Отчего умерла внучка татьяны покровской. Звезда синхронного плавания умерла от разрыва аорты


Они всегда были вместе: дома, на работе, в отпуске. Она стала его ангелом-хранителем, а он ее надежной опорой, стеной, за которой можно было спрятаться от любых невзгод. Юрий Никулин и Татьяна Покровская прожили вместе 47 лет и делили на двоих все, что выпадало на их долю.

Случайная встреча


Самую главную роль в судьбе Юрия Никулина и Татьяны Покровской сыграл цирк. Татьяна училась в Тимирязевской академии и увлекалась верховой ездой. На конюшне жил удивительный конь Лапоть: нескладный, с длинным, как у таксы, туловищем. Его-то и облюбовал для своих номеров великий клоун Карандаш. Он попросил девушек-студенток в цирке обучить Лаптя некоторым трюкам. Так девушка попала в цирк, где и произошла встреча ее с Юрой Никулиным, в то время еще почти неизвестным клоуном.


Танечка сразу понравилась комику, она же отметила про себя его потрясающее обаяние при довольно заурядной внешности. Никулин пригласил юную красавицу на представление. И умудрился во время выступления сорваться с лошади прямо под копыта. Клоуна забрали в больницу, а утром к нему прибежала Танечка, обеспокоенная здоровьем приятного молодого человека. Ей удалось обойти все карантинные запреты и встретиться с Юрой. Она стала прибегать к нему каждый день, понимая, что влюбилась в этого смешного и очень доброго юношу. Впрочем, и Юрий все больше понимал, что встретил, наконец, свою судьбу, родную душу.

Вдохновенная любовь


Окрыленная любовью Татьяна поделилась с родными своим счастьем. И наткнулась на стену непонимания. Как можно было влюбиться в какого-то там клоуна? Однако знакомство Никулина с семьей любимой сломало все преграды на пути к их счастью. Он очаровал всех родственников своими хорошими манерами, сдержанностью и нежностью, с которой он смотрел на свою обожаемую Танюшу.


Через полгода Татьяна уже сменила фамилию, став Никулиной. Свадьба была скромной, а вот вся дальнейшая жизнь действительно богатой. Речь идет совсем не о материальных ценностях, а о бездне душевного тепла, деятельной любви, отзывчивости и доброте как по отношению друг к другу, так и ко всем окружающим.


С самого начала семейной жизни Татьяна твердо решила, что станет самой лучшей женой для своего любимого. Юрий же метался. В его жизни было две любви: Танечка и работа. Дома он вместе с Татьяной обсуждал новые свои шутки и номера, отчаянно скучая по цирковой арене. Но приезжая в цирк, не находил себе места от тоски по юной супруге. И как только выдалась возможность, сумел добиться того, чтобы Татьяну приняли в штат цирка, она стала выступать вместе с ним. И они больше не расставались. На работе, дома, на гастролях они были вместе.

Жизнь на двоих



Татьяна и на время гастролей, работая в напряженном графике, не забывала о своей главной роли, роли супруги. Их селили на съемных квартирах, и она с самого утра готовила еду на весь день, вставая почти с рассветом. Она везде, где они были, создавала максимальный уют и комфортные условия.

Супруги вместе выходили на арену и вместе возвращались с выступлений. А дома продолжался процесс творчества. Она была первой слушательницей его шуток и бесконечных анекдотов, которые он коллекционировал с самого детства. Она помогала ему придумывать репризы и критиковала неудачные остроты.



Однажды она буквально спасла ему жизнь, когда во время банального удаления жировика оказалось, что у Никулина и не жировик вовсе, а глубочайший абсцесс, и ситуацию может спасти дефицитнейший в то время пенициллин. Она стучала во все двери, пока в Минздраве солидная дама не прониклась сочувствием к хрупкой девочке, умолявшей ее о помощи.

После болезни Юрию Владимировичу пришлось долго восстанавливаться в мягком климате. Они уехали в небольшое украинское село Тарасова гора и провели целый месяц на свежем воздухе и домашних продуктах. После поездки врачи с удовлетворением отметили, что их пациент значительно поправил свое здоровье, его жизни теперь ничего не угрожает.

Тихое счастье



Юрий Никулин преданно любил свою супругу, а когда в 1956 году родился Максимка, артист два дня не мог прийти в себя, делясь с каждым своей радостью. Весь коллектив Ленинградского цирка, где в то время был на гастролях Никулин, вся его родная труппа поздравляли счастливого отца.

Юрий Владимирович оказался очень ответственным папой. Он готов был проводить с сыном каждую свободную минуту, придумывал для малыша сказки и рисовал комиксы, никогда не отказывался от возможности сходить куда-то вместе с сыном. Но вот быть строгим со своим наследником он не мог, а на все упреки супруги в излишней мягкости, только качал головой и радостно сообщал, что парень-то нормальный растет.

«Он был добрый человек»


Юрий и Татьяна Никулины были очень гармоничной парой. К Юрию Владимировичу часто обращались за помощью совершенно незнакомые люди. И он помогал, как мог. Он устраивал людей в больницы, выбивал квартиры для бывших фронтовиков, доставал дефицитные лекарства. Самое удивительное, что Татьяну Николаевну это ничуть не раздражало, она во всем поддерживала мужу, сама отзываясь на любые призывы о помощи.

Они любили и доверяли друг другу всегда. Как у всякого народного любимца, у Никулина было множество поклонников и поклонниц. Никакие слухи не могли заставить Татьяну Николаевну поверить, что любимый мужчина может ее предать. Она всегда знала, что Юрий слишком порядочен, чтоб унизить ее изменой.


Когда Татьяна вполне успешно прошла пробы в фильм Рязанова «Гусарская баллада» на роль Шурочки, Юрий решительно запретил ей сниматься. Он не ревновал ее к возможной славе. Он хотел, чтоб она была рядом всегда. Татьяна поняла, что ни за что не променяет свое счастье на славу киноактрисы.


