Необычная профессия: мысли инструктора по парашютному спорту. Риггер (парашютный спорт)

Сергей Емельянов, инструктор ПС и ПДС ДОСААФ России
(инструктор поисково-спасательной и парашютно-десантной службы)

«Не ты выбираешь спорт, а он тебя»

Когда мне было 17 лет, я узнал, что моя младшая сестра прыгала с парашютом, и мне очень захотелось попробовать. Сначала действительно думал, что только попробую, но после первого прыжка хотелось ещё, а потом ещё… И так меня затянуло, что начал прыгать постоянно.

Страх потерять опору под ногами – он естественный. Я более-менее перестал бояться где-то после шестидесятого прыжка. Сейчас бывает не страх, но волнение. Переживаешь либо за комплекс фигур, которые нужно открутить за минимальное время в свободном падении, либо за точность приземления. В голове проигрываешь, сидя с закрытыми глазами в самолёте. Вот за это переживаешь. А то, что там что-то не так пойдёт – об этом уже не думаешь.

Для меня это давно уже не просто развлечение, а спорт. На определённом этапе я начал ездить на соревнования. Там увидел, как можно прыгать, пообщался с участниками из разных команд, узнал, что есть фигуры, которые нужно «откручивать» в небе. И стал относиться к прыжкам не как к , а как к спорту.

Говорят, что не ты выбираешь спорт, а он тебя. Мне хотелось совершенствоваться. И в какой-то момент у меня спросили: «А ты не хочешь попробовать себя в качестве инструктора?»

«Прыгнуть для меня - как из маршрутки выйти»

Можно прыгать много и долго, для удовольствия. И даже имея большое количество прыжков, ничего не уметь. А можно относиться к этому профессионально. Изучать теорию, применять её на практике. Не просто прыгать и падать на «пузе», а делать определённые упражнения.

Инструктору важно не бояться ответственности, ведь ты принимаешь на себя ответственность за жизнь и здоровье других людей. То есть ты должен чётко отдавать себе отчёт в том, что ты неправильно рассчитал – у тебя люди приземлились в лес, на здание, в овраг, в речку, поломались, разбились. Ты за них отвечаешь и, если что, ты за них сядешь.

Ты должен не просто обучить людей – они должны тебя слышать и слушать с первого раза.

К кому-то требуется индивидуальный подход. Если человек боится, его нужно успокоить. Я говорю обычно так: «Ты должен знать материальную часть назубок и чтобы у тебя не было мысли, что твой парашют откажет. Ты его уложил, ты всё знаешь, ты всё сделал правильно. Прыгнул – и работай над заданием. Пока не открылся парашют, даже не думай о нём. Выполняй задание. Если ты уверен в себе и не будешь бояться, что он не откроется – он откроется всегда. Главное – быть уверенным в своих действиях».


Я готовлю людей к первому прыжку. Есть два варианта. Можно прийти в аэроклуб, сказать: «Я хочу прыгать», и вам предложат либо коммерческий прыжок, который можно осуществить в ближайшие выходные, либо длительное обучение. В первом случае вы приходите «на всё готовое», вас оденут, обуют, выдадут сложенный парашют.

Во втором нужно будет пройти курс подготовки, в который входит теория, отработка прыжков, занятия по укладке парашюта. После чего сдаётся зачёт, выпускается приказ на допуск к прыжкам с парашютом, к практическому выполнению прыжков – и вы уже прыгаете под моим руководством и руководством командира звена (начальника аэроклуба).

На аэродроме обязательно проходит дополнительный инструктаж: люди прыгают с парашютной горки, тренируют приземление, дабы не сломать ноги – там очень важно держать их вниз, пробуют отделяться от самолёта.

Потом все одеваются (шлем, сапоги и прочее), идут в самолёт – и тут я вижу испуганные лица. Паника, правда, не у всех бывает, некоторые переводят её в смех. Есть естественный страх: боязнь высоты, боязнь потерять опору под ногами. Это бывает, но обычно справляются. Первый раз в прошлом году я видел, когда человеку действительно стало плохо - от страха он побледнел, его начало тошнить.

