Занятия от заикания в домашних условиях. Дыхание при заикании у детей: особенности

Заикание у детей, как и у взрослых в последнее время вызывает особенное беспокойство. По данным статистики сегодня количество людей с проблемами заикания стремительно растет, причем происходит это в наиболее развитых странах. Как избавиться от заикания? Такой вопрос хоть раз в жизни задавал себе каждый заикающийся человек. И мы расскажем Вам о современных и проверенных временем методиках избавления от этой проблемы.

Медики определяют заикание как нарушение ритма, темпа и плавности устной речи, которое обуславливается судорожным состоянием мышц обслуживающих речевой аппарат. Начало такого расстройства речи обычно приходится на период формирования речевой функции – детство. Заикание у детей в дошкольном возрасте, считается самостоятельной речевой патологией, в отличие от заикания симптоматического или «вторичного», возникающих в результате патологии головного мозга или нервно-психических расстройств.

По статистике заикание у детей наблюдается в 2% случаев и 1,5% – у взрослых. Причем среди них мальчики страдают заиканием в три раза чаще, чем девочки, примерно такой же процент и среди взрослых – среди мужчин эта проблема распространена в несколько раз больше, чем среди женщин. С возрастом многие избавляются от заикания, но немало людей так и остаются один на один с этой проблемой. Бурное распространение этого недуга в последнее время связывают с лавиной электронных средств СМИ, всевозможных видеоигр и прочих новшеств, пагубно влияющих на детскую неокрепшую нервную систему. Впрочем, о причинах и механизмах развития до сих пор спорят выдающиеся специалисты – логопеды, невропатологи, психологи и др. Одно ясно совершенно точно – заикание нужно лечить и никто кроме самого больного не сделает этого лучше. Поэтому научных трудов и методик того, как избавиться от заикания, разработано немало. На Ваш выбор мы предоставляем наиболее эффективные из тех, которые смогут помочь Вам или Вашему ребенку.

Лечение заикания: традиционный метод

Эта методика основана на использовании дыхательных упражнений , дыхательных гимнастик. Наверняка Вы замечали, что во время пения люди не испытывают проблем с речью, у занимающихся вокалом голос естественен и свободен.

Наиболее распространенной является дыхательная программа разработанная специалистом Стрельниковой . Эти упражнения очень похожи на утреннюю гимнастику и считаются наиболее эффективными в борьбе с заиканием, независимо от возраста им страдающего. Они благотворно влияют на всю дыхательную систему, учат дышать глубоко, на всю грудь. Дыхательная гимнастика тренирует диафрагму человека, заставляя ее принимать активное участие в голосообразовании, благодаря чему голосовые связки становятся максимально подвижными. Связки тесно смыкаются во время разговора, делая речь плавной и ритмичной.

Упражнение №1: «Насос»

  • 1. Для начала встаньте прямо, во весь рост.
  • 2. Слегка наклонитесь вперед, округлив спину и опустив вниз голову и руки. Очень важно, чтобы шея во время этого упражнения была максимально расслаблена.
  • 3. Теперь сделайте сильный наклон к полу, как будто Вы накачиваете шину, одновременно быстро и шумно вдохнув на полную грудь через нос.
  • 4. Выпрямляясь, свободно выдохните, как Вам удобно. Однако не распрямляйте спину полностью, вернитесь в положение №2.
  • 5. Теперь снова наклонитесь, быстро и шумно вдохнув. И так далее. Это дыхательное упражнение, а потому напрягать какие-либо мышцы не нужно, делайте его легко, не нагружая поясницу. Повторите упражнение 8 раз.
  • 6. Отдохните несколько секунд, восстановив привычное дыхание, и снова повторите 8 раз.

В идеале это упражнение нужно делать по 8 вдохов в 12 подходов. Однако не торопитесь выполнять норму в первый же день, такая нагрузка резко плохо повлиять на самочувствие. Поэтому в первые несколько дней делайте по 6-8 подходов, постепенно увеличивая их количество до 12 раз.

Упражнение №2: «Повороты»

  • 1. Встаньте прямо, поставив ноги на ширину плеч, а руки положив на пояс. Примите удобное положение.
  • 2. Теперь сделайте поворот головы влево, и быстро и шумно вдохните.
  • 3. Выдыхать нужно на повороте головы в другую сторону. Выдохните, не останавливаясь посередине.
  • 4. Развернув голову вправо, сделайте еще один вдох.
  • 5. Повторите упражнение в обратном порядке и так 8 вдохов. Для начала этого будет достаточно. Постепенно нужно будет увеличивать, доведя повторение упражнения до 32 вдохов, то есть трех подходов по 8 раз с перерывами на несколько секунд.

