Под давлением. Как физические нагрузки влияют на зрение

Плавание - одно из наиболее эффективных коррекционно- оздоровительных средств в работе с детьми с депринацией зрения. Оно является жизненно необходимым навыком для любого человека. Благодаря специфическим условиям водной среды создаются благоприятные условия для формирования осанки, свободных двигательных действий, снимается нагрузка с позвоночнио, снижается мышечное и психоэмоциональное напряжение, сковашость движений, улучшается деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышается жизненная емкость легких, увеличивается интенсивность обменных процессов, активизируется познавательная деятельность (Куничев JI.A., Аробян Р.И., 1976). Кроме ~ого, в процессе плавания воспитываются: дисциплинированносгь, смелость, решительность, настойчивость в преодолении трудностей и пр. Таким образом, прикладное значение и коррекционно-оздоровительная направленность плавания обусловливает необходимость широкого использования его как в реабилитационной, так и в рекреативной работе с детьми" с депривацией зрения.
Основной формой организации обучения плава-шю является учебно-тренировочный урок. Наполняемость группы -10 человек, иногда используется индивидуальная форма обучения. Продолжительность занятий 60 мин (30 мин на суше и 30 мин в вэде).
Основными задачами в обучении плаванию детей младшего школьного возраста с нарушением зрения являются: уррепление здоровья, разностороннее физическое развитие, закаливаьие, овладение техникой спортивных способов плавания, овладение навыками пространственной ориентировки в водной среде. Обучение плаванию включает специальные (коррекционные) задачи, направленные на активизацию сохранных анализаторов, коррекцию зрительного и слухового восприятия, развитие двигательной памяти, развитие двигательной и познавательной деятельности (включение мыслительных процессов), а также коррекция вторичных отклонений в физическом развитии, предупреждение возникновения нарушений опорно-двигательного аппарата, развитие функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем и увеличение словарного запаса за счет использования новых терминов.
К особенностям обучения незрячих детей плаванию относятся: затруднение восприятия (осязательно-слухового) учебного материала, отсутствие возможности зрительного подражания, отсутствие навыка пространственной ориентировки в водной среде, страх неизведанного пространства, относительно низкая температура воды, необычное положение тела, боязнь столкновений и пр.
Обучение плаванию начинается с формирования навыка пространственной ориентировки в воде, а именно - с ориентировки детей относительно места проведения занятий, определения входа и выхода из воды, глубины в различных местах бассейна. Традиционные методические приемы показа, используемые в обучении нормально видящих детей, незрячему ребенку не доступны. Поэтому применение дополнительных звуковых, осязательных и обонятельных ориентиров поможет адаптации к непривычной водной среде. В качестве ориентиров в условиях водной среды особое значение приобретает звуковая сигнализация. С помощью звуковых сигналов (голоса, хлопков, звука погремушки, бубна, свистка и др.) можно организовать незрячих учащихся, указывая направление движения, место сбора, предупредить об опасности и т.д. Акустический шум бассейна затрудняет слуховое восприятие, поэтому необходимо пользоваться разнообразными как по характеру, так и по силе звучания сигналами, сочетать разные звуки, что будет способствовать свободному ориентированию учащихся в водной среде. Дети должны знать и неукос-нительно выполнять упражнения на условные звуковые сигналы. Занимающихся предварительно знакомят с командами и терминологией, которой они будут пользоваться во время занятий. Например, короткий сигнал свистка - начало выполнения упражнения, длинный сигнал - прекратить выполнение упражнения; по сигналу присесть - выдох под водой, услышав стук под водой (по поручню), встать - вдох; многократные сигналы - выход из воды, и др. В методике обучения незрячих используются осязательные, мышечно-суставные ощущения и восприятия. Можно пользоваться ориентирами, которые помогут незрячему ребенку определить направление движения (лестница, бортик бассейна, поручень, дорожка, яркие флажки или игрушки, установленные в местах для поворотов, различные подошвенные ощущения дна бассейна и пр.).
При изложении учебного материала ведущее значение приобретает метод объяснения. Объясняя движение и дазая указания, педагог прежде всего пользуется общегринятой спортивной терминологией, однако, учитывая возрастные особенности детей младшего школьного возраста и способы восприятия учебюго материала незрячими, широко применяется объяснение в форме образных выражений. Речь преподавателя должна быть выразительной, лаконичной, понятной. Запоминание двигательных действий у незрячих детей занимает намного больше времени, чем у нормально видящих. Поэтому на занятиях с детьми с недостаточностью зрения больше времени требуется на объяснения и показ, многократное повторение отдельных элементов, с опорой при этом на зри~ельные, слуховые, осязательные, обонятельные и мышечно-двигательные ощущения. Чем тщательнее и последовательнее будут изучаться элементы, тем лучше ребенок с депривацией зрения поймет упражнение в целом.
Следующий этап обучения технике плаванич начинается с разучивания на суше плавательных упражнений имитационного характера, дающих представление о движениях в воде, с последующим переносом разученного умения в водную среду. К ним относятся: «подуй на воду как на горячий чай»; «подбрасывай воду носками ног так, чтобы над носками образовался фонтан», имитация работы ног способом кроль; «мельница» руками вперед, назад; имитация гребковых движений способом кроль лежа на скамейке, с резиновыми амортизаторами и пр. Резиновые амортизаторы применяются с целью получения информации о сопротивлении воды во время гребка. В комплекс упражнений на суше включаются упражнения на задержку дыхания. Например, на счет 1-2 вдо<, а на счет 1-8 продолжительный полный выдох. Это упражнение следует выполнять как на месте, так и в движении. Общеразвивающие и специальные упражнения, выполняемые ьа суше, способствуют не только общему физическому развитию детей, созданию представлений о предлагаемых им плавательных упражнениях, но и белее успешному освоению техники спортивного плавания. Необходимость выполнения специальных упражнений на суше этмечали Б.И. Холодков (1970), В.Ф. Афанасьев (1971), Л.П. Макаренко (1976), Д.О. Силантьев и Н.Г. Байкина (2001), и др.
На суше необходимо добиваться правильного выполнения имитации плавательных движений. Для адекватного восприятия учебного материала целесообразно использовать специальные средства наглядности. К ним относятся: плакаты, рисунки, рельефные изображения горизонтального положения тела на воде в положении на спине, на груди; погружения в воду с головой (с задержкой дыхания, с выдохом в воде); скольжения в воде с плавательной доской и без доски в положении «торпеда»; движения ногами «кролем» на груди, на спине, брассом. При демонстрации наглядных пособий педагог должен в словесной форме описать изучаемое движение. Помимо наглядных пособий используется наглядно-практический метод обучения, когда ученик осязательно опознает и идентифицирует изучаемые объекты: имитацию движений рук, ног, головы, а также движения губ во время вдоха и выдоха, закругленный и прямой конец плавательной доски, надувные игрушки, озвученные предметы, свисток, секундомер и пр., используемые в процессе обучения.
Очередной этап обучения плавательным движениям детей с депривацией зрения - формирование базовых навыков: освоения водной среды (ознакомление с гравитационными свойствами воды, овладение водным пространством); погружения в воду; лежания на воде (на всплывание в группировке - «поплавок», согнувшись - «медуза», вытянувшись - «звездочка»), скольжения в положение «торпеда» на груди и спине. Для формирования топографических представлений и навыков пространственной ориентировки в водной среде следует давать задания (игры, сюжетно-ролевые, игровые ситуации) на прохождение различных дистанций вначале с партнером, а затем самостоятельно.
Занятия плаванием будут более эффективны, если обучение любому плавательному упражнению в воде начинать в облегченных условиях: на мелком месте, держась руками или одной рукой за неподвижную опору (бортик, поручень, дорожка), а затем с применением подвижной опоры (плавательная доска, поддерживающие средства, резиновые игрушки, работа в парах и пр.), и только после освоения разучиваемого упражнения переходить к его выполнению в скольжении на груди и спине. При плавании на груди и спине с доской предварительно изучить способы держания доски (на груди, под головой, на вытянутых руках большой палец сверху, остальные снизу, и др.). Прекрасным средством начального обучения, способствующим развитию координации движений, вестибулярной устойчивости, ориентировки в пространстве, ловкости является плавание с различными вращениями и изменениями направлений. Например, проплыть 3 м на груди в положении «торпеда», по сигналу педагога повернуться на спину, продолжая движение, упражнение повторить 2-3 раза.
Процесс обучения любому плавательному движению осуществляется в следующей последовательности: на суше, на мелкой части бассейна, у неподвижной опоры (бэртик бассейна, поручень, дорожка), с применением подвижной опоры (плавательная доска, поддерживающие средства, помощь педагога или партнера), разучивание техники дыхания, разучивание скольжения, изучение движений ногами, руками при плавании способом кроль на груди, на спине.
Следующей фазой обучения является разучивание согласования движений руками и ногами (на каждые два гребьа руками выполняется шесть движений ногами, отметить ведущую роль р/к), согласования движений руками с дыханием (с плавательной доской, без доски), согласования движений руками и ногами с дыханием.
Завершающая*фаза обучения - проплыть 25-50 м в полной координации.
Закрепление навыка выполнения того или иного движения у незрячих происходит значительно медленнее, чем у нормально видящих. В связи с этим следует в одном занятии выполнять не более трех новых упражнений. Каждое последующее упражнение следует начинать только после усвоения предыдущего. Не следует забывать об упражнениях на расслабление («медуза»), а также упражнениях на снятие зрительного утомления (быстрое моргание глазами, «ззездочка» на спине с закрытыми глазами и др.) В работе с незрячими младшего школьного возраста целесообразно использовать игровой и соревновательный методы обучения, способствующие формированию положительных эмоций, ощущению радости, желанию заниматься плаванием. Включение игр, соответствующих тематике конкретного занятия, сюжетно-ролевых игр, свободного плавания в заключительной части урока на протяжении 3-5 мин увеличивают двигательную плотность урока, число повторений и способствуют закреплению формируемых навыков. Таким образом, каждый урок является одним из звеньев ряда уроков, представляющих собой в совокупности единый учебно-восплательнык процесс.
Процесс обучения плаванию можно разделить на три этапа, на первом этапе - ознакомление с воднэй средой и освоение подготовительных упражнений в воде, второй этап - изучение техники плавания «кроль на груди» и «кроль на спине», третий этап - совершенствование техники плавания изученных способов. После освоения техники плавания способами «кроль на груди и на спине» можно приступать к изучению способов «брасс» и «дельфин».
В целях профилактики травматизма и дифференцировки расстояния следует учить детей определять длину проплываемого отрезка по количеству повторений дзижений (гребков, >даров ногами и т.д.). Отработке техники движеьий препятствует боязнь столкновений. В связи с этим целесообразно организовать заплывы на эазных дорожках, что позволит занимающимся чувствовать себя более уверенно и сосредоточиться на выполнении изучаемого упражнения. Как показывает анализ научно-методической литературы, плавание показано всем детям, имеющим нарушение зрения. Однако при некоторых глазных заболеваниях предусмотрены ограничения в прыжках в воду с вышки, трамплина, тумбочки. К таким заболеваниям относятся: миопия высокой степени (выше 6 D), отслойка сетчатки, опухоли мозга и глаза, глаукома, послеоперационный период после замены хрусталика (первые полгода).
Знание специфических особенностей обучения младших школьников с депривацией зрения, правильное применение приемов помощи и страховки позволит тренеру-педагогу помэчь детям ознакомиться с новыми условиями занятий (водной средой), освоить базовые плавательные навыки, освоить спортивные способы плавания, а также совершенствовать такие качества, как быстрота, ловкость, выносливость, сила, улучшить деятельность дыхательной системы, предупредить развитие нарушений опорно-двигательного аппарата и пр.

