Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
ГКОУ «
Лебяжьевская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа интернат
.
»
Спортивн
о
е соревновани
е
:
Учитель физической культуры
Самсонов Алексей Алексеевич
г.
Зоологические забеги.
Спортивн
ое
соревнование.
Самсонов А. А.
Зоологически
е
забег
и
.
Цели и задачи.
Воспитание
силы воли, фи
зической выносливости,
чувств
а
товарищества среди учащихся.
Развитие кругозора
Место проведения.
Спортивный зал
.
Инвентарь.
2 таза,
2 спичечны
х коробка, 4 стула, «морковки», магнитофон, записи
голосов птиц.
Ход соревнований.
Ведущий:
Здр
авствуйте, ребята! Вернее, зверята! Потому что сегодня
у нас будет не простая эстафета, а зоологическая. И принимать участие
в ней будут разные звери, вернее, вы побываете в каждой эстафете в
шкуре какого
-
либо зверя
. Все эстафеты будут на быстроту и
прави
льность выполнения задания, которое игроки будут выполнять
поочерёдно в каждой команде. Для того, чтобы устроить такие
соревнования, нужно разделиться на две команды.
Конкурс «Черепахи»
.
Ведущий:
Начнём мы с вами «зоологические забеги» с самых
медлительн
ых животных,
да и спешить им ни к чему, так как их тело
защищено панцирем, который очень прочный. Черепахи живут в
пустыне, где тепло. В песок они откладывают
яйца, из которых
появляются маленькие черепашата.
(
Дети встают на четвереньки, на спину ложится
таз. Нужно
очень тихо и аккуратно двигаться, чтобы его не уронить. Пройти
дистанцию, передать эстафету следующим игрокам.
)
Конкурс «
Пингвины
»
.
Ведущий:
А сейчас из жаркой пустыни очутимся в самой холодной
точке земного шара
–
Антарктиде. Там живут птицы
, которые
приспособились к суровому климату. Это
–
пингвины, их тело покрыто
густым, непромокаемым оперением, а толстый слой жира спасает от
трескучих морозов. На суше они очень неуклюжи и не умеют летать.
Зато
в воде могут соперничать с дельфинами. Крылья
служат им
великолепными вёслами, с их помощью они могут развивать скорость
Зоологические забеги.
Спортивн
ое
соревнование.
Самсонов А. А.
до 40 км/ч.. Вы будете пингвинами
, которые решили посоревноваться
на берегу.
(
Между коленями зажимается спичечный коробок. Нужно
пройти дистанцию, не уронив его. Чья команда быстр
ее?
)
Конкурс
«Сороконожка
»
.
Ведущий:
Почему сороконожку так назвали? Правильно у неё не 2
пары ног, а множество. Это такая красивая гусеница. Она может очень
быстро передвигаться. Конкурс заключается в том, чей хвост и ноги
придут первыми.
(
Для того
чтобы превратиться в сороконожку, нужно всей
команде присесть на корточки, взять за плечи впереди сидящего. Не
отцепляясь, не вставая пройти дистанцию всем вместе. Чья
сороконожка быстрее?
)
Викторина.
Что теряет лось каждую зиму?
(Рога).
Какая птица вывод
ит птенцов зимой? (
Клёст.)
Кого ноги кормят? (
Волка).
Какие животные спят зимой
? (
Медведь, барсук.)
Каких птиц больше всего на земле? (
Домашних кур).
Какую птицу называют лесным доктором? (
Дятла.)
Какая птица живёт дольше всех? (
Ворон.)
Кто меняет шубу два
раза в год? (
Заяц
–
Кто спит вниз головой? (
Летучая мышь.)
Какая птица выше всех летает? (
Орёл.)
Сколько крыльев у мухи? (
Одна пара.)
Умеют ли слоны плавать? (
Да.)
Умеют ли тигры плавать? (
Да.)
Кто без рук, без топора строит дом? (
Птица.)
Какой л
есной житель сушит на деревьях грибы? (
Белка.)
С прилетом, каких птиц мы связываем начало весны? (
Грачей.)
Конкурс
«Зайцы».
Ведущий:
В нашей стране наиболее распростра
нены беляк и русак.
Зайцы
–
лесные звери, днём спят, а ночью не прочь полакомиться в
ог
ородах капустой, морковкой.
