Состояние дороги а 121. До Сортавала на машине

Посетить одно из красивейших мест Северного Приладожья – горный парк «Рускеала», я решил осенью.

Жемчужина . Каньон, окруженный мраморными стенами, удивляет своей красотой в любое время года, но мне кажется, что особенно красив он именно осенью.

Горный парк находится недалеко от Сортавала, расстояние от Сортавала до Рускеала около 35 километров.

Самый удобный и, наверное, единственный способ добраться до горного парка, это доехать до него на машине.

Я слышал о ещё одном виде транспорта, на котором можно доехать до Сортавала – ретропаровозе. Этому способу путешествия посвящена группа в Контакте (кому интересно, может без труда её найти), но я так и не понял, ходит ли паровоз в Сортавала в настоящее время.
Если всё-таки вы решите ехать в Сортавала из Санкт-Петербурга на машине, то путь у вас будет следующий.

До Сортавала на машине

От Питера идёт федеральная трасса А-121, которая так и называется «Сортавала». Часть этой трассы прошла реконструкцию и в настоящее время представляет собой довольно качественное шоссе. В октябре 2017 года после реконструкции открылся очередной участок трассы. Теперь от Санкт-Петербурга до Лосева идёт вот такая дорога.

Трасса Санкт-Петербург — Сортавала

Ехать по ней одно удовольствие. Единственное, что может вам испортить впечатление от вождения автомобиля – дачники. Дачников особенно много в пятницу и в субботу утром. Актуальна эта проблема только в летний период и к тому же при выезде из города, несмотря на большой поток машин, особых заторов движения не бывает. А вот при вовзращении в Питер во второй половине дня в воскресенье, до съезда на КАД можно очень хорошо встать и потерять много времени.

Трасса А-121 не очень богата именитыми автозаправками. В основном брендовые АЗС находятся возле города. После съезда с КАД вам повстречается Shell, Neste. Чуть позже будет ПТК. Следующие заправки (Газпромнефть, Лукойл), уже будут в Приозерске. В целом без бензина вы не останетесь, по трассе до Сортавалы будут попадаться места заправки, но если вы предпочитаете заливать в машину топливо вышеуказанных компаний, то сделайте это при выезде из Питера.

На новых участках трассы есть зоны отдыха, на которых при желании можно остановиться.


Расстояние от Питера до Сортавала порядка 250 км. Дистанция относительна небольшая, и учитывая среднюю скорость движения по дорогам Ленинградской области кажется, что проехать его можно относительно быстро. Но поездка до Сортавалы будет чуть дольше, чем может показаться на первый взгляд. Объясняется это следующим.

Условно весь путь можно разбить на следующие участки

Участок 1. Санкт-Петербург – Лосево. Как говорилось выше, дорога на этом участке отличная.

Участок 2. Лосево - Приозерск. Дорога неплохая, но ещё не прошедшая реконструкцию. Поэтому на этом участке будет по одной полосе в каждое направление. Обгон уже не всегда будет удобен и безопасен, поэтому в случае большого автомобильного потока средняя скорость движения может упасть.

Участок 3. Приозерск – до поворота на Кузнечное. Дорога остаётся однополосной, но к ней добавляется большое количество поворотов. Причём этих поворотов и вправду очень много и они довольно крутые. В случае если будет идти фура, то за ней может скопиться приличный хвост из автомобилей. Я часто езжу на машине в Сочи и меня иногда спрашивают о сложности езды по горному серпантину. Хочу сказать, что некоторые части дороги после Приозерска в сторону Сортавалы похожи на сочинские дороги, такие же «вертлявые», только без продолжительных спусков и подъёмов. Для тех, кто хочет потренироваться перед поездкой в Сочи, съездите на машине за Приозерск. Только имейте в виду, что на А-121 длина таких участков дороги измеряется десятком километров, а в Сочи сотней.



Дорога после Приозерска в Сортавала


Участок 4. От поворота на Кузнечное – до границы с Республикой Карелия. Этот участок почему-то не имеет асфальтового покрытия, а представляет собой неплохую грунтовку. Но хоть она и неплохая, а скорость движения ещё сильнее падает. Если вы едете в сухую погоду, приготовьтесь, что ваш автомобиль покроет слой пыли. Этот участок относительно небольшой, около 6 км. Хоть ехать по нему неудобно, но бояться его не надо, по нему пройдёт любая машина. Я ехал по нему на Toyota Corolla со скоростью от 20 до 40 км/час. и особого дискомфорта не испытывал. Конечно, если его когда-нибудь заасфальтируют, на общее состояние трассы Санкт-Петербург – Сортавала это повлияет положительно.




Участок 5. От границы Ленинградской области и Карелии на протяжении чуть более 30 километров проходит просто замечательная дорога. Замечательна она не только своим качеством (актуально по состоянию на октябрь 2017), но и красотой открывающихся из окна автомобиля видов.





Участок 6. После 30 с небольшим километров отличного шоссе начинается однополосная дорога с большим количеством резких поворотов. Мест для обгонов на ней немного, любой тихоход может собрать значительную колонну из следующих за ним автомобилей. И такая петляющая трасса будет до Сортавала, а это около 60 километров. Имейте в виду, что для некоторых ваших пассажиров 60 километров такой дороги может стать причиной укачивания, особенно для детей. Я видел несколько стоящих на обочине машин, рядом с которыми находились граждане, у которых по всем внешним признакам вестибулярный аппарат не выдержал большого количества поворотов. У меня младшего ребёнка сильно укачивает, поэтому на таких дорогах я его сажаю на переднее сиденье (естественно в детское кресло). Так его укачивает значительно меньше (проверено на сочинских дорогах).





