К основным военно-прикладным двигательным навыкам относятся навыки в совершении марш-бросков, преодолении препятствий, военно-прикладном плавании, рукопашном бою.
Преодоление препятствий включает в себя безопорные и опорные прыжки, перелезание и пролезание, прыжки в глубину, передвижения по узкой опоре.
Безопорные прыжки применяются при преодолении нешироких горизонтальных и невысоких вертикальных препятствий и выполняются с приземлением на одну или обе ноги.
Прыжок с приземлением на одну ногу применяется при преодолении препятствий шириной до 2 м и высотой до 0.8 м.
Сделать короткий разбег, оттолкнуться перед препятствием одной ногой, вынося другую ногу широким шагом вперед, перепрыгнуть препятствие и, приземлившись на эту ногу, не задерживаясь, продолжать движение. В момент полета толчковая нога остается сзади до касания другой ногой земли, после чего делает взмах вперед, помогая безостановочно продолжать бег. Руки работают в такт движению, как при ходьбе, при толчке правой ногой правая рука посылается резким движением вперед вверх, помогая прыжку.
Прыжок с приземлением на обе ноги применяется при преодолении препятствий шириной до 4 м и высотой до 1м, которые не могут служить опорой при прыжке.
Сделать энергичный ускоряющийся к концу разбег, оттолкнуться перед препятствием толчковой (сильнейшей) ногой и, помогая прыжку энергичным выносом обеих рук вперед вверх, перепрыгнуть препятствие. В полете туловище наклонено вперед, ноги согнуты, а руки вынесены вперед. Приземление совершается на пятки слегка расставленных ног.
Опорные прыжки применяются при преодолении препятствий высотой до уровня груди, которые можно использовать как опору.
Прыжок наступая на препятствие применяется при преодолении препятствий высотой до 1 м.
Произведя разбег, оттолкнуться перед препятствием толчковой (сильнейшей) ногой и, подавая туловище вперед, мягко вспрыгнуть на препятствие на другую, сильно согнутую ногу. Не выпрямляясь, пронести над препятствием ногу, производившую толчок, и, мягко соскочив на нее, продолжать движение.
Прыжок с опорой рукой и ногой применяется при преодолении препятствий высотой до уровня груди.
Сделать энергичный разбег, оттолкнуться левой ногой и вскочить на препятствие, опираясь на левую руку и на отведенную в сторону слегка согнутую правую ногу. Тяжесть тела на левой руке, большой палец обращен назад. Подавая плечи вперед, перенести левую ногу через препятствие, соскочить на нее и, не задерживаясь, продолжать движение.
Перелезание применяется при преодолении препятствий высотой 4-5 м. В зависимости от высоты препятствия и обстановки перелезание может совершаться самостоятельно (высота препятствия до 2.5 м) или с помощью товарища.
Перелезание с опорой на грудь применяется при преодолении препятствий, высота и верхний край которых позволяют опереться о них грудью.
Подбежать к препятствию, взяться левой рукой за его край и лечь грудью на препятствие. Переваливаясь через него, опереться ладонью правой руки о другую сторону препятствия, перенести через него обе ноги и соскочить.
Перелезание с опорой на руки применяется при преодолении препятствий высотой до уровня плеч.
Подбежать к препятствию, взяться руками за его край и, оттолкнувшись обеими ногами от земли, выйти в упор. Соскакивать можно как при прыжке с опорой о препятствие рукой и ногой или же перенося через препятствие сначала левую, а затем правую ногу.
Перелезание “зацепом” (рис. 91) применяется при преодолении дощатых заборов выше роста человека.
Сделать энергичный разбег, оттолкнуться сильнейшей ногой от земли в одном шаге от забора и, опираясь другой, согнутой ногой о забор, ухватиться за его край. Подтянуться и повиснуть на заборе левым боком к нему так, чтобы верхний край забора был под мышкой, а локоть левой руки прижат к забору с обратной его стороны. Согнуть левую ногу и, вынося колено вперед, прижать ногу к забору. Отвести правую ногу назад и, взмахнув ею, зацепиться каблуком за верх забора. Подтягиваясь к забору, перевалиться через него и соскочить.
Перелезание “силой” (рис. 92) применяется при преодолении заборов и высоких препятствий, имеющих широкий край.
Энергично разбежаться и, оттолкнувшись одной ногой от земли, а другой оприраясь о препятствие, ухватиться руками за его верхний край. Подтягиваясь на руках, прижимаясь грудью к препятствию и помогая себе ногами, выйти в упор. Перехватить левую руку большим пальцем вперед. Наклоняя корпус вперед, сделать взмах ногами назад вверх, упереться ладонью правой руки в противоположную сторону препятствия и, перенеся через него ноги, мягко соскочить.
Соскакивание из положения стоя применяется при спрыгивании с препятствий высотой до 1.5 м, а соскакивание с опорой на руку – при спрыгивании с препятствий высотой до 2 м, а также при соскакивании с более низкого препятствия на твердый или неровный грунт, с тяжелым снаряжением и в темноте. При спрыгивании с препятствий высотой до 3 м применяется соскакивание из положения сидя, а при спрыгивании с препятствий высотой до 5 м – соскакивание из положения виса.
При преодолении препятствий через имеющиеся в них отверстия применяется пролезание . В зависимости от величины и формы отверстия пролезание может производиться боком или головой вперед. Если отверстие находится на уровне земли, пролезание совершается вползанием в отверстие по-пластунски.
Передвижение по узкой опоре , в зависимости от обстановки и величины препятствия, может проводиться сидя верхом или же шагом либо бегом.
На большой высоте, в темноте и при необходимости передвигаться с грузом применяется передвижение по бревну сидя верхом. Сесть верхом на бревно (балку). Подать туловище вперед, поставив руки в 30–40 см перед собой. Перенеся тяжесть тела на руки и слегка приподнявшись на них, сделать отмах ногами и передвинуться вперед к рукам. Продолжать таким же образом продвижение дальше.
Передвижение по бревну шагом и бегом применяются на небольшой высоте. Двигаться по бревну мелкими шагами на слегка согнутых в коленях ногах. Ступни ног ставить прямо вдоль бревна, смотреть на опору в трех-четырех шагах перед собой. При передвижении один за другим идти не в ногу.
Передвигаться по узкой опоре на большой высоте можно шагом, придерживаясь за веревку, натянутую сбоку опоры на высоте пояса.
Плавание . При плавании на 100 м старт выполняется со стартовой тумбочки. По команде “Участникам занять места” (или подается удлиненный сигнал свистком) пловцы становятся на стартовой тумбочке, а по команде “На старт” принимают неподвижное положение для прыжка в воду. По команде “МАРШ” (или подается короткий сигнал свистком) выполнить произвольный прыжок в воду и проплыть дистанцию любым способом плавания. Поворот выполняется с обязательным касанием стенки (поворотного щита) любой части тела.
