Техникой физических упражнений принято называть. Альтернативный подход в обучении современной технике прыжка в высоту

Техника физических упражнений – способ выполнения двигательного действия, с помощью которых двигательная задача решается наиболее целесообразно с относительно большей эффективностью.

В любом физическом упражнениивыделяют три части : подготовительную, основную (ведущую) и заключительную (завершающую).

Подготовительная фаза предназначена для создания наиболее благоприятных условий выполнения главной задачи действия (например, стартовое положение бегуна на короткие дистанции, замах при метании диска и т.п.).

Основная фаза состоит из движений (или движения), с помощью которых решается главная задача действия (например, стартовый разгон и бег на дистанции, выполнение поворота и финального усилия в метании диска и т.п.).

Заключительная фаза завершает действие (например, пробежка по инерции после финиша, движения для сохранения равновесия и погашения инерции тела после выпуска снаряда в метаниях и т.п.).

В практике физической куьтуры, для конкретизации частей упражнения по их выделяют следующие характеристики и элементы двигательных действий: основы техники, основное звено, детали.

К основе техники относятся главные элементы упражнения, без которых оно не может быть выполнено или будет искажено. Например, "прыжок в длину с разбега": разбег, отталкивание, полет, приземление.

Основное звено (базовое звено) - это наиболее важный элемент основы техники, например: отталкивание в прыжках, беге иди ходьбе; положение руки при броске мяча от плеча сверху.

Детали техники - к ним относят второстепенные элементы не влияющие на конечный результат (в беге - движение рук, кисти, характер выноса ноги и пр.).

Техника упражнений зависит от индивидуальных особенностей спортсмена, таких как антропометрические показатели (рост, вес и др.), от двигательных способностей (уровень развития гибкости, силы, быстроты, выносливости), от психики (особенности восприятия, темперамента и др.) и особенностей обучения (школа движений).

Для сопоставительной характеристики техники упражнений определяют «эталон техники физических упражнений» - т. е. образец техники, принятый к образцу обучению. Как правило, это техника лучших спортсменов, которая служит для данного периода эталоном подражания.

Различают также «стандарт техники физических упражнений» - это образцы техники, которая, как правило, описана в учебниках, и которой учат всех.

«Индивидуальная техника физических упражнений» - это техника проявляющаяся в деталях для данного конкретного спортсмена. Это грамотное использование индивидуальных особенностей спортсменом для более эффективного или удобного выполнения заданного упражнения. Выдающиеся спортсмены часто имеют индивидуальный (неповторимый) стиль выполнения соревновательных упражнений.


Критерии оценки качества техники .

Под педагогическими критериями эффективности техники понимаются признаки, на основе которых преподаватель может определить (оценить) меру соответствия наблюдаемого им способа исполнения двигательного действия и объективно необходимого.

Существует образцовая (эталонная) техника выполнения упражнений. Но практика показывает, что техника всегда индивидуальна, так как отражает особенности физического развития каждого атлета (его антропометрические данные, уровень развития физических качеств).

Технику двигательного действия принято отражать в описательных (визуальных, словесных) и биомеханических характеристиках. Во втором случае возможно посредством соответствующих количественных показателей точно указать, как движения совершаются в пространстве и во времени (кинематические характеристики), а также какие при этом взаимодействуют силы и их величины (динамические характеристики).

Особое значение имеют такие показатели как ритм и темп двигательного действия.

Ритм - обобщенная характеристика техники. В ней отражается не только строго определенная длительность движений и их фаз, но и распределение во времени акцентированных мышечных усилий.

Концентрация же усилий в активных фазах движений с повышением их мощности ведет к увеличению продолжительности пассивных фаз. Такая соразмерность движений придает двигательному действию слаженность, гармоничность, определяет его экономичность и высокую результативность.

Темп - частота или количество движений в единицу времени. Выделяют типичные темпы, максимальный, субмаксимальный, большой и умеренный. Большое значение придаётся и конкретным темпам, к которым можно отнести различные варианты и их сочетания. Нередко темп разбирается в сопоставлении со скоростью. В этом случае, отмечается их родство, проявляющееся в высокой двигательной активности организма. Последнее состоит в том, что при одной и той же скорости темп может быть различным, если отличается длина и амплитуда движения. Особо важную роль темп играет в тех видах упражнений, в которых итоговый показатель оценивается эффективностью каждой из серии движений (бокс, хоккей и прочие).

Качественные характеристики движений. Они представляют собой комплекс частичных признаков в их единстве. Качественные характеристики многообразны, тем не менее некоторые из них можно выделить. Так, понятие «точность движения» включает пространственные, временные и силовые характеристики.

Эффективность движения - спортивная результативность данного варианта технической подготовки

Точность движения - это степень соответствия требованиям двигательной задачи, которая будет выполнена, если движение соответствует ей по всем вышеперечисленным характеристикам.
Экономичность движения - движения, отличающиеся отсутствием или минимумом лишних движений и минимально необходимыми затратами энергии.

Простота упражнения - время, необходимое для обучения данному упражнению.

Энергичность движения - движения, выполняемые с ярко выраженной силой, скоростью, мощностью, благодаря чему преодолеваются значительные сопротивления.
Пластичность движения - движения с постепенно изменяющимся мышечным напряжением, постепенным ускорением или замедлением, с закрепленными траекториями при изменении направления движений. Плавные движения характерны для художественной гимнастики.
Выразительность движения - выражение психического состояния ребенка через выполнение упражнений с эмоциональным отражением замысла: мимики, экспрессии и т.д.
Опираясь на свойства процесса адаптации, можно, как мы теперь видим, целенаправленно подбирать те или иные варианты выполнение упражнений, регулируя их частоту, интенсивность, длительность и качественные характеристики повторений, сознательно формировать новые качественные признаки двигательной функции занимающихся, т.е. программировать и осуществлять её развитие в заданном направлении и с намеченными промежуточными и конечными ориентирами.

а. Способ целесообразного решения двигательной зада­чи.

б. Способ организации движений при выполнении уп­ражнений.

в. Состав и последовательность движений при выпол­нении упражнений.

г. Рациональную организацию двигательных действий.

208. При анализе техники принято выделять основу, веду­щее звено и детали техники. Под ведущим звеном тех­ники понимается ...

а.Набор элементов, характеризующий индивидуальные особенности выполнения целостного двигательного дейст­вия.

б. Состав и последовательность элементов, входящих в двигательное действие.

в. Совокупность элементов, необходимых для решения двигательной задачи.

