Первые пешеходные и велосипедные кругосветные путешествия. Кругосветные путешествия на велосипеде

Можно ли объехать мир на велосипеде? История. Практический опыт тех, кому это удалось. (10+)

Кругосветные путешествия на велосипеде. История

Даже несмотря на то, что в нашу жизнь все больше входит новых технологических новинок, мы не спешим забывать о таком превосходном экологическом средстве передвижения, как обычный велосипед. Конечно, они тоже изменяются, причём не только внешне, но и внутри, сложно назвать их аналогом того, что было ещё несколько десятков лет назад, но до сих пор велосипеды остаются нашим надёжным двухоколесным другом. Мало того, данное средство для передвижения - это превосходный вариант для увлекательного времяпрепровождения, укрепления мышц и коррекции фигуры. Если хоть раз Вы оседлаете велосипед, то скорее всего Вы намотаете на нем далеко не один километр.

История кругосветных велосипедных путешествий

Томас Стивенс

Томас Стивенс был первым человеком, который совершил на велосипеде кругосветное путешествие. Ещё в юности он увлекался книгами о путешествиях. В 1872 году его семья мигрировала в США Сан-Франциско, где он впервые сел на велосипед. Даже работая в шахте, он продолжал мечтать о путешествиях, примерно в это время у него и возникла идея на велосипеде отправится в путешествие по миру. В 1884 году его мечта сбылась. Томас купил пенни велосипед (фартинг с большим передним колесом), взял небольшое количество вещей и отправился путь (он не забыл взять с собой и Smith & Wesson 38-го колибра). Он преодолел 3700 миль, пересёк весь Североамериканский континент и остановился в Бостоне. В этом городе он стал корреспондентом одного местного журнала. Но через некоторое время он решил осуществить свою мечту: совершить на велосипеде кругосветное путешествие.

В 1885 году (весной) из Нью-Йорка он отплыл в Ливерпуль, а потом пересёк Англию на велосипеде. После этого на пароме Стивенс попал во Францию, проехал через всю Европу и остановился в Стамбуле. Затем, преодолев Босфорский пролив, очутился в Малой Азии. Таким образом, до окончания 1885 года он побывал в Курдистане, Турции, Армении, Иране и Ираке, где по приглашению шаха остался на зиму. Он планировал проехать через Сибирь, но чиновники из России не выдали ему на это разрешения. В 1886 году (весной) он прибыл в Афганистан, но там был арестован, после чего выслан из страны. Поэтому ему пришлось совершить петлю на корабле из грузинского Батуми через Суэцкий канал, таким образом, он оказался в Индии. Затем был Сингапур, Вьетнам, Китай, Япония. На корабле из Йокогамы зимой 1886 года он вернулся в Сан-Франциско. Таким образом на велосипеде он преодолел 13,5 тысяч км. При этом он не владел никаким из иностранных языков, у него было минимальное количество средств. Но, преодолевая огромные трудности и ощущая враждебность в некоторых странах, Томас Стивенс смог совершить на велосипеде первое кругосветное путешествие. Причём оно официально зарегистрировано в разных географических организациях и обществах.

Онисим Петрович Панкратов

Это было первое велосипедное кругосветное путешествие, совершенное россиянином. В 1913 году 10 августа в Харбине произошёл финиш велосипедного кругосветного путешествия, которое совершил Онисий Петрови Панкратов, возвраста 25-ти лет. Путешествие продолжалось 18 дней и 2 года. Этот человек выбрал не самый короткий, а довольно трудный и сложный маршрут, который охватывал практически все европейские страны. В июле 1911 года он выехал из Харбина, а в конце ноября он уже был в Петербурге. После этого его путь пролегал через Кенигсберг, Швейцарию, Италию, Сербию, Турцию, Грецию, а потом вновь Турцию, Италию, Францию, Южную Испанию, Португалию и Северную Испанию, после чего снова через Францию. Власти из Швейцарии посчитали, что Панкратов безумец. Ведь до этого ни один человек не рисковал проезжать на велосипеде через скалистые перевалы, которые были засыпаны снегом, и на них бывали лишь альпинисты. Панкратова пропустили только тогда, когда он подписал документ, по которому власти освобождались от ответственности за данный рискованный шаг.

С большими трудностями, но велосипедист все-таки смог перебраться через эти высокие горы. После этого он пересёк Италию, побывал в Австрии, Сербии, Турции и Греции. Спал он под открытым небом, довольно часто ел лишь хлеб с водой, но путешествие свое не заканчивал. На пароходе через Па-де-Кале он исколесил всю Англию, а приплыв в Америку - снова сел на велосипед и пересёк по маршруту Нью-Йорк - Чикаго - Сан-Франциско весь американский континент. Далее на пароходе - в Японию. На велосипеде он проехал всю Японию, потом весь Китай, после чего прибыл в Харбин. На велосипеде он прошёл 48 000 км.

Путешествие Онисима Панкратого называли великим. На велосипеде «Грицнер» он замкнул колесо вокруг Земли, а за свое путешествие он поменял 4 седла, 53 покрышки, 2 руля, 750 спиц и 11 цепей.

Барбара Сэвидж

В один прекрасный день молодая американка решила бросить вызов судьбе, вместе с мужем они решили на велосипеде совершить кругосветное путешествие. Они проехали 23 000 миль, увидели 20 стран за 2 года путешествия, пережили множество приключений порой опасных, а порой забавных. А все свои незабываемые впечатления Барбара Сэвидж описала в своей книге под названием «Мили ниоткуда».

Марк Бомонт

Самое быстрое велосипедное кругосветное путешествие совершил Марк Бомонт из Британии. Он в одиночку земной шар обогнул на велосипеде за 195 дней. Стоит уточнить, что это число было на 81 день быстрее, чем прежний рекорд. Житель шотландского округа Файв 25 лет у Триумфальной арки в Париже пересёк финишную линию собственного велопробега. Его путешествие составило 18 000 миль (примерно 29 000 км), а началось оно 5 августа 2012 года. В маршрут велогонки вошло 20 стран, в число которых был Пакистан, Малайзия, Австралия, США и Новая Зеландия. Велосипедиста у финишной линии встретили его 2 сестры и родители. Уна, мать Марка Бомонта, координировала маршрут путешествия, она организовывала визы, авиаперелеты, сервисное обслуживание велосипедиста.

Кругосветное путешествие. Реальность?

Конечно, это далеко не все примеры совершенных кругосветных велосипедных путешествий. Тем более, что велосипед можно купить практически везде, а с приходом глобальной сети Интернет в нашу жизнь - это стало вообще довольно просто. Многие продавцы смогут предложить Вам и сопутствующие товары: велосипедный костюм, наколенники, шлем и т. д.

Как говорится, самое главное, это желание, с ним возможно осуществить любую мечту. Ведь посмотрите на примеры, которые приведены выше. Без желания - вряд ли эти люди смогли бы совершить кругосветное путешествие на велосипеде.

Если Вы все же решились на это невероятное путешествие, то Вам надо будет позаботиться о визах для стран, которые Вы собираетесь посетить, о том, как будут осуществлять перелёты или поездки на теплоходах/паромах и многое другое. Не думайте, что это слишком просто. Но, с другой стороны... Все в Ваших руках!