Чтобы определить адекватность, понять, насколько человек спокоен, сосредоточен, я показываю ему пальцы на руках. Как-то раз прыгал мой друг. Я ему: «Антон, сколько пальцев видишь? Два, три?» Он мне в ответ: «Всё нормально, всё вижу…» А вечером делится:

Серёж, помнишь, ты мне в самолёте пальцы показывал?

Так вот. Я не то, что пальцы, я тебя не видел.

Такое тоже бывает.

Когда мы уже в самолёте, важно рассчитывать выброску: на каком удалении должна быть точка выброса от старта (то место, куда мы приземляемся). Важно учитывать силу ветра, направление, высоту. Нужно знать приметы погоды, они помогают: ты можешь определить, когда пойдёт дождь и когда будет смена ветра. Например, с утра затишье, а потом ветер спускается с высоты. Все эти знания в комплексе и позволяют рассчитать безопасный маршрут для прыжка.

По моим командам лётчик набирает определённую высоту, я выбрасываю пристрелочный парашют либо ленту – проверяю точность расчётов – после чего начинают прыгать люди.

Я не просто «выбрасываю» людей, нужно смотреть, куда они приземлились, как «открылись». Если это начинающие спортсмены, то смотришь, как они делают задание (например, выполнить определённый комплекс фигур в свободном падении). И, соответственно, позволяешь им либо дальше расти, либо тренировать это упражнение.

Я могу отменить прыжок в некоторых случаях: если человек себя плохо чувствует, если в самолёте открылся запасной парашют, если на аэродром прибыл товарищ в неадекватном состоянии.

Тело имеет определённое сопротивление. Ты на скорости 52 м/с падаешь на животе. Можешь раскинуться и будешь падать медленней, а можешь собраться – полетишь вниз быстрее. То есть, напрягая определённые группы мышц, можно менять высоту или летать вперёд-назад.

Когда все спрыгнули и приземлились, можно остаться в самолёте. Но я всегда выпрыгиваю. Это моя работа, и мне это нравится.

В моей практике не было случая, чтобы парашют не раскрылся. Частичное раскрытие, когда он работал нештатно – да, такое бывало.

«Я адреналиновый маньяк»

Я работаю с вечера пятницы: провожу предварительную подготовку с шести до 9-10 вечера. В субботу в 6 утра я уже в аэроклубе. Прыгаем часов до трёх, иногда до пяти-шести. Приезжаем, укладываем парашюты, бывает, и до 12 ночи, и до часу. Воскресенье – опять в 6 утра в аэроклубе, прыгаем часов до трёх – и всё, я свободен.

Зарплата может складываться из нескольких пунктов. Мне платят 5% от стоимости коммерческого прыжка. В сезон за месяц выходит в районе 20 тысяч рублей в регионах, в Москве инструкторы могут зарабатывать около 60 тысяч. Работают, в основном, по выходным. В будни многие трудятся где-то ещё. Также заработок может идти от продажи экипировки, но это уже бизнес.

Сезон активных прыжков – с середины апреля и где-то под конец ноября. Потом портится погода и, как правило, аэроклубы закрываются. В Москве прыгают круглый год, но зимой потока людей намного меньше.

Сейчас активно развивается частная авиация. У моего товарища самолётик маленький, и мы с него прыгаем, в принципе, круглый год, когда захочется.

Два раза в год по две недели езжу на сборы ФСБ. К работе это не относится, это личное совершенствование как спортсмена. Мы тренируемся на определённых площадках. Там уже другая техника, другие высоты: отрабатываем спуски на ограниченные площадки, например, на стадионы, на военные части, прыгаем ночью.

Мой тренер говорила: «Те прыжки, которые были – они уже прошли. Самый главный прыжок впереди. Вот о нём надо думать. Прошлое не изменишь. А в будущем надо стараться делать лучше, учитывать ошибки предыдущих прыжков и не допускать их».