г. Наиболее важная часть определенного способа реше­ния двигательной задачи.

209.В процессе обучения двигательным действиям исполь­зуются методы целостного или расчлененного упражне­ния. Выбор метода зависит от ...

а.Возможности расчленения двигательного действия.

б. Сложности основы техники.

в. Количества элементов, составляющих двигательное действие.

г. Предпочтения преподавателя.

210. Процесс обучения двигательному действию рекоменду­ется начинать с освоения ...

а.Основы техники.

б. Ведущего звена техники.

в. Подводящих упражнений.

г. Исходного положения.

211.Какая страна является родиной Олимпийских игр?

213. Кто явился инициатором возрождения Олимпийских игр?

214.В каком году создан Международный Олимпийский комитет?

216. Как выглядит Олимпийский флаг?

217. Расположите по порядку цвета Олимпийских колец начиная слева направо, верхний, а затем нижний ряд:

218. Какие три стороны характеризуют физическую культуру, как общественное социальное явление?

219. Какие функции относят к общим функциям физической культуры?

220. Какие факторы обеспечивают здоровье человека?

221. Физкультурно-спортивная деятельность является эффективным средством воспитания волевых качеств человека. Важнейшими из них являются:

222. Что означает в спорте выражение «Фэйр Плэй»?

223. Ценности физической культуры можно условно разграничить на:



225. Какие элементы включает в себя здоровый образ жизни?

226. В настоящее время принято выделять несколько видов здоровья:

227. Для индивидуального развития человека характерны следующие общие закономерности:

228. Темпы роста и развития организма и его окончательные размеры тела преимущественно определяются генетической программой развития. К числу таких генетических факторов относятся:

229. При занятиях физическими упражнениями для максимальной реализации своих возможностей необходимо знать:

230. Выполнение физических упражнений оказывает существенное влияние на:

231. Личная гигиена – это:

232. Для нормальной жизнедеятельности человека необходимо определенное соотношение:

233. Пищевой рацион спортсмена составляется с учетом:

234. В какой группе продуктов больше всего содержится витамина С?

235. Что относится к средствам физического воспитания?

237. Что относится к урочным формам физического воспитания?

238. Из каких частей состоит структура урока физической культуры?

239. Какая из функций спорта направлена на формирование нравственного, эстетического, интеллектуального и трудового воспитания?

240. Какая из функций спорта направлена на развитие международных связей взаимопонимания и культурного сотрудничества народов, упрочения мира на земле?

241. В какой стране, и в каком городе будут проходили зимние Олимпийские игры 2006 года?

242. В какой стране, и в каком городе будут проходить летние Олимпийские игры 2008 года?

243. Ставропольская метательница диска Нина Пономарева-Ромашкова стала первой в истории СССР Олимпийской чемпионкой:

244. В каком городе Ставропольского края находится национальная Олимпийская база?

245. Кто возглавляет в настоящее время Комитет по физической культуре и спорту в Ставропольском крае?

246. Сколько золотых Олимпийских медалей завоевали Ставропольские спортсмены на летних Олимпийских играх в Афинах в 2004 году?

248. Чье имя носит известная во всем мире акробатическая школа в г. Ставрополе?

249. В каком из Ставропольских вузов находится старейший в России факультет физической культуры?

250. Какие из перечисленных видов спорта наиболее успешно культивируются в Ставропольском крае?

251. К какому ведомству относится спортивное общество «Динамо»?

253. Какие из перечисленных физических качеств человека относятся к основным?

254. По признаку исторически сложившихся систем физического воспитания различают:

255. К основным физическим упражнениям, обладающим аэробным оздоровительным потенциалом относятся:

256. Основным средством развития быстроты являются:

257. Основным средством развития силы являются:

258. Эффективным средством развития общей выносливости является:

260. Ведущей организацией всего олимпийского движения является:

261.Международный Олимпийский комитет был создан в …

а. Греции. б. Париже. в. Риме. г. Франции.

262. Право проведения Игр предоставляется …

а. Городу. б . Стране. в. Деревне. г. Республике.

263. 100-летний юбилей Олимпийского движения современности мировое сообщество отмечало в …

Техника физических упражнений

Выполняя какое-либо физическое упражнение, человек решает определенную двигательную задачу. Во многих случаях одна и та же задача может быть решена несколькими способами - речь идет о технике движения.

Под техникой физических упражнений понимают способы выполнения двигательных действий, с помощь которых двигательная задача решается целесообразно с относительно большей эффективностью.

Понятие стандартная техника связано с наиболее современными двигательными действиями, имеющими рациональную основу. Стандартная техника характеризуется определенными параметрами, присущими для большинства исполнителей.

В основе каждого способа выполнения физического упражнения лежит совокупность взаимосвязанных движений. Эти движения, объединенные между собой общей смысловой(целевой) направленностью физического упражнения, называют операциями.

Двигательные действия состоят из отдельных движений. При этом не все движения в них являются одинаково важными. В связи с этим различают основу техники движений, основное(ведущее) звено и детали техники.

Основа техники - это совокупность относительно неизменных и достаточных для решения двигательной задачи движений. К примеру, в прыжках в высоту способом «перешагивание» основой техники будут являться постепенно ускоряющийся разбег с определенным ритмом беговых шагов, отталкивание с одновременным выносом маховой ноги, переходом через планку, приземление.

Основное (ведущее) звено техники - это наиболее важная и решающая часть в технике данного способа выполнения двигательной задачи. Выполнение ведущего звена техники в движениях обычно происходит в сравнительно короткий промежуток времени и требует больших мышечных усилий.

Детали техники представляют собой особенности представления основных элементов техники упражнения. Это второстепенные особенности движения, не нарушающие его основного механизма(основы техники).

Детали техники могут быть различными у разных занимающихся и зависят от индивидуальных особенностей. Правильное использование индивидуальных особенностей каждого занимающегося характеризует его индивидуальную технику. Индивидуализация:

· Типовая индивидуализация . Сохраняются общие черты техники, но имеются особенности, связанные с ростом, весом и т.д.

· Персональная индивидуализация . Связана с авторской техникой

Техника физических упражнений постоянно совершенствуется и обновляется в практике физического воспитания и спорта. Это обусловлено следующим:

ь Возрастающими требованиями к уровню физической подготовленности;

ь Поиском более совершенных способов выполнения движений;

ь Совершенствование методики обучения;

ь Появлением нового спортивного инвентаря, оборудования и другими факторами.

