Сломалась вершинка спиннинга. Сломался кончик спиннинга: ремонт своими руками этой и других поломок удилища

Забегая наперёд я составил список того что нам понадобится при ремонте:

  • изолента или малярный скотч;
  • пищевая полиэтиленовая пленка или целлофановый кулёчек;
  • надфиль и мелкая наждачная бумага;
  • резинка (лучше чтоб было круглое сечение) ;
  • штангенциркуль для измерения диаметра бланка и толщины стенок в месте перелома;
  • эпоксидная смола
  • два шприца для удобства смешивания смолы и отвердителя;
  • кисточка для рисования или отвёртка (плоская) для нанесения смолы на место склеивания но все, же кисточкой удобней)));
  • клей Цианопан;
  • лист плотной тонкой бумаги (я использовал плотную журнальную бумагу);
  • нить или тоненький плетёный шнур;
  • жидкость для снятия лака.
И так начнем-с.

Ниже я предоставлю текст статьи, которую дополню своими фотографиями и комментариями.

Графит - материал хрупкий, потому и ломаются спиннинги не так уж и редко. Бланк может быть критично перегружен при торопливом вываживании трофея, или сломан по неосторожности при транспортировке в лодке или автомобиле. Причин множество, результат один - загубленный любимый инструмент и испорченное настроение. К слову сказать, эта участь постигает чаще всего верхнее колено. Если палка дорогая, от известного бренда, можно заказать у дилера новую вершинку, но это займет уйму времени и с ценой пересылки обойдется минимум в половину стоимости нового спиннинга. Можно обратиться в фирменную ремонтную мастерскую, там тоже за ремонт возьмут немалые деньги, да и доступна эта услуга только жителям нескольких мегаполисов. Можно попробовать восстановить бланк самому.

Как это сделать в домашних условиях? Об этом и пойдет речь.

Склеить можно все, графитовый бланк тоже. Вот только как это будет потом работать? Задача восстановить целостность бланка, при этом сохранив его упругие свойства и мощность. Минимально изменить вес, строй и чувствительность. Большинство рыболовов, пытаясь самостоятельно склеить поломанный спиннинг, совершают одну и ту же ошибку - изготавливают и вклеивают вставку внутрь пустотелого бланка, обмотав его снаружи нитками или стеклотканью на эпоксидном клее. При этом достаточно большой участок бланка выпадает из работы при изгибе. Значительно возрастает вес и серьезно меняется строй палки. После такого ремонта некогда звонкий спиннинг годится только для использования в качестве легкого фидера. Для того, чтобы склеенный бланк не потерял своих первоначальных качеств, он должен оставаться пустотелым. Под нагрузкой бланк изгибается, при этом его круглое поперечное сечение приближается к овальному. Происходит это равномерно по длине нагруженного участка. Если на отдельном участке присутствует вставка, он выпадает из зоны изгиба, не работает, при этом критические нагрузки деформации поперечника появляются на ее концах. Бандаж на зону «перелома» должен быть наложен только сверху, и состоять из графита, волокна которого имеют одинаковую направленность с волокнами самого бланка. Только это позволит материалу бандажа правильно участвовать в изгибе бланка под нагрузкой, минимально изменит вес бланка и сохранит на прежнем уровне чувствительность «в руку».

Где взять графитовый материал для бандажа? Специально его не продают ни где, а авиамоделисты используют совсем другой тип графитового материала с перекрестной укладкой волокон. В свое время этот вопрос крепко меня ставил в тупик, тем не менее, искомый материал всегда есть под рукой. Нужен «донор». Им у меня является старенький композитный телескоп «Волжанка» (вернее, его комлевое колено). Сгодится любой кусок ненужной графитовой удочки или спиннинга.« Этот вопрос я решил случайно в одном из магазинов увидев графитовые (наверное графитовые) кончики для удилищ длинной приблизительно 50 см по 15 грн штука, они отличались от обычных из стекловолокна ценой по 1,5-2 грн шт. и тем что при отжигании стекловолокно будет лохматится, а из этого кончика получается две ленты одна похожа на сетку а другая похожа на ткань из однонаправленных волокон (фото 1 и 2)»

От него отрезаем заготовку необходимой длинны (по ширине будущего бандажа) и зажав пинцетом аккуратно отжигаем на огне газовой плиты.«Обязательно отжигание проводите в хорошо проветриваном помещении или на улице, потому-что при сгорании эпоксидной смоли выделяется гарь, копоть и неприятный запах. Родным это точно не понравится))» Эпоксидная смола выгорает, и мы получаем чистую графитовую ткань с подложкой очень тонкой
стеклоткани между слоями.


Фото 1


Фото 2

«На втором фото: сверху вниз «графитовый» кончик, сетка которая скорей всего использовалась для армирования бланка и так называемая «графитовая» ткань»

После остывания аккуратно разбираем «погорельца». Нас интересует лента из вертикально направленных графитовых волокон, прошитых отдельными поперечными нитями. «в моём «погорельце» поперечных нитей не было» Толщина такой ткани обычно составляет 0.2 -0.3 мм. Если ткань распадается на фрагменты, ее можно слегка увлажнить пульверизатором.

Подготавливаем бланк к склейке. Если рядом с линией перелома установлено пропускное кольцо (а так бывает чаще всего, если разрушение произошло от перегрузки бланка) его необходимо аккуратно снять. После ремонта его обязательно надо установить на линию перелома. С бланка в месте ремонта, удаляется лак и декоративное покрытие до чистой серой графитовой ткани. Лучше всего это сделать алмазным надфилем и мелкой наждачной бумагой.


Фото 3


Фото 4 «место наложения бандажа я зачистил мелкой наждачной бумагой»

Следующий этап - склейка бланка. Ему необходимо вернуть первоначальную геометрию,участки перелома на обоих концах должны совпасть между собой, а бланк быть идеально прямым. «То есть торцы бланка НЕ ЗАЧИЩАТЬ И НЕ ВЫРАВНИВАТЬ, как торцы бланка поломались так пусть и остаются, со ступеньками и кривизной» Здесь уже не обойтись без внутренней вставки. Она играет роль направляющей и изготавливается из свернутой в трубку плотной тонкой бумаги.


