Тайцзицюань стиль ян звездная. Стили и формы тайцзицюань

Тайцзи цюань, пожалуй, один из самых известных стилей ушу. О его происхождении ходят всевозможные слухи и легенды. Одни говорят, что родоначальником тайцзи, по праву считается даосский монах Чжан Саньфэн, живший в горах Удань в эпоху Юань и Мин. Согласно другой легенде Чжан Саньфэн жил в эпоху Сун, а созданный им стиль открылся ему во сне. Третье предание гласит, будто основы тайцзи были заложены мастером Сюй Сюаньпином еще раньше, в эпоху Тан.

Видео: Двадцать четыре стиль Тай Чи

И все же по свидетельству известного летописца Тан Хаодэна самым ранним направлением тайцзи цюань был стиль чэнь, основателем которого стал Чэнь Вантин, выходец из семейства Чэнь, проживавшей в уезде Вэнь провинции Хэнань. До свержения династии Мин (1644) Чэнь Вантин был известным военачальником, а после этого события жил в уединении на своей родине и в свободное время занимался совершенствованием своего мастерства и созданием нового стиля. Поэтому считается, что истоки тайцзи были заложены в роду Чень.

Созданный Чэнь Вантином стиль чэнь основывался на трех источниках:

  1. Заимствование и обобщение методик различных школ китайского бокса в эпоху Мин и отказ от общепринятых правил, описанных в трактате «Тридцать две ситуации кулачного боя» знаменитого полководца Ци Цзигуана.
  2. Взятие на вооружение древнего искусства дао-инь (руководить и растягивать) и ту-на (выплевывать и удерживать).
  3. Следование древнейшему китайскому учению, связанному с понятиями инь и ян, и учению традиционной китайской медицины о цзин-ло (цзин-ло — это каналы, по которым циркулирует жизненная сила Ци, кровь и питательные вещества).

Когда появилось название тайцзицюань?

В силу изложенного выше, созданный Чэнь Вантином стиль — это прежде всего синтез старого наследия и рождение нового. Однако созданный Чэном стиль кулачною боя назывался тогда совсем иначе — чан цюань. В таком случае, когда же этот стиль получил свое настоящее имя тайцзи цюань? В XVIII веке в годы расцвета династии Цин теоретик Ван Цзуньюэ, основываясь на своеобразии стиля Чэнь, дал философское толкование таких категорий и понятий, как инь и ян, Великий Предел и их взаимодействие в Чжоу-и (всеобщем круговороте превращений). С тех пор появилось новое название тайцзи цюань (школа Великий Предел). И все же почему Ван Цзуньюэ переименовал его? Изначально понятие Великого Предела во всеобщем круговороте превращений содержит в себе идею достижения определенной высоты или предела.

Философ сунской эпохи Чжоу Дунья составил схему Великого Предела в форме круга.

Разъяснении к ней сказано:

«Беспредельность и есть Великий Предел».

Смысл этого прост:

Беспредельность — это Великий Предел, а Великий Предел — это основа беспредельности.

Причиной изменения названия тайцзи цюань можно считать следующее:

  1. во-первых, все без исключения движения в тайцзи имеют округлую форму, один цикл комплекса тао-лу как раз соответствует одному кругу на схеме Великого Предела:
  2. во-вторых, упражняясь тайцзи цюань, необходимо в движении стремиться к покою, в покое стремиться к движению; используй разум и не применяй силу, четко разграничивай пустое и полное, сохраняй абсолютное соответствие учению о беспредельности и Великом Пределе, о взаимодействии субстанции инь и яи;
  3. в-третьих, движение в тайцзи, словно один замкнутый круг, в котором зарождается и накапливается сила, происходит в переплетение всех форм, везде царит непрерывность, и нельзя отыскать ни начала, ни конца, совсем как в постулате «Великий Предел — основа беспредельности.

В процессе эволюции тайцзи возникло множество различных течений. И хотя каждому были присущи свои черты, тем не менее все они объединены общими требованиями:

  • Сердце в покое, воля сосредоточена, дыхание естественное. Во время занятий мысли спокойные, сконцентрированные, разум руководит телом, дыхание ровное, непринужденное.
  • Золотая середина, безмятежность, мягкость и плавность. Тело сохраняет покой, естественность и беспристрастность,
  • Движения дугообразные, плавные и завершенные. Всем им присуща непрерывность, непринужденность и гибкость.
  • Слитность, координация, четкое разграничение пустого и полного. Все движения неразрывно связаны друг с другом, переходы мягкие и плавные, вместе с тем проведена четкая грань между пустым и полным; поясница как направляющая ось и передающее звено, переходы вверх и вниз следуют друг за другом, центр тяжести стабилен.
  • Легкость, живость, хладнокровие, твердость и мягкость дополняют друг друга. В каждом движении присутствует сдержанность, легкость и в то же время живость и энергичность, тело не расслабленное, но и не закостенелое, за внешней мягкостью таится внутренняя твердость; приложение силы полное, но без напряжения, эластичность во всем.

Пять стилей тайцзицюань

За время существования тайцзи цюань возникло множество различных направлений и из всего этого многообразия выделилось пять сравнительно распространенных стилей.

Стиль чень

Этот стиль подразделяется на два подвида — старый и новый. В старом, основанном Чень Вантином,- пять комплексов тао-лу. За более чем трехсотлетнюю историю развития этот стиль непрерывно оттачивался и шлифовался, и до наших дней дошли комплексы первая и вторая цепочки лу. Первая дорожка стиля чень содержит восемьдесят три формы. Ниже приведены ее основные особенности.

  • Движения совершаются по спирали, при этом как бы накручивается пружина. Все действия берут начало в пояснице. Во время движения воля и энергия аккумулируются в четырех конечностях с соблюдением принципа: «Каждое движение есть прообраз внутренней и внешней работы всего комплекса в целом».
  • За внешней податливостью скрывается внутренняя прочность. Твердость и мягкость переливаются друг в друга, в движении кулака твердость — не твердость, мягкость — не мягкость, внутренняя сила сокрушительна — и в тоже время гибка.
  • Все действия и дыхание направлены на возбуждение энергии ци, движения неразрывны. Во время работы энергию ци необходимо погрузить в дань-тянь — область, находящуюся на один-два сантиметра ниже пупка — и одновременно производить накручивание внутренней энергии вокруг данъ-тяня. Перемещаясь, производить выкрики с выдохом и другие устрашающие возгласы, тем самым увеличивая силу ли.
  • Чередование большой и малой скорости, молниеносные изменения действий, движения кулака медленные.
  • Старый стиль чень имеет высшую, среднюю и низшую категорию. Занимающиеся этим стилем выбирают себе подходящую категорию в зависимости от возраста и состояния здоровья.

Вторая цепочка лу первоначально именовалась пао-чуй (пушечный удар), имеет сейчас 71 форму.

Ее основные особенности следующие:

  • большое количество сокрушительных ударов ногой;
  • движения по сравнению с первой цепочкой быстрее и жестче, удары сильнее;
  • изобилие ударов в прыжках, большое количество наскоков, уворачиваиий, молниеносных разворотов и перемещений — во всем ощущается могучая сила.

Тао-лу нового направления также имеет два подвида:

  • Первый по основным положениям напоминает стиль чень, созданный учителем Чень, порядок движений аналогичен старому направлению, только опущены некоторые наиболее трудные элементы, Его также называют сяо цюань цюань (кулак малого круга). Старое направление называют соответственно да цюань цюань (кулак большого круга).
  • Второй подвид нового направления — это прообраз стиля, созданного учеником Чэня Чень Цинпином. Его визитная карточка — изящность, сжатость, медленность. По мере усвоения упражнений круг постепенно увеличивается, достигая высшей степени сложности. Так как этот комплекс первоначально распространился в селении Чжаобао уезда Вэнь провинции Хэнань, он получил название чжао-бао-цзя.

I. Стиль чень

Древнейшая ветвь на дереве тайцзи цюань и является самым ранним его направлением. Все другие стили и течения — это в той или иной мере видоизменения стиля чень.