В процессе обучения технике физических упражнений, помимо выше обозначенных, также выделяют ее процессуальные составляющие: подготовительные, основные, заключительные фазы целостного движения. Каждая из этих фаз имеет свое назначение:

1. Функция подготовительной фазы состоит в том, чтобы создать наиболее выгодное условие для проявления необходимых усилий в основной фазе движения;

2. Функция основной фазы состоит в том, чтобы качественно решить двигательную задачу. Для этого важно оптимально использовать движущие силы в соответствующем месте, в нужный момент;

3. Функция заключительной фазы состоит в том, чтобы завершить действие, сохраняя устойчивость тела или занимания выгодное положение для приземления.

Таким образом, техника движения складывается из целого ряда составляющих, образуя тем самым достаточно сложную структуру движения, которую можно определить как органическую взаимосвязь основных характеристик движения в рамках единой целостности.

Критерии эффективности техники физических упражнений

Под критерием эффективности техники понимаются признаки, на основании которых тренер (учитель) может определить меру соответствия наблюдаемого им способа исполнения двигательного действия с объективно необходимым.

Эффективность того или иного критерия обусловлена мерой его соответствия характеру двигательного действия, этапу обучения и уровню подготовленности учеников.

1. Результативность физических упражнений(в том числе и спортивный результат). Применяется чаще всего. Принято считать, что улучшение техники прямо сказывается на повышении результата физического упражнения в целом. Однако в действительности результат упражнения зависит от многих причин, и установить среди них значимость технической подготовленности бывает очень трудно.

2. Соответствие параметрам стандартной техники. Сущность их состоит в том, чтобы сопоставить параметры наблюдаемого действия с параметрами стандартной техники. Для этого предварительно следует определить, насколько стандартная техника отражает типологические особенности обучающихся. Прежде всего необходимо обращать внимание на те параметры, которые являются определяющими в данном двигательном действии.

3. Разница между реальным результатом и возможным. Для вычисления разницы необходимо:

Ш определить наилучший результат, который показывает ученик в этом двигательном действии;

Ш знать, от уровня развития каких физических способностей зависит результат, в данном действии;

Ш путем тестирования выявить у занимающегося эти способности;

Ш вычислить возможный результат при данном развитии способностей;

Ш определить разницу между реальным результатом и возможным.

Если реальный результат окажется выше возможного, значит техника исполнения полностью реализует потенциал физических способностей ученика: если ниже, то нет. В первом случае необходимо подтягивать физические способности, во втором технику.

Исходя из выше сказанного, можно сделать следующий вывод : анализ литературных данных по данной проблеме показал, что при начальном обучении прыгунов в высоту наиболее эффективно использование целостного метода. Таким образом, спортсмен, выполняя целостное соревновательное упражнение, сразу овладевает ритмо-темповой структурой разбега в сочетании с отталкиванием, достижением максимума угловой скорости маха к моменту подхода ноги к вертикальной оси туловища.

Каждое физическое упражнение характеризуется определенными способами выполнения, с помощью которых решаются двигательные задачи и достигается наибольший эффект в обучении, т.е. техникой выполнения.

Техника греч . – «искусстность») физических упражнений – это рациональный способ выполнения двигательных действий с относительно большей эффективностью.

Критерием оценки эффективности техники (способов выполнения) физических упражнений в одних случаях является сама внешняя форма движений (точность выполнения движений) и их координационная сложность (спортивная гимнастика, художественная гимнастика, катание на коньках, прыжки в воду и др..), в других – техника выполнения движений определяется конечной целью: достижения максимального количественно измеряемого результата (легкая атлетика, тяжелая атлетика, гребля, плавание и др.). Технику физических упражнений в спортивных играх и единоборствах оценивают по достижению конечного эффекта в действиях (бросок в баскетболе, удар в боксе и т.п.).

Различают стандартную и индивидуальную технику выполнения физических упражнений.

Стандартная техника – наиболее рациональная основа выполнения двигательного действия, свойственная многим исполнителям.

Индивидуальная техника выполнения физических упражнений позволяет в пределах стандартной техники вносить некоторые изменения соответственно с особенностями телосложения и физической подготовленности занимающихся.Техника физических упражнений изменяется и совершенствуется.

Двигательные действия состоят из отдельных движений. При этом не все движения в нем являются одинаково важными. В связи с этим различают следующие компоненты техники физических упражнений: основа техники движений, основное (ведущее) звено и детали техники (Рис. 9).

Основа техники
Компоненты техники физических упражнений
Техника физических упражнений

Рис. 9. Техника физических упражнений, ее компоненты

Основа техники физических упражнений – это совокупность относительно неизменных, необходимых и достаточных для решения двигательной задачи движений. При этом имеют в виду состав и последовательность движений и элементов, которые входят в физическое упражнение. К примеру, техника прыжка в высоту с разбега состоит из четырех элементов, и, чтобы быть именно таковым, ни один из них выбросить нельзя.

Основное (ведущее ) звено техники физических упражнений – это наиболее важная и решающая часть основы техники данного двигательного действия. Например, для прыжков в длину с разбега основным звеном техники будет одновременное движение толчковой ноги, с выносом маховой ноги и рук вперед-вверх; для метаний – финальное усилие во время броска; при выполнении нападающего удара в волейболе – удар по мячу в высшей точке прыжка.

Детали техники физических упражнений – это второстепенные элементы физического упражнения. Элементы могут изменяться не вызывая нарушений основы техники.Детали техники движений зависят и от индивидуальных особенностей человека (анатомических, физиологических, двигательных).

Например, в беге с максимальной скоростью люди невысокого роста делают большее количество шагов, чем люди высокого роста. При этом время пробегания дистанции у них может быть одинаковым. В прыжках в длину с разбега – разбег может быть больше или меньше, может быть выполнен по-разному, сильно или недостаточно согнутой ногой.

Расхождения в деталях техники движений зависят в основном от индивидуальных особенностей занимающихся, морфофункциональных и внешних условий.

Выделение в технике движений ее основы, основного звена и деталей имеет большое значение для процесса обучения. Когда основа техники несложная двигательное действие можно разучить сразу. Если же основа техники сложная, то двигательное действие разучивают по частям. И здесь процесс обучения начинается с обучения ведущему звену техники.

Движения человека протекают во времени и пространстве, т.е. при выполнении какого-л. упражнения можно проследить определенную последовательность движений – разбег, отталкивание, полет, приземление (фазы физического упражнения). В одних действиях таких фаз можно выделить две (в гребле, в метании мяча – замах и бросок), в других – три (в прыжках в длину с разбега). В подавляющем большинстве ациклических движений выделяют несколько основных фаз (в тройном прыжке с разбега – три отталкивания).