Сейчас «зайчики» будут прыгать на 2
-
х
ногах и воровать морковку в огороде.
(
Поставить 2 стула на
расстоянии 10
–
15 м. друг от друга для
каждой из команд. На одном разложить «морковь». Каждому игроку
допрыгать до стула с «морко
вью», взять её зубами, не помогая
руками, принести на другой стул
.
)
Зоологические забеги.
Спортивн
ое
соревнование.
Самсонов А. А.
Конкурс
«Носороги».
Ведущий:
Это одно
из древнейших млекопитающих, его
предки
обитали на Земле ещё 60 млн. лет назад. Назвали его так из
-
за
огромного рога, который красуется у него на но
су.
Он весит целых 4
тонны, длина его 2,5 м. и находится он на грани вымирания. Виной
этому стало его грозное оружие
–
рог. Люди придумали миф, что его
рог спасает людей от многих болезней, а кубок, сделанный из него
сразу же покажет, что в него налит яд.
Но наукой доказано, что рог
носорога не обладает никакими целебными свойствами.
(
На четвереньках каждый игрок по очереди должен двигать
спичечный коробок носом определённое расстояние. Кто быстрее?
)
Воробей;
Кукушка;
Тетерев
;
Чайка
.
Конкурс
«Лягушки»
.
Ведущий:
Великое множество лягушек обитает по всему миру.
Чаще
всего встречается зелёная лягушка, которую, конечно же, видел всякий.
Это
–
х
ищное животное. Она питается только той добычей, которую
поймала сама. В её рацион входят
насекомые, пауки, улитки. Не прочь
она пообедать и своими собратьями. Днём лягушки греются на
солнышке, удобно расположившись на берегу. В случае опасности
бросаются
в воду и, добравшись до дна, зарываются в ил. Вечернюю
зарю они встречают большими компаниями
с обязательным хоровым
кваканьем.
(
Каждый игрок команды передвигается «по
-
лягушачьи», присев
на корточки, руками отталкиваясь от пола
. При каждом прыжке
нужно кв
акать. Чья команда быстрее?
)
Конкурс «
Верблюды
»
.
Ведущий:
верблюда много приспособлений чтобы жить в пустыне.
Длинные густые ресницы за
щищ
ают его глаза от песка,
который гонят
сильные ветры. Если ему становится трудно дышать из
-
за песчаных
бурь, верблю
д может почти совсем сомкнуть ноздри. Оба пальца на
Зоологические забеги.
Спортивн
ое
соревнование.
Самсонов А. А.
каждой ноге
соединены мозолистой подушкой. Благодаря ей он не
проваливается в песок. Жара почти не действует на него,
нечувствительный к шипам рот способен разжевать любую колючку.
Верблюд может долго не
есть и не пить за счёт запасов жира в горбах.
(
Каждый игрок проходит дистанцию, неся на спине в районе
лопаток спичечный коробок. Нужно не уронить его со спины.
)
Конкурс «
Медведи
»
.
Ведущий:
Медведи
–
это мохнатые тяжеловесы среди хищников, но
они с удов
ольствием едят различные злаки, корни, ягоды, орехи. Они
готовы терпеть укусы пчёл, лишь бы добраться до мёда
–
своего
любимого лакомства.
Медведь обычно предпочитает избегать человека,
но в случае опасности может смело атаковать. Убежать от него очень
тру
дно. Вот вы сейчас побываете в шкуре медведя и попробуйте
быстро
передвигаться.
(
Встать на четвереньки. Передвигаться нужно, ставя
одновременно левую руку и левую ногу,
правую руку и правую ногу, как
бы переваливаясь с одного бока на другой.
)
Конкурс «
З
меи
»
.
Ведущий:
Змеи бывают разные. Вот, например, анаконда
–
самая
большая змея на нашей планете. Они живут в воде или около неё,
прекрасно плавают и ныряют. На берег выползают, чтобы погреться и
пообедать пойманной добычей
–
рыбой, птицей, не прочь,
полак
омиться домашними животными, и своими набегами
сеют панику
в деревнях. Иногда они нападают на достаточно крупных животных,
таких, как свинья, а иногда решаются
напасть на человека. Бывали
случаи, когда анаконды пытались украсть маленьких детей. Толстую,
бл
естящую кожу анаконды выделывают и изготовляют из неё прочные
чемоданы, сапоги, попоны для лошадей и многое другое. Мясо и жир
употребляют в пищу, причём рассказывают, что мясо очень вкусное,
чуть сладковатое на вкус. В густых тропических лесах они чувству
ют
себя хозяйками.
