Сверхъестественное и опыт. Сиддхи – приятное дополнение к выполнению принципов Ямы Ниямы

Пятница, 12 Сен. 2014

На санскрите мистические совершенства, сенсорные способности, проявляющиеся у человека в ходе духовного развития называются сиддхами. Дословный перевод с санскрита слова «сиддхи» – конопляные листочки (т.е. анаша, наркотик), и именно поэтому в Русском народе сиддхи называют «прелестью». Выделяют 8 основных мистических способностей и несколько десятков второстепенных.

ВИДЬЯДХАРЫ, ЧАРАНЫ И СИДДХИ - путешественники в пространстве и времени

Из всех прежних обитателей Земли видьядхары, чараны и сиддх и являются самыми загадочными и непостижимыми.

И дело здесь не только в том, что в древнеиндийских текстах они характеризуются крайне слабо и невыразительно (несмотря на довольно частое упоминание о них в "Махабхарате", пуранах и других источниках).

Дело ещё и в том, что эти три понятия включают в себя как реально обитавших на земле существ, так и высшие степени посвящения, которого могут достичь в результате многолетних тренировок йоги.

А это, согласитесь, создает немалые трудности в определении, кем были настоящие или исторические видьядхары, чараны и сиддхи.

Сиддхи - полубожественные "чистые" и "светлые" существа, достигших высших целей, совершенства, метапсихических способностей (ясновидение, телепатия, телекинез, левитация и др.), умения летать, и живущих в воздушном пространстве - Антарикше.

Сиддхи великие ясновидящие и маги. Их называли блаженными в мире Индры. Иногда обителью сиддхов считали небесные сферы между Солнцем и Луной. Сиддхи, в отличие от видьядхаров, могли путешествовать в космосе без помощи летательных аппаратов.

В "Бхагавата Пуране" говорится, что сиддхи прибыли на Землю с планеты Сиддхалока.

Сиддхи, как и гандхарвы, имели прекрасную человеческую внешность и обладали врожденными силами - сиддхами .

Основные силы - сиддхи

Известный специалист-индолог профессор Р.Л. Томпсон приводит перечень основных сиддх, дошедших до нас еще из Вед, что говорит о глубокой древности этого понятия:

  • общение без слов на уровне сознания и чтение мыслей;
  • способность видеть и слышать на огромном расстоянии;
  • лагхима-сиддхи: способность к левитации или антигравитации. Сюда входит также и умение создавать громадный вес;
  • анима - и махима-сиддхи: способность изменять размер предметов или живых существ, не разрушая их строения;
  • прати-сиддхи: способность передвигать предметы с одного места на другое, не пересекая при этом разделяющего их пространства. Эта сила связана со способностью путешествовать по параллельным, находящихся в более высоких измерениях мирам;
  • способность перемещать предметы непосредственно по эфиру. При таком способе путешествий, называемом вихайяса, плотные физические препятствия не создают никаких помех. Есть также способ, называемый мано-джава, при котором сознание прямо переносит тело в отдаленную точку;
  • вашита-сиддхи: способность гипнотического управления на большом расстоянии. Ведические предания подчеркивают, что эту силу можно использовать, чтобы издали воздействовать на мысли людей;
  • антардхана , или невидимость;
  • способность принимать различные формы или создавать иллюзорные телесные формы;
  • способность входить в тела других людей и контролировать их. Это достигается путем использования тонкого тела.

Всего в мире насчитывается около 88 тысяч сиддхов . К сиддхам принадлежали Капила, Вьяса и некоторые другие герои "Махабхараты".

Сила йога

Йог забывает о теле для концентрации ума на Боге. Он побеждает жару и холод, благодаря контролю над дыханием и нервной системой.

Йог образует психический жар в теле с помощью практики Бхастрика Пранаямы.

Он может переносить колебания климата, не испытывая неудобств.

Он сидит на снегу и растапливает его с помощью тепла, образующегося в теле.

Йог обвёртывает своё тело простынёй, намоченной в очень холодной воде, и сушит её йогическим теплом своего тела. Некоторые адепты высушивали до 30 простыней за одну ночь.

Совершенный йог сжигает своё тело в конце жизни с помощью йогического тепла, образованного силой его Йоги.

Б-рахман в переводе с санскрита имеет ещё и значение - Белый человек (Белый рахман , а шудра - чёрный человек). Само слово при расшифровке с древне-харийского (используем рунические образы) приобретает следующее значение:

  • «Ра» - Сияние, Свет Всевышнего,
  • «Ха» - положительная энергия,
  • «Ман» - человек; то есть у нас получается «человек владеющий Сияющей Силой Богов».

Скрытые возможности человека

Уже давно известно и общепринято, что у каждого человека есть скрытые потенциальные возможности и резервы.

Мы знаем, что есть люди, обладающие в какой-либо степени - большей или меньшей - различными феноменальными способностями. Например, как известная ясновидящая Ванга - способностью предсказывать будущее, как некоторые люди, способные запоминать сложные арифметические таблицы или объемные книги, как так называемые телепаты и экстрасенсы, обладающие возможностями погружать человека в гипноз, передавать мысли на расстоянии, воздействовать на психику другого человека, а также многое другое.

Некоторые из нас также убеждаются на собственном опыте, что в экстремальных ситуациях мы и бежим почему-то быстрее и прыгаем выше, моментально принимаем решения и так далее.

Так какие все-таки потенциальные возможности человека? Насколько мы их используем? Каков их предел и как их увеличить?

Ответы на эти вопросы можно найти в Ведах.

Например, в них рассказывается, что среди высших, так называемых, райских планет, есть планета под названием "Сиддхалока”, ее обитатели - "сиддхи” - как и многие обитатели других райских планет, наделены особыми способностями "ашта-сиддхи” - мистическими совершенствами. Так, для путешествий в космосе, они могут за считанные секунды перенестись с одной планеты на другую.

При этом, эти мистические совершенства составляют лишь ничтожно малую часть божественных достояний Господа.

Ниже приводятся основные мистические совершенства "асита-сиддхи”:

8 основных мистических совершенств

Анима-сиддхи - э то способность становиться мельче мельчайшего, возможность стать маленьким. Такое качество называется масштабированием, то есть, человек может изменять свои масштабы с помощью определенного процесса. Человек может стать маленьким, меньше меньшего, уменьшиться даже до размеров атома. Каждый человек когда-то владел этими способностями. Вот от этого у нас есть такое чувство, вы наверняка замечали в детстве: "Ух, сейчас бы маленьким стать, раз и пролезть". Если бы у человека не было этих способностей в прошлом, или они в нем не были бы заложены, то он не смог бы даже так подумать: "Я бы стал маленьким и прошел". Тот импульс, который позволяет нам думать, что мы можем стать маленькими, не что иное, как наш подсознательный опыт..в виде подсознания эта память вырывается наружу, но тело уже другое.

Лагхима-сиддхи - значит стать легче перышка или легче воздуха, возможность левитации, антигравитации, то есть, подниматься, летать, ходить по воде. Христос по воде ходил - это проявление лагхима-сиддхи, то есть, способности изменять гравитационные поля тела.

Прапти-сиддхи - это способность человека достать все, что угодно и откуда угодно. Представьте: раз - и у человека в руке появляется какой-то предмет. Он достает его через определенные эфирные каналы. В другом месте предмет исчезает и появляется в его руке. Но если вы не знаете, что это такое, то вы будете думать, что это он создал этот предмет. Он его не создает, а достает - это прапти-сиддхи.

Махима-сиддхи - способность стать тяжелее тяжелого. Последнее упоминание о такой способности: был такой Гаичитахеи, один из мастеров боевого искусства. Насколько я помню, в 1985-м году он умер. Он публично демонстрировал на телевидении свои способности. Его вес был 52 килограмма, но он мог, стоя прямо на весах, утяжелиться до трехсот килограмм и уменьшить свой вес до 15-ти. Когда он становился 300-килограммовым, то люди не могли его сдвинуть. Его еле-еле поднимали, но тело его не менялось. Это проявление махима-сиддхи.

Ишитва-сиддхи - создать или уничтожить что-нибудь по своему желанию. Это когда вы можете создавать предметы и переводить в разрушенное состояние - то есть, не надо ни к чему прикасаться, достаточно просто думать об этом. Это происходит при помощи определенных внутренних звуковых вибраций. Вы повторяете про себя определенные мантры и переводите свое тело в особое вибрационное поле. Определенные вибрации связаны со звуком. Звук же есть тонкий и грубый. Возможно, вы знаете, что если стучать по граненому стакану и найти соответствующую ноту, а потом воспроизвести ее, сказав: "Га!", - стакан распадается на мелкие кусочки. Даже сейчас люди, не обладающие особыми способностями, знают, что можно воздействовать на любой предмет путем звуковой вибрации, и он может разрушиться.

Вашита-сиддхи - способность управлять всеми материальными элементами и подчинять своей воле других людей. Сейчас такие сенсорные способности в какой-то степени демонстрируют экстрасенсы, гипнотизеры. Диапазон этих способностей связан с кармой живого существа. Поэтому видим: кто-то на полметра взлетает, в лучшем случае, кто-то по воде бегает..предметы материализовывает, как, например, Сайи Баба. Это все считается угасшими способностями, сейчас их почти ни у кого нет. Поэтому Христос и говорит в Библии: "О чем говорить с вами, когда даже на локоть вырасти не можете?"

