Олимпиада в древней греции и в наши дни. История возникновения олимпийских игр с древней греции до современности

«Против человеческой славы бессильны даже боги» - эти слова великого Иоганна Фридриха Шиллера как нельзя лучше подходят к истории возникновения античных Олимпийских игр, и вот почему…

У древних эллинов было много богов . Пожалуй, столько не было ни у какого другого народа.

Когда люди сталкивались во внешнем мире с чем‑либо непонятным и пугающим, они придумывали на этот случай новое божество и становилось уже не так страшно. Боги существовали на все случаи жизни.

Придумывая их, греки делали богов похожими на себя: с такими же достоинствами и недостатками как у обычных людей. Боги могли быть старыми и молодыми, красивыми и уродливыми, добрыми и злыми, весёлыми пьяницами и угрюмыми брюзгами, мстительными, хромыми, одноглазыми…
Единственное, что отличало их от людей - бессмертие.

Но вскоре людям уже самим захотелось стать похожими на богов, и вот тогда выяснилось, что бессмертия‑то им можно достичь только в памяти потомков, совершив какой‑нибудь подвиг .

Скажем, во время войны это было совсем несложно, но там героем мог стать каждый и затеряться среди многих не составляло труда. А вот так, чтобы один‑единственный победитель…

И тогда люди придумали Олимпийские игры.

История появления Олимпийских игр

«Жизнь подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные торговать, а самые счастливые - смотреть». Так Пифагор Самосский определил значение Олимпиады в жизни древних греков.

Дух соперничества определял жизненный уклад городов‑государств Эллады, и заставлял жителей греческих полисов беспрестанно вести между собой войны.

И вот, по одному из преданий, Ифит, царь Элиды , той самой, где находилась Олимпия, обеспокоенный постоянной враждой и омерзительными войнами, решил отправиться к дельфийскому Оракулу, чтобы согласно его предсказаниям уберечь свой народ от нападений и грабежей. Ему был дан ответ: «Твой народ спасут сопернические игры, угодные богам!»

Тогда умный правитель отправляется к своему соседу - царю воинственной Спарты Ликургу и рассказывает ему о предсказаниях Оракула , а спартанский государь не только соглашается с этим пророчеством, но и берёт Олимпию под защиту Лаконии, объявляя её нейтральной землёй.

Так, по их решению, согласованному с правителями других мелких раздробленных государств, учреждаются Олимпийские игры , посвящённые главному богу‑олимпийцу Зевсу.

Греки по предложению историка Тимеоса, установили особое «олимпийское летоисчисление, которое было привязано к первому полнолунию после летнего солнцестояния. С тех пор раз в четыре года, или через каждые 1417 дней, именно в эти даты, стали проводить состязания в Олимпии.

Точную дату и время открытия праздника в Олимпии оглашали задолго до его начала.

Извещались все греческие города‑государства, куда посылали специальных глашатаев - спондофоров, которые извещали, что с момента начала Олимпиады начнётся экхерия - перемирие на время проведения соревнований .

Обычно экхерия длилась по элейскому календарю два месяца, которые назывались апполоний и парфений. В это время не только Олимпия, но и вся Элида провозглашались «зоной мира», куда мог прибыть каждый без страха за свою жизнь, поскольку почти не было случаев нарушения перемирия, а тем, кто посмел нарушить это правило полагалось наказание - огромный штраф и запрет на участие в Олимпиаде.

Вот так мудрый Ифит Элидский смог прекратить междоусобные войны , заставив ярых противников отложить в сторону оружие и отправится на праздник мира, чтобы поучаствовать в состязаниях или посмотреть на них и почувствовать себя не отдельными гражданами одного государства, а единым народом.

Были в Древней Греции и другие подобные праздники: в Коринфе - Истмийские, в Дельфах - Пифийские, а в Немее, где Геракл бился с каменным львом - Немейские.

Но самыми значительными для всей Эллады стали, конечно же, Олимпийские игры.

Место проведения первых Игр

Даже место, для них избранное, назвали Олимпия , чтобы напоминало о близости к богам и их жилищу - божественной горе Олимп.

Располагается это дивное место на юго‑западе Греции, в области Элида самого большого греческого полуострова - Пелопоннеса.

Это тихая зелёная долина реки Алфей у самого подножья горы Кронос, где шумит дубовая роща Алтис, которую после возведения Храма Зевса, как и всё святилище Олимпии, также посвятили главному богу‑олимпийцу.

Как проводились и почему были запрещениы

В самом начале истории Игр состязания спортсменов не были самоцелью Олимпийских празднеств. Они являлись составной частью религиозных обрядов поклонения олимпийским богам и
лишь затем переродились постепенно в самодостаточные спортивные соревнования.

По обычаю, первый день Игр был посвящён Зевсу и богам‑покровителям : им приносились жертвы, к ним были направлены молитвы, им клялись в честности и неподкупности, им посвящались спортивные победы.

Греки считали, что для богов было большим удовольствием созерцать демонстрируемую ими ловкость, силу и красивые тренированные тела.

Точная дата первых Олимпиад, безусловно, «канула в Лету», но, по некоторым предположениям, они проводились начиная с 776 г. до н. э. Именно этим годом датируется первая победа на Олимпийских играх. При раскопках была найдена мраморная плита, на которой высечено имя самого первого олимпийского чемпиона - элидского повара Корэба и дата этой победы - 776 г.

Всего античных Олимпиад было проведено 293. Завершающими стали Игры 393 г.

После чего император Феодосий Преподобный, правивший единолично всей восточной частью Римской Империи, куда к тому времени и входила Олимпия, выбрал христианство в качестве государственной религии, и поставил под запрет все языческие культы, к которым причислил и Олимпийские игры.

Вскоре после запрета Олимпиад все храмовые и спортивные сооружения были сожжены по приказу Феодосия II (в 426 г. н. э.), а через сто лет и окончательно разрушены сильными землетрясениями и разливами рек.

Виды состязаний

Изначально, на первых тринадцати состязаниях были устроены соревнования в беге.

Длина дистанций измерялась шагами или стадиями - не правда‑ли это напоминает всем знакомое слово стадион? Именно от стадии (шаг) и пошло название того сооружения, где проводились соревнования.

В Олимпии стадия равнялась 192,7 см - считалось, что такой длины шаг был у самого Геракла.
Затем в 724 г. до н. э. к программе добавили бег на один стадий туда и один обратно, или «двойной».

В 720 г. беговая дистанция увеличилась до 24 стадий, а в 708 г. до н. э. прибавились соревнования по пятиборью: бег, прыжки в длину, метание диска и копья, а завершалось все борьбой.

Позже появился самый жестокий вид состязаний - борьба без правил , или панкратион, где соревновались до момента, пока противник не попросит пощады, подняв вверх палец. Иногда такие бои даже заканчивались смертью одного из участников.

В 680 г., прибавились гонки на колесницах.

Чтобы стать участником древних Олимпийских игр было необходимо:

  • быть гражданином Греции, причём свободным, и обязательно свободно говорить на греческом языке: ни рабы, ни варвары к участию в соревнованиях не допускались;
  • быть мужчиной: участие в соревнованиях женщин было непозволительным;
  • контролировали соблюдение всех норм и правил проведения Олимпиады самые почётные граждане Греции, называемые элланодики.

Спортсмены, желающие принять участие в Играх, начинали готовиться за год до начала Олимпиады.
А затем, за месяц до начала состязаний, должны были продемонстрировать судьям своё мастерство, чтобы доказать готовность к соревнованиям.

Также элланодики следили за тем, чтобы все состязания проводились честно, без мошенничества. Если на победителя падала малейшая тень подозрения в махинациях, его лишали титула чемпиона, штрафовали на огромную сумму и подвергали принародной порке розгами .

Деньги, которые взимались с проштрафившихся спортсменов, шли на отливку статуй (занов) в честь Зевса, украшавших аллею перед стадионом.

В своей книге «История» Геродот описывает такой курьёзный случай, произошедший с самим Александром Македонским:

Однажды Великий Александр прибыл в Олимпию, чтобы принять участие в состязаниях по бегу. Эллины, которые участвовали в состязаниях, потребовали у судей‑элланодиков исключения его из списка участников, утверждая что тот варвар, а не грек. Тогда Александру пришлось привести доказательства своего происхождения. Его допустили к соревнованиям, и как утверждает Геродот, он пришёл к финишу одновременно с победителем.

Чем награждали

Что же получали победители‑олимпионики за свои усилия?

Всего лишь оливковый венок, из священной рощи Алтис , украшенный пурпурными лентами, да имя, высеченное на мраморной плаке, или статую, выполненной лучшими греческими скульпторами, например, Фидием и то при условии, что олимпиониками они становились не менее 4 раз .

Но вернувшись в родные полисы, они превращались в героев.

Им поклонялись почти как богам осыпали дорогими дарами, освобождали от государственных повинностей, и кормили до конца жизни.

Возрождение: современные Олимпийские игры

И, хотя природные стихии и неумолимое время очень постарались, чтобы Олимпия с её былой славой исчезли с лица земли, все‑таки им этого не удалось до конца. Не исчезла Древняя Олимпия бесследно.