(
Дети встают друг за другом, держась за плечи впереди
стоящего. Для каждой команды на полу расставляются кегли. Задача
команд
–
оббежать все кегли не расцепляясь. Чья команда быстрее?
)
На этом наши «зоологические забеги» завершаются, и
мы подводим
итоги соревнований.
«Зоологические забеги» - спортивно-познавательные эстафеты
Цель: Обобщить и расширить знания учащихся по окружающему миру путём вовлечения в спортивные состязания.
Задачи: 1. Развитие у детей силы, ловкости, быстроты, внимания, интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями;
2. Повышение познавательного интереса к животному миру, воспитание бережного отношения к природе;
3. Повышение уровня коммуникабельности в классе;
4. Коррекция чувств, эмоций, крупной моторики.
Ход занятия :
I. Актуализация
Ведущий . – Быстрого и ловкого болезнь не догонит» - так гласит народная мудрость. Вот и мы сегодня посоревнуемся в быстроте и ловкости, проведём «Зоологические забеги». Зоология – наука о животных. Мир животных богат и разнообразен. Наблюдают ли братья наши меньшие за нами и подражают ли нам, мы не знаем. Но мы способны наблюдать за ними и подражать им. И сегодня мы этим и займёмся.
II. Упражнение «В клетке»
Дети встают в обручи.
Давайте представим, что вы – лесные жители: птички, звери, насекомые…
- Попорхайте, как это делают бабочки;
- Полетайте, как птицы;
- Попрыгайте, как лягушки;
- Порезвитесь, как зайчики.
Ребята, как вы думаете, где лучше находиться животным: в клетке или на воле? Конечно, на воле!
Для того, чтобы больше узнать о животных мира, научиться замечать их повадки, нужно разделиться на две команды для проведения зоологических эстафет. (Команда «Муравьишки» и команда «Пчёлки»)
III. Эстафеты
1. «Пингвины»
Пингвины живут в Антарктиде, самом холодном месте земного шара. Это красивые, изящные птицы, которые не умеют летать, но зато великолепно плавают и забавно передвигаются, переваливаясь с боку на бок. Питаются пингвины рыбой, кальмарами, креветками и могут нырять на глубину до 600 м и оставаться под водой до 20 мин. Есть у них ещё одна интересная особенность: они умудряются носить своих только что родившихся птенцов между лапок.
(Задание. Дети зажимают между коленями спичечный коробок. Нужно пройти дистанцию колонной, не уронив его. Чья команда быстрее?)
2. «Гусеница»
Гусеница - это личинка бабочки. Интенсивно питается, растёт и после ряда линек превращается в куколку. А из куколки появляется бабочка. У гусеницы множество пар ног, и она может довольно быстро передвигаться.
(Задание. Для того, чтобы превратиться в гусеницу, нужно всей команде присесть на корточки, взять за плечи впереди сидящего и, не отрываясь друг от друга и не вставая, пройти дистанцию всем вместе. Чья гусеница быстрее?)
3. «Зайцы»
Зайцы – лесные звери. Днём они спят, а ночью выходят на кормёжку. Зимой питаются корой деревьев, а летом – листьями и травой. Осенью не прочь полакомиться в огородах
капустой, морковкой. Передние лапки у зайцев короткие, а задние длинные, поэтому во время опасности зайчишке легче бежать в гору. А с горы ему удобнее катиться клубком.
Своими врагами зайцы считают волков, лис, рысей. Хотя зайчишка – трусишка, но защищаясь, он может разорвать хищнику живот и грудь своими когтями. «Барабанная дробь», которую зайцы и кролики выбивают лапами – это их средство связи. Точно также слоны топают по земле ногами.
(Задание. Игрок добегает до стула, стучит молоточком (детской свистулькой) по нему и убегает. Передаёт эстафету следующему. Какая команда быстрее?)