На весь маршрут от Икеи Парнас до въезда в Сортавала я потратил почти четыре часа. Отъехал я от Икеи в 10 утра, а въехал в Сортавала в 13.48. Остановки делал две, для заправки на Shell при выезде из города и для перекуса и дозаправки на Газпроме в Приозерске.

Дорога от Сортавала до Мраморного каньона

Доехав до Сортавала, вы можете перекусить в многочисленных кафе и подкрепившись отправиться в дорогу дальше, уже непосредственно до Мраморного каньона. Если вы даже не собираетесь останавливаться в городе, то вам все равно придётся проехать через центр Сортавалы, так как другой дороги из Питера в Рускеала нет. Город небольшой, поэтому много времени на проезд через центр не потратите.

Выехав из города, до цели поездки нужно будет проехать около 35 километров. Из них 6 километров по трассе А-121, и примерно 29 километров по дороге, которая носит название «Подъезд к МАПП Вяртсиля». Качество асфальтового покрытия дороги не очень хорошее, но ехать вполне можно.

Через какое-то время вы проедете Рускеальские водопады на реке Тохмайоки. Не заметить их достаточно трудно, в этом месте обычно вдоль обочины стоят припаркованные автомобили. Можно остановиться и посмотреть, но я на водопады заехал на обратном пути, уже после посещения каньонов.





Километра через 3 после Рускеальских водопадов будет съезд на ул. Набережную. Он будет находиться с левой стоны по ходу движения (сразу за мостом через реку Тохмайоки).


Проскочить его очень легко, поэтому лучше сразу забить в навигаторе Горный парк Рускеала (в Яндекс навигаторе так точно можно, сам так ехал). А если вам принципиально нужен адрес, то укажите Набережная ул., д. 23. Это адрес не самого парка, а ближайшего от него дома. Адреса парка я почему-то не нашёл.
Возле входа в парк организована большая парковка. Оставляйте на ней машину и отправляйтесь в кассу за билетами.



Возле входа в парк находятся магазины с сувенирами и кафе

Последние новости о строительстве трассы Санкт-Петербург-Приозерск -Сортавала. Открыть движение по участку от Сосново до Лосево планируется в четвертом квартале 2018 года.

В Приозерском районе Ленинградской области открыли для движения 14-километровый участок трассы «Сортавала», от Сосново до Варшко.

Добавим, что в конце августа в Ленобласти ФКУ Упрдор «Северо-Запад» приступило к реконструкции последнего на территории региона участка федеральной трассы А-121 «Сортавала» протяженностью 20 км.

До конца 2019 года будет построено 11,7 км новой дороги, будет возведено 2 моста, а также реконструирован путепровод через железнодорожные пути. Кроме того, построят две площадки для отдыха водителей и пункт весового контроля.

Общая протяженность федеральной трассы А-121 «Сортавала» сотавит 448 км.

В Ленинградской области началось строительство участка федеральной трассы А-121 «Сортавала».

Как сообщает пресс-служба ФКУ Упрдор «Северо-Запад» (Росавтодор), в рамках реконструкции будет ликвидирован последний грунтовый участок протяженностью 5 км на сети федеральных дорог Северо-Западного федерального округа.

Окончание реконструкции 20 километрового участка трассы в Приозерском районе Ленинградской области намечено на декабрь 2019 года.

В рамках проекта предусмотрена прокладка 11,7 км новых дорог, строительство двух мостов через реку Тихая, стоянки для легковых и грузовых автомобилей.

Общая стоимость работ, по данным Росавтодора, составит 7,2 млрд руб.

Трасса «Сортавала» спроектирована как четырехполосная дорога, с расчетной интенсивностью движения свыше 14 тысяч автомобилей в сутки. Предыдущие пять очередей строительства были введены в эксплуатацию в 2011-2016 годах.

Время в пути от Петербурга до города Сортавала должно составить 4,5 часа.

В настоящее время продолжается также строительство на отрезке с 57 км по 81 км. Открыть движение по этому участку (от Сосново до Лосево) планируется в четвертом квартале 2018 года.

Завершить все работы на федеральной трассе «Сортавала» планируется к концу 2019 года.

Портал Дачники-онлайн получил последние новости о строительстве трассы Санкт-Петербург-Приозерск-Сортавала. Вы можете ознакомиться с подробной картой трассы до Лосево, развязками в районе дороги на Новожилово и Сосново, а так же сроки окончания этапов строительства.

При строительстве новой трассы на Приозерск, старая трасса сохранится. На нее построят съезды с новой трассы в следующих местах: пересечения со старой дорогой недалеко от ж/д переезда, в районе пересечения трассы с отворотом на Новожилово и Сосново.

В месте пересечения новой трассы с дорогой на Новожилово над ней возведут мост. Он даст возможность беспрепятственно совершать левый поворот на Новожилово из Санкт-Петербурга, а так же свяжет новое и старое шоссе с расположенным на нем курортом Игора в обе стороны.

Большой участок вырубленного леса в районе Новожилово предназначен для размещения сыпучих материалов для строительства новой трассы.