II. Стиль ян

Этот стиль основан долгожителем провинции Хэбэй Ян Лучаном (1800-1873). Его семья была бедной, поэтому в детстве Ян батрачил в уже хорошо нам известной семье Чень Цэягоу. Юношей работал прислужником у учителя Чень и освоил его стиль. В зрелом возрасте вернулся к себе на родину и стал там практиковать тайцзи цюань.

Сам, упорно тренируясь, видоизменил стиль чень, добавив ему мягкости в сочетании с решительностью и силой.

Современники называли его:

  • чжань-мянь-цюань (нежный кулак),
  • жуань-цюань (мягкий кулак),
  • хуа-цюань (исчезающий кулак).

Позже Яни Лучань, применительно к требованиям простого люда, постепенно упростил выброс силы, прыжки, сотрясающие удары ногой и другие сравнительно трудные элементы. Его сын Ян Цзянхоу еще больше переработал этот стиль в сторону упрощения. В этом виде стиль Ян и стал наиболее распространенным.

Его особенности:

  • методика тренировок ровная и упрощенная;
  • непринужденность и доступность;
  • движения покорные;
  • твердость и мягкость таятся внутри.

Видео: Тайцзицюань упражнения для начинающих

Легкое и тяжелое сочетаются естественно, расслабление ведет к мягкости, накопленная мягкость превращается в твердость, непрерывность и естественность проявляется посредством выброса энергии Ци. Это особо заметно в красивых образных движениях.

Этот стиль также имеет три категории:

  • высшую,
  • среднюю
  • низшую.

Поклонники тайцзи цюань могут выбрать любую, в соответствии с возрастом и здоровьем. «Спортивный Тайцзи цюань», «Стиль Ян Тай цзи цюань, «Искусство Тайцзи цюань» и другие специальные работы содержат более подробную информацию о стиле ян.

III. Стиль у (первый)

Основателем этого стиля считается маньчжур Цюань Ю, живший на закате правления династии Цин в провинции Хэбэй. Цюань Ю сперва обучался у знаменитого Ян Лучаня, а затем пошел в ученики к его сыну Ян Баньши и стал первоклассным мастером мягких стилей. Его сын Цзята Цюань изменил фамилию на китайскую У и продолжил семейную традицию по изучению и распространению тайцзи цюань.

Видоизменив и пополнив арсенал приемов более пластичными и мягкими, убрав сложные трюки и прыжки, У Цзянь Цюань создал свою школу, вылившуюся потом в стиль у.

Особенности этого стиля таковы:

  • движения легкие,
  • расслабленные и свободные,
  • спокойные и естественные,
  • непрерывные, как поток воды.

Хотя стиль у и изящный, в то же время он довольно эффективный, сжатый и свободный. По этому стилю есть специальная книга «Стиль У Тайцзи цюань».

IV. Стиль у (второй) (омофон вышеизложенного стиля у)

Основателем этого стиля считается мастер У Юйсянь, живший в конце правления династии Цин, в провинции Хэбэй. Сначала он обучался у Ян Лучаня, а затем постигал искусство старого направления стиля чень. Благодаря ему искусство тайцзи постоянно совершенствовалось и обновлялось. Он стал мастером стиля чень и его нового и старого направлений. Позже он изучил стиль ян и его направления большое да и малое сяо.

Практикуя и изменяя эти направления, он пытался постичь, корни и соединить их воедино, выбрав из этих направлений все лучшее. Так возникло еще одно направление тайцзи, которое в народе назвали стилем у.

Его особенности:

  • шаг строгий,
  • движения плавные,
  • кулаки сжатые,
  • пустое и полное строго разграничены,
  • раскрытия и закрытия ясные; энергия ци во время вращении и движений в разные стороны находится в средоточии дань-тянь в области живота.

Трансформация пустого и полного во внутреннем движении и скрытая циркуляция ци обретают внешнюю форму.

V Стиль Сунь

Имеется специальная книга «Тайцзи. Стиль сунь.» Основателем этою направления является Сунь Лутан из уезда Вань провинции Хэбэй, живший в ХIХ веке. Сунь был страстным поклонником ушу: изучал син и цюань, затем багуа чжан и в конце концов стиль у тайцзи цюань. Вникнув в суть каждого из этих стилей и соединив их, он основал близкий себе по духу стиль сунь.

От других этот стиль отличается челночными движениями взад-вперед, гибкостью и спокойствием, быстротой и ловкостью. Его комплексы тао-лу напоминают плывущие облака и бесконечный и непрерывный поток воды. Принцип каждого поворота тела подобен раскручиванию кай и скручиванию хэ, поэтому старые друзья называли этот стиль кай-хэ хо-бу (быстрые шаги скручивания и закручивания).

Это не только уклонения, развороты, прыжки, перемещения, заимствованные из багуа чжан, где движению рук непременно предшествует движение тела, начинающееся от талии. Короче говоря, основное правило для движения тела и рук — начинать движения от пояса.

Видео: Тайцзицюань Начало

Эти взлеты, падения, уходы вниз и перевороты заимствованы из сини цюань. Здесь приложение силы невидимо, начало падения незаметно, приложение рук скрыто. За внешним спокойствием таится огромное внутреннее напряжение, готовое выплеснуться и любую минуту. Плюс ко всему не забыты цепкость, вязкость, слитность и преследования, присущие тайцзи цюань.

Легкое побеждает тяжелое, полное разбивается о пустое. Все эти три школы объединились в одну. У стиля сунь появился свой облик, и сейчас он имеет широкое практическое применение.

Истоки и происхождение Тайцзицюань

Тайцзицюань является самым распространенным и наиболее таинственным видом боевого искусства.

Прошло более 300 лет с момента его возникновения и распространения по Китаю в конце правления династии Цинь.

Ввиду огромного интереса и быстрорастущей популярности Тайцзицюань стали возникать многочисленные легенды, повествующие главным образом о том, что это искусство было передано людям небожителями, причем дата происхождения была сдвинута на несколько столетий назад, с 17-го на 15-е, 12-е и даже 8-е столетие.

Так, например, в «Иллюстрированной книге по Тайцзицюань» стиля Ян, опубликованной в Пекине в 1921 году, к создателям Тайцзицюаня причисляют следующих персонажей:

  • Чжан Саньфена (Три Изобилия) — странствующего монаха-даоса из монастыря на горе Удан, жившего в XV веке в период завоевания династии Юань династией Мин.
  • Чжан Саньфена (Три Пика)- алхимика, проживавшего в XII веке на горе Удан во времена правления династии Мин.
  • Сю Сюанпина — мистика и мага, занимавшегося исследованиями таинственных сил в период династии Тан, средина VIII века.

В большинстве книг по истории боевых искусств, опубликованных после 1921г., создателем Тайцзицюань без каких-либо веских оснований принимают даосского монаха Чжан Саньфена, жившего в конце XV века.

Однако, после длительных и кропотливых исследований предпринятых как Китайскими, так и независимыми зарубежными экспертами, удалось выяснить, что на самом деле Тайцзицюань был создан в середине XVII века Чень Вантином проживающим в провинции Хенань, графства Вень в период смены династии Мин династией Цинь.

  • 1) В работе Ци Цзигуана «Трактат о 32 формах кулачных единоборств», содержащей описание 16 наиболее распространенных школ/видов боевого искусства, ни слова не упоминается о Тайцзицюань.
  • 2) В пяти формах Тайцзицюаня, созданных Чень Вантином, в частности в «108 форме» и в «Пао чуй» («Пушечные удары») присутствуют 29 элементов движений, описанных Ци Цзигуаном в его трактате.
  • 3) «32 формы» Ци Цзигуана начинаются с движения «Ленивое подвязывание одежды» и «Одиночный хлыст». Эти же элементы содержатся во всех комплексах Тайцзицюань Чень Вантина.
  • 4) «В семейной хронике семьи Чень» («Ченьши цзяпу») из Ченьцзягоу (Овраг семьи Чень) приводятся следующие данные о Чень Вантине: «Вантин, по прозвищу Цзоутин, был рыцарем в конце династии Мин и ученым в начале династии Цин.

Прославился в провинции Шаньдун как непревзойденный Мастер боевых искусств, усмиривший более 1000 бандитов, а также как создатель различных форм (как с оружием, так и без) школы Чень. Небом рожденный воин, доказывающий это своим мечом в бою».