«Лента.ру»: Как я правильно понял, вы через Африку едете на велосипеде…

Константин Колотов: Ты правильно понял, но я начну издалека. 18 сентября 2018 года мы стартовали на двух велосипедах из Санкт-Петербурга. Эти велосипеды уникальны — они деревянные. И весь путь мы едем на велосипедах, уже побывали в 13 странах, сейчас находимся в 14-й. 25 декабря мы прибыли в Африку, переплыв Гибралтарский пролив. Проехали Марокко, проехали Мавританию и на сегодняшний день находимся в Сенегале.

Имеется в виду, что у ваших велосипедов деревянная рама или они полностью деревянные, включая обода?

Полностью деревянный велосипед — это пока задумки на будущее, конечно же, имеется в виду, что у них рама деревянная. Если быть более точным, она из бамбука.

А как такая идея вообще родилась? Деревянный велосипед имеет какие-то преимущества?

Изначально такой идеи не было, я вообще довольно далекий от велосипедов человек. А вот мой друг и напарник по этому путешествию Саша Смагин — человек куда более опытный. Он чемпион России и призер чемпионатов мира по спортивному туризму. За пару лет до старта в горах Непала мы впервые стали обсуждать идею отправиться в кругосветное путешествие. Когда об этом узнавали другие, они предлагали свои идеи. И вот среди советчиков нашелся человек, который предложил сделать для нас деревянные велосипеды. Изначально это казалось безумием, но затем мы посмотрели, как все это будет выглядеть, и поняли, что у деревянной рамы будут свои преимущества, которые перевесили другие виды рам.

Какие преимущества? Меньший вес? Прочность?

Основное назову, только вы не смейтесь: они прикольные. Казалось бы, это не так важно, но кругосветный путешественник, который, представьте, приезжает во Францию или Италию на деревянном велосипеде, сразу оказывается в центре внимания. Сразу следует миллион вопросов. Это отличный повод для общения, для знакомства, для первой коммуникации. А в чужой стране всегда проще, когда у тебя есть знакомые. У нас велосипеды не просто деревянные, но еще и под хохлому расписаны.

Это главное преимущество такого велосипеда для меня, а второстепенное — вес. Он легче, чем алюминиевый, но чуть тяжелее карбонового. Потом он действительно снижает ударную нагрузку. Когда вы едете на велосипеде пять километров в день, то это не так важно, а когда проезжаете за день 200 километров, не вылезая из седла, идет очень большая нагрузка на суставы, на позвоночник, на локтевые сгибы.

Это микроудары, но при восьмичасовом кручении педалей это сказывается негативно. Бамбуковая рама нивелирует эти удары. Я сначала в это не верил, но спустя семь месяцев путешествия могу сказать, что это действительно так.

Какой у вас примерно средний дневной пробег получается, около 200 километров?

Я бы не стал так заявлять. Такие большие пробеги у нас только в последнее время. Мы не велосипедисты, до путешествия мы ездили на велосипедах как среднестатистические граждане России, но дальних поездок у нас не было. Первые недели путешествия мы проезжали 40-50 километров, падали, закидывали ноги на потолок и думали, как же мы поедем на следующий день.

А вот уже в Африке мы начали делать марш-броски по 150-170 километров. Последние месяца два мы делаем в среднем в день стабильно по 170 километров. Это показатели обычного такого рабочего дня, при этом мы не устаем. Нам просто уже не хватает светового дня. Мы могли бы ехать дальше, но глобально в темноте мы не ездим вообще.

Переломный момент был в пустыне Сахара. Здесь бывает, когда на расстоянии 200-300 километров (максимум был в течение 600 километров) между поселениями нет вообще ничего. Ты находишься в пустыне — нет ни воды, ни магазинов, ни людей. Там просто нельзя останавливаться, поэтому нам приходилось делать очень большие перегоны, мы приноровились не останавливаться и поняли, что наш организм способен на многое.

А что вы с собой везете? Понятно, что палатки, спальники, а что еще?

В среднем на каждого приходится 30 килограммов. Что в них входит? Палатка у нас одна на двоих, самая простая, купленная в «Декатлоне» за три тысячи рублей. Продукты, которые входят в НЗ и пригодятся в экстренной ситуации в той же пустыне, медикаменты, коврики, чтобы спать. Сначала ехали с обычной пенкой, а теперь прикупили надувные матрасы и спим как короли.

Мы изначально были загружены под 45 килограммов, но быстро поняли, что много вещей с собой не нужно и не надо возить на себе лишнего. Зачем нужны двое штанов, если достаточно одних? Часть вещей раздали, и сейчас у нас 25-30 килограммов на велике у каждого. Естественно, туда входит и оборудование для ремонта велосипедов. Камеры, различные инструменты для того, чтобы поменять цепь, сами цепи — поскольку они деревянные, что-то постоянно ломается, их приходится ремонтировать.

И что чаще всего ломается?

Смешная история, мы стартовали из Питера, и уже через 100 километров сломался первый велик. И сломался так, что дальше ехать нельзя. Нам путешествовать 100 тысяч километров, а велик развалился через 100 километров. И это было такое, конечно, фиаско и очень интересный опыт. Сломались «дропы». Я не знаю, насколько вы разбираетесь в велосипедах. Я, когда стартовал, вообще не разбирался, цепь не мог поменять самостоятельно. Сейчас могу. У Саши чуть больше опыта технического, но он тоже не веломастер. А у нас вдруг просто восьмерка на колесе, и оно не крутится.

Так как велосипед сделан из бамбука, то он не стандартизирован. Зазоры где-то больше, где-то меньше — идеальный велосипед руками не сделаешь. И у Саши полетели дропы — это то место, где заднее колесо крепится к задней вилке, за счет чего оно может вращаться. Они кевларовые, и один из них каким-то образом отлетел. Мы думали, что это начало конца, а потом Саша изловчился и соорудил себе из консервной банки дополнительный дроп, и так мы доехали до Пскова.

В Пскове у нас был первый ремонт, и потихонечку-потихонечку мы наловчились, и теперь Саша сам себе меняет эти дропы, постоянно что-то у него выходит из строя. Почему-то с его велосипедом случаются все поломки, и чаще ему приходится справляться с трудностями. Ну и, естественно, проколы. В Африке их стало особенно много. В пустыне много колючек, тут вообще очень колючие растения и острые камни.

Да, вы совершенно правы. Изначально наш маршрут должен был пройти через Мали и Буркина-Фасо, чуть ближе к центру Африки, потому что так было бы короче. Но нам повезло. Мы не слишком опытные путешественники, а встретили очень опытных ребят, которые уже не раз проезжали 100 тысяч километров, и они запретили нам ехать в Мали, запретили нам ехать в Буркина-Фасо. И как сейчас оказывается, не зря запретили. Буквально неделю назад там на границе Мали и Сенегала расстреляли 120 человек. Слава богу, что мы туда не поехали.

