Открытое занятие по плаванию в старшей группе. Конспект сюжетного занятия по плаванию

1 . Построение, приветствие.

Сообщение задач занятия.

2. Комплекс подводящих упражнений «сухого плавания»:

  1. И.п. – стоя, сделать вдох, присесть, плотно сгруппироваться, обхватив голени руками, наклонить голову к коленям.
  2. И.п. – тоже, на ладонь согнутой руки положить «снежинку». Широко открыв рот, сделать быстрый и глубокий вдох, а затем, сложив губы, энергичный и полный выдох, сдуть «снежинку» с ладони.
  3. И.п. – тоже, руки опущены вниз:
  1. - подняться на носки, руки вверх,

Потянуться;

  1. - вернуться в И.п., расслабиться.

1.Организационный вход в воду. Прыжок ногами вперед.

2. Разминка с бочонками по кругу:

Ходьба, ходьба широким шагом, гусиный шаг, ходьба с высоким подъемом колена вверх, ходьба с работой рук.

Упражнение «Ведем лодку»:

1)И.п. – присев в воду, руки вперед,

Быстро идти вперед;

2) И.п. – тоже, опустив губы в воду, делать

Выдох.

2 . Комплекс аквааэробики с бочонками:

1) «Повороты» - И.п. – ноги врозь, руки на пояс; повороты влево вправо.

2) «Скольжение» - И.п. – тоже, руки перед собой:

1- наклон вперед, выпрямляя руки перед собой, бочонки лежат на воде;

2- вернуться в И. п.

3)«Приседание» - И.п. – тоже, приседание, руки вытянуты вперед.

4)«Рисование» » - И.п. – тоже, рисуем круги на воде.

5) «Полоскание» - И.п. – тоже, движение рук в воде влево вправо.

7) «Веселье» - И. п.- тоже, руки прижаты к груди с бочонками; прыжки с одной ноги на другую, вокруг своей оси.

8 ) «Дыхалки» - И.п. – тоже;

1 - подъем рук вверх, вдох;

2 – вернуться в И. п., выдох.

3. Упражнение «Ветерок».

1 вариант:

И.п. – стоя, руки перед собой, ладонями вверх. На ладонях мячи. Сделать вдох, затем, сложив губы трубочкой, энергичный и полный выдох на мячи, сдуть их с ладоней.

2 вариант:

И.п. – стоя, руки за спиной. Сделать вдох, затем, сложив губы трубочкой, энергичный и полный выдох на мячи, лежащие на воде. Передвигать мячи по воде струей воздуха, как можно дальше.

4. Упражнение «Поплавок».

И.п. – стоя, руки вниз. Сделать глубокий вдох, задержав дыхание, медленно присесть в воду, плотно сгруппироваться, обхватив голени руками, подтянуть голову к коленями.

5. Упражнение «Звезда».

Стоя у бортика, поднять руки вверх – вперед, сделать глубокий вдох, задержать дыхание, наклониться вперед и плавно лечь на воду, расслабиться. Полежать в таком положении, потом встать, опуская ноги на дно.

6. Игра «Море волнуется раз».

Дети стоят произвольно. Вместе с преподавателем дети произносят и выполняют движения:

1) «Море волнуется раз» - двигают руки под водой справа - влево, влево -вправо медленно;

2) «Море волнуется два» - тоже, руки двигают чуть быстрее;

3)«Море волнуется три, буря на море смотри» - тоже, руки двигают быстрее и мощнее.

  1. 7. Упражнение «Кто как плавает».
  2. Упражнение для самостоятельного акватворчества. Дети выполняют имитационные движения и придумывают новые.

средняя группа

Цель: привитие интереса к занятиям плаванием.

Задачи:

1. Продолжать учить погружаться в воду с головой и делать выдох в воду. (Образовательная область «Физическая культура»).

2. Создавать условия для овладения детьми умением принимать безопорное положение.

(Образовательная область «Физическая культура»).

3. Формирование знаний о правилах безопасного поведения на воде. (Образовательная область «Безопасность»).

4. Дать детям представления о плавучести предметов, развивать интерес к игровому экспериментированию.

5. Упражнять в счете предметов и обозначении их цифрой.

(Образовательная область «Познание»).

6. Способствовать сохранению и укреплению физического здоровья детей (одевание, раздевание, ухаживание за своими вещами, самостоятельное мытьё под душем, закаливание).

(Образовательная область «Здоровье»).

Материал и оборудование к занятию: подвесные обручи – 2 шт., пенопластовые пластины, соединенные гимнастическими палками («Лабиринт») – 8 шт., шесты из пенопласта (длина 1,5 м.) – 3 шт., обручи, соединенные гимнастическими палками – 6 шт., тонущие предметы, игрушки, флаконы с мыльными пузырями.

Ход занятия:

Золотая рыбка приглашает в путешествие по подводному царству.

I. Разминка на суше.

Разминка на суше 3-4 мин.