4. « Рак»
К сожалению, сейчас рак в наших водоёмах – редкость. Ведь для жизни ему нужна чистая, проточная вода. Их тело покрыто твёрдым панцирем, который они время от времени сбрасывают, когда растут и он им становится мал. У раков и крабов 10 ног, на передних сильные клешни. Длинные усы помогают им искать пищу, ползая по дну. Спасаясь от опасности, рак передвигается задом наперёд. Бежит он очень быстро и может вцепиться клешнями так крепко и больно, что его сразу и не оторвёшь.
(Задание. Игрок бежит задом наперёд. Каждый участник проделывает то же самое. Выигрывает команда, первой закончившая эстафету.)
5. «Лягушка»
В странах с холодным климатом лягушки впадают в зимнюю спячку, проводя её в кучах листвы или норах, часто – на дне незамерзающих ручьёв и рек. Свою добычу – насекомых - лягушки ловят молниеносно, выбрасывая липкий язык. Известны случаи, когда лягушки хватали птиц – ласточек, чибисов. В США популярны соревнования лягушек по прыжкам в длину. На одном из них лягушке удалось прыгнуть на 6м 55см. В нашей местности, в озере, пруду встретите зелёную лягушку, а в траве, на поле – коричневую.
(Задание. Игрок бежит, неся перед собою стакан с водою, стараясь не пролить. Передаёт следующему. Чья команда быстрее?)
6. «Верблюды»
Название животного «верблюд» произошло от арабского слова «красота». Плавно передвигаясь среди песков, он напоминает собой корабль, плывущий в бескрайних просторах моря. Поэтому люди дали верблюду такое красивое и гордое название – «корабль пустыни». Верблюд кормится колючими кустарниками, но может обходиться без пищи и воды несколько недель. А когда есть вода, может выпить 200 литров за раз. Верблюд – упрямое животное. Если он лёг спать или просто отдохнуть, то заставить его встать практически невозможно, пока он сам не захочет этого. Любопытен тот факт, что верблюды сбрасывают шерсть каждую весну, а затем у них вырастает новая шубка.
(Задание. Каждый игрок проходит дистанцию, удерживая на голове коробок спичек. Чья команда быстрее?)
7. «Змеи»
Вы боитесь змей? Все боятся змей. И при встрече с ними многие люди пытаются их убить. А ведь они тоже хотят жить. Если быть внимательным и осторожным, не тревожить, не наступать на змею, не причинять ей вреда, она не нападает на человека, а старается скрыться. Не все змеи ядовиты. Вот, например, ужи – добрые, красивые животные. У них на щёчках жёлтые пятнышки. Но все змеи – хищники. Они убивают таких животных, которые на много больше их (рыб, птиц, зайцев, мышей). Самые крупные змеи – удавы, питоны. Анаконда – самая большая змея на нашей планете.
(Задание. Дети встают друг за другом, держась за плечи стоящего впереди. Для каждой команды на полу расставляются кегли. Задача команд – обежать все кегли, не расцепившись. Чья команда быстрее?)
8. «Обезьяны»
Обезьяны живут на деревьях и очень ловко прыгают с ветки на ветку. Питаются обезьяны растениями, плодами. Своих детёнышей носят на себе. Гориллы – самые крупные и сильные звери. Их высота около 2 метров, а вес 150-200 кг. Рост самой маленькой обезьяны в мире не превышает 12-15 см. Этот вид обезьян называют карликовыми игрунками. Если вы услышите рёв на расстоянии около 5 км и далее, знайте – это ревун. Этот вид считается самым голосистым на земле. А ещё ревунов от других обезьян отличает грива – пышная, как у льва.
(Задание. Игрок добегает до стены, подпрыгивает и касается рукой фигуры банана. Передаёт эстафету следующему. Чья команда быстрее?)
IV. Подведение итогов. Заключение.
Ведущий. – Понравилось ли вам путешествие в мир животных? Увы, в наши дни почти нет таких животных, которым не угрожало бы вымирание. И виной тому – человек. Нужно изучать природу, животных, их повадки, привычки, образ жизни. Изучать, чтобы любить, охранять и защищать. Берегите природу!
К 23 февраля, игры ко Дню космонавтики, игры на спортивных праздниках. Сценарии этих игр можно использовать при составлении конкурсной программы «А ну-ка, мальчики»
➣ Сколько планет в Солнечной системе? (9).