Нам сказали, что самый безопасный путь — по побережью. Единственное по-настоящему опасное место — Нигерия, где на побережье находятся пираты, а в глубине страны — террористы. И нам показали дорогу, по которой все это можно объехать. Теперь наша задача — на нее попасть. Из Сенегала дальше мы едем в Гвинею? Сань, в Гвинею же? (в сторону ) Да, в Гвинею, мы уже получили визы. После Гвинеи будет Кот-д"Ивуар и далее по списку.

Да-да, вплоть до Южной Африки, где мы должны быть в июне, так как там у нас запланировано участие в триатлоне Ironman. Я думаю, что мы все равно не успеем весь этот маршрут проделать на велосипедах, потому что я тут в Сенегале зубы себе сломал, а Сашу порезали, поэтому мы тут немного задержались. Скорее всего, какую-то часть мы проедем на машине или на чем-то, что поймаем. Не знаю пока, как этот вопрос решится. Но как-то точно решится, мы за это не переживаем. В общем, 2 июня будем в Южной Африке, пройдем Ironman, а уже из ЮАР поедем на север по восточному побережью Африки в сторону Танзании. В Танзании мы поднимемся на Килиманджаро.

Помимо того что мы едем на велосипедах, мы еще и альпинисты. Вот это уже наша профессиональная деятельность. И в Северной Африке мы поднялись на вершину Тубкаль. Приехали, поставили велики, надели горнолыжное оборудование и поднялись на Тубкаль. А вот в южной части Африки мы поднимемся на Килиманджаро. И дальше на каждом континенте мы будем подниматься на высочайшие вершины.

То есть вы и на Эверест будете подниматься?!

Есть такой план. Но вы понимаете, что это очень сложный подъем. У нас есть опыт восхождения на пик Ленина — это семитысячник советский. Есть другие серьезные горы за плечами, в том числе Аконгагуа (высочайшая вершина Южной Америки — прим. «Ленты.ру» ) и прочие. Эверест нам, наверное, по зубам, хотя это такое очень серьезное заявление, но попытку сделать можно. Кроме того, это очень дорогое восхождение. Минимум 35 тысяч долларов. Помимо того что туда долго подниматься, потом еще надо долго отдыхать после этого. Поэтому Эверест мы планируем покорять… даже не покорять, а восходить в конце. Сейчас я вам про маршрут расскажу, и вы поймете, как мы там окажемся.

Получается, что мы преодолеваем Африку, в арабские страны уходим, оттуда на Индию, проезжаем ее и уходим на Непал, там делаем остановку, дальше несколько треков вокруг Эвереста и Аннапурны, уходим в Бутан, если пустят. Это закрытая страна, и для доступа туда должно быть разрешение короля. Затем Мьянма, Таиланд, Малайзия, Сингапур, далее Суматра, Ява и Австралия.

Оттуда, если все получится, в Новую Зеландию, а если нет, то переезжаем в Южную Америку и из Аргентины с крайней точки поднимаемся до крайней точки Северной Америки на Аляске. Оттуда — в Магадан, из Магадана спускаемся по востоку России и уходим на Китай. Это некий наш план. Через Китай спускаемся к Эвересту и уже с китайской стороны заходим, потому что она более безопасна.

Мы уже были на Эвересте, но в базовых лагерях. Ледник Кхумбу все-таки достаточно опасен, мы ходили по нему, смотрели и решили, что все же не хочется его проходить. В общем, поднимаемся на Эверест — это будет заключительная седьмая гора. И оттуда уходим на Россию и завершаем путешествие в Москве. Весь план — 5-7 лет. Но, как говорят местные в Сенегале, иншаллах — как бог даст.

Будете подниматься на Косцюшко в Австралии, на Мак-Кинли — в Северной Америке…

Да-да, такой план. Я в этом ничего такого трудного не вижу. Семь вершин эти не очень трудные на самом деле. За исключением некоторых из них: того же Эвереста, той же Северной Америки. Там действительно горы трудные. Но опыт восхождения на советские семитысячники есть, а они потруднее будут. Вот Килиманджаро, например, это вообще очень легкая гора. Понятно, что про горы так тоже говорить, наверное, нельзя, но в целом… На Эльбрус Саша поднимал больше 20 групп, а Эльбрус он потруднее будет, чем Килиманджаро. На вершину Южной Америки он тоже уже поднимался.

Тубкаль очень легко дался. Это северная вершина Африки — 4174 метра. Поднимали группу семь человек, русские ребята. Все поднялись без проблем.

Два организационных вопроса. Первый: на что вы живете? Все-таки эти 5-7 лет, что вы путешествуете, нужно питаться, ремонтировать велосипеды. Как финансовая сторона вопроса у вас устроена?

Мы стартовали в путешествие с 40 долларами в кармане на двоих. Мы подготовили велики, подготовили какое-то оборудование для старта — и на этом деньги у нас закончились. Каких-то пассивных доходов у нас не было, 40 долларов, и все. В путешествии наши друзья, друзья друзей, какие-то неравнодушные люди помогли нам собрать еще какую-то сумму. Порядка 37 тысяч рублей у нас получилось. Кроме того, первое время, пока мы ехали по территории России и Белоруссии, до въезда в зону Шенгена мы не потратили ни одного рубля.

Все время мы останавливались у людей, которых мы находили через социальные сети, которых мы не знали и которые просто хотели нам помочь и нас поддержать. Они нас кормили, они давали нам еду с собой. Если бы мы взяли все, что нам давали, то до сих пор бы ее ели. В какой-то момент мы решили, что станет интереснее, если мы добавим к нашему путешествию еще и процесс зарабатывания денег. Мы начали придумывать способы, и одним из первых стали социальные сети. Мы создали закрытую группу во «ВКонтакте», куда приглашаем наших подписчиков. Там мы даем чуть больше информации о путешествии, таким образом люди начали добавляться в нее и платить 3-5 долларов в месяц.

Максимально у нас человек платит 50 долларов в месяц за доступ к нашему контенту: фото, видео и текстовый контент. Около 200 человек уже в группе, это дает нам заработок порядка 750 долларов в месяц. Это был первый основной заработок. Потом социальная сеть «Одноклассники» стала официальным партнером нашего путешествия. Мы ведем стримы и набираем в месяц примерно четыре миллиона просмотров. Это возможно благодаря сотрудничеству с приложением OK Live. Мы рассказываем о своих приключениях, показываем страны, в которых бываем. Это привлекает компании, которые дают рекламу, и в том числе с нее мы и живем.

На жизнь, честно говоря, пока не хватает. То же участие в Ironman подразумевает покупку гидрокостюмов, слотов, проживание. Это порядка 4 тысяч долларов. На это нам пока не хватает. Мы написали организаторам, просим бесплатные слоты, поучаствовать в размещении. Потихоньку-помаленьку собираем деньги. Позавчера организаторы Ironman предварительно сказали, что одобрят наше участие бесплатно, но пока еще слоты не выдали.

Второй вопрос: как вы въезжаете во все эти страны? Нужно же огромное количество виз!

У людей границы чаще всего в голове. Чтобы проехать большую часть Европы, ты просто получаешь «шенген». Дальше в Африке 95 процентов стран визы ставят либо на границе, либо оперативно в посольстве, либо для россиян эти страны вообще безвизовые. Например, в Марокко — три безвизовых месяца для россиян, Сенегал — безвизовый месяц для россиян. Ничего никому не платится.