  • 5) Многие слова из «Песни канона кулачного боя» («Цюань цинь цзун гэ») были позаимствованы Чень Вантином из «Трактата» Ци Цзигуана.
  • 6) В первых двух строках «Песни канона кулачного боя» Чень Вантин описывает технику толкающих рук («туй шоу»): «Чередование таких действий как растяжение и уклонение столь неожиданны что, никоим образом не могут быть предусмотрены, посему я опираюсь на едва заметные спиралеобразные и вращательные движения тела». Этот раздел Тайцзицюаня, «туй шоу», отсутствует в трактатах по боевому искусству, написанных известными мастерами того времени — Юй Даю, Ци Цзигуан, Тан Шуньчжи, Чэн Чундоу.
  • 7) Представители семьи Чень, проживавшие в деревне Ченьцзягоу, из поколения в поколение изучали и передавали формы и техники, созданные своим великим предшественником.

Последователи тайцзицюань по годам

Таким образом, через пять поколений искусство Тайцзицюань и толкающих рук Чень Вантина было унаследовано Чень Чансином (1771-1853), главой XIV поколения.

Впервые Чень Чансин обучил искусству Тайцзицюань чужака Ян Лучаня (1799-1872) из Юннаня провинция Хэбэй, не принадлежавшего семье Чень.

В последствии, Ян Лучань трансформировал переданное учение и на его базе положил начало стилю Ян, из которого позднее возник стиль У-Шумного.

У-Юйжан (1812-1880), изучивший изначальный Тайцзицюань семьи Чень у Ян Лучаня и подстиль Жао Бао школы Чень от Чень Цинпина, создал на их основе стиль У-Воинственного

В свою очередь, на базе стиля У-Воинственного, Сун Лутаном был создан стиль Сун.

Таким образом, все перечисленные выше стили Тайцзицюань непосредственно или опосредованно произошли от самой древней формы семьи Чень («Лао Цзя»).

После падения династии Мин, Чень Вантин под влиянием Даосизма удалился от общества и жил в уединении.

В «Энциклопедии восточных боевых искусств» (Маслов А.А. М., 2000) приводится следующая информация о последних годах жизни создателя Тайцзицюань: «Укрывшись от людей, Чень Вантин предавался размышлениям, читал труды древних мудрецов, штудировал даосские писания о «вскармливании жизни» через управление ци. Его настольной книгой стал «Канон императорских покоев» («Хуан тин цзин») – трактат IX века, рассказывающий о важнейших нормах здоровой жизни, питании, регуляции сексуальных отношений, гимнастике даоинь и других даосских секретах, возвращающих молодость.

Немногие из оставшихся после него произведений вошли в сборник «Стансы о великом и малом» («Чан дуань цзюй»). Стареющий Чень Вантин писал: «Тщетно удостаивали меня благодеяниями и милостью. Сегодня же я годами стал стар и одряхлел, лишь свиток «Канона императорских покоев» является единственным и неразлучным спутником. Пребывая в одиноком отдохновении, я разрабатываю систему кулачного искусства, а предаваясь хлопотам по хозяйству, обрабатываю поле. Пользуясь мгновениями досуга, обучаю своих сыновей и внуков, дабы они стали подобны тиграм и драконам».

Доказательства, что тайцзицюань создал Чень Вантином

В 60-е годы ХХ века были обнаружены новые исторические данные, свидетельствующие о том, что Тайцзицюань был создан Чень Вантином в 60-е годы XVII века, примерно через 20 лет после падения династии Мин. Основанием для такого заключения служат факты, изложенные в «Летописи уезда Вэнсянь», «Летописи области Хуайцин», «Летописи уезда Аньпин». Согласно этим источникам Чень Вантин являлся предводителем гражданской армии, защищавшей уезд Вэнь за три года до падения династии Мин (1644г.), освободившим его от бандитов, за что снискал благодарность и почести.

Благотворное физиологическое воздействие Тайцзицюань

Тайцзицюань — это многофункциональные упражнения, которые не только развивают суставы, позвоночник с помощью разнообразных движений, но также укрепляют важнейшие органы и центральную нервную систему, воздействуя на них освоенным до автоматизма, медленным, глубоким брюшным дыханием и концентрацией внимания. Достаточно самого поверхностного знакомства с комплексом, чтобы убедиться в его чудодейственных возможностях исцелять и восстанавливать здоровье. Он оказывает как физическое, так и психическое воздействие при предотвращении и рассасывании язв.

В Китае Тайцзицюань служит часто существенным дополнительным лечебным средством больницах и санаториях, где некоторых пациентов специально обучают этим упражнениям, чтобы помочь им излечиться от болезней или ускорить восстановление сил после выздоровления.

Каким образом Тайцзицюань помогает предотвращать и излечивать болезни?

Согласно теории Инь-Ян и концепциям традиционной китайской медицины, главной причине, приводящей наг к заболеваниям, является нарушения гармонии и баланса между Инь и Ян. Одним и важнейших эффектов Тайцзицюань остается возможность координировать силы, Инь и Ян, чтобы сохранять их в состоянии динамического равновесия, как физического, так и психического.

Возможно, именно в этом и состоит главный ответ на поставленный вопрос.

Исцеляющий и укрепляющий здоровье Тайцзицюань

Совсем еще недавно многие исследовательские медицинские институты в Китае проводили различные научные эксперименты и исследования воздействий Тайцзицюань, исцеляющих и укрепляющих здоровье. Результаты этих исследований показывают, что большинство болезней, таких как сердечно-сосудистая недостаточность, гипертония, язва желудка и другие нарушения желудочно-кишечного тракта, неврастения и иные нервные недуги, туберкулез, респираторные заболевания, артриты и многие другие хронические недомогания могут быть полностью или частично излечены регулярными и длительными занятиями Тайцзицюань.

Видео: Тайцзицюань для новичков

Исследования обнаружили, что у большинства практикующих Тайцзицюань более медленный ритм сердцебиений и пониженное кровяное давление, а кроме того, во время занятий кровообращение заметно улучшается.

Тайцзицюань дает прекрасный аппетит

Исследования показали, что тренировки Тайцзи чрезвычайно активизируют пищеварительную систему. Это объясняется тем, что упражнения Тайцзи сопровождаются глубоким брюшным дыханием, которое производит глубокий массаж внутренних органов, проталкивая пищу через желудок и кишечник, тем самым усиливая пищеварение и усвоение питательных веществ организмом.

Во всяком случае, совершенно неоспорим тот факт, что у всех, ежедневно практикующих Тайцзицюань, всегда прекрасный аппетит.

Лечит нервы

Исследования выявили, что упражнения Тайцзи великолепно воздействуют на нервную систему. Это объясняется тем, что высочайшая степень сосредоточения мысли и внимания в Тайцзи укрепляет центральную нервную систему и стимулирует кору головного мозга, предоставляя таким образом мозгу возможность отдыхать и избавляться от некоторых нервных и психических болезней.

Помогает от избыточного веса и и омолаживает организм

Исследования также открыли, что занятия Тайцзицюань оказывают благотворное воздействие на усиление иммунной системы и замедляют процесс старения организма.

Кроме всего перечисленного, Тайцзицюань оказался эффективным методом, способным помочь людям, страдающим от избыточного веса. Если они не теряют настойчивости, то избавляются от излишнего веса и улучшают свое самочувствие.

Больше того, эти расслабленные позы, медленные и плавные движения, это постоянное перемещение центра тяжести способны помочь пожилых людям укрепить их способность сохранять координацию движений и избегать падений.

Красивые названия позиций

В Тайцзицюань, даже в виде сокровенного военного искусства, чрезвычайно важными остаются расслабление, мягкость и внутреннее спокойствие. Многие практикующие Тайцзи убеждены, что oн полностью меняет их мироощущение. Следует отметить, что многие позы Тайцзицюань традиционно называются прелестными поэтическим именами, такими как «Белый Журавль расправляет свои крылья», «Белая Лошадь потряхивает гривой», «Золотой Петушок стоит на одной ножке», «Фея работает своим челноком», «Несущийся к горе Тигр», «Белая Змея выпускает свое жало» и так далее.