Попробуем разобраться вместе с Мариной Минаевой, офтальмологом, врачом высшей категории

Откуда проблемы?

НЕ ДВИГАЮТСЯ. Дети работают с компьютером и будут это делать - таково требование времени. Но нельзя забывать о временных ограничениях: до 5-6-х классов компьютер фактически должен быть запрещён; ученики 7-8-х классов могут сидеть за ним не более 40 минут в день, к 10-му классу - час. Скажите, кто эти нормы соблюдает? Отсюда и проблемы... Бывает и так: родители строго следят за временем пребывания ребёнка у компьютера, но не обращают внимания на длительное просиживание у телевизора, на многочасовые игры с мобильным телефоном или телевизионными приставками, т. е. на всё то, что заставляет сидеть на одном месте, часто в вынужденной позе.

Первопричины снижения зрения у детей разных возрастов - усиливающаяся из года в год склонность к гиподинамии (низкая физическая активность) и ожирению, длительная напряжённая работа глазами на близком расстоянии, зачастую при плохом освещении, а также наличие вегетососудистой дистонии, вызывающей ухудшение циркуляции крови, в том числе в сетчатке и зрительном нерве.

НЕ ТАК СИДЯТ. У многих детей к 10 годам появляется сколиоз (искривление позвоночника), что ухудшает кровоснабжение головы, а значит, и глаз.

НЕ ТО ЕДЯТ. Чем проще пища, тем она здоровее: в ней больше витаминов и микроэлементов. Так как в современном питании очень много жиров, рафинированных углеводов (сладостей), искусственных красителей, нынешние дети имеют больший вес, чем их сверстники 20-30 лет назад. А избыточный вес может провоцировать в числе прочего и снижение зрения, так как приводит к затруднению кровообращения, создаёт более выраженную нагрузку на позвоночник, усугубляет гиподинамию.

Что делать?

НЕ ЗАДИРАТЬ ГОЛОВУ. Экран монитора должен находиться на уровне глаз ребёнка или немного ниже. Часто получается, что ребёнок, садясь за стол родителей, задирает голову вверх. Пережимается шейный отдел позвоночника, появляются головная боль, усталость, затуманивание зрения. Надо поднять сиденье ребёнка на должную высоту.

ПОДБИРАТЬ ШРИФТ . Чем младше ребёнок, тем крупнее должны быть буквы. Не усиливайте яркость экрана. Свет должен падать слева (для левши, наоборот, справа). Если приходится сидеть за уроками долго, каждые полчаса надо делать перерыв на 10-15 минут вне зависимости от того, читает ребёнок книгу или сидит за монитором.

СОБЛЮДАТЬ РАССТОЯНИЕ И РЕЖИМ. При чтении расстояние от глаз до книги должно равняться длине от локтя до кончиков пальцев, до монитора компьютера - 60 см. От телевизора нужно отодвинуться минимум на 2,5-3 метра.

Заведите правило: заранее обговаривайте с ребёнком, сколько времени он может работать за компьютером или смотреть телевизор. Если он начал дёргаться, тереть глаза, постоянно менять позу - значит устал, и компьютер надо выключать.

БОЛЬШЕ ГУЛЯТЬ. Во-первых, на улице ребёнок больше двигается, что очень полезно для улучшения кровоснабжения. Во-вторых, у него больше возможности смотреть вдаль и тренировать мышцы глаз, которые в помещении не получают нагрузки, что в конечном итоге приводит к ухудшению зрения. При любой возможности и особенно после зрительных нагрузок - уроков, компьютера, чтения - просите ребёнка смотреть вдаль и, например, глядя в окно, описать в мелких деталях, как выглядит какой-нибудь объект, находящийся достаточно далеко.

СПОРТ. Плавание, лыжи, упражнения с гантелями - всё, что развивает верхний плечевой пояс, улучшает кровоснабжение, в том числе глаз. Дети, унаследовавшие близорукость, гораздо меньше страдают ею, если занимаются плаванием. Очень полезны курсы массажа спины и воротниковой зоны.

СЛЕДИТЬ ЗА ПИТАНИЕМ И ЗДОРОВЬЕМ . В любое время года на столе должны быть фрукты, овощные салаты. Для поддержания зрения необходимы сливочное масло, печень трески, яйца, орехи, морковь, фасоль, овсянка, гречка, мясо, рыба. Раз в полгода обязательно нужно показываться окулисту. Вовремя выявленные нарушения, как правило, обратимы.

Как делать упражнения для глаз, можно узнать в нашем разделе ВИДЕОУРОКОВ >>>

Кстати

Плохой знак. Заподозрить нарушение зрения у ребёнка можно, если он пытается очень близко сесть к экрану телевизора или монитору компьютера, если после непродолжительных зрительных нагрузок начинает капризничать, тереть глаза.

«Ставропольский государственный педагогический институт»

в г. Ессентуки

Психолого-педагогический факультет

Кафедра физической культуры

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Организация и проведение занятий

по плаванию со школьниками средних классов, имеющими нарушения зрения




ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..

ГЛАВА I. ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ПЛАВАНИЮ СО ШКОЛЬНИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ.....................


