Рекомендации психологов: как помочь подростку обрести уверенность в себе.

Привет, друзья! Сегодня рассказываем о двух важных книгах, которые заменят вашему ребенку десяток психологов. Эти новинки помогут подростку стать спокойным, уверенным в себе, ответственным и счастливым человеком.

Перепады настроения, ранимость, острая потребность в социальном признании, огромные нагрузки в школе, раздражающий контроль со стороны взрослых - такова жизнь подростка. Как раз в этот сложный период формируется личность. Очень важно, чтобы ребенок научился противостоять стрессу, справляться с негативными эмоциями, контролировать свое поведение, строить здоровые отношения с другими людьми и ставить себе правильные цели.

Под обложкой собраны ценные советы, которые научат подростка уважать себя, справляться со злостью, горем, стыдом и другими неприятными чувствами, проще относиться к неудачам, сохранять спокойствие в трудных ситуациях, давать отпор обидчикам, делать осознанный выбор и отвечать за свои действия.

Фишки книги

  • В основу книги легла программа, разработанная для взрослых. Она называется «Влияние и самооценка» и в настоящее время предлагается в качестве учебного курса на кафедре психологии Мичиганского университета.
  • Авторы преподносят материал в доступной для ребенка форме и объясняют каждую идею при помощи простых примеров из жизни. В описанных ситуациях подросток легко узнает самого себя и своих друзей.

Отзывы

5 важных мыслей из книги

2. Ты можешь выбирать, как реагировать на то, что преподносит жизнь.

4. Чтобы добиться успеха, постоять за себя и стать счастливым, нужна положительная самооценка. Необходимо быть уверенным, что ты достоин счастья.

50 шагов к себе

Современным подросткам необходимо уметь справляться со стрессом, чтобы избежать умственного и эмоционального истощения. В красочной книге «50 шагов к себе» ребенок найдет много интересных идей, как расслабиться, успокоить нервную систему, восстановить энергию и обрести вдохновение.

Упражнения будут одинаково полезны как девочкам, так и мальчикам, хоть автор и обращается только к читательницам:

«Веселая! Энергичная! Сильная! Довольная! Хочешь оставаться такой, несмотря ни на что? С этой книжкой все возможно. Правда!»

Это пособие пригодится даже взрослым, которые хотят:

  • научиться поднимать себе настроение за считанные минуты;
  • избавиться от апатии, тревожности и вспышек гнева;
  • почувствовать вкус и краски жизни.

Делимся тремя идеями из книги.

Час творчества

Найди удобное место, где можно сесть. Присмотрись к окружающей обстановке: отмечай запахи, звуки, возникающие эмоции. Теперь попробуй воссоздать это место в любой творческой работе. Напиши рассказ или стихотворение, сделай зарисовку, нарисуй комикс или сними короткометражку - выбор за тобой. Вырази свои чувства и отношение через искусство.

Доска вдохновения

На доску вдохновения можно поместить все, что тебя мотивирует, заряжает и окрыляет: любимые цитаты, важные слова, фотографии, рисунки, портреты людей, на которых ты равняешься, списки целей, памятные безделушки из поездок…

Постарайся найти изображения, отражающие твои устремления, эмоции и мечты. Распечатай фото из интернета, вырежи из журналов, запиши свои любимые цитаты и высказывания, добавь свои фотографии и памятные вещицы.

Приклей материалы к пробковой доске и оставь сохнуть на ночь. Когда все будет готово, повесь получившийся коллаж в своей комнате и каждый день вдохновляйся, рассматривая его.

Дневник благодарностей

Ученые сходятся во мнении: благодарность полезна для здоровья. Ощущая благодарность, ты сосредоточиваешься на хорошем и думаешь о прекрасных людях, которые поддерживают тебя в жизни. Это настраивает на позитивный лад.

Выдели хотя бы пять минут перед сном, чтобы подумать о событиях прошедшего дня и записать то, что вызвало у тебя чувство благодарности. Это может быть что-то очень простое: например, благодарность за приятный разговор с другом.

Еще в книге:

  • осознанное дыхание;
  • медитация;
  • йога;
  • прогулки на природе;

  • цифровой детокс;
  • самомассаж;
  • ароматерапия;
  • управление временем;
  • антистрессовые завтраки и много-много других методик.

Чем старше становится ребенок, тем больше у него возникает проблем. Со многими из них помогут справиться книги

Не обращать внимания ни на какие насмешки! Ведь поводов для них можно найти очень много – например, смешная фамилия, слишком маленький или, наоборот, слишком большой рост, особенности фигуры и комплекции, плохое зрение, необычное хобби и т.д. и т.п. Тут главное – не вступать в перепалку, как бы ни было обидно. Нужно научиться спокойно посмотреть в глаза обидчикам и равнодушно пожать плечами. Все! После двух-трех попыток у дразнящихся пропадет всякая охота продолжать – ведь они хотели вызвать негативные эмоции, насладиться унижением слабого. А раз цель , то нечего и стараться.