Пракамья-сиддхи - способность исполнять любые материальные желания других живых существ. Как, например, в сказках джин или золотая рыбка появляется и говорит: "Давай три желания, я их исполню". Человек загадывает - и они исполняются.

Кама-васайита-сиддхи - способность по своей воле принимать любую форму, то есть, человек может превращаться и не только в живых существ, он может превращаться даже в материальные предметы.

Второстепенные сиддхи:

  • анурмиматтвам - невосприимчивость к голоду, жажде и т.д.;
  • дурашравана - возможность слышать на очень далеком расстоянии;
  • дурадаршанам - возможность видеть на очень далеком расстоянии;
  • маноджавах - передвигаться со скоростью света;
  • паракайаправешанам - внедряться в тела других живых существ;
  • сваччханда мритйу - способность умереть по своему желанию;
  • деванам сахакридадаршанам - быть очевидцем игр полубогов и апсар;
  • санкалпа самсиддхи - максимально использовать свою решимость;
  • апратихатагатих - беспрепятственно повелевать другими;
  • камарупам - принимать любую желаемую форму;
  • акаша-прадип - возможность греться от любого источника тепла, удаленного на любое расстояние.

Это основные из второстепенных сиддх, на деле разновидностей мистических сил насчитывают несколько десятков.

Но самая значительная сиддха называется СИДДХА-ЛАЛАСА - стремление к духовному совершенству. Она открывает и все остальные сиддхи.

Так же из Вед известно, что ранее, в прежние эпохи и особенно в Сатья-югу (Золотой век), многие люди, обитатели нашей планеты, относящейся к средним планетным системам, могли развивать в себе и обладать этими мистическими совершенствами.

Но сейчас, в Кали-югу - век деградации и лицемерия, это стало практически невозможно. И только у некоторых людей нашей эпохи изредка проявляются проблески этих утраченных мистических способностей, которые заложены практически в каждом человеке с самого рождения. Многие не обращают на это внимания и только лишь некоторые пытаются их развить.

Как утверждается в Ведах и это подтверждают многие ученые - ведантисты, "Верховная личность Бога” - Кришна -"суммум бонум” - один и только один и обладает 64-мя основными свойствами . Он сам распространил себя в разнообразных экспансиях, частях и частицах. К ним относятся его личные экспансии, которые являются "Вишну-таттвами” и имеют до 93% трансцендентных свойств Господа”. Это относится к следующим видам его личных экспансий: Свайам-рупа, Свайам-пракаша, Тад-экатма, Прабхава, Вайбхава, Виласа.

Следующие экспансии: аватары, авеши, Шива занимают промежуточнуое положение между аватарами и авешами и имеет почти 84% этих свойств.

Дживы, то есть индивидуальные живые существа могут обладать не более 78% от трансцендентных качеств Господа. Самое совершенное живое существо Брахма - обладает этими 78% полностью. Остальные полубоги обладают ими в меньшей степени. А люди обладают лишь незначительными долями этих свойств.

Идеал совершенства человека - полностью развить в себе эти 78% трансцендентных свойств Господа и попасть в Духовный мир на Кришна-Локу.

Малые Сиддхи

Йог получает также следующие малые Сиддхи:

  • 1. Освобождение от голода и жажды.
  • 2. Освобождение от воздействия жары и холода.
  • 3. Свободу от Рага-Двеши.
  • 4. Дура Даршана , ясновидение или Дурадришти.
  • 5. Дура Шраван , яснослышание или Дура Шрути и Дура Правачана.
  • 6. Мано Джая , контроль ума.
  • 7. Кама Рупа: Йог может принять любую форму, какую пожелает.
  • 8. Паракая Правеша: он может войти в другое тело, может оживить мёртвое тело и войти в него, перенося свою душу.
  • 9. Иччха Мритью: смерть по собственной воле.
  • 10. Дэванам Саха Крида и Даршана: игра с Дэвами после видения их.
  • 11. Ятха Санкальпа: возможность получить всё, что желаешь.
  • 12. Трикаля Джнана: знание прошлого, настоящего и будущего.
  • 13. Адвандва: находиться вне пар противоположностей.
  • 14. Вак Сиддхи: что бы йог ни предсказал, всё сбудется с помощью практики Сатьи и Пророчества.
  • 15. Йог может превратить обычный металл в золото.
  • 16. Кая Вьюха: принятие стольких тел, сколько йогу заблагорассудится, чтобы исчерпать все свои Кармы в одной жизни.
  • 17. Дардури Сиддхи : прыгающая сила лягушки.
  • 18. Паталя Сиддхи : Йог становится Властелином желаний, уничтожает горе и болезни.
  • 19. Он обретает знание своей прошлой жизни.
  • 20. Он получает знания о созвездиях и планетах.
  • 21. Он получает силу постижения Сиддх.
  • 22. Он овладевает элементами (Бхута Джая) и Праной (Прана Джая).
  • 23. Камачари: он может перемещаться в любое место, куда пожелает.
  • 24. Он становится всемогущим и всеведущим.
  • 25. Ваю Сиддхи: Йог отрывается от земли и поднимается в воздух.
  • 26. Он может указать место, где спрятаны сокровища.

Приведем пример проявления сиддх, известный практически всем. Иисус продемонстрировал некоторые мистические силы, необычайные для Запада, но хорошо известные йогам в Индии.

В Евангелиях сообщается, что Иисус ходил по воде - йоги также обладали способностью (лагхима-сиддхи ) становиться легче воздуха и, ходить по воде.

Иисус умножал хлеб и рыбу - йоги тоже могли умножать свой собственный образ, (камавасайита-сиддхи ) и переносить возможные предметы, включая хлеб и рыбу, с далекого расстояния (прапт - сиддхи ).

Эти чудеса не были редкостью в ведической культуре, и чудеса, явленные Иисусом, слишком похожи на чудеса индийских йогов, чтобы считать это случайным совпадением.

Положение, в котором находится живое существо, связано также с его сенсорными возможностями. Любой человек, который находится в материальном мире, некогда обладал и может обладать восьмью основными мистическими совершенствами.

Что такое мистические совершенства? Это, как мы говорим, сенсорные, экстрасенсорные совершенства: гипноз, телепатия, знать прошлое, настоящее, будущее и т. п. Есть разные способности. Например, по предмету можно узнать всю судьбу человека, по фотографии вылечить или, наоборот, убить. Есть разные возможности, и все это реальность. Они действуют. Сейчас в США рассматривают проект закона об астральном преступлении, то есть, в уголовном порядке будут наказываться люди, которые заказывают кого-то астральным киллерам. Можно, в самом деле, на астральном плане убить любого человека.

Поскольку люди лишены знания о том, что есть другие миры, другие проекции, через которые можно воздействовать, то они даже не знают, от чего умирает человек и что его можно убить на астральном плане. Нанимается киллер, платятся деньги, на астральном плане он приходит во сне и убивает человека. Никакого состава преступления на материальном уровне. Просто у человека во сне остановилось сердце. Американцы в своих научных исследованиях полностью это подтвердили и, более того, даже решили ввести в уголовный кодекс статью за это. Есть специалисты, которые разбираются в том, как найти таких преступников. Они тоже обладают определенными способностями.

Итак, есть 8 основных мистических совершенств, 12 подчиненных, всего около 94 мистических совершенств.

Откуда такое их разнообразие? Все они являются нейтральными, добродетельными или негативными.

94 мистических совершенства имеют демоны. Они обладают всеми ими, но не употребляют никогда эти совершенства на благо, а только во вред. Демоны, или асуры, являются олицетворением зла в материальном мире, а суры, полубоги, являются олицетворением добра. Между сурами и асурами происходит вечная война. Асур на санскрите означает материалист . Асур - это и есть демон. Безбожие - это основное качество асура. Он пытается достичь всяких мистических совершенств, не принимая Бога. Такова асурическая природа.

В Бхагават- гите Вьясадева дает секретарю сына, Санджайе, способность видеть на расстоянии, не утомляясь и не испытывая ни голода, ни жажды и слышать все диалоги, знать все мысли, которые возникают у воинов на поле боя Курукшетра. Такое явление называется гуру-сиддха, ученик передает слова своего учителя без искажений. Эта сиддха приводит к тому, что сердце слушающего начинает меняться. Сам изначальный звук проникает в тело говорящего через Аджна-чакру и выходит через звук.

Мистические сиддхи

В мантра-шастре говориться что, состояния гуру-сиддха можно достигнуть через мантра-сидху (совершенство в определенной мантре или мантре панчаратрики), повторив ее одну тысячу раз, умноженную на количество слогов в этой мантре.

Например, вы достигнете совершенства в восемнадцатислоговой Гопала-мантре, - повторив ее 18000 раз; в двадцатичетырехслоговой Кама-гайатри, - повторив ее 24,000 раз и т.д. Харе Кришна маха-мантра не зависит от этого правила, так как даже один раз прочитав только Харе Кришна можно обрести высочайшее совершенство любви к Богу.

Достичь мантра-сиддхи значит, что человек обретает совершенство в определенной мантре и быстро получает блага или плоды этой мантры. В основном «сиддхи» означает достижение того, что предлагает мантра.

Например, Хануман мантра-сиддхи дает даршан Ханумана и такие благословения как сила.