1. Расскажите о содержании и значении военно-прикладной подготовки. 2. Произведите известные вам способы преодоления препятствий: безопорные и опорные прыжки, перелезания, соскакивания, пролезания, передвижение по узкой опоре. 3. Выполните упражнения №№ 1 и 2 по метанию ручных гранат.
§ 58. Прикладной физкультурно-спортивный комплекс “Защитник Отечества”
Прикладной физкультурно-спортивный комплекс “Защитник Отечества” является составной частью допризывной подготовки юношей. Основная цель комплекса – определение степени готовности каждого юноши допризывного и призывного возраста по своему уровню физической и специально-прикладной подготовленности проходить военную службу в рядах Вооруженных Сил и других воинских формированиях Республики Беларусь.
К выполнению требований комплекса допускаются юноши, отнесенные по состоянию здоровья к основной медицинской группе, имеющие разрешение врача и прошедшие предварительную подготовку.
Физкультурно-спортивные мероприятия по комплексу “Защитник Отечества” проводятся внутри учебных заведений в виде соревнований с определением лучших результатов. К участию в соревнованиях должны быть привлечены все годные по состоянию здоровья юноши допризывного и призывного возрастов, обучающиеся в учебном заведении.
Требования комплекса “Защитник Отечества” . Комплекс составляют 7 контрольных упражнений (тестов), позволяющих оценить основные физические и специально-прикладные качества юношей: выносливость, силу, быстроту, ловкость, прикладные навыки. Первый блок тестов из 3-х упражнений определяет общую физическую подготовленность юношей: бег на 100 м; бег на 3 км; подтягивание на перекладине. Второй блок тестов из 4-х упражнений позволяет определить специально-прикладную подготовленность допризывников и призывников: метание гранаты (700 г) или мяча (150 г); лыжные гонки на 5 км или кросс на 3 км; плавание на 50 м; стрельба из пневматической винтовки.
Передвижение по узкой опоре применяется при преодолении препятствий и различных заграждений по доскам, жердям, бревнам, балкам и рельсам.
Передвижение сидя верхом. Сесть верхом на бревно (балку, рельс). Наклонившись вперед, поставить руки в 30-40 см перед собой. Передавая тяжесть тела на руки и слегка приподнимаясь на них, сделать отмах ногами и передвинуться вперед к рукам. Продолжать передвижение таким же способом дальше. Оружие за спиной (рис. 26).
Рис. 26.
Передвижение шагом и бегом. Стать на бревно, слегка согнуть ноги в коленях и начать движение вперед мелкими быстрыми шагами. Ступни ног ставить прямо вдоль бревна. Смотреть вперед (рис. 27). При групповом передвижении один за другим идти не в ногу, чтобы уменьшить раскачивание опоры. Передвигаясь по узкой опоре на большой высоте или с грузом, придерживаться за веревку, натянутую сбоку опоры на высоте пояса.
Рис. 27.
Преодоление проволочной сети по доске. Подбежать к проволочной сети и набросить на нее, ближе к кольям, доску. Опираясь рукой о кол и наступая ногой на среднюю нить проволоки у кола, стать на доску и пройти или пробежать по ней без резких толчков. Соскакивание производить плавно, придерживаясь рукой за кол (рис. 28). Оружие держать в одной руке горизонтально.
Рис. 28. Преодоление проволочного заграждения
Передвижение по вертикальным и наклонным лестницам производится в виде подъемов и спусков различными способами.
Подъем по вертикальной лестнице. Взяться правой рукой за ступеньку на высоте вытянутой вверх руки, а левой - на высоте груди, одновременно поставив левую ногу на нижнюю ступень (колено отвести слегка в сторону). Распрямляя левую ногу, перехватиться левой рукой за ступень над правой рукой, одновременно поставив правую ногу на очередную ступень (колено также отвести слегка в сторону). Поочередно меняя положение рук и ног, производить подъем. При лазаньи по лестнице с ограничительными дугами и небольшим диаметром разворачивать в стороны целесообразно не только колени, но и ступни ног.
Подъем по наклонной лестнице производится поочередным перехватыванием рук и постановкой ног на ступени.
При спуске по лестнице работа рук и ног производится в обратной последовательности.
Подъем по штурмовой лестнице для подразделений пожарной охраны (рис. 29, а, б, в, г, д, е).
Рис. 29
Рис. 29, д, е. Преодоление по штурмовой лестнице
Передвижение по горизонтальному канату (веревке) выполняется несколькими способами:
1) встать спиной к направлению движения и схватиться руками за канат. С толчком одной ногой о землю, подтягиваясь на руках, взмахом другой ногой зацепиться за канат голенью сверху. Поднимая толчковую ногу, положить ее на голень маховой ноги. Поочередно перехватываясь руками, продвигаться вперед; ноги при этом свободно скользят по канату. Оружие - за спиной (рис. 30);
Рис. 30.
2) встать спиной по направлению движения и схватиться руками за канат. С толчком правой ногой о землю, подтягиваясь на руках, взмахом левой ногой зацепиться за канат голенью сверху. Поднимая толчковую ногу, положить ее на голень маховой ноги. Сгибаясь в пояснице и в тазобедренных суставах, подтянуть ноги как можно ближе к рукам. Поочередно перехватываясь руками за канат и выпрямляясь, продвигаться вперед. Цикл этих движений повторяется до конца каната, оружие - за спиной.
Передвижение по канату, перекинутому через овраг, производится стоя боком, приставными шагами, держась за страхующий трос руками.
Передвижение по вертикальному канату (шесту, веревке). Захватить руками канат как можно выше. Согнуть ноги в коленях, подтягивая их к груди, а стопами захватить канат, одной стопой (подъемом) - снизу, другой стопой, ее подошвой, наступить сверху на него, пропуская канат между коленями. Выпрямляя ноги в коленях, следует встать во весь рост, опираясь на зажатый стопами канат. Перехватить руками по канату вверх до отказа, закрепиться. Далее вновь ногами проделать то же действие и т.д. (рис. 31).
Рис. 31. Передвижение по вертикальному канату
Передвижение. Техника ходьбы и бега как основных видов передвижения изучается с военнослужащими в разделе «Ускоренное передвижение и легкая атлетика», способы передвижения на поле боя (перебежки, переползания, движение в атаку), приемы бесшумного передвижения - на занятиях по тактической и разведывательной подготовке. На занятиях по преодолению препятствий приобретенные навыки закрепляются, кроме того, изучаются и специальные виды передвижения.
Передвижение в узких проходах (траншеях, ходах сообщения, щелях) осуществляется грудью вперед, боком приставными шагами и с поворотами.