Эти названия передают чистую идею того, что предлагается делать в упражнении. Да, именно так — во время упражнения нужно всегда пытаться подражать тому или иному движению или позе, взятым из дикой Природы. Это очень интересно, поверьте, многие получают от этого истинное удовольствие!

Видео: Ян Тай Чи

Овладение различными частями тела

Овладение различными частями тела и освоение правильной манеры держаться

Изучая этот стиль, необходимо особое внимание уделить правильному расположению различных частей тела во время тренировок.

Область головы

  • Голова. Голову держать ровно, не опускать, не запрокидывать, не наклонять в сторону, поворачивать аккуратно и естественно. Голова словно «подвешена за макушку», т.е. темя слегка приподнято, словно ее тянут за макушку. Мышцы лица расслаблены, лицо сохраняет спокойствие, глаза смотрят прямо, рот прикрыт, зубы сжаты, язык слегка облизывает нёбо, дышать через нос, дыхание естественное, слух обострен. Ничего не упускать из виду
  • Шея. Шею выпрямить, но не напрягать, держать свободно, поворачивать естественно и живо.

Верхние конечности

  • Плечи. «Плечи опустить, локти свесить» — плечевые суставы расслабить, оба плеча свободно опустить вниз на один уровень.
  • Локти. «Плечи опустить, локти свесить» — опуская плечи, одновременно свесить локти, рука слегка согнута в локтевом суставе и свободно опущена вниз.
  • Запястье. Из всех суставов самым подвижным является запястье — оно обладает большим числом степеней свободы. В тайцзи самое серьезное внимание уделяется «сидячему запястью», когда в процессе в ращения запястье не сильное и не слабое, но подвижное и эластичное.
  • Кисть. В тайцзи цюань используется три формы кисти: ладонь, кулак и крюк, но в таолу основной формой является ладонь. Пальцы ладони расслабить, ладонь движется свободно и непринужденно, пальцы сжимаются и разжимаются без усилий.
  • Кулак. Схема сжатия кулака такова: четыре пальца собрать вместе и кончики пальцев прижать к центру ладони, после чего большой палец прижимается к центру среднего пальца. Другие формы кулака образуются идентично. Так как все требования тайцзи цюань следуют «мягкому» началу, то сжимать кулак сильно не следует.

Верхняя часть туловища

  • Спина и грудь. Тайцзи цюань требует «грудь развернуть, спину распрямить». Грудь расправить так, чтобы в ней чувствовался простор, широта, и не было внутреннего напряжения. Расправив грудь, распрямить спину. В момент внутреннего наполнения груди расслабить, мышцы спины, позвоночный столб вытянуть наверх и далее держать его в этом состоянии, но только не оттягивать его назад.
  • Поясница. Поясница соединяет верхнюю и нижнюю части тела. Она играет главную роль в изменении движения, в регулировке центра тяжести, а также в передаче силы верхним и нижним конечностям. На тренировках поясница должна быть расслабленной, выпрямленной и слегка опущенной вниз. «Расслабление и погружение «возможны только» в том случае, если энергия ци помещена в дань-тянь». Ци не выходит на поверхность, а лишь передается в конечности. Шаг уверен и тверд и вместе с тем сохраняет живость и подвижность.
  • Живот. Живот «расслаблен и успокоен». Следуя принципу «Ци должно быть погружено в дань-тянь», осуществлять

Нижняя часть тела

  • Область паха вместе с половыми органами. Пах должен быть округлый и пустой, не расставлять ноги слишком широко и не выгибать их дугой внутрь, подобно тому как изогнуты штрихи в иероглифе жэнь (человек). Бедра раскрыть, колени слегка повернуть вовнутрь, так чтобы вместе с пахом они образовали круг.
  • Бедра. Сочленения тазобедренных суставов расслабить. Помните, что они играют ключевую роль в управлении вращением в звене талия — бедра. Движения должны быть скоординированные и живые.
  • Ступня. Ступня — это основа стоек и передвижений. Если корень неустойчив или хоть чуть-чуть отклоняется от правильного положения, то стойки и поступь неизбежно будут хаотичными. Передвижения могут быть различны по размерам и степени сложности, однако общее требование таково: «поступь уверенная, как у кошки». Другими словами, шаг должен сохранять правильность, живость и уверенность.

Овладение основными законами движения в тайцзицюань

Для освоения тайцзи цюань необходимо уловить суть тренировок. Хотя каждый стиль тайцзи и имеет свои особенности, но основа их едина. Поэтому когда говорится об овладении сущностью тренировок, имеется в виду усвоение правильных поз, а также законов движения тайцзи цюань в целом.

Успокой сердце, применяй волю

Основной принцип тайцзи цюань — «успокой сердце, применяй волю» — красной нитью проводится через все этапы занятия. Его смысл заключается в том, что первоначально следует сосредоточить мысли и непрерывно руководить движением.

Внутреннее и внешнее расслабление

Внутренние и наружные части тела должны быть полностью расслаблены. Это один из ключевых моментов тайцзи цюань». Только расслабившись, можно использовать волю и применять силу. Это правило, являясь предпосылкой первого, позволяет руководить расслаблением различных органов и частей тела. Его последовательное применение приводит к отказу от насилия над собой, когда все внутренние и наружные части тела расслаблены, и нет таких мест, которые не были бы расслаблены.

Слитность и гибкость

Согласно таким правилам, как «чуть двинешься и уже нет покоя», нот ступни к бедру и далее к талии завершить движение на одном дыхании», в движении следует сохранять волнообразность, слитность и гибкость. Все позы связаны между собой от начала до конца, выполняются на одном дыхании и составляют одно непрерывное целое, как поток воды, и свободны, как плывущие облака.

Правильная техника работы с телом

Техника работы с телом в тайцзи требует, чтобы корпус был прям, ровен и спокоен, так как на нем все держится». Корпус должен быть прямым, непринужденным, строгим, спокойным, мягким, но не расхлябанным. Во время движения вперед, назад, плево, вправо, при любых движениях конечностей туловище от макушки до промежности всегда должно составлять одну вертикальную линию.

Согласованность движений

Движения различных органов тела должны быть не только точными, но и строго скоординированными, волнообразными и всегда составлять единое целое.

Мягкость и ровность

На начальном этапе занятий движения должны быть мягкими и плавными, ровными и естественными, весь комплекс выполняется на одной скорости, без ускорений и замедлений. Стойки также не должны быть слишком высокими или слишком низкими.

Разграничение пустого и полного

Одно из основных правил тайцзи цюань — четкая грань между пустым и полным. Прежде всего это относится к нижним конечностям. Например, если перенести вес тела на левую ногу, то она станет полной, а правая пустой; если же вес тела перенести на правую ногу, тогда она будет полной, а левая пустой. Следует воздерживаться от равномерного распределения веса на обе ноги. Кроме того, разграничивая пустое и полное, надо концентрировать мысль на одной из верхних конечностей. Например, при работе с бянь (холодное оружие в форме железной палки с рукояткой) следует мысленно сосредоточиться на левой руке, и, таким образом, левая станет полной, а правая — пустой.

Координация дыхания и движения

Естественная координация движения, мысли и дыхания — также важнейшая особенность тайцзи цюань. Дыхание должно гармонично сочетаться с элементами движения. Перемещаясь, мы вдыхаем и выдыхаем и делаем это по определенным законам. Обычно, поднимаясь, сгибая руку, толкая или ударяя ногой, мы производим выдох, а присаживаясь, вытягивая руку, останавливаемся и делаем вдох. Сочетая дыхание с движением, основное внимание уделить тому, чтобы дыхание не скрывало силу, не задерживать дыхание, не прилагать для этого усилий. Хотя дыхание и регулируется сознанием, все же необходимо добиться гармоничного единства дыхания и движения.

Мягкость, плавность и неторопливость

Именно как боевое искусство Тайцзицюань придает особое значение культивированию внутренней силы. Он избегает использовать силы, направленные наружу, особенно силу грубую, неуклюжую. Он мягок и гибок. Все движения должны производиться плавно, медленно и уверенно. Здесь нет места каким-либо резким движениям или прыжкам, внезапным поворотам или падениям. После окончания упражнений вы можете приятно вспотеть, но не будете задыхаться, не ощутите смертельной усталости, наоборот — почувствуете себя прекрасно отдохнувшим и собранным.