Разные фазы несут разные функции:

- Подготовительная. Задача этой фазы – создать самые выгодные условия для выполнения движений в основной фазе. Например, в прыжках в длину с разбега – разбег.

- Основная. В основной фазе движения направлены на решение главной двигательной задачи. Например, в прыжках в длину с разбега – отталкивание и полет, в гребле – гребок. Основная фаза движения составляет основу техники выполнения упражнения.

- Заключительная. Этафаза характеризуется завершением движения. В некоторых физических упражнениях заключительной фазе придается немаловажное значение (устойчивое приземление при соскоках, при приземлении в прыжках в длину и т.п.).

Все фазы взаимозависимые и каждая предыдущая влияет на выполнение движения последующей.

Частные характеристики техники физических упражнений

К частным характеристикам техники физических упражнений относятся:

Пространственные характеристики движений (положение тела, траектория движения – форма (прямолинейна и криволинейна) и направление траектории, амплитуда;

Временные характеристики движений (темп и длительность);

Пространственно-временные характеристики движений (скорость и ускорение);

Динамические характеристики движений (внутренние и внешние силы);

Ритмические характеристики (комплексная характеристика).

К пространственным характеристикам движений относят положение тела и отдельных его частей.

Движение всегда начинается с какого-то начального относительно неподвижного положения тела (вертикальные – висы, упоры; горизонтальные, наклонные – упоры, лежа). Изменяя положение тела или отдельных его частей, легко можно изменить нагрузку на определенные мышцы, увеличить или уменьшить координационную сложность упражнений (хват сверху заменить хватом снизу). Необходимость выделения положения тела объясняется его большим значением в технике физических упражнений. Различают исходные , промежуточные , конечные положения тела.

Исходное положение – расположение частей тела перед началом упражнения (низкий старт, основная стойка). Такое положение создает наиболее выгодные условия для правильного выполнения упражнения и обеспечения результативности последующих движений.

Эффективность многих физических упражнений зависит не только от исходного положения, предшествующего началу движений, но и от сохранения наиболее выгодной позы тела или каких-л. его частей в процессе выполнения самого движения. Например, удерживание неподвижной позы тела при стрельбе стоя в биатлоне является одной из наиболее важных характеристик техники выполнения упражнения, влияющей непосредственно на результативность стрельбы.

Конечное положение в отдельных физических упражнениях также играет важную роль. К примеру, правильное положение тела при приземлении после соскока со снаряда в спортивной гимнастике или в прыжках на лыжах с трамплина позволяет сохранить устойчивость при приземлении и избежать травмы. Есть виды двигательных действий, в которых конечное положение тела не влияет на результат (например, поза игрока после передачи мяча в футболе). В некоторых видах физических упражнений, связанных с оценкой результатов соревнований на точность и выразительность движений при заданной программе (спортивная гимнастика, фигурное катание на коньках, прыжки в воду и др.), в первую очередь предъявляются требования эстетического характера. Это связано с тем, что техника выполнения упражнения в них приобретает самостоятельную роль, становится предметом оценки спортивных достижений.

Траектория движения – это линия, вдоль которой движется тело или предмет.В траектории движения различают:

Форму (прямолинейная и криволинейная);

Направление(основные, промежуточные, вращательные);

Амплитуду (размах движения).

Прямолинейные движения встречаются преимущественно в тех случаях, когда задача заключается в том, чтобы развить максимальную скорость в какой-л. части тела на коротком отрезке (движение руки в прямых ударах в боксе, в выполнении укола в фехтовании и др.). Обычно человек прямолинейных движений почти никогда не выполняет. Если проследить за движениями отдельных частей тела, то не трудно заметить, что все они описывают дуги, потому что движения в суставах не поступательные, а вращательные. Поэтому в движениях человека преобладают криволинейные траектории.

Направление движения – это изменение положення тела и его частей в пространстве относительно какой-л. плоскости (фронтальной, сагитальной, горизонтальной) или какого-л. внешнего ориентира (собственного тела занимающихся, партнера, спортивного снаряда и др.).

Направления движений бывают основные – вверх-вниз, вперед-назад, направо-налево; промежуточные – в сторону и вверх-вправо, в сторону и вниз-влево; вращательные – вперед и назад, т.е. в сагитальной плоскости (переворот вперед и назад, кувырок назад и т.п.); влево и вправо, т.е. в лицевой плоскости (перевороты в стороны вправо и влево и т.п.); в горизонтальной плоскости (винты в прыжках в воду и т.п.).

Направление движения в технике выполнения физического упражнения играет важную роль в достижении практических спортивных результатов и обеспечении эффективности влияния упражнения на определенные мышечные группы. Даже незначительные отклонения в направлении движения приводят к тому, что такие движения не достигают конечной цели (например, в броске мяча в баскетболе, ударе в боксе, в прыжке в длину с места и т.п.).

Амплитуда (размах движения )– это расстояние, которое преодолевает движущая часть тела или наибольшее отклонение тела и его частей от положения равновесия.

Амплитуда определяется в угловых градусах или линейных мерах, она может определяться и условными обозначениями (полуприседание, полное приседание) или с помощью внешних ориентиров (при наклоне коснуться пола). Амплитуда зависит от строения костей и суставов, эластичности связок, мышц.

Временные характеристики движений: длительность движения и темп .

Длительность движений – это время, в течение которого движение продолжается независимо от пройденного пути.

Длительностью можно регулировать общий объем нагрузки. На выполнение разных упражнений и статических положений затрачивается разное время. Отдельные элементы техники физических упражнений выполняются с разной длительностью (замах в метании выполняется медленнее, чем бросок).

Под темпом понимают количество одинаково повторяющихся движений за единицу времени (темп ходьбы 120–140 шагов за мин). Темп движений отдельных частей тела зависит от их массы. Чем меньше масса тела, тем большую частоту движений можно развить. Наибольшая частота достигается в движениях пальцами руки и кистью (8–10 движений в сек), более медленные движения в локтевом и плечевом суставах и самые медленные движения туловищем (1–2 движения в сек). В циклических видах спорта темп движений во многом зависит от длины нижних конечностей, от техники и уровня развития быстроты.

Необходимо различать «темп» и «скорость», поскольку это разные по содержанию понятия. Например, можно бежать на месте в каком-то темпе (т.е. с определенным количеством движений за единицу времени), но характеризовать эти движения по «скорости» нельзя, так как при этом нет пройденного пути.