При преодолении препятствий от военнослужащих требуется владение навыками передвижения по узким и неустойчивым опорам. Широкие и глубокие рвы преодолеваются по бревнам или балкам в положении сидя верхом. Сев на бревно или балку, военнослужащий наклоняется вперед, ставит руки в 30-40 сантиметрах перед собой и, перенося тяжесть тела на них, за счет отмаха ногами передвигается вперед, имея оружие за спиной. При неглубоких и нешироких препятствиях передвижение по бревнам или другим узким опорам осуществляется шагом или бегом. Двигаться следует быстрым мелким шагом. При очень узкой опоре нужно слегка разводить носки ступней ног в стороны. Через опасные препятствия передвижение по узкой опоре осуществляется с помощью страхующих средств (каната, троса), натянутых на высоте 1- 1,5 метра от опоры вдоль нее.
Передвижение по узким опорам требует хорошо развитого чувства равновесия.
Разучивание приемов передвижения проводится в целом в медленном и быстром темпе, вначале без оружия, затем с оружием и снаряжением, с постепенным уменьшением площади опоры и увеличением ее высоты над землей. Для повышения плотности занятия обучение рекомендуется проводить на нескольких препятствиях одновременно поточным методом.
Лазанье по канату, столбу (дереву), лестнице несложно по технике выполнения и осуществляется за счет попеременного движения руками и ногами. При движении по лестнице вверх вначале осуществляются перехват руками за верхнюю перекладину и подтягивание на руках, а затем переступание ногами. При спуске работа рук и ног производится в обратной последовательности. Передвижение по канату, натянутому горизонтально, выполняется в висе снизу, головой вперед, оружие находится за спиной (рис. 1). Движение осуществляется или за счет поочередного перехватывания руками, когда ноги свободно скользят по канату, или за счет сгибания в пояснице и тазобедренных суставах и подтягивания ног к рукам, а затем поочередного перехватывания руками.
Прыжки. Наиболее рациональным и быстрым способом преодоления горизонтальных и вертикальных препятствий являются прыжки. Они имеют такую же структуру двигательного акта, как и легкоатлетические и гимнастические прыжки,- в них выделяются четыре фазы: разбег, толчок, полет и приземление. Отличие прыжков при преодолении препятствий состоит в том, что в фазе полета может иметь место момент опоры о препятствие, а приземление сочетается с переходом в последующее движение. Поэтому при преодолении препятствий основное внимание уделяется отработке фаз полета и приземления.
Безопорные прыжки выполняются с приземлением на одну и на обе ноги. При приземлении на одну ногу важно сохранить симметричную работу рук и ног, как в обычном беге, чтобы сразу же продолжить движение. В прыжках с приземлением на обе ноги в фазе полета обе руки выносятся вперед вверх, толчковая нога подтягивается к маховой и обе они перед приземлением сгибаются в тазобедренных и коленных суставах, а туловище наклоняется вперед. Наиболее рациональна техника преодоления препятствий за счет безопорных прыжков, когда военнослужащий не подбирает для толчка сильнейшую ногу, то есть умеет равноценно толкаться с обеих ног.
Рисунок 1
Способ приземления на одну или обе ноги выбирается в зависимости от ширины или высоты препятствия. С приземлением на одну ногу преодолеваются горизонтальные препятствия шириной до 2,5 метра (рвы, траншеи) и невысокие вертикальные препятствия высотой до 0,8 метра (разрушенные стены, поваленные деревья). Прыжок с приземлением на обе ноги применяется при преодолении горизонтальных препятствий шириной до 3,5 метра.
В темноте неширокие препятствия преодолеваются прыжком с места. Ширина препятствий для преодоления в темноте не должна превышать 2-х метров. Определив край препятствия (траншеи, канавы и т. п.), слегка присесть и, оттолкнувшись двумя ногами, перепрыгнуть через препятствие, посылая при приземлении оружие вперед.
Опорные прыжки выполняются, наступая на препятствие или с опорой на руку и ногу. Применяются при преодолении препятствий, высота которых позволяет за счет толчка ногой вскочить на них.
Прыжок наступая (рис. 2) выполняется после короткого энергичного разбега: отталкиваясь ногой и подавая туловище вперед, наскочить на препятствие на согнутую маховую ногу, не выпрямляясь, пронести над препятствием толчковую ногу, соскочить на нее и продолжать движение. Руки при прыжке движутся, как при обычном беге, оружие во время наскока подается стволом вперед вверх и вперед при приземлении.
Рисунок 2
Рисунок 3
Прыжок с опорой рукой и ногой (рис. 3) применяется при преодолении препятствий высотой до пояса. С разбегу оттолкнуться левой ногой и, вынося руку с оружием вперед, наскочить на препятствие, опираясь на него левой рукой и отведенной в сторону слегка согнутой правой ногой. Не задерживаясь на препятствии, перенести через него левую ногу и соскочить на нее, подав плечи и оружие вперед; приземлившись, продолжать движение.
Прыжки в глубину применяются при соскакивании с препятствий высотой до 5 метров. В зависимости от высоты препятствия прыжки выполняются из положений стоя, с опорой на руку, сидя и виса на руках (рис. 4).
Основное в технике выполнения прыжка в глубину - мягкое приземление на носки полусогнутых, слегка разведенных ног. Оружие держится в руке или за спиной. В момент приземления оружие за спиной необходимо придержать правой рукой за приклад, предупреждая удар по спине или затылку.
Обучение прыжкам целесообразно проводить по схеме: безопорные прыжки - прыжки в глубину из положения стоя и с опорой на руку - прыжки наступая и с опорой на руку и ногу - прыжки в глубину из положений сидя и виса на руках. Высота препятствий и глубина прыжков увеличиваются постепенно. Вначале прыжки выполняются без оружия в медленном темпе. Обучаемые выстраиваются сбоку от препятствия, чтобы видеть ошибки товарищей и правильно воспринимать замечания руководителя занятий.
По мере выработки навыка прыжки выполняются в быстром темпе с оружием; увеличивается количество препятствий. На заключительном этапе применяется состязательный метод.
Рисунок 4
Высокие препятствия преодолеваются перелезанием, являющимся достаточно сложным по координации действием. Оно состоит из разбега, толчка, наскакивания на препятствие, выхода в упор и соскакивания. Главнее в технике перелезания - выход в упор на препятствие.
Перелезание выполняется самостоятельно или с помощью. Самостоятельно перелезание осуществляется с опорой на руки, на бедро, на грудь, «зацепом» и «силой».
Перелезание с опорой на руки (рис. 5) применяется при преодолении препятствий высотой до 1,3 метра: подбежать к препятствию и, ухватившись руками за его верхний край, толчком обеих ног выйти в упор на руки, опереться ногой о верхний край препятствия, туловище подать вперед и, перенеся другую ногу между опирающейся ногой и руками, соскочить на нее, приземлившись, продолжать движение вперед. Оружие находится в руке или за спиной.