Слава Олимпийских соревнований была увековечена в работах великих эллинов: Платона и Аристотеля, Сократа, Демосфена, Пифагора, которые не только писали о любимых играх, но и принимали в них участие, например Пифагор и Платон участвовали в самых трудных соревнованиях - кулачном бою и панкратионе.

А через 13 веков благодаря их трудам стали проводиться раскопки древнего памятника. Первые раскопки в Олимпии начались в 1829 году и продолжаются до сегодняшнего времени.

И хотя, сегодня уже не восстановить многие шедевры, такие как скульптура Зевса‑Громовержца, выполненная великим Фидием из золота и слоновой кости, которая по праву считалась в Древней Греции одним из семи чудес света , потомкам удалось возродить дух этого священного места.

А слова олимпийского девиза: «Citius, Altius, Fortius» «Быстрее, Выше, Сильнее!» вдохновляют и нынешних олимпийских чемпионов на славные подвиги.

Тысячи паломников стараются посетить возрождённую Олимпию, особенно в те дни, когда так же, как и много веков назад, здесь раз в четыре года зажигают священный олимпийский огонь , символизирующий начало современных Олимпиад, сохранивших традиции великих античных спортсменов.

Содержание статьи

ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ – крупнейшие спортивные соревнования древности. Зародились как часть религиозного культа и проводились с 776 до н.э. по 394 н.э. (всего было проведено 293 Олимпиады) в Олимпии, считавшейся у греков священным местом. От Олимпии произошло и название Игр. Олимпийские игры были значимым для всей Древней Греции событием, выходившим за рамки сугубо спортивного мероприятия. Победа на Олимпиаде считалась чрезвычайно почетной и для атлета, и для полиса, который он представлял.

С 6 в. до н.э. по примеру Олимпийских Игр стали проводиться другие общегреческие соревнования атлетов: Пифийские игры, Истмийские игры и Немейские игры, тоже посвященные различным древнегреческим богам. Но Олимпиады были самыми престижными среди этих состязаний. Олимпийские Игры упоминаются в произведениях Плутарха , Геродота , Пиндара , Лукиана, Павсания , Симонида и др. античных авторов.

В конце 19 в. Олимпийские игры были возрождены по инициативе Пьера де Кубертена.

Олимпийские игры от зарождения до упадка.

Существует немало легенд о зарождении Олимпийских игр. Все они связаны с древнегреческими богами и героями.

Самая известная легенда гласит, как царь Элиды Ифит, видя, что его народ устал от бесконечных войн, отправился в Дельфы , где жрица Аполлона передала ему повеление богов: устроить угодные им общегреческие атлетические празднества. После чего Ифит, спартанский законодатель Ликург и афинский законодатель и реформатор Клиосфен установили порядок проведения таких игр и заключили священный союз. Олимпию, где надлежало проводить это празднество, объявили священным местом, а любого, кто войдет в ее пределы вооруженным, – преступником.

Согласно другому мифу, сын Зевса Геракл привез в Олимпию священную оливковую ветвь и учредил игры атлетов в ознаменование победы Зевса над его свирепым отцом Кроном.

Известно также предание, что Геракл, организовав Олимпийские игры, увековечил память о Пелопе (Пелопсе), победившем в гонке на колесницах жестокого царя Эномая. А имя Пелопа дали области Пелопоннес, где находилась «столица» античных Олимпийских игр.

Обязательной частью античных Олимпийских игр были религиозные церемонии. По установившемуся обычаю, первый день Игр отводился для жертвоприношений: атлеты проводили этот день у жертвенников и алтарей своих богов-покровителей. Подобный обряд повторялся и в заключительный день Олимпийских игр, когда вручались награды победителям.

На время Олимпийских игр в Древней Греции прекращались войны и заключалось перемирие – экехерия, а представители враждующих полисов проводили в Олимпии мирные переговоры с целью уладить конфликты. На хранившемся в Олимпии в храме Геры бронзовом диске Ифита с правилами Олимпийских игр был записан соответствующий пункт. «На диске Ифита написан текст того перемирия, которое элейцы объявляют на время Олимпийских игр; он написан не прямыми строчками, но слова идут по диску в виде круга» (Павсаний, Описание Эллады ).

С Олимпийских игр 776 до н.э. (самые ранние Игры, упоминание о которых дошло до нас, – по подсчетам некоторых специалистов, Олимпийские игры стали проводиться на 100 с лишним лет раньше) у греков шел отсчет особого «олимпийского летоисчисления», введенного историком Тимеем. Олимпийский праздник отмечали в «священный месяц», начинающийся с первого полнолуния после летнего солнцестояния. Он должен был повторяться через каждые 1417 дней, составлявших Олимпиаду – греческий «олимпийский» год.

Начинавшиеся как соревнования местного значения, Олимпийские игры со временем стали событием всегреческого масштаба. На Игры съезжалось множество людей не только из самой Греции, но и из ее городов-колоний от Средиземного до Черного моря.

Игры продолжались и тогда, когда Эллада попала в подчинение к Риму (в середине 2 в до н.э.), вследствие чего был нарушен один из основополагающих олимпийских принципов, допускавший участие в Олимпийских играх исключительно греческих граждан, а в числе победителей оказались даже некоторые римские императоры (в том числе и Нерон, «выигравший» скачки на колесницах, запряженных десятью лошадьми). Сказывался на Олимпийских играх и начавшийся в 4 веке до н.э. общий упадок греческой культуры: они постепенно утрачивали былое значение и суть, превращаясь из спортивного состязания и значимого общественного события в сугубо развлекательное мероприятие, в котором участвовали преимущественно атлеты-профессионалы.

А в 394 н.э. Олимпийские игры были запрещены – как «пережиток язычества» – римским императором Феодосием I, насильственно насаждавшим христианство.

Олимпия.

Расположена в северо-западной части Пелопонесского полуострова. Здесь находился Алтис (Альтис) – легендарная священная роща Зевса и храмово-культовый комплекс, окончательно сформировавшийся примерно в 6 в. до н.э. На территории святилища располагались культовые здания, монументы, спортивные сооружения и дома, где в период проведения состязаний проживали атлеты и гости. Олимпийское святилище оставалось средоточием греческого искусства вплоть до 4 в. до н.э.

Вскоре после запрета Олимпийских игр все эти сооружения были сожжены по приказу императора Феодосия II (в 426 н.э.), а столетие спустя окончательно разрушены и погребены сильными землетрясениями и разливами рек.

В результате проведенных в Олимпии в конце 19 в. археологических раскопок удалось обнаружить руины некоторых строений, в том числе спортивного назначения, таких, как палестра, гимнасий и стадион. Построенная в 3 в. до н.э. палестра – окруженная портиком площадка, где тренировались борцы, боксеры и прыгуны. Гимнасий, построенный в 3–2 вв. до н.э., – самое большое сооружение Олимпии, оно использовалось для тренировок спринтеров. В гимнасии также хранился список победителей и список Олимпиад, стояли статуи атлетов. Стадион (длиной 212,5 м и шириной 28,5 м) с трибунами и местами для судей был построен в 330–320 до н.э. На нем могли разместиться около 45 000 зрителей.

Организация Игр.

К участию в Олимпийских играх допускались все свободнорожденные греческие граждане (согласно некоторым источникам, мужчины, умевшие говорить по-гречески). Рабы и варвары, т.е. лица негреческого происхождения, участвовать в Олимпийских играх не могли. «Когда Александр пожелал принять участие в состязаниях и для этого прибыл в Олимпию, то эллины, участники состязаний, требовали его исключения. Эти состязания, говорили они, для эллинов, а не для варваров. Александр же доказал, что он аргосец, и судьи признали его эллинское происхождение. Он принял участие в беговом состязании и пришел к цели одновременно с победителем» (Геродот. История ).

Организация античных Олимпийских игр предусматривала контроль не только за ходом самих Игр, но и за подготовкой атлетов к ним. Контроль осуществляли элланодики, или гелланодики, самые авторитетные граждане. В течение 10–12 месяцев до начала Игр атлеты проходили интенсивную подготовку, после чего сдавали своеобразный экзамен комиссии элланодиков. После выполнения «олимпийского норматива» будущие участники Олимпийских игр еще месяц готовились по специальной программе – уже под руководством элланодиков.

Основополагающим принципом состязаний была честность участников. Перед началом соревнований они давали клятву соблюдать правила. Элланодики имели право лишить чемпиона титула, если он победил мошенническим путем, провинившийся атлет подвергался также штрафу и телесному наказанию. Перед входом на стадион в Олимпии стояли в назидание участникам заны – медные статуи Зевса, отлитые на деньги, полученные в виде штрафов с атлетов, нарушивших правила соревнований (древнегреческий писатель Павсаний указывает, что первые шесть таких статуй были уставлены в 98-ую Олимпиаду, когда фессалиец Эвпол подкупил трех выступавших с ним борцов). Кроме того, к участию в Играх не допускались лица, уличенные в совершении преступления или в святотатстве.

Вход на соревнования был бесплатный. Но их могли посещать только мужчины, женщинам под страхом смертной казни запрещалось появляться в Олимпии в течение всего празднества (согласно некоторым источникам, этот запрет распространялся только на замужних женщин). Исключение делалось лишь для жрицы богини Деметры : для нее на стадионе, на самом почетном месте был сооружен специальный мраморный трон.

Программа античных Олимпийских игр.