фото 5 « я использовал плотненькую журнальную бумагу»)


Фото 6


Фото7

Вставка заходит на пару сантиметров в обе стороны от перелома и практически ничего не весит. «Опираясь на горький опыт))) настоятельно рекомендую вставочку из бумаги не делать слишком длинной. Почему? А потому что бумага от эпоксидки раскисает также как и от воды и если наложения бандажа из графита немного затянулось и от неосторожного движения бумага разорвется, то можно обречь себя на выковиривание бумаги из внутренностей бланка и начинай все поновой... . Да совсем забыл, что вставочку из бумаги я садил на клей Цианопан, иначе бумажная вставочка просто провалится вовнутрь»

Склеиваем бланк любой эпоксидной смолой «пятиминуткой». «Я использовал обычную эпоксидную смолу, которую купил в магазине за 17 грн с копейками и купил шприцы в аптеке для удобства дозирования.


Фото 8

Перед склейкой необходимо измерить толщину стенки бланка, это необходимо для расчета толщины ремонтного бандажа. Когда бланк склеен, убираем надфилем излишки клея и остатки лакового покрытия на рабочем участке, длина его при простом переломе ровняется 8 диаметрам бланка в месте разрушения. Если имеются линейные трещины - плюс по одному сантиметру в обе стороны от их конца. Границы участка отмечаем на бланке кусочками малярного скотча. « На фото 7 видно, что я использовал изоленту неправильно – это моя ошибка, но про неё поздней»

Осталось наложить ремонтный бандаж. Его ширина равняется 6 диаметрам бланка в месте перелома, а толщина на 30 -50% больше толщины стенки бланка. Например: толщина стенки бланка в зоне разрушения составляет1.5 мм, а его диаметр - 8мм, Ширина бандажа составит 44-50мм, а его толщина -2 мм. Сделать бандаж можно заведомо толще, так удобней в работе, а затем просто убрать излишек материала надфилем.

Следующий этап - наложение ремонтного бандажа. Полоска углеткани смазывается эпоксидной смолой и в несколько витков наматывается на зону ремонта. Сверху нее накладываем кусочек тонкой пищевой полиэтиленовой пленки (в нее заворачивают продукты в магазине и она всегда есть под рукой). «А вот тут лучше взять не пленку, а целлофановый пакетик, его легче отделять от зоны склеивания»


Фото 9

Берем небольшой отрезок круглой резиновой нити и простым узлом закрепляем его посредине бандажа. Затем, растягивая ее, плотно виток к витку наматываем ее от середины к краям и фиксируем там узлами. «я зафиксировал изолентой, да и еще один нюанс после того как мы наматали резинку и зафиксировали её ОБЯЗАТЕЛЬНО проверти геометрию бланка чтобы он был идеально прямым»


фото 10

«Ну а теперь об ошибке, о которой упоминалось выше. При уплотнении бандажа резинкой излишки смолы будут вытекать на бланк, поэтому я вам советую границы участка склеивания на бланке фото 7 делать как можно шире, чтоб весь лишний клей остался на изоленте или на малярном скотче, а не на бланке как получилось у меня»

При этом из зоны склейки выдавливаются все излишки смолы и уплотняются графитовые волокна бандажа. Материал его по содержанию смолы будет максимально приближен к материалу самого бланка. В зоне ремонта не должно быть ни одного грамма лишнего веса, а графит накладки будет обладать максимальной упругостью. Когда эпоксидная смола почти полностью «встала», снимаем резину и полиэтиленовую пленку и тряпкой смоченной ацетоном, убираем излишки полностью не затвердевшего клея. Даем бланку полностью просохнуть в течении суток. Затем, надфилем доводим толщину бандажа до необходимой и скругляем его концы (из эстетических соображений).


фото 11 "вот такое получилось после снятия резинки и пленки"


фото 12 "вот такое стало после обработки надфилем и мелкой наждачкой"

Остается установить на линию перелома пропускное кольцо. Его лапку фиксируем в нужном положении каплей «секундного» клея или резиновым кольцом (заблаговременно одетым на бланк перед ремонтом) и аккуратно, виток к витку, приматываем к бланку тонкой синтетической нитью. Лучше всего для этого подходит нить для вязания мушек, она продается почти во всех рыболовных магазинах, можно ее заменить отрезком тонкой плетенки, предварительно удалив с него растворителем слой непрочной краски. Если установка кольца не планируется, ремонтный бандаж тоже необходимо укрепить обмоткой нити, на участке равном 4 диаметрам бланка в месте ремонта. Сверху намотанную нить, бандаж и зачищенные участки бланка покрываются тонким слоем эпоксидного лака.

Ремонт окончен. Вес бланка увеличился всего на несколько грамм, сохранился правильный строй и тактильная чувствительность «в руку». Утолщение спиннинга в месте ремонта, если на него установлено пропускное кольцо, будет заметно только при придирчивом осмотре.

В заключении, пару слов об эпоксидной смоле, применяемой в ремонте. Использовать для наложения ремонтного бандажа смолу отечественного производства, не имеет ни какого смысла. Она боится воды и ультрафиолета солнечного света. Под их воздействием она мутнеет и размягчается. Импортные смолы пятиминутного отвердения тоже не подходят, она очень быстро полимеризуется и графитовые волокна не успевают ей пропитаться. Необходима смола с временем «становления» не менее 40 минут и устойчивая к воздействию воды и света. Для этих целей идеально подходят эпоксидный клей и лак, предназначенный для родбилдеров. Я использую смолу и лак выпускаемый фирмой «FLEX СОАТ», приобретенную в рыболовном магазине (200 рублей за 200г идеальной по качеству смолы), встречаются в продаже и аналоги от других производителей.