Дыхательные упражнения необходимо делать дважды на день, ежедневно перед завтраком и после ужина. Уже через 2-3 месяца Вы заметите первые результаты, а со временем дыхание полностью освободится и голос станет естественным. Следует отметить, что любые упражнения тренирующие диафрагму заикающимся людям весьма полезны.

Лечения заикания: медикаментозный метод

Рассказывая о том, как избавиться от заикания, нельзя не рассказать о медикаментозных способах. Однако их использование приемлемо только в особенно тяжелых случаях, когда заикание не просто создает дискомфорт общения, а очень сильно, с запущенной или сильно развитой формой нарушения речи и даже психики. В остальных случаях медикаментозное лечение нежелательно, оно имеет слишком много серьезных побочных действий и, как правило, весьма непродолжительный эффект.

Суть метода заключается в приеме противосудорожных препаратов и транквилизаторов . Наиболее часто назначается такой препарат, как «Фенибут» . Такие препараты влияют на функциональность всего организма, тормозят психику, нарушают концентрацию внимания, процессы обмена веществ, люди принимающие транквилизаторы и противосудорожные лекарства очень быстро набирают лишний вес. Довольно часто у больных отмечается сонливость, головные боли, тошнота, раздражительность, аллергические реакции, и прочие побочные эффекты, умножающиеся при длительном применении препаратов.

Эти лекарства не следует принимать водителям транспортных средств, людям, которые работают на сложном производстве или в других профессиях, связанных с необходимостью повышенной концентрации внимания. Кроме этого их нельзя употреблять долго, однако лечебный эффект, обычно, сохраняется исключительно во время приема, после отмены препаратов заикание возвращается.

Если все же необходимость вспомогательных веществ существует, лучше принимать успокаивающие настои и отвары трав . К примеру, отвар пустырника. Пустырник хорошо помогает при заикании, благодаря свойству успокаивать нервную систему. Но увлекаться такими средствами однозначно не стоит.

Лечение заикания: нетрадиционный метод

Связь между точками на человеческом теле и внутренними органами известна всем. Альтернативная медицина успешно использует точечный массаж в борьбе с заиканием. Это довольно длительное лечение, но несмотря на сложность и продолжительность процесса весьма эффективное. Для полного избавления от заикания Вам понадобиться несколько курсов, каждый из которых содержит 15 ежедневных процедур. Между первым и вторым курсами необходимо делать двухнедельный перерыв, между вторым курсом и третьим интервал должен составлять порядка шести месяцев. Далее можно продолжать сначала, в случае если запинания возобновились ранее наступления следующего курса лечения, к нему разрешено приступить ранее. Занятия нельзя бросать, их необходимо проводить регулярно, потому что точечный лечебный массаж восстанавливает нарушенную нервную регуляцию речи – верный способ того, как избавиться от заикания навсегда.

Лечебные точки расположены по всему телу, но в большей степени на лице и спине, поэтому выполнять массаж самостоятельно самому себе не представляется возможным. Вам понадобится помощник или специалист точечного массажа. Полный курс содержит 17 точек, но приступать нужно постепенно, вовлекая все больше ответственных областей. Для их нахождения воспользуйтесь схемой. В первые двое суток Вам пригодятся только первая и вторая точки. Потом нужно будет добавлять ежедневно по две новых, пока не вовлечете все 17. Напоминаем, что общая продолжительность одного курса составляет 15 дней.

Лечебный массаж:

  • 1. Найдите нужную точку и надавите на нее подушечкой пальца. Верным признаком того, что это получилось у Вас правильно, будет болезненное ощущение у массажируемого. Однако непосредственно во время массажа таких ощущений быть не должно.
  • 2. Массируйте точку круговыми движениями, подушечкой указательного или большого пальца 3-5 минут. Постепенно усиливайте давление на точку, а потом наоборот ослабляйте его. Важно, чтобы в процессе массажа человек был максимально расслаблен.

Положительные результаты Вы можете получить уже после первого же курса. Это зависит от возраста и формы заикания. Однако останавливаться и прекращать лечение не следует. Иначе через некоторый период времени заикание может вернуться.