Но-вая трас-са Санкт-Пе-тер-бург - Сор-та-вала создаст основу сети ре-ги-ональ-ных до-рог на Карельском перешейке и Карелии. В 2009 г. до-роге прис-во-ен ста-тус фе-дераль-ной. В перс-пек-ти-ве дан-ная трас-са бу-дет не толь-ко обес-пе-чивать транс-пор-тные по-токи из Санкт-Пе-тер-бурга че-рез При-озерск в Ка-релию, но и со-еди-нять сеть рос-сий-ских до-рог с клю-чевы-ми ев-ро-пей-ски-ми трас-са-ми че-рез Фин-лян-дию.

Строительство новой дороги Санкт-Петербург-Приозерск без преувеличения одно из самых важных событий, как для жителей региона, так и для всех автовладельцев, которые были вынуждены простаивать в многочасовых пробках на этом участке дороги. До сих пор, дорога представляет собой узкую трассу всего с двумя полосами движения. Она уже давно не отвечает возросшему трафику движения в Приозерском направлении и, по сути, является сдерживающим фактором в развитии региона.

Модернизация дороги А-121 «Сортавала» производится в соответствии с Федеральной целевой программой «Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)». Согласно прогнозируемым темпам социально-экономического развития спрос на использование этой автодороги будет увеличиваться. 22 июня 2013 года сдается в эксплуатацию уже III-я очередь новой трассы. На участке дороги находятся две транспортные развязки и три искусственных сооружения.

I-я очередь автодороги А-121 - перегон протяженностью 5 км 350 м до Агалатово с транспортной развязкой в поселке Скотное - открыта в ноябре 2011 года. II-я очередь - участок от поселка Агалатово до Керро длинной 10 км 200 м - сдана в эксплуатацию летом 2012.Открытие движения на участке IV-й очереди протяженностью 22 км 800 м от автодороги А-120 «Магистральная» до посёлка Сосново планируется к 2018 году. V-я очередь протяженностью 17 км 411 м дойдет до Лосево. Срок реализации - с 2015 по 2020 год. На остальные участки ведется разработка проектной документации.

4-полосная дорога категории 1-б, прокладывается в обход населенных пунктов, но с устройством подъездов к ним. Ширина проезжей части - 7,5 метров в каждом направлении с разделительной полосой посередине. Расчетная интенсивность движения - свыше 14 тысяч автомобилей в сутки, расчетная скорость - 120 км/ч. Время в пути от Петербурга до Сортавалы должно составить 4,5 часа.


Участок трассы Васкелово-Приозерск Участок трассы Орехово-Лосево


Участок трассы Орехово-Сосново Участок трассы в Ларионово

Проект предусматривает строительство нового шоссе на участке от Санкт-Петербурга до Лосево (81 км). Новое шоссе на всем протяжении будет трассой первой категории: интенсивность движения более 7 тыс. автомобилей в сутки, основная расчётная скорость 120 км/час. Планируется, что ширина проезжей части будет 2 х 7,5 м, ширина обочин — 3,75 м, ширина земляного полотна — 27,5 м. Будет построено 2 транспортные развязки (Керро - Грузино и АД «Магистральная» - А 120) и 1 путепровод

На других участках до Приозерска планируется только реконструкция старого шоссе, перевод его во вторую категорию. От Приозерска до Сортавалы также планируется прокладка новой дороги, второй или третьей категории, которая «спрямит» существующий грунтовый серпантин.


Вторая очередь шоссе на участке от поворота на Агалатово до дороги на Грузино, пройдет по новому маршруту, через леса, и будет почти идеально прямым.

Участок трассы Хийтола-Лахденпохья

Дальше трасса нового Приозерского шоссе совсем отклоняется от привычного маршрута. С 28 километра, пересекая дорогу Грузино-Керро, новое шоссе извилистой петлей пройдет между старым Приозерским шоссе и Лемболовским озером, и упрется в военную бетонку А-120, лишь фрагментами заходя на старую трассу.

Маршрут четвертой части новой трассы будет примерно соответствовать существующему шоссе до печально известного железнодорожного переезда, а затем трасса резко уйдет к западу. Она будет огибать существующие садоводства и пересечет заброшенную дорогу Первомайское - Сосново - Запорожское примерно на траверсе Раздолья. В районе Орехово - «Игоры» и Сосново с трассы запланированы съезды. Этот участок будет сложным, поскольку включает в себя несколько длинных, по километру, эстакад над руслами рек.

Пятая и последняя очередь шоссе начинается от поселка Раздолье, обходя его с востока, затем проходит между Большим Луговым и Волынским озерами и устремляется к Лосево, втыкаясь в существующее шоссе примерно в районе поворота на Ягодное и Климово. Шоссе пройдет по территории заказника “Гряда Вярямянселькя”.

Планируется, что на трассе будет устроено наружное электроосвещение и автоматическая система управления дорожным движением с подключением к ДИСС КАД, будет устроено силовое барьерное ограждение. Один километр новой дороги обойдется примерно в 520 миллионов рублей.

ФКУ "Севзапуправтодор" (подведомственно "Росавтодору") объявило конкурс на подготовку земли к строительству участка Новоприозерского шоссе длиной 22,8 км между дорогой "Магистральная" и поселком Сосново Приозерского района Ленобласти (от 37 до 57,55 км трассы).