Все это, потому, что Тайцзицюань создан как идеальный комплекс достаточно легких упражнений, доступных для любого человека, независимо от его возраста, пола или конституции тела; особенно они полезны при слабом здоровье или хронических болезнях. Однако, это следует особо подчеркнуть, Тайцзицюань только кажется таким уж мягким. Под этой кажущейся мягкостью скрывается неколебимая твердость. Недаром его часто называют «сталью, завернутой в хлопок».

Цельность и гармоничность в тайцзицюань

Важной характеристикой Тайцзицюань является цельность и гармоничность.

Уже с первых же занятий Тайцзицюань все ваше тело, включая внутренние органы, будет участвовать в общем движении, и ваш корпус и четыре конечности, как и ваш мозг и легкие — все объединится в совместном акте превращения внутренней силы организма. И никогда не наступит такой момент, когда ваши руки будут участвовать в упражнении, а ноги отдыхать в бездействии, или наоборот.

Во всех упражнениях главенствующая роль Предназначается вашей талии.

Ваше тело вращается вокруг талии (строго говоря, вокруг поясничного позвонка), то есть можно сказать, что ваша талия несет на себе и ваши руки, и ноги, и все части тела, объединенные в целостном действии.

Когда ваше тело меняет направление или позицию, это должно происходить непрерывно, замедленно и без остановок до самого окончания требуемого упражнением перехода.

Хочу обратить ваше внимание на ТО, что Тайцзицюань — это не волшебство. При помощи этого искусства можно закалять себя, укрепить здоровье и вылечить некоторые заболевания. Что касается умножения энергии и развития потенциала, то их можно достичь только путем естественного развития. Без элементарных познаний сразу браться за трудные упражнения, чтобы выявить у себя необычные способности, нельзя. Наилучшие успехи достигаются только после аккуратных занятий.

Движения должны сопровождаться дыханием без усилий

Практикующие Тайцзицюань должны дышать естественно, без усилий. На занятиях Тайцзицюань ваше дыхание не должно нарушать равномерность движений, а ваши движения не должны мешать естественности дыхания.

Разница между тайцзицюань и цигунь

Это не означает, однако, что можно к дыханию относиться с пренебрежением. Ни для кого не секрет, что Тайцзицюань — своеобразная разновидность Цигун.

  • Китайский цигун главным образом распространен в двух формах: «статичный» и «движущийся». «Статичный» Цигун использует в качестве основного средства сосредоточение и медитацию в застывшей позе. «Движущийся» включает в себя Движения рук, ног и тела.
  • Тайцзицюань соединяет в себе лучшее из «движущегося» цигун и медитацию в Движении. Таким образом в упражнениях Тайцзицюань использование дыхательных упражнений абсолютно необходимо.

Важность дыхания

Без дыхательных упражнений Тайцзицюань потерял бы довольно значительную часть своей сути и превратился бы в одну из многих неопределенных систем физкультурных упражнений. Без дыхательных упражнений Тайцзицюань утратил бы свое оздоровительное и терапевтическое воздействие на организм. Не допускается здесь и безалаберное! в выполнении дыхательных упражнений.

Техника выполнения дыхательного упражнения

Тайцзицюань придает особое значение естественному брюшному дыханию. То, что обычно называют естественным брюшным дыханием, производится глубоким вдохом за счет плавного расширения брюшной полости и выдохом, используя медленное сокращение брюшных мускулов.

Только с помощью медленного, глубокого брюшного дыхания ваши занятия Тайцзицюань могут принести вам пользу и наибольший эффект. Однако такое дыхание следует сделать для вас естественным. Никогда не пытайтесь насильно заставлять себя дышать «как следует» во время упражнений. Если вы попробуете искусственно подогнать свой метод дыхания под стиль движения, то, скорее всего, причините себе вред.

Вот несколько основных правил дыхания:

  • если руки или ладони двигаются вверх, назад или к себе, проследите, чтобы во время вдоха язык был приподнят к верхнему нёбу;
  • если руки или ладони двигаются вниз, вперед или от себя, проследите, чтобы во время вашего выдоха язык расслабленным опускался на свое ложе;
  • если ваши руки двигаются в противоположных направлениях, дыхание должно руководствоваться движением той руки, которая согласуется с вашим дыханием.

Однако начинающим браться за это не рекомендуется. К этому лучше вернуться, когда вы успешно освоите каждую позу в отдельности. Тогда вам будет по силам согласовать свое дыхание с самыми сложными движениями в соответствии с требованиями приведенных правил.

Для достижения наибольшей пользы от дыхательных упражнений лучше всего осваивать их под непосредственным руководством опытного наставника, особенно в начальной стадии обучения.

Дыхание тесно связано с правильностью выполнения упражнений и расслаблением. Когда вы расслаблены, ваше дыхание становится легким, точно так же при правильном выполнении упражнений ваше дыхание изменяется естественным образом и становится таким, какое требует Тайцзицюань.

Сохраняйте постоянными скорость и высоту

Абсолютно недопустимо в Тайцзицюань делать одно упражнение быстро, а следующее — замедленно. Поэтому старайтесь всегда сохранять одну и ту же скорость выполнения упражнений, уравновешивая ее от первой позы комплекса до последней. Вообще Тайцзицюань рекомендует предпочесть ускоренному медленное выполнение всех упражнений.

Техника выполнения упражнения по скорости

Замедленное движение принесет вам больше пользы и одарит хорошими результатами. Нормальной скоростью «Упрощенный Тайцзицюань» считает выполнение всего комплекса за 5-6 минут (или 7-8 минут, если вы предпочитаете выполнять упражнение замедленно), а Стандартный Тайцзицюань» — затрачивает на выполнение комплекса около 20 минут или даже еще больше.

Видео: Ян обучает тайцзицюань

Точно так же недопустимым в Тайцзицюань считается изменение уровня высоты. Вы должны фиксировать высоту позы (имеется в виду угол, до которого будет сгибаться колено) с самого начала упражнения («Исходное положение») и сохранять ее до самого конца комплекса (за исключением позы «Припадание к земле»).

Допустимо, чтобы поза была выше или ниже привычной. Однако она должна быть постоянной во время конкретного выполнения комплекса. Для начинающих, а также пожилых людей, учитывая их физическую слабость, рекомендуется принимать более высокую позицию. Когда же они овладеют движениями достаточно уверенно, а их сила благодаря постоянным тренировкам возрастет, можно постепенно снижать высоту позы.

Постепенное овладение тайцзи цюань

Обучаясь Тайцзицюань, следует продвигаться в знаниях постепенно, шаг за шагом. Никогда не пытайтесь обогнать время. Торопись медленно. Те, кто спешит — опаздывают. Нужно не только выполнять упражнения Тайцзицюань медленно, но и не торопиться с обучением, только неторопливое изучение может дать вам знания и мастерство в этом искусстве.

Помните, что не существует в мире лекарства, способного сделать начинающего мастером Тайцзицюань «за одну ночь».

Очень важно, чтобы ваше освоение упражнений, движений и поз сопровождалось постепенным ростом ваших возможностей и силы. Тем же, кто страдает хроническими болезнями, особенно не следует торопиться с достижением желаемого результата.

Терпение, выносливость и целеустремленность

Как уже говорилось, Тайцзицюань отличается от всех других физических упражнений и систем. Он оказывает прямое воздействие не только на различные органы, но и на дух и мышление. Действительно, овладеть им не так легко. И если вы хотите добиться успешных результатов от ваших занятий, вам следует вооружиться терпением, выносливостью и целеустремленностью.

Целеустремленность особенно важна

Вы должны заниматься каждый день. Вы должны продолжать свои занятия многие месяцы, многие годы и даже всю жизнь. Чем больше будет ваша целеустремленность, тем больших успехов вы достигнете. Если ваши занятия будут постоянно прерываться и начинаться вновь, вы никогда не придете к овладению Тайцзицюань.

Помните, что изучение и овладение Тайцзицюань потребует от вас терпения, выносливости и целеустремленности, но также и сам Тайцзицюань укрепит ваше терпение, вашу выносливость и вашу целеустремленность.