1.1.Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями

зрения………………………………………………………………………


1.2. Методика адаптивного физического воспитания детей с

нарушениями зрения………………………………………………………


1.3.Плавание как коррекционно-оздоровительное средство в работе с детьми с депривацией зрения…………………………………………..


1.4.Методика проведения занятий по плаванию со школьниками с нарушением зрения……………………………………………………….


ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ....................................................................................


2.1. Методы и организация исследования……………………………….

2.2. Оценка уровня развития физических способностей учащихся 8-

классов с депривацией зрения……………………………………………


ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….......

ЛИТЕРАТУРА …………………………………………………………............

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………...........................

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Одним из наиболее тяжелых видов нарушения здоровья приводящих к социальному дефекту социальной недостаточности, является полная или частичная утрата зрения: слепота и слабовидение. Не смотря на реальные достижения , распространенность слепоты в мире снижается медленно.

Роль зрительного анализатора в психическом велика и уникальна. Нарушение его деятельности вызывает у детей значительное затруднения в познании окружающего мира, ограничивает общественные контакты и возможности для занятий многими .

В процессе адаптивного физического воспитания осуществляются специальные задачи, которые имеют коррекционную, компенсаторную, профилактическую, а в случае необходимости, лечебно-восстановительную направленность.

Методика адаптивной физической культуры имеет существен­ные отличия, обусловленные аномальным развитием физической и психической сферы детей с депривацией зрения, поэтому занятия адаптивной физической культуры имеют коррекционную направленность.

Недостаточный объем общей двигательной активности детей школьного возраста при повышенной зрительной нагрузке может способствовать развитию деприваций зрения.

У детей с нарушением зрения организм подвержен постоянным стрессам не только из-за системно-функциональных нарушений, но и вследствие вынужденной гиподинамии. Слабовидящие дети не получают необходимый ежедневный объём движений, что ухудшает состояние их организма и способствует прогрессированию заболеваний. Гиподинамия усугубляет любое нарушение развития в физическом состоянии детей и приводит к патологии всего нервно-мышечного аппарата, поскольку представляет резкое снижение активности мощного естественного стимулятора всех функций организма и нервно-психического тонуса.

Особенностью занятий по плаванию для детей с нарушением зрения, является то, что все они имеют коррекционную направленность и способствуют устранению двигательных нарушений и недостатков физического и функционального развития детей с нарушениями зрения.

Плавание одно из эффективных коррекционных средств в работе с детьми с депривацией зрения. Оно является жизненно необходимым навыком для любого человека.

Одной из важнейших задач занятий плаванием с детьми, имеющими нарушения зрения является коррекция двигательных недостатков, возникших в результате дефекта зрения.

Вопросы проведения занятий по плаванию для детей имеющих нарушение зрения рассматриваются в работах известных специалистов в области со слабовидящими детьми: ; ; ; ; ; .

На основании вышеизложенного была определена тема исследования: «Организация и проведение занятий по плаванию со школьниками средних классов, имеющими нарушения зрения»

Цель исследования. совершенствование методики проведения занятий по плаванию для детей среднего школьного возраста, имеющих нарушение зрения.

Объект исследования – учебный процесс по плаванию, детей с нарушением зрения.

Предмет исследования: методика проведения занятий по плаванию детей с нарушением зрения.

Гипотеза. Предполагаем, что занятия по плаванию повышают двигательные и функциональные способности детей, возникшие в результате дефекта зрения.

Задачи исследования:

Провести анализ литературных источников по проблеме исследования.

2. Разработать программу оздоровительного плавания для детей с депривацией зрения

3.Экспериментальная оценка эффективности занятий.

Методы исследования: анализ литературных источников по проблеме исследования, педагогический эксперимент, тестирование, функциональных проб, двигательных тестов и математической статистики

База исследования: исследование проводилось на базе МБОУ ДОД ДЮСШ Муниципального Предгорного района. В исследовании приняли участие 4 школьника с нарушением зрения.

Теоретическая значимость исследования. В процессе исследования рассмотрено: оздоровительное значение плавания на организм школьников; дана психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения; определена методика проведения занятий по плаванию для школьников с нарушением зрения.

Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут применяться в практической деятельности студентов-практикантов, тренеров – преподавателей по адаптивной физической культуре.

Структура и объем ВКР. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложений. Работа изложена на 47 страницах (текст работы на 44 страницах, приложения на 3 страницах). Работа содержит 2 таблицы и 6 диаграмм. Список литературы включает в себя 27 источников по проблеме исследования, из них 3 – интернет-ресурсы.

ГЛАВА 1. ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ПЛАВАНИЮ СО ШКОЛЬНИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ

1.1.Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения

Зрение — самый мощный источник информации о внешнем мире. 85—90% информации поступает в мозг через зрительный анализатор, и частичное или глубокое нарушение его функций вызывает ряд отклонений в физическом и психическом . Физические упражнения общеразвивающего характера, применяемые в сочетании со специальными упражнениями для цилиарной мышцы, укрепляющими аккомодацию, оказывают положительное влияние на функции миопического глаза.

Демирчогляна, и др. показали, что изменения здоровья детей тесно взаимосвязаны с функциями органа зрения, а именно, заболевания внутренних органов, нервной системы и позвоночника часто сочетались с , нарушениями аккомодации.

Ростомашвили показали, что 87% учащихся школы-интерната для слепых и слабовидящих помимо заболеваний глаз имеют патологию других органов и систем: заболевания нервной системы, опорно-двигательного аппарата; болезни уха, горла, органов дыхания, пищеварительной системы; врожденные пороки .

Зрительный анализатор обеспечивает выполнение сложнейших зрительных функций. Принято различать пять основных зрительных функций: центрального зрения; периферического зрения; бинокулярного зрения; цветоощущения; цветоощущения.

Центральное зрение требует яркого света и предназначено для восприятия цветов и объектов малых размеров. Особенностью центрального зрения является восприятие формы предметов. Поэтому эта функция иначе называется форменным зрением. Состояние центрального зрения определяется остротой зрения. В медицинской терминологии острота зрения обозначается Visus. Единица измерения оптической среды глаза — диоптрия (D). Острота зрения правого глаза — Vis OD, левого — Vis OS. Зрение, при котором глаз различает две точки под углом зрения в одну минуту, принято считать нормальным, равным единице (1,0). Форменное зрение развивается постепенно: оно обнаруживается на 2—3 месяце жизни ребенка; перемещение взора за движущимся предметом формируется в возрасте 3—5 месяцев; на 4—6 месяце ребенок узнает ухаживающих за ним родственников; после 6 месяцев ребенок различает игрушки — Vis-0,02—0,04, от года до двух лет Vis-0,3—0,6. Узнавание формы предмета у ребенка появляется раньше (5 месяцев), чем узнавание цвета.

1. Плавание, как профилактика сопутствующих

заболеваний детей с нарушением зрения;

2. Значение плавания;

3. Традиционная и одновременная методика;

4. Детский сад и бассейн;

5. Особенности обучения;

6. Коррекционные задачи;

7. Физическая подготовленность в каждой возрастной

8. Ласты помогают плавать!;

9. В результате – плывем! (праздники, соревнования);

10. Отношение родителей к плаванию;

11. Диагностика;

12. «Двигательный» фундамент у родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Плавание в детском саду, как

профилактика сопутствующих заболеваний

детей с нарушением зрения.

Занятия плаванием является эффективным средством оздоровления, физического развития и закаливания детей. Водная среда и создаваемое его физическое, механическое, биологическое и температурное воздействие являются причиной множества благоприятных реакций организма, стимулирующих функциональное развитие всех систем, а также профилактику и лечение разных заболеваний опорно – двигательного аппарата, сердечно – сосудистой дыхательной, нервной системы.

Систематические движения в горизонтальном положении при плавании являются прекрасным корригирующим средством, устраняющим различные нарушения в осанке – сутулость, искривления позвоночного столбца в различных плоскостях (сколиоз, кифоз), тугоподвижность суставов. Наибольший эффект при дефектах осанки дает плавание брассом, несколько меньшей – кролем на груди и спине. Работа ног тренирует мышцы и связки голеностопного сустава, предупреждает деформацию стопы.

Помимо основной физической нагрузки, дети испытывают дополнительное воздействие на орган зрения.

При попадании воды в глаза раздражается слизистая оболочка.

Ребенок начинает часто моргать, вследствии чего происходит рефлектоное сокращение глазных мышц, что способствует

улучшению кровообращения глазного яблока и благодаря чему повышается острота зрения и уменьшается угол косоглазия.

Не даром, еще в древние времена основным методом лечения глаз являлась чистая вода.