Не бояться выделяться чем-то на фоне сверстников. Необычная прическа, одежда позволят быть не таким, как все – главное, не перестараться! Нестандартное поведение вызывает сначала интерес, а затем и желание подражать. Давно замечено: если, например, какой-либо ученик в школе на перемене не принимает участия в общих играх, а отходит в сторону и начинает заниматься своим делом – рисовать, играть в игру и т.п. – то вскоре вокруг него соберется вест класс. Стоит попробовать!

Следить за собой! Безупречная внешность – залог хорошего отношения окружающих. А вот оттолкнуть людей может, например, неприятный запах изо рта, шмыгание носом, вид обгрызенных ногтей, аромат пота из подмышек и т.д. Все это нужно обязательно контролировать! Можно даже составить специальную памятку – что необходимо проверить в своем внешнем виде, и просматривать ее перед выходом из дома.

Держать голову высоко поднятой. Не сутулиться, гордо расправить плечи, приподнять подбородок – вот образ ! Следует научиться при разговоре смотреть прямо в глаза собеседнику. А обаятельная улыбка довершит «королевский» облик, обезоружит даже негативно настроенных оппонентов.

Где он, баланс между повышенной и заниженной самооценкой? Любое стремление оценить себя по баллам на хорошесть даже и во взрослом возрасте затруднительно – мы, как и дети, постоянно меняемся и движемся вперед.

Как действовать, чтобы ребенок не чувствовал себя неполноценным и не зазнавался? Мы попробовали подобрать способы, которые помогут вашему сыну или дочери почувствовать себя счастливее и увереннее, не впадая при этом в манию величия.
Любовь
Главный ключ к уверенности мы назовем сразу. Это ваша любовь. Не слепое обожание, а любовь. Когда ребенок ощущает, что его любят, несмотря ни на что. Чтобы сын или дочь чувствовали это, недостаточно подобрать нужные слова. Нужно по-настоящему любить.
И тогда ваше чувство будет проявляться во всех ваших действиях и словах, просвечивать, как лампа, сквозь абажур, невзирая на нарисованные на нем фигурки, строго вы говорите, по-доброму или шутите. Мы чувствуем главное непременно.
Ваше чувство будет согревать ребенка и формировать в нем уверенность, помогающую не впадать в уныние или, наоборот, самодовольство от каждого комментария.
Как же любить ребенка так, чтобы он это по-настоящему ощущал, его это согревало и формировало в нем основу для здорового восприятия себя, для независимости от «кнута и пряника» в виде похвалы или критики первого встречного? Это довольно просто.
Вернитесь мысленно к своей беременности, например. Ждали ли вы какого-то особенного ребенка (красивого, умного) или были готовы любить того, кто придет в вашу семью? Согреть его, дарить тепло тому, кто с вами будет, вне зависимости от любых его качеств? Невзирая на любые неприятности и ситуации? Правильный ответ, как вы понимаете, второй.
И вопрос не в том, как вы выражаете это ребенку. Вы его воспитываете, поэтому он должен получать разную реакцию на разные его поступки. Важно, чтобы вы сами, несмотря на то, что вы говорите и какое поведение демонстрируете, помнили о том, что любите.
Поощряйте старания