1. И.п. – о.с. (4-6 раз)

1-руки в стороны

2-руки вверх

3-руки в стороны

4-руки вниз

2. «Мельница» (2х6 раз)

1-и.п. – о.с.

2-круговые движения руками вперед

3. «Звездочка» (3-4 раза)

И.п. – о.с.

1-шаг в сторону, руки в стороны – вдох

2-и.п. – о.с. – выдох

4. «Поплавок» (3-4 раза)

И.п. – о.с.

1-упор присев, обхватив ноги руками, голову прижать к груди и коленям-задержать дыхание

2-и.п. – о.с. – выдох

5. «Стрелочка» (3-4 раза)

И.п. – о.с.

1-руки вверх, подняться на носки, потянуться

2-и.п. – о.с.

6. Работа ног как при плавании «кролем» (2х6-8 раз)

И.п. – о.с.

II. Основная часть 15 мин.

В воде:

1. «Подводная пещера» (выполняется по кругу 2 раза)

а) Стрелочка через вертикально поставленные обручи

б) Вдох-выдох в воду с подныриванием через «Лабиринт»

в) «Летучие рыбки» - ныряние через пенопластовые шесты

Опыт «Тонет – не тонет» (испытание на «плавучесть» игрушек из разного материала).

2. «Морской ёж» («поплавок») - И.п. – произвольное. Вдох, присесть (положение упор присев), обхватив ноги руками голову прижать к груди коленям, как можно больше задержать дыхание и всплыть на поверхность

3. «Звезда» - И.п. – ноги в стороны, руки в стороны вверх, ладонями вперед.

Вдох - лечь грудью на воду, прижать подбородок к груди.

4. «Дельфины» - ныряние через обручи (4-6 раз)

5. «Акула» - «стрелочка» - под обручи (2-3 раза)

Игра «Достань клад» (счёт, обозначение количества цифрой).

III. Заключительная часть 5 мин. (музыкальное сопровождение).

Свободное купание в мыльной пене с пусканием мыльных пузырей.

Инструктор по физкультуре МАДОУ детский сад №10 Виткалова И.С ст. Каневская, Краснодарский край.

Цель: способствуя формированию здорового образа жизни, развивать творческие способности у детей.

Программные задачи:

  • закреплять плавательные умения и навыки: работу ног кролем при плавании на груди и на спине, с плавательной доской; элементы техники плавания брассом; согласованность движений при плавании неспортивным способом
  • развивать координацию движений при выполнении упражнений в воде
  • закреплять элементы аквааэробики, гидропластики и синхронного плавания в музыкальных композициях; формировать умение выполнять упражнения синхронно
  • развивать ловкость, быстроту и общую выносливость
  • тренировать дыхательную мускулатуру
  • способствовать профилактике плоскостопия и нарушений осанки
  • воспитывать смелость; доброту, отзывчивость на чужую беду; дать возможность каждому ребенку почувствовать принадлежность к сплоченной группе единомышленников; совершенствовать экологическую культуру детей
  • доставить детям радость, создать хорошее настроение.

Материал к занятию: музыкальный центр, диск с фонограммой музыки

В. Шаинского на песню «Чунга - чанга» , музыки М. Дунаевского на песню «Водяного» из мультфильма «Летучий корабль» , музыки вальса Андрея Петрова из кинофильма «Берегись автомобиля» ; костюмы почтальона Печкина, Водяного, резиновые игрушки (лягушка, утка, цапля) ; конверт с письмом от Нептуна, мини- аквариум с плавающей рыбкой; плавательные доски, небольшие надувные мячи (8 шт) , тонущие игрушки (раки – 5 шт) , две корзины с плавающими предметами (теннисные шарики, разовая пластиковая посуда, резиновые маленькие мячики – «прыгуны» , пластмассовые кубики и др) .

Ход занятия.

И н с т р у к т о р:

С добрым утром, с днем прекрасным!
Мы собрались, как на праздник.
Ведь приятно детворе
Поиграть со мной в воде?

Д е т и: Да!

Стук в дверь.

И н с т р у к т о р:

Тише, детки, что за стук
В нашу дверь раздался вдруг?
Кто к нам рвется так беспечно?

Входит почтальон – П е ч к и н.

Здравствуйте, да это Печкин!

П е ч к и н: У меня для вас письмо –

Получите – ка его!

Вручает письмо и уходит.

И н с т р у к т о р:

Почтальон торопился не зря –
Весть принес от морского царя.
Просто так нас не стал бы тревожить,
Приключилось что страшное, может?

Открывает и читает письмо.
«Я, Нептун, морской Владыка,
Бью челом вам и тоскую:
Водяной – негодник выкрал

Мою рыбку золотую.
А ведь пресная вода
Для малышки так вредна!
Выручайте, помогите!

Рыбку поскорей спасите.
Речные жители помогут
Вам верную найти дорогу!»

И н с т р у к т о р: Поможем Владыке морскому?

Д е т и: Да!

И н с т р у к т о р:

Тогда – в добрый путь!
Начинаем мы с пруда!
В воду быстро заходите
И места свои найдите.