➣ Назовите их (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Платон).
➣ Самый быстрый вид транспорта, созданный на Земле? (Ракета).
➣ Как звали первого в мире космонавта? (Юрий Алексеевич Гагарин).
➣ Как называется выходной костюм космонавта? (Скафандр).
➣ Как назывался корабль, на котором Ю.А. Гагарин облетел вокруг Земли? («Восток»).
➣ Как называется здание, где астрономы наблюдают и изучают звезды? (Обсерватория).
➣ Назовите дату, когда корабль «Восток» с первым космонавтом на борту облетел планету Земля? (21 апреля 1961 г.).
➣ Как называется спутник Земли? (Луна).
➣ В нашем календаре 365 дней. А сколько дней в Меркурианском календаре? (Сутки на Меркурии длиннее года в два раза. Орбита Меркурия самая маленькая).
➣ Назовите первую женщину-космонавта (Вал. Терешкова).
➣ Кто из животных совершил первый полет в космос? (собаки Белка и Стрелка).
➣ Назовите место старта космических кораблей (Байконур в Казахстане, Плесецк).
Игра «По морям, по волнам»
(Игру можно использовать ко Дню Защитника Отечества на внеклассных мероприятиях или в период детской оздоровительной кампании).
Давным-давно, 300 лет тому назад, царём Петром I был основан регулярный Российский флот. 30 октября 1696 года Боярская Дума издала «приговор», в котором постановила: «Морским судам быть». И наш сегодняшний праздник посвящен морякам и Российскому флоту.
Еще с давних пор на море стали необходимыми средства связи. Поэтому моряки придумали сигнальные флажки. И даже составили Международный свод сигналов. Теперь с помощью цветных флажков можно передать сообщение с корабля на корабль.
Ребята делятся на несколько команд.
Проводятся конкурсы:
1. «Аукцион морских терминов»: назвать все, что относится к морям и кораблям (кок, кубрил, аврал, штурман, юнга, капитан…)
2. «Спасательный круг»: участники надевают обруч и бегут до отметки. Чья команда быстрее.
3. «Подводное плаванье»: участник несет наполненный стакан с водой над головой и бежит до отметки. Передает другому участнику по очереди.
4. «Споемте, друзья…»: поются песни о море, кораблях.
5. «Соревнование коков»: участник надевает поварской колпак, берет поднос с фруктами и бежит до отметки.
6. «Радиограмма SOS»: С помощью жестов, мимики, команда показывает зрителям, какое бедствие их постигло:
➣ Пожар на корабле.
➣ Захват судна пиратами.
➣ Эпидемия на корабле.
➣ Корабль сел на мель.
1. «Первая медицинская помощь» (два санитара): один участник кладёт руки на плечи двоим санитарам и сгибает ноги в коленях. Задачи - донести пострадавшего до отметки и прибежать за следующим.
2. «Необитаемый остров»: взять банан и добежать до пальмы, прицепить банан и возвратиться назад. Бежит следующий.
3. «Аврал на палубе» (аврал - генеральная уборка): взять швабру с тряпкой, добежать до отметки, «драя» пол, вернуться обратно.
4. «Яблочко» - любимый танец моряков. На тарелочке лежит яблоко. Нужно добежать до отметки с тарелкой.
5. «Плавание»: размахивая, гребя руками, «доплыть» до отметки и обратно.
Игра «Зоологические забеги»
Игру можно использовать на спортивных внеклассных мероприятиях или в период детского оздоровительного отдыха в лагерях.
I. Спортивное соревнование. Ребята делятся на команды и выполняют одновременно движения того или иного животного. Кто вперед добежит до места и обратно, то победил.
1. Обезьянки: дотрагиваясь до пола руками добежать до черты и обратно.
2. Крабы: задом наперёд на корточках.
3. Сороконожка: положив руки на плечи друг другу бежать командой не рассоединяясь.
4. Паук: на вытянутых руках и ногах.
5. Пингвинёнок: держа спичечный коробок между коленями, руки прижаты вдоль туловища.
6. Змея: вокруг кеглей по извилистой.
7. Черепаха: на спине тазик (книжка).
8. Носорог: двигая носом коробок.
9. Медведи: по разложенным листам бумаги.
10. Верблюды: с мячом на спине.
11. Кузнечик: прыгая.