На землю не всегда успеваю посмотреть. Парашютист должен вести круговой обзор, чтобы ни с кем не столкнуться. Вниз смотрю, но на определённую точку - мишень, в которую нужно попасть.

Примет у нас много. Мы, как и лётчики, никогда не говорим «последний». Всегда «крайний». Некоторые не бреются в день прыжка, не зашивают и не пришивают ничего на аэродроме.

Верхней возрастной планки для инструктора нет. Мы каждый год проходим врачебно-лётную экспертную комиссию. И тут уже по состоянию здоровья выносится решение – можешь ты прыгать дальше или нет.

Мне нравится соревноваться, нравится совершенствоваться, нравится быть первым. Самая красивая и самая тяжёлая медаль для меня была на Кубке Гагарина. Он проходит 12 апреля в Саратове. В 2011-м году мы получили сразу две медали – одна была командная, а вторая в личном зачёте.

За что я люблю свою профессию? Это , и его невозможно не любить. Это всё-таки какой-никакой, а вброс адреналина в кровь, наверное, я адреналиновый маньяк.

За двадцать лет «в небе» у меня почти 1000 прыжков. Останавливаться пока не собираюсь.

При использовании материалов сайта сайт указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!

Знакомство профессиональных парашютистов обычно начинается с фразы: «Привет. Ты где прыгаешь?» Те, кто вырос в «парашютной среде», узнают друг друга даже на улице…

В Подмосковье около десяти аэроклубов, и в каждом можно найти вакансии для парашютистов-инструкторов. Аэроклубы находятся далеко за чертой города, и добраться до них не так просто. Но у инструктора нет необходимости бывать здесь ежедневно: работа в клубе – исключительно по выходным. В будни можно вести парашютную подготовку спортсменов или десантников, работать спасателем. Инструкторы с большим опытом работают парашютистами-испытателями на предприятиях, производящих парашютную технику.

Инструктор объясняет перворазникам (так называют тех, кто прыгает впервые), как устроен парашют, как вести себя в самолете, обеспечивает безопасность, морально поддерживает новичков в момент прыжка. Можно тренировать и опытных спортсменов – помогать осваивать новую технику, принимать зачеты по укладке, техническим характеристикам, управлению парашютом. Перед прыжками инструктор проводит наземную подготовку – отработку элементов предстоящего прыжка на тренажерах, повторяет правила безопасности и напоминает порядок действий в особых случаях. На борту самолета инструктор-выпускающий отслеживает выполнение прыжка каждого спортсмена. При необходимости он прыгает вместе с подопечным и контролирует его действия в воздухе, находясь рядом.

Есть и другой вид прыжков – тандем. Это вариант, когда туристы приходят «покататься» – прыгают в паре с инструктором, который контролирует падение и раскрывает парашют. Вместе с ними прыгает оператор – снимает падение на камеру. Он приземляется раньше и ждет туриста на земле, чтобы снять приземление. Этот вариант работы – для терпеливых: чего только не приходится выслушивать инструктору в момент раскрытия парашюта!

Ищу работу с риском
Инструкторы не ищут работу стандартными способами (по вакансиям или через кадровые агентства) – в ход идут профессиональные связи. Незнакомцев со стороны берут редко – это рискованная работа. Если у клуба появляется вакансия, руководство старается «вырастить» инструктора из способного спортсмена. Это не означает, что новичок не может прийти на аэродром. Но прежде чем он сможет работать инструктором, ему придется провести среди коллег не менее года – поработать укладчиком и спасателем. И, конечно, подтвердить на практике то, что написано в его профессиональном сертификате. Категорию «А» получают спортсмены, совершившие 50 прыжков с парашютом, «Б» – около 100 прыжков. Категория «С» приравнивается к I спортивному разряду и указывает на то, что парашютист совершил более 100 прыжков. Кстати, чтобы вас допустили к прыжкам, необходимо крепкое здоровье, возраст от 14 лет, вес не менее 50 кг и не более 100 кг.