В Брахманда Пуране приводится другой пример мантра-сиддхи: «Повторение Нрисимха Кавачи 32000 раз с чистым сердцем дарует самое благоприятное из всех благоприятных вещей. Материальное наслаждение и освобождение считаются уже доступными такой личности». Сам Господь Брахма сам достиг совершенства мантра-сиддхи, прочитав Гопала-мантру тысячи раз, далее, в трансе медитации, Брахма увидел Господа Говинду и духовный мир Голока Вриндаваны.

Свараса-ментальная волна

Для Бога нет ничего внешнего, все внутри. Его психические волны - это наша вселенная. Различные волновые длины Его психических волн образуют всех различных существ.

Подобно этому в умах людей, в результате их разнообразного мышления, создаются волны с различными волновыми длинами. В каждом существе средняя волновая длина, являющаяся результатом взаимодействия всех этих волн различной длины, есть ментальная волна существа, свараса , собственный поток . Благодаря этой сварасе существуют различия между одним индивидуумом и другим - их собственные амбиции и точка зрения.

Любитель гашиша оказался в незнакомом городе в Азии. Он пытался наладить связи, но при этом опасался полиции. В конце концов он сел не тротуар и стал делать движения руками, словно управляя воздушным змеем, при этом не имея никакого змея. Прохожие шли мимо, смотря на него как на сумасшедшего, пока, наконец, не подошел один человек, который, посмотрев, как тот управляет невидимым змеем, осторожно наступил на невидимую нить. Первый сразу же признал в нем другого любителя гашиша и сказал: "Эй, ты не знаешь, где можно купить гашиш?" Их сварасы были подобны, и поэтому они поняли друг друга.

В соответствии со сварасой Господа, Параматмана, определяется поток всего Космоса. Когда свараса единичной сущности и "Высший Поток" Бога, разнятся, это человеческое желание или амбиция не может быть осуществлена , потому что индивидуальный поток не может идти против универсального.

Сотворенные существа должны двигаться в соответствии с Его волей, другого пути нет. Образование, интеллект, престиж, - все это бессмысленно, бесполезно, если не направлено параллельно Его потоку.

Долг мудрого - любить Его и двигаться в Его потоке. [Мудрый] говорит: О Господь, я ничего не хочу от Тебя, я хочу лишь двигаться в Твоем потоке. Пусть осуществится Твое желание, я не желаю ничего более!

Будьте осторожны!

Увлечение сиддхами приводит к остановке на пути духовного развития!

Джон Чанг (пирокинез) (фрагмент)

John Chang - Mo Pai Nei Kung


Сиддхи - это сверхъестественные способности, которые могут проявляться спонтанно или в результате духовной практики.

Йога, овладевшего сиддхами называют сиддхой. В тантризме сиддха - учитель высокой степени посвящения. Асиддха - профан, дилетант, несовершенный.

Обычно сиддхи являются «побочным продуктом» совершенной йогической практики, но существуют также специальные техники для развития той или иной способности. Духовные Учителя постоянно предостерегают об опасности злоупотребления сиддхами и указывают на то, что Богопостижение (просветление) гораздо важнее.

Увлечение сиддхами отвлекает адепта от основной цели. В буддизме считается, что многие будды и бодхисаттвы обладают способностями ясновидения, яснослышания, они могут не гореть в огне, читать мысли других людей, помнить о прошлых рождениях и т.д.

Утверждают, что Будда владел всеми сиддхами, но избегал их применения.

Виды сиддх

В литературе упоминается восемьдесят четыре и более сверхъестественных способностей.

Основными считают ясновидение (авадхи, дивья-чакшу), яснослышание (дивья-шротра), способность вызывать к себе симпатию (акристи), уменьшение до исчезающе малых размеров (анима), невидимость (антардхана), власть над силами природы и живыми существами (вашита, вашитва), гениальность (викаранадхармитва), увеличение тяжести тела (гарима), могущество (ишитва) управление своими страстями (камавашайта), изменение формы (камарупитва), всезнание (кевала), переселение души в другое тело (крамана), способность летать (кхекара), уменьшение веса тела (лагхима) телепатию или чтение чужих мыслей (мана-парьяя, парачитта-джняна), расширение (махима), гипноз (мохана), перемещение со скоростью мысли (манодживита), исполнение желаний (пракамья), способность помнить о прошлых рождениях (пурва-ниваса-анусмрити), способность вызывать паралич (стамбхана) у нападающих. К сиддхам относят нестарение, предсказание будущего, исцеление наложением рук, влияние на чужие мысли, хождение по воде, по горячим углям, способность переваривать несъедобные предметы, разгонять тучи, понимать язык животных, оживлять мертвых, останавливать и запускать свое сердце, выживать при затоплении водой, при закапывании в землю, способность входить в состояние анабиоза и т.д.

Большие и малые сиддхи

Большие Сиддхи

Сложившийся Пурна йог на пути Кундалини Йоги обладает восемью большими Сиддхи: Анима, Махима, Лягхима, Гарима, Прапти, Пракамья, Вашитвам и Ишитвам.

1. Анима: Йог может стать таким маленьким, как это ему заблагорассудится.

2. Махима: это противоположность Анимы. Он может стать таким большим, каким пожелает. Он может придать телу огромные размеры. Он может заполнить всю вселенную. Он может принять Вират Сварупу.

3. Лягхима: он может сделать своё тело лёгким, как вата или перо. Ваюстамбханам выполняется с помощью этой Сиддхи. В Джалястамбханам эта сила также развивается, но в очень малой степени. Тело становится лёгким с помощью Плявини Пранаямы. Йог вызывает уменьшение своей тяжести, совершая большие глотки воздуха. Йог путешествует в небесах с помощью этой Сиддхи. Он может преодолевать тысячи миль в минуту.
4. Гарима: Это противоположность Лягхимы. При этом йог приобретает способность увеличивать свой вес. Он может сделать тело тяжёлым, как гора, проглатывая воздух.

5. Прапти: Йог, стоя на земле, может достать высоко расположенные вещи. Он может коснуться Солнца, Луны или неба. С помощью этой Сиддхи йог приобретает желанные объекты и сверхъестественные силы. Он получает силу предсказания будущих событий, силу ясновидения, яснослышания, телепатию, чтение мыслей и т.д. Он может понимать язык зверей и птиц. Он может понимать также неизвестные языки. Он может лечить все болезни.

6. Пракамья: он может нырнуть в воду и выйти из неё, когда захочет. Последний Трилинга Свами из Бенареса, бывало, находился под водами Ганги около шести месяцев. Это процесс, с помощью которого йог иногда делает себя невидимым. Некоторые авторы описывают это, как способность проникать в тело другого человека (Паракая Правеш). Шри Шанкара входил в тело Раджа Амаруки из Бенареса. Тирумуляр из Южной Индии входил в тело пастуха. Раджа Викрамадитья также делал это. Это является также силой, которая позволяет обладать юношеской внешностью сколько угодно долгое время. Раджа Яяти обладал такой способностью.

7. Вашитвам: это сила приручения диких животных и осуществления контроля над ними. Это сила гипнотизирования людей воздействием воли и делающая их послушными чьим-то желаниям и приказам. Это обуздание страстей и эмоций. Это сила, подчиняющая мужчин, женщин и элементы стихий.

8. Ишитвам: это достижение божественной силы. Йог становится Богом вселенной. Йог, обладающий этой силой, может воскресить жизнь мёртвого. Кабир, Тулси Дас, Свами Акалькот и другие обладали этой силой и возвращали жизнь мёртвым.

Малые Сиддхи

Йог получает также следующие малые Сиддхи:

1. Освобождение от голода и жажды.

2. Освобождение от воздействия жары и холода.

3. Свободу от Рага-Двеши.

4. Дура Даршана, ясновидение или Дурадришти.

5. Дура Шраван, яснослышание или Дура Шрути и Дура Правачана.

6. Мано Джая, контроль ума.

7. Кама Рупа: Йог может принять любую форму, какую пожелает.

8. Паракая Правеша: он может войти в другое тело, может оживить мёртвое тело и войти в него, перенося свою душу.

9. Иччха Мритью: смерть по собственной воле.

10. Дэванам Саха Крида и Даршана: игра с Дэвами после видения их.

11. Ятха Санкальпа: возможность получить всё, что желаешь.

12. Трикаля Джнана: знание прошлого, настоящего и будущего.

13. Адвандва: находиться вне пар противоположностей.

14. Вак Сиддхи: что бы йог ни предсказал, всё сбудется с помощью практики Сатьи и Пророчества.

15. Йог может превратить обычный металл в золото.

16. Кая Вьюха: принятие стольких тел, сколько йогу заблагорассудится, чтобы исчерпать все свои Кармы в одной жизни.

17. Дардури Сиддхи: прыгающая сила лягушки.

18. Паталя Сиддхи: Йог становится Властелином желаний, уничтожает горе и болезни.

19. Он обретает знание своей прошлой жизни.

20. Он получает знания о созвездиях и планетах.

21. Он получает силу постижения Сиддх.

22. Он овладевает элементами (Бхута Джая) и Праной (Прана Джая).

23. Камачари: он может перемещаться в любое место, куда пожелает.

24. Он становится всемогущим и всеведущим.

25. Ваю Сиддхи: Йог отрывается от земли и поднимается в воздух.