Когда Юрия Владимировича не стало, супруга с трудом пережила уход любимого. Она отказалась менять что-либо в квартире, где они жили, добилась установки памятника Никулину на Цветном бульваре и выполнения всех просьб от незнакомых людей, которые писали Никулину. И жила еще 17 лет, ревностно оберегая свою любовь и память о ней.


Они сумели создать свою концепцию счастья. А в семье разыгралась настоящая драма.

Фильм о любви Юрия Никулина и Татьяны Покровской


Сегодня на чемпионате мира по водным видам спорта, который проходит в Монреале, будет разыгран первый комплект наград в синхронном плавании. Главным претендентом на «золото» в комбинированной программе, естественно, является российская команда. Ждем мы от наших синхронисток победы и в других дисциплинах – командных соревнованиях, соло и дуэте. Да и как иначе, если они уже давно лучшие в мире. Незадолго до старта «НИ» побеседовали с многолетним наставником сборной России Татьяной ПОКРОВСКОЙ, лауреатом спортивной премии «Слава» в номинации «Лучший тренер 2004 года».


– Татьяна Николаевна, это правда, что вы не собирались связывать свою судьбу с синхронным плаванием?

– Я и в бассейне плавать терпеть не могу. Не люблю эту воду – брезгаю. Туда-сюда, туда-сюда мотаешься – меня это раздражает. Плаваю только в море. Или в океане. Но и пловец из меня очень неважный, честно говоря. Не люблю, чтобы голова в воде была, дышу неправильно… И с синхронным плаванием я бы жизнь не связала ни в коем случае. До сих пор не могу понять, как это можно висеть в воде вниз головой, да еще и не видеть, что у тебя делают ноги.

– Вы девчонок своих никогда об этом не спрашивали?

– Спрашивала… Они хохочут и утверждают, что ноги свои видят. Я говорю: вы же не знаете, как зрители реагируют. А они: ну мы же выныриваем… Знаете, я один раз на «Озере Круглом» вниз головой все же попробовала повисеть. Вода в бассейне была мутная, и я вообще не поняла, где низ, а где верх. Забилась в панике, как рыба пойманная. Девчонки меня выловили, а я этот ужас до сих пор помню: боже, как страшно! А они умудряются еще движения свои c точностью до градуса чувствовать: угол на пятнадцать, наклон на тридцать…

– Есть еще у вас термин такой устрашающий – заснуть под водой. Мне рассказывали, что были случаи, когда от сильной задержки дыхания спортсменки действительно там засыпали…

– Когда мы еще только искали себя в синхронном плавании, была такая мода – удлинять связки. То есть большую часть программы работать под водой. Мы все и бросились тогда. Русская школа вообще этим отличается. Сейчас синхронное плавание уводят на облегчение – мол, нельзя слишком долго задерживать дыхание, но мы все равно стоим на своем. Помню, когда начали этим заниматься, американцы к нам подходили и говорили: дайте подышать своим детям, что же они только вынырнут, как рыбы, воздух похватают и опять под воду... Да, случаи, когда спортсменки выплыть не могут и их вылавливать приходится, действительно бывают. Но на тренировках такое случается редко. В основном на соревнованиях, в обязательной программе. Когда и без того трудное дыхание волнение сковывает… Сложный вид спорта очень. Поэтому я и говорю: как они все это переносят? Непонятно мне это. Непонятно.

– И это говорит тренер, дважды выигравший Олимпиаду…

– Я хоть ощущений девчонок не понимаю, зато сверху вижу очень многое. Казалось бы, над водой ноги торчат, и все. Что еще можно увидеть? Когда-то и я так думала, а теперь все одновременно схватываешь: как гребок они делают, как дыхание задерживают, руками работают. Вроде все то же самое – над водой только ноги, но по их движению я даже издалека могу определить, какие ошибки они там, внизу, делают. Это все с опытом приходит.

– Я очень импульсивный тренер. И биополе у меня, наверное, очень сильное. Когда кричу, аппаратура рядом садится, поэтому микрофон мне действительно не нужен.

– Вы знаете, что девчонки ваши вас боятся?

– Знаю. Даже те, которые еще не в сборной, а на подходе. Знают, что у меня очень серьезная дисциплина. И то, что работать придется так, как до этого они еще никогда не работали.

– Вы – фанатик?

– Считаете, что тренером надо родиться?

– Однозначно.

– Все равно непонятно, как вы смогли не свой вид спорта так досконально освоить. Или вам все равно кого тренировать?

– Я пришла в то время, когда каждый при желании мог стать тренером в этом виде спорта. Синхронное плавание было тогда как ребенок. Мы все шли на ощупь. А у меня оказались очень хорошие учителя – Марина Максимова, Зоя Барбиер. Синхронное плавание в России начиналось с них. После художественной гимнастики, где я работала тренером, мне вообще казалось, что это не спорт. Самое интересное, что заняться им меня убедил муж. Он тогда работал в московском спорткомитете и хотел, чтобы его фанатично преданная художественной гимнастике жена чаще бывала дома, сидела с ребенком. Так что деваться мне было некуда.

– И муж в итоге просчитался?