Наибольшая цена контракта составляет 599,7 млн рублей. За эти деньги победитель конкурса должен будет повалить 71 тыс. деревьев, переустроить инженерные сети, устроить грунтовые насыпи. Кроме того, строители должны будут сделать подъезд к деревне Новожилово и реконструировать место, где дорога Ушково—Гравийное пересекается с Сортавальским шоссе.

Дорога будет четырехполосная, проектированием занималось ООО "ПИИ "Промтранспроект". Само строительство должно начаться в 2013 году.

Новоприозерское шоссе состоит из пяти этапов. Первый участок, от КАД до развязки в Скотном был открыт в 2010 году, второй участок Скотное—Керро открылся в конце 2011 года. Третий участок от Керро до дороги "Магистральная" открылся в 2012 году, его строило ЗАО "ВАД" по проекту ОАО "Дорпроект".

На следующем участке Керро — дорога "Магистральная" сейчас идет строительство двух развязок и дороги, движение со старого Приозерского шоссе через развязки осуществляется по временной схеме. Участок планируется открыть в конце октября 2012 года. Проект выполнен ЗАО "Петербургские дороги" совместно с ООО "Полигон ГЕО", ООО "Инжтехнологии" и ООО "ИТР".

Редакция Портала Дороги России

Накануне Дня работников дорожного хозяйства федеральные дорожники сделали подарок не столько себе, сколько всем жителям Северо-Запада, особенно жителям Санкт-Петербурга, Ленинградской области и Республики Карелия. В субботу, 14 октября, в Ленобласти состоялась торжественная церемония запуска движения по реконструированному участку трассы А-121 «Сортавала» протяженностью почти 16 км, дорогу открыли значительно раньше установленного контрактом срока.

Трасса А-121 «Сортавала» соединяет Санкт-Петербург с карельской столицей - Петрозаводском через города Приозерск и Сортавала. Длительное время дорога имела на всем протяжении две полосы, грунтовые разрывы, не отвечала требованиям безопасности и интенсивности движения. В федеральную собственность трассу передали в 2009 году, после чего федеральные дорожники занялись ее постепенным, но коренным преобразованием, прокладывая ее в обход населенных пунктов, возводя мосты, путепроводы, развязки, увеличивая число полос, разделяя встречное движение.

«В 2009 году было принято очень важное, эпохальное решение для Ленинградской области, для Санкт-Петербурга, и наша региональная дорога, которая связывает Санкт-Петербург и Сортавалу, была передана на федеральный уровень. Скажу откровенно, никогда бы ресурсов бюджета Ленинградской области, хотя у нас один из лучших бюджет в Российской Федерации, мы входим в первую десятку субъектов по бюджетной обеспеченности на одного жителя, и, тем не менее, не хватило бы никогда, чтобы построить такой серьезный объект», - отметил на церемонии открытия участка губернатор Ленобласти Александр Дрозденко.

Участок трассы, который открыли для движения транспорта 14 октября, является первым этапом реконструкции дороги А-121 «Сортавала» на участке с 57-го км по 81-й км - от населенного пункта Сосново до населенного пункта Лосево. Сегодня же состоялся запуск на участке от Сосново до поселка Варшко протяженностью 15,895 км, который фактически построили заново. При этом на протяжении 14-ти километров, включая развязку на Ягодное, движение открыто по постоянной схеме, еще один километр (до Варшко) – по временной схеме.

«10 лет тому назад, сейчас вспоминаю, было поручение Президента РФ о передаче областной дороги в федеральную собственность для того, чтобы привести ее в порядок. Я очень рад, что принимаю участие в сегодняшней церемонии. Сейчас проехал всю эту дорогу. Тогда мы ехали со скоростью 15 км/ч или 20. Сегодня мы, конечно, проехались со скоростью установленной - 90 км/ч. И очень рад, что Министерство транспорта, Росавтодор и генеральный подрядчик сделали дорогу, на мой взгляд, высочайшего уровня», - рассказал на церемонии открытия объекта Помощник Президента РФ Игорь Левитин.

По итогам реконструкции, генеральным подрядчиком которой является ЗАО «ВАД», этот участок трассы «Сортавала» стал четырехполосным с разделителем встречных полос. Дорога теперь соответствует требованиям I-в категории, расчетная скорость движения по ней составляет 120 км/ч. В ходе работ на участке трассы построили 11 искусственных сооружений, в их числе два моста через реку Волчья, один мост через ручей Горюнец, две эстакады, надземный пешеходный переход, арочное сооружение. В местах пересечения нового участка с существующей трассой «Сортавала», с подъездной дорогой к деревне Пчелино, с автодорогой «Подгорное - Пески», а также с дорогой, предназначенной для подъезда сельхозтехники к полям, построены путепроводы, таковых четыре. При проведении работ использовались современные технологии, нацеленные на увеличение срока службы дорожной одежды, повышение безопасности движения.

«Давайте я коротко скажу, какие инновации применялись. Наши подрядчики применяют все то новое, что есть в мире в области дорожного строительства. Так и здесь. Покрытие – щебеночный мастичный асфальтобетон. Это покрытие позволяет эксплуатировать дорогу под высокой нагрузкой в более долгий промежуток времени. Вы видите цементно-бетонное осевое ограждение – это упрощает и содержание автомобильной дороги и, конечно, повышает безопасность движения на данном участке. Полностью трасса освещена, развязки освещены, площадки отдыха организованы, современные, комфортабельные, где путешествующие по автомобильной дороге смогут отдохнуть, насладиться красотами Ленинградской области. Так что дорога – безопасная, современная», - сообщил руководитель Федерального дорожного агентства Роман Старовойт.