Постоянные занятия плаванием облегчают и ускоряют адаптацию (приспособление) организма к специфическим условиям водной среды, позволяют снизить заболеваемость ОРЗ и детских инфекций.

Правильный режим жизни ребенка, целесообразное использование естественных факторов – воздуха, вода и свет солнца – укрепляет и закаливает организм ребенка, повышает резинстентность к воздействию слабых отрицательных факторов (к болезням).

Значение плавания.

Известно, что в первые годы жизни ребенка плавание имеет немаловажное значение для его полноценного и разностороннего развития – не только физического, но и нервно – психологического.

Плавание – это не только вид спорта; скорее это жизненно важный навык, необходимый человеку в разнообразных ситуациях.

Если ребенка научить свободно держаться на воде и плавать, то его жизнь будет ограждена от возможной беды.

Интеллектуальное развитие ребенка непосредственно связано с его двигательной активностью. Занятие плаванием как раз и является одним из способов развития его способностей. «Водные» дети, которые начали учиться с момента прихода в детский сад, - имеют более развитую дыхательную систему, чем «сухопутные» (очень редко посещавшие бассейн), что способствует не только повышению выносливости, но и развитию речевых навыков, и улучшению остроты зрения. «Водные» дети обожают плавать (Е.Ю.Мухортова).

В результате частого пребывания в воде у детей появляются чувства безопасности (особенно проявляющееся при нырянии и прыжках в воду), развивать такие черты характера, как самообладание, уверенность в своих силах, настойчивость, мужество и решительность. Опасности, с которыми на первых порах сталкиваются дети, обязывают их строго выполнять правила, требуют дисциплины и умения оказать помощь. «Он не умеет ни читать, ни плавать», - так древние греки говорили о необразованном человеке, считая, что плавание – не только оздоровительное, но и образовательное имеет значение (Н.Г.Соколова).

Целью программы, примеряемую по обучению плаванию, является овладения жизни и здоровье сберегающим навыком

Плавания, для осуществления которой необходимо решить следующие задачи:

  • Расширять знание о значении занятий плаванием;
  • Учить не бояться воды;
  • Учить держаться на воде;
  • Учить погружаться в воду;
  • Учить движениям руками, ногами различными способами плавания;
  • Учить плаванию различными способами в полной координации;
  • Учить использованию элементов прикладного плавания;
  • Учить смене способов при плавании на максимально возможное расстояние.

Уметь проявлять инициативу и принимать самостоятельные решения в возможных ситуациях на воде.

Комплексное совершенствование физическое и морально – волевых качеств: ловкости, силы, выносливости, быстроты ориентировки, а также находчивости, смелости, воли к победе (Т.А.Протченко).

Занятия в воде и выполнение различных движений, связанных с преодолением её сопротивления – важнейший фактор гармоничного развития малыша.

От всех известных человечеству физических упражнений плавание отличается двумя присущими только ему особенностями: тело человека при плавании находится в особой среде – воде, а движение пловца выполняется в горизонтальном положении.

И то, и другое, да еще и в сочетании с плавательными движениями, оказывает на организм человека прекрасное оздоровительное действие. Человек всегда был связан с водой.

Вода, окружавшая первобытного человека, заставила его научиться плавать, чтобы выжить в суровых условиях. Изображения на древних вазах, амфорах, гробницах, скалах свидетельствуют о том, что люди плавали, выполняя движения, напоминающие современные способы кроль на груди и брасс.

Умение плавать сохраняет жизнь, укрепляет здоровье, способствует закаливанию организма, доставляет много радостных минут во время отдыха на берегу реки, моря. Вот почему важно научить ребенка плавать.

В настоящее время существует две методики: традиционная и одновременная.

  • Традиционная методика описана в книге Т.И.Осокиной «Обучение плаванию в детском саду».

В этой методике уделяется большое внимание младшей и средней группам. Здесь весь период обучения расписан по этапам. Эту методику мы берем как базовую, когда нужно ознакомить детей с водой, научить без боязненно передвигаться

по дну и учить двигать руками и ногами тех детей, у которых нарушена координация движений.

Первый этап обучения самый важный.

Дать ребенку почувствовать, что он «дружит» с водой. Ему нравится, что он передвигается и медленно, и быстро, что пускает «маленькие» и «большие» пузырьки, что может возить игрушки на «кораблике» (доска) с одного берега на другой, погружаться за игрушкой на дно и восклицать, что вода его подняла. Так он научился лежать на воде.

Выполнив упражнение на всплывание, ребенок учится принимать на поверхность воды горизонтальное положение, которое является исходным для разучивания плавательных движений.

Всплывание является вторым основным этапом обучения.

Выполнив упражнение на всплывание, ребенок учится принимать на поверхности воды горизонтальное положение, которое является исходным для разучивания плавательных движений.

Всплывание является вторым основным этапом в системе обучения.

Для того, чтобы начать изучение способа плавания ребенок должен в совершенстве овладеть навыком скольжения – третий этап.Упражнение этого рода, - пишет А.Ганике, - скоро убеждает учащегося, что он прекрасно поддерживается водой, и в этом сознании кроется вся тайна искусства плавания.

Скольжения могут выполняться на груди и на спине, на боку с различными положениями рук. Скольжение осуществляется толчком от дна или стенки бассейна (для первоначального обучения с доской, с мячом в руках). Перед толчком сделать глубокий вдох и, задержав дыхание скользить у поверхности воды до полной остановки. Это меняет расположение центров тяжести и плавучести, содействует тому, что обучаемый быстрее овладевает навыками равновесия и приучает правильно регулировать горизонтальное положение тела в воде.

Также как и в первом этапе, так и в последующих, на каждом занятии применяются упражнения на дыхание. Важно делать их в начале занятий и после упражнений на задержку дыхания (всплывание, лежание, скольжение). Это могут быть обычные выдохи при погружении с головой в воду по 5 – 10 раз. При выполнении дыхательных упражнений, вдох делают только через рот, а выдох должен быть полным, глубоким, непрерывным.

Используя параллельно – последовательную систему обучения, сначала ребенок овладевает двумя сходными по структуре движений способами плавания: кроль на груди и кроль на спине; далее обучаемый изучает способы брасс на груди и брасс на спине; на третьем этапе осваивает технику дельфин, а на четвертом – плавание на боку.

Параллельно - последовательное изучение двух способов плавания наиболее целесообразно по ряду причин:

увеличивается число упражнений для изучения отдельных элементов и способов в целом, что в свою очередь, обеспечивает последовательное освоение и прочное закрепление основных навыков в изучаемых способах; повышается интерес занимающихся к уроку и периоду обучения, сокращается время на решение основных задач каждого этапа; принимается единая и наиболее прогрессивная последовательность изучения всех способов плавания. Последовательность обучения различными способами плавания в какой-то мере соответствует принципу «от простого – к сложному». Обучение различными способами плавания на каждом этапе проводится с помощью целостно – раздельной системы. Вначале путем объяснения, демонстрации способа и попытки ребенка плыть создается представление об изучаемом способе в целом, затем планируется освоение отдельных элементов техники – движение ног, движение рук и следующий этап – в полной координации (т.е. работа рук, ног в сочетании с дыханием).

Остальное время отводится последнему этапу – совершенствование техники изученного способа плавания.

  • Как только дети освоятся с водой, у которых не нарушена координация движений, можно применять одновременную методику, разработанную Т.А.Протченко – главного специалиста по плаванию города Москвы.

Эта методика описана в практическом пособии Т.А.Протченко

Ю.А.Семенова «Обучение плаванию дошкольников и младших школьников».

Она предусматривает обучение плаванию за 16 – 18 занятий, доступна даже детям всех возрастов. Одновременная методика актуальна в нашем детском саду компенсирующего вида.

Особенность данной методики в том, что она предусматривает увеличение времени нахождения ребенка в воде на каждом занятии, а также сокращен период освоения в водной среде за счет уменьшения числа повторения упражнений в статических положениях типа «поплавок», «медуза».

Важным отличием этой методики является то, что ребенок в первую очередь обучается всеми способами плавания, и в дальнейшем выбирает тот способ плавания, который получается лучше.

Задачи, которые определены в программе по обучению плаванию, применяя одновременную методику, разработанны

Т.А.Протченко и Ю.А.Семеновым.

Одновременная методика доступна детям каждого возраста. Но для возрастной категории предусматривается определенная последовательность постановки и решения задач подбора упражнений и приемов обучения.