Допустим, у вас двое детей. Один из них нереально талантлив в английском, другой – в математике. Представьте, что вы хвалите их за их результаты по английскому. Каждый день Саша приносит из школы по иностранному «пять», а Варя – «три».
Сашу каждый раз поощряют, Варю – ругают, несмотря на то, что Саше предмет самое дается очень легко, а Варе – с трудом, но она старается. Сын зазнается, хотя он не прилагает усилий, и, возомнив себя гением, может перестать стараться по другим направлениям.
Дочь, которая, вполне вероятно, делает все возможное и невозможное – и все равно получает тройки… максимум четверки, просто переживет некоторое отчаяние и срыв - и может махнуть рукой на достижение результата в принципе либо же на вашу объективность.
Начать прогуливать уроки или концентрироваться совсем на других вещах. Поэтому важно обращать внимание на то, к чему прикладывает усилия ваш ребенок и поощрять их.
Небольшой педагогический секрет: можете завести специальный дневник «за старания», выставлять в нем оценки за ежедневные усилия не только по школьным делам, но и по самым разным направлениям. Поощряйте старания разными способами – походами в зоопарк, планетарий, новыми интересными знаниями.
Пусть поощрения сами по себе будут развивающими (не конфетно-тортиковыми) – не будем воспитывать маленького обжору!
Принятие решений
Пусть ребенок принимает разные решения по ходу дня и вообще в жизни. А также переживает последствия принятых им решений и учится представлениям об ответственности. Это позволит ему чувствовать себя маленьким взрослым и по-настоящему расти.
Не сравнивайте с другими детьми
Не надо сравнивать ребенка с Петей, Машей из соседнего подъезда и вашим воображаемым идеальным сыном. Признайтесь себе, что такие сравнения – банальная зависть и неумение любить ребенка.
А это неумение (смотрите пункт первый) может крайне негативно отразиться не только на его самооценке, но и на жизни вообще. Мотивируйте его не примером других детей, а возможностью проявить свои таланты, написать картину, придумать и изобрести что-то интересное…
Стать умным, сильным, добрым. То есть, творческими вещами. Тогда ребенок не будет нервничать по поводу чужих успехов (и строить свою самооценку в зависимости от того, что получила сегодня по русскому Катя), а будет больше обращать внимания на свои собственные успехи.
Создавайте ребенку достойных героев

В пример хорошо ставить… да, самых настоящих героев. До которых не так сразу и допрыгнешь. Это придаст ребенку вдохновения и сил. Пусть дети знают о героических личностях, вдохновляющих не просто успехом, а личным характером или удивительными поступками.
«Чем выше цель, тем больше сил», как говорит психолог Марина Таргакова. Следование за каким-то интересным идеалом и стремление добиться высокой цели (например, желание стать виртуозным пианистом) придаст ребенку массу энергии – и у него просто не будет времени и желания думать о том, как над ним вчера посмеялись.
Для того, чтобы таким образом вдохновлять ребенка, нужно, действительно, постараться, но оно того стоит. Будьте вдохновлены сами.
Не перехваливайте
Не надо слишком упоенно хвалить ребенка. Этим вы можете получить перекос, когда ваш школьник просто воспарит в собственных лаврах и начнет «лоботрясничать», думая, что он уже всего достиг. Расслабится, то есть. Лень и самодовольство – не наша цель.
Помните, что поощрять лучше старания – и в меру. Пусть вообще движущим мотивом ребенка к деятельности будет не похвала, а сама увлеченность, процесс.
Не унижайте
Это, конечно, само собой. Если вы оскорбляете человека как личность, то вы рискуете просто утратить его доверие. Помните, что критиковать важно поступки, неправильное выражение эмоций, а не самого ребенка. Давайте ему понять, что он может ВСЕ.
Главное – захотеть и постоянно стараться.
Внешность и другие проблемы



Постарайтесь в разговорах или, находясь в школе, постараться понять, какие критерии кажутся особенно важными ребенку для того, чтобы быть «своим» в своем обществе.
И постарайтесь «расшатать» эти критерии, то есть не подвергнуть их сомнению (внешность, классный телефон), а пояснить ему, насколько все интереснее – и как много важных и хороших качеств есть в человеке. Познакомьте его с людьми, у которых есть совершенно другие, непривычные для ребенка качества.
Талант, чувство юмора, смелость… Пусть, проявляя свои менее привычные позитивные качества в их присутствии, ребенок чувствует себя увереннее и понимает, что развиваться можно бесконечно.
Тогда, если одноклассники назовут его лопоухим или его телефон будет не самым модным в классе, он придаст этому не так много значения. Возможно, ему стоит пойти в кружок игры на гитаре, шахматное общество или другое такое же вдохновляющее его общество.
Верующим родителям можно подыскать клубы по интересам на темы, связанные с религией или какими-то духовными ценностями (в зависимости от ваших убеждений). Можно, если это входит в вашу картину мира, отвести неуверенного ребенка поговорить со священником, предупредив, о чем речь.
Хороший священник – настоящий психолог и, вполне вероятно, сможет быстро обрисовать ребенку, насколько иными могут быть ценности и направление движения. Проявляйте креативность в расширении горизонтов ребенка.
Искусство «маленьких шагов»
Почаще поручайте ребенку задания, которые он сможет успешно выполнить сам. Если у него что-то получается, он будет без лишних похвал окрылен успехом и попробует взяться за новое дело. Таким образом, будет расти его уверенность в своих силах.
Еще один важный момент – пусть он осваивает сложные умения или навыки по чуть-чуть. Учится готовить и шить с самых простых заданий, причем пускай смастерит одно и то же несколько раз.
Освоил – переходит к новому. Иначе он может просто растратить весь энтузиазм и растерять веру в свои силы – что-то вроде того, как взрослые посреди слишком строгой диеты бегут к холодильнику и потом впадают в уныние и занимаются самоосуждением.
Объясните, как относиться к критике и обидным замечаниям