Как уже было сказано выше, открытый в торжественной обстановке сегодня участок является первым этапом реконструкции отрезка трассы А-121 «Сортавала» с 57-го км по 81-й км. Последующие этапы включают в себя реконструкцию на участке протяженностью 1,516 км, в том числе мост через реку Вуокса, а также устройство элементов автоматизированной системы управления дорожным движением (АСУДД). Согласно заключенному контракту, весь участок трассы от Сосново до Лосево должны ввести в эксплуатацию в феврале 2019 года, но поскольку подрядчик существенно опережает график, срок ввода объекта уже перенесен на ноябрь 2018 года. Во время церемонии открытия первых 15,895 км этого участка прозвучали данные, что этап с мостовым переходом через Вуоксу планируют завершить к лету будущего года.

«И сегодня мы уже выходим на финишную прямую, остался один бросок – бросок через протоку озера Вуокса, который мы завершим уже к следующему летнему сезону. И трасса «Сортавала» на этом участке будет полностью готова», - рассказал министр транспорта России Максим Соколов.

Стоит отметить, что реконструкция трассы А-121 «Сортавала» в Ленинградской области продолжится и после сдачи участка до Лосево. В частности, в конце лета этого года начались работы на дороге на границе с Республикой Карелия, в ходе которых планируется ликвидировать на трассе в Ленобласти. Немало работ ведется или планируется и на других трассах федерального значения на территории региона.

«Наши усилия сконцентрированы, конечно, на трассе «Сортавала», потому что она, сегодня не раз уже говорили, недавно сравнительно получила статус федеральной автомобильной дороги. Продолжается системная работа по реконструкции автомобильной дороги «Скандинавия». Головной участок уже запущен в эксплуатацию, сейчас второй этап реализуется, идет проектирование дальнейшего участка. «Бетонное кольцо» (Санкт-Петербургское южное полукольцо – прим.ред.) – реконструкция. У нас в этом году должны будут закончиться работы по подъезду к порту Усть-Луга. В целом хочу сказать, по федеральным автомобильным дорогам на территории Ленинградской области, а их больше 1 тыс. 800 километров, это существенная такая сеть, разветвленная сеть федеральных трасс на территории Ленинградской области, к концу текущего года уже 84% федеральных дорог будут в нормативе, это выше, чем в среднем по стране. Напомню, по всей стране у нас будет примерно 81%», - рассказал глава Росавтодора Роман Старовойт.

Не отказываются федеральные власти от идеи создания второй кольцевой трассы вокруг Санкт-Петербурга, поскольку существующая КАД превращается в городскую магистраль, но вопрос вынесен за 2020 год, сообщил министр транспорта России. По его словам, наиболее дешевым вариантом в данном случае является передача северного участка «бетонки» в федеральную собственность и приведение в нормативное состояние всего «Южного полукольца» (трасса А-120).

«Такая работа ведется. У нас идет системная работа по приведению в нормативное состояние и развитие там, где это возможно, Южного полукольца, и в перспективе, сегодня как раз было объявлено, что северный участок кольцевой «бетонки» мы принимаем в федеральную собственность именно с этой целью. Чтобы делать уже загодя, пока трафик на кольцевой дороге вокруг Санкт-Петербурга (КАД) не достиг запредельных параметров, чтобы выводить федеральный транзит на вот это большее кольцо вокруг Санкт-Петербурга. Это пока самое дешевое и лежащее на поверхности решение, все остальные – очень дорогие», - отметил министр транспорта РФ Максим Соколов.

На развитие Петербургского транспортного узла брошены силы и федеральных властей, и региональных. Министр транспорта заверил, что крупные дорожные объекты в Ленобласти будут поддерживать.

«Мы находимся в постоянном контакте, и, конечно, Министерство транспорта Российской Федерации и Федеральное дорожное агентство всегда будут поддерживать проекты, связанные с развитием дорожного хозяйства, важнейшими транспортными узлами», - подчеркнул министр.

Лидия Терехова

В мероприятии, посвященном началу работ на участке, приняли участие Министр транспорта РФ Максим Соколов, губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко, заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Андрей Костюк, заместитель начальника ФКУ "Северо-Запад" Дмитрий Кузнецов.

До конца 2019 года дорожным строителям предстоит выполнить здесь большой объем работ, а именно: проложить 11,7 км новой дороги, возвести два моста через реку Тихая (на 134+656 км и на 135+599 км), реконструировать путепровод через железнодорожные пути (на 149+700 км), построить две площадки отдыха для водителей и пункт весового контроля. На эти цели из федерального бюджета выделено 7,2 млрд рублей.

После завершения работ автомобилисты смогут преодолевать этот 20-километровый участок в два раза быстрее, чем сейчас. Уверен, что приведение в нормативное состояние объекта и сокращение времени в пути дадут новый импульс для развития экономического потенциала Ленинградской области и Республики Карелия, - подчеркнул в своей речи Максим Соколов.

Поскольку указанный участок трассы проходит по территории населенных пунктов – г.Приозерска, поселков Бригадное, Бурнево, Березово – большое внимание будет уделено обеспечению комфорта и безопасности дорожного движения. К примеру, проектом предусмотрено устройство более 14 км линий наружного освещения.