Этим способом мной за последние годы было восстановлено более десятка сломанных спиннингов. "я пока отремонтировал два спининга))" По отзывам товарищей, отремонтированные бланки в работе практически ни чем не отличаются от новых.


Фото 13 Вот что получилось у меня.

Каждый настоящий рыбак знает, сколько времени и сил тратится на выбор и покупку подходящего спиннинга. Поэтому не удивительно, что при не предвиденной поломке теряется настроение. В таких ситуациях выручает умение провести ремонт спиннинга своими руками. Вид ремонта и материалов, которые для этого используются, зависят от вида спиннинга и характера поломки.

Виды спиннингов и катушек

Спиннинги бывают двух основных видов:


Сломанный спиннинг с телескопическим удилищем, отремонтировать проще.

Виды катушек на спиннинг:


Первые два, самостоятельно починить, возможно. Мультипликаторные очень сложны, и их ремонт лучше оставить специалистам. Единственная поломка у этой катушки, которую можно устранить самостоятельно - запутывание лески.

Виды поломок спиннинга

Спиннинг ломается по двум причинам:

  • Заводской брак. Эту причину дальнейшей поломки можно обнаружить при покупке. Главное внимательно выбирать;
  • Поломка происходит по вине рыболова. По причине неумелого обращения со снастями и неправильной транспортировке. Более 90% поломок случаются именно по этой причине.

Рассмотрим, какие могут быть поломки удилища.


Виды повреждений катушек:

Между роликом для укладывания лески и рычагом образовалась щель. Леска там застревает, и этим приносит массу неудобств.

  1. Выход из строя пружины возврата дужки лескоукладывателя.
  2. Катушка туго вращается и заедает.
  3. Трансформация дужки.
  4. Потеря колпачка редуктора.

Ремонтируем удилище

Для того чтобы провести успешный ремонт спиннингового удилища могут понадобиться следующие материалы:

  1. Трубка подходящего диаметра. Она будет вставляться в поломанное удилище, поэтому трубка должна входить плотно, но не ломать удилище.
  2. Плоская нить (капроновая) либо спиннинговый шнур.
  3. Эпоксидная двухкомпонентная смола.
  4. Наждачная бумага.
  5. Скотч.
  6. Углеткань.


Теперь можно начать ремонт спиннинга:

  1. Подобранная трубка шлифуется, обезжиривается растворителем и смазывается эпоксидной смолой.
  2. Одну сторону трубки вставляют в поломанное удилище. На другую сторону трубки плотно надевают сломанную часть спиннинга. Обе части удилища соединяются, трубка оказывается внутри.
  3. Место перелома спиннинга заматывается углетканью, вымоченной в эпоксидной смоле, и выжатой.
  4. Для того чтобы убрать лишнюю смолу, на ткань плотно наматывается скотч.
  5. Для большей прочности на углеткань наматывают плоскую капроновую нить.
  6. Лишняя смола удаляется тряпочкой.
  7. Место ремонта сушится феном для быстрейшего высыхания эпоксидной смолы.
  8. Отремонтированное удилище на сутки ставится возле батареи.
  9. Скотч или капроновая нить разматывается и проводится косметический ремонт.

Если ремонтируется легкий спиннинг, то ткань не используется.

Проводим ремонт вершинки

Для этого нужны:

  • наждачная бумага для зачистки;
  • супер клей;
  • нитка.

Сам ремонт кончика спиннинга достаточно прост и много времени не займёт. Главное в этом деле — внимательность. Начинаем ремонтировать:

  1. Кончик удилища лучше брать без колец. Если кольца есть, то их следует аккуратно удалить.
  2. Обе части поломанного удилища зачищаются так, чтобы вершинку можно было вставить в удилище (подходила по объёму).
  3. В поломанный край, вставляется кончик удилища.
  4. Место поломки плотно обматывается ниткой.
  5. Нитка заливается клеем.
  6. Высушивается.

Минус такого ремонта вершинки, удилище становится короче. Можно вершинки ремонтировать так же, как и удилища. Этот способ описан выше.

Замена тюльпана

Это самый лёгкий вид ремонта. Его можно проводить даже непосредственно на рыбалке.

Для это нужны:

  • наждачная бумага;
  • супер клей;
  • булавка.

Первое что важно, это освободить тюльпан от кончика удилища. Тюльпан слегка нагревают и разогнутой канцелярской скрепкой снимают.

Затем проводят следующие манипуляции:

  1. Кончик зачищают наждачной бумагой.
  2. Супер клеем намазывают место прикрепления (посадки) тюльпана.
  3. Тюльпан выравнивают по остальным кольцам (строго над ними).
  4. Клеят на верхушку спиннинга.

Не сложный ремонт тюльпана завершён.

Ремонтируем безынерционные катушки

Ремонт рыболовных катушек своими руками осуществить сложно, но возможно, главное иметь всё нужное под рукой:

  • смазку;
  • маленькие отвёртки (крестовую и плоскую);
  • изоленту;
  • пластырь;
  • надфиль;
  • наждачную бумагу;
  • маленькие пассатижи;
  • двухкомпонентный клей;
  • булавку.

Приступаем к ремонту рыболовной катушки. Перед тем как её разобрать, очищаем от грязи. Проводя ремонт будьте аккуратны и внимательны. Катушка является самым сложным механизмом в спиннинге.

Основные поломки и способы устранения:

  1. Леска задерживается между роликом лескоукладывателя и рычагом, в месте образования щели. Этот узел разбирается и надфилем подпиливается изъян на роликовой головке.
  2. Если сломалась пружина дужки лескоукладывателя, её вполне возможно заменить булавкой. Прослужит она не долго, но на первое время выручит.
  3. Когда катушка туго вращается и заедает нужно добавить смазку в редуктор. Для этого слегка откручиваются болты на крышке. Крышка приоткрывается, и смазка закапывается в эту щель.
  4. При не правильном обращении со спиннингом (его падение) может деформироваться дужка. Если это случилось, её снимают и выравнивают. Возможно, это придётся делать не один раз.
  5. При потере колпачка редуктора место, где находился колпачок, заклеивают изолентой или скотчем. Если этого не сделать вовремя, попадание песка в катушку приведёт к серьёзной поломке, которую самому исправить не получится.