На сегодняшний день эта методика более чем современная. Она позволяет проводить занятия насыщенно, интересно. Дети сразу не могут понять, почему так всего много задают и брасс, дельфин и кроль на груди, и кроль на спине.

Потом они привыкают к этим нагрузкам и уже одним способам плавания плавать им не интересно. Но, хочу заметить, как я уже писала выше. Не для всех детей подходит одновременная методика на начальной стадии обучения:

Ослабленным детям;

Детям с нарушением координации;

Детям, отстающим в физическом и умственном развитии;

Дети, панически боящиеся воды (это связано с патологией зрения).

Но, тем не менее, дети с 6 – 7 годам вплотную (Т.А.Протченко) приближаются к выполнению норматива «Умею плавать», владея любым способом плавания.

В первой и второй младших группах доступно и наглядно знакомлю детей с некоторыми свойствами воды. Не составляет

для них сложности и лежание на воде, когда её по колено или чуть больше; ползание по дну «крокодильчики». Самостоятельно входить в воду и передвигаться ножками по дну бассейна.

Приучать к простейшим передвижениям и к погружению. Ходьба, бег, прыжки в воде, различные движения руками знакомят детей с сопротивлением воды. Стараться лежать (с опорой) в нарукавниках на груди и на спине. Выполнять простейшие приемы выдоха в воду.

Обучение основным движениям рук (в нарукавниках)

В ходьбе;

Движение рук способом брасс («разгребать» воду, «толкать» воду в стороны);

Движение рук способом дельфин («летят бабочки», в прыжке – прыгаем и «летим»);

Движение рук способом кроль («мельница», толкаем водичку назад);

В скольжении;

Движение рук брассом и кролем на груди.

ОБУЧЕНИЕ ОСНОВНЫМ ДВИЖЕНИЯМ НОГ

(нарукавники, доска)

Движение ног способом: кроль на груди, кроль на спине.

ДЫХАНИЕ

Поверхностный выдох («плывет льдинка», «ворчун»);

Выдох в воду (упражнение «водолаз», «мотор», «у кого много, много пузырьков?»).

В средней возрастой группе обучения нацелено на закрепление и совершенствование навыков, которые приобрели в младшей группе; на формирование у детей умения находиться

в воде без опорном положении лежать, всплывать и скользить; правильно дышать, открывать глаза в воде; погружаться.

Происходит обучение движениям рук и разучивание движения ног. Уметь выполнять более сложные передвижения в воде с игрушкой, с доской, с мячом и т.д., с погружением и выдохом в воду. Плавать удобным для себя способом.

ОБУЧЕНИЕ ДВИЖЕНИЮ РУК

(в нарукавниках – отстающие, без нарукавников – перспективные)

Движение рук – в ходьбе (способом брасс, дельфин, кроль на груди и на спине);

В скольжении;

ОБУЧЕНИЕ ДВИЖЕНИЙ НОГ

(с опорой, без опоры)

Движение ног в скольжении способом кроль на груди и кроль на спине, «дельфин».

ДЫХАНИЕ

Выдох в воду («гудок», «насос»);

Выдох несколько раз подряд 2 – 5 раз.

В старшей группе дети должны овладевать техникой плавания – кролем на груди и кролем на спине; ознакомить с плаванием способом брасс и дельфин.

Творчески использовать приобретенные навыки в младшей и средней группах.

При выполнении выдоха в воду, увеличить число повторений. Увеличить дистанцию при скольжении. Научить переходить из положения «звездочка» в положение «поплавок» и наоборот. Сочетать скольжение с дополнительным движениями рук и ног (из разных способов плавания), с постепенным выдохом в воду. Приучать правильной координации движения рук в кроле, брассе и дельфине с движениями ног.

В подготовительной группе дети должны овладевать технически правильными способами плавания в полной координации – брасс, дельфин, кроль на груди, кроль на спине.

Многократно выполнять выдох в воду. Уметь выполнять повороты, акробатические элементы, играть в спортивную игру (водное поло, ручной мяч), скользить по дну до 7 метров.

Освоить навыки прикладного плавания: ориентировка под водой, ныряние, погружение, транспортировка пострадавшего.

РАБОТЫ РУК В СТАРШИХ И ПОДГОТОВИТЕЛЬ –

НЫХ ГРУППАХ

Движение рук в скольжении без опоры с задержкой дыхания всеми способами плавания;

С доской движение руки (правая, левая), способом кроль на груди;

Тоже, согласуя с дыханием.

ОБУЧЕНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКИ

РАБОТЫ НОГ С СТАРШИХ И ПОДГОТОВИТЕЛЬ –

НЫХ ГРУППАХ

Движения ног в скольжении на задержке дыхания всеми способами плавания;

Движение ног в скольжении с доской, согласуя с дыханием.

СОГЛАСОВАНИЕ ДВИЖЕНИЙ РУК И НОГ С

ЗАДЕРЖКОЙ ДЫХАНИЯ

ПЛАВАНИЕ В ПОЛНОЙ КООРДИНАЦИИ, РАБОТАЯ

НОГАМИ, РУКАМИ С ПРАВИЛЬНЫМ ДЫХАНИЕМ

Дельфин и брасс;

Кроль на груди и кроль на спине;

Выдох в воду многократно (сериями).

Учитывая задачи обучения плаванию, стараюсь, по мере возможности, мобилизовать волю занимающихся, выработать у

них сознательное отношение к этим трудностям, объяснить для чего выполняются те или иные упражнения.

Например: открывание глаз в воде позволит лучше ориентироваться; выдохи в воду – проплыть большие расстояния; упражнение «поплавок» - почувствовать состояние невесомости; скольжение – легко освоить технику любого спортивного способа плавания.

  • Умение плавать, приобретенное в детстве, сохраняется на всю жизнь.

Детский сад № 1764 имеет бассейн размером 3 х 7 м., глубина 70 х 90 см.

Вода в бассейне заливается ежедневно за два часа до начала занятий, при этом соблюдается строгий температурный режим:

Температура воды +30 гр.С;

Температура воздуха в бассейне +28 гр. - +29 гр.С;

Температура воздуха в раздевалке +25 гр.С.

Ассортимент инвентаря в бассейне соответствует требованию по обучению детей плаванию.

Расписание занятий составлено так, чтобы до обеда отзанимались четыре возрастные группы; каждая группа посещает бассейн два раза в неделю. В течение года обучаются в среднем 75 – 90 человек.

В детский сад ходят дети с нарушением зрения и недоразвитием зрительных функций, с отклонением в

физическом развитии: нарушением осанки, поз, координации, точности, скорости движений и других дефектов. Учитывая заболеваемость детей, в бассейн, на занятия приходят по 5 – 6 человек для того, чтобы могли свободно ориентироваться в воде, не наталкиваясь друг на друга, чтобы при ходьбе, беге, прыжках и скольжении каждый имел свою дорожку.

С такими детьми, которые в воде проявляют боязнь и нерешительность, процесс обучения протекает с определенными трудностями, требующие от обучающего умение проводить специальную психологическую подготовку. Основным

психологическим фактором, тормозящим обучение плаванию является: снимание очков, плохая ориентация в воде, неприятные и болезненные ощущения, вызываемые попаданием воды на слизистую оболочку глаза, в уши, в нос и особенно в ротовую полость, где под действием глотательного рефлекса новичок её проглатывает, страх перед водой, связанный с негативными и неверными представлениями, с неуверенностью в своих силах.

Опыт работы показывает, что для подготовки к сдаче минимальных нормативов, детей с нарушением зрения разной степени требуется несколько больше усилий при изучении осново – образующих элементов в плавании, что и определяет затянутый характер программного обучения. Например: Этап ознакомления с водой.

Если нормально видящий ребенок знакомится с водой и её свойствами в течение 5 – 8 занятий и практически не испытывает страха нового пространства, то ребенок с нарушением зрения при виде большого количества воды испытывает дискомфорт. В бассейн приходит без очков и зрительное восприятие, нового, неизвестного искажается. Для того, чтобы адаптировать ребенка

К новой среде, к новой обстановке уходит 2 – 3 занятия, а нормально видящий ребенок не испытывает таких психологических трудностей.

У детей с нарушением зрения помимо зрительного дефекта отмечается неуравновешенность психики, повышенная,

возбудимость, гиперчувствительность и неоправданная тревожность. Поэтому количество занятий каждого этапа обучения плаванию увеличивается почти в два раза.

Так первый этап ознакомления с водой и её свойствами осваивается на протяжении 10 – 12 занятий.