26. Он может указать место, где спрятаны сокровища.

Сила йога

Йог забывает о теле для концентрации ума на Боге. Он побеждает жару и холод, благодаря контролю над дыханием и нервной системой.

Йог образует психический жар в теле с помощью практики Бхастрика Пранаямы.

Он может переносить колебания климата, не испытывая неудобств.

Он сидит на снегу и растапливает его с помощью тепла, образующегося в теле.

Йог обвёртывает своё тело простынёй, намоченной в очень холодной воде, и сушит её йогическим теплом своего тела. Некоторые адепты высушивали до 30 простыней за одну ночь.

Совершенный йог сжигает своё тело в конце жизни с помощью йогического тепла, образованного силой его Йоги.

Шри Свами Шивананда Сарасвати - КУНДАЛИНИ ЙОГА.

***********
НАУЧНЫЕ ДАННЫЕ - Сиддхи

Верить или нет рассказам о необычных способностях Индийских йогов?

Недавно ученым из Центра биомедицинской радиоэлектроники Российской академии наук повезло. Они побывали в Индии по приглашению главы департамента йогонауки Курувери Кришны Бхата и обследовали йогов на наличие у них сверхъестественных способностей. Работали с помощью своего портативного прибора - компьютерного термографа ИРТИС, позволяющего получать инфракрасные изображения людей, да и любых объектов в режиме реального времени. На экране прибора появляется картинка, окрашенная в разные цвета - светлые соответствуют более горячим участкам обследуемого объекта, темные - тем, которые нагреты хуже.

Подтвержденные способности

Подъем температуры тела

Мы наблюдали за феноменом, известным у йогов как «тум-мо», или «искусство внутреннего огня», - способность к саморазогреванию, - объясняет один из создателей ИРТИСа Михаил Щербаков. - Особо продвинутые в этом деле йоги способны в легкой одежде переносить самые лютые морозы. И даже соревнуются друг с другом, высушивая на собственных телах мокрые простыни. Побеждает тот, у кого «радиатор» просушит белье быстрее. В ходе экспериментов десять подопытных йогов поднимали температуру кожи на восемь градусов. И поддерживали внутренний жар несколько часов подряд. Это факт. Их тела действительно нагревались - наши приборы зафиксировали значительную разницу температур.

Транс и локализация "третьего глаза".

Российским ученым показали, как йог впадает в транс. К примеру, он принимает позу лотоса и делает бхастрику - быстро-быстро дышит носом, попеременно зажимая то левую, то правую ноздрю. Или медитирует, издавая долгий утробно-носовой звук «о-о-м-м-м», раскачиваясь при этом из стороны в сторону. И... засыпает. Наступление сна подтверждают особые датчики, прикрепленные к голове и рукам подопытного.

Щербаков обследовал за время поездки несколько десятков йогов. Отнюдь не все оказались сильно «продвинутыми». Некоторым и пяти минут было мало, чтобы заснуть. Но все демонстрировали одинаково повышенную активность между глаз. Усилием воли входили в крайнюю степень релаксации после того, как во лбу разгоралась «звезда».

На снимках, полученных с помощью компьютерного термографа, хорошо видно, что у засыпающего йога резко начинает падать температура щитовидной железы, - продолжает Михаил. - А область лица между глаз, наоборот, разогревается. Прямо пылает, излучая тепловую энергию.

Может, это тот самый «третий глаз» и есть, в существование которого верят мистики?
- Научные исследования мозга пока не привели к открытию каких-то новых органов, прежде не известных, - отвечает Щербаков. - Мы же просто обратили внимание на необычно теплое пятно. И одновременно зафиксировали, что энергоотдача от всего тела у йога понижается. Кожа холодеет на несколько градусов.

Эксперименты закончились тем, что индусы засекретили результаты и уничтожили из памяти компьютера почти все полученные изображения - публикуемые ныне сохранились случайно. Прибор купили, обучились на нем работать. И, похоже, увезли куда-то в горы. Потому что интересовались, как томограф ведет себя при низких температурах и давлении. Возможно, там - вдали от цивилизации - специалисты будут исследовать по-настоящему сверхъестественные способности...

Существует ли левитация и другие чудеса?

Если ученые стали свидетелями хоть каких-то, пусть даже «простеньких» чудес из арсенала йогов, относящихся к умению управлять собственным телом, почему бы не существовать и другим - более изощренным? Например, левитации - способности воспарять над землей, как бы теряя вес собственного тела. Или лун-гом-по - умению бегать по глубокому снегу со скоростью около километра в минуту. Вдруг и это не сказки? И не фокусы?

В прошлом году на фестивале йоги в Аллахабаде (Индия) этот садху держал голову в песке 1 час 35 минут. Говорят, что есть йоги, умеющие задерживать дыхание на срок до 5 часов.

Английский исследователь Питер Планкетт уверяет, что лично наблюдал левитацию в Южной Индии в 1936 году. Йог горизонтально висел в воздухе на высоте метра. А потом стал медленно опускаться и достиг поверхности примерно за 5 минут.

Авторитетный ученый Александра Давид-Неэль видела на Тибете в начале века монаха, который бежал, по ее словам, почти не касаясь ногами снега. И оставлял еле заметные следы. Были сообщения и о йогах, которых на две-три недели закапывают с головой в землю.

Правда, все эти сведения отрывочны и не зафиксированы на кино- или видеопленку, а потому считаются недостоверными. Только не для наших путешественников Каруна с Али. Они и на слово верят.

Левитация сама по себе не является целью йоги, - пожимает плечами Каруна. - Это побочный эффект практики. В классической йоге есть поза лотоса, садясь в которую адепт попадает в поле наименьшего влияния сил притяжения земли. В этой позе позвоночник находится в прямом состоянии, что позволяет легко балансировать энергетическим потокам внутри тела. Область пупка становится центром тяжести всего тела. Йог приводит в баланс свой ум, свободный от убеждений и мыслей, интегрирует его с центром тяжести - тут и начинаются чудеса! Опытный человек может подняться над законами физического мира. Не верите? Да воздастся вам по вашей вере. Мы сами творим законы, верим в них, и они подтверждают наши убеждения.

Каруна, а ты сам видел левитацию?

Сам не видел. Но я знал одного человека, который поставил своей целью парить над землей. На это ушло около двадцати лет. Больше он ничего не добился, лишь истощил свое тело и вскоре умер. Левитация является большим соблазном на пути самореализации. Человек, вышедший из законов физического мира, может стать жертвой своего тщеславия, застрять на этом уровне и сбиться с истинного пути.

По ходу дела Свами предупреждает: “Нам не следует забывать об истине. В действительности есть люди, хотя их и немного, которые вышли за границы пространства и времени и могут видеть прошлое, настоящее и будущее... Истина открывается только тогда, когда мы выходим за пределы чувственных ощущений и рассудочной деятельности. Целью практики йоги является достижение истины, то есть такого состояния, когда индивидуальная душа отождествляет себя с высшей душой или богом.” “Такое состояние можно достичь только в том случае, если человек полностью выходит за границы физического тела и разума”41 Итак, выясняется, что закономерным результатом йоги является достижение сверхъестественных способностей (сиддхов).

По книгам и телеэкрану мы действительно знакомы с йогами, как с фокусниками, демонстрирующими сверхъестественные способности. Для молодого неискушенного человека достижение таких способностей необычайно привлекательно. ПРЕВОСХОДИТЬ В ЧЕМ-ЛИБО ОКРУЖАЮЩИХ ЛЮДЕЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНО ЗАМАНЧИВО. Другой йогин, Шри Ауробиндо Гхош, сообщает: “Ум очищенный, освобожденный и совершенный - Сиддха - может делать с телом все, что угодно...Совершенная Кайя-Сиддхи включает в себя и другие достижения, такие как Махима (способность произвольно увеличивать физическую массу и плотность), Лагхима (способность произвольно уменьшать вес), Анима (способность изменять тело, его массу и плотность) Сиддхи, а так же неуязвимость и нетленность тела.”42 В этой же книжке в словаре читаем: “Сиддхи - совершенство, завершение, осуществление целей самодисциплины посредством Йоги: необычайные или оккультные силы”.42 В более знаменитом трактате “Йога-сутра” двухтысячелетней давности великий йог Патанджали говорит в “главе о необычных способностях”: “Опыт является результатом познания. В результате постижения пуруши необычные способности возникают непроизвольно. Познаются тонкие, скрытые и чрезвычайно удаленные объекты, недоступные обычному чувственному восприятию, постигается прошлое и будущее. Вследствие овладения уданой появляется способность выхода из тела.””Вокруг тела появляется сияющая аура”. ”Йогин становится чрезвычайно легким и может идти по паутине, воде и передвигаться по воздуху.”44

И действительно, вегетарианская диета, разгрузочные дни, упражнения и очищение тела делают немало людей сверхчувствительными, способными воспринимать “вибрации тонкого мира”. Появление видений, особенно провидческих, наполняет адепта йоги чувством собственного превосходства. Автор этой книги лично встречал десятки людей, которые весьма гордились своими необычайными опытами в трансцендентном плане, ощущая собственную избранность. Однако со временем любопытные картинки сменяются страшными видениями. Например, один любитель всю ночь около своей постели чувствовал стоящее черное существо с грубым дыханием... Другому мерещились существа в черных проемах дверей... Третьей чудовище показывалось в окне, как только наступало три часа ночи... и т.д. Эти люди старались открыть свои чакры, но после того, как открыли, бедняги не знали, как их поскорее закрыть... Потому что появление высокой чувствительности в Православии называется “открытием врат восприятия”, и всякий грешный человек совершенно естественным образом начинает чувствовать бесов, которыми “кишмя кишит” окружающее воздушное пространство.26 Самое страшное, когда такие видения преследуют месяцами и могут загнать бедного любителя йоги в психбольницу. Великий Патанджали не отрицал, что “заметив необычайные достижения йогина, дэвы, обитающие в высших сферах, пытаются соблазнить различными благами.”45 Только обычный человек вряд ли знает, что дэвы - это языческие полубоги, что в переводе на язык христианства означает “бесы”, а высшие сферы означают воздушное пространство, то есть пространство от земли до неба.