Имитируем движения,
Подражая, в упражнениях.

По сигналу инструктора дети выполняют упражнения.

1. Подражая лодочке с веслами,
Наклонившись к воде,
Шагаем и гребем руками по воде.
Игровое упражнение «Лодочки с веслами» : ходьба по дну, помогая гребковыми движениями рук.

2. Как уточки шагайте
В полуприседе в воде.
Почаще вы ныряйте,
Побольше пузырей пускайте.

Игровое упражнение «Уточки - нырочки» : ходьба по дну в полуприседе, чередуя вдох и выдох в воду, погружаясь под воду с головой.

3. Подражая лягушатам,
Прыг – шлеп, прыг – шлеп,
Прыгай весело, дружок!

Игровое упражнение «Лягушки - веселушки» : из положения присев выпрыгивать на двух ногах вперед и снова приседать.

В руках инструктора появляется игрушка - Л я г у ш к а. Он подражает голосу лягушки.

Л я г у ш к а:

Привет, ква – квакствуйте, друзья!
Дорогу укажу вам я,
Что к Водяному приведет.
Но сил сначала наберем –

Все дружно сделаем зарядку.

Дети рассчитываются в шеренге на первый – второй и перестраиваются в две шеренги

Мячи берите по порядку,
Смотрите, слушайте, вникайте

И за лягушкой повторяйте!

Звучит музыка В Шаинского на песню «Чунга - чанга» . Дети выполняют комплекс гидроаэробики с мячом «Зарядка лягушат» .

1. «Лягушата проснулись и потянулись» .

И.п.: стоя, руки с мячом вытянуты вперед. Поднимать прямые руки вверх, потянуться на носках (4 раза) .

И.п.: стоя, руки с мячом за головой. Выпрямлять руки вверх, потянуться на носках (4 раза) .

2. «Лягушата приседают, ноги разминают» .

И.п.: стоя, руки с мячом за головой. Выпрямлять руки вперед, приседать, разводя колени и стопы в стороны (4 раза) .

И.п.: стоя, руки с мячом перед грудью. Выпрямлять руки вперед, приседать (4 раза) .

3. «Лягушата поворачиваются и осматриваются»

И.п.: стоя, руки с мячом за головой. Повороты туловища вправо – влево (по 4 раза в каждую сторону) .

И. п.: стоя, руки с мячом перед грудью. Повороты туловища вправо – влево с выпрямлением рук в сторону поворота (по 4 раза в каждую сторону) .

4. «Лягушата снова приседают, ноги разминают» .

И.п.: стоя, руки с мячом перед грудью. Выпрямлять руки вперед, приседать, разводя колени и стопы в стороны (4 раза) .

5. «Лягушата наклоняются, неваляшками называются» .

И.п.: стоя, руки с мячом вытянуты вверх. Наклоны туловища вправо – влево (по 4 раза в каждую сторону) .

И.п.: стоя, руки с мячом за головой. Наклоны туловища вправо – влево (по 4 раза в каждую сторону) .

6. «Лягушата вперед наклоняются, словно цапле поклоняются» .

И.п.: стоя, руки с мячом за головой. Наклонять туловище вперед, опускать лицо в воду (4 раза) .

И.п.: стоя, руки с мячом за головой. Выпрямлять руки вперед, наклонять туловища вперед, опускать лицо в воду (4 раза) .

7. «Лягушата пузыри пускают, «насос» изображают».

И.п.: стоя, руки с мячом вытянуты вверх. Приседания с выдохом в воду (4 раза) .

И.п.: стоя, руки с мячом за головой. Приседания с выдохом в воду (4 раза) .

8. «Лягушата веселятся, прыгают, кружатся» .

И.п.: стоя, руки с мячом перед грудью. Прыжки на правой ноге, затем на левой ноге (по 4 раза) .

И.п. стоя, руки с мячом перед грудью. Прыжки на двух ногах по 4 раза с поворотом направо (360 гр) .

8. «Лягушата отдыхают, с мячом играют» .

И.п.: руки с мячом перед грудью. Ходьба на месте с восстановлением дыхания.

И.п.: ходьба на месте, руки вытянуты в стороны, мяч в одной руке - вдох. В ходьбе на месте, поднимать прямые руки вверх, перекладывать мяч в другую руку - выдох.

Дети перестраиваются в одну шеренгу, отдают мячи.

Л я г у ш к а:

Ай да молодцы вы, братцы!
А сплавать ли нам брассом?
Лягушачий стиль извечный –
Доплывем мы им не до речки!

1 задание:

Ногами брассом на груди
До бортика плывите.
Согнули ноги, разогнули,
И по воде скользите.

Упражнение: скольжение на груди с работой ног брассом, с задержкой дыхания.

2 задание:

Руками брассом на груди
Скользите по воде.
Руки в стороны, согнули,
Вместе вынесли вперед,

Дружно на сигнал плывем.

Упражнение: скольжение на груди с работой рук брассом, с задержкой дыхания.