Каждому ребенку стараюсь, как бы организовать небольшой первоначальный успех, доказывая ребенку уверенность в собственной силе и смелости. Пытаюсь управлять бессознательной психической деятельностью организма, всячески поддерживать обучаемых в непроизвольном копировании плавательной техники, попутно объясняя ошибки.

При обучении плаванию детей дошкольного возраста принимаю во внимание положительные эмоции, связанные с

овладением спортивных навыков, коллективными игровыми действиями, общением и дружбой друг с другом.

Учитывая требования типовой программы по плаванию, используя общие развивающие упражнения в воде, в нашем специализированном саду решаются следующие коррекционные задачи (Л.С.Сековец):

Развитие прослеживающей функции глаза;

Формирование бинокулярного зрения;

Тренировка глазодвигательных мышц;

Формирование глубинного зрения (развитие глазомера, ориентировка в пространстве);

Расслабление аккомодации (вверх, вдаль);

Усиление конвергенции (вниз, вблизи);

Формирование координации движений;

Развитие пространственной фиксации;

Восприятие дистанционного восприятия и фиксации взгляда.

Все упражнения, которые даются на занятиях условно разбиты на две группы:

1 группа – дети с сходящим косоглазием.

Для этой группы применяются упражнения на расслабление аккомодации:

Вверх – смотреть вверх, подбрасывая мяч;

Вдаль – попасть в обруч, круг;

Ориентироваться в воде при ходьбе, бросать мяч вдаль, его найти (увидеть) и взять, найти и доплыть.

2 группа – дети с расходящим косоглазием.

В этой группе используются упражнения на усиление конвергенции:

Вниз – погружаться в воду, видеть, найти и следить за игрушкой, которая находится на дне бассейна;

Вблизи – катить мяч перед собой рукой, головой, вести игрушку на доске («переправа»), смело открывать глаза в воде и перед собой считать пальчики и игрушки.

В повседневной работе обязательно имеет место тесный контакт с родителями, медицинскими работниками и воспитателями. При ежедневном использовании плеонтоортоптического лечения плавание, конечно, играет

малую роль, но в какой – то степени способствует улучшению остроты зрения.

В настоящее время, изучая современную литературу по коррекции можно обратить внимание на все более частое упоминание о плавании, как наиболее эффективном воздействии на лечение и восстановление зрения (

Занимаясь с группой, учитываю индивидуальные особенности ребенка как личность, а также его способности к плаванию.

В связи с этим методика обучения строится на сочетании группового и индивидуального подхода к занимающимся. Например: Всегда найдется в группе ребенок, который отстает

от своих сверстников в приобретенных навыках плавания. Причины могут быть разные: или болел, или боится. Тогда таких детей оставляю с одной стороны бассейна, где мелко, даю им самостоятельно освоиться и привыкнуть к воде, и под моим периодическим контролем научиться выполнять упражнения: на задержку дыхания (погружение), выдох в воду, на всплывание и лежание на воде, подстраховывая себя, держась за нижнюю ступеньку лестницы. Остальные дети находятся на другом конце бассейна, с которыми я работаю по плану. И наоборот, дети (ребенок), которые хорошо усвоили способы плавания, под моим наблюдением индивидуально работают над совершенствованием своих навыков (над техникой работы рук и ног в любом стиле плавания).

Каждая из возрастных категорий имеет различную физическую подготовленность.

В первые три года жизни ребенка центральная нервная система интенсивно развивается. Уже в 2,5 года – общая картина строения головного мозга мало отличается от строения такого у взрослого. Клетки коры головного мозга детей обладают большой способностью фиксировать и удерживать установленные вновь приспособительные связи. Высокая пластичность коры головного мозга в детском возрасте во многом определяет и способность ребенка к сравнительно легкому освоению новых движений.

До шести лет у ребенка в деятельности центральной нервной системы процессы возбуждения еще преобладают над процессами торможения, поэтому, как правило, дошкольник очень подвижен, его движения быстрые, импульсивные, внимание неустойчивое. Ребенку дошкольного возраста свойственна склонность к подражанию. В связи с этим обучение детей движениям целесообразно основывать на наглядном показе.

Вместе с тем, в дошкольном возрасте происходит активное овладение речью. Поэтому объяснение при разучивании движений имеет большое значение.

В 5 – 6 лет дети достаточно хорошо осваивают и выполняют различные произвольные движения. Однако у них наблюдается еще некоторая неподготовленность к выполнению сложных двигательных действий из-за медленной концентрации торможения, отмечается слабая способность анализировать мышечные напряжения, неточность ответных движений на комплексные раздражители. В связи с этим движения дошкольников часто неточные, беспорядочные, не экономные, сопровождаются вовлечением в работу лишних групп мышц, значительным усилением деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

У детей до 7 лет свойства центральной нервной системы таковы, что они быстро устают, но и быстро отдыхают, поэтому, большие кратковременные нагрузки с частыми

перерывами допустимы в обучении плаванию детей этого возраста. Детей больше утомляет однообразная деятельность, требующая большой точности движений. Количество упражнений может быть уменьшено, а интенсивность их выполнения увеличена в более высоком темпе.

Раздельное изучение помогает избежать ошибок, однако выполнение движений с некоторыми погрешностями, имеющиеся массовый характер при начальном обучении плаванию, неизбежно. Типичные ошибки, возникающие при изучении техники плавания при любой методике, и методические указания по их предупреждению и исправлению приводятся при описании упражнений в плановом конспекте.

Для совершенствования техники и устранения ошибок на занятиях использую ласты. Ласты помогают ребенку чувствовать скольжение, скорость, правильное положение тела, правильное выполнение заданных упражнений. Но при плавании в ластах есть свои серьезные ошибки, - при сгибании ног в коленях, дети пытаются вытащить из воды, сильно бьют по воде, очень вяло работают ногами, - которые сразу надо устранять.

Сначала упражнения повторяются на суше (движения ног в ластах вверх – вниз сидя; вперед – назад – стоя). Затем сидя на бортике, когда ласты в воде, работая ногами попеременно вверх – вниз медленно, потом быстро, стараясь без брызг. Дети должны чувствовать, как плавно происходит движение ногами. Когда дети проплывут в ластах 2 – 4 бассейна, то снова садятся

на бортик (ложатся на грудь) и повторяют правильную работу в ластах. И так 2 – 3 подхода на первых пяти занятиях. Правильность гребка позволяет детям быстро скользить и продвигаться вперед. Освоив все элементы движений ног в ластах и движений рук, дети плавают под водой. Игра «подводное плавание» дает детям научиться скользить по дну бассейна до семи метров.

Команды называются «акула» и «подводная лодка» и парами дети проплывают весь бассейн.

Они свободны, чувствуют себя, под водой меняют направление, быстроту движения, преодолевают сопротивление воды.

Вода доставляет ребенку радость и удовольствие, с большим желанием посещают занятия по плаванию, стремятся участвовать в спортивных соревнованиях.

Праздники и соревнования, являясь основной частью учебно -воспитательного процесса, позволяют выявить подготовленность детей в деском саду, их «спортивное мастерство», подвести итоги спортивно-массовой работы в группе. Спортивные состязания служат хорошим средством привлечения детей к регулярным занятиям по плаванию. Такие мероприятия создают условия для творческого проявления умений детей в играх, эстафетах, где используются известных для них двигательные задания.

Начало прекрасной традиции спортивных праздников на воде было положено с открытием детского сада, в 1988 году. С тех пор спортивные праздники проводятся ежегодно, в конце учебного года. При чем в год организуем два праздника: день Нептуна, сценарий которого составляется на основе сказок; спортивный праздник «Умею плавать», где только спортивные веселые эстафеты и конкурсы, между которыми во время перерыва проходят показательные выступления «Юных акробатов», «Дрессированных дельфинчиков», выступление девочек с обручами и т.д.

Умение и навыки, приобретенные детьми на занятиях и закрепленные в свободной деятельности, можно применять в самых различных общих спортивных мероприятиях. Для каждого ребенка обязательно готовим значок, вымпел и сувенир. Победители получают дипломы и грамоты. На протяжении нескольких лет являлись победителями муниципальных соревнований «Умею плавать» и «Дельфиненок». Принимали активное участие в окружных и городских соревнованиях, которые проводились в СК «Олимпийский».

На всех мероприятиях детского сада присутствуют родители, которые охотно снимают на кинокамеру и фотографируют своих детей.