12. Улитка: ползет по лавке.
13. Какаду: махая крыльями.
14. Кенгуру: мяч между ног.
15. Ёж: кувырком.
16. Тигр: большими прыжками на четвереньках
17. Лошадь: переправляя обруч.
II. Зоовикторина.
Ребята должны ответить «да» или «нет». Принимается только первый ответ.
1. Слоны большие, а мозги у них маленькие - нет.
2. У кинкажу зелёное оперение - нет, это хищное млекопитающее из семейства енотовых, размером с маленькую кошку. «Кинкажу» переводится как медовый медведь, поскольку эти зверьки любят мёд.
3. Туканы живут на деревьях - да, это семейство птиц отряда дятлообразные.
4. Горный лев, пума и пантера питаются одинаковой пищей - да.
5. Черепаха живёт более 50 лет - да.
6. Сахелантроп - это яркие тропические рыбы - нет, это обезьяны.
7. Киты - самые крупные из всех видов рыб - нет, это млекопитающие.
III. Загадки . Закончите загадку.
1. «Затеем-ка игру!» - промолвил …кенгуру.
2. «Быстрей садитесь в круг», - пробормотал …индюк.
3. «Нам вовсе не до игр», - за всех ответил …тигр.
4. «Да и какой в них толк», - промолвил …серый волк.
5. «Уж лучше я уйду», - промолвил …какаду.
6. «А я уж проскакал», - протявкал трус …шакал.
Зоологические забеги - эстафеты, в которых участвуют разные "звери", а точнее люди подражают передвижениям животных. На таких мероприятих дети знакомятся с некоторыми фактами из жизни животных, узнают об их повадках, способах передвижения.
Кенгуру с детенышем
Надо мешок средних размеров (или рюкзак, или сумка), волейбольный мяч и веревка. Сумки или мешки привязываются участникам, начинающим эстафету, на уровне пояса. По сигналу участники кладут в сои мешки по мячу и прыжками преодолевают дистанцию. Держаться при этом руками за сумку с детенышем запрещается. Важно чтобы малыш не выпал из мешка.
Пингвин
Надо 2 теннисных мяча. Задача участника, зажав теннисный мяч ногами на уровне колен или лодыжки, пронести его до поворотной отметки и обратно. При этом нельзя прыгать или бежать. Надо идти вразвалочку, но как можно быстрее.
Черепаха-путешественница
Нужен металлический или пластмассовый таз. Первый участник встает на четвереньки, ему на спину устанавливают таз дном вверх. Теперь надо пройти путь туда и обратно, не потеряв свой панцирь-таз.
Рак, спасающийся от опасности
Участнику предстоит передвигаться задом наперед. Встать на четвереньки лицом к команде. По сигналу он начинает движение в таком положении, добегает до поворота и возвращается.
Лягушка на охоте
Первый участник надевает ласты, садится на корточки и начинает движение вперед, прыгая, как лягушка. Доскакав до поворота, разворачивается лицом к своей команде. В это время следующий участник бросает лягушке теннисный мяч - комара. Лягушка должна поймать добычу и вернуться с ней домой.
Двугорбый верблюд
Бегут 2 участника. Они встают друг за другом, наклоняются, причем второй держится рукой за пояс первого. На спину каждому участнику кладется волейбольный мяч. Оба участника одной рукой придерживают их, чтобы мячи-горбы не упали на землю.
Белочка, несущая орех. Приготовьте для каждой команды по 5-7 обручей, в зависимости от длины дистанции, и по одному волейбольному мячу. Обручи расположите на земле так, чтобы из одного можно было допрыгнуть до следующего. Причем они могут лежать не на прямой линии. Задача белочки пронести орех - волейбольный мяч, рыгая с дерева на дерево (из обруча в обруч), сначала до поворота и обратно. (можно 2-3 мяча дать)
Паук, плетущий паутину
Одновременно участвуют 4 человека. Они встают спиной друг к другу и сцепляются руками, согнутыми в локтях. Теперь пауку необходимо быстро пройти от старта до поворота и обратно. Но двигаться придется не по прямой линии, а по ниточке паутинки. Пусть это будет положенная на землю веревка или начерченная мелом линия. Линия может иметь неожиданные повороты, зигзаги.
Чтобы скачать материал или !