Перелезание с опорой на бедро (рис. 6) применяется при преодолении препятствий высотой до 1,5 метра (стены, заборы): подбежать к препятствию и, ухватившись руками за его верхний край, энергичным толчком обеих ног выйти в упор на руки; перенести над препятствием одну ногу, сесть на бедро, затем перенести другую ногу, не задерживаясь, соскочить с препятствия и продолжать движение вперед. Оружие держится в руке или за спиной.
Рисунок 5
Перелезание с опорой на грудь (рис. 7) применяется при преодолении препятствий высотой в рост обучаемого: ухватиться руками за верхний
Рисунок 6
край препятствия, оттолкнуться ногами от земли и навалиться на него грудью, наклоняя корпус вперед, упереться ладонью одной руки о препятствие с противоположной стороны, придерживаясь другой рукой за верхний край препятствия, перенести ноги и соскочить на землю. Оружие держится за спиной или в руке.
Перелезание «зацепом» (рис. 8) с оружием за спиной применяется при преодолении дощатых заборов и стен высотой 2-2,2 метра: с разбегу оттолкнуться любой ногой в одном шаге от препятствия и, опираясь носком другой согнутой ноги о препятствие, ухватиться руками за его верхний край; подтянувшись, повиснуть на заборе левым боком к препятствию так, чтобы его верхний край был под мышкой левой согнутой руки, а предплечье и ладонь прижаты к забору с противоположной стороны; согнутую в колене левую ногу прижать к препятствию, махом правой ноги вверх зацепиться пяткой (голенью) за верх забора, подтягиваясь правой рукой, перевалиться через препятствие, соскочить и продолжать движение.
Рисунок 7
Рисунок 8
Перелезание «силой» (рис. 9) применяется при преодолении препятствий высотой 2-2,2 метра, как правило, без снаряжения, оружие держится за спиной: с разбегу оттолкнуться от земли одной ногой и, наскакивая на препятствие другой ногой, схватиться руками за его верхний край; рывком подтянуться на руках и, помогая ногами, выйти в упор; наклониться вперед так, чтобы правая рука опиралась на препятствие с противоположной стороны, а левая оставалась на верхнем крае забора, одновременно перенести ноги через препятствие, соскочить и продолжать движение.
Рисунок 9
Во всех случаях, когда оружие находится за спиной, при приземлении его нужно придерживать, избегая удара по спине или затылку.
Рисунок 10
Перелезание при помощи товарища выполняется с опорой на его бедро или на плечи (рис. 10). При опоре на бедро, когда влезающий ухватился за верхний край препятствия, помогающий поднимает его за колено и голень согнутой ноги до выхода в упор на препятствие. При опоре на плечи помогающий становится спиной к препятствию, согнув и расставив ноги, а кисти рук соединяет в «замок». Влезающий, последовательно опираясь ногами на руки и плечи партнера, хватается руками за край препятствия. Помогающий, выпрямляясь, поднимает его до выхода в упор на препятствие. Оружие находится за спиной.
При перелезании могут использоваться пехотные и саперные лопаты, жерди, канаты и т. п. Лопата втыкается помогающим в откос или опирается на выступ препятствия, и влезающий использует ее как ступеньку. Для перелезания с помощью жердей двое военнослужащих становятся лицом друг к другу и боком к препятствию, держа одну жердь в опущенных руках, а другую на плечах, дальних от препятствия (рис. 11). При преодолении очень высоких препятствий помогающие, опустив нижнюю жердь на землю, двумя руками поднимают верхнюю жердь с преодолевающим препятствие над головой. Это позволяет ему ухватиться за верхний край и выйти в упор на препятствие высотой около 4 метров.
Рисунок 11
При преодолении вертикального препятствия с помощью каната обучаемый взбирается по нему, подтягиваясь на руках и опираясь носками согнутых в коленях ног о стену препятствия.
Помощь перелезающему последним оказывают один или двое сильных военнослужащих, уже преодолевших препятствие. Для этого они ложатся грудью на препятствие и, захватив товарища за запястья рук, помогают ему выйти в упор на препятствие и преодолеть его.
Все способы перелезания изучаются в той последовательности, как они описаны, вначале по разделениям или с помощью подготовительных упражнений, а затем в целом, ускоряя темп выполнения приема. При разучивании приема по разделениям сначала отрабатываются толчок и наскакивание на препятствие с выходом в упор или вис, затем собственно перелезание и в заключение - соскок и начало движения от препятствия.
Приемы пролезания, выскакивания из траншеи не сложны по координации движений, и для их освоения не требуется специальных упражнений. Пролезание может осуществляться головой вперед, головой и ногой вперед и боком. Пролезание головой и ногой вперед требует сочетания наклона туловища вперед с одновременным посылом маховой ноги в отверстие препятствия. При выходе из отверстия не следует быстро выпрямляться, чтобы не удариться спиной.
Важным стимулом для овладения приемами преодоления препятствий являются соревнования. При подготовке к ним следует провести несколько специальных тренировочных занятий.
Примерный план подготовки к соревнованиям по преодолению полосы препятствий
Занятие 1 - совершенствование техники, развитие быстроты:
преодоление 2-3 препятствий - 4 раза;
преодоление отрезка полосы на скорость - 3 раза;
преодоление полосы препятствий со скоростью ниже контрольного норматива:
Занятие 2 - развитие силы и общей выносливости:
бег на 60 м за 9-10 с - 2 раза;
совершенствование техники преодоления препятствий и транспортировки груза методом круговой тренировки - 5 серий;
преодоление отрезка полосы (3-5 препятствий) - 3 раза;
бег на 150 м, преодоление полосы препятствий в среднем темпе, бег на 200 м.
Занятие 3 - совершенствование техники и развитие скоростной выносливости:
бег на 100 м за 15 с - 2 раза;
совершенствование техники последовательного преодоления 3-4 препятствий - 3 раза;
преодоление первой половины полосы с максимальной скоростью, 3- 4 мин отдыха, преодоление второй половины с максимальной скоростью;
переменный бег (25 м быстро, 25 м медленно) на дистанции 300 м.
Занятие 4 - совершенствование техники, развитие быстроты:
бег на 30 м с максимальной скоростью - 5 раз;
совершенствование техники последовательного преодоления 2-3 препятствий - 2 раза;
преодоление отрезков полосы (по 2-3 препятствия) с максимальной скоростью - 3 раза;
преодоление полосы препятствия в среднем темпе с ускорением на последних 2-3 препятствиях.
Занятие 5 - выполнение контрольных нормативов: подготовительные упражнения;
опробование техники преодоления отдельных препятствий; преодоление полосы препятствий на время.
В зависимости от степени владения техникой преодоления препятствий и уровня физической подготовленности военнослужащих содержание тренировки может изменяться. Нагрузки должны быть посильными для каждого занимающегося.