Немаловажную роль для такой эффектной работы, которая продлится в саду, имеет помощь родителей. Действуя

целенаправленно и совместно с родителями, мы создаем условия для круглогодичных занятий детей плаванием, которые являются для них источником здоровья и радости.

Отношение родителей к плаванию детей оказалось неоднозначным. Некоторые родители одобряли посещение своего ребенка в бассейн, а часто родители относились к этому пассивно. У некоторых детей не было даже принадлежностей для занятий в бассейне. В результате проведенной разъяснительной работы с родителями этих детей, показ открытых занятий, у них проявился большой интирес и их дети с удовольствием посещают занятия по плаванию.

Теперь нет проблем в посещаемости детьми занятий по плаванию.

Стало легче проводить соответствующую работу с родителями вновь поступающих детей. Поскольку они уже знают, какие требования предъявляются в нашем учреждении. Как и прежде, большое место в работе с родителями отводится наглядной агитации и пропаганде педагогических методов воспитания детей: оформление стендов и фотовитрин «Мы умеем плавать»; показ занятий на видеокассету, показ праздников; оформление фотоальбомов с домашним заданием для каждой возрастной группы.

В заключение хочу напомнить, что роль детского сада в формировании педагогической культуры семьи является главной, поскольку детское учреждение – первое звено

общественного воспитания, с которым вступают в контакт родители. Они вправе ожидать от педагога всесторонней помощи. Надо приложить все усилия, чтобы педагогическая пропаганда была убедительна, содержательна, интересна.

В процессе занятий плаванием с детьми дошкольного возраста могут применяться следующие типы занятий – учебный, учебно – игровой, индивидуальный, игровой, массового купания и контрольный. На контрольном занятии анализируются результаты текущей и итоговой успеваемости. Текущая успеваемость определяется после каждого курса обучения. Например: научить детей правильному погружению (достать игрушку), лежанием – «звездочка» и скольжению, после 8 – 12 занятий провожу с ними контрольное занятие в тестовой форме. Разработав тесты для детей нашего детского сада, можно составить и план работы на год, и конспект на каждое занятие. Для каждой группы заведена тетрадь, где для их возраста определены тесты. После каждого контрольного занятия отмечаю в тетради, как ребенок справился с тем или иным заданием для своей возрастной группы (см. приложение 2).

Итоговая успеваемость отражает, как правила итог работы за год. Анализ итоговой успеваемости проводится в соревновательной форме. Внутри группы между детьми и внутри сада между группами организую соревнования для определения подготовленности к плавательным навыкам. Все результаты заносятся в протокол с указанием проплываемых метров,

Выполнения стандартов – какими и сколькими способами владеют дети; количество доставаемых игрушек на одной задержке дыхания; сколько метров проплывет «стрелочкой» и как долго пролежит «звездочкой» на груди (сек.) и на спине (сек.) (см. приложение 3).

Делая общую диагностику плавательных навыков в конце учебного года в каждой возрастной группе, видно, что дети умеют выполнять заданные упражнения в воде (см. приложение 4). Так в средней группе (кривая – синий цвет) умеют погружаться 82% детей, выполняя простейшее упражнение «гудок» - в котором надо сделать вдох и погрузиться полностью под воду, где с небольшой силой надо выдыхать со звуком У – У – У – в течение 5 – 8 сек. Не засчитывается, если ребенок выполняет очень быстро, опуская только лицо и выдыхая воздух за 1 сек. Уметь лежать на воде в виде упражнения «медуза» - 67% детей посещающих бассейн. В разделе, уметь скользить, при выполнении «стрелочкой» на груди – справляются 61%.

Старшая группа (кривая – зеленый цвет) с заданием средней группы справляется 100% детей, это уже апробировано, за исключением тех детей, которые только пришли – «новички». А вот со своими заданиями не каждый справляется. Дыхание под названием «насос» надо выполнять многократно, правильно, без напряжения, не вытирая лицо руками. Видно по графику, что 90% детей следуют этим правилам. 71% детей умеют делать «поплавок» - ребенок должен хорошо сгруппироваться, обхватив

руками ноги чуть-чуть ниже колен, опустить лицо к коленям и на задержке дыхания почувствовать подъемную силу воды, всплыть к поверхности и плавать в положении «поплавок» в течение 8 – 12 сек. А также «звездочку» на груди и на спине, где положение тела без опорное, горизонтальное. При умении скользить, 64% детей выполняют «торпеду» на груди и на спине, где акцент в основном на правильность работы ног с проплыванием от 5 до 7 метров.

Более сложные упражнения выполняют дети подготовительных групп (кривая – красный цвет). С большим желанием выполняют акробатические элементы – кувырки (вперед – назад), стойка на руках; упражнение «подводная лодка» - 78% детей. С комбинированным упражнением где надо на задержку дыхания слитно выполнить четыре фигуры: 1. «звездочка» на груди; 2. «стрелочка»; 3. «поплавок»; 4. «звездочка» на спине, (последовательность фигур можно менять и добавлять новые), и с упражнением «винт» (поперек и вдоль бассейна) справляются тоже 78%. А вот только 73% детей, посещающих бассейн умеют плавать кролем на груди и кролем на спине. И только 30% - 40% из них могут плавать брассом и дельфином.

Программой воспитания и обучения в детском саду указывается, что во всех возрастных группах важен постоянный медико-педагогический контроль. Вместе с медицинской сестрой бассейна следим за физической нагрузкой детей на занятиях.

Основные показатели ЧСС, ЧД и АД мы снимаем у детей в начале и в конце учебного года в средней, старшей и подготовительной группах (см. приложение 5, 5а). Данные в таблице приведены только по подготовительной группе. Во время всего занятия медицинская сестра наблюдает за детьми, подходит к ним и измеряет артериальное давление, снимает показатели ЧСС и ЧС. Потом сравниваем с показателями в состоянии покоя, которые были взяты до занятия, в основной

части занятия и как быстро будут эти данные в норме в восстановительном периоде.

В начале первого полугодия после основной части ЧСС было намного выше (160 – 180 уд./мин.), чем при тренировках во втором полугодии. Для того, чтобы подготовленность ребенка улучшилась, интенсивность двигательной активности повышалась необходимо постепенно повышать объем нагрузки. Это разнообразные движения в воде, игры с применением способов плавания, многократные погружения и дыхания, повышение темпа скорости скольжения. По мере роста тренированности реакция организма на нагрузку ослабевает, то есть при одной и той же интенсивной работе ЧСС повышается меньше, чем прежде. Такая благоприятная реакция сердечно-сосудистой системы свидетельствует о её хорошей адаптации. При повышении тренирующего эффекта – интенсивность пульсовой нагрузки снизилась до 130 – 140 уд./мин. и уже через 2 – 3 минуты ЧСС восстановилось до необходимого уровня, что

Не смотря на увеличение нагрузки острота зрения у детей не падала, а наоборот улучшалась.

Значит работа проводится грамотно, придерживаясь первой заповеди – не навреди!

В процессе нарастания тренированности совершенствуются функциональное состояние органов и систем, коррегирующая и интегральная деятельность центральной нервной системы, объединяющая функции организма в единое целое.

При этом отмечается исключительная слаженность и согласованность рефлекторной деятельности организма.

В основе развития двигательных качеств лежат процесс совершенствования нервной деятельности, который происходит при повторной физической нагрузке. Плавательные навыки в динамике (приложение 7) в течение трех лет выявляют подготовленность детей в подготовительной группе от 70% до 90%.

Подготовка и обучение детей плаванию отличается большей разносторонностью. Необходимо обучать всему многообразию движений в воде, техники спортивных способов плавания, элементы игры в воде.

Только в этом случае у них будет заложен полноценный «двигательный» фундамент и они смогут правильно избрать основной способ плавания.

Международный симпозиум врачей, на котором обсуждалось влияние спорта на рост и развитие детей, отдал бесспорное первенство плаванию.

Список

Используемой литературы

  1. Плавание – Н.Н.Булгакова, Физкультура и спорт, 1984 г.
  2. Офтальмология – Е.И.Ковалевская – Медицина,1995 г.
  3. Обучение плаванию в детском саду – Т.И.Осокина, Просвещение, 1991 г.
  4. Плавание для всех – З.П.Фирсов, Физкультура и спорт, 1985 г.
  5. Обучение детей плаванию – В.С.Васильев, Физкультура и спорт, 1989 г.
  6. С помощью движений – М.Е.Гриненко, Г.С.Решетников, Физкультура и спорт, 1984 г.
  7. Врачебные наблюдения за спортсменами – Г.М.Куколевский, Физкультура и спорт, 1975 г.
  8. Обучение плаванию дошкольников и школьников – В.А.Протченко, Ю.А.Семенов, 2003 г.
  9. Новые подходы в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зрения – Т.А.Тюхалкина, 1989 г.
  10. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с нарушением зрения – Л.С.Сековец, 2001 г.
  11. Физическое воспитание детей с нарушением зрения – Б.В.Сермеев, 1987 г.
  12. Плавание и здоровье малыша – Н.Г.Соколова, 2007 г.