– Еще как! В свое время (он был военным) я с ним, как декабристка, служить в тьмутаракань поехала. Работала учителем физкультуры в обыкновенной школе. У меня, кстати, очень хорошие воспоминания о том времени остались. Школа хоть провинциальная была, но спорту там очень серьезное внимание уделялось. В легкой атлетике очень неплохие результаты у детишек были. Ну и я чудеса такие показывала – комедию можно ставить. Я же гимнастка была и легкую атлетику в институте физкультуры от случая к случаю проходила. Лишь бы зачет поставили. Ну и на уроке такой старт им показала, что они у меня чуть ли не в шпагате стояли, врастопырку. Когда побежали, не поняла, почему это у меня дети чуть ли не носом в дорожку тыкаются. Оказалось, я расстояние между стартовыми колодками перепутала. А они даже вида не подали. Думали: может, человек из Москвы больше знает? Хорошо муж мне объяснил, что к чему. И на следующий день я как ни в чем не бывало говорю: вчера мы разучивали тренировочный старт, а теперь будем учить спортивный… Кто знает, может, и остались бы мы там, но мне всегда хотелось большего. Я уже тогда твердо знала, что буду тренером. А работать в таком изматывающем режиме была приучена с детства.

– Главный тренер наших «художниц» Ирина Винер как-то заметила, что у них, в таком же женском виде спорта, слева удав, а справа кобра. В любой момент можно ждать чего угодно. А вам в этом смысле трудно?

– Не трудней, чем в мужском коллективе. Поверьте мне, своих интриг и там полно. Когда у нас два дуэта (Анастасия Ермакова – Анастасия Давыдова и Ольга Брусникина – Мария Киселева. – «НИ») между собой боролись, все говорили: какая обстановка, как ужасно! Но ничего такого не было. Бритвы в ботинки, как в фигурном катании, слышала, бывает, никто не подкладывал. Обстановка была, конечно, немного нервозная. Но тренеры и девочки вели себя очень достойно.

– Так что, проиграв отбор, Брусникина с Киселевой пошли жаловаться к Фетисову?

– Вы поймите, у них обида. Они вернулись в спорт ради дуэта, и вдруг соперницы совсем молоденькие дорогу переходят. Я тоже, может быть, поначалу больше в Брусникину и Киселеву верила, и для меня было неожиданностью, что молодые победили. Так что каждый мог бы так, в обиде, поступить. Но в группе никаких провокаций не было. Маша и Ольга – они вообще умницы. Пережили этот тяжелый момент. Да и Ермакова с Давыдовой не такие ершистые оказались. Хохотушки обе. А то, что такая конкуренция была, всем только на пользу пошло.

– Что для вас эта премия «Слава» значит?

– То, что признали работу всего нашего тренерского коллектива в моем лице. Хорошо, что наш труд начинают оценивать не меньше, чем труд спортсменов. Все-таки работа идет на равных. Пусть у спортсменов большой физический износ, но моральный у тренеров – гораздо больше. Наша работа страшно бьет по нервам. И слава богу, что начали понимать: от тренера очень многое зависит. Потому что какой бы ты талантливый ни был, нет тренера – и ничего нет. А бывает ведь наоборот. В хороших руках и без таланта можно стать олимпийским чемпионом. У меня в сборной была одна девочка – Вера Артемова, так у нее, когда она к нам пришла, диагноз стоял: сколиоз, переходящий в четвертую стадию. И это не единичный случай. И сейчас в сборной есть такие дети, которые только упорством и работой тренеров всего добились.

– К чемпионату мира готовились со спокойным сердцем или для вас каждый такой турнир, как первый?

– Есть тренеры, которые всегда в себе уверены и говорят, что их ученики – самые сильные. А мне всегда кажется, что мои – самые слабые. И это не дает успокаиваться. Меня даже девчонки иногда воспитывают. Вечно, говорят, вы, Татьяна Николаевна, преувеличиваете. Но я – как кривое зеркало. Приходится их по носу щелкать. Вот сейчас, отвечаю им, на Кубке Европы, например, мы испанок обыграли, но зато главных конкуренток – японок еще не видели. Я им вообще все время напоминаю: соперники наши растут. Пусть «на нас», но растут. И все работают сейчас всерьез. И Испания, с которой мы соприкасались на сборах и выдали ей все свои секреты на-гора. Американцы, которые после спада сейчас опять воспряли и тоже наш приняли курс. Японцы, которые везде пролезают и имеют просто потрясающие условия для работы. Вообще нам надо строить спорт будущего. Как в Китае. Потому что побеждать в ближайшее время будут не только те, кто имеет блестящие тренерские кадры, но и те, кто работает в хороших условиях. Вот мы, как элитная команда, всяческую помощь и поддержку со стороны спортивных организаций, конечно, получаем, но пока только надеемся, что когда-нибудь и у нас, двукратных олимпийских чемпионок в группе и в дуэте, все-таки будет дома свой бассейн…

О ней всегда много говорили в преддверии Летних Олимпиад: ведь Татьяна Покровская — тренер мирового уровня, и именно благодаря ей и ее девочкам наша страна уже четвертый раз получает высшую награду и является признанным лидером в синхронном плавании во всем мире. Потому и в документальном фильме, вышедшем на Первом канале 6 августа, ей уделено немало внимания.

Можно даже сказать, что в «Рио 2016. Больше, чем спорт» Покровская стала центральной фигурой. И не зря: российские спортсменки в очередной раз доказали, насколько сильна наша школа синхронного плавания, получив золотые медали и все высшие баллы из возможных! Это абсолютный мировой рекорд в этом виде спорта.

Кстати, у девочек сложилась традиция — сбрасывать своего тренера в воду бассейна. Хорошо, что в Бразилии оказались не такие строгие нравы, как в Великобритании, ведь в Лондоне, на Олимпиаде 2012, им не позволили таким образом выразить свою благодарность.

Абсолютную победу синхронисткам принесла сложнейшая постановка «Мольба» — щемящая музыка и движения девушек были настолько завораживающими, что все следили за выступлением, затаив дыхание. А после пространство буквально взорвалось аплодисментами.

Когда Татьяну Николаевну спросили, почему именно эту программу она поставила на Олимпийские игры в Рио, она ответила, что это в память о ее внучке Лизе.