3 задание:

Согласовывать движения
Учились на занятиях в воде.
Руки – брассом, ноги - кролем,
Плыть удобно детворе.

Упражнение: скольжение на груди с координацией движений рук брассом и ног кролем, с задержкой дыхания.

Л я г у ш к а: Добрались вместе к речке мы.

Вам, детвора,

Искать других помощников пора.

Прощайте!

В руке инструктора появляется игрушка - у т к а.

У т к а:

Кря, кря, крякствуйте, ребята!
Как вы плаваете ладно!
Нашептала мне лягушка –
Вам, ведь, к Водяному нужно?

А подсказку на себе
Носит рак речной на дне.
Вы его скорей поймайте –
Уткой - ныркой поныряйте!

Заранее на дно опускаются тонущие игрушки (раки) . К одному из раков прикреплена записка – подсказка.

Игра «Утка - нырка» .

Дети ныряют вниз головой, стараясь найти рака на дне бассейна. При этом приподнимают обе согнутые в коленях ноги – «показывают хвостик» .

Один из детей достает со дна рака, к которому прикреплена записка с подсказкой.

И н с т р у к т о р: (Разворачивает записку и громко читает)

«Плыть на груди и на спине
С доской в руках вам нужно.
Двигать ритмично и быстрей
Ногами кролем дружно».

Упражнение: плавание на груди и на спине с доской: ноги работают кролем в согласовании с дыханием.

В руках инструктора появляется игрушка – ц а п л я. Он подражает голосу старой цапли.

Ц а п л я:

Давно живу я на болоте!
Здесь просто так никто не ходит.
За рыбкой золотой приплыли?
Едва живая, обессилев,

Она без воздуха морского чуть дышит.

Вы помочь готовы?

Д е т и: Да.

Ц а п л я:

Как «насос» дышите вы, пузыри пуская,
Выдох в воду, вдох - и снова
Пузыри пускать готовы!
Игровое упражнение «Насос» . Стоя в шеренге спиной к бортику, по сигналу дети выполняют многократные выдохи в воду.

Звучит музыка «Песни Водяного» из мультфильма «Летучий корабль» .

Появляется В о д я н о й.

В о д я н о й:

Я – Владыка заболотный,
Соответсвенно и стать.
Но что мне летать охота –
Всем на это наплевать.

Оттого я зол и вреден
И бессовестен совсем.
Вот возьму и за обедом
Золотую рыбку съем!

И н с т р у к т о р:

Что ты, что ты, Водяной!
Разве ты такой плохой?
Вспомни, как помог Ивану
Чудный выстроить корабль!

Ты не выспался, поди?
Рыбку кушать погоди!
Разберемся, в чем тут дело,
Что тебе здесь надоело?

В о д я н о й:

Посмотрите, что творится –
Замутили всю водицу:
Склянки, банки, тряпки, кринки,
Даже рваные ботинки!

Кто в такую дребедень
Хочет влезть на целый день?
Никого здесь не осталось,
Даже рыбы разбежались.

И н с т р у к т о р:

Перестань – ка ты браниться –
Мы очистим всю водицу!
Мусор соберем в два счета –
Станет озером болото!

Игра «Соберем мусор» .

Акватория бассейна делится пополам разделительной дорожкой. Соответственно детей разделяют на две команды и строятся в шеренгу вдоль одного из бортиков. Из корзинок на водную территорию каждой команды хаотично разбрасывается «мусор» (разовая пластиковая посуда, теннисные шарики, кубики и другие плавающие предметы) в равном количестве. По сигналу, дети обеих команд быстро собирают «мусор» в свои корзинки, стоящие на противоположном бортике. Выигрывает команда, собравшая «свой мусор» первой.

В о д я н о й:

Уважили, спасибо, Водяного.
А к испытаниям иным готовы?
Отдам я рыбку, так тому и быть,
Но вам придется сквозь тоннель проплыть!

Игровое упражнение «Проплыви через тоннель» . Четыре ребенка образуют тоннель из двух обручей. Остальные дети выстраиваются в колонну по одному. По сигналу, дети по очереди выполняют скольжение на груди с работой ног кролем через тоннель из вертикально удерживаемых

обручей, стараясь не задеть обруч.

В о д я н о й:

Ай – да, дети, вот так мастера!
Чистой стала в озере вода!
Рыбки возвращаются обратно –
Им резвиться в чистоте приятно!

Познакомить вас с рыбками?

Д е т и: Да!

В о д я н о й: Назовете каких без труда?

Дети называют рыб.

И н с т р у к т о р:

В водоеме рыбки пляшут –
Хвостиками круть да круть!
Как танцуют детки наши
Хочешь, Водяной взглянуть?

Подарочек прими от них –

Танец рыбок золотых!