Первое время в программе Олимпийских игр был только стадиодром – бег на один стадий (192,27 м), затем число олимпийских дисциплин выросло. Отметим некоторые кардинальные изменения в программе:

– на 14 Олимпийских играх (724 до н.э.) в программу включен диаулос – бег на 2 стадия, а 4 года спустя – долиходром (бег на выдержку), дистанция которого составляла от 7 до 24 стадиев;

– на 18 Олимпийских играх (708 до н.э.) впервые проведены соревнования по борьбе и пентатлону (пятиборью), включавшему, помимо борьбы и стадиодрома, прыжки, а также метание копья и диска;

– на 23 Олимпийских играх (688 до н.э.) в программу состязаний вошел кулачный бой,

– на 25 Олимпийских играх (680 до н.э.) добавлены гонки на колесницах (запряженных четырьмя взрослыми лошадьми, со временем этот вид программы расширился, в 5–4 вв. до н.э. стали проводиться гонки колесниц, запряженных парой взрослых лошадей, молодыми лошадьми или мулами);

– на 33 Олимпийских играх (648 до н.э.) в программе Игр появились верховые скачки на лошадях (в сер. 3 в. до н.э. стали также проводиться скачки на жеребятах) и панкратион – единоборство, соединявшее в себе элементы борьбы и кулачного боя с минимальными ограничениями на «запрещенные приемы» и во многом напоминающее современные бои без правил.

Греческие боги и мифологические герои причастны к появлению не только Олимпийские игры в целом, но и отдельных их дисциплин. К примеру, считалось, что бег на один стадий ввел сам Геракл, лично отмерявший эту дистанцию в Олимпии (1 стадий равнялся длине 600 ступней жреца Зевса), а панкратион восходит к легендарной схватке Тезея с Минотавром.

Некоторые из дисциплин античных Олимпийских игр, знакомые нам по современным соревнованиям, заметно отличаются от своих нынешних аналогов. Греческие атлеты прыгали в длину не с разбега, а с места – к тому же с камнями (позже с гантелями) в руках. В конце прыжка спортсмен отбрасывал камни резко назад: считалось, что это позволяет ему прыгнуть дальше. Подобная техника прыжка требовала хорошей координации. Метание копья и диска (со временем вместо каменного атлеты стали кидать железный диск) производилось с небольшого возвышения. При этом копье метали не на дальность, а на точность: атлет должен был поразить специальную мишень. В борьбе и боксе не было деления участников по весовым категориям, а боксерский поединок продолжался до тех пор, пока один из соперников не признавал себя побежденным или оказывался не в состоянии продолжать схватку. Были весьма своеобразные разновидности и у беговых дисциплин: бег в полном вооружении (т.е. в шлеме, со щитом и оружием), бег герольдов и трубачей, попеременный бег и гонка на колеснице.

С 37 Игр (632 до н.э.) в состязаниях стали участвовать и юноши в возрасте до 20 лет. Поначалу соревнования в этой возрастной категории включали только бег и борьбу, со временем к ним добавились пятиборье, кулачный бой и панкратион.

Помимо атлетических соревнований, на Олимпийских играх проводился и конкурс искусств, с 84-х Игр (444 до н.э.) ставший официальной частью программы.

Первоначально Олимпийские игры занимали один день, затем (с расширением программы) – пять дней (именно столько продолжались Игры в период их расцвета в 6–4 вв. до н.э.) и, в конце концов, «растянулись» на целый месяц.

Олимпионики.

Победитель Олимпийских игр получал вместе с оливковым венком (эта традиция пошла с 752 до н.э.) и пурпурными лентами всеобщее признание. Он становился одним из самых уважаемых людей в своем городе (для жителей которого победа земляка на Олимпиаде тоже была огромной честью), его нередко освобождали от государственных повинностей, давали прочие привилегии. Олимпионику воздавались на родине и посмертные почести. А согласно введенной в 6 в. до н.э. практике, трехкратный победитель Игр мог поставить свою статую в Альтисе.

Первым из известных нам олимпиоником стал Корэб из Элиды, одержавший победу в беге на один стадий в 776 до н.э.

Самым знаменитым – и единственным за всю историю древних Олимпийских игр атлетом, побеждавшим на 6 Олимпиадах, – был «сильнейший среди сильных», борец Милон из Кротона. Уроженец греческого города-колонии Кротон (юг современной Италии) и, по некоторым данным, ученик Пифагора, он одержал свою первую победу на 60-й Олимпиаде (540 до н.э.) в соревнованиях среди юношей. С 532 до н.э. по 516 до н.э. он завоевал еще 5 олимпийских титулов – уже среди взрослых атлетов. В 512 до н.э. Милон, которому было уже больше 40 лет, попытался завоевать свой седьмой титул, но уступил более молодому сопернику. Олимпионик Милон являлся также неоднократным победителем Пифийских, Истмийских, Немейских Игр и многих местных соревнований. Упоминания о нем можно найти в трудах Павсания, Цицерона и др. авторов.

Другой выдающийся атлет – Леонид из Родоса – на четырех Олимпиадах подряд (164 до н.э – 152 до н.э.) побеждал в трех «беговых» дисциплинах: в беге на один и на два стадия, а также в беге с оружием.

Астил из Кротона вошел в историю античных Олимпийских игр не только как один из рекордсменов по числу побед (6 – в беге на один и на два стадия на Играх с 488 до н.э. по 480 до н.э.). Если на первой своей Олимпиаде Астил выступал за Кротон, то на двух последующих – за Сиракузы. Бывшие земляки отомстили ему за предательство: статую чемпиона в Кротоне снесли, а его бывший дом превратили в тюрьму.

В истории древнегреческих Олимпийских игр есть и целые олимпийские династии. Так, дед чемпиона по кулачному бою Посейдора из Родоса Диагор, а также его родные дяди Акусилай и Дамагет тоже были олимпиониками. Диагор, чья исключительная стойкость и честность в боксерских поединках завоевали ему огромное уважение зрителей и были воспеты в одах Пиндара, стал очевидцем олимпийских побед своих сыновей – соответственно, в боксе и панкратионе. (По преданию, когда благодарные сыновья водрузили на голову отцу свои чемпионские венки и подняли его на плечи, кто-то из рукоплещущих зрителей воскликнул: «Умри, Диагор, умри! Умри, потому что тебе больше нечего желать от жизни!» И взволнованный Диагор тут же скончался на руках у сыновей.)

Многие олимпионики отличались исключительными физическими данными. Например, чемпиону в беге на два стадия (404 до н.э.) Ласфену из Тебеи приписывается победа в необычном состязании с лошадью, а Эгей из Аргоса, победивший в беге на длинные дистанции (328 до н.э.), после этого бегом, не сделав в пути ни единой остановки, преодолел расстояние от Олимпии до своего родного города, чтобы быстрее принести радостную весть землякам. Победы добивались и за счет своеобразной техники. Так, чрезвычайно выносливый и подвижный боксер Меланком из Карии, победитель Олимпийских игр 49 н.э., во время поединка постоянно держал руки вытянутыми вперед, за счет чего он уходил от ударов противника, а сам при этом крайне редко наносил ответные удары, – в конце концов, измотанный физически и эмоционально соперник признавал свое поражение. А про победителя Олимпийских игр 460 до н.э. в долиходроме Ладаса из Аргоса говорили, что он бежит настолько легко, что даже не оставляет следов на земле.

В числе участников и победителей Олимпийских игр были такие известные ученые и мыслители, как Демосфен , Демокрит , Платон , Аристотель , Сократ , Пифагор , Гиппократ . Причем соревновались они не только в изящных искусствах. К примеру, Пифагор был чемпионом по кулачному бою, а Платон – в панкратионе.

Мария Ищенко

Впервые Олимпийские игры были проведены в Древней Греции приблизительно в 776 году до н.э.. Они получили свое название благодаря древнегреческому городу Олимпия, в котором проводились 1 раз в 4 года.

Олимпийские игры представляли собой состязание в таких видах спорта как езда на колесницах, пятиборье, боевых искусствах. Олимпийские игры также носили религиозный характер, так как посвящались верховному древнегреческому богу Зевсу, который пользовался особенным уважением греков, будучи богом грома и молний.

История Олимпийских игр Древней Греции

На время проведения Олимпийских игр, греки объявляли временное перемирье со странами, с которыми учувствовали в военных конфликтах. Каждые Олимпийские игры были настоящим праздником для греческого народа. Олимпиада была своеобразным идеологическим отражением культа тела и совершенства духа, который активно пропагандировался в Древней Греции.

Героем Олимпиады воздавались почести. Существовала довольно интересная традиция: победитель Олимпиады торжественно въезжал в город на колеснице, но не через главные ворота, а через проем в стене, который сразу после этого закрывали, чтоб не выпустить из города победоносный дух Олимпиады. Победитель был одет в красный плащ, а на голове у него был венок из листьев лавра, который был символом победы.

Центром олимпийских соревнований был святой круг Зевса, который представлял собой рощу вдоль течения реки Алфей. Олимпийские игры устраивались греками более трехсот раз. Согласно греческой мифологии стадион в Олимпии, где проводились Олимпийские игры, был сооружен Гераклом в честь победы Зевса над своим отцом Кроносом.