Кроме того, в рамках проекта будет выполнен ряд природоохранных мероприятий. В пределах водоохранных зон вода будет собираться с проезжей части трассы и поступать в дождеприемные колодцы закрытой системы ливневой канализации. Затем стоки будут направляться в очистные сооружения, а после очистки сбрасываться на прилегающую территорию. Для защиты диких животных и предотвращения ДТП с их участием вдоль участка трассы установят специальные сетчатые ограждения протяженностью более 18 тыс. погонных метров.

Справка

Реконструкция участка км 131+200 – км 153+850 автодороги «Сортавала» в Приозерском районе Ленинградской области – часть большой работы, направленной на приведение в нормативное состояние трассы на всем ее протяжении. За последние семь лет в границах региона в нормативное состояние приведено порядка 60 км автодороги.

В настоящее время продолжается строительство на отрезке с 57 км по 81 км. Открыть движение по этому участку (от н.п. Сосново до н.п. Лосево) планируется в IV квартале 2018 года.

К концу 2019 года федеральная автодорога «Сортавала» будет соответствовать нормативным требованиям на всем протяжении - к этому моменту планируется ввести в строй два участка капитального ремонта общей протяженностью 50 км (с 81 км по 106 км и со 106 км по 131 км).

Путь из Санкт-Петербурга в Республику Карелия и обратно год от года становится для водителей всё короче и комфортнее – на трассе А-121 «Сортавала» регулярно вводят в эксплуатацию новые современные участки.Корреспондент «ДорИнфо» побывал на месте строительства.

В последние годы вестей было больше с участка трассы ближе к Северной столице, в частности, осенью прошлого года сдали первый этап реконструкции от Сосново до Лосево с 57-го по 81-й км, вторую очередь участка планируется сдать этой осенью. Однако стоит только уехать за Приозерск, сразу становится понятно, что самые интересные и масштабные работы идут здесь, на границе с республикой и дальше, причем сразу на двух участках. Уже с конца 2019 года участок от Приозерска (Ленинградская область) до границы с Карелией водители смогут проезжать на 20-25 минут быстрее по ровной дороге без опасных поворотов и грунтовых разрывов, а начиная с границы двух регионов участок современной трассы увеличится на 14 км.

Участок от Приозерска до границы с Карелией

Участок трассы А-121 со 131-го км по 153-й км, который начинается в Приозерске и заканчивается на границе Ленобласти и Карелии, пожалуй, один из самых неприятных для водителей на пути в город Сортавала. Из-за сложного рельефа проезжая часть здесь узкая, с крутыми подъемами и опасными поворотами, обгон запрещен практически на всем протяжении участка, а за 5 км до границы с Карелией и вовсе есть грунтовый разрыв. Несмотря на то, что грунтовку сейчас содержат лучше, чем раньше, помогает генподрядчик нового строительства – АО «ВАД», сбросить скорость здесь всё равно придется. Это последний грунтовый участок в составе федеральных трасс в Ленобласти, и новость о том, что его наконец-то реконструируют, обрадовала многих пользователей этой дороги, ведь долгое время никто не хотел браться за него. Один из специалистов «ВАДа» считает, что причиной тому - сложность участка, не каждый решится на его реконструкцию.

Единственным участником аукциона на строительство и реконструкцию участка протяженностью почти 21 км стала компания «ВАД», контракт на сумму чуть больше 6,8 млрд рублей был заключен в июле 2017 года, на объект подрядчик вышел в августе, однако начать работы сразу на всем участке получилось не сразу.

«Сначала проводились подготовительные работы, нужно было очистить полосу отвода от леса и кустарника. На участках, относящихся к землям населенных пунктов и муниципальных образований, работы начались раньше, примерно с августа. Здесь гораздо быстрее удалось получить необходимые разрешительные документы, с территориями Лесфонда было сложнее. Сразу на всю длину участка мы выйти не могли», - рассказывает технический руководитель контракта АО «ВАД» Иван Масленников.

К слову, сейчас вырублено уже 86 Га леса, относящегося к Лесфонду РФ, всего же проектом предусмотрена вырубка 93 Га. Весь вырубленный лес освидетельствуется и передается в Росимущество.

Большая часть нового 2-х полосного участка трассы «Сортавала» будет построена заново в обход существующей дороги, начиная с 148-го км и по 153-й км, где сейчас идет грунтовка, оси новой и старой трасс практически совпадут, и здесь уже предусмотрена реконструкция. Участок нового строительства составляет порядка 13 км, под реконструкцию попадает около 7-8 км. Из искусственных сооружений предстоит построить 2 моста через реку Тихая: 4-пролетный на 134-м км и 3-пролетный на 135-м км, а также реконструировать однопролётный железнодорожный путепровод над трассой на 149-м км. После ввода нового участка в эксплуатацию путь сократится на 2-2,5 км. Существенная экономия получится и по времени. Точных расчетов еще нет, но предполагается, что водители будут тратить на 20-25 минут меньше, чем сейчас. Новый участок будет прямым, не будет ненормативных и опасных поворотов и радиусов, как на старом направлении.

Во время осмотра работ мы стали свидетелями аварии на одном из опасных поворотов существующей дороги – с управлением не справился водитель большегруза, автомобиль завалился на бок в кювет. Это лишь подтвердило несоответствие существующей трассы «Сортавала» на участке после Приозерска действующим нормативам, в первую очередь, в части безопасности дорожного движения.