Процесс зомбирования, или плата за сиддхи.

Действительно, Ауробиндо честно говорит: “Многих Садхаков (учеников) пугают болезни в ходе Йоги”.”Необходимы глубокие изменения в ваших мозговых клетках, в вашей нервной системе.” “Как только ум становится спокоен... Шакти беспрепятственно выполняет свою задачу. Тогда для вас уже нет Садханы (учебы) - лишь прогрессирующие Сиддхи..., возрастающие единственно благодаря непринужденному и естественному движению природы”46 . Таким образом, учителя йоги весьма правдиво описывают то, что и происходит в действительности: что ученик, занимающийся йогой,

1) заболевает,

2) затем у него нарастают “глубокие изменения в мозговых клетках”,

3) потом нарастает эмоциональная тупость (равнодушие) и...

”Шакти беспрепятственно выполняет свою задачу” Кто же это такая, Шакти? По-просту говоря, это-Сила. Ауробиндо проясняет суть процесса: ”Моя Шакти составляет лишь частное действие Его бесконечной Шакти-Кали.”47 Наконец - то становится ясен весь процесс: Кали - это кровавая богиня смерти, в ожерелье из человеческих черепов, которой из давних времен индусы совершали жертвоприношения козлов и человеческие жертвоприношения. ОНА “БЕСПРЕПЯТСТВЕННО ВЫПОЛНЯЕТ СВОЮ ЗАДАЧУ”. По-нашему, это означает зомбирование. И весь процесс, описанный Ауробиндо, есть процесс зомбирования.

Православному человеку сразу могут придти на ум слова св. Григория Богослова: “Диавол завладеть нами всецело не может никакими способами: если сильно овладевает некоторыми, то только по собственному произволению овладеваемых без сопротивления”48. Отсюда становится ясен и результат, который описывает великий йогин Ауробиндо: “Кто называет меня падшим и грешным, червем?.. Я-Брахман, Я-Он...Кто называет меня слабым? Я един с Всемогущим.”49 Короче говоря, я - есть бог, или по индуистски: “со-хам”. Или ты-есть бог, по индуистски: “ом тат сат”.

Это означает, что цель йоги в знаменитых словах змия-искусителя, обращенных в Раю к Адаму и Еве: “Будете как боги”. Иными словами, грехопадение есть цель йоги. С вытекающим отсюда поклонением языческим богам, против которых-то как раз и направлена миссия Господа нашего и Спасителя. Обратите, пожалуйста, внимание на слова:”Кто называет меня слабым?” - это укол в сторону позиции христианина, смиренного перед Господом. ПОТОМУ ЧТО НАПОЛНИТЬ ЧЕЛОВЕКА ГОРДЫНЕЙ - ЦЕЛЬ ЗМИЯ. А бунт гордого человека - есть повторение бунта люцифера против Бога.

К сожалению, известны печальные опыты наблюдения подобных процессов. Некий человек, прозанимавшись несколько лет йогой, стал болеть. У него много месяцев в году повышалась температура тела до 38-39 градусов, он был разбитым, худел. Иногда ему становилось лучше. Однажды он поехал к “учителю”, у которого прошел практику выхода души из тела. Этот бедный человек показывал своему приятелю с гордостью дыру в макушке головы, и приятель нащупывал у него в темени только слабый кожный покров без кости, величиной более трех сантиметров. Потом у несчастного появились сиддхи, - он стал летать, сидя, над землей. Читатель может не поверить, но стоило взглянуть на необычайные линии глубоких морщин на лице и шее, и на промежуток в 20 сантиметров от пола до тела, чтобы стало просто по-человечески страшно. Этот заблудший человек наполнялся гордостью, когда демонстрировал свои способности на фотографии. С появлением сиддхов стала расцветать мания величия: он возомнил себя “учителем”, создал секту. Фантазии этого запутавшегося человека разжигались все больше, в секте он ввел жесткую дисциплину, сам же испытывал резкие перемены психического статуса, - от депрессии до кризисов ярости, стремления уничтожить несогласного, угроз убийства и т.д. Характерно, что он сам себе казался “добрым и милосердным”.

Хочется уточнить по поводу “глубоких изменений в мозговых клетках”. Реальный человек, достаточно серьезно занимающийся практикой йоги, начинает чувствовать отстраненность от реальности, так как он становится “наблюдателем” (пуруша), который начинает видеть себя и окружающую жизнь как бы со стороны. Наконец, он теряет нормальные человеческие чувства страха или сострадания, люди с их проблемами кажутся мелкими и ничтожными. Между йогом и реальным миром ОКОНЧАТЕЛЬНО ФОРМИРУЕТСЯ СЕРАЯ ПОЛОСА. Йог чувствует равнодушие, - это состояние и называется покоем ума. Любопытно, что автор сих строк неоднократно встречал любителей йоги со многих уголков страны, которые на наводящие вопросы точно указывали сущность эмоционального состояния -“серая полоса”. Это особое состояние я предположительно назвал эмоциональной тупостью, или равнодушием. Оно содержит в себе элементы сверхчеловеческого мироощущения: чужие страдания, свои страдания, убийство и самоубийство в этом состоянии воспринимаются без чувства внутреннего протеста или сострадания. ЗА СЕРОЙ ПОЛОСОЙ ГОРАЗДО ЛЕГЧЕ СОВЕРШИТЬ ЛЮБОЕ ЗЛОДЕЯНИЕ. Еще это состояние похоже на хождение “под колпаком”. Интересно, что один ясновидящий Е. (когда был еще здоровым человеком), говорил, указывая на йогов-кришнаитов:”У них на головах колпаки, как стеклянные...это трудно описать...резные узорчики на колпаках, особенно сильно спускаются и утолщаются колпаки, когда они читают мантру. Из колпаков словно нет выхода...” Характерно так же, что священники Православной Церкви безошибочно угадывают тех, кто занимался йогой, по особой печати мрачности. Возможно, они чувствуют печать люцифера. Господи, избави мя от всякого неведения и забвения, и малодушия, и окамененного нечувствия (Молитва 7-я, святого Иоанна Златоуста)

Итак, посмотрим в корень, в глубину тысячелетий, в источник большинства йогических цитат, в “библию” йоги, - Бхагавадгиту. В этой древней поэме на поле битвы “бог” Кришна дает воину Арджуне сверхчеловеческое знание. Поэма начинается с того, что Арджуна выступил на битву со своими родичами за царство, но доброе начало в нем заговорило человеческим языком: “Что может принести мне эта битва, где погибнут все мои сородичи? Грех падет на нас за убийство наших друзей. И чего мы этим достигнем, и как мы можем быть счастливы, убив наших близких?” Кришна, стоящий между двух армий, с улыбкой сказал убитому горем Арджуне: “Не поддавайся этому унизительному малодушию. Вырви из сердца эту недостойную жалость. Мудрые не скорбят ни о живых, ни о мертвых. Душа неразрушима, неизмерима и вечна, лишь тело, в котором она воплощается, подвержено гибели. Поэтому сражайся... Как человек надевает новые одежды, сбросив старые, так и душа принимает новое тело, оставив старое и бесполезное. Поэтому не стоит горевать о живых существах. Так наберись же решимости и сражайся. Поступая так, ты никогда не навлечешь на себя греха.”50

Вывод от прочтения Бхагавадгиты напрашивается сам собой: поскольку душа вечна, давайте друг друга убивать, потому что душа не может быть уничтожена. Однако для этого мы должны убить в себе нормальные человеческие чувства жалости, сострадания, милосердия, иначе говоря, обрести эмоциональную тупость: “Человек, который отказался от всех стремлений к чувственному удовлетворению, кто живет свободным от желаний, кто не считает, что он владеет чем-либо, и кто не имеет ложного эго, - только он может обрести истинное спокойствие.”(Бгагавадгита)51.