Приведу некоторые свои впечатления и размышления о Тайцзы. Это искусство с разной степенью интенсивности и усердности я осваиваю с 2010 года. До весны 2013 года это все был стиль Чень (и формы на его базе), последнее же время я перешел на стиль Ян , который также осваиваю под руководством Мастера.

Конечно же, это никакой не научный анализ, личные впечатления не во всем согласуются с имеющимися историческими данными и принятыми в традиции "историями". К тому же и культуры разные - русская и китайская , а я, как ни крути, продукт первой. Традиционному китайцу, тем более тайцзишнику, все это покажется, мягко говоря, странным, но - тем не менее. Выношу на ваш суд свое внутреннее видение темы на данный момент времени.

Итак, чем стиль Чень от стиля Ян отличается?

Отличается-, хотя, придется говорить метафорами- больше и ощущения живописать. Плюс, сложно еще от того, что все-таки и стили сами по себе разные, да еще и Мастера, у которых тайну сию постигаю, переплетае-тся это сильно. Но в целом так сказать могу.

Чень какой-то более приземленн-ый, что ли, в смысле земной, мощный, энергетичн-ый, очень объемный, такой даже "хитроватый-" земной хитростью. Ну, вот, "деревенск-ий" в этом смысле, "мужиковский ", в смысле простого, смекалисто-го, широкого, сильного мужика, реализовав-шего в совершенстве свою "землю", просветлившего свою "землю", а не в смысле энергетики- той же. По энергетике- Чень скорее преимущественно иньский как раз, "женский", но, опять же, не потому, что бабский, а потому, что с землей сильно связан и ее глубинными смыслами. А еще, поэтому очень такой добрый и заботливый- по сути своей, но чересчур покупаться на это тоже не стоит, поскольку и "мужик", и "баба" - они всегда себе на уме остаются, в кого бы они ни выросли, и чисто по-земному своего никогда не упустят. Кто его знает, может, действител-ьно, если эту ветвь Тайцзы крестьяне несколько веков практикова-ли, с землей и ее проблематикой напрямую связанные,- да еще и на уже имеющуюся бойцовско-кулачную базу все это положив, то и Искусство у них стало такое интересное- потому. Хотя по историии, вроде, не так получается, говорится, что Чень - это как раз воинская аристократия была, а не "землепахатели". Но я сразу предупредил, что с соответствием "историям" у меня туго.

Ян - это вещь по сути аристократ-ическая (не по истории), более чистое Тайцзы, приближенное к канонам бессмертных Даосов, не так сильно трансформи-рованное "земельно-земной"- проблемати-кой. Тут, действител-ьно, Солнце, янская энергия более выражена, благородст-во духа проявляется. Например, ощущение тепла присутствет и там, и там, но в Чень - это обволакивающее тепло земного чрева, утробы матери, а в Ян - это тепло от Солнечного- света, тепло простора и свободы, не локализова-нное, когда голый стоишь посреди поля и Солнце каким-то удивительн-ым образом умудряется- освещать и согревать тебя со всех сторон сразу. Уровень энергетики- разный. Ну, вот, как есть - аристократ-ия духа. То есть, Ян - это уже искусство,- а Чень - это, как бы, вершины лошкорезно-го народного творчества--умения, это еще мастерство-.

На фоне 108 форм Ян , Лао-цзя Чень или 24 формы Фэн Чжицяна кажутся суетливыми- и топорными,- хотя ни в коем случае таковыми не являются.


(Часть-1. 108 форм тайцзицюань стиля Ян Фу Чжунвэнь)

(Часть-2. 108 форм тайцзицюань стиля Ян выполняет один из выдающихся мастеров Фу Чжунвэнь)

(Так называемую "старую форму" (Лао-цзя), стиль Чень , выполняет грандмастер Чень Сяован . На данном видео форма не целиком.)

(24 формы тайцзицюань стиля Чень выполняет грандмастер Фэн Чжицян)

Первое время, когда я начал изучать 108 форм Ян , для себя я делал формы обоих стилей, и Ян, и Чень (24 формы Фэн Чжицяна, Лао-цзя я уже давно не делаю), вроде как, чтобы не забыть. А потом, чем дальше, тем больше стало это вызывать внутренний- дискомфорт- чисто из-за разности потенциало-в , разности послевкуси-я формы. И Чень я делать перестал.

Было еще интересное- переживани-е по началу, когда еще и половину 108 Ян не знал, после того занятия с Мастером, когда крутые даосы приходили с посвящение-м. Делал я себе помаленьку- форму в Михайловской роще, и, вдруг, такое ощущение возникло живое, что я Ян Ченфу. Такой толстый, лысый, с небесной улыбкой добрый светящийся- шар, перекатыва-юсь себе туда-сюда:) Ну, то есть, как бы его совершенная форма на меня наложилась-, и я, одновремен-но, глазами обоих (себя и его) смотрел и ощущал и т.п. Очень такое доброе переживани-е. И, вот, после всего этого Чень для меня быстрее начал "сворачиват-ься", делать-то я могу, но воодушевления и кайфа того, которого теперь хочется, больше не получаю от этого.

(108 форм тайцзицюань стиля Ян выполняет великий мастер Ян Чэнфу)

Возвращаясь к теме разницы в восприятии стилей. Еще отличие в том, что в Чень растворяеш-ься, погружаешь-ся, сливаешься-, единяешься- и т.п. А, вот, в Ян такого нет, тут, наоборот, какая-то благородно--царственна-я отстраненн-ость после формы накрывает. То есть, другой уровень единства. Ну, типа, как царь - он един с народом, со страной, своей землей, плоть от плоти, кровь от крови, но, при этом, он Солнце своего народа, он Царь, он с ним не сливается в одно целое, не становится- сам народом. Допустим, вот в этой , на мой взгляд, человек описывает ченевские состояния ,- хотя, вроде как, делает 108 форм Ян. Но, с другой стороны, тот человек - женщина, а женщина - она эти состояния и есть.

Опять же, когда я говорю "Ян", я имею в виду конкретно тот Ян, который дает мне Мастер, поэтому, наверняка, тут к моему восприятию стиля примешивае-тся еще и существенн-ая составляющ-ая восприятия самого Мастера, как и должно быть в настоящем Искусстве и при передаче настоящего- Искусства. Хотя, в целом, я не вижу, что эта составляющ-ая как-то не коррелируе-т с самими принципами- Ян, то есть, это именно Тайцзы, и именно в русле Традиции с большой буквы, хотя и не "яновский мейнстрим".

С Ченем, в этом смысле, мне проще сравнить, поскольку я занимался с Ромой , потом к Середняков-у Андрею на семинар ходил (оба по линии Чень Сяована), Лао-цзя делал, потом Андрей (линия Фэн Чжицяна). Разные, вроде, совсем все люди, разные формы даже, а ощущения все равно одни, на таком сравнении нескольких- сами принципы и внутренние- основы стиля легче уловить. С другой стороны, теперь на фоне Ченя в целом и на его базе сразу легче понимается- и воспринима-ется Ян.

Дисциплины: ЛФК, самооборона, цигун, ушу, тайцзицюань, тайцзицюань стиль Ян.

Неоднократный чемпион и призер всероссийских и международных турниров по тайцзицюань (2000, 2001, 2003 гг.).
Занимается тайцзицюань с 1982 года.
Сертификат тайцзицюань семьи Чэнь, квалификация – инструктор по тайцзицюань (линия Чэнь Чжаокуя, Шицзячжуан, Китай, 1998 г.).
Опыт тренерской работы – с 2009 года.
Автор перевода с китайского книги Ма Хуна «Теория и практика тайцзицюань стиля Чэнь».

Практикую боевые искусства более 40 лет, тренирую с 1991. Самбо, дзюдо, каратэ, южношаолиньские стили (ламсон, хунцзя). Последние годы практикую только тайцзицюань семьи Чэнь, учусь непосредственно у прямых носителей стиля Чэнь Юя, Чэнь Шиу. Ежедневно провожу занятия в клубе Цинлун: форма тайцзицюань Чэнь, Туйшоу и боевое применение, Цигун (Даоинь Яншэнгун), нэйгун, формы с оружием. Также практикую иглорефлексотерапию, делаю переводы с китайского, занимаюсь китайской живописью.