Сложные работы позади

Скрупулёзности в работу подрядчика внесла геология Карельского перешейка, где скальные породы чередуются с болотами. На выработку подходящей технологии ушло 2 месяца, а для проведения буровзрывных работ, чтобы разбить скалы на пути новой дороги, приходилось даже согласовывать закрытие воздушного пространства в квадратах производства работ.

Одна из скал встала на пути дорожников в начале нового участка, высота выемки, которая была выполнена методом буровзрывных работ, составляет от 5 до 8 метров, и это не самая большая выемка. После того, как скалу взорвали, она раскололась на отдельные резаные и колотые куски чистой скальной породы, которая не подвергалась никаким воздействиям окружающей среды. Это так называемый глыбовый грунт. Чтобы уложить такой грунт в земляное полотно, его нужно смешать с материалом более мелкой фракции, чтобы не образовалось пустот при уплотнении.

«На предыдущих участках реконструкции трассы А-121 «Сортавала» подобного скального грунта не встречалось, были песчаные и гравелистые грунты. Не везде такое встретишь, такая геология - это особенность Карельского перешейка и Карелии.

Чтобы преодолеть это препятствие, нужно правильно разработать, взрыхлить этот скальный грунт и применить в работу при возведении земляного полотна», - отмечает Иван Масленников.

К скрупулёзным видам работ, помимо буровзрывных, стоит отнести и усиление слабого основания на болотистых участках. На некоторых из них можно провести выторфовку с помощью техники, но на наиболее глубоких участках необходимо на месте проводить усиление грунтов. Для этого используются буронабивные сваи диаметром 600 мм по технологии DDS. В местах слабого основания бурится скважина, и под давлением подается бетонная смесь. После этого проводятся работы по армированию, обустройству гибкого ростверка, геотекстиля и арматуры. Всего таких участков 5, и они встречаются там, где спроектированы высокие насыпи. Для их устойчивости и необходимо усилить грунт. Во вторник, 26 июня, эти работы завершились на одном из участков, всего здесь обустроили 620 свай.

«Самое сложное, что стояло на пути, мы уже выполнили. Около 35% уже сделано, включая подготовительные работы. По буровзрывным работам выполнено порядка 55-60%. Всё идет по проекту и по графику производства работ. В этом году планируем закончить буровзрывные работы, чтобы следующий год посвятить укладке асфальта и благоустройству всей территории», - отмечает технический руководитель контракта. Пока же в самой высокой степени готовности находится участок со 132-го км по 135-й км, здесь завершаются работы по возведению земляного полотна.

Основание дорожной одежды будет выполнено из ЩПС (щебеночно-песчаная смесь) и песка. По основному ходу проектом предусмотрено 3 слоя асфальтобетонного покрытия из мелкозернистой и крупнозернистой асфальтобетонной смеси: 2 нижних слоя по 7 см, верхний слой – 5 см. На съездах будет уложено 2 слоя асфальта. Укладка асфальта на некоторых участках начнется ориентировочно в сентябре этого года. В работе подрядчик будет использовать асфальтоперегружатель, что позволит уложить покрытие более качественно: использование асфальтоперегружателя позволяет исключить гранулометрическую и температурную неоднородность асфальтобетонной смеси, что позволяет добиться более высокой ровности покрытия.


Грунтовый разрыв

На участке нового строительства кроме водных преград на пути ничего не встречается, что не скажешь об участке реконструкции вдоль существующего грунтового разрыва, здесь много различных инженерных коммуникаций. Это усложняет работы. Например, столбы электросети стоят прямо на скалах, и чтобы их взорвать, нужно либо переключать сеть, либо как-то удерживать столбы. Поскольку ось грунтовой дороги практически совпадает с осью новой дороги, приходится делать перепуски движения, чтобы проводить реконструкцию.

Работы тормозят и археологические раскопки на участке рядом с Березово, практически на границе с Карелией. «На нашем участке Институтом РАН было рекомендовано провести археологические раскопки, поскольку по исторической справке рядом с Березово земли раньше принадлежали Финляндии, и еще до Второй мировой войны здесь проводились раскопки, в ходе которых были обнаружены остатки промысловых стоянок для жилья и охоты наших предков, находки датируются периодом от 4-х до 8-ми тысяч лет назад. Небольшой участок нашей дороги попадает в зону данных раскопок, сейчас там работают археологи. В конце июля они должны завершить работы, после чего мы сможем приступить к земляным работам», - рассказывает Иван Масленников.

По контракту все работы на участке с 131-го км по 153-й км должны завершиться до 20 декабря 2019 года, рабочее движение по нему планируется запустить в октябре 2019 года. О досрочном завершении работ пока говорить преждевременно, но, как отмечает подрядчик, компания всегда стремится завершить работы раньше срока. Сейчас на объекте задействовано порядка 150-170 человек, включая инженерно-технических работников и всех подрядчиков, а также около 100 единиц техники: экскаваторы, бульдозеры, погрузчики, грунтовые катки, самосвалы.

Новый участок трассы А-121 в Карелии

При въезде в Республику Карелия грунтовый участок трассы А-121 превращается в современную ровную двухполосную магистраль с красивыми скальными рельефами по обеим сторонам. В 2013 году здесь ввели в эксплуатацию участок со 155-го км по 173-й км, в 2015-м году – со 173-го км по 197-й км. Однако дальше трасса начинает петлять, а крутые повороты делают ее небезопасной. Улучшить ситуацию на более чем 14-ти километрах планируется к концу октября 2019 года – участок новой дороги продлят до 215-го км, и практически полностью он будет построен заново в обход существующей дороги.