Скорость относят к пространственно-временным характеристикам движения . Скорость движений определяется временем перемещения отдельных частей тела или всего тела в пространстве,т.е. отношением длины пути, пройденного за единицу времени.

Движения по скорости могут быть равномерными и неравномерными. Если скорость в течение пути не изменяется, то движения равномерные, а если изменяется, то неравномерные.

Изменение скорости за единицу времени называется ускорением. Неравномерно ускоренные движения или неравномерно замедленные движения называются резкими.

Динамические характеристики движений .

На выполнение физических упражнений влияют внутренние и внешние силы. Любое движение человека это результат приложения дополнительной мышечной силы, мышечной тяги во взаимодействии с другими внутренними и внешними силами.

К внутренним силам относятся пассивные, активные (ими человек может управлять) и реактивные силы двигательного аппарата. Активные – силы тяги мышц; пассивные – эластичные силы мышц, вязкость мышц; реактивные – силы, возникающие при взаимодействии отдельных частей тела в процессе движения с ускорениями.

К внешним силам относятся силы тяжести собственного тела (сила земного притяжения), силы реакции опоры, силы сопротивления внешней среды (воздуха, песка, грунта, воды, партнера в упражнении), сила тяжести снаряда (штанга, ядро, гантели, мяч).

Сила тяжести действует постоянно и всегда направлена вертикально вниз. Она является движущей силой при перемещении тела вниз (при падении и спуске с гор) и тормозящей при перемещении тела вверх.

Сила реакции опоры равна по величине силе, действующей на опору, и направлена в противоположную сторону. Она зависит от веса тела, скорости движения, от степени трения и других причин. Эта сила особенно проявляется при ходьбе на лыжах, катании на коньках и т.п.

Сила сопротивления внешней среды (воды, воздуха и т.п.) в одних случаях положительно, а в других отрицательно сказывается на решении двигательных задач. Например, спортсмены показывают более высокие результаты на высокогорных катках, где воздух имеет меньшую плотность, а результаты в метании снарядов (диска, копья и т.п.), наоборот, снижаются с уменьшением плотности воздуха.

При выполнении физических упражнений стремятся к возможно более полному использованию всех движущих сил при одновременном уменьшении тормозящих сил.

Ритмическая характеристика определяется как соразмерность во времени сильных, акцентированных движений, связанных с активными мышечными усилиями и напряжениями, и слабых, относительно пассивных движений.

Ритм является комплексной характеристикой, отражающей определённое соотношение между отдельными частями, периодами, фазами, элементами какого-л. физического упражнения по усилиям, во времени и пространстве. Ритм движений присущ как повторяющимся (циклическим), так и однократным (ациклическим) двигательным действиям. Обычно ритм определяют путём измерения соотношения длительности каких-л. фаз, которые характерны для данного физического упражнения. Например, ритм в беге на коньках выражается ритмовым коэффициентом, который равен отношению времени отталкивания ко времени свободного скольжения. Для коротких дистанций это отношение равно 3,39, для средних – 0,3, а для длинных – 2,57. Отсюда видно, что бег на короткие дистанции отличается по ритмовому показателю от бега на средние и длинные дистанции. Ритм движений может быть рациональным, правильным, способствующим высокому результату и нерациональным, снижающим результаты.


Главная > Документ

БИЛЕТ 4.

1. Что понимается под техникой физических упражнений и как ее оценивают (основа техники, ведущее звено техники, детали техники) . 2. Как влияют на развитие двигательных способностей занятия подвижными играми? Вопрос 1. Что понимается под техникой физических упражнений и как ее оценивают (основа техники, ведущее звено техники, детали техники)? Под техникой физических упражнений понимают спо-собы выполнения двигательных действий, с помощью которых двигательная задача решается целесообразно с относительно большей эффективностью. Например, при передвижении на лыжах по пересеченной местности равнинные участки преодолеваются попеременным двухшажным ходом, пологие спуски (движение под уклон) - одновременным бесшажным или одношажным ходом, а крутые склоны (подъемы на лыжах в гору) - способами «лесенка» и «елочка». Из данного примера видно, что тех-ника передвижения на лыжах меняется в зависимости от рельефа местности, что приводит к наиболее целесообраз-ному и эффективному прохождению лыжной дистанции.

В любом физическом упражнении (двигательном дейст-вии) выделяют основу, ведущее (главное) звено и детали техники.

Основа техники - это состав и последовательность дви-жений и элементов, входящих в двигательное действие. Например, прыжок в высоту с разбега складывается из че-тырех элементов: разбег - отталкивание - полет (преодо-ление планки) - приземление.

Ведущее (главное) звено техники - это наиболее важный элемент двигательного действия, без которого данное дей-ствие невозможно выполнить. Например, без отталкивания нельзя выполнить прыжок в длину, а без разбега можно.

Детали техники - это отдельные элементы и особенно-сти выполнения целостного двигательного действия, кото-рые во многом зависят и от индивидуальных особенностей человека. Например, в беге с максимальной скоростью лю-ди невысокого роста делают большее количество шагов, чем люди высокого роста. При этом время, за которое они пробегают дистанцию, может быть одинаковым (А.П. Матвеев, 1998). В практике физического воспитания используются сле-дующие критерии оценки эффективности техники физиче-ских упражнений: 1) результативность физического упражнения (в том числе и спортивный результат); 2) разница между реальным результатом и возможным; 3) параметры эталонной техники, когда сопоставляются параметры наблюдаемого действия с параметрами эталон-ной техники. Вопрос 2. Как влияют на развитие двигательных способностей занятия подвижными играми? Подвижные игры обеспечивают всестороннее, ком-плексное развитие физических качеств и совершенствова-ние двигательных умений и навыков, так как в процессе игры они проявляются не изолированно, а в тесном взаи-модействии. В случае же педагогической необходимости с помощью подвижных игр можно избирательно развивать определенные физические качества (подбирая соответст-вующие игры).

Наличие в игре элементов соперничества требует от за-нимающихся значительных физических усилий, что делает ее эффективным методом воспитания физических способ-ностей.

Широкий выбор разнообразных способов достижения цели, импровизационный характер действий в игре спо-собствует формированию у занимающегося самостоятель-ности, инициативы, творчества, целеустремленности и дру-гих ценных личностных качеств.

Соблюдение требований и правил игры в условиях про-тивоборства дает возможность педагогу целенаправленно формировать у занимающихся многие нравственные каче-ства: чувство взаимопомощи и сотрудничества, сознатель-ную дисциплинированность, волю, коллективизм и т.д.