Олимпийский огонь

Незаменимым атрибутом Олимпийских игр был Олимпийский огонь. В Древней Греции существовал культ Прометея, который украл из Олимпа священный огонь и передал его людям, за что поплатился годами невероятных страданий. В честь Прометея древние греки зажигали Олимпийский огонь. Также, чтоб оказать честь Прометею, устраивались соревнования по бегу, где каждый бегун держал в руках зажженный факел с огнем. Победитель такого соревнования был удостоен чести зажигать огонь для жертвоприношения Зевсу, что считалось тогда очень важной миссией.

За Олимпийскими играми в древней Греции наблюдали не только ее жители. На период игр в Олимпию съезжалось огромное количество представителей других государств. Впечатленные Олимпийскими играми, многие из них старались организовать подобное состязания в своей стране, но, увы, достигнуть масштабности Олимпии не смогли нигде.

Олимпийские Игры закончились с приходом Христианства на земли Греции. Подобные мероприятия рассматривались ни что иное как язычество. Но, не смотря на то, что Олимпийские игры в свое время прекратили проводить, это замечательное действо не кануло в Лету.

Возрождение Олимпийских игр

С 1896 году после длительного перерыва Олимпийские игры провели в Афинах. Значительно расширился спектр видов спорта. С 1896 г. Олимпийские игры проводят один раз в четыре года. В период Первой и Второй Мировой войны, по вполне объяснимым причинам, игры не проводились.

Олимпийские игры стали не только своеобразной данью традициям, они по-прежнему представляют собой яркое, захватывающее зрелище, к которому пристально приковано внимание мировой общественности. Города на десятилетия вперед борются за честь принимать у себя Олимпийские игры, а для спортсмена, которые в них участвуют – это не только всемирная слава, но и заслуженное вознаграждение за года работы в спорте.

Олимпийский огонь Эллады, событие, которое привлекает внимание жителей всего мира на целый месяц, зародилось в Древней Греции еще в 8-м ст. до н.э. По крайней мере, дата 776 г. до н.э. высечена на каменной плите из мрамора, повествующая об олимпийской победе в состязании по бегу повара Короибоса. Устройство жизни в то время предполагало развитие не только ремесел и естествознания, но и требовало постоянную атлетическую подготовку всего населения.

Население Древней Греции почитало богов, а мифы и легенды того времени описывали все происходящее. Возникновение и становление олимпийских игр связано с именем Пелопса, который победил в соревнованиях на колеснице и основал подобные соревнования, проводимые с периодичностью раз в 4 года.

А вот предания древнегреческого поэта Пиндара повествуют о причастности к великой традиции народного героя, сына Зевса Геракла. Еще в 1253 г. до н. э. герой получил задание эллинского царя Авгия вычистить его запущенные конюшни всего за сутки. Геракл с помощью титанических усилий направил русло местной реки прямиком в конюшни, которые были омыты и очищены вовремя.

Однако коварный Авгий отказался отдавать вознаграждение, за что он и его семья были справедливо покараны. Геракл в честь свержения вероломного правителя устроил большие празднества и легкоатлетические состязания, поручив сделать их регулярными.

Не отбрасывают ученые исследователи древнего мира и происхождение Олимпийских игр в качестве публичной дани и благодарности богам за новый урожай. В поддержку этой теории выступают время проведения события (конец лета начало осени), а также почетные награды победителей соревнований: ветвь оливы и венки растений.

Одна из популярных версий происхождения великого события – договоренность, достигнутая между эллинский царем Ифитом и правителем Спарты Ликургом. Эту идею Ифиту подсказал мудрый оракул, к которому прибегнул правитель Элиды после очередной кровопролитной битвы и нашествия чумы.

Место проведения соревнований

В результате достигнутого соглашения, росли связи между городами и центрами древней Греции, поднималась культурная и социально-экономическая жизнь. На время срока проведения состязаний останавливались все войны и противоречия между провинциями, так как атлеты должны были беспрепятственно подготовиться и добраться до места проведения соревнований.

Последнее организовывались в поселении Олимпия, которое располагалось в Элиде в северо-западной части Пелопоннеса у подножия горы Кронос.

Cклоны возвышенности служили естественной трибуной для зрителей, которых могло быть до 40 тыс. человек.

Архитектурный комплекс Олимпии состоял из ипподрома для проведения конных соревнований, внушительного стадиона и ипподрома, двора, обрамленного колоннадами, нескольких гимнасий, площадок для проведения соревнований по борьбе, метания, игр с мячом, банями. Неподалеку располагались места для размещения гостей и атлетов. Примечательно, что женщин на Олимпийские игры не допускались даже в качестве зрителя.

Программа Олимпийских игр

Начались Олимпийские игры с состязаний по бегу на короткие дистанции. Примерно 50 лет бег на расстояние от 175 до 192,27 м. оставался единственным соревнованием в Играх. Постепенно в программу были добавлены такие виды спорта: бег в военном снаряжении, скачки, кулачный бой, пятиборье, борьба, бег на различные расстояния.

Стать участником Олимпийских соревнований довольно непросто . Для этого необходимо было попасть в предварительный список за год до проведения события. Атлеты должны были готовиться проявить свое мастерство в течение срока не менее 9 месяцев. Подготовка проводилась в особых школах за счет атлета. Прибывали в Олимпию спортсмены за 20 дней. Они размещались в прилегающих к гимнасиям помещениях и готовились под присмотром местных судей. Они принимали окончательное решение о допуске атлетов к участию в Играх.

Если хочешь сэкономить на путешествии, то статья о – именно то, что тебе нужно прочитать.

Если тебе нравится Греческая кухня, то специально рецепт сибаса в духовке

Древние олимпийские игры в Греции

Первое время только мужчины Пелопонесса имели право участвовать в соревнованиях. Однако с течением времени географию участников стали пополнять Спарта, Коринф и другие страны. Выиграть Игры считалось сродни особого благословения богов как самого атлета, так и его города.

Победа в соревнованиях стадиодрома считалась наиболее весомой. Именем победителя такого соревнования называлась Олимпиада следующего периода. Апогей Олимпиады Древнего мира пришелся на V и IV в.в. до н. э. Тогда о соревнованиях знал весь цивилизованный мир. В них принимали участие атлеты из Греции, Африки, Сицилии, Италии, стран Азии. Даже после завоевания греческих земель римскими легионами Олимпийские игры не утратили своего значения.

Тем не менее, с течением времени насаждение христианства и утверждение власти римских императоров сказались на Олимпийских играх. В 394-м году н.э. после 293-х проведенных олимпиад Игры были запрещены императором Феодосием I.

Вконтакте

Одноклассники

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Челябинская Государственная Академия Культуры и Искусств.

Культурологический Факультет.

Кафедра: Социально-культурной деятельности.

Реферат

По дисциплине: История социально-культурной деятельности.

Тема: Олимпийские игры в древней Греции.

Челябинск 2015г

Введение

1. История Олимпийских игр

2. Правила, условия, традиции олимпийских игр в древности

3. Программа Олимпийских игр

4. Традиция зажжения Олимпийского огня

5. Значение олимпийских игр

Заключение

Список литературы

Введение

С богами связаны все древнегреческие праздники и спортивные игры. Знаменитые Олимпийские игры, которые Древняя Греция подарила миру, были в эпоху античности не единственными. Истоки первых олимпиад теряются в древности, но в 776 г, до н. э. на мраморной доске впервые было записано имя победителя в беге, поэтому принято считать именно этот год началом исторического периода Олимпийских игр. Местом Олимпийских празднеств была священная роща Альтис в Олимпии. Место выбрано очень удачно. Все постройки, и ранние и более поздние -- храмы, сокровищницы, стадион, ипподром -- возведены в ровной долине, обрамленной мягкими, покрытыми густой зеленью холмами. Природа в Олимпии как бы проникнута духом мира и благоденствия, который устанавливался на время Олимпийских игр. В храме Зевса Олимпийского находилась статуя бога, созданная скульптором Фидием, которая считалась одним из семи чудес света. В священную рощу съезжались тысячи зрителей. Помимо зрелищ состязаний атлетов, здесь заключались торговые сделки, проходили публичные выступления поэтов и музыкантов, выставки работ скульпторов и художников. Здесь оглашались новые законы, договоры, обсуждались важные документы. С момента объявления священного месяца игр все враждующие стороны прекращали военные действия…

Цель исследования: Исторический анализ Олимпийских игр в условиях развития древнегреческой цивилизации в эллинистический период.

1. История Олимпийских игр

Зарождение Олимпийских игр в Древней Греции совпало по времени, когда историю делали мифы и легенды. По дошедшим до нас произведениям древнегреческих историков, философов и поэтов, мы узнаем, что Древние Олимпийские игры связывают с именами народного героя Геракла, легендарного царя Пелопса, спартанского законодателя Ликурга и эллинского царя Ифита.