В прошлом году в семье Покровской случилась страшная трагедия: ушла из жизни ее горячо любимая внучка, 15-летняя Лиза. Причиной смерти девочки называют неизлечимую болезнь, но точных данных, как и фотографий внучки главного тренера в Сети нет — не желает Татьяна Николаевна выставлять свое горе на всеобщее обсуждение. Да и 2014 год был сложным, Покровская потеряла мужа. Даже думала уйти из спорта, оставить карьеру… Но команда ее упросила остаться. Ведь несмотря на то, что ее многие считают жесткой, даже жестокой в обращении со спортсменками в бассейне, должность свою Покровская получила вполне заслуженно. И за 35-летнюю карьеру на этом поприще смогла вывести синхронное плавание на недостижимую высоту. И пятая победа подряд на летних олимпийских играх — лучшее тому доказательство.

Теперь в планах подготовка новой, не менее сложной программы к следующей Олимпиаде — в 2020 году в Токио. Российские синхронистки вновь удивят мир — а как же иначе?

СИНХРОННОЕ ПЛАВАНИЕ

СОБЕСЕДНИКИ Елены ВАЙЦЕХОВСКОЙ

Главный тренер сборной России по синхронному плаванию - об Олимпиаде в Рио, на которой от ее подопечных ждут стопроцентного результата - двух золотых медалей

Татьяна ПОКРОВСКАЯ , родилась 5 июня 1950 года в Архангельске.
В школьные годы занималась художественной гимнастикой, стала мастером спорта.
После окончания института физкультуры работала тренером по художественной гимнастике в спортклубе "Кристалл" в Электростали (Московская область).
После закрытия гимнастической секции в 1981 году перешла в синхронное плавание.
Возглавляла сборную СНГ на Олимпиаде-1992 в Барселоне, после чего на четыре года уехала работать в Испанию, а затем в Бразилию.
В 1995 году вернулась в Россию. С 1998 года - бессменный главный тренер сборной России по синхронному плаванию. Под руководством Покровской россиянки брали золотые медали на Олимпиадах в Сиднее, Афинах, Пекине и Лондоне.

Ее жизни не позавидуешь: за короткое время ушли из жизни муж и горячо любимая внучка, да и самого понятия "дом" никогда толком не было: большая часть бытия одного из самых выдающихся тренеров мира вот уже два десятка лет сосредоточена вокруг команды. Совершенно особенной, замечу, команды. В ней могут меняться люди, программы, обстоятельства, неизменным же остается одно: несокрушимость. Высадиться на объект, разгромить всех и вернуться живыми - это о них, о синхронистках.

О том, какой ценой дается этот успех, Татьяна говорить не любит: к чему лишний раз вспоминать, насколько тяжела твоя жизнь?

В БРАЗИЛИИ ОЧЕНЬ ПОЗИТИВНЫЙ НАРОД

Вы проживаете в качестве главного тренера уже пятое олимпийское четырехлетие и в связи с этим вопрос: что было на протяжении последних четырех лет наиболее непростым? Если, разумеется, отвлечься от нервотрепки, связанной с событиями последних дней.

Особенно тяжел обычно первый послеолимпийский чемпионат мира, когда в команде меняется состав и становится тревожно за результат. Все остальное проходит в привычном режиме. Более волнительным, чем обычно, для нас получился прошлогодний чемпионат мира в Казани, поскольку впервые соревнования такого уровня проводились в родных стенах, но он же стал самым приятным из тех, что мне приходилось переживать. Все-таки так тепло, как дома, нас не принимают нигде. Еще мне очень понравилось, что казанские, то есть "домашние" болельщики поддерживали не только "свою" команду, как это обычно происходит за рубежом. А всех, кто выступал. Хотя те же украинки, знаю, очень беспокоились по поводу того, как их будут принимать в России. Моя украинская коллега даже спросила: "Нас не убьют?".

- И что вы ответили?

Что это могу сделать разве что я.

Бразилия, где вы проработали до прихода в российскую сборную несколько лет, тоже не чужая для вас страна. Чего вы ждете от тамошних болельщиков?

Там наша команда выступала всего один раз - на World Trophy, и принимали нас очень тепло. Но так, как бразильцы болеют за своих... Хорошо, если в бассейне не рухнут стены, когда бразильская группа выйдет на старт. В этом отношении они просто молодцы. В Бразилии вообще очень позитивный народ. Еще когда я там работала и периодически просила переводчика, когда приходилось давать интервью, все смеялись: "Татьяна, зачем тебе переводчик? Мы же знаем, что ты прекрасно говоришь по-португальски!" Хотя мои знания португальского достаточно ограниченны.

Когда вы ставили программы к олимпийскому сезону, не было соблазна сделать реверанс в сторону страны-хозяйки и использовать в постановках бразильскую тему?

У нас ведь уже был "Карнавал" - на Играх в Афинах. Сама тогда находила ритм, специально для нас писали музыку.

- Да, но с тех пор прошло двенадцать лет.

Но программу-то помнят до сих пор? Вот я и не рискнула повторяться. Может быть, стоило взять что-то подобное еще раз, хотя не всякий ритм тут годится: бразильская музыка часто бывает слишком сумбурной для нашего вида спорта. Подозреваю, что Татьяна Данченко, когда ставила программы для Натальи Ищенко и Светланы Ромашиной, не стала рассматривать "бразильские" варианты по этой же причине. Четкость ритма в синхронном плавании - одно из обязательных условий. Мы ведь даже на тренировках постоянно стучим по металлической лестнице - отбиваем такты. Эти акценты очень хорошо откладываются у спортсменок в головах. Все-таки группа - это восемь человек. Кто-то лучше слышит музыку, кто-то хуже, у кого-то может вообще не быть музыкального слуха. А "колотушки" слышат все.

- Спортсменок, работающих в дуэте, подготовить проще?