Звучит вальс на музыку А. Петрова из кинофильма «Берегись автомобиля» . Дети выполняют танцевальные движения с элементами синхронного плавания, гидропластики (волнообразные движения руками справа – налево, сверху – вниз, наклон туловища назад, приседания; «поплавок» с переходом «звездочку» ; перестроение в круг лицом друг к другу, взявшись за руки вверху, спиной друг другу с обхватом руками за талию, наклоны туловища назад и вперед лицом в воду, ходьба приставным шагом с полуприседом в одну и в другую сторону; «поплавок» - «стрелка» ; поворот кругом в круг лицом друг к другу; выполнение волнообразных движений руками с наклоном туловища назад и приседанием) .

В о д я н о й:

Как светло и ясно на душе!
Я давно не отдыхал уже.
С вами подружиться очень рад,
Увидал отзывчивых ребят,

Ловких, смелых, щедрых и внимательных,
Да еще в воде таких талантливых!
Вот вам рыбка, и ступайте с Богом,
Ну, а я пойду вздремну немного.

Водяной отдает инструктору мини- аквариум с плавающей рыбкой, прощается с детьми и уходит.

Дети подходят к бортику и рассматривают «золотую» рыбку.

И н с т р у к т о р:

Дети, действуя ловко и смело,
Совершили вы доброе дело:
Нептуну возвратили золотую рыбешку,
Помогли Водяному немножко.

Испытания прошли все на диво,
Вам за это большое спасибо!
Настало время нам проститься,
До новых встреч в воде, друзья!

Занятие закончилось. Дети по одному выходят по лестнице из воды.

Литература.

  • Осокина Т.И., Тимофеева Е.А, Богина Т.Л. Обучение плаванию в детском саду. М., 1991.
  • Пищикова Н.Г. Обучение плаванию детей дошкольного возраста. М., 2008.
  • В.С. Васильев. Обучение детей плаванию. М., 1989.
  • С.В. Яблонская, С.А. Циклис. Физкультура и плавание в детском саду. М., 2008.
  • М.Д. Маханева, Г.В. Баранова. Фигурное плавание в детском саду. М., 2009.

Обучение плаванию в детском саду

Организация обучения детей плаванию в детском саду осущест­вляется в комплексе со всеми многообразными формами физкуль­турно-оздоровительной работы, так как только сочетание занятий в бассейне с рациональным режимом деятельности и отдыха детей может дать положительный результат в укреплении их здоровья и закаливании организма.

Занятия плаванием должны проводиться не ранее чем через 40 мин после еды и не позднее чем за 1,5-2 ч до ночного сна.

Обучение плаванию проходит, как правило, в форме групповых занятий. Количество занятий для каждой группы - не менее 2 раз в неделю.

Принята следующая возрастная классификация детей дошколь­ного возраста, на которую ориентируются при планировании обу­чения плаванию в детском саду: 1-я младшая группа (3-й год жиз­ни); 2-я младшая группа (4-й год жизни); средняя группа (5-й год жизни); старшая группа (6-й год жизни); подготовительная группа (7-й год жизни). Группы детского сада делят на подгруппы в зави­симости от возраста детей и конкретных условий (количества де­тей в группе, размера бассейна, цели занятия). Число подгрупп в каждой группе будет различным: так, 1-ю и 2-ю младшие группы нужно разделить на 3-4 подгруппы, чтобы в каждой из них было не более 6-8 человек; более старшие группы делят на 2 подгруппы, чтобы в каждой было не более 10-12 человек.

Продолжительность занятий в разных группах тоже неодинако­ва и зависит от возраста и периода обучения. Так, в начале обуче­ния занятия менее продолжительные, а по мере освоения детей с водой их длительность увеличивается.

Обучение плаванию в детском саду осуществляется тренерами и инструкторами бассейна. Уровень воды в бассейне должен быть не более 50-60 см и доходить до пояса занимающихся; температу­ра воды - около 30°С. Занятия проводятся по программе физиче­ского воспитания для детского сада; на них решаются задачи осво­ения с водой и овладения элементами техники плавания.

Продолжительность занятия плаванием детей старшего возрас­та - не менее 40-60 мин; а во 2-й младшей и средней группах в на­чале обучения она несколько меньше.

Формирование умения плавать предусмотрено программой, начиная с четвертого года жизни ребенка, т.е. со 2-й младшей группы. Дети этого возраста уже достаточно самостоятельны, вла-


деют необходимыми гигиеническими умениями и навыками, а также имеют определенный двигательный опыт и, как правило, хорошо адаптируются к условиям дошкольного учреждения.

В этой группе уже можно проводить не только индивидуальные (как с детьми более раннего возраста), но и групповые занятия.

В работе с дошкольниками обязателен индивидуальный под­ход. Это связано в первую очередь с тем, что детский организм в этом возрасте еще хрупкий, ^сформировавшийся, что требует тщательного учета способностей, склонностей, а главное - фи­зических возможностей каждого ребенка. Только при строгом учете пола и возраста, уровня физического развития и здоровья ребенка, его подверженности простудным заболеваниям, степе­ни освоения с водой и адаптации к изменениям температурных условий, индивидуальных реакций на физические нагрузки мож­но подобрать наиболее оптимальные методы обучения плаванию дошкольников.