Во второй оде древнегреческого поэта Пиндара говорится, что рождение Олимпийских игр связано с именем Геракла. В 1253 г. до н. э. эллинский царь Авгий отдал приказ Гераклу вычистить королевские конюшни, которые не убирались в течение года, за один день. Используя свою силу, Геракл изменил направление русел двух рек, пропустив их через конюшни, так что вода помогла ему сделать работу в срок. Когда царь отказался выполнять свое обещание и отдать Гераклу часть своих лошадей, то он убил царя и членов его семьи, устроив в честь этого большие состязания, посвященные Зевсу, которые якобы и положили начало Олимпийским играм. (6)

Олимпия находилась в Северо-западной части Пелопоннеса, в 20 км от Ионического моря, 275 км от Афин и 127 км от Спарты. С южной стороны ее омывала река Алфей, с западной - река Кладей, а с северной находилась гора Кронос. На востоке простиралась низина, заливаемая в половодье водами Алфея. Выбор для олимпийского стадиона у горы Кронос объясняется тем, что склоны служили естественной трибуной для зрителей, на которой располагалось по 40 тыс. человек и ареной примерно 213х29 м. На территории Олимпии находились: ипподром (730-336 м) на котором устраивались конные скачки, гимнасий, двор, окруженный колоннадой, с дорожками для бега, площадками для метаний, борьбы, для различных упражнений, игр с мячом, комнатами для гигиенических процедур, банями и др.; к гимнасию примыкали жилые помещения для участников Олимпийских игр.(3)

Известно, что в спортивных играх принимали участие лишь мужчины из числа свободных граждан, никогда не привлекавшийся к суду и никогда не уличенный в бесчестных поступках. Женщины не допускались даже в качестве зрителей под страхом смерти. Для них существовал и свои состязания -- в беге. Благодаря многочисленным текстам и росписям по керамике мы сейчас знаем, какие виды спорта существовали в Древней Греции. Атлеты соревновались только обнаженными, чтобы продемонстрировать красоту своего тела.

В этом наглядно проявлялась телесность древнегреческой культуры. Культ тела был настолько велик, что нагота не вызывала чувства стыдливости. Правила запрещали убивать противника, прибегать к недозволенным приемам, спорить с судьями. Торжественно происходило и награждение победителей. Победители игр (олимпионики) награждались венками из дикой сливы, росшей около храма Зевса. В последний день праздника устраивалась торжественная процессия в честь победителей, а возвращение олимпионика в родной город превращалось в нестоящий триумф. Весь город выходил ему навстречу, городские власти устраивали пир, а на площади возводили статую победителя: он становился национальным героем и в течение всей жизни пользовался уважением.

Сохранение традиции организации состязаний на протяжении более одиннадцати веков, несмотря на войны, эпидемии и другие общественные???трясений, само по себе говорит о той огромной социальной значимости, которую играли Игры в Древней Греции.

Атлеты этого периода отражали с одной стороны силу и мощь родного города, а с другой - общеэллинский идеал всестороннего развития и физического совершенства личности. И глубоко символично, что за долгую и напряженную подготовку, тяжелые испытания в состязаниях победитель в Олимпии удостаивался лишь венка из оливковой ветви. Это был символ бескорыстной спортивной борьбы. Почести и слава приходили к победителю как знак благодарности и любви соотечественников, то есть являлись результатом общественного признания. Первоначально в Олимпиадах принимали участие только жители Пелопонесса. Затем в них стали участвовать и представители соседних государств - Коринфа, Спарты и др.

Для человеческого честолюбия олимпийские игры предоставляли благодарную арену. Все знаменитые люди и все жаждавшие славы стекались сюда. После персидских войн в Олимпию явился Фемистокл и во время церемоний привлекал внимание народа. Бывали здесь и философы Анаксагор, Сократ, Аристипп и Диоген; одни из них поучали толпу своими нравоучительными проповедями, другие вызывали скандалы своими циническими выходками. На стадии часто присутствовали Пифагор и Платон, увлекавшиеся борьбой, тем более что в молодости они сами одерживали в ней победы. Ораторы Горгий, Лизий, Демосфен нередко появлялись здесь и давали возможность всей Греции послушать образцы их искусства. Поэты Пиндар, Симонид и многие другие искали тут вдохновения, а может быть, и клиентов.

К великим людям примешивались разные шарлатаны, которые вызывали у толпы зевак почтительное изумление. Наиболее оригинальным среди таких шарлатанов был, пожалуй, Менекрат. (3)

2 . Правила, условия, тради ции олимпийских игр в древности

Олимпийские празднества происходили каждые четыре года. Это был такой же подвижной праздник, как, например, христианская Пасха. Празднование его происходило от 11 до 15 дня иеромении, т. е. священного месяца, который начинался с первого новолуния после летнего солнцестояния. Таким образом, он падал на конец июня и начало июля нового стиля.

Особые послы рассылались из Олимпии и отправлялись группами до дальних берегов Черного моря, до Египта и испанских колоний, сообщая грекам о дне празднеств. В то же время эти послы, носившие наименование феоров, провозглашали священный мир.

Вот несколько статей из этого постановления:

1) Всякие военные действия должны быть прекращены во всех странах, как только будет объявлена иеромения.

2) Для всех народов, принимающих участие в празднествах, страна, где находится святилище Зевса, должна быть неприкосновенна.

3) Всякий иностранный отряд, вступающий на территорию Элиды, должен сложить оружие.

4) Тех, кто захочет, завладеть этой территорией или не окажет помощи элейцам против святотатственного неприятеля, да поразит проклятие богов.

5) На всех тех, кто нарушит перемирие, будет наложен штраф в 2 мины (около 75 руб.) с каждого воина.

6) В случае отказа уплатить этот штраф виновные будут преданы отлучению.

7) Всякий, кто обидит путника, отправляющегося на олимпийское празднество, подвергнется проклятию и штрафу.

Так как праздник давал повод к устройству большой ярмарки, то вдоль большой дороги и стен ограды выстраивались деревянные бараки, где сидели всякого рода торговцы.

Но самой серьезной приманкой на празднествах были религиозные церемонии и игры. Каждый жертвовал сообразно со своими средствами. Люди богатые составляли целые гекатомбы. Более скромные паломники довольствовались принесением в жертву баранов, козленка, нескольких капель вина, нескольких крупинок фимиама. По установленным правилам олимпийские боги вступали в непосредственное общение только с гражданами Элиды. Иностранцев должен был представлять кто-нибудь из элейцев. Сверх того чужеземцы подлежали особому налогу, но обыкновенно это препятствие не останавливало даже самого бедного человека. Поэтому благочестивые люди с утра до вечера окружали алтари, где происходили возлияния из вина, благовоний и крови.(2)

Празднество занимало пять дней:

В 1-й день участники Игр перед алтарем Зевса, приносили клятву в соблюдении всех правил состязаний, происходили жертвоприношения.

Во 2-й день проводились состязания в группе мальчиков,

в 3-й состязания мужчин,

в 4-й конные ристания,

в 5-й день заканчивался жертвоприношениями и был посвящен торжественной церемонии вручения наград.

Имя победителя-олимпионика, имя его отца и отечество торжественно объявлялись и высекались на мраморных плитах, выставленных в Олимпии для всеобщего обозрения. Олимпионики были столь знамениты, что год олимпиады часто назывался по имени победителя. С 7 Олимпиады (752 до н. э.) атлеты награждались венками из ветвей «маслины прекрасных венков», по преданию, посаженной еще самим Гераклом; с 60-й им позволялось поставить в Альтисе свою статую. Во время пира, следовавшего за состязанием, в честь олимпиоников пелись торжественные гимны-эпиники, составленные знаменитыми поэтами Пиндаром, Симонидом, Вакхилидом и др. Древние греки считали победу знаком расположения божества, внимания Зевса к атлету и к городу, откуда он родом. На своей родине олимпионики освобождались от всех государственных повинностей и пользовались почетными местами в театре и на всех празднествах; известны случаи, когда олимпионики обожествлялись и почитались как местные герои.

Судьи и уставы состязаний. Руководство всеми состязаниями принадлежало элланодикам, или судьям эллинов. Это были должностные лица Элиды, назначаемые для каждой олимпиады по жребию из ограниченного по количеству класса граждан. Этих судей было десять. Они приступали к исполнению своих обязанностей за десять месяцев до начала празднеств. Отправляясь в Олимпию, они, прежде чем вступить в священную ограду, совершали омовение и закалывали в жертву свинью. В Булевтерии они принимали присягу от участников состязаний, их семей и учителей. Сами элланодики клялись выполнить свой долг перед алтарем Зевса Геркейского и производили испытание атлетам, детям, лошадям и жеребятам; они распределяли их по разрядам, составляя для каждого состязания список соперников.

Вот главные статьи устава: 1) Из игр исключаются рабы и варвары. 2) Исключаются также: подвергавшиеся наказанию по суду; все убийцы, даже те, которые совершили преступление по неосторожности; люди, на которых тяготеет святотатство; все частные лица или граждане тех государств, которые не выплатили наложенных на них штрафов. 3) Все участники состязаний должны записаться заранее, в установленные законом сроки, в элидскую гимназию, выполнить там известное испытание и принести присягу. 4) Неявившиеся к сроку не допускаются к участию в состязаниях. 5) Замужним женщинам, безусловно, воспрещается появляться в Алтисе и на местах состязаний во время великих празднеств. 6) Учителя участников состязаний во время игр на стадии помещаются за соседней оградой и должны оставаться там совершенно обнаженными. 7) Под угрозой лишения награды и наложения штрафа запрещается убивать своего соперника намеренно или по неосторожности в борьбе или в кулачном бою. 8). Запрещается толкать своего соперника и прибегать к каким-нибудь недобросовестным приемам. 9) Запрещается запугивать своего соперника и предлагать ему денежное вознаграждение за то, чтобы он поддался в борьбе. 10) Наказание розгами грозит всякому, кто сделает попытку подкупить судей. 11) Запрещается выражение публичного протеста против постановления судей. 12) Всякий участник состязания, недовольный приговором элланодиков, может жаловаться в олимпийский Совет и добиваться осуждения виновных судей за свой собственный страх и риск.