С более сложными поломками спиннинговых катушек лучше обратится к специалистам.

Как правильно разобрать катушку

При разборе рыболовной катушки важно чтобы все детали были разложены в правильной последовательности. Это понадобится для того чтобы правильно её собрать. Последовательность разборки:

  1. Снимается гайка тормоза и шпуля.
  2. Снимаются шестеренка и шайбы находящиеся под шпулей.
  3. Отвинчивается ручка.
  4. Откручивается зажимная гайка в механизме катушки.
  5. Снимается ротор.
  6. Снимается дужка лескоукладывателя.
  7. Снимается механизм защелкивания лескоукладывателя.
  8. Разбирается ролик для прохождения лески.
  9. Откручивается болт стопора обратного хода.
  10. Снимается переключатель.
  11. Откручивается болт заглушки.
  12. Вытягивается заглушка.
  13. Снимается стенка катушки.

Предохраняем спиннинг от поломок

  • Аккуратно и бережно обращаться со спиннингом. Быть внимательным при транспортировке.
  • После каждой активной рыбалки разбирать и чистить катушку.
  • После чистки обязательно проводить смазку.

Спиннинг является одной из самых распространенных спортивных снастей. Это идеальный вариант для ловли разных видов рыб на дальних и ближних расстояниях, а также с лодки. Конструкция легко функционирует с наживками природного и искусственного происхождения, но недостатком устройства является его высокая стоимость. Поэтому, в случае поломки, рыбак должен знать, как починить спиннинг, затратив на это минимальное количество времени и денежных средств.

Как отремонтировать сломанный спиннинг?

Когда случилось несчастье в виде поломки рыбацкого устройства, сразу же возникает вопрос: «Как отремонтировать спиннинг своими руками?» Существует несколько вариантов выполнения данного процесса.

Пользователь может:

  • заменить колено, купив новую конструкцию;
  • доверить ремонт профессионалам;
  • попробовать отремонтировать спиннинг самостоятельно;
  • купить новое изделие.

Для выполнения самостоятельного ремонта спиннинга следует заменить муфту наружную и внутреннюю вставку. Элементы снасти можно приобрести в магазине или использовать со старых залежавшихся в шкафу моделей. В процессе поиска вариантов, чем склеить спиннинг, рекомендуем остановиться на эпоксидной смоле. Чтобы работа прошла качественно и завершилась успехом, необходимо ошкурить все детали и осуществлять склейку с помощью выбранного средства.

Одной из самых распространенных спортивных снастей является спиннинг

На первом этапе ремонта спиннингов следует аккуратно поместить внутреннюю вставку в колено, расположенное снизу. Очень важно правильно нанести клеящее средство. Так как внутреннее отверстие слишком мало, лучше наносить смолу на выступающую часть и постепенно прокручивать деталь, всё глубже утапливая её.

Муфта должна быть надета на отломанную часть, после чего конструкцию следует насадить на приготовленную вставку. Все стыки и щели должны быть обильно смазаны клеящим средством. Высыхает изделие в течение 24 часов.

Ремонт удилища спиннинга

Осуществить ремонт удилища своими руками вполне реально. В качестве основных материалов необходимы следующие элементы:

  • трубка нужного диаметра (данная деталь должна быть длиннее образовавшейся трещины примерно в два раза);
  • кевларовый шнур (возможно применение плоского спиннингового шнура);
  • водостойкая эпоксидная смола;
  • в случае образования повышенных нагрузок в месте поломки следует запастись стекло- или углетканью;
  • скотч;
  • кинопленка или другая пленка.

Ремонт спиннинговых удилищ начинается с подготовки материалов. Трубку необходимо отшлифовать и смазать смолой, после чего она готова к установке в колено. Устройство для рыбалки нужно привести к тому виду, который был до поломки. Выбранный тканевой материал вырезается в виде прямоугольника и смазывается клеящим средством, далее он наматывается на место трещины. Кинопленка вместе со скотчем поможет убрать излишек смолы. Чтобы увеличить прочность конструкции, на ткань наматывается приобретенный шнур.


С подготовки материалов начинается ремонт спиннинговых удилищ

После выполнения всех действий, рекомендуется поставить снасть вертикально и дать клею высохнуть в течение суток. Ремонт бланка спиннинга следует проводить своевременно. Как только образовалась самая малая трещина, ее срочно необходимо устранить, иначе может сломаться вся конструкция.

Ремонт вершинки спиннинга

Конец удилища отличается хрупкостью и тонкостью, поэтому его очень легко повредить и сломать. Давайте разберемся, как отремонтировать кончик спиннинга.

Существует несколько вариантов устранения проблемы:

  1. Полностью заменить вершинку снасти.
  2. Произвести работу вручную с частичной заменой.

Успешно пройдет процедура только тогда, когда будет правильно разработан план действий. В самом начале следует выяснить модель устройства, диаметр вершинки и в идеале получить консультацию специалиста.

Если сломался кончик спиннинга, аналогичное изделие лучше подобрать без колец и уделить внимание правильному подбору строя. Вставка должна быть четко продумана. От рыбака требуется визуально определить длину вставки (это можно сделать путем расчета, от какого кольца идет трещина). Место крепления должно быть зачищено и обезжирено, после чего в карбоновую часть заливается супер-клей. Стеклоткань покрывается клеящей смолой и вставляется в поврежденное место. Чтобы сделать конструкцию более прочной, рекомендуется обмотать место поломки черной нитью и укрепить всё клеем. Перед эксплуатацией изделие должно хорошо просохнуть.

Многие не могут выбрать, как починить кончик спиннинга – своими руками или обратиться в мастерскую. На самом деле выполнить работу самостоятельно очень просто. Кроме того, для ремонта понадобятся подручные материалы, которые есть в каждом доме.


