменения. И продолжает изменяться, адаптируясь к быстро меняющимся условиям жизни. От рождения до смерти человек меняется. Практика йоги так же не может оставаться неизменной в течение тысячелетий. Эволюция — это жизнь, которая развивается, двигаясь вперед. А йога создает для этого развития гибкие условия.

На вопросы отвечает Сергей Агапкин, директор сети Agapkin Yoga Station

Почему йога использовалась для физической подготовки молодых индийцев в период борьбы с колонизацией?

Добавление силового момента в йогу давало право без объяснений двигаться к искомой политической цели без того, чтобы давать объяснения кому-либо.

Повлияла ли западная гимнастика на развитие йоги в Индии?

Заявление о том, что современный контент йоги обязан не только древним текстам, но и наработкам западных специалистов в области физической культуры, звучит очень сомнительно. Большинство западных систем конца XIX и начала XX веков, таких как немецкая и шведская гимнастика, прекрасно известны до сих пор, и любому заинтересованному человеку несложно понять что:
1) авторы этих систем сами заявляли об эклектичности созданных ими направлений;
2) статической нагрузкой, в отличие от йоги, почти не пользовались;
3) активно работали с оборудованием (перекладины, брусья, шведские стенки).

Выступление на Всемирном конгрессе религий в США в 1893 году Свами Вивекананды нельзя считать точкой отсчета интереса к Хатха-йоге.

Вивекананда не был хатха-йогином. Йогу в Америку в 1920 привез Парамаханса Йогананда, родной брат которого, Вишну Чаран Гош, в 1923 создал первый колледж йоги в Индии.

Откуда в современной йоге столько асан?

Частично из йоги, частично из боевых искусств Индии, из методик подготовки борцов (один из йогических монашеских орденов в Индии — как раз орден маллов, борцов). Существование ряда асан немедитативной направленности мы уже можем видеть в комментариях Вьясы (не позднее VI в. н.э.) к «Йога-сутрам» Патанджали. Это поза Лотоса, поза Воина, Благоприятная поза, Свастика, поза Посоха, поза со вспомогательной опорой, поза лежа, поза Сидящего журавля, поза Сидящего слона, поза Сидящего верблюда, поза Баланса и так далее.

На вопросы отвечает Сергей Бабкин, старший инструктор Agapkin Yoga Station.

Могли ли западная гимнастика и культуризм повлиять на йогу в конце XIX — начале XX века?

Есть такой исследователь йоги Норман Сьоман, который достаточно смело развеивает мифы, сложившиеся вокруг современной йоги. В том числе высказывает предположение, что на Кришнамачарью могли повлиять бойцовские школы, которые активно развивались в Майсоре. Он пишет также, что на Кришнамачарью могла оказать влияние западная физическая культура, привнесенная в Майсор англичанами. Для этого предположения есть свои основания, так как в общем-то йога до ХХ века была достаточно статична и имела набор от 20 до 84 асан, большинство из которых были сидячими. Это то, о чем пишет Гудрун Бюнеманн. В то же время стоит отметить, что динамические практики йоги встречаются в Тибете, и нельзя исключать, что Кришнмачарья мог их принести оттуда.

Какой была европейская физическая культура в начале ХХ века, и как она мигрировала в Индию?

В конце XIX века в Европе начала формироваться методическая база гимнастики (не современной спортивной, разумеется, а как системы развивающих упражнений). Соответственно, эта гимнастика с англичанами пришла в Индию, и поскольку англичане формировали местную систему образования для сливок индийского общества, то разумеется, все высокопоставленные индийцы были с ней знакомы. Также стоит отметить военно-прикладные виды — стрельбу, фехтование, бокс. О чем, кстати, и писал в труде «Йога Макаранда» Шри Тирумалаи Кришнамачарья: «Есть только три вида физической культуры, которые дают равную силу суставам и сосудам нашего тела: йога-бхьяса (практика йоги — упражнений для тела и сознания), каради садхана (фехтование или упражнения с использованием холодного оружия) и стрельба из лука».

Считается, что Хатха-йога была утеряна и возродилась в начале ХХ века. Почему возник упадок?

А чем йога отличается от других школ и социальных институтов? Ничем. Подчиняется тем же законам развития систем и организаций. Есть циклы — рождение, всплеск развития и роста, стабилизация, упадок, существование в той или иной степени упадка до очередного возрождения и обновления.

Почему возникли предпосылки для очередного возрождения? Для разворачивания национально-освободительного движения нужны были не только новые идеи, но и культура и искусство, которые объединяли бы людей, вызывали бы у них гордость за свою историю. То, что создавало бы национальную самоидентификацию. Такие моменты были и в истории европейских государств — вспомним, например, Германию, работавшую над созданием национальной самоидентификации — от наполеоновских войн и до Бисмарка в течение полувека.

Индийцы в тот период занялись возрождением традиционных танцев, боевых искусств и йоги.

Гудрун Бюнеманн. 84 асаны йоги.

«Современные школы йоги часто ссылаются на авторитет «Йога-сутр» (хотя в их учебных программах мало что напоминает об учениях, изложенных в этом тексте). «Йога-сутры» — самый известный на Западе древний текст по йоге.

Ссылка на авторитет такого текста повышает престиж школы. Некоторые представители современной йоги пытались провести более определенную связь между принятой ими практикой асан и восьмичленной йогой Патанджали. Чтобы защититься от критики со стороны традиционалистов, обвиняющих современных учителей в том, что те предают традиционную йогу, пропагандируя асаны, вместо того чтобы культивировать духовную практику, некоторые современные учителя стали утверждать, что все составляющие восьмичленной йоги присутствуют в асанах. По их словам, эти составляющие либо развиваются естественным образом после выполнения асан, либо даже во время их выполнения. В число таких учителей входят сторонники Паттабхи Джойса и Б.К.С. Айенгара».

Список использованной литературы:
1) Марк Синглтон. Тело йоги.
2) Гудрун Бюнеманн. 84 асаны йоги.
3) Норман Сьоман. Йогическая традиция майсорского дворца.
4) Георг Ферштайн. Энциклопедия йоги.