Братья и сестры! Равнодушный демонический божок сказал “Мудрые не скорбят ни о живых, ни о мертвых”...Насколько же близок нам Господь Иисус нас любящий! Вспомним благую весть Иоанна: ”Мария же, пришедши туда, где был Иисус, и увидевши Его, пала к ногам Его и сказала Ему: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с нею Иудеев плачущих, Сам восскорбел духом и возмутился, и сказал: где вы положили его? Говорят Ему: Господи! пойди и посмотри. Иисус прослезился. Тогда Иудеи говорили: смотри как Он любил его!”(Иоан.11,32)

Из приведенных цитат, надеюсь, становится ясно, что ХРИСТИАНСТВО И ЯЗЫЧЕСТВО ПРОТИВОПОЛОЖНЫ ДРУГ ДРУГУ. Если язычество сеет в души семена равнодушия, то христианство сеет семена любви друг к другу, прорастающие в совесть, а из совести появляются плоды:”И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними.”(Лк.6,31)

Вы хотели сшить себе одежду из радуги;
Это невозможно!
Радуга, хоть и видна всем,
Не имеет материальной субстанции.
Взглянув на меня сейчас,
Вы можете в этом убедиться.
Вот я, летящая над вашей головой!
Как як, что тяжело работал, вспахивая поле,
Теперь я показываю вам борозду, плод моего труда.
Я могу парить, как орёл.
Я могу стремглав бросаться с высоты, как коршун.
Мало кто из людей умеет летать,
Только Миларепа и я.
Поэтому, воины, не утяжеляйте своей кармы.

История жизни Нангсы Обум

В теле земном восемь сил можно обрести -
каковы же их имена?
Две из них обозначаются так: анима и махима.
Также нейтральные гарима и лагхима,
Восхитительные пракамья, прапати и ишитва,
Вечно желанная вашитва - вот имена восьми сил.
Это - силы богов, в адхарах обитающих,
Сокрытых сладкозвучием их лепестков.

Риши Боганатар, «Тирумандира Джнянам» (3-4)

Что такое Сиддхи

С иддхи - это чудесные мистические силы, сверхъестественные способности. Другими словами, это такие способности, которые недоступны сейчас большинству людей. Во многих текстах мы находим упоминания о чудесах, которые творили практики, достигшие высокой духовной реализации. Такие упоминания есть как в йогических источниках, так и в православной традиции, и, наверняка, в остальных древних школах мира, где предлагаются искусные инструменты по самосовершенствованию. Более того, периодически мы слышим о людях, которые совершают недоступные большинству действия и в наше время, например: буддистские ламы, которые предсказывают дату своей смерти и не подвергаются процессу разложения после своего ухода из жизни, православные святые, чьи мощи обладают благословляющей силой и через множество лет после их смерти. А также в наше время есть индийские йоги, останавливающие своё сердце и регулирующие температуру тела. И более простые сиддхи демонстрируют простые обычные йоги, к которым мы иногда можем сходить на лекцию: ведь они меньше болеют физически и страдают эмоционально, чем большинство людей, а это тоже немало.

Но давайте в начале поговорим об ашта-сиддхах – традиционных мощных сверхспособностях, описываемых в различных источниках.

Сиддхи: классификация. Ашта-сиддхи

О восьми великих сиддхах говорится в таких текстах, как «Йога таттва упанишада», «Йога-сутры» Махариши Патанджали, «Вьяса-бхашья» риши Вьясы, «Йога-бхашья-виварана» Шанкары Бхагаватпады, «Таттва вайшаради» Вачаспати Мишры, «Мани-прабха» Рамананды Яти, «Тирумантирам» риши Тирумулара, «Тирумандира Джнянам» риши Боганатара и других.

Восемь сверхспособностей, приобретаемых практиком на пути, по-разному описываются в разных школах, но можно выделить основные:

  1. Анима - способность йогина уменьшаться до размеров атома или просто влиять на размер и вес своего тела.
  2. Махима - способность увеличивать тело до огромных размеров.
  3. Гарима - способность стать тяжёлым и твёрдым, подобно горе.
  4. Лагхима - способность обрести лёгкость и парить в воздухе и передвигаться по небу.
  5. Прапти - сила увеличивать любые объекты по желанию (к примеру, накормить сотню людей одной чашкой риса), предсказывать будущее, читать мысли, понимать языки других людей, зверей, птиц, исцелять от любых болезней.
  6. Пракамья - сила притягивать удалённые предметы, исполнение любых желаний. Также это способность долго находиться под водой, быть невидимым, входить в тело другого (паракайя-правеша), оставаться молодым сколь угодно долго.
  7. Ишитва - влияние на материальные и нематериальные объекты, господство над весом, обретение божественной силы возвращения ушедших из жизни.
  8. Вашитва - влияние на умы существ, творение силой ума, к примеру укрощение и управление дикими зверями. Способность подчинять других людей, духов, стихии природы.

Один из самых авторитетных источников по йоге, «Йога-сутры» Патанджали, выделяет под описание сверхспособностей, достигаемых в ходе йогической практики, целый раздел. Дело в том, что обретение хотя бы одной чудодейственной способности указывает на то, что в своей практике садхака - йогин - движется по верному пути. Поэтому сиддхи так ценны на определённом этапе практики: они выполняют своего рода диагностическую роль, и потому о них нужно знать.

«Когда мысль и действие синхронизируются целиком и полностью, йогин освобождается от материальных ограничений времени и пространства, - пишет Патанджали. - Это генерирует сверхъестественные способности. Это вибхути - свойства йоги».

Итак, вибхути, выделяемые в йога-сутрах, таковы:

  • Он обретает знание прошлого и будущего.
  • Он понимает язык всех людей, птиц и животных.
  • Он ведает свои прошлые и будущие жизни.
  • Он читает в умах других.
  • Если необходимо, он может точно и подробно описать, о чём думают другие.
  • Он по желанию может становиться невидимым.
  • Он может подчинить себе чувства: слух, осязание, зрение, вкус и запах.
  • Интуитивно или по приметам он постигает точное время своей смерти.
  • Он дружествен и сострадателен ко всем.
  • Он обретает силу слона и грациозность пантеры.
  • Он чётко видит любой объект, будь он близок или далёк, груб или тонок или вовсе сокрыт.
  • Он постиг принцип солнечной системы.
  • Он постиг принцип лунной системы, а посему ему известно расположение галактик.
  • Он читает звёзды по Полярной звезде и предсказывает грядущие в мире события. Он постиг тело и его функции.
  • Он покоряет голод и жажду.
  • Он обездвиживает тело и ум, которые становятся словно черепаха.
  • Он способен зреть совершенных существ, учителей и мастеров.
  • Он способен воспринимать всё и вся.
  • Он постигает свойства сознания.
  • Постигнув свойства сознания, он использует их, дабы зажечь огонь души.
  • Благодаря просветлённой душе он обретает божественные способности, которые находятся за пределами обычных чувств.
  • Он способен сознательно покидать своё тело и произвольно входить в тело другого.
  • Он ходит по воде, не тонет в болотах и не боится терний.
  • Он созидает огонь.
  • Он слышит отдалённые звуки.
  • Он левитирует (парит над землёй).
  • Он избавляется от страданий и часто живёт вне тела.
  • Он обретает контроль над составляющими природы, её качествами и функциями.
  • Он обретает господство над элементами и их соответствиями.
  • Он хозяин великолепного тела - грациозного, сильного, хорошо сложенного.
  • Он обладает абсолютным контролем над чувствами и умом, а также над их связью с малым «Я», или сознанием «Я».
  • Он наделяет тело, чувства, ум, разум и сознание предельной остротой и быстродействием, настраивая их на один лад с самой своей душой.
  • Он обретает господство над всеми созданиями и над всяким знанием.

Неподготовленному читателю с логическим умом всё это может показаться слишком невероятным. Однако если взглянуть на материальную действительность с точки зрения философии йоги, то такие способности становятся более понятными.

Объяснение обретения сиддх с точки зрения философии йоги

С одной стороны, йога рассматривает всё мироздание как сотканное из трёх принципов, или гун: . Гуны также окрашивают наше сознание и наши действия в белый (саттва), серый (раджас) и чёрный (тамас) цвета. Благодаря йоге наши действия и разум избавляются от власти гун, и наше истинное Я всплывает из глубин на поверхность, чтобы познать собственную душу. Такое переживание кристально чисто и свободно от относительности действий и свойств природы. Это состояние чистоты и называется в йоге « » - освобождение. Таким образом, человеческое сознание, с этой точки зрения, представляет собой такую же комбинацию трёх принципов, гун, как и всё вокруг. Поэтому, подчинив себе своё сознание, можно сказать, что мы автоматически начинаем влиять на всё окружающее. Как в истории про заклинателя дождя.

«В одной деревне давно была засуха, и наконец жители заплатили немалые деньги, чтобы пригласить к себе заклинателя дождя. Вместе с ним напросилась толпа учёных, чтобы посмотреть, что он будет делать.

Заклинатель попросил себе отдельную хижину на краю деревни и три дня сидел в ней и занимался собой: медитировал, постился. В конце третьего дня с неба пролился обильный дождь.

Учёные были охвачены отчаяньем.

- Неужели ты и правда вызвал дождь? Каким же образом? - взмолились они.

- Дождь - могучая природная стихия, и как я, маленький человек, могу повелевать им, - в свою очередь недоумённо поглядел на них старик. - Всё, что я могу - это привести себя в гармоничное состояние, и тогда гармония распространяется на все явления вокруг».

А согласно аюрведическому воззрению, всё в мире, включая нас самих, можно разложить на пять элементов: элемент воды, огня, земли, воздуха и эфира. И если посмотреть на сиддхи с этой точки зрения, то они не что иное, как контроль элементов: сперва внутри себя и своего собственного тела и ума, а затем и всего вокруг. Другими словами, сиддхи контроля пяти элементов достигаются, когда внешние свойства элементов благодаря практике сливаются с внутренними качествами йогина, и различия внутреннего и внешнего устраняются.