Но самые бедные страны, как оказалось, они при этом самые дорогие, что было для меня удивительно. Например, беднейшая страна мира Мавритания — она целиком находится на территории пустыни Сахары. Въезд туда стоит 120 долларов на человека, то есть на двоих мы потратили 240 долларов. Вы даже не представляете, что это за страна! Я, когда слышал про Африку всякие вещи, что тут грязно и прочее, просто не представлял, как может быть в реальности. Это просто кошмар! Мы всю Мавританию проехали за семь дней, без остановок, — просто, чтобы уехать оттуда. Не потому, что было страшно, просто было очень неприятно там находиться. Грязь, антисанитария, ужас! И это 240 долларов.

А въезд в Нигерию стоит 220 долларов на человека, представляете?! Одна из самых опасных в мире стран — и такие деньги. Кстати, в Мавритании рабство до сих пор существует. Мы встретили там настоящих рабов — людей, которые находятся в статусе вещи. 20 процентов трехмиллионного населения страны — узаконенные рабы. Закон уже отменили, якобы они больше не рабы, но для этого им нужно написать заявление, чтобы их отпустили, а они писать не умеют.

Подарки у вас местное население выпрашивало?

Смотрите, какая интересная штука в Мавритании началась. Могу сказать, что Марокко — это очень приятная страна. Культурная, цивилизованная, там кое-где грязно, но в целом — почти Европа. А Мавритания — это уже совсем не Европа. Там всего один большой город — это Нуакшот, который является столицей страны, но там нет канализации и других прелестей цивилизации. А все остальное — деревни, где на улицы выбегают дети и требуют, подчеркну, требуют, а не просят подарки. Когда им их не дают, они кидают камни, они бегут, они догоняют, они рычат, они похожи на… с кем бы сравнить, чтобы детей не обидеть. В общем, голод и неблагоприятные условия — не для социализации человека, это приводит его в состояние «маугли».

В Саню попало несколько камней, брошенных детьми. Постоянно выбегают на середину дороги, постоянно просят, постоянно требуют. Это о детях. Ну, а в целом же в Африке очень хорошие люди. Добропорядочные, приятные, гостеприимные. Несмотря на то что тут грязно и бедно, ничего плохого о людях я сказать не могу. Кроме поведения детей, но и оно тоже объяснимо, наверное. Каких-то обид на них у нас нет, но детей мы опасались что в Мавритании, что теперь опасаемся в Сенегале.

Пока самое неприятное место — это Мавритания?

Неприятное и сложное с физической точки зрения, потому что все время едешь по пустыне. А вот в Сенегале начались приключения. Я сломал себе зуб, так что завтра поеду в Дакар к врачу.

Упали просто, как это произошло?

Нет, просто кусал и сломал. Пришло время, наверное. Ну, и на Сашу напали… Мы сейчас находимся на Розовом озере — это самая главная достопримечательность Сенегала. Очень много туристов со всего мира приезжают посетить это место. Мы остановились в кемпинге, тут очень хороший кемпинг, отличные ребята. Очень дешево, нас кормят, поят, делают все это за свой счет, в общем, гостеприимство их меня поражает. Мы провели тут уже неделю — и вчера на шестой день случился неприятный инцидент.

Мы тут параллельно готовимся к Ironman и каждый день пробегаем 10-20 километров, делаем какие-то упражнения. Саша вчера пошел на пробежку вдоль океана, пошел утром, когда я еще спал, и на него в достаточно туристическом месте напали. Нападение получилось, скорее всего, спонтанным. К нему подбежали со спины, ударили ножом, повалили на землю. Пока он осознал, что происходит, его еще два раза пырнули. Когда он понял, что от него требуют телефон, он телефон выбросил, и нападавшие убежали. Нападал один, двое стояли неподалеку.

Вопрос еще по коммуникации с местными. Какие вы знаете языки, как вообще происходит общение? В этой части Африки же в основном на французском говорят…

Вы правы, в северной и западной частях Африки знают или арабский, или французский. Я не владею даже английским, мой основной язык — это русский, но этого языка достаточно, чтобы путешествовать вокруг света. До этого я путешествовал по Америке и объехал практически все штаты без знания английского. У Саши английский язык лучше, он в принципе может на нем разговаривать. Скажем, в полиции он мог объясниться, но везде, где требуется обычное человеческое общение, хватает русского и языка жестов. Когда ты чего-то хочешь или, наоборот, не хочешь, то всегда можешь это объяснить.

Знал бы я английский, мне бы это особо не помогло. Более того, из-за того что я не знаю иностранных языков, сразу начинаю общение на родном русском и просто пытаюсь донести до них свой месседж. И это зачастую эффективнее, чем Сашины попытки объясниться, когда он начинает в своей голове переводить с русского на английский, а африканцы — с английского на французский. Это скорее разделяет людей. Понять друг друга просто, на самом деле, если хочешь этого, а когда не хочешь, то и два человека, говорящих по-русски, часто не могут договориться.

Вы сказали про восхождения на семитысячники, про путешествия по Америке... Насколько вы вообще опытный путешественник, и насколько для вас нынешнее путешествие — вызов?

Как я уже говорил вначале, Саша — чемпион России и Европы по спортивному туризму, кандидат в мастера спорта. Для него восхождения — профессиональная деятельность. Я в Санкт-Петербурге занимался бизнесом, а в какой-то момент увлекся ЗОЖ. Мы с Саней начали проходить ультрамарафоны, в Финляндии участвовали в соревнованиях по суточному бегу, прошли 130 километров. Потихонечку захотелось все более серьезных вызовов. До этого путешествия я побывал в 40 странах, в каких-то из них пожил: три месяца — в Америке, два месяца — в ОАЭ, до этого еще год жил в США. То есть опыт был.

Хотелось путешествовать на велосипеде, так как это самый сложный вариант. Велосипедист вообще не защищен. Потому что когда ты путешествуешь автостопом, то хотя бы находишься в салоне автомобиля. Как только мы въезжаем в страну, о нас сразу всем становится известно. В день мы проезжаем по 150 километров, мимо нас проезжает множество машин, каждый может проследить наш путь, узнать место нашей стоянки. Мы заехали в Марокко 26 декабря, а 19 октября здесь были убиты две европейские девушки, им отрезали головы, нанесли множество ранений. Какая-то террористическая организация взяла на себя ответственность, в стране ввели чрезвычайное положение.

А был еще случай, когда мы ехали из Марракеша в Агадир. Остановились переночевать в палатке, потому что до ближайшего города было очень далеко. И ночью в поле к нам подъехали три машины. Нас было нереально найти — мы поставили палатку в заброшенном здании. Вдруг в темноте мы услышали шаги и голоса, говорившие на арабском. Сердце остановилось — думали, что будет бой. Либо мы кого-то убьем, либо нас. А оказалось, что это приехал местный мэр. Представляете, целый мэр! Приехал на трех машинах с охраной. Представился, подобрал нас, отвез в мэрию, позвал своего повара, который нас кормил. Мы даже написали королю Марокко письмо об этой истории с благодарностью.