Присущий подвижным играм фактор удовольствия, эмоциональности и привлекательности способствует формированию у занимающихся устойчивого положи-тельного интереса и деятельного мотива к физкультурным занятиям.

БИЛЕТ 5.

1. Расскажите, как влияют регулярные занятия физическими упражнениями на здоровье человека, на развитие органов дыхания и кровообращения. 2. В чем различие между скоростными и силовыми качествами человека, с помощью каких упражнений можно их развить? Вопрос 1. Расскажите, как влияют регулярные занятия физическими упражнениями на здоровье человека, на развитие органов дыхания и кровообращения. Систематические занятия физическими упражнениями оказывают существенное положительное воздействие на здоровье человека. Здоровье - это состояние полного физического, душев-ного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов. Физическое благополучие - это когда все органы челове-ческого тела в порядке, функционируют в пределах нормы и даже могут при необходимости работать со значительным превышением нормы, т.е. обладают резервом. Духовное (душевное или психическое) благополучие пред-полагает преобладание у человека хорошего настроения, его уверенности в своем будущем, положительный настрой на преодоление трудностей и неблагоприятных ситуаций в отличие от упаднического настроения, вызывающего от-рицательные эмоции и даже депрессию.

Социальное благополучие предполагает устойчивое поло-жение человека в обществе, наличие хорошей и хорошо оплачиваемой работы, семьи.

Доказано, что здоровье человека только на 8-10 % за-висит от деятельности учреждений здравоохранения, на 18-22 % - от генетических факторов, на 17-20 % - от со-стояния окружающей среды и на 49-53 % - от условий и образа жизни людей.

Регулярные и правильно дозируемые физические уп-ражнения расширяют функциональные и адаптационные (приспособительные) возможности сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма человека, приво-дят к повышению скорости окислительно-восстановитель-ных процессов, способствуют увеличению общей приспо-собляемости организма к неблагоприятным условиям внешней среды. Так, например, у физически тренирован-ных лиц по сравнению с нетренированными наблюдается лучшая переносимость кислородного голодания.

Под влиянием умеренных физических нагрузок увели-чиваются работоспособность сердца, содержание гемогло-бина и количество эритроцитов в крови, повышается фаго-цитарная (защитная) функция крови.

Американский врач-кардиолог Вильгельм Рааб иссле-довал состояние сердца у физически активных (спортсме-ны, солдаты, рабочие на фермах) и неактивных (студенты, служащие) лиц. Оказалось, что у людей, ведущих малопо-движный образ жизни, уже в 17-35 лет наблюдались при-знаки ослабления деятельности сердца, которое он назвал «сердцем деятельного бездельника». Деятельного, потому что он вершит большие дела, а бездельника, так как при этом не затрачивает больших мышечных усилий.

Сердце нетренированного человека в состоянии покоя за одно сокращение (систолу) выталкивает в аорту 50- 70 мл крови, в минуту при 70-80 сокращениях 3,5-5 л. Си-стематическая физическая тренировка усиливает функцию сердца и доводит систолический объем до 90-110 мл в покое, а при очень больших физических нагрузках до 150 и даже до 200 мл. Частота сердечных сокращений при jtom увеличивается до 200 уд./мин и более, минутный объ-ем кровотока (т.е. количество крови, выбрасываемое серд-цем в минуту) соответственно до 25 л, а иногда и 40 л.

На увеличение минутного объема кровотока оказывает влияние активное сокращение мышц при физической ра-боте и сжатие в них вен (механизм мышечного насоса), что ведет к увеличению оттока венозной крови из мышц ног и усиленному притоку крови к правому желудочку сердца. Усиление кровотока у спортсменов происходит главным образом благодаря увеличению ударного объема крови (количество крови, выбрасываемое сердцем в аорту за одно сокращение), в то время как у нетренированных - пре-имущественно за счет учащения сердцебиения. Из этого следует, что сердечная мышца нетренированных людей ра-ботает менее экономно, скорее устает, быстрее изнашива-ется. Не случайно сердечно-сосудистые заболевания встре-чаются гораздо чаще у тех, кто не занимается физической культурой. Частота сердечных сокращений у нетренированного взрослого человека на 20 % выше, чем у тренированного. В покое у физически неактивных людей ЧСС обычно составляет 72-84 уд./мин, для сердца же тренированного спортсмена в покое характерна брадикардия, т.е. частота сокращений ниже 60 уд./мин, а у высококвалифицирован-ных бегунов, лыжников, пловцов пульс достигает 36- 38 уд./мин. Такой режим работы более «выгоден» для сердца, так как увеличивается время отдыха, во время которого оно получает обогащенную кислородом артериальную кровь (диастола). У физически малоактивных людей сердце совершает за сутки примерно 14000 лишних сокращений и быстрее изнашивается. При легкой нагрузке сердце нетренированного челове-ка увеличивает количество сокращений, а сердце спортс-мена повышает ударный выброс крови, т.е. работает эко-номичнее. При большой физической нагрузке возрастает объем циркулирующей в организме крови в среднем на 1-1,5 л, достигая в целом 5-6 л. Пополнение поступает из кровя-ных «депо» - своеобразных резервных емкостей, находя-щихся главным образом в печени, селезенке и легких. Со-ответственно увеличивается количество циркулирующих красных кровяных телец - эритроцитов, в результате чего возрастает способность крови транспортировать кислород.

Итак, объем циркулирующей крови способен возрас-тать благодаря работе сердца-насоса и транспортных арте-рий с 3-5 до 40 л в минуту. Кровь заполняет мельчайшие сосуды, артериолы и капилляры. Этот мощный поток кро-ви обеспечивает кислородом и энергией возросшие по-требности всего организма и, в первую очередь, мышечной системы. В работающих мышцах число функционирующих капилляров возрастает многократно. Скорость кровотока в работающих мышцах увеличивается в 20 раз, а интенсив-ность обмена веществ с использованием кислорода может возрастать в 100 раз!

В организме человека почти 160 миллиардов капилля-ров, длина их примерно 100 000 км. Когда мышца находит-ся в состоянии покоя, то работает лишь 10 % капилляров. Если она начинает сокращаться и, следовательно, нуждает-ся в большем количестве питательных веществ, поступаю-щих с кровью, в действие вступают резервные капилляры. В результате этого в ткани в единицу времени поступает большее количество крови, а вместе с ней и питательных веществ. Быстрее удаляются из организма и продукты рас-пада, так как во сколько раз увеличивается приток артери-альной крови, во столько возрастает отток венозной.