Процесс совершенствования техники можно контролировать по изменению времени преодоления отдельных препятствий.
Перед началом занятия по преодолению препятствий необходимо проверить исправность препятствий и сооружений, вскопать и засыпать опилками (песком) места приземления при прыжках с высоких препятствий, в зимнее время очистить от снега и льда полосу препятствий.
Одной из основных причин травматизма на занятиях по преодолению препятствий является нарушение дисциплины занятия. Поэтому руководитель должен уделять особое внимание организации поведения военнослужащих на занятиях.
Обязательным методическим требованием является постепенное увеличение физической нагрузки и скорости выполнения приемов и действий, ширины и высоты преодолеваемых препятствий. Во время проведения занятий в холодное время года подготовительную часть занятия необходимо проводить с повышенной интенсивностью, сокращать время на объяснение в основной части, увеличивать дальность разбега для преодоления препятствия и дистанцию между военнослужащими при поточном методе обучения.
В группу прикладных упражнений входят ходьба и бег, упражнения в равновесии, лазание и перелезание, упражнения в метании и ловле, поднимании и переноске груза, переползании, преодолении препятствий и простые прыжки. Их прикладной характер заключается в том, что многие из них находят применение в
повседневной жизни, в спортивной, профессиональной и военной деятельности. С их помощью можно развивать силу, быстроту, выносливость, ловкость, координацию движений, внимание, память на движения, волю и др. Они применяются главным образом в основной и прикладных видах гимнастики. Простота оборудования, возможность выполнять прикладные упражнения в естественных условиях с использованием особенностей рельефа местности ставит их на одно из ведущих мест в общей системе средств гимнастики.
Ходьба - сложное по координации движений упражнение, вовлекающее в работу не только мышцы ног, но и большое количество мышц туловища, плечевого пояса и рук.
На уроках гимнастики применяются следующие виды ходьбы:
а) обычным (походным) и строевым шагом; б) на носках, пятках, наружных и внутренних сводах стопы; в) перекатом с пятки на носок и наоборот; г) приставными, скрестными шагами; д) в приседе, полуприседе, высоко поднимая колено согнутой ноги; е) выпадами,
Необходимо научить занимающихся правильно и экономно ходить походным шагом, без вертикальных и боковых колебаний. Ходьба на слегка согнутых ногах устраняет вертикальные колебания, а хороший полный свободный мах руками от плеча уменьшает боковые колебания во время ходьбы.
Бег - более динамичное упражнение, его влияние на сердечно-сосудистую и дыхательную системы гораздо значительнее, чем при ходьбе. В уроках гимнастики применяются следующие виды бега: обычный бег, бег с высоким подниманием колена, бег с захлестыванием голени назад, бег с подниманием прямых ног вперед, в сторону и назад, бег скрестным шагом вперед и в сторону и др.
При обучении ходьбе и бегу внимание обращается на правильную постановку стоп: при ходьбе стопы слегка развернуты наружу, а при беге они ставятся более параллельно, чтобы в отталкивании участвовали мышцы всех пальцев стопы.
Упражнения в равновесии имеют большое прикладное значение. С необходимостью сохранять равновесие человек постоянно сталкивается в повседневной жизни. Удержание равновесия осуществляется рефлекторно за счет согласованной работы сенсорных систем. Их функциональные возможности могут быть развиты с помощью специальных упражнений в равновесии, выполняемых на месте и в движении.
К упражнениям на месте относятся: все виды стоек от обычной на двух ногах до самой необычной на одном колене; повороты, наклоны, приседания с различными положениями рук и головы, с открытыми или закрытыми глазами; переходы из высокого положения в более низкое, в положение лежа и наоборот.
К упражнениям в движении относятся: все разновидности ходьбы и бега, танцевальных шагов с различными движениями руками, головой и туловищем, с остановками, поворотами, наклонами, преодолением препятствий, подбрасыванием и ловлей предметов и т. п. В качестве препятствий могут служить различные предметы, набивные мячи, обручи, гимнастические палки, булавы, скакалки и др. Способами преодоления препятствий могут быть перешагивания, перепрыгивания, переползания и пролезания и т. п.
Наиболее ценным в прикладном отношении является расхождение вдвоем на узкой площади опоры (рис. 142, а, б). Существуют два способа расхождения: а) один из занимающихся принимает упор присев или ложится на живот поперек бревна или иной повышенной опоры, а другой перешагивает через него; б) захватом за плечи - встречаясь, партнеры обхватывают плечи друг друга, выставляют вперед одноименные ноги до касания пятками и по команде одного, поднимаясь на носки и поддерживая друг друга, выполняют поворот кругом, после чего расходятся, расцепляя захват и делая по шагу назад.
Всем упражнениям в равновесии обучают на полу, применяя целостный метод, а потом на повышенной и ограниченной по ширине опоре. Усложнение упражнений достигается путем изменения ширины, площади опоры и высоты снаряда, скорости выполнения, введения дополнительных заданий во время передвижения.
Упражнения в лазании представляют собой передвижение по гимнастическому снаряду в простых или смешанных висах и упорах. Они являются эффективным средством для развития силы мышц рук и плечевого пояса, выносливости к мышечным напряжениям, ловкости и координации движений; с их помощью воспитывают смелость, настойчивость, дисциплинированность и другие личностные свойства. Для лазания можно использовать по-
чти все гимнастические снаряды, но наиболее удобными являются гимнастическая стенка и скамейка, канат, шест, деревянная и веревочная лестницы.
Лазание на одних руках (простой вис) наиболее нагрузочно, особенно трудно лазать в простом висе по вертикальному канату или шесту. При лазании по ним значительно затруднено дыхание вследствие сильного стягивания плеч вперед, фиксированной груд- ной клетки, растягивания и напряжения мышц брюшного пресса.
Упражнения в лазании классифицируются следующим образом:
а) лазание в смешанных висах или упорах; б) лазание в простых висах или упорах; в) лазание с остановками (завязывания на канате); г) лазание с грузом или партнером на плечах, групповое лазание; д) перелезания. Лазание выполняется в вертикальном, горизонтальном и наклонном направлениях.
На гимнастической стенке лазание можно выполнять одноименным и разноименным способами, одновременными и поочередными перехватами и переступаниями, прыжками, с поворотами, спиной и лицом к стенке, с использованием размахивания телом в стороны для выполнения перехватов руками.
На гимнастической скамейке лазание выполняется в приседе, в упоре присев, в упоре стоя согнувшись, в упоре стоя на коленях, с опорой на предплечья, в упоре лежа, в положении лежа лицом или спиной к скамейке и др. Усложнение лазания достигается за счет изменения направления передвижения и угла наклона скамейки.
По канату (шесту) лазают в три или два приема.