Всякое неправильное действие наказывалось штрафом, установленным законом и налагавшийся по приговору судей. За уплату этого штрафа были ответственны не только семья участника состязания, но и его родной город.

Участники состязаний. Все желающие принять участие в Играх, за год от их открытия вносились в особые списки. Они давали клятву, что будут готовиться к предстоящим соревнованиям не менее десяти месяцев. За исключением бывших победителей в Олимпии и нескольких атлетов, имевших всемирную известность. Но большая часть будущих участников состязаний проводила в этой гимназии все десять месяцев, предназначенных для упражнений. Их размещали в помещениях, примыкавших к гимнасии. Подготовка шла в специальных школах, пребывание в которых оплачивал сам участник. Затем за 30 дней до открытия Игр все потенциальные их участники прибывали в Олимпию на централизованный сбор, все должны были выдержать в течение 30 дней ряд испытаний в элидской гимназии; Прибывшие на соревнования атлеты приступали к тренировкам под присмотром специальных судей («элланодиков»), которые затем занимались допуском спортсменов на Игры.

В состязаниях участвовали люди, сходившееся со всех концов греческого мира. Несмотря на то, что по внешности организация игр носила свободный характер, участие в состязаниях было доступно лишь гражданам высших классов: только богатые люди имели возможность снарядить для гипподрома упряжки, обучить для бегов лошадей, покрыть издержки, которые связаны с содержанием большой конюшни. Простой народ не мог принимать участие даже в состязаниях на стадии вследствие необходимости продолжительной подготовки, путевых расходов и пребывания в Элиде. Действительно, в состязаниях на гипподроме участвовали члены аристократических фамилий, а состязание на стадии происходило между представителями буржуазии.

При приближении игр атлеты перевозились в Олимпию и поселялись в особых помещениях. Вступление их в Булевтерий совершалось с большой пышностью и в присутствии их отцов, братьев и учителей. Войдя туда, участники состязаний простирали руку на алтарь Зевса Геркейского, где предавались сожжению внутренности дикого кабана, и пред элланодиками приносили клятву вести себя согласно требованию устава. (5)

Первый день открывался состязаниями на стадии. Еще задолго до зари все паломники, распределенные по национальностям, теснились на склонах гор. При восходе солнца раздавался трубный звук. Элланодики в красных одеяниях переходили через все поле состязания и занимали свои места против старта. Вокруг них на почетных местах восседали должностные лица и жрецы Элиды, общественные гости, редставители разных государств, все именитые иностранцы. Поблизости возвышался трон единственной замужней женщины, присутствие которой допускалось при этом зрелище, а именно жрицы Деметры-Хамины.(2)

3 . Программа Олимпийских игр

Игры занимали большую часть трех дней паломничества. 40 или 50 тысяч людей, пришедших со всех концов мира, в течение бесконечного числа часов испытывали божественное наслаждение, созерцая, как люди наносили друг другу смертельные удары кулаками, а лошади состязались в скорости бега. Но к этому зрелищу греков привлекала не грубая страсть к азартной игре современных европейских конских бегов. Эстетические стремления, потребность полюбоваться двумя царями природы -- человеком и лошадью -- в расцвете их красоты и порыве смелости, -- вот что увлекало эллинов. К этому удовольствию примешивалось патриотическое волнение. Каждый обращал к богам свои нетерпеливые моления о победе своего родного города на этих аренах, где собирались все греческие народы. Само собой разумеется, что побудителем состязающихся было, прежде всего, их личное самолюбие. Они стремились вызвать восхищение своей силой или роскошью, но им было приятно также, что победой они прославят свое отечество.

Греческие боги и мифологические герои причастны к появлению не только Олимпийские игры в целом, но и отдельных их дисциплин. К примеру, считалось, что бег на один стадий ввел сам Геракл, лично отмерявший эту дистанцию в Олимпии (1 стадий равнялся длине 600 ступней жреца Зевса), а панкратион восходит к легендарной схватке Тезея с Минотавром. (1)

Помимо атлетических соревнований, на Олимпийских играх проводился и конкурс искусств, с 84-х Игр (444 до н.э.) ставший официальной частью программы.

Первое время в программе Олимпийских игр был только стадиодром - бег на один стадий (192,27 м), затем число олимпийских дисциплин выросло.

На 14 Олимпийских играх (724 до н.э.) в программу включен диаулос - бег на 2 стадия, а 4 года спустя - долиходром (бег на выдержку), дистанция которого составляла от 7 до 24 стадиев.

Состязание в беге.

Но вот снова зазвучали трубы. На арене появляется глашатай и громко кричит: «Состязающиеся в беге, выходите!». Одно из начальствующих полицейских лиц вызывает атлетов, а глашатай представляет их толпе, сообщая их имя и место родины, и спрашивает, не оспаривает ли кто-нибудь их достоинство гражданина и честного человека. Один из элланодиков обращается с речью к атлетам и приказывает недостойным удалиться. Затем участники в состязаниях уходят в особое здание, расположенное между стадием и гипподромом, где снимают с себя одежды и натираются маслом. Когда они появляются снова уже обнаженными, на арену приносят урну Зевса, т.е. серебряную вазу, в которой лежат деревянные дощечки с выгравированными на них буквами. Каждый участник состязания вынимает по жребию одно из двадцати мест, которое он и должен будет занять. Алитарх отбирает эти дощечки, проверяет их и отводит атлета на его место. Раздается трубный звук, и четыре соперника пускаются в бег.

Все пять групп состязающихся, из четырех человек каждая, бежали одна за другой. Затем должны были состязаться победители этого предварительного бега. Судьи выносили свой приговор, а глашатай объявлял, кто оказался окончательным победителем, главным олимпиоником, именем которого называлась олимпиада.(4)

Таков был простой бег. При двойном беге надо было начать бег от места элланодиков и возвратиться опять к ним же. При шестерном беге полагалось пробежать шесть раз вдоль всей арены. Подобно бегу, и различные виды борьбы усложнялись все более и более.

Бег с оружием.

Он откладывался к концу игр. Это состязание состояло в том, что надо было два раза пробежать на стадии в военном вооружении. Первоначально этот бег совершался в полном вооружении, т. е. со щитом, копьем, в шлеме и набедренниках, но мало-помалу произошло облегчение этой тяжести, и в IV веке выходили только со щитом. (4)

Борьба .

На 18 Олимпийских играх (708 до н.э.) впервые проведены соревнования по борьбе и пентатлону (пятиборью), включавшему, помимо борьбы и стадиодрома, прыжки, а также метание копья и диска;

В простой борьбе выходили с голыми руками. Победителем считался борец, который три раза повалил своего противника таким образом, что тот коснулся земли лопатками. Вопрос о том, с кем в паре приходилось бороться состязающимся, решался жребием. В урну клали две буквы A, две буквы B и т. д. Те, кто вынул одну и ту же букву, боролись друг с другом; затем, также по жребию, соединялись попарно победители. Так делали до тех пор, пока не оставался один-единственный победитель. Этим правилам следовали и при кулачной борьбе и при так называемом панкрате.

На 23 Олимпийских играх (688 до н.э.) в программу состязаний вошел кулачный бой. Выходя на кулачную борьбу, борцы надевали на голову особый бронзовый колпак, а кулаки заматывали кожаными ремнями с металлическими шишками. Это была жестокая борьба. Собираясь нанести удар, борец вместе с тем принимал меры предосторожности: защищал голову поднятыми руками, старался, чтобы противник был ослеплен солнцем; затем изо всей силы бил кулаком, как бы закованным в железо, по ребрам, лицу и разным членам своего противника. Обыкновенно из этой борьбы выходили обезображенными, искалеченными, истекающими кровью; часто она кончалась смертью. Борьба продолжалась до тех пор, пока один из противников не признавал себя побежденным.

Панкрат .

Панкрат был соединением борьбы и кулачного боя. Сражающееся имели право наносить удары, опрокидывать на землю и сжимать своему противнику горло, но запрещалось пускать в ход зубы и надевать на руки металлические нарукавники. Часто соперника лишали возможности действовать особым приемом, при котором вывертывались или ломались пальцы.

Пятиборство .

Пятиборство включало пять различных состязаний: прыгание, метание диска и дротика, простой бег и борьбу. Два последних испытания только что описаны. При состязании в прыжках входили на особую насыпь; для увеличения прыжка состязающиеся размахивали гирями. Благодаря этому прыжки достигали громадных размеров, -- как говорят, до 50 футов.

Детские состязания были точным повторением состязаний взрослых людей. Впрочем, уже с давних пор пятиборство было исключено из них, как состязание слишком тяжелое для юного возраста.

Бега колесниц.