Тайцзицюань стиль Ян: 2500 руб. / 60 мин.

ЛФК: 2500 руб. / 60 мин.

Самооборона: 2500 руб. / 60 мин. (Цель любого вида самообороны– эффективность. Без надежной защиты и хорошего удара самооборона не эффективна. Сейчас тайцзицюань очень редко практикуется как разновидность боевого искусства. В основном люди ориентируются на оздоровительные и эстетические аспекты тайцзицюань или на соревновательные практики туйшоу. Тем не менее, тайцзицюань был и, за редким исключением, остается эффективным видом рукопашного боя. На занятиях мы подробно занимаемся темами усилий – цзинь 劲: базовым усилиям и построение на их основе взрывной силы 发劲 фацзинь, короткому усилию 寸劲, встряхивающему усилию 抖劲 доуцзинь и др.; постановке силы удара с помощью специального защитного оборудования; познакомиться с техническим арсеналом ударов стиля Чэнь (удары ладонями, кулаками, пальцами, предплечьями, локтями, корпусом, ногами, коленями, головой); ознакомить с локализацией каждого из типов ударов. )

Цигун: 2500 руб. / 60 мин. (Владею базовыми комплексами лечебного Цигуна (Яншэнгун).
Принцип яншэнгун – ненасильственная помощь организму в его природном стремлении к оздоровлению. Яншэнгун переводится как «практика питания жизни». Яншэнгун строится по принципам китайской медицины, в основе которой лежит учение равновесия между инь и ян. Комплексы яншэнгун направлены на восстановление равновесия в каждом отдельном органе, «питают» его ресурсом, который ему необходим.
Упражнения доступны людям всех возрастов, наша старшая группа – от 25 до 75 лет (!). На моей практике яншэнгун прекрасно зарекомендовал себя как эффективный метод лечения болезней сердца, почек, легких, печени, опорно-двигательного аппарата и т. д. Кроме этого комплексы яншэнгун очень хороши для поддержания хорошего тонуса и работоспособности. Они основаны на координации движений тела, дыхания и концентрации внимания на отдельных акупунктурных точках. Такая практика хорошо развивает внимание и концентрацию в обычной жизни и успокаивающе действует на психику, поэтому, естественным образом продлевает жизнь.
Комплексы яншэнгун широко распространены и пользуются большой популярностью как эффективный метод оздоровления как в Китае, так и во всем мире.
)

Тайцзицюань – традиционное китайское «внутреннее» боевое искусство, буквально «кулак Великого Предела».

История создания тайцзицюань окутана легендами, а точные факты теряются в глубине веков. На сегодняшний день существует несколько версий возникновения этого древнего искусства. По одной из версий, первые формы тайцзицюань создал легендарный даосский монах Чжан Саньфэн на основе наблюдения за поединком журавля и змеи. Произошло это во времена правления династии Сун (960–1279 гг. н. э.) Однако достоверно проследить линию развития и передачи учения от Чжан Саньфэна до наших дней не удается. По другой версии, которая считается официальной, тайцзицюань зародилось в семье Чэнь, проживавшей с XIV века в северокитайской провинции Хэнань. Основателем тайцзицюань является представитель этой семьи воин императорской гвардии Чэнь Вантин (1600–1680). После увольнения из армии он решил систематизировать свои знания о боевых искусствах и в результате создал новое направление, в котором гармонично сочеталось внешнее боевое применение и глубокое внутреннее (философское) содержание. Новое искусство включало в себя философские основы Книги Перемен, теорию Инь и Ян, теорию Пяти Элементов, знания китайской традиционной медицины, систему энергетических каналов, по которым циркулирует энергия Ци в теле человека, а также древние техники управления энергией Ци. Вместе с тем, стиль имел безусловную практическую направленность и боевое применение. В дальнейшем стиль развивался внутри семьи Чэнь и передавался от поколения к поколению. Таким образом, стиль Чэнь считается самым ранним направлением тайцзицюань. Все другие стили и течения, возникшие позднее, являются в той или иной мере видоизменениями стиля Чэнь. Для стиля Чэнь характерно чередование быстрых и медленных движений, выбросы энергии и мягкие переходы. Движения совершаются по спирали аналогично наматыванию шелковой нити.

Стиль Ян

В течение долгого времени искусство тайцзицюань считалось закрытым и развивалось только внутри семьи Чэнь. Первым посторонним человеком, который получил возможность приобщиться к этому стилю, стал выходец и бедной семьи Ян Лучань (1799–1872). Он был принят в семью Чэнь в качестве слуги. В течение трех лет он украдкой наблюдал за занятиями и тайно тренировался сам. Ян Лучань достиг больших успехов в своих занятиях, и в итоге ему разрешили остаться в семье Чэнь уже в качестве ученика и продолжить обучение. Через несколько лет обучения Ян Лучань вернулся в родные края и начал преподавать тайцзицюань. Вскоре у него появилось много учеников в том числе из числа пекинской аристократии. В ходе своей практики Ян Лучань изменил характер движений, сделав их более плавными и растянутыми. Современники называли его искусство «мягкий кулак» и «исчезающий кулак». Ян Лучань участвовал во множестве поединках с лучшими бойцами поднебесной и неизменно выигрывал, получив прозвище «Ян непобедимый». В дальнейшем сыновья Ян Лучана продолжили развитие стиля, который стал называться стилем Ян. Внук Ян Чэнфу доработал систему, создав комплекс тайцзицюань школы Ян «85 форм», характерной особенностью которого стали мягкие позиции и плавные движения. В настоящее время это направление тайцзицюань получило широкое распространение, а разработанный им комплекс стал считаться традиционным.

Стиль У (первый)

Мастер У Юйсян (1812–1880) родился той же местности, что и Ян Лунчан, и с детства мечтал заниматься боевыми искусствами. В зрелом возрасте, уже овладев многими направлениями ушу, У Юйсян узнал о том, что неподалеку живет мастер (Ян Лунчан), который обучает необычному «медленному» стилю. У Юйсян очень заинтересовался этим направлениям и попросился к нему в ученики. Освоив стиль Ян, судьба распорядилась так, что У Юйсян встретился также с мастером из семьи Чэнь и обучился этому стилю тоже. В результате он пришел к созданию собственного стиля, который стал интеграцией стилей Чэнь и Ян, но в то же время заметно отличался от них. Так возникло новое направление – тайцзицюань стиля У. Для этого стиля характерны компактные, медленные, как будто бы «осторожные» движения. Усилие является результатом предельного внутреннего спокойствия и концентрации энергии.

Стиль У (второй)

По иронии судьбы существует еще один стиль тайцзицуань с таким же названием – стиль У. Его основателем считается У Цзяньцюань (1870–1943). Его отец обучался стилю Ян у знаменитого Ян Лунчана, а затем передал это искусство сыну. Сын, У Цзяньцюань , несколько видоизменил движения стиля Ян, убрав сложные элементы и прыжки. Таким образом, У Цзянь Цюань создал собственную школу, названную впоследствии стилем У и признанную со временем самостоятельным направлением тайцзи. Этот стиль характеризуется мягкими движениями с акцентом на перенаправление силы противника. Также его отличительной особенностью являются несколько наклоненные позиции.

Стиль Сунь

Последний из пяти основных стилей тайцзицюань, стиль Сунь, был создан известным мастером боевых искусств Сунь Лутаном (1861–1932). В течении жизни он изучил множество стилей ушу, а также в совершенстве овладел тайцзицюань стиля У Юйсяна. Как и многие другие в ходе своей практики он переработал имеющиеся знания и создал самостоятельный стиль тайцзицюань – стиль Сунь. Характерной особенностью этого стиля являются быстрые перемещения, сочетание «открытого» и «закрытого», движений назад и вперёд, концентрации и выброса сил.