Лазание в три приема начинается из виса стоя хватом прямыми руками повыше над головой. Первый прием: сгибая ноги вперед, захватить ими канат и прийти в вис присев. Второй прием: разгибая ноги вперед и подтягиваясь на руках, прийти в вис стоя на согнутых руках. Третий прием: поочередно перехватить руки, прийти в вис стоя (рис. 143).
Лазание в два приема начинается из виса стоя хватом прямой рукой над головой, другой - согнутой на уровне подбородка или груди. Первый прием: сгибая ноги вперед, захватить ими канат и прийти в вис присев. Второй прием: разгибая ноги вперед и подтягиваясь на прямой руке, одновременно перехватить согнутую руку возможно выше (рис. 144).
В обоих видах лазания при слезании движения выполняются в обратном порядке.
Изучать оба способа рекомендуется с овладения техникой захвата каната (шеста) ногами. Для обучения захвату используют гимнастическую палку или какое-нибудь возвышение (конь, козел для прыжков), поставленное около висящего каната: сидя на возвышении, занимающиеся захватывают канат или шест ногами.
Существуют три способа захвата: а) скрестный захват - канат зажимается подъемом одной стопы и пяткой другой; б) захват петлей - канат располагают снаружи одной ноги, подъемом другой прижимают к подошве (иногда этот способ называют насту-панием); в) захват внутренними сводами стоп.
Лазание в простом висе можно выполнять по канату или шесту, подвешенному за оба конца горизонтально или наклонно, по наклонной лестнице. При лазании на одних руках перехваты выполняются согнутыми руками. При лазании по канату с остановками существуют три способа завязывания: стоя, петлей и восьмеркой.
Завязывание стоя: на высоте 2 - 3 м повиснуть на прямых руках, расположив канат с какой-нибудь стороны, обычно со стороны руки, которая выполняет захват каната выше. После этого круговым движением ноги вперед и наружу обвить канат вокруг нее и плотно прижать к ступне подъемом другой ноги, перехватить одноименную руку в хват на уровне пояса и завести канат за другую руку; можно отпустить канат и дать отдых рукам (рис. 145).
Завязывание петлей: повиснув на прямых руках, поднять ноги вперед и, зажав канат бедрами, опустить одну руку и взять ею канат внизу, соединив его с канатом на уровне подбородка, отпустить другую руку для отдыха. Можно выполнять завязывание петлей, проведя канат под обе ноги (рис. 146).
Завязывание восьмеркой: повиснув на прямых руках, поднять ноги вперед и зажать ими канат, освободив одну руку, взять ею канат снизу и, перекинув его через бедро, опустить вниз, перехватить руки и взять канат снизу другой рукой, перекинуть его через бедро другой ноги и опустить вниз между ногами. Сидя в петлях на бедрах, одну руку можно опустить (рис. 147).
Способы завязывания изучают целостным методом, в качестве подводящих упражнений применяются завязывания в висе стоя или в висе на возвышении.
Лазание с грузом или партнером проводится с группами учащихся, имеющих хорошую физическую подготовленность. Этот вид лазания применяется на гимнастической стенке, канате, шесте и лестнице в вертикальном и наклонном положениях. Лазание сочетается с переноской груза (или товарища) и с перелезанием. В качестве груза могут быть любые предметы, уложенные в рюкзак. При переноске товарища (по наклонному снаряду) партнер сидит на спине или на плечах, обхватив спину носками ног. Оба держатся руками за снаряд: канат, шест, стенку или лестницу, причем верхний слегка подтягивается на руках, облегчая работу нижнему. Одновременность выполнения приемов лазания достигается командами нижнего партнера (рис. 148 - 150).
Упражнения в перелезании и в преодолении препятствий широко применяются со всеми возрастными группами. Преодолевать препятствия можно различными способами: прыжками, перелезани-ем, подлезанием и пролезанием. Все они с успехом применяются при проведении подвижных игр и эстафет. Прыжками преодолевают невысокие преграды. Подлезают под гимнастические снаряды: конь, козел для прыжков, под гимнастическую скамейку, поднятую над полом, и др. Пролезают в обруч или между рейками гимнастической лестницы, поставленной горизонтально или наклонно. Перелезание выполняется в висе, из виса в упор и обратно. Перелезают через забор высотой 1,5 - 3 м.
Существует несколько способов преодоления таких препятствий: а) наступанием - учащиеся с разбега, оттолкнувшись одной ногой, другой наступают на препятствие и спрыгивают на противоположную сторону; б) опорой на грудь - навалившись телом на забор и держась руками, одной за верхний край, другой как можно ниже на другой стороне забора, ноги и тело перекидывают на противоположную сторону забора; в) зацепом - взявшись руками за верхний край забора, зацепиться ногой, выйти в упор и соскочить на другую сторону; г) силой - подтянувшись на руках повыше, рывком поставить одну руку в упор, потом другую, выйти в упор и соскочить на другую сторону; д) с помощью - с помощью партнера достать верхний край забора, далее применять любой из вышеперечисленных способов, кроме наступания.
Упражнения в метании и ловле способствуют развитию силы, быстроты, ловкости, координации движений, глазомера и других двигательных способностей. Метание предмета значительно легче по координации, чем ловля. При ловле в короткий момент времени необходимо определить направление и скорость летящего предмета, его объем и массу, особенности полета (планирование (падающий лист), вращение или переворачивание) и в зависимости от этого выбрать способ.
Большое значение упражнениям в метании и ловле придавал П.Ф.Лесгафт. Он создал «школу мяча», в которой расположил упражнения следующим образом:
1. Бросить мяч в пол и поймать;
2. Бросить мяч вверх и поймать;
3. Бросить мяч вверх, дать упасть на пол и поймать;
4. Бросить мяч в стену, дать упасть на пол и поймать;
5. Бросить мяч в стену и поймать его, не дав упасть на пол;
6. Бросить мяч под углом в пол, дать ему удариться в стену, отскочить, упасть на пол, после чего поймать его;
7. То же, но поймать мяч, не давая ему упасть на пол;
8. Встать спиной вплотную к стене, бросить мяч в стену над головой, дать ему удариться о пол и затем поймать его;
9. То же, но поймать мяч, не давая ему упасть на пол;
10. Стоя спиной к стене (на небольшом расстоянии) бросить мяч назад-вверх в стену, дать ему упасть на пол и с поворотом лицом к стене поймать мяч, когда он отскочит от пола;
11. То же, но не давая ему упасть на пол;
12. Поймать правой рукой мяч, брошенный под левую руку, опирающуюся о стену;
13. То же левой рукой под правую;
14. Поймать мяч, брошенный из-под ноги, опирающейся о стену;
15. То же, но нога поднята без опоры.
Данные упражнения можно усложнить, изменяя условия ловли, вводя дополнительные движения телом или руками, выполняя упражнения вдвоем, изменяя темп и т.д.