В процессе физической тренировки кровеносные сосуды становятся более эластичными, артериальное давление дер-жится в пределах нормы. Нередко у пожилых людей, систе-матически занимающихся физкультурой, кровяное давление поддерживается на уровне, свойственном молодым.

Приведенные цифры свидетельствуют о больших анато-мических и функциональных резервах сердечно-сосудистой системы, которые раскрываются только при их систематиче-ской тренировке.

При систематических занятиях физическими упражне-ниями существенно изменяются морфофункциональные характеристики дыхательной системы: развиваются дыха-тельные мышцы, увеличивается жизненная емкость лег-ких, происходит физиологически целесообразное развитие капиллярной сети. Физические нагрузки увеличивают чис-ло альвеол в легких, совершенствуя тем самым дыхатель-ный аппарат и увеличивая его резервы.

Важной характеристикой функционального состояния дыхательного аппарата является жизненная емкость легких (ЖЕЛ) - количество воздуха, которое можно выдохнуть после глубокого вдоха. Эта величина, определяемая с по-мощью спирометра, характеризует силу дыхательных мышц и эластичность легочной ткани. У нетренированных мужчин со средним физическим развитием ЖЕЛ равна 3000-3500 см 3 , у женщин - 2000-2500 см 3 , у мужчин и жен-щин, регулярно занимающихся спортом, соответственно 4500-6000 и 3500-4500 см 3 . Физические упражнения способствуют увеличению ЖЕЛ, расширяют грудную клетку, повышают эластичность межреберных хрящей и подвижность диафрагмы, развива-ют дыхательную мускулатуру и тем самым улучшают газо-обмен между легкими и кровью. Хорошо развитый дыхательный аппарат - надежная га-рантия полноценной жизнедеятельности клеток. Ведь известно, что гибель клеток организма в конечном итоге связана с недостатком в них кислорода. И напротив, много-численными исследованиями установлено, что чем больше способность организма усваивать кислород, тем выше физическая работоспособность человека. Тренированный ап-парат внешнего дыхания (легкие, бронхи, дыхательные мышцы) - это первый этап на пути к улучшению здоровья. В спокойном состоянии в легкие нетренированного че-ловека за 18-24 дыхательных движения в минуту поступает 3-5 л воздуха, из которого в кровь переходит 200-300 мл кислорода. У тренированных людей в покое дыхание менее чистое: 10-16 вдохов в минуту, но более глубокое. Во вре-мя интенсивной мышечной работы, например при быст-ром беге, плавании, количество поступающего в легкие воздуха может увеличиваться в 20 и более раз, достигая 120-200 л/мин. У нетренированных людей максимальная вентиляция легких в аналогичных условиях достигает всего 60-120 л/мин.

У тренированного человека система внешнего дыхания в покое работает более экономно. Из одного и того же объ-ема воздуха, пропущенного через легкие, извлекается боль-шее количество кислорода.

При использовании регулярных физических нагрузок максимальное потребление кислорода повышается в сред-нем на 20-30 %.

В то же время недостаточно развитый аппарат внешне-го дыхания может способствовать развитию болезненных различных нарушений в организме, ибо недостаточное поступление кислорода влечет за собой повышенную утом-ляемость, падение работоспособности, снижение сопро-тивляемости организма и рост риска заболеваний. Такие распространенные болезни, как ишемическая болезнь сердца, гипертония, атеросклероз, нарушение кровообра-щения головного мозга, так или иначе, связаны с недоста-точным поступлением кислорода.

Анализ заболеваемости лиц, занимающихся массово-оздоровительными формами физической культуры, пока-зал, что частота заболеваний дыхательной системы у них значительно ниже, чем у не занимающихся, снижается так-же частота обострении хронических заболеваний (А. Г. Дем-бо, 1980).

Всякое заболевание сопровождается нарушением функ-ций организма, следовательно, возникает необходимость их восстановления. Так вот, физические упражнения способствуют ускорению регенеративных процессов, на-сыщению крови кислородом, пластическими («строительными») материалами, что ускоряет выздоровление.

Вопрос 2. В чем различие между скоростными и силовыми качествами человека, с помощью каких упражнений можно их развить? Скоростные качества (способности) - это комплекс морфофункциональных свойств человека, определяющих быстроту выполнения двигательных действий.

К числу скоростных основных способностей относятся:

скорость простой и сложной двигательных реакций, ско-рость одиночного движения, частота движений (темп).

Скоростные качества в условиях общеобразовательного учреждения можно развивать с помощью следующих уп-ражнений: старт в беге на выстрел или команду бег на ко-роткие дистанции (20-60 м) со старта и с хода, бег под го-ру, бег по ветру, бег с изменением движения или остановка по сигналу, линейные и встречные эстафеты с бегом, по-движные игры «День и ночь», «Вороны и воробьи», «Сал-ки» и др.

Применяемые упражнения должны всегда выполняться с максимально возможной скоростью и темпом, так как меньшие скорости росту быстроты не способствуют.

Продолжительность упражнений, направленных на со-вершенствование скоростных качеств, должна быть такой, чтобы скорость их выполнения к концу повторения не сни-жалась. Оптимальная продолжительность однократной на-грузки равняется 8-10 с, допустимая 20-22 с.

Силовые качества (способности) - это комплекс раз-личных проявлений человека в определенной двигатель-ной деятельности, в основе которых лежит понятие «сила».

Сила - это способность человека преодолевать внеш-нее сопротивление или противостоять ему за счет мышеч-ных усилий (напряжений).

К числу основных силовых качеств (способностей) от-носятся: собственно-силовые, скоростно-силовые, сило-вая выносливость. Силовые качества в условиях общеобразовательного уч-реждения можно развивать с помощью упражнений с внеш-ним отягощением. - со штангой (например, наклоны, повороты, приседа-ния, подскоки со штангой на плечах, жим штанги, лежа на горизонтальной скамейке, тяга штанги к груди в наклоне и др.); - с гантелями (например, одновременное или пооче-редное сгибание и разгибание рук с заведением гантелей за голову, разведение прямых рук в наклоне, наклоны в сторо-ны и др.); - с гирями (например, махи гирей до уровня плеч, тол-чок одной гири, толчок двух гирь, рывок гири одной рукой, приседания и др.); - с набивными мячами весом 1-3 кг (например, броски мячей из различных исходных положений); - с использованием тренажерных устройств и т.д., и упражнений, отягощенных весом собственного тела, например подтягивание в висе на перекладине, сгибание и разгибание рук, в упоре лежа, сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях, поднимание и опускание туловища из положения, лежа на спине, руки за головой, подъем ног в висе на перекладине или гимнастической стенке (до пря-мого угла или на максимальную высоту), а также упражне-ний в самосопротивлении.