Помимо перечисленных пяти основных стилей тайцзицюань существует множество других направлений, ответвлений и школ. Практически каждый практикующий Мастер за десятилетия занятий, пропуская форму через себя, перерабатывает ее в соответствии со своими ощущениями, знаниями и личным опытом. Это создает обширную палитру стилей и способов исполнения одних и тех же движений. Это не хорошо и не плохо, это просто особенность развития любого общедоступного искусства. И это многообразие не должно пугать новичков. Стилей много, но глубинная суть и цель одна. Тайцзицюань – это целостная система саморазвития и познания своей внутренней природы через физические движения. На сегодняшний день искусство тайцзицюань уже распространилось по всему миру и продолжает набирать популярность не только в сообществе практикующих боевые искусства, но и среди обычных людей. Благодаря доступности, каждый человек может выбрать подходящий для себя стиль и вступить на эту удивительную дорогу изучения себя и мира через тайцзи. Эта дорога может привести к хорошей физической форме, здоровью и спокойствию, что само по себе уже очень ценно и много. Но в то же время, тайцзи – это намного бо льшее. Если пойти дальше, то за каждым новым поворотом будут раскрываться новые грани собственной личности, можно понять общие законы жизни и ее смысл, можно найти способ гармоничной жизни, когда все происходящие события и все окружающее пространство находится в гармонии с внутренним миром человека и Вселенной. На этой дороге не бывает скучно, и она никогда не заканчивается. Единственное очень простое и одновременно самое сложное условие продвижения по ней – это делать новый маленький шаг каждый день, повторяя одно и то же движение снова и снова, тысячи раз, пока оно не станет частью тебя. В этом основа практики вне зависимости от выбранного стиля и направления. По большому счету, название стиля не имеет значения, самое главное – найти хорошего Учителя.

Основные формы тайцзицюань стиля Ян

Ян 24 – это упрощенный вариант формы, разработанный министерством спорта КНР в 1956 году. Этот комплекс состоит из 24 движений. Создание такого комплекса позволило использовать тайцзицюань повсеместно в качестве оздоровительной гимнастики, а также проводить соревнования и разработать критерии оценки уровня спортсменов. Несмотря на то, что данная форма является упрощенной по сравнению с традиционными, в ней сохранены основные принципы тайцзицюань. Именно этот комплекс получил наибольшее распространении не только в Китае, но и во всем мире, благодаря своей доступности. Как правило, начинать занятия тайцзицюань принято с изучения формы Ян 24.

Ян 42 – это форма, которая была разработана Пекинским институтом спорта в 1989 г. специально для проведения соревнований по тайцзицюань. Форма объединяет в себе движения всех основных стилей тайцзицюань (Чэнь, Ян, У, Сунь). Эта форма считается наиболее «спортивной», именно ее исполняют на множестве соревнований по спортивному ушу.

Ян 85 – традиционная («длинная») форма стиля Ян, разработанная Ян Чэнфу (внуком Ян Лунчаня) в начале XX века. Эту форму также иногда называют Ян 88, 103, 108 или 150 в зависимости от способа подсчета движений и количества повторов отдельных движений.

Основные формы тайцзицюань стиля Чэнь

Чэнь 18 – упрощенная форма для начинающих изучение стиля Чэнь. Состоит из 18 движений. Была разработана мастером Чэнь Чжэнлэем (1949-), который принадлежит к 11 поколению мастеров тайцзицюань стиля Чэнь.

Чэнь 56 – «спортивный» вариант формы, разработанный специально для соревнований по тайцзицюань.

Чэнь 83 – традиционная «длинная» форма.

Обучает традиционному шаолиньскому цигун и гимнастике тайцзицюань, которые дают нам возможность изменять внутреннее состояние организма, лечить болезни и добиваться необычных внешних изменений, благодаря движению «ци» в организме.

Тайцзи-цюань, «внутренний» стиль ушу, - это и боевое искусство, и оздоровительная система, и медитативная практика. Благодаря такому сочетанию он очень популярен во всем мире.

В переводе Тайцзи-цюань означает - «кулак великого предела».

Тайцзи Цюань - одно из самых популярных во всем мире китайских "мягких" боевых искусств, по преданию, созданное даосским мастером Чжан Саньфэном более 800 лет назад. Тайцзи Цюань содержит в себе полный набор упражнений для тела и ума, стимулирующие ток крови, освобождающие малоподвижные суставы и увеличивающие внутреннюю энергию тела. Особенностью практики тайцзи является отказ от использования грубой мышечной силы, вместо которой применяется особое внутреннее усилие. Тело и дух сливаются в полном единстве, и движения осуществляются по плавной дуге, как бы нанизываясь одно на другое. Как воинское искусство, Тайцзи Цюань основывается на гибкости, уступчивости, проворстве, восприимчивости и расслабленном состоянии тела и ума.

Воздействие Тайцзи-цюань на здоровье, главным образом, заключается в том, что в процессе регулярных занятий гармонизируется внутренняя Ци (энергия) организма, улучшается проходимость энергетических каналов, а также повышается иммунитет. Согласно представлениям традиционной китайской медицины, любая болезнь есть ни что иное, как дисбаланс Ци в организме. Являясь боевым искусством, Тайцзи-цюань при этом обеспечивает высокую степень физического расслабления, равновесия и душевного покоя. И, что важнее всего, улучшает внутреннюю циркуляцию энергии, способствуя укреплению здоровья и избавлению от многих болезней.

Малоподвижный образ жизни имеет ряд негативных последствий для здоровья человека. Занятия Тайцзи-цюань позволяют полностью решить эту проблему. Плавные гармоничные, красивые движения в сочетании с глубоким правильным дыханием дают великолепный результат. Физическое тело получает необходимую умеренную физическую нагрузку, а сознание - отдых и удовольствие.

Немаловажным преимуществом Тайцзи-цюань является и то, что им вовсе не обязательно заниматься с юных лет. Даже освоив его в достаточно зрелом возрасте, можно практиковать, совершенствуя мастерство до глубокой старости, чего нельзя сказать про «внешние» стили ушу, требующие гибкости и больших физических затрат.

В Тайцзи-цюань особое внимание уделяется работе с энергией - это приводит к появлению внутренней силы (усилия), которая называется цзинь. Данное искусство могут изучать люди всех возрастов, так как специальная подготовка тела типа шпагат, акробатические прыжки и т.п. не требуется. Кроме того, последовательность движений подобрана таким образом, что Ци начинает автоматически циркулировать правильно, даже если вы о ней ничего не знаете.

Тайцзи-цюань в более активной и динамической форме используется как боевое искусство . А специальные тренинги, в которых особое внимание уделяется работе с Ци, приводят к появлению внутренней силы - цзинь, значительно превосходящей физическую.

Основной упор на занятиях делается на оздоровительном эффекте и внутренней работе с энергией и сознанием. Таким образом, практика Тайцзи-цюань изучается не только как боевое искусство, но и как система динамической медитации.

Тайцзи имеет большое значение и как система, направленная на гармоничное развитие и комплексное оздоровление человека.

Помимо здоровья и навыков боя Тайцзи Цюань является еще и прекрасным средством преодоления целого ряда социальных проблем. В тренировочном зале снимается психическое напряжение (результат современного образа жизни, причина агрессии и депрессии), уходит в сторону религиозная нетерпимость (страшные последствия которой - фанатизм и терроризм). Тайцзи Цюань подходит для всех возрастов и часто можно увидеть, как занимаются целые семьи, в результате чего извечная проблема отцов и детей, объединенных общим занятием, теряет свои острые формы. Мы уже не говорим, что Тайцзи Цюань лучший ответ наркотикам и прочим «удовольствиям» предоставленной самой себе молодежи. Пожилые люди, выполняя плавные и красивые движения Тайцзи Цюань, смогут за счет профилактики все увеличивающихся заболеваний значительно сэкономить на лекарствах и сохранить свои пенсии для более приятного времяпрепровождения.

Тайцзи Цюань - это дверь, позволяющая проникнуть в глубины интереснейшей и на самом деле мало еще исследованной китайской культуры, недра которой хранят множество тайн, до сих пор не раскрытых современной наукой.

Тай дзы цюань Стиль Ян - комплекс упражнений, который потребует от вас настойчивости при его изучении, позволит вам сохранить молодость и здоровье долгое время. выученный комплекс при выполнении занимает от 5 минут, нагрузку вы можете регулировать сами. этот красивый танец в то же время и система самообороны.

Тайцзы Стиль Ян. Школа для начинающих