Упражнения в метании и ловле классифицируются на метание на дальность, метание в цель и по движущемуся предмету, подбрасывание и ловлю, перебрасывание, жонглирование.
На дальность на уроках гимнастики метают очень редко, так как это вид легкой атлетики.
Метание в цель применяется чаще, особенно в младших классах. В качестве цели используются набивные мячи, булавы, кегли, обручи, различные мишени, нарисованные на стенах или специальных щитах.
Большое значение имеет метание по движущейся или внезапно появляющейся цели. Для этого необходимы два щита, за которыми могли бы расположиться учащиеся. Они перекатывают, перебрасывают или выставляют на время предметы. Остальные ученики малыми мячами должны в них попасть. Усложнение происходит за счет скорости передвижения появляющихся предметов, их размеров и длительности их пребывания в поле зрения занимающихся.
Подбрасывание и ловля выполняются с мячами (малыми, средними, большими, набивными), гимнастическими палками, обручами и др. Наиболее характерными упражнениями в подбрасывании и ловле мячей являются броски снизу, из-за головы, от груди, под рукой, под ногой, от плеча, из-за спины одной и двумя руками, через голову, стоя спиной к направлению метания, между ногами наклоном вперед, зажав мяч стопами ног в различных исходных положениях и др. Подбрасывание и ловлю гимнастических палок и обручей можно выполнять одной и двумя руками, различными хватами, в различных плоскостях, с вращением и без вращения.
Перебрасывание и ловля выполняются с малыми и большими резиновыми мячами, набивными мячами, обручами, гимнастическими палками, скакалками и др. Перебрасывание можно производить двумя руками и одной, ногами, зажимая мяч между стопами, в положении лежа и сидя.
Жонглирование - наиболее трудный вид метания и ловли. Оно осуществляется индивидуально и с партнером двумя и более пред-Метами.
Обучать метанию и ловле следует как правой, так и левой рукой. Усложнять упражнения можно путем: а) изменения массы, объема, формы предметов; б) увеличения количества одновременно бросаемых предметов; в) метания и ловли одной рукой; г) изменения исходных положений (сидя, лежа и др.); д) совмещения метания и ловли с другими действиями, движениями руками, ногами, кувырками, упражнениями в равновесии.
Упражнения в поднимании и переноске груза выполняются с различными предметами и с самими занимающимися. С помощью этих упражнений развивают силу, выносливость к мышечным напряжениям, координацию движений, ловкость, находчивость, умение экономно расходовать свои силы, общительность и др.
В качестве упражнений применяются:
1. Передача набивных мячей: а) в шеренге, принимая мяч и передавая его дальше; б) в колонне, передавая мяч сбоку, над головой или под ногами в стойке ноги врозь.
2. Переноска набивных мячей: а) в руках перед собой; б) сбоку, удерживая мяч одной рукой; в) над головой и на голове (с помощью и без помощи рук).
3. Переноска гимнастических снарядов: а) гимнастических матов вчетвером и вдвоем, удерживая за ручки, расположенные на одной диагонали; б) гимнастических скамеек вдвоем, взяв скамейку за концы; одним гимнастом, удерживая скамейку за середину, над головой двумя руками или одной сбоку, под рукой; гимнастического козла одним (рис. 151) или вдвоем, удерживая козла за ножки (рис. 152); брусья переносятся группой под руководством старшего.
Упражнения с занимающимися могут быть в виде переноски одного партнера двумя и одного одним. Способами переноски являются следующие:
1. Переноска сидящего на руках: двое становятся рядом лицом по направлению движения, берутся за запястья ближайших рук. Третий садится на сцепленные руки и держится за шеи или плечи партнеров (рис. 153).
2. Переноска сидящего на руках с опорой спиной («в кресле»): переносящие встают на одно колено позади переносимого и соединяют за запястья руки, удаленные от него, а ближайшие к нему руки кладут друг другу на плечи. Переносимый садится на сцепленные партнерами руки, спиной опирается на руки, положенные на плечи, а своими руками держится за шеи переносящих (рис. 154).
3. Переноска с поддержкой под руки и колени: переносящие, располагаясь в затылок друг другу, берут переносимого один под руки, другой под колени (рис. 155).
4. Переноска сидящего на взаимно сцепленных руках («на скамейке»): переносящие встают лицом друг к другу и, взяв одной рукой запястье другой хватом сверху, свободной рукой берутся хватом сверху за свободное запястье партнера (рис. 156). Переносимый садится на руки партнерам и держится за их плечи.
5. Переноска с поддержкой под ноги и спину: переносящие встают с одной стороны лежащего на спине товарища и, опустившись на одно колено, берут его один под ноги, другой под спину и поднимают. Переносимый обхватывает руками шею переносящего, стоящего ближе (рис. 157). Этим способом можно переносить товарища втроем и вчетвером. В последнем случае переносящие становятся лицом друг к другу и, подведя руки под лежащего, берут друг друга за запястья и поднимают товарища, который обхватывает за шеи переносящих, стоящих ближе к его рукам.
Переносить одного двумя и большим количеством занимающихся можно с помощью различных предметов: на палках, плащ-палатках и др. Переноска одного одним может осуществляться следующими способами:
1. Переноска сидящего верхом на спине: переносимый становится за спиной переносящего и обхватывает его за плечи; переносящий, слегка приседая и наклоняясь вперед, обхватывает ноги переносимого повыше колен (под бедра) и, выпрямляясь, начинает движение (рис. 158).
2. Переноска на плечах: переносимый встает в стойку ноги врозь спиной к товарищу, переносящий становится на одно колено, наклоняется вперед и сажает переносимого на плечи. Переносимый обхватывает носками ног спину переносящего, который поднимается с колена и начинает движение; переносимый держится руками за голову товарища (рис. 159).
3. Переноска с поддержкой двумя руками: переносимый лежит на спине, переносящий становится на одно колено или приседает, подсовывая одну руку под спину, другую под колени переносимого, который обхватывает товарища за шею. Переносящий встает и начинает движение (рис. 160).
4. Переноска с поддержкой одной рукой: переносимый лежит лицом вниз, а товарищ, стоя боком к нему, наклоняется, поднимает его, обхватывая одной рукой под живот, и начинает движение, прижимая переносимого к себе (рис. 161).
5. Переноска лежащего на одном плече: переносящий берет
партнера за правое запястье левой рукой, а правой рукой обхва
тывает его ноги под коленями. Наклоняясь вперед, переносящий
кладет товарища животом за свое правое плечо, выпрямляется и
захватывает правой рукой правое запястье переносимого, осво
бождая левую руку (рис. 162).
Упражнения в поднимании и переноске груза тяжелы для выполнения, поэтому следует внимательно относиться к подбору веса переносимого груза, изменению скорости передвижения и расстояния. В качестве подготовительных можно предлагать упражнения с набивными мячами увеличенного веса. Перенося груз сбоку, необходимо чередовать стороны, чтобы не искривить позвоночник. Переноска оптимального веса является ценным упражнением для формирования красивой осанки, а переноска груза сбоку и на плече может служить корригирующим упражнением для исправления дефектов в осанке.