Так, благодаря контролю над элементом земли в теле йогин обретает огромную силу, равную силе десяти тысяч божественных слонов - земных охранителей.

Благодаря совершенному контролю над элементом воды йогин обретает способность не гореть в огне и телесную гибкость.

Благодаря контролю над элементом огня йогин достигает способности алхимически трансмутировать, материализовывать и заставлять исчезать любые предметы и субстанции. С элементом огня связаны сиддхи «самоходной кухни», поиска кладов и мирского богатства, а также потала-сиддхи (постоянное счастье), победа над болезнями и смертью, познание тонкого тела, способность покидать физическое тело по желанию и входить в тело другого, способность превращать металлы в золото, натирая их своими фекалиями или мочой, достигается способность испускать сияние и сжигать тело в момент смерти, не оставляя следов.

Благодаря контролю над элементом ветра достигается лёгкость тела, подобная вате, способность ходить по воде, левитация. Йогин может сидеть под водой, под землёй, где нет доступа к воздуху, т. к. он может дышать с помощью тела, введя прану в сушумну. Также йогин может выводить тонкое тело из физического, покидать тело на несколько дней или даже на несколько лет.

Благодаря контролю элемента пространства достигаются способности летать, проникать сквозь любые препятствия и преграды, способность знать прошлое, будущее и настоящее, перемещаться в одно мгновение в любую точку Вселенной (телепортация).

Но мы с вами рассмотрели пока только один вариант приобретения сверхспособностей - это регулярную практику йоги, с которой развитие таких возможностей происходит само собой, как побочный эффект на пути к просветлению. Однако, помимо этого варианта, существуют и другие.

Сиддхи. Способы достижения

Согласно «Йога-шикха-упанишаде» (1.151–155) сиддхи бывают двух основных видов:

  • искусственные (кальпита-сиддхи),
  • естественные, спонтанные (акальпита-сиддхи, сахаджа-сиддхи).

Искусственные сиддхи возникают благодаря магическим камням, употреблению чудодейственных снадобий из трав (аушадхи), алхимических эликсиров (раса), тантрическим мантрам, ритуалам, которые подчиняют духов и ублажают богов (крийям), чародейству (джала). В «Йога-сутрах» (4.1) Патанджали также связывает появление сверхспособностей с соответствующей формой рождения (джанмой), лекарственными снадобьями (аушадхи), чтением мантр, практиками аскетизма (тапасом) и йогического экстаза (самадхи). В «Шива самхите» (III, 51–52) и «Гхеранда самхите» (V, 1–2) упоминается о практике пранаямы как о дающей 81 сверхспособность. «Йога таттва упанишада» (112–122) же повествует об обретении этих способностей с помощью использования определённых жестов (мудр).

Искусственные сиддхи проявляют сансарные боги, некоторые йоги-сиддхи, маги, шаманы и духи. Они не являются подлинной реализацией, хотя могут помочь на духовном пути.

Следует учитывать факт: чтобы правильно использовать сиддхи, йогин должен иметь состояние ума, направленное на помощь всем живым существам. Многие святые рекомендуют остерегаться погони за сиддхами, чтобы они не заслонили основную цель.

Святой Рамалинга Свамигал в «Тируварутпа» говорит о приобретении сиддх, как о детской игре. Тамильский сиддх Паттинатар называет сиддхи «горьким сахарным тростником».

«Освобождение достигается только Знанием (джняной). Другими силами (сиддхами) такой плод недостижим. Однако стремящиеся очаровываются вредоносными мирскими радостями и чудотворными силами (сиддхами) и страстно ищут их».

Cиддхи могут быть обретены также с помощью тапаса. В ведическом эпосе мы можем найти множество историй о том, как герои совершали серьёзные аскезы, лишая себя пищи и движения, и таким образом развивали внутри себя огонь тапаса. Боги обращали на них своё благосклонное внимание и даровали им то, ради чего они совершали аскезы. Однако аскезы, как и всё в этой материальной Вселенной, бывают в благости, в страсти и в невежестве, в одной из трёх гун; и если аскеза была выполнена в демонических целях, то, несмотря на временное обретение магических способностей, это не заканчивалось для просящего добром. Чем могут быть опасны сиддхи и как с ними правильно обращаться, мы обсудим ниже.

Сиддхи. Предостережение

Становясь рабом сверхъестественных способностей и используя их ради славы, йогин подрывает свою садхану. Это происходит потому, что практик, обрётший определённые способности и принявший их за окончательную цель, становится зависимым от них и подвергает себя страданиям, которые они несут вместе с собой.

Поэтому Патанджали призывает садхаку отрешиться от этих достижений - так он откроет для себя врата, ведущие к вечному блаженству. Только непривязанность способна уберечь от гордыни - самой опасной ловушки для тех, кто обретает силы.

Строгое следование предписаниям ямы и ниямы гарантирует, что садхака не превратится в пленника этих сил и не станет использовать их во вред.

В своих толкованиях мудрец Вьяса приводит примеры тех, кто поддался соблазну сиддхи, и тех, кто сохранил свободу. Нахуша принадлежал к смертным, но волею судеб стал повелевать небесами. Он не смог совладать с предоставленной ему властью, лишился милости богов и был сброшен на землю в облике змея. Урваши, прославленная небесная нимфа, дочь Нара-Нараяны (сына Дхармы и внука Брахмы), превратилась в лиану. Ахалья, поддавшись влечению чувств, была проклята Гаутамой и обратилась в камень. Среди тех, кто остался на верном пути, можно упомянуть быка Нанди, который достиг бога Шивы, и царя рыб Матсью, который стал Матсиендра-натхом - величайшим хатха-йогином на Земле.

Уступив соблазну сиддхи, садхака уподобляется тому, кто, спасаясь от ветра, попадает в ураган. Сопротивляясь искушению и строго следуя избранным путём, он познаёт кайвалью - неделимое, неразличимое, лишённое признаков существование.

И всё-таки, почему сиддхи могут увести нас в сторону?

Цель йоги, описанная в первой сутре «Йога-сутр» Патанджали - это остановка колебаний ума. Прежде всего йогину следует работать со своим сознанием, последовательно его очищая и возделывая путём йогических дисциплин. Колебания сознания необходимо преодолевать двумя способами, не пренебрегая ни одним из них: практикой, абхъясой и развитием беспристрастности, отрешённости, вайрагьи.

Абхъяса - это преданное, неуклонное, непрерывное и неустанное проникновение в выбранный предмет, которое не прекращается несмотря ни на что и продолжается в течение бесконечно длительного периода времени. Вайрагья - это акт отказа от всех чувственных удовольствий. В процессе возделывания сознания абхъяса укрепляет веру и способствует очищению, в то время как вайрагья устраняет любое препятствие на пути развития. Становясь мастерами вайрагьи, мы постепенно освобождаемся от плодов действий.

Б. К. С. Айенгар в своём толковании сутр сравнивает эти два принципа с крыльями птицы. Птица не может лететь с одним крылом. Так же и нам, чтобы воспарить, необходимы два крыла - крыло практики и крыло отрешённости.

Чтобы практика была полной, ученик должен обладать четырьмя качествами: преданностью, рвением, постоянной осознанностью и готовностью к длительному осуществлению практики. Воспитание отрешённости также предполагает четыре условия: отвлечение чувств от действия, избегание желаний, успокоение ума и освобождение от стремлений.

Таким образом, если мы увлекаемся полученными сверхспособностями, то лишаемся нарабатываемого годами спокойствия ума - главной ценности йогической практики.

Самые безопасные сиддхи

В Индии есть знаменитая история про двух братьев:

«Старший брат оставил дом и молился в лесу очень интенсивно. Через двенадцать лет он вернулся домой.

Младший брат был рад увидеть его и попросил: „Пожалуйста, покажи мне некоторые оккультные силы. Ты практиковал йогу двенадцать долгих лет, тогда как я вёл обычную жизнь. Покажи мне, чего ты достиг“. Старший сказал: „Пойдём со мной“.

Оба брата вышли из деревни и спустились к реке. На берегу реки старший брат сел и вошёл в глубокую медитацию. Через некоторое время он встал и пошёл через реку по поверхности воды.

Младший брат тут же позвал перевозчика, дал ему анну (мелкую монету) и быстро пересёк реку. Когда братья встретились, младший сказал: „Ты потратил двенадцать лет на то, что я могу сделать за пять минут? Это и есть результат твоих лет духовной дисциплины и суровой жизни? Стыд, стыд!“

Старший брат понял, что он глупо потратил время. Он опять ушёл из дома, чтобы в этот раз вдохновляться только Светом, Истиной и Богом».

Самореализация находится за пределами всяких сиддхи (сверхъестественных сил). Если вы просите Бога только о сиддхи, тогда это всё равно что стараться изо всех сил добраться до царского двора и попросить о нескольких ягодах крыжовника, когда вы собираетесь встретиться с царём.

Совершенное овладение добродетелями ямы и ниямы, описанными в «Йога-сутре» Патанджали, во-первых, помогает нам сделать свой процесс саморазвития безопасным, а во-вторых, также может даровать нам сиддхи.