Подобрать двух спортсменок однозначно проще, чем найти восьмерых. Это, как правило, спортсменки-лидеры, лучше других обученные технике. Соответственно их не приходится до такой степени подгонять друг под друга. А в группе, бывает, только что по потолку не ходишь, чтобы "собрать" всех восьмерых воедино.

САМАЯ ИЗМАТЫВАЮЩАЯ РАБОТА - В ГРУППЕ

Почему в нынешний олимпийский состав не сумела попасть Дарина Валитова, ставшая год назад чемпионкой мира в смешанном дуэте?

Она пыталась, но не смогла, несмотря на то что уже работала в основном составе и даже была чемпионкой Европы-2014 в Берлине. Все-таки год выступлений с мальчиком - это совсем другое синхронное плавание. Вот Валитова и не сумела переключиться.

- В чем именно проявлялась эта неспособность?

Дарина не очень хорошо запоминала связки, соответственно ей требовалось больше повторений, она быстрее уставала. В группе всегда идет слишком серьезная муштра. Самая изматывающая работа - всегда в группе.

- И не сошлешься ни на болезнь, ни на усталость?

Сослаться-то можно, и пропустить тренировку можно, просто сложно при этом рассчитывать, что твое место останется свободным. Любая замена в группе требует привыкания, причем обоюдного. Если человек пропустил несколько тренировок, привыкать приходится заново - такова специфика групповой работы. Даже солдаты, которые на плацу маршируют, отрабатывают навыки синхронных шагов часами. Что уж говорить про нас, когда работать приходится, выполняя сложнейшие элементы и не видя толком ничего вокруг?

Для того чтобы достичь выдающегося результата, спортсмен должен быть сильной личностью - это аксиома. В группе же любая сильная личность инстинктивно должна начать перетягивать "одеяло" на себя. Как вам удается находить баланс?

О-о-о, какую вы тему затронули серьезную... Это действительно одна из глобальных проблем. Я раньше много думала о том, какой из критериев в нашем виде спорта первостепеннее - ноги, руки, рост, фигура. И в итоге поняла, что главное - это голова и координация. Вписать в группу дуэт - тоже большая проблема. Вроде бы приходят уже подготовленные спортсменки, все умеют, прекрасно работают в синхроне, музыкальны, с полуслова понимают тренера, находятся в прекрасной форме, но группа-то ведь уже сделана, работает в определенном, сложившемся темпе, на какие-то элементы идет с большей скоростью или с не совсем привычным ритмом. И ты понимаешь, что все совсем не просто. Конечно хорошо, когда все восемь человек работают вместе изо дня в день, но в реальности так никогда не получается.

Взять нынешнюю ситуацию: Света с Наташей (Ищенко и Ромашина. - Прим. Е. В. ) утром отрабатывают дуэт, присоединяются к группе только по вечерам, и всем приходится делать в связи с этим обе программы в процессе одной тренировки. Если что-то идет не так, приходится повторять, то есть нагрузка удваивается.

ТИМАНИНА ХОТЕЛА ВЕРНУТЬСЯ, НО ДЕВОЧКИ БЫЛИ ПРОТИВ

Меня, если честно, поверг в изумление недавний уход из группы олимпийской чемпионки и 11-кратной чемпионки мира Анжелики Тиманиной. Понятно, что от спорта можно устать, но не за месяц же до Олимпиады? Или произошло что-то чрезвычайное?

После казанского чемпионата мира Анжелика хотела чуть больше отдохнуть, тем более что у нее заболела кисть, а это в нашем виде спорта болезненная травма. Лечиться она решила на Бали, за время отдыха довольно сильно отошла от спорта и вернулась в команду всего за три месяца до Игр. Теоретически, наверное, ее можно было вернуть на прежний уровень, но решение я не могла взять только на себя. Поговорила с лидерами команды, и они мне сказали, что все девочки против того, чтобы делать в группе какие бы то ни было изменения.

Мне было в какой-то степени жаль, что группа лишается такой спортсменки. Анжелика никогда не обладала какими-то исключительными данными, но всегда была, что называется, железным бойцом, как и многие девочки "лондонского" поколения. Технически они были достаточно слабенькими, когда появились в команде, к тому же были до такой степени по-разному научены, что я была в ужасе. Мысленно даже сказала себе тогда, что, наверное, это - все. Наверное, пришел тот самый момент, когда нам будет суждено проиграть, и самое правильное - просто с этой мыслью смириться. Но как только мы начали с этими девочками работать, я вдруг увидела, что они - как волчата. Мало чего умеют, но при этом мертвой хваткой цепляются за каждый шанс. Работали они действительно по-сумасшедшему. И смотрели на меня так преданно, словно говорили: "Делай с нами что хочешь!" Вот я в них и поверила.

Тем не менее перед Играми в Лондоне вам пришлось убрать более половины команды, освобождая места для Эльвиры Хасяновой, Анастасии Давыдовой, Марии Громовой...

Вернуться тогда пыталась и Настя Ермакова, но не смогла - из-за операции плеча. В итоге действительно из "новеньких" осталось всего три человека, но даже несмотря на это, нельзя сказать, что их работа ушла в песок: все-таки до тех Игр они успели выиграть два чемпионата мира.

- Получается, что олимпийский титул - своего рода индульгенция для "возвращенцев"?

Я просто очень хорошо знаю, что такое для олимпийского чемпиона вернуться в спорт. И не уважать это не могу.

Я ВЕДУ ТУДА, КУДА НЕ ПРИВЕДЕТ НИКТО ДРУГОЙ

- Хоть раз в жизни вам приходилось чувствовать, что группа сильнее вас?

А как бы реагировали, случись столкнуться с неподчинением или какими-то ультимативными требованиями со стороны спортсменок?

Наверное, ушла бы сразу. Парадокс в том, что девочки, как мне кажется, прекрасно изучили мой характер. И в глубине души очень боятся, что я могу уйти.