Спортсменам проще
Чтобы стать парашютистом-инструктором, понадобится не один год. Но если вы уже знакомы со спортом и имеете хорошую физподготовку, будет значительно проще: для спортсменов во многих аэроклубах существует специальная программа AFF (Accelerated FreeFall) – ускоренный курс обучения. Подготовка здесь серьезная: новички занимаются в классе 6 часов, потом проходят наземную практику – отработку техники прыжка. Всего в AFF семь уровней: с первого по третий человек учится правильно отделяться от летательного аппарата, контролировать свободное падение, использовать приборы и раскрывать парашют на заданной высоте. Следующие четыре уровня – выработка навыков маневрирования в свободном падении. Студент учится выполнять подходы, развороты на 360 градусов, переднее и заднее сальто, перемещаться и ориентироваться в воздухе. Пройдя спецкурс, можно получить квалификацию тандем-мастера, дающую право на прыжки в паре. Но чтобы подняться на эту ступень, необходимо сделать 500-600 прыжков, стать мастером спорта и иметь одну боевую отцепку. Боевой отцепкой называют ситуацию, когда основной парашют не раскрылся – парашютист отцепляет его и раскрывает запасной.

Еще один важный момент в образовании инструктора – знание авиационной техники. Поэтому те, кто хочет сделать карьеру, стремятся окончить профильные вузы, например, Московский авиационный институт (МАИ). Это дает возможность расширить круг общения и разговаривать на одном языке не только с коллегами-парашютистами, но и с летчиками.

Зарплата инструктора – сдельная и, как правило, зависит от количества клиентов. Новичку не стоит рассчитывать больше чем на 4000 руб. в месяц. А вот опытному инструктору платят 500 руб. за один прыжок. Так что при желании можно заработать до $ 2000 в месяц.

Профессия риггер напрямую связана с парашютным спортом, точнее с укладкой и обслуживанием парашютов. Работа очень ответственная, требует математического склада ума, также специалист должен иметь солидный опыт прыжков с парашютом.

Профессия риггер напрямую связана с парашютным спортом, точнее с укладкой и обслуживанием парашютов. Работа очень ответственная, требует математического склада ума, также специалист должен иметь солидный опыт прыжков с парашютом. Профессия подходит тем, кого интересует физкультура (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Краткое описание

Этот специалист занимается не только складыванием парашютов, но и обслуживанием техники, мелким ремонтом и другой технической работой. Специальность редкая и не слишком популярная, но люди, которые отлично ей владеют, легко найдут работу в России и за рубежом.

Особенности профессии

Парашютный спорт напрямую связан с опасностями, но в этой сфере тоже требуются своеобразные инженеры, роль которых выполняют риггеры . На плечи этих специалистов возлагаются обязанности по выполнению следующих работ:

  • укладка запасных парашютов;
  • ремонт ранцев и куполов парашютов;
  • проведение технического осмотра и оценивание той или иной парашютной системы;
  • доработка парашютных систем в соответствии с указаниями производителей (по инструкции);
  • другая техническая работа.

Представители этой профессии проходят обучение на специальных курсах, после чего они получают соответствующий сертификат. Не многие люди стремятся стать риггерами , ведь от опыта и мастерства специалиста зависят человеческие жизни.

Этот специалист должен не только уметь складывать парашют, но и знать все о его конструкции, действующем авиационном законодательстве и стандартах, разбираться в материалах и т. д. Требования к риггеру зависят от его опыта и места, куда он устраивается на работу.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  • Редкая профессия.
  • Опытные представители профессии востребованы во многих сферах нашей жизни.
  • Достаточно высокая заработная плата, но без фиксированной ставки (зависит от выработки).
  • Возможность совмещать хобби (парашютный спорт) с любимой профессией.
  • Работа базируется на тех знаниях, которые специалист получил во время обучения и личных парашютных прыжков.
  • Не требует высшего образования, ведь для работы необходимо иметь более 100 прыжков и сертификат.
  • Возможность постоянно совершенствоваться в профессии.