  • Соблюдение ненасилия (ахимсы) создаёт миротворческую атмосферу вокруг йогина, нейтрализующую всякую враждебность, даже такую естественную, как между кошкой и мышью, или же, как говорится в текстах, между змеёй и мангустом.
  • Благодаря полной правдивости (сатье) слова йогина всегда оказываются истинными, что бы он ни произнёс.
  • Неворовство (астейя) безо всякого усилия приносит практику всевозможные сокровища.
  • Нестяжательство (апариграха) открывает ему доступ к пониманию своего нынешнего и предыдущих рождений.
  • Соблюдение целомудрия (брахмачарья) даёт йогину огромную силу, наделяет его тело мощью и особой привлекательностью.

Я думаю, что каждый из нас в своей жизни встречал людей, в присутствии которых воцарялась настолько мирная атмосфера, что, казалось, никакой конфликт не сможет туда просочиться (ахимса); или таких людей, к которым мы мгновенно проникались доверием, про каких говорят «человек слова» (сатья). И самое прекрасное, что мы сами можем однажды стать такими людьми - если будем твёрдо придерживаться правильной мотивации и упорно двигаться по пути саморазвития и помощи всем живым существам. И тогда, однажды, с нами случится описываемое в йога-сутрах состояние сознания: «Йогин совершает свои мирские дела, оставаясь невовлечённым и независимым свидетелем. Подобно кристаллу, его ум отражает собственную неискажённую форму. На этом этапе останавливаются процессы размышления и обдумывания, и йогин переживает освобождение. Он чист от желания, злобы, алчности, вожделения, гордыни и ненависти и познаёт мудрость. Эта проверенная мудрость несёт собой свет (ритамбхара праджня). Она приводит садхаку к добродетельной осознанности - дхарма-мегха-самадхи, которая низводит на него поток знания и мудрости. Ищущий погружается в кайвалью - негаснущий свет души, который озаряет не только его божественность, но и божественность тех, с кем он вступает в контакт».

На современном языке «сиддхи» - это скрытые возможности организма человека.Помимо этого, термином "сиддхи" обозначают:

СИДДХИ - в индуистской мифологии блаженные существа, обладающие беспредельными магическими способностями.

Живут в Антарикше воздушном мире … Большой Энциклопедический словарь.

СИДДХИ - (др. инд. siddha, «совершенный»), в индуистской мифологии полубожественные существа, обитающие в воздушном пространстве Антарикше и отличающиеся чистотой и святостью. Согласно пуранам, число С. доходит до 88 000 и они владеют восемью… … Энциклопедия мифологии.

СИДДХИ - СИДДХИ, в индуистской мифологии блаженные существа, обладающие беспредельными магическими способностями. Живут в Антарикше (см. АНТАРИКША) воздушном мире … Энциклопедический словарь.

СИДДХИ - (осуществленность, реализованность) также вибхути, риддхи паранормальные телесные или психич. способности, обретаемые благодаря практике йоги. Физические С. обретаются через освоение и просветление первостихий, имеющихся в теле… … Словарь индуизма.

Сиддхи - В джайнизме высшее состояние человека, достигаемое в результате освобождения от уз кармы. Источник: Религиозный словарь 1. (Санскр.) Букв., качества совершенства; феноменальные силы, приобретаемые йогами благодаря святости. 2. (Санскр.)… … Религиозные термины.

Сиддхи (значения) - Сиддхи многозначный термин. Сиддхи сверхобычные возможности человека в йоге Сиддхи полубожественные существа в индуизме … Википедия.

Ашта Сиддхи - (Санскр.) Восемь достижений в практике Хатха Йоги. Источник: Теософский словарь … Религиозные термины

Ветала Сиддхи - (Санскр.) Практика колдовства; способ приобретения власти над живыми путем черной магии, заклинаний и церемоний, производимых над телом умершего человека, во время которых труп оскверняется. (см. Ветала.) Источник: Теософский словарь … Религиозные термины.

МахаСиддхи - Сиддхи (санскр.:सिद्धिः; siddhiḥ?) сверхестественные силы, способность творить чудеса. Обычно этот термин встречается в литературе по йоге и буддизму Ваджраяны. Сиддхами также называют великих йогинов (махасиддхов). … Википедия.

А теперь,немного информации о "классических" сиддхах....

Большие Сиддхи.

Сложившийся Пурна йог на пути Кундалини Йоги обладает восемью большими Сиддхи: Анима, Махима, Лягхима, Гарима, Прапти, Пракамья, Вашитвам и шитвам.

1. Анима: Йог может стать таким маленьким, как это ему заблагорассудится.

2. Махима: это противоположность Анимы. Он может стать таким большим, каким пожелает. Он может придать телу огромные размеры. Он может заполнить всю вселенную. Он может принять Вират Сварупу.

3. Лягхима: он может сделать своё тело лёгким, как вата или перо. Ваюстамбханам выполняется с помощью этой Сиддхи. В Джалястамбханам эта сила также развивается, но в очень малой степени. Тело становится лёгким с помощью Плявини Пранаямы. Йог вызывает уменьшение своей тяжести, совершая большие глотки воздуха. Йог путешествует в небесах с помощью этой Сиддхи. Он может преодолевать тысячи миль в минуту.

4. Гарима: Это противоположность Лягхимы. При этом йог приобретает способность увеличивать свой вес. Он может сделать тело тяжёлым, как гора, проглатывая воздух.

5. Прапти: Йог, стоя на земле, может достать высоко расположенные вещи. Он может коснуться Солнца, Луны или неба. С помощью этой Сиддхи йог приобретает желанные объекты и сверхъестественные силы. Он получает силу предсказания будущих событий, силу ясновидения, яснослышания, телепатию, чтение мыслей и т.д. Он может понимать язык зверей и птиц. Он может понимать также неизвестные языки. Он может лечить все болезни.

6. Пракамья: он может нырнуть в воду и выйти из неё, когда захочет. Последний Трилинга Свами из Бенареса, бывало, находился под водами Ганги около шести месяцев. Это процесс, с помощью которого йог иногда делает себя невидимым. Некоторые авторы описывают это, как способность проникать в тело другого человека (Паракая Правеш). Шри Шанкара входил в тело Раджа Амаруки из Бенареса. Тирумуляр из Южной Индии входил в тело пастуха. Раджа Викрамадитья также делал это. Это является также силой, которая позволяет обладать юношеской внешностью сколько угодно долгое время. Раджа Яяти обладал такой способностью.

7. Вашитвам: это сила приручения диких животных и осуществления контроля над ними. Это сила гипнотизирования людей воздействием воли и делающая их послушными чьим-то желаниям и приказам. Это обуздание страстей и эмоций. Это сила, подчиняющая мужчин, женщин и элементы стихий.

8. Ишитвам: это достижение божественной силы. Йог становится Богом вселенной. Йог, обладающий этой силой, может воскресить жизнь мёртвого. Кабир, Тулси Дас, Свами Акалькот и другие обладали этой силой и возвращали жизнь мёртвым.

Малые Сиддхи.

Йог получает также следующие малые Сиддхи:

1. Освобождение от голода и жажды.

2. Освобождение от воздействия жары и холода.

3. Свободу от Рага-Двеши.

4. Дура Даршана, ясновидение или Дурадришти.

5. Дура Шраван, яснослышание или Дура Шрути и Дура Правачана.

6. Мано Джая, контроль ума.

7. Кама Рупа: Йог может принять любую форму, какую пожелает.

8. Паракая Правеша: он может войти в другое тело, может оживить мёртвое тело и войти в него, перенося свою душу.

9. Иччха Мритью: смерть по собственной воле.

10. Дэванам Саха Крида и Даршана: игра с Дэвами после видения их.

11. Ятха Санкальпа: возможность получить всё, что желаешь.

12. Трикаля Джнана: знание прошлого, настоящего и будущего.

13. Адвандва: находиться вне пар противоположностей.

14. Вак Сиддхи: что бы йог ни предсказал, всё сбудется с помощью практики Сатьи и Пророчества.

15. Йог может превратить обычный металл в золото.

16. Кая Вьюха: принятие стольких тел, сколько йогу заблагорассудится, чтобы исчерпать все свои Кармы в одной жизни.

17. Дардури Сиддхи: прыгающая сила лягушки.

18. Паталя Сиддхи: Йог становится Властелином желаний, уничтожает горе и болезни.

19. Он обретает знание своей прошлой жизни.

20. Он получает знания о созвездиях и планетах.

21. Он получает силу постижения Сиддх.

22. Он овладевает элементами (Бхута Джая) и Праной (Прана Джая).

23. Камачари: он может перемещаться в любое место, куда пожелает.

24. Он становится всемогущим и всеведущим.

25. Ваю Сиддхи: Йог отрывается от земли и поднимается в воздух.

26. Он может указать место, где спрятаны сокровища.

Сила йога.

Йог забывает о теле для концентрации ума на Боге. Он побеждает жару и холод, благодаря контролю над дыханием и нервной системой. Йог образует психический жар в теле с помощью практики Бхастрика Пранаямы. Он может переносить колебания климата, не испытывая неудобств. Он сидит на снегу и растапливает его с помощью тепла, образующегося в теле. Йог обвёртывает своё тело простынёй, намоченной в очень холодной воде, и сушит её йогическим теплом своего тела. Некоторые адепты высушивали до 30 простыней за одну ночь. Совершенный йог сжигает своё тело в конце жизни с помощью йогического тепла, образованного силой его Йоги.