Хрупкостью и тонкостью отличается конец удилища

Ремонт рукоятки спиннинга

Чтобы сделать качественный ремонт, нужно знать, как разобрать спиннинг. Процедура должна осуществляться максимально аккуратно, чтобы не повредить детали конструкции.

Рассмотрим на примере, как разобрать ручку спиннинга. Вначале необходимо снять пропускные кольца, далее должна быть демонтирована передняя часть рукояти. Для выполнения данного процесса рекомендуется использовать телескопическое колено, из которого вырезается трубка длиною в 30 см. Данный элемент следует надеть на бланк и, вращая по часовой стрелке, отделить пробку от бланка.

Ремонт ручки спиннинга своими руками:

  1. Начинать нужно с удаления испорченного изделия и тщательной зачистки поверхности конструкции. В качестве основного материала используется пробковая панель. Её необходимо разрезать на кусочки по 20 мм.
  2. Полученные полосы следует замочить в воде и вскипятить (материал должен находиться в горячей воде около 15 минут).
  3. Основной процесс ремонта пробковой рукоятки спиннинга начинается с намотки панели на желаемую поверхность и скрепления её прочными нитками. Закрепить материал можно с помощью влагостойкого клея и улучшить фиксацию с применением изоленты ПВА.
  4. Полученное изделие должно высохнуть, если результат не удовлетворяет владельца снасти, рекомендуется повторить процедуру. Довольно часто необходимо наложить два слоя.

В то же время, никто не отменял замену рукоятки спиннинга новой. Работу можно доверить профессионалам.


Ремонт пробковой рукоятки спиннинга своими руками

Ремонт пропускных колец

Ремонт колец на спиннинге начинается с удаления старой обмотки детали. Обязательным материалом является капроновая нить. Её можно подобрать по цвету снасти. Процесс следует начинать с нанесения термоклея на лапки пропускных колец. Далее следует разогреть его (можно использовать пламя зажигалки). Установка кольца на спиннинге должна осуществляться соосно по отношению к другим кольцам.

На завершающем этапе необходимо закрепить капроновую нить и обмотать нужную область не до конца, оставив 5-10 мм свободными. На этом месте следует заправить петлю из нити и заделать ходовой конец. После завершения обмотки капроновый материал заправляется в сделанную петлю и выдергивается. В конце ремонта результат нужно закрепить лаком. Применяя данную технологию, каждый сможет отремонтировать сломанный спиннинг.

Замена колец на спиннинге

Очень часто рыбак может столкнуться с необходимостью замены кольца на спиннинге. Это достаточно сложная процедура, требующая спокойствия и аккуратности. Вначале нужно прогреть тот участок удилища, который создан для обмотки кольцевых элементов. На следующем этапе делается надрез в области лапки элемента и полностью удаляется покрытие. Края ручки должны быть заточенными, это поможет без труда наматывать шнур.

Наматывание заключается в натягивании материала и его надежной фиксации. Когда леска достигнет приблизительно четыре миллиметра до конца, нужно подложить шнур и закрепить его, срезав конец. Замена колец на спиннинге своими руками завершается продеванием через петлю нити и фиксирования изделия.

Ремонт катушки для спиннинга своими руками

Осуществлять ремонт катушки для спиннинга необходимо при наличии следующих дефектов в работе механизма:

  • скрип – устранить эту проблему очень просто: достаточно почистить и смазать детали маслом;
  • нарушена работа стопора обратного хода – необходимо осуществить разборку муфты и после тщательной очистки смазать её маслом;
  • катушка шумит – следует разобрать механизм, заменить вышедшие из строя детали и смазать конструкцию;
  • изделие клинит – чтобы устранить проблему, понадобится заменить ведущую и ведомую шестерню;
  • в процессе работы леска наматывается неравномерно – достаточно снять шайбу с основного вала катушки;
  • шпуля катушки повреждена – решить проблему можно, отшлифовав и отполировав поверхность изделия.

Может кому интересно...
Автор Игорь Голищенко, Казань
Рыбак-рыбака 32/2009
http://www.rybak-rybaka.ru/

Правильный ремонт сломанного спиннинга

Графит - материал хрупкий, потому и ломаются спиннинги не так уж и редко. Бланк может быть критично перегружен при торопливом вываживании трофея или сломан по неосторожности при транспортировке в лодке или автомобиле. Причин множество, результат один: загубленный любимый инструмент и испорченное настроение. К слову сказать, эта участь постигает чаще всего верхнее колено. Если палка дорогая, от известного бренда, можно заказать у дилера новую вершинку, но это займет уйму времени и с ценой пересылки обойдется минимум в половину стоимости нового спиннинга. Можно обратиться в фирменную мастерскую, там тоже за ремонт возьмут немалые деньги, да и доступна эта услуга только жителям нескольких мегаполисов. Но можно попробовать восстановить бланк самому. Как это сделать в домашних условиях? Об этом и пойдет речь.

Только бандаж!

Склеить можно все, графитовый бланк тоже. Вот только как это будет потом работать? Задача - восстановить целостность бланка, при этом сохранив его упругие свойства и мощность и минимально изменив вес, строй и чувствительность. Большинство рыболовов, пытаясь самостоятельно склеить поломанный спиннинг, совершает одну и ту же ошибку: изготавливают и вклеивают вставку внутрь пустотелого бланка, обмотав его снаружи нитками или стеклотканью на эпоксидном клее. При этом значительный участок бланка выпадает из работы при изгибе значительно возрастает вес и серьезно меняется строй палки. После такого ремонта некогда звонкий спиннинг годится только для использования в качестве легкого фидера. Для того чтобы склеенный бланк не потерял своих первоначальных качеств, он должен оставаться пустотелым. Под нагрузкой бланк изгибается, при этом его круглое поперечное сечение приближается к овальному. Происходит это равномерно по длине нагруженного участка. Если на этом участке присутствует вставка, то это место выпадает из зоны изгиба, не работает, при этом на ее концах возникают критические нагрузки деформации. Поэтому ремонт перелома должен производиться только с помощью наружного бандажа, и состоять такой бандаж должен из графита, волокна которого имеют одинаковую направленность с волокнами самого бланка. Только это позволит материалу бандажа правильно участвовать в изгибе бланка под нагрузкой, минимально изменит вес бланка и сохранит на прежнем уровне чувствительность «в руку».