- Хотите сказать, что рабочих конфликтов у вас вообще не случается?

Конечно, случаются. Но я работаю с профессионалами, считаю профессионалом себя и давно уже не реагирую на мелочи типа чужого плохого настроения. Рассуждаю иначе: на каждой тренировке мне нужно добиться определенного результата. Я его и добиваюсь, хотя не всегда это происходит быстро. Понятно, что меня, как любого нормального человека, расстраивает, когда спортсменки на меня дуются. Более того, если я понимаю, что кого-то особенно сильно "обидела" на тренировке, всегда стараюсь найти возможность как-то эту обиду смикшировать. С другой стороны, девчонки ведь прекрасно понимают, что я их веду туда, куда, возможно, не приведет никто другой. Через боль, через слезы, через "не хочу", не всегда педагогическими методами, но приведу.

- Методы и вправду бывают непедагогичными?

Еще какими! Женщины же. У всех эмоции, у всех капризы, да и я не исключение. Когда девчонки уже заканчивают выступать, они часто вспоминают какие-то ситуации, какие-то мои высказывания и ржут при этом, как умалишенные. А мне каждый раз становится стыдно.

Особенность группы еще и в том, что в ней никого нельзя выделять. Все знают, что я более уважительно отношусь к тем, кто приходит в группу из дуэта - прежде всего потому, что этим спортсменкам выходить на старт на Олимпиаде пять раз, а остальным только два. При этом у меня никогда не бывает любимчиков. Я полностью отдаю себе отчет в том, что в любой группе всегда бывают спортсменки, чей рост произошел исключительно за счет моих сил, моих нервов и моей жесткости. Есть, например, девушка, которая вообще ни по каким параметрам не подходила для тех задач, которые нам приходится решать. Естественно, на тренировках ей доставалось всегда больше других, а сама она наверняка уверена в том, что я ее просто не люблю и всячески стараюсь сжить со свету.

- Почему тогда просто не убрать человека из состава?

Потому что у нее за плечами четыре года тяжелейшей работы. Считаю, что обязана дать ей тот результат, к которому она столько времени шла. Это будет честно. Она же не виновата в том, что ей не всегда хватает здоровья или каких-то иных качеств, которые другим даются от природы. Хотя Татьяну Данченко я, например, в свое время в группу не взяла.

- Да ладно?

Было дело - из-за слишком маленького роста. Думаю, что в какие-то моменты многим спортсменкам кажется, что они меня ненавидят, но в этом есть свои плюсы: в спорте многое можно сделать на любви. Но мотивация, замешанная на ненависти к тренеру, бывает еще сильнее.

- То есть вы хотите сказать, что в каких-то ситуациях сознательно добиваетесь того, чтобы вас ненавидели?

Такое тоже случается. Белой и пушистой я бываю лишь тогда, когда начинается работа над новой композицией. Мне очень нравится этот период: я и шучу много, и во всем иду навстречу. Потом, когда постановка готова, начинаю постепенно сжимать группу в кулак. Ну и рассудите сами: за что любить тренера, который вместо одного раза заставляет прогонять программу трижды, да еще и ругает при этом?

- А если спортсменки подчиняются, но делают работу плохо?

Я очень сильно обижаюсь в таких случаях и не скрываю этого. Все время твержу: на прогоны нужно собираться максимально хорошо. Глупо же три часа отрабатывать элементы и отдельные связки до идеального состояния, а потом плохо сделать всю программу только потому, что кто-то не сумел заставить себя сконцентрироваться? В таких случаях всем приходится повторять все заново, иногда не один раз. Какая тут может быть любовь?

ВНЕ БАССЕЙНА Я ОЧЕНЬ МЯГКАЯ И ПОНИМАЮЩАЯ

Насколько важно ваше присутствие на бортике, когда группа уже вышла на заключительный этап и "звенит" от готовности выступать?

Не так давно оказалось, что важно. На чемпионате Европы в Лондоне мне показалось, что я уже могу немного отойти в сторонку, дать возможность спортсменкам выполнять какую-то работу самостоятельно. А они тут же всполошились: "Татьяна Николаевна, мы готовы, почему вас нет?". Во время главных стартов я уже стараюсь ни во что не вмешиваться. Но где бы ни находилась, вся группа знает, что за ней - стена.

- "Счастливые" розовую и зеленую маечки вы надеваете во время выступлений для себя или в большей степени для спортсменок?

Всегда думала, что для себя. Но на том же чемпионате Европы я по какой-то причине замешкалась с переодеванием, и ко мне пришла целая делегация: "Вы почему не в той майке до сих пор сидите?". Выходит, не я одна в приметы верю. Хотя в "счастливые" майки влезаю уже с большим трудом.

- Вы контролируете спортсменок вне бассейна?

Упаси бог. Вне бассейна я и сама другая: очень мягкая и понимающая. Мне всегда хочется, чтобы мои девчонки были счастливы, чтобы у них все складывалось в личной жизни, в которую я никогда не лезу. Наверное, поэтому все мои спортсменки с удовольствием общаются со мной и после ухода из спорта. Приезжают, советуются… Это нормально, как мне кажется. Возьмите Николая Карполя: послушать его на площадке - натуральный зверь. А в жизни девчонки в нем души не чают.

Я вам больше скажу: мне частенько кажется, что когда я ору на тренировке как ненормальная, девочки в определенной степени черпают в этом энергию. Стоит мне расслабиться и утихнуть, тут же все начинает идти наперекосяк.

ИГРАТЬ КЛАССИКУ НА БАЯНЕ - СДОХНУТЬ МОЖНО

Татьяна Тарасова однажды сказала мне, что за выдающийся тренерский успех всегда приходится платить очень высокую цену. У вас когда-нибудь были подобные мысли?