Ведущее место должен занимать игровой метод, позволяющий обеспечить необходимую заинтересованность детей в обучении плаванию, увеличить число повторений упражнений, использо­вать различные исходные положения, повысить эмоциональность занятий.

Система упражнений и игр, применяемая в обучении дошколь­ников, основывается на закономерностях поэтапного формирова­ния соответствующих навыков. Принято выделять несколько эта­пов обучения.

1-й этап. Ему соответствует младший дошкольный возраст (3-4 года). Начинается с ознакомления ребенка с водой, ее свой­ствами (плотностью, вязкостью, прозрачностью). Заканчивается этот этап, когда ребенок освоится с водой, сможет безбоязненно и уверенно (с помощью взрослого) передвигаться по дну бассейна, совершать простейшие действия, играть.

2-й этап. Ему соответствуют младший и средний дошкольный возраст (4-5 лет). Основная задача - приобретение детьми умений и навыков, которые помогут им чувствовать себя в воде достаточ­но уверенно. На занятиях дети учатся держаться на поверхности (всплывать, лежать, скользить), а также самостоятельно выполня­ют дыхательное упражнение «вдох-выдох» (не менее 10 раз под­ряд).

3-й этап. Ему соответствует старший дошкольный возраст (6 лет). Основная задача - обучение плаванию избранным способом. К кон­цу этого этапа дети должны проплывать 10-15 м на мелководье разу­ченным способом в полной координации.


4-й этап. Ему соответствуют старший дошкольный и младший школьный возраст (6-7 лет). Основная задача - совершенствова­ние техники избранного способа плавания, выполнение простых поворотов и прыжков в вода Дети приобретают умение плавать на глубокой воде.

Освоение различных движений осуществляется путем много­кратного их повторения; количество повторений должно возрас­тать постепенно. Учитывая, что повторение движений является од­нообразной деятельностью и утомляет детей, на одном занятии на­до предлагать им разнообразные упражнения. Дошкольники на ос­нове подражания лучше осваивают целостные двигательные акты, поэтому надо создавать у них целостное представление об изучае­мом способе плавания. В связи с особенностями развития мышле­ния детей в этом возрасте (конкретность, предметность, сильно выраженная способность к подражанию и др.) очень большое зна­чение при обучении плаванию имеет показ, который должен со­провождаться доступными для детей пояснениями инструктора.

Большое место в мышлении ребенка-дошкольника занимает образ. В обучении плаванию целесообразно применять образные сравнения в названиях и объяснениях упражнений. Например, та­кие названия, как «Глазки в воде», «Нос утонул», «Раки», «Акула» и др., помогают создать у ребенка реальные представления о вы­полнении упражнений, обеспечивают правильное овладение ими.

В работе с детьми 4-6 лет не следует использовать большое ко­личество команд и подсчетов при разучивании упражнений.

Овладение навыком плавания достаточно сложно для дошколь­ников; в связи с этим в процессе обучения надо использовать зна­чительное количество разнообразных подготовительных упражне­ний и игр.

Дозировка нагрузки для девочек и мальчиков одинакова, но из­меняется в зависимости от возраста: детям 3-4 лет дается несколь­ко меньшая нагрузка, чем детям 5 лет.

Исправлять ошибки дошкольников в процессе занятий плава­нием нужно в определенной последовательности. Так, нельзя ис­правлять одновременно несколько ошибок - это рассеивает вни­мание детей. Чаще всего у дошкольников ошибки связаны с недо­статочной степенью общей физической и координационной под­готовленности. Надо стремиться к тому, чтобы дети освоили об­щую схему движений избранного способа плавания, и не требо­вать от них точности в технике.

Успешность обучения повышается, если ведущий занятия взрослый (тренер или родитель) находится в воде. При обучении


дошкольников необходимо соблюдать стандартные требования безопасности (см. главу 8, раздел 8.2.).

Занятия по плаванию, начатые в младшем дошкольном возрас­те, способствуют успешному обучению каждого ребенка жизненно необходимому навыку - с учетом индивидуальных особенностей его развития, уровня физической подготовленности и состояния здоровья, открывают хорошие перспективы для систематических занятий плаванием.

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите задачи обучения плаванию в детском саду.

2. Каковы условия проведения занятий плаванием в детском саду (уровень воды в бассейне, температура воды и т.д.)?

3. Как обеспечить безопасность на занятиях плаванием с детьми дошкольного возраста?

4. Назовите этапы обучения плаванию дошкольников (задачи и со­держание каждого этапа, методы обучения).

5. Каковы особенности методики проведения занятий плаванием с детьми дошкольного возраста?

Булгакова П.Ж. Плавание. - М.: ФиС, 1999 - (Азбука спорта). Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Богина Т.Л. Обучение плаванию в детском саду. - М.: Просвещение, 1991.

Обучение плаванию

Название работы: Конспект открытого физкультурного занятия по плаванию в бассейне для детей 6-7 лет на тему:

«Поиграем в воде».