«В начале и в конце хода новый участок стыкуется с существующим направлением, но практически полностью, 14,4 км, он идет по новому направлению. Старый участок имеет параметры IV и V технических категорий, новый же будет иметь параметры III категории», - рассказывает ведущий инженер ПТО строительного управления АО «ВАД» по Республике Карелия Алексей Анхимков.

Контракт на строительство участка с компанией «ВАД» был заключен в июле 2017 года, однако на объект подрядчик вышел только в октябре. Это было связано с земельными вопросами. Сейчас все работы идут по графику, а на некоторых участках даже с опережением, несмотря на то, что геология здесь такая же сложная, как и на участке в Ленобласти: скалы могут резко смениться глубокими болотами, либо наоборот, но подрядчика это не пугает.

«Если взять только геологические условия, данный участок строительства однозначно сложный, но и очень интересный.

Примерно такими же были и первые два участка трассы от границы двух регионов. Но как работать здесь, мы знаем», - говорит Алексей Анхимков.

Проектное решение по обильному количеству скальных пород на пути новой дороги здесь аналогично участку от Приозерска до границы с Карелией. Большая часть глыбового грунта идет в насыпь, а излишки либо разравниваются в полосе отвода, либо используются для укрепления земляного полотна на других участках. Весь скальный грунт идет в дело, поэтому карьерный привозной грунт используется только на рабочий и подстилающий слои и на некоторые досыпки. Карельским специалистам также предстоит усилить слабые грунты, к этим работам субподрядчик приступил в июне. Пока сделано 2 участка из 15-ти общей протяженностью 1,3 км.

В составе нового участка два карельских субподрядчика строят 3-пролетный мост через реку Иййоки длиной 136,6 м и путепровод длиной 53,5 м через железнодорожный перегон «Элисенваара – Яккима». На первом объекте работает «Карелстроймеханизация». Опоры моста уже смонтированы и забетонированы, завершается монтаж пролетного строения, которое будет установлено в проектное положение путем надвижки примерно за месяц, начало этих работ запланировано на июль. На сборку пролетов общим весом более 300 тонн ушло 2 месяца.

На путепроводе, который строит компания ПСК «Строитель» также возведены все 4 опоры, ведутся небольшие работы по их доработке. Железобетонное пролетное строение уже завезено, и в июле планируется приступить к монтажу, однако для этого потребуются дополнительные согласования с РЖД.


Дорога станет короче почти на 3 км

За счет спрямления трассы на участке со 197-го км по 215-й км путь у автомобилистов станет короче на 2,7 км, новый участок пройдет в обход населенного пункта Ихала и выйдет на существующую трассу перед городом Лахденпохья. На 500 м старого направления А-121 в месте примыкания нового участка будет уложено новое покрытие, в конце лета – начале осени здесь пройдут буровзрывные работы, чтобы разбить скалу, мешающую обзору. Движение по трассе будут перекрывать, о чем водителей заранее проинформируют.

Под просеку для нового участка уже вырублено 9 Га леса, и это практически весь запланированный объем. Для обустройства насыпи необходимо 750 тысяч м3 материала, порядка половины от общего объема уже возведено. Буровзрывные работы на участке со 197-го км по 215-й км пока выполнены на 60%, а готовность всего участка можно оценить в 60-65%. Всего в строительстве задействовано порядка 220-250 человек и более 60 единиц техники без учета людей и техники субподрядчиков. Когда пойдут другие работы, количество людей и техники увеличится.

По графику работ к укладке асфальта «ВАД» должен приступить здесь только в 2019 году, однако первый асфальтобетон на участке может появиться уже в этом году. «В планах на этот год частично уложить нижний слой асфальтобетона на подготовленных участках, порядка 15 тысяч тонн. Эти работы мы хотим сделать в текущем году, с опережением графика», - отмечает Алексей Анхимков.

На участке с 197-го км по 215-й км запроектировано двухслойное асфальтобетонное покрытие: нижний слой 8 см, верхний – 5 см. Весь асфальт будут укладывать на подстилающий слой (от 62-х до 92-х см) и подушку из ЩПС. На всём протяжении участка между подстилающим слоем и ЩПС для разделения слоев укладывается тканный геотекстиль «Геоспан», чтобы слои покрытия не смешивались. Это должно улучшить несущую способность дорожной одежды.

Развитие федеральной трассы А-121 «Сортавала» на этом не останавливается. Уже осенью 2018 года в Ленинградской области в эксплуатацию планируется ввести всю V очередь строительства новой дороги с 57-го км по 81-й км, от Сосново до Лосево вместе с мостом через Вуоксу.

Дальше в ближайшие годы капитально отремонтируют 2 участка трассы: с 81-го км по 106-й км и со 106-го км по 131-й км, как раз до нового участка от Приозерска до границы соседнего региона. В Республике Карелия проект следующего участка трассы протяженностью 58 км, от 215-го км до 273-го км, обход городов Лахденпохья и Сортавала, по некоторым данным, уже проходит госэкспертизу, и его также ждет реконструкция. В скором времени закончатся работы на участке с 424-го км по 445-й км в Карелии, где новый 19-километровый участок строят в обход населенных пунктов Крошнозеро, Кутчезеро и Щеккила.