Где его взять

Где взять графитовый материал для бандажа? Специально его не продают нигде, а, к примеру, в авиамоделизме используется совсем другой тип графитового материала с перекрестной укладкой волокон. В свое время этот вопрос крепко меня ставил в тупик, но на самом деле искомый материал всегда есть под рукой. Просто нужен подходящий «донор». Им у меня является старенький композитный телескоп «Волжанка» (вернее, его комлевое колено). Вообще сгодится любой кусок ненужной графитовой удочки или спиннинга. От него отрезаем заготовку необходимой длины - по ширине будущего бандажа. Затем, зажав пинцетом, аккуратно отжигаем на огне газовой плиты. Эпоксидная смола выгорает, и мы получаем чистую графитовую ткань с подложкой очень тонкой стеклоткани между слоями. После остывания аккуратно разбираем «погорельца». Нас интересует лента из параллельных графитовых волокон, прошитых отдельными поперечными нитями. Толщина такой ткани обычно составляет 0,2-0,3 мм. Если ткань распадается на фрагменты, ее можно слегка увлажнить пульверизатором.

Склейка

Теперь подготавливаем бланк к склейке. Если рядом с линией перелома установлено пропускное кольцо - а так бывает чаще всего, когда разрушение произошло от перегрузки бланка, - его необходимо аккуратно снять. После ремонта кольцо обязательно надо установить на линию перелома. После этого с бланка в месте ремонта удаляется лак и декоративное покрытие до чистой серой графитовой ткани. Лучше всего это сделать алмазным надфилем и мелкой наждачной бумагой. Следующий этап - склейка бланка. Ему необходимо вернуть первоначальную геометрию, поэтому края перелома на обоих концах должны совпасть между собой, а бланк быть идеально прямым. Здесь уже не обойтись без внутренней вставки, которая будет играть роль направляющей. Изготавливается такая вставка из свернутой в трубку плотной тонкой бумаги. Вставка заходит на пару сантиметров в обе стороны от перелома и практически ничего не весит. Теперь склеиваем бланк любой эпоксидной смолой-«пятиминуткой». Перед склейкой надо измерить толщину стенки бланка - это необходимо для расчета толщины ремонтного бандажа. Когда бланк склеен, убираем надфилем излишки клея и остатки лакового покрытия на всем рабочем участке. При простом переломе длина его равняется восьми диаметрам бланка в месте разрушения. Если имеются линейные трещины - плюс по одному сантиметру в обе стороны от их конца. Границы участка отмечаем на бланке кусочками малярного скотча. Осталось наложить ремонтный бандаж. Его ширина равняется шести диаметрам бланка в месте перелома, а толщина на 30-50% больше толщины стенки бланка. Например, если толщина стенки бланка в зоне разрушения составляет 1,5 мм, а его диаметр 8 мм, то ширина бандажа составит 44-50 мм, а его толщина 2 мм. Можно сделать бандаж заведомо толще - так удобней в работе, а затем просто убрать излишек материала надфилем.

Следующий этап - наложение ремонтного бандажа. Полоска углеткани смазывается эпоксидной смолой и в несколько витков наматывается на зону ремонта. Сверху нее накладываем тонкую пищевую полиэтиленовую пленку. Берем небольшой отрезок круглой резины наподобие авиамодельной и простым узлом закрепляем его посредине бандажа. Затем, натягивая резину, плотно виток к витку наматываем ее от середины к краям и фиксируем там узлами. При этом из зоны склейки выдавливаются все излишки смолы и уплотняются графитовые волокна бандажа. В результате в зоне ремонта не окажется ни одного грамма лишнего веса, а бандаж по содержанию смолы будет максимально приближен к материалу самого бланка и будет обладать максимальной упругостью. Когда эпоксидная смола почти полностью «встала», снимаем резину и полиэтиленовую пленку и тряпкой, смоченной ацетоном, убираем излишки еще не затвердевшего клея. Даем бланку полностью просохнуть в течение суток. Затем надфилем доводим толщину бандажа до необходимой и скругляем его концы - из эстетических соображений.

Окончательная доводка

Остается установить на линию перелома пропускное кольцо. Его лапку фиксируем в нужном положении каплей «секундного» клея или заблаговременно надетым на бланк резиновым кольцом и аккуратно, виток к витку, приматываем к бланку тонкой синтетической нитью. Больше всего для этого подходит нить для вязания мушек, но можно ее заменить и отрезком тонкой плетенки, предварительно удалив с него растворителем слой непрочной краски. Если установка кольца не планируется, бандаж все равно необходимо укрепить обмоткой нити на участке, равном четырем диаметрам бланка в месте ремонта. Сверху обмотка и зачищенные участки бланка покрываются тонким слоем эпоксидного лака. Вот и все. Ремонт окончен. Вес бланка увеличился всего на несколько граммов, сохранился строй и чувствительность «в руку». Утолщение спиннинга в месте ремонта, если на него установлено пропускное кольцо, заметно только при придирчивом осмотре.

И про смолу

Использовать для наложения ремонтного бандажа эпоксидную смолу отечественного производства не имеет никакого смысла: она боится воды и солнечного света - под их воздействием мутнеет и размягчается. Импортные смолы пятиминутного отвердения тоже не подходят: такая смола очень быстро полимеризуется и графитовые волокна не успевают ею пропитаться. Необходима смола со временем «становления» не менее 40 минут и устойчивая к воздействию воды и света. Для этих целей идеально подходят эпоксидный клей и лак, которые применяют сборщики спиннингов - родбилдеры. Я использую смолу и лак фирмы Flex Соаt, купленные в рыболовном магазине (200 рублей за 200 г идеальной по качеству смолы). Встречаются в продаже и аналоги от других производителей. Описанным способом мною за последние годы было восстановлено более десятка сломанных спиннингов. По отзывам товарищей, отремонтированные бланки в работе практически ничем не отличаются от новых.