На 25 Олимпийских играх (680 до н.э.) добавлены гонки на колесницах (запряженных четырьмя взрослыми лошадьми, со временем этот вид программы расширился, в 5-4 вв. до н.э. стали проводиться гонки колесниц, запряженных парой взрослых лошадей, молодыми лошадьми или мулами);

Самыми старинными состязаниями на гипподроме были бега колесниц, запряженных двойкой или четверкой лошадей. Эти состязания всегда оставались в Греции самыми излюбленными.

Требовалось обогнуть столб у старта двенадцать раз. В более позднюю эпоху стали появляться упряжки мулов, колесницы с парой лошадей, а также с парой или четверкой жеребят.

На 33 Олимпийских играх (648 до н.э.) в программе Игр появились верховые скачки на лошадях (в сер. 3 в. до н.э. стали также проводиться скачки на жеребятах) и панкратион - единоборство, соединявшее в себе элементы борьбы и кулачного боя с минимальными ограничениями на «запрещенные приемы» и во многом напоминающее современные бои без правил.

Награда за победу доставалась владельцам лошади или колесницы, а не наездникам или кучерам.

В каком порядке происходили эти состязания, мы не знаем. В древнюю эпоху все они заканчивались в один день. Когда программа их разрослась, они стали продолжаться три дня. Для открытия устраивались детские упражнения, на утро следующего дня назначался бег взрослых. После полудня -- борьба, кулачный бой и панкрат. Конские состязания относились на утро третьего дня, а пятиборство и бег с оружием происходили после полудня. Но из этого правила неоднократно делались исключения.

С 37 Игр (632 до н.э.) в состязаниях стали участвовать и юноши в возрасте до 20 лет. Поначалу соревнования в этой возрастной категории включали только бег и борьбу, со временем к ним добавились пятиборье, кулачный бой и панкратион.

В IV веке были придуманы еще два состязания: глашатаев и трубачей.

Игры, проводившиеся в Олимпии, привели к возникновению Панэллинских игр , которые также включали:

Игры в Дельфах (Пифийские игры)

Игры в Коринфе (Древнегреческие народные празднества)

Игры в Немее (Немейские игры).

Все четыре из Панэллинских игр наследовали организацию и принципы Олимпийских игр и никогда не проводились в течение одного года.

Кроме Панэллинских игр в Олимпии крупные соревнования проводились в Афинах. Они известны под названием Панафинейских игр .

Эти Игры были частью Великой Панафинеи, самого большого праздника в Афинах, который проводился каждые четыре года в честь богини Афины.

Повсюду в Греции и колониях проводились местные соревнования, одни из которых известны больше, другие - меньше. Каждый город придавал большое значение их организации.(1)

Олимпионик .

После каждого состязания происходило обнародование глашатаем имени победителя, его отца и названия его родины. Атлет или владелец колесницы подходил к судьям, Именем атлета, который выиграл эти состязания, называлась следующая Олимпиада. Олимпиоников (победителей Игр) венчали в храме Зевса оливковой ветвью, срезанной золотым ножом в священной рощеОлимпийский девиз состоит из трех латинских слов - Citius, Altius, Fortius. Дословно это значит «Быстрее, выше, храбрее». Однако более распространенным является перевод «Быстрее, выше, сильнее» (по-английски - Faster, higher,stronger) (5)

Тогда родственники, друзья, соотечественники, знакомые и незнакомые поклонники приветствовали его, бросали ему цветы и подымали его на свои плечи. Раздача наград производилась в последний день праздника. Первоначально наградой служили драгоценные вещи, треножники, дорогие материи. Впоследствии стали раздавать простые венки из дикой оливы, украшенные лентами; венки эти делались из ветвей оливкового дерева, посаженного, как говорили, самим Гераклом. Оно росло возле храма Зевса, где происходила и церемония раздачи наград. Элланодики возлагали венки на головы победителей в присутствии должностных лиц и элидских жрецов, а также перед представителями всех греческих стран. Затем устраивалось шествие. Впереди двигались элланодики, затем новые олимпионики, сопровождаемые гражданскими и духовными властями, общественными гостями и депутатами разных народностей, а также статуями богов; они спускались в Алтис, где их ждала восторженная толпа. Они медленно двигались в своих ярких одеждах, с венками на головах, с пальмовыми ветвями в руках, под звуки флейт и пения.

Когда шествие приближалось к алтарю 12-и богов, победители, окруженные собравшейся толпой, совершали жертвоприношения и благодарственные моления. Затем шествие снова пускалось в путь. Теперь оно двигалось к пританею, где граждане Элиды приготовляли большой пир, на который приглашались все привилегированные должностные лица Олимпии, жрецы, проксены и феоры. Толпа, собравшаяся у дверей, с жадностью внимала доносившимся до нее радостным возгласам. Как только имена победителей заносились в гимназии в список олимпиоников, слава победителей как бы получала окончательное признание.

Этим празднество официально заканчивалось, но обыкновенно оно продолжалось еще несколько дней на щедрость победителей, которые в свою очередь приглашали на пиршество своих родственников, друзей и соотечественников. Алкивиад пригласил на свой пир также всех паломников.

Начиная с VI века победители приобрели право посвящать в Алтис статую. Первоначально для этой цели чаще всего воздвигалась какая-нибудь фигура воображаемого лица; но всякий атлет, увенчанный три раза, мог воздвигнуть свое собственное изображение.

Такие портретные статуи заказывались обыкновенно лучшим скульпторам. Расходы, связанные с этим, ложились на самого победителя, его семью, учителя или родной город. «Самое драгоценное имущество», гласила одна пословица, «это -- золотая статуя в Олимпии».

Возвращение победителя на родину сопровождалось величайшими торжествами. Окруженный многочисленной свитой друзей и любопытных, он въезжал в пурпуровой одежде на квадриге. Некий Эксенет из города Агригента совершил свой въезд в сопровождении бесконечного количества колесниц, причем триста из них были запряжены белыми лошадьми. Сначала шествие направлялось к храму Зевса, которому победитель должен был посвятить свой венок. Затем при пении гимна и трубных звуках оно двигалось в пританей. В честь нового героя устраивалось пышное национальное пиршество.

Празднование годовщины этого события совершалось затем в течение долгого времени. Олимпионик в этот день являлся в святилище Зевса, снова надевал свой венок, ходил со своими родственниками и друзьями по всему городу, посещал храмы и давал возможность всем любоваться собою. Государство предоставляло ему различные привилегии. В честь его нередко воздвигались две статуи -- одна в Олимпии, а другая на общественной площади, в храме или в гимназии родного города. Нарисованный портрет его выставлялся под портиками. В память олимпийских побед во многих странах, а в особенности в Сицилии, выбивались особые монеты. В Афинах победителю давалась премия в 500 драхм, в других местах он получал пожизненную пенсию, в Аргосе -- бронзовый щит, в Пеллене -- шерстяную мантию. Его, по-видимому, заранее предназначали к выполнению общественных обязанностей, в особенности -- к заведыванию гимназией. Он пользовался почетным местом в театре, а также на празднествах и во время сражений. Иногда государство брало на свой счет сооружение ему гробницы. Лошадям, одержавшим победу, обеспечивалось сытое существование и счастливая старость. При погребении они получали почести в виде большого могильного холма с пирамидой наверху.

К моменту возвращения победителя или ко дню годовщины его победы какому-нибудь великому поэту, например, Пиндару, Симониду, заказывалась триумфальная ода, исполнявшаяся, как опера, с аккомпанементом музыки и с танцами. В этих одах прославлялся не только сам герой, но и его родители, предки, его государь и отечество, божества и герои его страны и Олимпии.

Гордость олимпионика не имела пределов. Благодаря минутному успеху он попадал в ряды первых людей его эпохи. Он становился важной персоной, выступал иногда в качестве посредника между различными государствами, был уверен, что о нем будет упомянуто в истории. Вокруг его имени создавались легенды. Доходили даже до того, что начинали воздавать ему божественные почести; обожествление некоторых из олимпиоников начиналось еще при их жизни: Эвфимий из Локр совершал возлияния и жертвоприношения своему собственному изображению. (3)

4 . Трад иции зажжения олимпийского огня

олимпийский игра состязание традиция

Олимпийский огонь -- один из символов Олимпийских игр. Традиция зажжения Олимпийского огня существовала в Древней Греции во время проведения античных Олимпийских игр. Она служила напоминанием о подвиге титана Прометея, по легенде, похитившего огонь у Зевса и подарившего его людям.

Прометей проявил сострадание к людям и украл из мастерской божественного кузнеца Гефеста огонь, который вынес тайно в тростнике. Вместе с огнем он взял у Гефеста "премудрое умение" и научил людей строить дома, корабли, обтесывать камень, плавить и ковать металл, писать, считать.

Как гласят мифы, Зевс повелел Гефесту приковать Прометея к Кавказской скале, пробил ему грудь копьем, а огромный орел каждое утро прилетал клевать печень титана, ежедневно вырастающую вновь. Прометей был спасен Гераклом. Поскольку для греков огонь имел божественный смысл, он горел во многих святилищах Олимпии. Постоянно же он был на алтаре Гестии (богини домашнего очага) Во время Олимпиад, прославляющего Зевса, огни также были зажжены в храмах Зевса и Геры.