Как родные ваши отнеслись к вашей идее отправиться в кругосветку? Поддержали или просто пальцем у виска покрутили?

Мы оба мужчины холостые, поэтому отпрашиваться у жен не пришлось. Думаю, вот это было бы достаточно проблематично. Родители, конечно, переживают. Любому, особенно матерям, когда на его родного и близкого человека нападают с ножом, становится страшно — мир рушится. Родители на то и родители. Переживают, но поддерживают.

Мы каждый день созваниваемся, они следят за нами в социальных сетях. Смотрят фото и видео, читают наши тексты. Папы бодрятся, говорят, что мы молодцы и не должны опускать руки. Опыт встречи с бандитами — тоже опыт. Считаю, что нам повезло, мы вчера это отмечали. Всего лишь телефоном заплатили за потрясающий опыт, который, возможно, поможет нам сохранить жизнь в той же Нигерии. Будем внимательнее, осторожнее, серьезнее относиться к каким-то моментам.

Спорт: кругосветка на велосипеде

Путешествие на велосипеде – это ли не романтика? Когда ты сам прокладываешь маршрут, своими усилиями достигаешь поставленной цели, и сам радуешься дорогам, которые пересек. Некоторые скажут, что путешествие на велосипеде в одиночку - сомнительна идея. На самом же деле, она имеет немало плюсов.

Во-первых, это ощущение полной свободы, когда тебя никто не тормозит. Вы можете крутить педали с такой скоростью, с какой вам хочется, путешествовать там, где вам хочется, выбирать место ночевки самостоятельно, причем места для того, чтобы поставить палатку, нужно совсем немного. Свобода заключается и в другом. Представьте, вы остаетесь один на один с собой. Есть только вы, ваш велосипед и километры дорог.

Кроме самопознания, одиночный маршрут может научить и куче полезных вещей, которые вы бы никогда не узнали в повседневной жизни. Это опять-таки обостряет ваш ум, что впоследствии идет на пользу во всех сферах вашей жизни. Это может касаться как банальных вещей типа найти ночлег, развести костер, так и более глобальных. Например, как починить транспортное двухколесное средство, если оно сломалось в глуши. Конечно, к некоторым моментам лучше быть готовым заранее, но все приходит с опытом.

Что еще может быть приятного и интересного, когда вы находитесь в пути за тысячу километров от дома один? Конечно же, это новые знакомства. Если вы экстраверт и не хотите оставаться наедине с собой все путешествие на велосипеде, то познакомиться с кем-либо не составит труда. А ведь общаться с местным населением очень интересно. Главное, это обоюдно. Как правило, одинокий путник обладает особым притяжением для заскучавших в своей рутине людей.

Очень ответственно следует подойти к снаряжению и вещам, которые вы берете с собой. Ведь неизвестно, сколько придется объехать дорог, и что может приключиться, в то время как вы крутите педали. Что с собой взять? При ответе на этот вопрос всегда нужно руководствоваться следующим.

Во-первых, не берите лишних вещей. А вернее, не берите вещь только потому, что вам кажется, что она пригодится. Помните: пригодиться может все, а вот истинно необходимых вещей не так уж и много. Во-вторых, вес поклажи следует минимизировать. Кстати, если вы вдруг решили вычеркнуть такие вещи, как книги и журналы, то, возможно, вам следует передумать. Представьте, что вы путешествуете месяц. Какая-то разрядка после того, как вы слезли с седла, должна быть.

Когда вы составляете маршрут путешествия, особое внимание следует уделить наличию пунктов, где бы вы могли пополнить свои запасы воды и пищи.

Путешествие на велосипеде само по себе не является дорогим, но деньги вам все же не помешают. При расчете обязательно возьмите с собой больше требуемого.

После того, как маршрут составлен, расскажите о нем своему ближайшему окружению. Ну и, конечно, изучите все адреса веломагазинов, выпишете их телефоны. Никто заранее не знает, что может произойти за тысячу километров.

Что точно нужно брать в путешествие

  • Чехол для велосипеда понадобится, если вы собираетесь в кругосветное путешествие на велосипеде, да или просто покататься заграницу. Ведь, согласно правилам, перевозить байк разрешается только в чехле;
  • Крылья велосипеда в долгом путешествии по неизведанным местам вам точно будут нужны. Они защитят вас от грязи и брызг;
  • Алюминиевый багажник с запасными болтами;
  • Велорюкзак поможет минимизировать нагрузку на вашу спину, что очень важно;
  • Сумка на руль – удобный аксессуар, в который поместиться телефон, компас, карта. Сюда же можно отнести и флягодержатель, который позволит не умереть от жажды;
  • А вот фары на руль не просто удобны, они необходимы для вашей безопасности. Впрочем, как и задняя «мигалка».

Если ваш маршрут состоит из долгих дорог, позаботьтесь об удобстве езды в путешествии. Следует приобрести контактные педали, которые зафиксируют вашу ногу и сэкономят вам силы. Правда, такие приспособления нуждаются в велообуви.

Само собой вам понадобится палатка, внутри которой неплохо бы постелить каремат и спальный мешок. Конечно же, не стоит забывать и о медаптечке, без которой кататься по дорогам точно не стоит. Но «заболеть» в пути может и велосипед. Поэтому не забывайте взять с собой и ремонтный набор.

Также при выходе на маршрут на вас должен быть шлем, велоперчатки, сумка на поясе, куда можно сложить, например, деньги. Накидка от дождя также является очень полезным аксессуаром.

Фотоаппарат и видеокамера могут стать лишним грузом, если вы, конечно, не задались целью снять фильм о вашем путешествии. А вот газовая горелка будет одной из самых необходимых вещей в вашем рюкзаке. Вот только баллоны для нее нельзя перевозить на самолетах. Так что если вы собираетесь отправиться в другие страны, приобрести их нужно будет на месте. Учтите, что в сутки вам понадобится около 60 граммов газа.

Помимо стандартного набора одежды на смену, в вашем велогардеробе должна быть и флисовая кофта. Ведь в дороге можно изрядно продрогнуть, особенно если ваш путь лежит на север.

Вокруг света за неважно сколько дней

Если вы уже пересекли немало дорог и простой маршрут вам кажется неинтересным, кругосветное путешествие на велосипеде – это вариант. Оно длится не неделю и не две, а много месяцев. Возможно, идея покажется вам слишком сложной, но примеры храбрых велосипедистов должны убедить вас в обратном.

Первое кругосветное путешествие на велосипеде совершил Томас Стивенс. А начал он его в 1884 году на старинном транспортном средстве под названием пенни и фартинг, у которого переднее колесо в пять раз больше заднего. Примечательно, что подготовился Томас странно, последовав совету не брать лишнего и минимизировать вес. Мужчина прихватил только рубашку на смену, пару носков и револьвер. Точкой отсчета стал Сан-Франциско.