Поясните ребенку, что критика – это не всегда плохо. Это способ понять, к чему стоит стремиться. Если его кто-то обижает, пусть он задумается, нельзя ли это как-то использовать.
Если, например, ему говорят, что он нудно рассказывает у доски, это возможность научиться интересно выражаться – и стать, в будущем, может быть, телеведущим!
Если же из критики ничему нельзя научиться (например, «ты дурак»), то на нее надо постараться не обращать внимания и понимать, что у других людей может просто быть плохое настроение или какие-то сложности в семье, которые мешают им научиться себя хорошо вести.
Будьте мамой и папой, а не одноклассниками
Ребенку очень помогают чувствовать себя уверенным в жизни мама и папа, у которых есть четкие принципы и представления о жизни. То есть тут два пункта: во-первых, не нужно быть совсем «равными», хихикающим над другими, делиться с ребенком своими проблемами – если взрослые ведут себя инфантильно, ребенок лишается ощущения защиты.
Надо стараться быть одновременно вдохновляющим идеалом и по-настоящему взрослыми, уверенными в том, что и почему вы делаете. Тогда ребенок будет чувствовать над собой «крышу» – и ему будет намного спокойней и лучше. Для этого, естественно, надо думать, как становиться увереннее и взрослее самим.

Подростковый период достаточно сложен в психологическом плане для любого человека, потому что в голове подростка бьется очень много мыслей, желаний, он хочет опробовать все и еще не может думать о чем-то постоянном. В этом возрасте важно дать понять подростку, что он важен, и что даже если что-то случится, родитель всегда будет на его стороне.

Уверенность в самом себе и своих действиях – самая важная составляющая успеха. Уверенные люди привлекают. Поэтому, чтобы обеспечить подростку хорошее будущее, важно сформировать в нем уверенность в себе.

Почему подростку так важно стать уверенным в себе?

В жизни подростка будет очень много переживаний и эмоциональных нагрузок, поэтому важно, чтобы он научился правильно реагировать на падения и взлеты, сформировать правильные отношения со сверстниками и, если вспомнить, что дети – отражение родителей, то будет понятно, что подросток будет поступать с остальными так же, как и родитель поступает с ним.

Какую роль играют родители в становлении уверенности подростка?

Родители играют решающую роль. От родителей и взаимоотношений в семье зависит и сам подросток. Ведь он пока не может сам принять верное решение, а родители и должны поставить его на путь истинный.

Если постоянно оскорблять ребенка, говорить какой он никчемный, подразумевая под этим то, что родитель, таким образом, закаливает его к взрослой жизни, то нет, такой прием не пройдет. Подросток еще не уравновешен в психическом плане, а все это может стать причиной каких-либо отклонений, или проявлений приступов агрессии, что в свою очередь ведет к бессоннице, а это в конечном итоге приведет к подростковому неврозу.

И гиперопекать подростка тоже не стоит. Он ни во что не будет ставить других людей, ставя себя выше всех, считая, что он всегда прав, и он самый лучший.

При становлении уверенности нужно найти золотую середину, которая будет управляться системой более мягкого кнута и пряника.


Вот несколько полезных советов, которые помогут, чтобы правильно сформировать самооценку подростка:

  1. Уважение к подростку. Это уже человек со своим мнением, нельзя позволять себе презрение или неуважение.
  2. Похвала как мотивация. Для подростков похвала мотивирует на работу дальше, только еще на более лучшую. А критика только заставляет его опустить руки и забросить дело.
  3. Не ругать за хобби. Даже если не нравится, или просто родитель посчитает это хобби не нужным. Для начала, если ребенок заинтересовался в этом хобби, то оно уже заведомо ему нужно, а если у него не будет хобби, то есть интереса, то и, скорее всего, друзей.
  4. Не унижать друзей. Какими бы они ни были, это друзья ребенка. И ему в этот сложный период они нужны как никогда.
  5. Не акцентировать внимания на недостатки во внешности. В подростковом возрасте, особенно девочки, страдают от комплексов, а также сильно зависят от мнения родителя. То есть, иными словами, если сказать ребенку «У тебя много прыщей, займись собой!», это только порушит его, всю его самооценку и только замкнет в себе.
  6. Помочь пережить неудачи в жизни и научить смело встречать невзгоды – очень важно. Даже если это просто «4» в полугодии, для детей с синдромом отличника – это просто крах жизни. Нужно просто сказать, что эта оценка или человек был не самым важным в жизни, и что ценным нужно считать нечто иное.