Как известно, тренерский опыт проявляется не только в умении подготовить хорошего спортсмена, но и в умении найти более одаренного.

В связи с недостаточной разработкой научных основ отбора особенно важно изучать и распространять передовой опыт практической работы тренеров. Исходя из этого, мы поставили задачу выяснить, используя анкетный опрос (включающий 26 вопросов), по каким признакам тренеры отбирают детей в бассейне, какие применяют упражнения при отборе, что считают главным, а что второстепенным и т. д. В опросе участвовали 107 наиболее продуктивно работающих тренеров нашей страны.

Что же показал анализ анкетных данных?

Возраст поступающих . Около 95% опрошенных тренеров принимают во внимание на первых этапах отбора новичков их возраст. Из них 13% тренеров предпочитают набирать новичков 5-6 лет, 43%-7-8 лет, 34% -9- 10 лет и 10% - старше 10 лет.

Внешние данные (телосложение) . Наибольшее предпочтение визуальной оценке отдают 91% тренеров. 64% тренеров применяют упражнения в воде и 46% - на суше.

Это свидетельствует о том, что сегодня тренер принимает решение оставить ребенка в ДЮСШ или нет, ориентируясь в основном на его внешний вид. Тренеры стремятся набирать для занятий плаванием детей высокого роста (91% тренеров), стройных (68%), с малым весом (55%), с длинными мышцами (54%), с хорошей осанкой (31,8%). Кстати говоря, в основном на эти же морфологические признаки при отборе ориентируются и тренеры ГДР.

Из дополнительных сведений, даваемых тренерами по вопросу о телосложении, интересны следующие. Предпочтение отдается мальчикам и девочкам с широкими плечами и узким тазом (Т. И. Тальянская), стройным, «поджарым», с узким тазом (Г. В. Яроцкий), с длинными конечностями, большими кистями и стопами (С. С. Бородчак, Ю. П. Бурменский, Ю. Ф Железное, А. М. Карпова, И. М. Кошкин, Л. П. Креер и др.).

Тренеры отмечают важность такого признака, как тонкие запястья и суставы (О. П. Римш, И. М. Чумакова), свидетельствующие о легкости костного скелета, а также объем и строение грудной клетки (Ф. Б. Житкова, 3. Т. Пахомова), характеризующие функциональные возможности дыхательной системы и плавучесть.

Одним из положительных признаков, обусловливающих успешные занятия плаванием, заслуженный тренер РСФСР Н. М. Нестерова считает «сухие» ноги и «острые» колени у новичков. Заслуженный тренер СССР И. Ю. Кистяковский называет в качестве основного показателя перспективности новичка легкость ног и относительную силу рук.

В связи с тем что морфологические признаки человека тесно связаны с его функциональными показателями, можно по внешнему виду определить предрасположенность, например, к работе скоростно-силового характера (анаэробная производительность) или к работе, требующей проявления выносливости (аэробная производительность).

Исследования, проведенные нами на сильнейших юных пловцах Москвы, показали, что дети, имеющие лучшие результаты в плавании на 50 и 100 м вольным стилем, обладают большими весом, шириной плеч, окружностью бедер, ростом, длиной рук и ног. На средних и длинных дистанциях имеют успех спортсмены более легкого веса, с меньшей мышечной массой, с тонкими запястьями и лодыжками, с лучшими показателями обтекаемости и плавучести, обладающие большей способностью противостоять утомлению (умением «терпеть»).

Тренерами назван и ряд других факторов, которые целесообразно учитывать при отборе . Среди них - близость места жительства поступающих от бассейна (67% тренеров), общий вид ребенка, цвет лица, характеризующие здоровье, телосложение (72%), спортивное прошлое родителей (68% тренеров).

Многие тренеры (Н. М. Нестерова, Т. А. Клембровская, О. Н. Прохоров и др.) предпочитают отбирать детей, которые отличаются сообразительностью, имеют «живые» глаза, хорошо успевают в общеобразовательной школе.

Упражнения, применяемые при отборе . Тренеры используют различные упражнения (тесты), при помощи которых выявляются такие качества, как гибкость, обтекаемость тела и плавучесть, физическая подготовленность и др. Особенно широко применяются упражнения для проверки гибкости (87%): наклоны туловища в разные стороны, всевозможные отведения и приведения рук, сгибание и разгибание в голеностопных суставах, отведение рук вверх-назад (подвижность в плечевых суставах), вращение рук; имитация работы ног «кролем»; выполнение «мостика» или такого упражнения, как достать угол лопатки противоположной рукой.

Для определения умения расслабляться О. П. Римш и Г. В. Яроцкий предлагают следующий тест: взяв за ладонь руку новичка, держать ее на весу, заставляя расслабить все ее мышцы, затем отпустить; при этом рука должна упасть вниз как «плеть» - вяло а «безжизненно».

Функциональные возможности дыхательной и сердечно-сосудистой систем более 30% опрошенных считают нужным выявлять, применяя пробу Штанге (определение длительности задержки дыхания).

В воде наиболее эффективны при выяснении одаренности детей, по мнению 31,4% тренеров, упражнения в скольжении без движения ногами и плавание с доской с движениями ногами.

Основные критерии для включения в учебно-тренировочные группы . Все тренеры ставят на первое место показатели здоровья (99% тренеров), трудолюбия (99%), работоспособности. (99%), желания заниматься плаванием и посещаемости (98%), освоения техники плавания (98%), успеваемости в школе (78%).

К наиболее типичным признакам хорошей техники плавания тренеры относят: высокое положение тела, обтекаемость и плавучесть (56% тренеров), ритмичность (36%), «продвигаемость» от гребка (33%), а также мягкость, легкость и свободу движений (Н. А. Александрова, Т. И. Тальянская, Г. В. Яроцкий).

Касаясь различий между отбором мальчиков и девочек, тренеры отмечают, что девочек нужно набирать в ДЮСШ плавания раньше (по возрасту) на 1-2 года, так как отсев их по разным причинам больше, чем у мальчиков. По поводу критериев при отборе девочек и мальчиков тренерами высказываются следующие мнения: «Предпочтение отдаю эмоциональным и самостоятельным мальчикам, рослым и эмоциональным девочкам» (В. Л. Красильников);
«У мальчиков обращаю внимание на длину ног, у девочек - на рост и общее физическое развитие» (А. Н. Давиташвили); «У девочек очень важно, обращать внимание на перспективы физического развития» (И. Ю. Кистяковский).

Практический интерес представляет такая, например, характеристика, даваемая опытными тренерами: мальчики быстрее осваиваются с водой и обучаются спортивным способам плавания, они смелее девочек, но девочки более дисциплинированны, они лучше осваивают движения, обладают более устойчивым вниманием и большим трудолюбием, с ними легче, спокойней; мальчики больше переоценивают свои возможности, а девочки недооценивают, у них чаще встречается боязнь воды; мальчики приходят в бассейн сами, девочки стыдливей, их в основном приводят; девочек надо больше заинтересовывать, но заниматься с ними легче, так как они внимательней, организованней, быстрей схватывают объяснения тренера; к мальчикам необходима большая требовательность, с ними нужно быть «жесткими»; девочки требуют больше мягкости в обращении.

Психологические качества будущего чемпиона, его характер . Даже самые высокие качества не будут реализованы в спортивный результат без активной мобилизации морально-волевых ресурсов личности. А такая мобилизация невозможна без воли, характера, целенаправленности.

Отвечая на вопросы анкеты, тренеры указывают, что чертами характера будущего чемпиона должны быть преданность спорту, энтузиазм, желание стать чемпионом (М. С. Фарафонов, В. А. Гуща, Н Ф. Крюкова и др.), твердый характер (Л. П. Креер), самостоятельность, пытливость, эмоциональность, живость (Н. М. Нестерова, Ф. Б. Житкова, В. П. Банников). Они подчеркивают, что тренер должен способствовать воспитанию этих качеств, а не подавлять их.

М. Н. Кремлева, кандидат педагогических наук, ГЦОЛИФК, Москва