БИЛЕТ 6.

1. Что понимается под физической работоспособностью? Влияние занятий физическими упражнениями на ее повышение. 2. Что такое здоровый образ жизни? Вопрос 1. Что понимается под физической работоспособностью? Влияние занятий физическими упражнениями на ее повышение. Под физической работоспособностью понимается способность человека выполнять определенную физическую работу в течение длительного времени без снижения ее ка-чества и производительности. Человек, обладающий высокой работоспособностью, медленнее утомляется и быстрее восстанавливается. В настоящее время единственной, точной мерой работо-способности, а, следовательно, и времени ее восстановле-ния следует считать количество работы, которое может ныть выполнено. Снизилось количество предельной работоспособности, т. е. работы, выполняемой «до отказа», следовательно, снизилась работоспособность. У каждого человека работоспособность различна и за-висит от возраста, состояния здоровья, физической силы, психологического настроения, опыта работы, тренирован-ности и многих других факторов.

В течение суток максимальные подъемы работоспособ-ности отмечаются в 10-12 и 16-19 часов. В вечерние и ноч-ные часы работоспособность понижается, достигая своего минимума к 4 часам утра. Но это положение не абсолютно, существуют индивидуальные различия временного распре-деления работоспособности.

Изменяется работоспособность и в течение недели. В понедельник человек проходит стадию врабатывания, во вторник, среду и четверг имеет устойчивую работоспо-собность, а к пятнице у него развивается утомление.

Физическая работоспособность максимальна в возрасте от 20 до 30 лет, к 50-60 годам она снижается на

30 %, а в сле-дующие десять лет составляет лишь около 60 % юношеской.

Регулярные занятия физическими упражнениями позво-ляют повысить физическую работоспособность. Наиболее эффективны занятия по общефизической подготовке. Ос-новными упражнениями, которые включаются в эти заня-тия, являются упражнения на развитие силы и выносливос-ти. Наилучшим средством развития выносливости являются упражнения, вызывающие максимальную производитель-ность сердечно-сосудистой и дыхательной систем: ходьба, продолжительный бег, бег по пересеченной местности (кросс), езда на велосипеде, плавание, передвижение на лы-жах, бег на коньках и др. Занятие каким-либо из вышеука-занных циклических видов физических упражнений долж-ны продолжаться не менее 15 мин три раза в неделю при ЧСС 60-80 % от максимальной (120-160 уд./мин). Для до-стижения тренировочного эффекта необходимо заниматься, например, ходьбой не менее 40 мин четыре раза в неделю при частоте пульса 60 % и более от максимального показате-ля. По мере повышения уровня физической подготовки ор-ганизм после каждого занятия будет восстанавливаться все быстрее, следовательно, время восстановления может слу-жить мерилом уровня физической подготовки. Если вынос-ливость сердечно-сосудистой и дыхательной систем челове-ка возрастает, частота его сердечных сокращении в состоя-нии покоя уменьшается.

Индивидуальный уровень физической работоспособно-сти можно контролировать с помощью функциональной пробы Руфье-Диксона не реже одного раза в месяц в одно и то же время суток. Данная проба проводится следующим образом. Необхо-димо лечь на спину и побыть в таком положении в течение 5 мин, после чего надо измерить число пульсовых ударов за 15 с и пересчитать на ЧСС в 1 мин (Р1). Затем в течение 45 с надо выполнить 30 приседаний, вновь лечь на спину и измерить ЧСС за первые (Р2) и последние (Р3) 15 с первой минуты восстановления. Работоспособность рассчи-тывается по формуле:

2 -70)+(Р 3 1 )

При значениях от 0 до 2,9 работоспособность считается хорошей; от 3,0 до 6,0 - средней; от 6,0 до 8,0 - удовлетво-рительной; свыше 8,0 - плохой.

Физические упражнения оказывают на работоспособ-ность человека либо непосредственное воздействие сразу же после их исполнения, либо отдаленное, когда результат становится, заметен лишь при продолжительных (в течение нескольких недель или месяцев) занятиях.

Вопрос 2. Что такое здоровый образ жизни? Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это процесс соблюдения человеком определенных норм, правил и ограничений в повседневной жизни, способствующих сохранению здо-ровья, оптимальному приспособлению организма к усло-виям среды, высокому уровню работоспособности в учеб-ной и профессиональной деятельности. Стиль ЗОЖ обусловлен личностно-мотивационными особенностями, возможностями и склонностями человека. Он предполагает активную деятельность по сохранению и укреплению собственного здоровья, в котором можно выделить следующие основные компоненты (В.П. Лукьяненко, 2001): 1) осознанное, целенаправленное применение разнооб-разных форм физкультурной активности; 2) целенаправленное освоение гигиенических навыков и навыков охраны здоровья; 3) использование естественных природных факторов в укреплении здоровья (закаливание) и цивилизованное отношение к природе; 4) активная борьба с вредными привычками и их пол-ное искоренение; 5) деятельность по пропаганде и внедрению ЗОЖ в жизнь каждого человека и общества.

Под индивидуальным стилем ЗОЖ понимают присущий конкретному человеку способ организации жизнедеятель-ности, учитывающий индивидуальные интересы, потреб-ности, возможности и связь с его учебной, профессиональ-ной и бытовой деятельностью.

Ведущим из условий, которые необходимо соблюдать для сохранения и укрепления здоровья, является правиль-но организованная и достаточная по объему и интенсивно-сти двигательная активность. «Самое главное в режиме со-хранения здоровья есть занятия физическими упражнени-ями, а затем уже режим пищи и режим сна», - писал на рубеже первого и второго тысячелетий Абу-Али Ибн Сина (Авиценна) в книге «Канон врачебной науки», в главе «Со-хранение здоровья».

Физическая культура представлена в ЗОЖ в виде еже-дневной утренней гимнастики, регулярных физкультурно-оздоровительных занятий, систематических закалива-ющих процедур, а также других видов двигательной ак-тивности, направленных на сохранение и приумножение здоровья.

Важными слагаемыми ЗОЖ являются рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены, суточного режима, отказ от вредных привычек (алкоголь, наркотики, курение). Сознательное отношение к собственному здоровью должно стать нормой поведения, главной отличительной чертой культурной, цивилизованной личности.