В 776 году до нашей эры атлеты начали соревноваться на античных Олимпийских играх. Специально к их открытию огонь зажигался и транспортировался на финишную линию. Процесс доставки олимпийского огня подразумевал поддержание чистоты и силы природной стихии в непрерывном состоянии. Об этом заботились 10 афинских триб (родовых объединений), которые выделяли для этого процесса 40 обученных юношей. Молодые люди доставляли факел с алтаря Прометея прямиком к афинскому алтарю. Дистанция составляла 2,5 километра.

История свидетельствует о том, что в иных городах Эллады существовал культ Прометея, а в его честь проводились Прометейи - состязания бегунов с горящими факелами.

Фигура этого титана остается и ныне одним из самых ярких образов в Греческой мифологии. Выражение «прометеев огонь» означает стремление к высоким целям в борьбе со злом. Разве не тот же смысл вкладывали древние, когда около трех тысячелетий назад зажигали Олимпийский огонь в роще Альтиса.

Во время летнего солнцестояния участники соревнований и организаторы, паломники и болельщики воздавали почести богам, зажигая огонь на алтарях Олимпии. Победитель соревнований по бегу удостаивался почести зажечь огонь для жертвоприношения. В отблесках этого огня происходило соперничество атлетов, конкурс художников, заключалось соглашение о мире посланцами от городов и народов.

Вот почему была возобновлена традиция зажжения огня, а позднее и доставки его к месту проведения состязаний.

Современную церемонию зажжения олимпийского огня проводят в Олимпии одиннадцать женщин, изображающих жриц. Актриса, облаченная как церемониальная жрица в античные одеяния, зажигает факел таким же образом, как это делали на Играх древности. Она использует параболическое зеркало, чтобы сфокусировать солнечные лучи в одной точке благодаря изогнутой форме. Энергия солнца создает большое количество тепла, которое воспламеняет топливо в факеле, когда жрица подносит его к центру зеркала.

Огонь переносится в горшке к алтарю на античном Олимпийском стадионе, где он зажигает факел первого бегуна эстафеты.

Кроме основного факела, от олимпийского огня зажигают и специальные лампы, предназначенные для хранения огня на случай, если основной факел (или даже огонь на самих Играх) погаснет по той или иной причине.

Олимпийский огонь символизирует чистоту, попытку совершенствования и борьбу за победу, а также мир и дружбу.

(Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников)

5. Значение олимпийских игр

Олимпийские игры были объединяющим центром всего эллинского мира, священные послы теоры представляли в Олимпии все греческие государства. Особо почитали Олимпийские игры греки из отдаленных мест, которым они помогали поддерживать связь с метрополией. Многие греческие города устраивали у себя игры по подобию Олимпийских или сооружали храмы Зевса Олимпийского (в Афинах, Халкедоне, Акраганте, Сиракузах и др.).

В Олимпию съезжались художники и поэты, с 50-й Олимпиады утвердился обычай читать на Олимпийских играх литературные произведения и произносить стихи. Геродот, вернувшись с Востока, читал здесь главы своей «Истории»; в Олимпии вел свои беседы Сократ, ходивший туда пешком из Афин, со своими сочинениями выступали Платон, Эмпедокл, Софокл, Исократ, Демосфен и др. Греческие государства во время Олимпиад объявляли о заключении важных договоров, скрепляя их клятвами у алтарей богов и уведомляя о том всю Грецию. Имя, торжественно объявленное на Олимпийских играх, становилось известно всему грекоязычному миру. На рубеже 4-3 веков до н. э. историк Тимей Сицилийский предложил вести летосчисление по Олимпиадам, четырехлетним временным отрезкам, от одной Олимпиады до другой.

Ко 2 веку до н. э. Игры теряют свое великолепие, все больше превращаясь в событие местного значения. В 85г. до н. э. римский полководец Сулла, позволивший своим солдатам опустошить сокровищницы Олимпии, перенес Игры в Рим (175-я Олимпиада-80 до н. э.), но через 4 года они возобновляются в Греции. С великой пышностью состязания были восстановлены римским императором Августом. Германик получил на играх венок, Тиберий в 4 г. до н. э. стал победителем в беге колесниц. В нарушение всех вековых правил император Нерон объявил игры на 2 года ранее положенного срока, приказал уничтожить статуи всех прежних олимпиоников и ввел певческие состязания, в которых и стал первым «победителем». После его убийства игры были объявлены недействительными. В 394 году Олимпийские игры, 293 по счету, были запрещены как языческое празднество декретом римского императора Феодосия I Великого.

В апреле 1896 по инициативе Пьера де Кубертена в Афинах состоялась Первая Олимпиада, положившая начало современному олимпийскому движению.

Заключение

Греческая цивилизация одна из самых древних в мире. Она оставила неизгладимый след в мировой истории. До сих пор восхищаются ее философами, поэтами, математиками, скульптурами, архитекторами и, конечно, атлетами.

ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ - крупнейшие спортивные соревнования древности. Зародились как часть религиозного культа и проводились с 776 до н.э. по 394 н.э. (всего было проведено 293 Олимпиады) в Олимпии, считавшейся у греков священным местом. От Олимпии произошло и название Игр. Олимпийские игры были значимым для всей Древней Греции событием, выходившим за рамки сугубо спортивного мероприятия. Победа на Олимпиаде считалась чрезвычайно почетной и для атлета, и для полиса, который он представлял.

Древние Олимпийские игры выполняли важные культурные, педагогические, экономические, военно-прикладные и политические функции. Они способствовали объединению полисов, установлению священного перемирия, духовной и физической подготовке молодежи и, в конечном итоге, процветанию древнегреческой цивилизации.

Олимпийские игры ныне нередко используются не столько ради идеалов мира и взаимопонимания, сколько для удовлетворения национальных претензий, личных амбиций, коммерческих интересов. Мир далеко не однороден.

И, тем не менее, олимпийское движение и в наши дни является сдерживающим фактором конфликтов между народами.

Список литературы

1. Брабич В.М. Зрелище Древнего мира.-1971г.

2. Гиро Поль. ЧАСТНАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ ГРЕКОВ. Паломничество в Олимпию. 1994г.

3. Гиро Поль. ЧАСТНАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ ГРЕКОВ. Олимпийские игры. 1994г.

4. Рябков. В.М. Антология форм культурно-досуговой деятельности. Древний мир. Древняя Греция.2006г

5. Соколов Г.И. Олимпия. - М., 2010.

6. Шанин Ю.П. Герои античных стадионов. 1974г.

7. Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    История Олимпийских игр. Правила, условия, традиции Олимпийских игр в древности. Программа Олимпийских игр. Олимпионики. Традиция зажжения Олимпийского огня. Влияние Олимпийских игр на религию, политику. Значение Олимпийских игр. Изучение Древней Олимпии.

    реферат , добавлен 19.12.2008

    Олимпийские игры в Древней Греции и сегодня. Пьер де Кубертен в 1883 выступил с предложением о регулярном проведении всемирных спортивных состязаний под названием Олимпийские игры. Принятие Олимпийской символики. Хронология и герои Олимпийских игр.

    реферат , добавлен 17.12.2010

    История возникновения олимпийских игр древности: легенды и мифы. Принципы, традиции и правила олимпийского движения его идея в знаки, символы, награды. Как проводились спортивные олимпийские игры: церемония открытия и закрытия, жизнь и отдых участников.

    курсовая работа , добавлен 24.11.2010

    Из истории проведения спортивных состязаний – Игр Древней Греции. Факты организации современных Олимпийских игр. Особенности проведения Зимних Олимпийских игр. История организации Паралимпийских игр. Оценка Сочи как места проведения Олимпийских игр.

    контрольная работа , добавлен 02.01.2012

    Общие сведения об Олимпийских играх, причины и исторические предпосылки их появления. Правила Олимпийских игр и виды состязаний. Милон Кротонский - самый знаменитый и единственный за всю историю древних Олимпийских игр атлет, побеждавший на 6 Олимпиадах.

    презентация , добавлен 14.12.2013

    Возникновение Олимпийских игр, центр олимпийского мира древности. Церемония зажжения огня. Отличительная особенность соревнований у древних греков и римлян. Развитие гладиаторских боев. Возрождение Олимпийских игр, популярность современного движения.

    реферат , добавлен 24.12.2011

    Символика Олимпийских игр. Открытие греческих спортивных праздников и атлетических игр в Олимпии. Проведение состязаний по бегу, прыжкам, метанию, гимнастике. Использование в церемониях открытия и закрытия Олимпиады флага, эмблемы и олимпийского огня.

    презентация , добавлен 10.11.2014

    История возникновения крупнейших спортивных соревнований Древней Греции. Мифы Олимпийских игр, заключение перемирия во время их проведения. Изучение Олимпии по итогам археологических раскопок. Изменения в программе состязаний, их возрождение в XIX веке.

    презентация , добавлен 27.02.2012

    Древнегреческие Олимпийские игры. Возрождение Олимпийских игр современности. Олимпизм, олимпийское движение, Олимпиада. Международный олимпийский комитет (МОК). Программа Олимпийских игр. Зимние Олимпийские игры. Краткий обзор некоторых Олимпиад.

    дипломная работа , добавлен 24.10.2007

    Легенды и мифы основания первых Олимпийских игр - крупнейших спортивных соревнований того времени. Основание их как части религиозного культа в Древней Греции. Символ олимпиады. Основные виды состязаний. Периодичность проведения - каждые четыре года.