Были. Когда неизлечимо заболела внучка, я постоянно думала как раз об этом. Но так и не смогла найти ответа. Допустим, я вообще не занималась бы тренерской работой, и что, Лиза не умерла бы? Мне было тогда безумно тяжело, я ходила в церковь, разговаривала со священниками, все они говорили мне: это судьба. Выбор бога. Думать, что это - расплата за мой тренерский успех для меня было бы очень тяжело. В конце концов, зачем-то мне была дана свыше способность так работать и так жить?

И не бывает горько из-за отсутствия уютного дома, простых женских радостей, возможности уехать в отпуск тогда, когда хочется, а не когда позволяет работа?

Мне трудно ответить. Все-таки другой жизни я просто не знаю. Хотя в 1995-м, когда я вернулась из Бразилии, у меня была возможность сделать выбор. Я тогда год просидела без работы вообще, и этот год отложился в памяти как время, полностью выброшенное из жизни.

Самой было странно: вроде бы все в порядке, поехали в отпуск на море с дочкой и внучкой, казалось бы - загорай и радуйся! Меня же не покидало чувство, что я должна куда-то бежать, что-то делать, что все домашние хлопоты и заботы - это что-то совершенно лишнее, не нужное.

- Так было всегда?

Да. Когда я работала в художественной гимнастике и не имела своего зала, ходила со спортсменками по школам, договаривалась, чтобы нас пускали бесплатно тренироваться по вечерам. Вот и тренировались - с баяном.

- В каком смысле?

В прямом. В школах ведь не бывает спортивных залов, где стояло бы пианино. Поэтому я нашла девочку, умеющую играть на баяне. Она нам и аккомпанировала. Хотя играть классику на баяне - это, конечно, сдохнуть можно. И ведь мне за это даже не платили. Думаю, это просто свойство характера: в любой жизненной ситуации я всегда найду себе приключения.

- Будете ли вы брать паузу после Олимпийских игр? Или просто придете в бассейн и наберете новую группу?

Пока вообще не думаю об этом. Почему-то никто не вспоминает о том, что по штатному расписанию я - главный тренер. И вообще не обязана заниматься постановками, отработкой программ. Могу позволить себе вообще отойти от работы в бассейне. Начну писать планы, разрабатывать стратегию, искать спонсоров. Тогда меня все кругом будут любить, ценить, и носить на руках. Не жизнь начнется, а мечта.

- Кто же вас будет любить, если вы начнете проигрывать?

Как проигрывать? Что значит - проигрывать? А я на что?

– Татьяна Николаевна, это правда, что вы не собирались связывать свою судьбу с синхронным плаванием?

– Я и в бассейне плавать терпеть не могу. Не люблю эту воду – брезгаю. Туда-сюда, туда-сюда мотаешься – меня это раздражает. Плаваю только в море. Или в океане. Но и пловец из меня очень неважный, честно говоря. Не люблю, чтобы голова в воде была, дышу неправильно… И с синхронным плаванием я бы жизнь не связала ни в коем случае. До сих пор не могу понять, как это можно висеть в воде вниз головой, да еще и не видеть, что у тебя делают ноги.

– Вы девчонок своих никогда об этом не спрашивали?

– Спрашивала… Они хохочут и утверждают, что ноги свои видят. Я говорю: вы же не знаете, как зрители реагируют. А они: ну мы же выныриваем… Знаете, я один раз на «Озере Круглом» вниз головой все же попробовала повисеть. Вода в бассейне была мутная, и я вообще не поняла, где низ, а где верх. Забилась в панике, как рыба пойманная. Девчонки меня выловили, а я этот ужас до сих пор помню: боже, как страшно! А они умудряются еще движения свои c точностью до градуса чувствовать: угол на пятнадцать, наклон на тридцать…

– Есть еще у вас термин такой устрашающий – заснуть под водой. Мне рассказывали, что были случаи, когда от сильной задержки дыхания спортсменки действительно там засыпали…

– Когда мы еще только искали себя в синхронном плавании, была такая мода – удлинять связки. То есть большую часть программы работать под водой. Мы все и бросились тогда. Русская школа вообще этим отличается. Сейчас синхронное плавание уводят на облегчение – мол, нельзя слишком долго задерживать дыхание, но мы все равно стоим на своем. Помню, когда начали этим заниматься, американцы к нам подходили и говорили: дайте подышать своим детям, что же они только вынырнут, как рыбы, воздух похватают и опять под воду... Да, случаи, когда спортсменки выплыть не могут и их вылавливать приходится, действительно бывают. Но на тренировках такое случается редко. В основном на соревнованиях, в обязательной программе. Когда и без того трудное дыхание волнение сковывает… Сложный вид спорта очень. Поэтому я и говорю: как они все это переносят? Непонятно мне это. Непонятно.

– И это говорит тренер, дважды выигравший Олимпиаду…

– Я хоть ощущений девчонок не понимаю, зато сверху вижу очень многое. Казалось бы, над водой ноги торчат, и все. Что еще можно увидеть? Когда-то и я так думала, а теперь все одновременно схватываешь: как гребок они делают, как дыхание задерживают, руками работают. Вроде все то же самое – над водой только ноги, но по их движению я даже издалека могу определить, какие ошибки они там, внизу, делают. Это все с опытом приходит.

Лучшие дня

– Я очень импульсивный тренер. И биополе у меня, наверное, очень сильное. Когда кричу, аппаратура рядом садится, поэтому микрофон мне действительно не нужен.

– Вы знаете, что девчонки ваши вас боятся?

– Знаю. Даже те, которые еще не в сборной, а на подходе. Знают, что у меня очень серьезная дисциплина. И то, что работать придется так, как до этого они еще никогда не работали.

– Вы – фанатик?

– Считаете, что тренером надо родиться?

– Однозначно.