Место выполнения работы: Нижегородская область г. Кстово 3 микрорайон дом 27 телефон 2-11-93, 2-27-16, 2-17-31 муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 «Русалочка»(МБДОУ д/с №8 «Русалочка»)

Место проведения: Плавательный бассейн детского сада

Виды детской деятельности: коммуникативная, двигательная, игровая

Интеграция образовательных областей: «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное», «Художественно-эстетическое», «Речевое развитие», «Познавательное развитие».

Г. Кстово

План-конспект НОД по плаванию в бассейне для детей 6-7 лет

(подготовительная к школе группа)

На тему: «Поиграем в воде»

Цель : Способствовать эмоциональному и двигательному раскрепощению детей в играх в воде.

Задачи:

Оздоровительные

1.Способствовать оздоровлению и закаливанию организма, укреплению общего физического состояния.

2.Приобщение к здоровому образу жизни через регулярное посещение занятий по плаванию.

Образовательные

1.Совершенствовать двигательный навык скольжения на груди и на спине.

2.Развивать умение выполнения согласованных движений рук и ног в плавании кролем на груди.

3.Развивать силу, ловкость, выносливость и координацию движений в играх – соревнованиях.

Воспитательные

1.Воспитывать в игре нравственно – волевые качества: смелость, настойчивость, уверенность в себе, чувство товарищества.

2.Воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

Индивидуальная работа:

Развивать коммуникативные и двигательные навыки у робких и не решительных детей(Эрик Э., Вика А.)

Используемая литература:

Журнал «Инструктор по физкультуре»№7 2014

- Программа обучению плаванию в детском саду Воронова Е.К. СПб: «Детство-Пресс»,2010-80с

Формирование двигательной активности детей 5-7 лет «Игры-эстафеты» Воронова Е.К.Волгоград: «Учитель»,2012-127с

Предварительная работа:

Разучивание с детьми приговорок и потешек, используемых для игр при обучении дошкольников плаванию.

Беседа с детьми по закреплению знаний правил поведения в бассейне.

Изготовление карточек с игровыми упражнениями по плаванию.

Просмотр с детьми фото и видео материалов по освоению навыков стилей плавания кроль и брасс, знакомство с телевизионным проектом «Последний герой».

Оборудование и материалы:

Две стойки с разделительной полосой, плавательные доски по количеству детей, 2 пластмассовых обруча, осьминожки–поливалки по количеству детей, запрещающие и разрешающие знаки по количеству детей, трубочки по количеству детей, надувные мячи, резиновые мячи, каучуковые тонущие мячи, палки пластмассовые на полгруппы детей, МП3 проигрыватель, диск с музыкальными записями, магнитная доска, табло – счет, магниты, медали.

Участники:

Инструктор по физической культуре, дети подготовительной группы «Кораблик».

Место проведения:

Плавательный бассейн.

Ход занятия:

Части занятия

Дозировка

Методические указания

Вводная часть

4 мин

Построение на суше.

Ребята, сегодня вы становитесь участниками игры «Последний герой». Вы сможете показать какие вы смелые, ловкие, сильные. Мы узнаем кто из вас является настоящим героем. За каждое правильно выполненное задание будут даваться отличительные знаки (очки).

Перед тем, как приступить к игре нужно выполнить разминку.

Общеразвивающие упражнения на суше:

1.«Мельница» - круговые движения рук вперёд.

2.«Стрелочка» - из И.п. о.с., руки вверх, кисти соединить.

3.«Приседания» - из И.п. о.с. сделать присед, обхватить руками голень.

4.«Ноги-кроль» - из упора сидя работа ног «кролем».

5.Прыжки на двух ногах.

1 мин

3 мин

По 6-8 раз

6 раз

8 раз

2 раза по 30 сек

20 сек

Стоя в основной стойке в шеренге, проверить осанку.

Разомкнуться в шеренге.

Выполнять энергичные попеременные движения руками.

Соединить кисти рук над головой. Руки прямые. Прогнуться.

В группировке голову наклонить вперед, прижимая подбородок к груди.

Ноги прямые. Носки тянуть от себя. Движения частые, поочередные с маленькой амплитудой движений.

Помогать руками выталкиваться вверх.

Основная часть

22 мин

Ходьба по массажным коврикам. Вход в воду.

Потешки в воде с поливанием на себя воды из «осьминожки–поливалки».

Знаем, знаем, да, да, да,

Где ты прячешься, вода!

Выходи, водица,

Мы пришли умыться!

Лейся на ладошку

По-нем-ножку.

Лейся, лейся, лейся

По-сме-лей-

Умы-вайся ве-се-лей!