При поломке спиннингового удилища не нужно торопиться и заказывать вышедшие из строя части: коленья, вершинку, катушкодержатель. Часть повреждений можно устранить самостоятельно, сделав ремонт спиннинга своими руками.

Для того чтобы сделать ремонт спиннинга своими руками, необходимо прежде всего приготовить инструменты и материалы:

  • острый малярный нож;
  • газовая горелка;
  • зажигалка;
  • плоскогубцы;
  • мелкий надфиль;
  • наждачная бумага размером 1000;
  • полотно по металлу;
  • отрезки углепластикового удилища различной длины и диаметра для ремонта колена спиннинга, поврежденного или сломанного;
  • клеи — водостойкий ПВА, эпоксидный, «Супер-клей» гель, для фиксации бандажей, пропускных колец, ремонта рукояти;
  • водостойкий прозрачный лак;
  • капроновая нить для закрепления на бланке устанавливаемых пропускных колец, маскировки места в котором сломался спиннинг;
  • набор пропускных колец;
  • пробки из-под бутылок от вина или шампанского.

Приготовив все необходимое, можно починить как вышедшее из строя последнее пропускное кольцо, так и сломавшийся около комля бланк.

Ремонт бланка

В современных двусоставных штекерных спиннингах из высокомодульного графита случаются такие виды поломок как:

  • трещины или поломки первого (комлевого) колена хлыста спиннинга;
  • растрескивание или поломка верхнего колена.

Ремонт бланка в обоих случаях не требует значительных расходов. Он состоит из следующих шагов:

  1. Осматриваем удилище в месте поломки на предмет продольных трещин. Если они есть, ремонту колено не подлежит — под нагрузкой трещина неминуемо будет увеличиваться в длину и приведет к полному выходу из строя всего колена.
  2. Если трещин не обнаружено, полотном по металлу торцуем края поврежденного колена.
  3. Из старых, но не расщепленных графитовых коленьев от другого сломанного удилища выбираем и выпиливаем кусочек 10−15 см длиной, плотно заходящий внутрь частей сломанного колена — шпигот.
  4. При необходимости кусочек немного обтачиваем наждачной бумагой, мелким надфилем.
  5. Вставляем шпигот в одну из частей ремонтируемого колена, так чтобы он плотно зашел внутрь него на 7−8 см. Край колена и вставленный в него шпигот обильно смазываем эпоксидным клеем. При ремонте комлевого колена шпигот можно пропустить внутри него, сняв пробку, находящуюся в торце рукояти после катушкодержателя спиннинга.
  6. Второй конец шпигота вставляем внутрь другой части сломанного колена таким образом, чтобы зазор между двумя стыкуемыми частями сломанного колена был минимальным.
  7. Место стыка покрываем эпоксидным клеем.
  8. Поверх соединения наматываем тонкую капроновую нить, стараясь подобрать ее цвет в тон покрытия бланка.
  9. Бандаж из капроновой нити покрываем водостойким лаком.
  10. Если одно из колец спиннинга находится очень близко к месту поломки, то для усиления бланка и маскировки бандажа его снимаем, крепим над местом стыковки сломанных частей колена капроновой нитью.
  11. Если поломка затронула лак колец спиннинга или повредила намотку которой кольцо крепиться к бланку то его проще снять и установить заново.

В результате такого ремонта удилище сохраняет свою прочность, гибкость, незначительно изменяет строй, но в тоже время позволит избежать покупки дорогостоящего эксклюзивного колена. По затраченным же деньгам для любого рядового спиннингиста такой ремонт обойдётся в ничтожно малую сумму

Всегда необходимо учитывать целесообразность восстановления описанным выше способом — например, при поломке из стекловолокна или композита, имеющих меньшую толщину стенки, прочность и гибкость, лучше всего подобрать взамен поврежденного колена новое. Ремонт не вернет бланку первоначальную прочность, значительно его утяжелит, при поклевке серьезного хищника отремонтированное колено сломается в месте прошлого повреждения.

Ремонт вершинки

Поломка кончика — очень серьезное повреждение удилища, влияющее на его функциональные свойства.

При ловле на джиговые легкие приманки для спиннинга вершинка очень важна. Благодаря ей рыболов делает дальние точные забросы миниатюрных твистеров, виброхвостов. Она позволяет делать игру приманок наиболее привлекательной. Кроме того кончик способен сигнализировать о самой слабой, неуверенной поклевке раньше, чем рыболов ее почувствует рукой.

Ремонт кончика спиннинга по ряду причин отличается от устранения аналогичного повреждения комлевого или второго колена. Его внутренний диаметр либо очень мал (подобрать подходящую вставку крайне сложно), либо же вершинка цельная (не имеет полости для шпиготного ремонтного соединения). Любое увеличение жесткости вершинки приведет к изменению ее чувствительности, ухудшит дальность заброса, негативно повлияет на игру приманки. Установленная в вершинку вставка при нагрузке ломает тонкие стенки изнутри, полностью выводит эту часть удилища из строя.