Он пересек около 4 тысяч миль, прибыл в Бостон, совершив, таким образом, трансконтинентальное путешествие. Перезимовав в Нью-Йорке и став спецкором местного журнала, Томас снова сел в седло и пересек такие страны как Англия, Словакия, Турция, Болгария, Ирак, Иран, Франция. Дальше его путь лежал через Сибирь, а в 1886 году он поехал в Афганистан. Япония, Индия и Китай не остались без его внимания. Кругосветный маршрут был закончен в 1886 году, когда Томас вернулся в Сан-Франциско.

У России тоже есть свои герои

25-летний россиянин Онисим Панкратов начал свою кругосветку из Харбина в 1911 году, а через полгода добрался до Санкт-Петербурга. Спустя некоторое время он прибыл в Берлин, а затем в Англию. Когда Онисим преодолел Атлантический океан, он добрался до Америки. Стоит отметить, что путешествие было не столь радужным, как хотелось бы, ведь Онисим испытал и голод, и холод, и обыски. Однако это его не остановило, и им были пересечены такие страны как Япония, Китай и Корея. В августе 1913 он вернулся в Харбин. На всю кругосветку у Онисима Панкратова ушло два года. Надо сказать, что молодой человек выбирал не самые легкие пути. Зато он побывал практически во всех европейских странах. За свой подвиг Панкратов получил награду Международного союза велосипедистов «Бриллиантовая звезда». Кстати, чтобы купить себе транспортное средство, Онисим копил деньги целых три года.

Однако два года – это достаточно долго. Если уверено и грамотно сесть в седло, объехать мир по кругу можно и за гораздо меньшее время. Так, шотландец Марк Бомонт совершил путешествие вокруг земного шара всего за 195 дней.

Но не одним мужчинам подвластна стихия путешествий. Вслед за сильным полом объехать мир на велосипеде решали и Барбара Сэвидж из Америки. Правда, с собой она прихватила мужа. Так они вдвоем и проехали более 23 тысяч миль. В общей сложности, на это ушло 2 года. По приезду Барбара даже написала книгу «Мили ниоткуда», где подробно рассказала о том, как она объехала 20 стран.

В кругосветку самостоятельно?

Если вы решили посмотреть страны на велосипеде, дерзайте. На самом деле, нет ничего невозможного. Однако делать это следует, досконально обдумав все мелочи. Вам понадобится много документов, особое снаряжение и, конечно же, деньги. Не смотря на то, что изучать страны в седле байка намного дешевле, чем из самолета, все же время на это у вас уйдет много – один-два года. Следовательно, рассчитывать все равно нужно на относительно большую сумму. Также стоит иметь в виду, что зиму лучше пережидать - это дополнительные расходы на съем жилья. Как получить нужную сумму?

Можно накопить денег, предварительно положив их на счёт в банке. А тратить в течение путешествия. Можно добывать деньги удаленно, благо сейчас для этого имеется множество способов через интернет. Но, уезжая на такой долгий срок, можно запросто сдавать квартиру.

Ну и последнее – работа в путешествии. Пожалуй, это самое трудное, что можно придумать, зато самое интересное. Ведь за год вполне можно освоить множество профессий.

Кроме того, кругосветное путешествие – это не только способ проверить себя и прекрасно провести время, но и прославиться. Во время путешествия делайте записи. К записи делайте фотографии, а по приезде обратно вы вполне сможете продать свой материал или, что еще лучше, сами напишете книгу. Таким образом, потраченные средства могут окупиться, а вы будете еще долго пребывать в путешествии в мыслях.

Облако тегов:

путешествие на велосипеде по россии

Томас Стивенс — первый человек, совершивший кругосветное путешествие на велосипеде — англичанин по происхождению и американец по гражданству. Он родился 24 декабря 1854 года в Великобритании, а когда ему исполнилось 14 лет, семья перебралась на заработки в США. Когда Томасу впервые довелось прокатиться на двухколесном велосипеде, он влюбился в него навсегда.

В конце XIX века популярными были велосипеды модели «пенни-фартинг». Они представляли собой раму, соединяющую гигантское переднее колесо, высотой до плеч человека, и маленькое заднее. Сиденье также располагалось довольно высоко, так что падение могло закончиться весьма плачевно. Педали были напрямую связаны с передним ведущим колесом. Никакой цепи, системы шестеренок, облегчающих усилие на педали, не было. Свой велосипед Стивенс купил в 1884 году. Это был новенький «Standard» с никелированными колесами, выпущенный известной чикагской фирмой «Pope Manufacturing Company».

Первоначальной целью Томаса было пересечь американский континент, а не весь мир. В 8 часов утра 22 апреля 1884 года Томас Стивенс начал свое путешествие из Сан-Франциско. Не являясь богатым человеком, он отправился в путь с ничтожно малой суммой денег. К рулю велосипеда Томас прикрепил сумку, в которую положил две пары носков, одну запасную рубашку, плащ-палатку и спальный мешок. В кармане его покоился револьвер «Смит Вессон» 38 калибра.

2 Путешествие по Америке

Путь Стивенса лежал в Сакраменто, откуда он отправился через горы Сьерра-Невада в Неваду, а затем в Юту и Вайоминг. Приключения начались вскоре после его отправления. Стивенс главным образом толкал велосипед, перебираясь через хребет Сьерра-Невада вдоль железнодорожных путей, который были защищены от поздневесенних лавин снегоудерживающими сооружениями. Далее последовала 40-мильная пустыня Невады, бесплодная пустошь, которой настолько опасались, что калифорнийские поезда пересекали ее по ночам, чтобы избежать палящего дневного зноя. Стычки с дикой природой были неизбежны. На выезде из Элко (Невада) Стивенс отпугивал подступающего горного льва своим револьвером. В Небраске его укусила за ногу гремучая змея — правда, ее клыки впились лишь в толстую ткань гетр, не причинив вреда.

Ведомый энтузиазмом, путешественник встречал в городах таких же влюбленных в велосипедный досуг людей. Их поддержка позволяла в том числе и не умереть с голоду.

Продвигаясь на восток, Стивенс продолжал терпеть палящий зной, но хотя бы дороги начали улучшаться. В июле он неделю отдыхал в Чикаго. Стивенса ненадолго арестовали в Кливленде (Огайо) за езду по тротуару, которая была запрещена городским законодательством. Сделав петлю, чтобы увидеть Ниагарский водопад, он доехал до Сиракуз, откуда он следовал каналом Эри и путями центральных железных дорог штата Нью-Йорк. В Массачусетсе Стивенс снова нашел хорошие дороги и приехал в Бостон 4 августа в 2 часа пополудни.

3 Зимовка в Нью-Йорке

Зиму Стивенс провел в Нью-Йорке, где он разбил описания своих приключений на выпуски для Outing. Журнал тогда принадлежал полковнику Альберту Поупу, чья компания Pope Manufacturing была крупнейшим производителем велосипедов в США. Предвкушая доход от гласности, Поуп согласился профинансировать остальную часть путешествия Стивенса вокруг света. В апреле 1885 года Стивенс отплыл в Англию, чтобы продолжить свое путешествие.

4 Англия

Стивенс проехал через Англию, в том числе и через свой родной город Беркхэмстед, и позднее в своих путевых заметках написал, что дороги в Англии много лучше, чем в Америке. Хотя он не афишировал это, Стивенс оставил в Лондоне рукопись о своем путешествии по США с инструкцией опубликовать ее в случае его смерти. В начале мая Стивенс покинул английские берега в компании группы дружелюбных британских велосипедистов.