Минусы

  • Чаще всего работа связана с укладкой парашютов, суточное число которых в сезон может превышать 10 шт.
  • Требует повышенного внимания и чрезвычайной ответственности.
  • Профессия связана с опасностью, ведь в случае неправильной укладки парашюта ответственность несет именно риггер .
  • Есть риск не найти работу при отсутствии опыта.
  • Работа может быть сезонной, ведь время прыжков с парашютом зависит и от погоды, и от региона.
  • Если вы никогда не прыгали с парашютом, то не сможете получить сертификат риггера .
  • Сложности с получением сертификата, ведь школы и курсы, которые их выдают, есть только в крупных городах.

Личные качества

  • Ответственность и уравновешенность.
  • Умение сосредоточиться в любых условиях.
  • Обязательность и педантичность.
  • Хорошая память, ведь специалист должен знать наизусть технологии и схемы укладки.
  • Отличная координация движений.
  • Хорошо развитый мышечный корсет, отсутствие хронических заболеваний.
  • Прекрасное знание законов физики, геометрии, умение творчески мыслить. Плюсом для представителей этой профессии становится знание авиационной техники или профильное образование в этой сфере.
  • Усидчивость и готовность к монотонной работе.
  • Смелость и активность.
  • Желание связать свою жизнь с экстремальными видами спорта.
  • Умение работать с людьми.
  • Стремление идти дальше и обучать парашютистов, которые тоже хотят получить сертификаты риггеров .

Где учиться на Риггера? Как получить сертификат риггера ?

Чаще всего курсы риггеров есть при парашютных школах и парашютных аэродромах, где новичков обучают сертифицированные риггеры . К будущим специалистам выдвигают ряд требований, которые зависят от выбранной школы:

  • не менее 100-500 прыжков с парашютом;
  • стаж в парашютном спорте не менее 3-5 лет;
  • возраст от 23 лет.

Также необходимо иметь характеристику и рекомендательное письмо из того клуба, где вы ранее занимались парашютным спортом. Специализированные компании и клубы не часто проводят обучение, поэтому необходимо искать курсы не только в своем городе, но и в другой стране.

Заметим, что в каждой стране существует собственная оценка и регламент для профессии риггер , поэтому стоит проходить обучение именно в том государстве, в котором вы планируете в дальнейшем работать или заниматься спортом.

Курсы

Курсы при компании SkyWideSystems (г. Киев)

Компания проводит обучение обычных риггеров и мастеров-риггеров , которые длятся 7 и 9 дней соответственно. Во время курсов обучающиеся получают технические знания и практический опыт по укладке парашютов и выполнению мелкого ремонта. После завершения курсов компания выдает сертификат и письмо-подтверждение для контролирующих органов. Для прохождения курсов необходимо иметь 100 прыжков с парашютом и опыт укладки парашютов-крыльев.

Место работы

Специалисты, получившие сертификат и допуск к работе, могут трудоустроиться в частные компании, которые занимаются съемкой художественных фильмов и роликов. Также можно найти работу на парашютных аэродромах и при профильных клубах, занимающихся организацией парашютных прыжков для гражданских лиц.

Оплата труда

Зарплата на 19.03.2019

Россия 10000—15000 ₽

Москва 25000—120000 ₽

В странах СНГ такая профессия как риггер встречается достаточно редко, поэтому фиксированную ставку для представителя этой специальности рассчитать сложно. Обычно специалисты в этой сфере «набивают» руку на складывании парашютов при частных и государственных аэропортах, после чего начинаются заниматься обучением парашютистов, которые хотят отточить своем мастерство.

Работа может быть как постоянной, так и сезонной, что сказывается на оплате труда. Например, специалист в ЕС за укладку запасного парашюта может получить до 35 евро. Формирование заработной платы напрямую зависит от количества клиентов, страны и региона проживания, возможностей риггера .

Карьера

Карьера риггера - это получение более высокой категории, например риггер -мастер, после чего специалист может самостоятельно заниматься обучением новичков, становясь инструктором.

Профессиональные навыки

Представитель этой профессии использует разнообразную технику, схемы и другие вспомогательные материалы для обслуживания и мелкого ремонта парашютных систем и систем безопасности.