Поэтому для того чтобы устранить данную поломку следует прибегнуть к другому более деликатному способу ремонта:

  • Сломанные части осматриваем на предмет продольных трещин;
  • Если трещины не найдены, части вершинки в местах поломки обрабатываем мелким надфилем на длину 15−20 мм от края. При обработке снимается лак, незначительно уменьшается толщина стенки вершинки;
  • Обе части соединяем шпиготом — трубочкой из плотной бумаги, которую предварительно смазываем быстросохнущим эпоксидным клеем. При соединении частей вершинки необходимо следить за тем, чтобы пропускные кольца располагались по одной оси;
  • В 20−25 мм ниже и выше места стыка наматываем бортики из изоленты, которые при дальнейшем устройстве бандажа не дадут образовываться потекам клея;
  • Для устранения поломки вершинки используют углеволокно. Так как купить его в магазине очень сложно, то чаще всего его выжигают из кусочков старых высокомодульных удилищ. Для выжигания углеволокна возьмем отрезок из углепластикового колена длиной 20−25 мм и диаметром 10−12 мм. Зажав кусочек в плоскогубцах, выдерживаем его над пламенем газовой горелки до тех пор, пока не перестанет идти дым. Трубочку с выжженными связующими аккуратно раскручиваем, разделяя на полоску углеткани и карбоновую сеточку (подложку);
  • Место стыка двух частей сломанной вершинки смазываем медленно сохнущим эпоксидным клеем, разведенным в пропорции 10:1 с отвердителем;
  • Поверх клея наматываем подложку, плотно прижимая ее к месту стыка;
  • На подложку наматываем углеткань. Каждый виток углеткани промазываем эпоксидным клеем;
  • Поверх бандажа с усилием наматываем слой скотча;
  • После того как клей затвердел, острым ножом снимаем скотч и бортики из изоленты;
  • Бандаж шлифуем под струей воды надфилем, а затем мелкой наждачной бумагой;
  • Покрываем бандаж водостойким лаком.

При таком способе ремонта место, где сломалась вершинка спиннинга, почти незаметно, а само удилище сохраняет прочность, гибкость и другие свои важные свойства.

Ремонт рукоятки

Среди всех материалов, применяемых для производства рукояти в спиннинге одним из наиболее распространенных является пробка. Обладая множеством преимуществ (мягкостью, приятной на ощупь поверхностью, способностью не застывать в холодную погоду), этот материал имеет один большой недостаток — при длительном использовании на нем образуются ямки, трещины, сколы, приводящие со временем к разрушению ручки.

При небольших трещинах:

  • Пробку от винной бутылки измельчаем на мелкой терке до состояния мелкой стружки;
  • Полученную стружку смешиваем с клеем ПВА, заполняем полученным составом все дефекты;
  • После высыхания клея шлифуем поверхность мелкой наждачной бумагой;

Вместо этого состава можно использовать подходящую по цвету шпатлевку для древесины

При больших ямках, трещинах:

  • Поврежденный кусок вырезаем, делая в пробковом покрытии рукоятки прямоугольную выемку;
  • Из пробки, не имеющей внутренних полостей, вырезаем кусочек (вставку) по размерам чуть больше выемки;
  • Выемку и вставку смазываем водостойким клеем ПВА;
  • Вставку под усилием вжимаем в выемку, фиксируем изолентой;
  • Через 12−14 часов изоленту снимаем, выступающий над поверхностью ручки часть вклеенной вставки срезаем острым ножом;
  • Рукоять зачищаем мелкой наждачной бумагой.

Ремонт пропускного кольца

Часто в пропускном кольце выходит из строя внутренний металлокерамический вкладыш. Процесс ремонта такого элемента очень прост:

  • Закупаем набор колец разных диаметров с внутренними вставками из того же или лучшего качества что на удилище;
  • Подбираем пропускное кольцо с подходящим диаметром;
  • Аккуратно при помощи острого ножа вынимаем из его металлической рамки внутренний металлокерамический вкладыш;
  • Поврежденный вкладыш при помощи плоскогубцев удаляем из рамки, внутреннюю поверхность ее зачищаем мелким надфилем;
  • Новый вкладыш вставляем в подготовленную рамку пропускного кольца, фиксируем проклеивая с двух сторон в местах соединения с рамкой супер клеем.

При такой поломке, как трещина опорной ножки или проволочной рамки, кольцо лучше заменить на новое.

Замена колец

Замена колец состоит из следующих простых манипуляций:

  • Начинать замену лучше нижнего крупного кольца, постепенно продвигаясь к вершинке;
  • Для того чтобы снять кольцо, нагреваем над зажигалкой место его крепления к бланку до размягчения лака, покрывающего крепежную намотку из тонкой капроновой нити;
  • Острым ножом надрезаем слой намотки параллельно плоскости бланка;
  • Удаляем намотку и кольцо;
  • Зачищаем место от остатков лака, намотки, обезжириваем;
  • Наносим немного эпоксидного клея;
  • Устанавливаем новое кольцо, плотно фиксируем его, наматывая поверх ровными витками капроновую нить;
  • Поверх нити наносим слой бесцветного водостойкого лака;
  • Для того чтобы снять последнее кольцо — тюльпан — к нему цепляют тонкую проволочку, прогревают его над пламенем свечи, одновременно пытаясь проволочкой стянуть кольцо с вершинки.

Ремонт катушки для спиннинга

Среди наиболее распространенных неисправностей катушки и способов их самостоятельного устранения можно выделить:

  • Шум внутри. Разберите катушку, удалите из приводного механизма песок, грязь, проверьте подшипники в ручке и шпуле, при необходимости замените.
  • Заклинивание механизма вращения под нагрузкой. Замените шестерни приводного механизма на новые;
  • Дужка лескоукладывателя самопроизвольно защёлкивается при забросе. Зажмите винты крепления дужки. Если это не устранило неисправность — поменяйте пружину, отвечающую за защелкивание дужки, на более жесткую;
  • Не работает стопор обратного хода. Необходимо смазать обгонную муфту, отвечающую за работу механизма;
  • Скрип. Необходимо добавить смазку внутрь корпуса катушки;
  • Леска попадает под гайку переднего фрикциона, обрывается. Необходимо поменять фетровую толстую прокладку под гайкой на более тонкую пластиковую.

Данные способы позволят эффективно ремонтировать катушку своими руками, устраняя серьезные неполадки, продлевая срок эксплуатации данной дорогостоящей составляющей спиннинговой снасти.