Упражнения в переползании служат хорошим средством для развития быстроты, ловкости, силы, выносливости.
Основными упражнениями являются: а) переползание в упоре стоя согнувшись ноги врозь (опора на кисти рук и стопы ног); б) переползание в упоре стоя на коленях (опора на кисти рук, колени, голени и стопы ног); в) переползание в упоре стоя на коленях с опорой на предплечья (рис. 163); г) переползание на боку (опора на предплечье и кисть другой руки, одноименная нога опирается бедром, голенью и стопой, лежащими на полу, другая согнута, опирается стопой, колено развернуто кверху) (рис. 164); д) переползание по-пластунски (лежа на груди, опора на разведенные ноги врозь, одна прямая, другая согнута, и кисти и предплечья согнутых рук, локти в стороны) (рис. 165); е) переползание по-пластунски при помощи обеих рук и одной ноги или одной руки и обеих ног; ж) переползание с партнером на спине. При этом партнер оказывает посильную помощь (рис. 166); з) переползание с грузом. Упражнения в переползании разучивают на матах, ковре или акробатической дорожке. Эти упражнения целесообразно включать в полосы препятствий и в подвижные игры типа эстафет.
Простые прыжки. К ним относятся прыжки на месте, в высоту, в длину, в глубину, с подкидного мостика, в «окно», через короткую и длинную скакалку. Каждый из них может состоять из разбега, толчка одной или обеими ногами, полета и приземления.
Прыжки на месте выполняются на одной или обеих ногах. Усложняются за счет различных движений другими звеньями тела, поворотами, высотой, темпом и количеством подскоков.
Прыжки в высоту выполняются на месте, с прямого и косого разбега, толчком одной и обеими ногами от пола, обычного или пружинного мостика. С прямого разбега выполняются прыжки согнув ноги, согнувшись, с косого - способом перешагивания. Длина разбега зависит от характера прыжка и индивидуальных особенностей занимающегося. Разновидностью прыжков в высоту является «гимнастический прыжок». Поза в полете над планкой строго регламентирована, т.е. угол между ногами и туловищем должен быть прямой, а ноги строго параллельны полу. Во всем остальном этот прыжок идентичен прыжку «углом в окно». Эти прыжки можно выполнять групповым способом.
Прыжки в длину выполняются с места и с разбега, толчком одной и обеих ног, от пола, жесткого и подкидного мостика, усложняются поворотами, движениями рук, указанием места приземления или длины прыжка (в полную силу, в пол силы и др"). Разновидностью являются прыжки далеко-высокие. Они выполняются с разбега через препятствия разной высоты, например: натягиваются две веревки - ближняя к началу разбега на высоте 80 см, а дальняя - на расстоянии 1,5 м от первой на высоте 40 см.
Для прыжков в глубину используют гимнастическую скамейку, стенку, бревно, козла, коня, наклонную и горизонтальную лестницы, стопку матов и другие снаряды и приспособления. Прыжки выполняются из приседа, из разных видов стоек и других исходных положений, толчком одной и обеими ногами, согнув ноги, прогнувшись и согнувшись, ноги вместе и ноги врозь, с броском и ловлей мяча, с приземлением в заданную площадь. Усложнение прыжков достигается за счет увеличения высоты снаряда, выполнения переворотов, движений руками в фазе полета, удаления места приземления и ограничения его площади. Прыжки в глубину подбираются в зависимости от решаемой педагогической задачи. При всех вариантах их проведения обеспечивается точное и безопасное приземление. Сложность прыжка должна соответствовать уровню подготовленности занимающихся.
Прыжки с подкидного (пружинного) мостика выполняются с места и с разбега. С их помощью может отрабатываться фаза (поза) полета и приземления. Они выполняются с различными положениями и движениями рук, ног и головы, с поворотами и простейшими акробатическими упражнениями.
Прыжки в «окно» выполняются в пространство, ограниченное по бокам стойками, а сверху и снизу веревками, расположенными на разной высоте. «Окно» может устанавливаться на разном расстоянии от места отталкивания. Способами выполнения могут быть: согнув ноги, согнувшись, кувырком вперед и др. Сложность прыжка повышается за счет уменьшения расстояния между веревками и стойками - «окна» - и изменения способов приземления.
Прыжки через короткую и длинную скакалку - пробегание, перепрыгивание, прыжки группой с поочередным вбеганием и выбеганием и т.д.
При преодолении препятствий от военнослужащих требуется владение навыками передвижения по узким и неустойчивым опорам. Широкие и глубокие рвы преодолеваются по бревнам или балкам в положении сидя верхом. Сев на бревно или балку, военнослужащий наклоняется вперед, ставит руки в 30–40 сантиметрах перед собой и, перенося тяжесть тела на них, за счет отмаха ногами передвигается вперед, имея оружие за спиной. При неглубоких и нешироких препятствиях передвижение по бревнам или другим узким опорам осуществляется шагом или бегом. Двигаться следует быстрым мелким шагом. При очень узкой опоре нужно слегка разводить носки ступней ног в стороны. Через опасные препятствия передвижение по узкой опоре осуществляется с помощью страхующих средств (каната, троса), натянутых на высоте 1– 1,5 метра от опоры вдоль нее.
Передвижение по узким опорам требует хорошо развитого чувства равновесия. Во время передвижения по узким опорам (балкам) корпус подается вперед, ноги слегка согнуты, ступни ног ставятся прямо вдоль опоры (балки). Смотреть на опоры (балки) и разрывы между ними. Разрывы преодолеваются мягким прыжком без потери скорости. Приземляться следует на слегка согнутые ноги.
2. Тренировка способов пролезаний
Пролезание головой и ногой вперед. Для преодоления пролома в кирпичной стенке этим методом толчковая нога ставится на землю, примерно в 1 м от пролома, маховая нога быстро посылается вперед и ставится пяткой на нижний край пролома. Одновременно с движением маховой ноги нужно быстро послать туловище и руки в пролом. Приземление маховой ноги надо делать на пятку с быстрым переходом на всю ступню. При выходе из пролома не надо быстро выпрямляться, так как можно коснуться спиной пролома и снизить скорость движения.
Выполнение упражнения оценивается:
- «отлично» – если упражнение выполнено согласно описанию, без ошибок, легко и уверено, допущены незначительные ошибки при приземлении;
- «хорошо» – если упражнение выполнено согласно описанию, но недостаточно уверенно и с незначительными ошибками;
- «удовлетворительно» – если упражнение выполнено согласно описанию, но неуверенно и со значительными ошибками;
- «неудовлетворительно» – если упражнение не выполнено или искажено.