– Все равно непонятно, как вы смогли не свой вид спорта так досконально освоить. Или вам все равно кого тренировать?

– Я пришла в то время, когда каждый при желании мог стать тренером в этом виде спорта. Синхронное плавание было тогда как ребенок. Мы все шли на ощупь. А у меня оказались очень хорошие учителя – Марина Максимова, Зоя Барбиер. Синхронное плавание в России начиналось с них. После художественной гимнастики, где я работала тренером, мне вообще казалось, что это не спорт. Самое интересное, что заняться им меня убедил муж. Он тогда работал в московском спорткомитете и хотел, чтобы его фанатично преданная художественной гимнастике жена чаще бывала дома, сидела с ребенком. Так что деваться мне было некуда.

– И муж в итоге просчитался?

– Еще как! В свое время (он был военным) я с ним, как декабристка, служить в тьмутаракань поехала. Работала учителем физкультуры в обыкновенной школе. У меня, кстати, очень хорошие воспоминания о том времени остались. Школа хоть провинциальная была, но спорту там очень серьезное внимание уделялось. В легкой атлетике очень неплохие результаты у детишек были. Ну и я чудеса такие показывала – комедию можно ставить. Я же гимнастка была и легкую атлетику в институте физкультуры от случая к случаю проходила. Лишь бы зачет поставили. Ну и на уроке такой старт им показала, что они у меня чуть ли не в шпагате стояли, врастопырку. Когда побежали, не поняла, почему это у меня дети чуть ли не носом в дорожку тыкаются. Оказалось, я расстояние между стартовыми колодками перепутала. А они даже вида не подали. Думали: может, человек из Москвы больше знает? Хорошо муж мне объяснил, что к чему. И на следующий день я как ни в чем не бывало говорю: вчера мы разучивали тренировочный старт, а теперь будем учить спортивный… Кто знает, может, и остались бы мы там, но мне всегда хотелось большего. Я уже тогда твердо знала, что буду тренером. А работать в таком изматывающем режиме была приучена с детства.

– Главный тренер наших «художниц» Ирина Винер как-то заметила, что у них, в таком же женском виде спорта, слева удав, а справа кобра. В любой момент можно ждать чего угодно. А вам в этом смысле трудно?

– Не трудней, чем в мужском коллективе. Поверьте мне, своих интриг и там полно. Когда у нас два дуэта (Анастасия Ермакова – Анастасия Давыдова и Ольга Брусникина – Мария Киселева. – «НИ») между собой боролись, все говорили: какая обстановка, как ужасно! Но ничего такого не было. Бритвы в ботинки, как в фигурном катании, слышала, бывает, никто не подкладывал. Обстановка была, конечно, немного нервозная. Но тренеры и девочки вели себя очень достойно.

– Так что, проиграв отбор, Брусникина с Киселевой пошли жаловаться к Фетисову?

– Вы поймите, у них обида. Они вернулись в спорт ради дуэта, и вдруг соперницы совсем молоденькие дорогу переходят. Я тоже, может быть, поначалу больше в Брусникину и Киселеву верила, и для меня было неожиданностью, что молодые победили. Так что каждый мог бы так, в обиде, поступить. Но в группе никаких провокаций не было. Маша и Ольга – они вообще умницы. Пережили этот тяжелый момент. Да и Ермакова с Давыдовой не такие ершистые оказались. Хохотушки обе. А то, что такая конкуренция была, всем только на пользу пошло.

– Что для вас эта премия «Слава» значит?

– То, что признали работу всего нашего тренерского коллектива в моем лице. Хорошо, что наш труд начинают оценивать не меньше, чем труд спортсменов. Все-таки работа идет на равных. Пусть у спортсменов большой физический износ, но моральный у тренеров – гораздо больше. Наша работа страшно бьет по нервам. И слава богу, что начали понимать: от тренера очень многое зависит. Потому что какой бы ты талантливый ни был, нет тренера – и ничего нет. А бывает ведь наоборот. В хороших руках и без таланта можно стать олимпийским чемпионом. У меня в сборной была одна девочка – Вера Артемова, так у нее, когда она к нам пришла, диагноз стоял: сколиоз, переходящий в четвертую стадию. И это не единичный случай. И сейчас в сборной есть такие дети, которые только упорством и работой тренеров всего добились.

– К чемпионату мира готовились со спокойным сердцем или для вас каждый такой турнир, как первый?

– Есть тренеры, которые всегда в себе уверены и говорят, что их ученики – самые сильные. А мне всегда кажется, что мои – самые слабые. И это не дает успокаиваться. Меня даже девчонки иногда воспитывают. Вечно, говорят, вы, Татьяна Николаевна, преувеличиваете. Но я – как кривое зеркало. Приходится их по носу щелкать. Вот сейчас, отвечаю им, на Кубке Европы, например, мы испанок обыграли, но зато главных конкуренток – японок еще не видели. Я им вообще все время напоминаю: соперники наши растут. Пусть «на нас», но растут. И все работают сейчас всерьез. И Испания, с которой мы соприкасались на сборах и выдали ей все свои секреты на-гора. Американцы, которые после спада сейчас опять воспряли и тоже наш приняли курс. Японцы, которые везде пролезают и имеют просто потрясающие условия для работы. Вообще нам надо строить спорт будущего. Как в Китае. Потому что побеждать в ближайшее время будут не только те, кто имеет блестящие тренерские кадры, но и те, кто работает в хороших условиях. Вот мы, как элитная команда, всяческую помощь и поддержку со стороны спортивных организаций, конечно, получаем, но пока только надеемся, что когда-нибудь и у нас, двукратных олимпийских чемпионок в группе и в дуэте, все-таки будет дома свой бассейн…

мнение опокровской
денвер 17.06.2010 03:47:45

издевается тварь над девченками! сама даже бассейн ненавидет! таках тренеров надо гнать в зашей!