5 Европа

Томас Стивенс отправился во Францию — первую не англоговорящую страну в его путешествии. Езду по знаменитым Елисейским полям в 11 вечера он описал как-то, что «невозможно забыть». Переезд через другие страны Европы также был благоприятным: он проехал через Германию, Австрию, Венгрию, Румынию и Болгарию перед тем, как пересечь территорию Османской империи.

6 Османская империя

Стивенс впервые столкнулся с совершенно чуждой ему культурой в исламской Турции. Пока он проделывал путь на восток, на въездах в города и деревни его останавливали большие толпы людей, которые требовали от него велосипедного представления. Он быстро узнал, что лучше всего с юмором уступить. «Вечером я растянулся на своем коврике, всецело убежденный, что месячный переезд через Турцию кого угодно раньше времени сведет в могилу», — написал Томас в своем дневнике после того, как хозяин постоялого двора отнял у него еду посреди трапезы и не вернул до тех пор, пока он не проехал на велосипеде на глазах у толпы зрителей.

В Константинополе Стивенс отдохнул и собрал запасы для следующего этапа путешествия, в том числе дополнительные спицы, маленькую бутылочку масла, средство для заклейки шины и запасную шину на заднее колесо. Кроме того, он приобрел специальную палатку, центральный стержень в которой заменял перевернутый велосипед. Неоднократно предупрежденный о грабителях восточной Турции, он зашил 68 долларов в турецкой валюте в свои штаны.

7 Ближний Восток

Далее путь Стивенса лежал через Армению, Курдистан, Ирак и Иран, в столице последнего — Тегеране — он перезимовал в качестве гостя шаха. Весной 1886 года Стивенс продолжил путь на восток. Он планировал въехать в Россию и через Сибирь достичь летом Владивостока. Но в персидском городе Мешхеде он узнал, что русские не разрешат ему пересечь их границу. Альтернативный путь лежал через Индию, но для того, чтобы добраться до нее, нужно было пересечь Афганистан — опасную землю, которой ему неоднократно советовали избегать. Не видя иного выхода, Стивенс пересек афганскую границу. Он успел добраться до западного города Фарах, прежде чем его арестовали по подозрению в шпионаже и депортировали в Персию. Теперь, когда сухопутный путь оказался полностью отрезан, Стивенс был вынужден вернуться в Константинополь поездом и кораблем и отправиться в Индию на пароходе.

8 Индия

Индийская жара поразила Стивенса. Он заменил американский шлем, который носил с Небраски на тропический шлем, отмечая, что «при такой температуре … осмотрительному белому для защиты от жара надлежит одеваться так же тщательно, как он бы делал это для защиты от мороза арктической зимы». После многочисленных приключений на индийской земле, включая остановку у Тадж-Махала, Стивенс прибыл в Калькутту, откуда он отплыл в Китай. Несмотря на жару, позднее он объявил, что Индия стала самой приятной частью путешествия, проделанного до сих пор.

9 Китай

В Гонконге западные дипломаты отговаривали Стивенса ехать по Китаю, но он не послушал их и высадился на большую землю в Кантоне. Ни на каком другом этапе путешествия Стивенс не чувствовал так сильно себя иностранцем. Внутри страны он с трудом добивался понимания. Даже спрашивать направление было затруднительно. «Словно утопающий, я неистово хватался даже за соломинку, не имея ничего более подходящего, и следовал их указаниям», — писал Стивенс. Чем дальше путешественник забирался в глубь страны, тем враждебнее становились толпы, и по крайней мере один раз Стивенс вытащил свой «Смит и Вессон», чтобы утихомирить окружающих его китайцев. Пять недель спустя — после того, как его чуть не закидали камнями до смерти, — Стивенс объявился в Шанхае, где сел на пароход до Японии.

10 Япония

На то, чтобы пересечь Японию, у Томаса Стивенса ушло чуть больше трех недель. Хорошие дороги и дружелюбное население затмили воспоминания о проблемах в Китае. 17 декабря 1886 года Стивенс въехал в восточный порт Йокогамы, проделав 13500 миль (по его собственным расчетам) своего кругосветного путешествия. Оттуда он отплыл в Америку.

11 Возвращение в Сан-Франциско

7 января 1887 года Томас Стивенс приплыл в залив Сан-Франциско и вошел в историю. Не владея ни одним из иностранных языков, при минимуме средств, ощущая враждебность в отдельных странах и преодолевая огромные трудности он совершил первое кругосветное путешествие на велосипеде. Кругосветка официально была зарегистрирована в различных географических обществах и организациях. Стивенс написал книгу в двух томах «Вокруг света на велосипеде», которая стала бестселлером.

Кругосветное велопутешествие? В самом деле? Не откладывая? Это почти 32,186 км исключительно на мускульной тяге водителя. Если вы не передумали насчёт «кругосветки», то вот вам несколько ответов на часто задаваемые вопросы, а также парочку ценных советов в дорогу.

Далеко ли ехать и какой маршрут удобнее всего?

Для тех, кто хочет официально войти в клуб велопутешественников, нужно соответствовать нескольким простым критериям, а также достичь определённых результатов. Следует сказать, что «законодателями мод» в этом деле являются специалисты, работающие над Книгой рекордов Гиннесса. Именно её эксперты устанавливают правила, по которым, кто-то может считаться тем, кто объехал Землю на своих двоих, а кто-то простым неудачником.

У кого спросить, проконсультироваться?

Как насчёт Марка Бомонта (Mark Beaumont), шотландского велосипедиста и искателя приключений, который в 2008 году установил новый для того времени рекорд, объехав земной шар за 195 дней. В среднем каждый день он проезжал около 150 км.

В своём недавнем интервью CNN, которое он дал незадолго до начала своего очередного путешествия через всю Африку (от Каира до Кейптауна), он дал несколько советов и разъяснений по этому поводу. Кстати, за африканскими приключениями Марка уже можно следить на его персональном веб-сайте .

Он пояснил, что кругосветное путешествие может происходить по любому маршруту, но должно соответствовать определённым общепризнанным критериям. Вполне вероятно, что вам, собственно, даже не придётся для этого огибать всю Землю. Хотя нет, шучу, всё же придётся. Достаточно просто крутить педалями на протяжении 29,000 км, стартовать и финишировать в одном и том же месте, всегда ехать в одном и том же направлении, пересечь «антиподные» (antipodal points) или, как их ещё называют, «диаметрально противоположные точки» на карте с отклонением, равным не более плюс/минус 2 градуса.

«Антиподные точки - это такие равноудалённые точки, которые расположены на противоположных сторонах земного шара. Их довольно тяжело «свести», но я проехал через Мадрид (Испания) и Веллингтон (Новая Зеландия)», - поделился Марк.