Чтобы начать игры – соревнования, нужно разделиться на две команды: «Веселые поплавки» и «Быстрые стрелы» (по ориентирам красного и зеленого цвета)

Повторение правил поведения в бассейне в игре «Можно – нельзя»

Толкать друг друга в воде (нельзя)

Начинать и заканчивать выполнение задания по сигналу инструктора (можно)

Вылезать на бортик или перевешиваться за бортик (нельзя)

Внимательно слушать задание (можно)

Задерживать под водой товарища (нельзя)

Делать выдохи в воду (можно)

Набирать воду в рот (нельзя)

Громко кричать в бассейне (нельзя)

Растирать глаза после ныряния (нельзя)

Открывать глаза в воде (можно)

Помогать товарищам личным примером (можно)

Игры - упражнения в движении:

1.«Лодочки с веслами» (работа руками брассом);

2.«Мельница» (работа руками кролем);

3.«Пингвины» (прыжки на двух ногах, отталкиваясь от воды руками);

4.«У кого больше пузырей» (с использованием трубочек)

Построение в шеренгу по ориентирам.

Игра с нырянием под воду «Щука – утка» (щука -выпрыгивание, утка – ныряние)

Игровые упражнения «Фонтанчики» и «Лягушата» (работа ног кролем и брассом у бортика)

Игровое упражнение «Звезда» по карточке (на груди, на спине)

Игровое упражнение «Поплавок» по карточке (ныряние в группировке)

Две команды «Веселые поплавки» и «Быстрые стрелы» выступают в играх – соревнованиях (по своим дорожкам).

1.«Быстрые стрелы» по карточке (скольжение на груди после толчка от бортика с использованием плавательных досок)

2.«Резвые катера» по карточке (скольжение на груди с работой ног кролем с использованием плав. досок)

3.«Моторная лодка» по карточке (скольжение на спине с работой ног кролем с использованием плавательных досок)

Эстафета «Ловцы жемчуга» (доплыть до ориентира кролем или брассом, выловить одну «жемчужину» со дна бассейна и положить ее в корзину, затем вернуться, передав эстафету следующему участнику)

Эстафета «На буксире» (в парах с палками: один идет спиной вперед, другой плывет на груди по длинной стороне бассейна)

В море бурном, в море синем

Быстро плавают дельфины.

Не пугает их волна

Рядом плещется она.

«Маленький дельфин» (прыжки в обруч головой вниз, руки соединены над головой)

Команды: «Веселые поплавки» и «Быстрые стрелы» играют в водное поло (бросая мяч между игроками одной команды, попасть в обруч, лежащий на воде команды - соперницы.

1 мин

1 мин

1 мин

2 мин

30 сек

30 сек

30 сек

30 сек

1 мин

1 мин

1 мин

1 мин

3мин

1 мин

1 мин

1 мин

3 мин

3 мин

1 мин

3 мин

Наступать на всю стопу. С дорожек не сходить. Спускаться по лестнице спиной вперед.

Набирать в поливалку воду и выливать перед собой ритмично под слова потешки.

По окончании слов полить водой из поливалки себе на голову. Глаза не тереть.

Дети у зеленых кружков- «Веселые поплавки».Дети у красных кружков- «Быстрые стрелы».

В правой руке зеленый круг (разрешающий знак), в левой руке красный круг (запрещающий знак). После вопроса поднять вверх руку с красным или зеленым кружком. За все правильные ответы дети получают одно очко.

Ногами идти в приседе, плечи опущены в воду. Движения руками выполнять с широкой амплитудой. В прыжках отталкиваться руками от воды и ногами от дна одновременно.

Выполнять продолжительный выдох в воду.

Выпрыгивать из воды как можно выше. Нырять, приседая с головой под воду. За выполнение задания без ошибок – одно очко.

Ноги прямые, носки тянуть от себя. Следить за правильным положением тела.

Упражнения «Звезда» и «Поплавок» выполнять на задержке дыхания, после глубокого вдоха. Учитывается время выполнения упражнений (кто дольше).

Со своей дорожки не уплывать. Следить за правильным положением тела. Лицо опускать в воду. Скольжение выполнять, держась руками за поддерживающее средство (плавательная доска). Активная работа ногами вверх – вниз.

Доску держать под головой. Живот приподнять. Подбородок не запрокидывать.

Следить за правильным положением тела и работой рук и ног с координацией движений. Передавать эстафету касанием рукой следующего участника команды.

Помогать везти себя партнеру, работая ногами.

Проплыть под водой на задержке дыхания.

Во время прыжка руки держать «стрелочкой» над головой.

За каждое попадание в обруч команде дается одно очко. Нельзя толкать и хватать друг друга.

Заключительная часть

5 мин

Свободное плавание (с кругами, нарукавниками, игрушками, релаксация под расслабляющую музыку «Песенка львенка и черепахи»)

Построение. Подведение итогов игр-соревнований. Награждение.

Если плаванием заниматься,

Зарядку делать по утрам,

Никогда болеть не будем-

Этого желаем вам! (читают дети)

Организованный выход из воды. Гигиенические процедуры.

3 мин

1 мин

1 мин

Дети свободно лежат в кругах, покачиваясь на волнах и слушая расслабляющую музыку.

Результаты определяются по количеству баллов, которые набрали команды.

Не толкаться. Держаться за поручни. По массажным коврикам идти, наступая на всю стопу.