Большинство из таких путешествий, добавляет он, как правило, проходят в направлении с Запада на Восток, потому, что над большинством континентов преобладают западные «преимущественные» ветры умеренного пояса. Думаю, никто из вас не захочет ехать почти 30,000 км лицом против ветра. Что касается маршрута, то это целая комбинация факторов: как далеко велосипедист планирует заехать, что он хочет посетить и увидеть на своём пути, а также то, что является возможным, учитывая постоянно меняющуюся геополитическую ситуацию в различных уголках Земли. За эталон можно взять маршрут Бомонта, который пролегал по территории Испании, Португалии, Франции, Великобритании, Бельгии, Голландии, Германии, Польши, Украины, Румынии, Болгарии, Турции, Ирана, Пакистана, Индии, Таиланда, Малайзии, Сингапура, Австралии, Новой Зеландии, США.

Обязательно ли нужно проехать все 29,000 км?

Итоговая величина пробега на велокомпьютере прямо зависит от велосипедиста.

Как говорит Марк, перфекционисты, конечно, захотят во что бы то ни стало проехать всю дистанцию, однако некоторые найдут для себя удовлетворительным более короткое (или длинное) путешествие.

«В 1990-е гг., когда я жил в Австралии, то преодолел около 11,000 км между «южным континентом» и Лондоном. Длинна маршрута была такой «скромной» по двум причинам: во-первых, изначально, это было полу-кругосветное путешествие, а во-вторых, я путешествовал вместе со своей девушкой, что однозначно снижало темп езды. Кстати, потом мы расстались. Что стало причиной разрыва отношений? Знаете, спорт, путешествия, велорекорды забирают слишком много времени и, порой, не могут идти нога в ногу с отношениями. Но не будем об этом», - продолжает Бомонт. - «Кроме того, на длину дистанции повлияли нехватка времени, денег и соображения политического характера. Это означало, что мы совершили перелёт из Нью-Йорка в Нью-Дели, минуя Пакистан и Иран. Несмотря на это, нам всё равно казалось, что это очень длинный путь».

Сколько времени это займёт?

Помимо очевидного фактора расстояния, продолжительность поездки сводится к тому, сколько свободного времени вы имеете, а также сколько средств нужно потратить до и во время путешествия. Тут стоит сказать, что на самом деле, мало кто решиться составить конкуренцию Бомонту или даже побить его персональный «рекорд». Напомню, что Марк обогнул Землю за 195 дней, а мировой рекорд составляет 106 дней и 10 часов. Он принадлежит Алану Бейту (Alan Bate).

Между тем, некоторым людям требуется пару лет, чтобы это сделать. Что касается Марка Бомонта, то его персональное «велоиспытание» заняло около восьми месяцев. Потребовалось немало дней, проведённых в седле своего «алюминиевого коня», чтобы достичь этого результата. Но посреди затяжных серпантинов и долгих трасс также было время насладится тропическими пляжами Юго-Восточной Азии, Гималаями и другими чудесами матушки природы.

Какой велосипед лучше выбрать?

Традиционный ответ на это вопрос звучит так: «Это должно быть что-то надёжное и простое одновременно. Что-то со стальной рамой, однако можно выбрать и алюминиевую, чтобы она была достаточно надёжна во время преодоления умеренно и сильно пересечённой местности. Поверьте мне, на самом деле, современные алюминиевые сплавы по прочности ни в чём не уступают стали, зато намного легче её. Что касается навесного оборудования, то тут рекомендуется использовать комплектующие из высшей ценовой категории, которые являются наиболее качественными и выносливыми. Кроме всего, важно сказать, что выбор зависит от самоощущения самого райдера.

Например, я ехал на «лысой» шоссейной резине, использовал жёсткую, фиксированную по ходу вилку на велосипеде, выпущенном ныне несуществующей американской фирмой Klein, которая в своё время славилась качеством своих алюминиевых рам. Я выбрал столь выносливую «лошадку», зная, что впереди меня ожидают такие участки маршрута, как Лаос и Тибет, где не самые лучшие дороги в мире».

Он добавляет, что, модели от производителя под названием Koga , являются не менее надёжным вариантом для «кругосветки». Как и все качественные велосипеды, «кони» этой фирмы стоят недёшево. Например, одна из полностью оборудованных моделей для путешественников из линейки этого бренда сейчас стоит более $3750. Как бы там ни было, Бомонт подчёркивает, что по-настоящему надёжный велик для любого «кругосветчика» - это обязательная и неизбежная статья расходов.

В своё время один британский производитель велосипедов и комплектующих опросил трёх хорошо зарекомендовавших себя велопутешественников, включая Марка Бомонда. Им задали вопрос: какой тип переключения передачи они могли бы порекомендовать? Все сошлись во мнении, что для этих целей оптимально подходит планетарная втулка. К слову, это довольно дорогая, но более надёжная система, нежели традиционный блок задних звёздочек (кассета). Механизм переключения передач в «планетарке» хорошо защищён от внешних воздействий (воды и грязи, например), благодаря чему трансмиссия требует меньше ухода и имеет больший эксплуатационный ресурс по сравнению со схемой с внешним переключением передач.

Что касается шин, то все три велосипедиста рекомендуют шоссейные покрышки от немецкого производителя под названием Schwalbe Marathon Plus . Кроме профессионалов, такие «слики» очень популярны среди жителей городов и пригородной зоны, для которых важно соотношение цены и качества. Более того, они ведь «катают» исключительно по асфальту, а для этого не требуется шипастые велопокрышки.

Что ещё нужно?

Опять же, короткий ответ: «Всё зависит от вас».

«Проехав всю Азию, да и вообще, на протяжении всего моего путешествия, я останавливался в дешёвых гостиницах и хостелах, обходясь без палатки до самой Европы. Как правило, вам понадобиться небольшая одноместная и, я бы даже сказал, что очень миниатюрная палатка. Всё необходимое для поездки, я упаковал в две небольшие сумки, которые разместил в задней части велосипеда, в том числе небольшой набор запчастей и инструментов (ремкомплект) для ремонта моего транспортного средства. При выборе навесного «багажника», я рекомендую вам присмотреться к водонепроницаемым сумкам от Ortlieb - настоящей иконы для всех триатлонистов.

Кроме того, вот, что я ещё вам скажу: отправляйтесь налегке, не берите лишнего с собой. Золотое правило во время того, когда вы решаете, что взять с собой - берите меньше, чем вы думаете взять. Потом не пожалеете», - говорит Марк. - «В дороге, рано или поздно, вам придётся тащить всё это в гору и, как ни странно, спустя всего неделю таких мучений, вас непременно посетит мысль найти ближайшее почтовое отделение и отправить что-то назад домой. На самом-то деле, удивительно, как мало нам нужно иметь с собой в поездке».

В чём «изюминка» и основная прелесть кругосветного путешествия?

Как говорит Марк, путешествие обогащает эмоционально и закаляет физически, позволяет увидеть мир и людей, которые живут на том конце Земли.

«На отрезке пути, длинной в 20,000 км между Аляской и Аргентиной, я видел девственные леса Северной Америки, жаркие пустыни и морские побережья, плоские равнины Патагонии и суровый край, известный всем как Огненная Земля. Около месяца я ехал верхом из Лхасы в Катманду, пересекая живописные, и часто устрашающе пустынные перевалы Тибетского нагорья».