Лечение заикания: научные гаджеты

На сегодняшний день проблемы дефекта речи с успехом решаются с помощью специально разработанных компьютерных программ , например, таких как «Speech corrector» или «Демосфен 07» . Разные программы решают разные задачи, которые мешают человеку изъясняться плавно и непрерывно. Огромный их плюс в том, что общение с компьютером снимает ощущение неловкости, стеснения, присущие общению с живым человеком. Эти факторы позволяют больному расслабиться, почувствовать уверенность и выработать в себе свойства, которые в большинстве случаев и являются главным тормозом речи.

Воздействие одних программ направлено на синхронизацию речевого и слухового центров человеческого мозга. Заика произносит определенные фразы в микрофон, а программа автоматически на долю секунды задерживает речь. Тренировка заключается в попытке человека подстроиться под моделируемый программой собственный голос. Постепенно речь выравнивается, с каждым разом становясь наиболее плавной и непрерывной. Происходит это благодаря выработке привычки говорить спокойно, осознанию и уверенности в том, что Вы можете изъясняться не заикаясь. По данным разработчиков, такая программа способна уменьшить проблему заикания на 75-80%, а то и вовсе искоренить ее, при условии регулярных занятий.

Есть и другие программы способствующие выработке навыков общения в разнообразных ситуациях. Компьютер провоцирует человека, создает ситуации, с которыми приходится сталкиваться в реальной жизни при общении: недовольство, критика, гнев и так далее. Заике необходимо достойно ответить на брошенный «вызов» в микрофон. Программа в свою очередь даст оценку этому ответу. Если Вы не справились с задачей – пытайтесь снова, пока не получится, а программа подскажет ошибки и моменты, требующие улучшения.

Лечение заикания: авторские методики

Существует масса авторских методик лечения заикания, но большинство из них основано на традиционных уже известных, но несколько доработанных программ. Эффективные же методики, обычно создаются людьми, которым в свое время удалось самостоятельно избавиться от собственного дефекта речи. Свои программы они прорабатывали годами, совершенствуя упражнения, оттачивая приемы, которые помогли непосредственно им самим.

Заикания при речевом общении создают сложности и дискомфорт как для взрослых так и для детей. Однако спасение от этой патологии не только в лечении нервной системы и организма в целом. Немаловажным фактором в проблеме постановки свободной речи при заикании стала и дыхательная гимнастика. Благодаря четко разработанной системе, речевой аппарат начинает функционировать правильно, выравнивается артикуляция и голос. Дыхательные упражнения при заикании имеют наибольший эффект у детей, но перед ее применением обязательно получите консультацию у логопеда.

Дыхательная гимнастика при заикании подразумевает комплексы лечебных упражнений различной сложности в разных положениях тела:

  • Во время активного движения человека (бег, ходьба, прыжки);
  • В состоянии полного покоя (стоя в расслабленной позиции, сидя, в позиции лежа).

Это обусловлено несколькими задачами дыхательной гимнастики:

  • Пробуждение активности мышц в брюшном прессе;
  • Освоение техники диафрагмального дыхания;
  • Сознательная регулировка ритма дыхания;
  • Грамотное соотношение вдохов и выдохов;
  • Правильная расстановка выдохов при речевых отрезках.

Система целенаправленных, профессионально сложенных тренировок позволяет развивать ритм и темп дыхания. Изначально тренировка предполагает дыхательные упражнения, после начнет сопровождаться звуками, звукосочетаниями и вербальными проявлениями. Постепенное повышение уровня сложности заданий приведут к быстрому и полному выздоровлению пациента.

Небрежное отношение к дыхательной гимнастике может привести как минимум к неэффективности процесса. Регулярное выполнение упражнений с постепенными, удлиненными выдохами при заикании у детей – залог формирования свободного дыхания во время разговора. Полноценные выдохи помогают запастись необходимым количеством воздуха на вдохе.

Природа происхождения заикания

Перед тем как приступать к дыхательным упражнениям от заикания, нужно понять отчего возникает дефект. Исследователи и ученые, доктора и профессора сходятся во мнении, что заикание само по себе не является речевым нарушением. Психолог и педагог Р. Е. Левина считает, что скорость устранения дефектов речи зависит от того, насколько серьёзно ребенок относится к дефекту, а также в зависимости от природы возникновения заикания.

Целый ряд советских педагогов, таких как М. Е. Хватцев, М. И. Пайкин и другие считали, что первоочередной причиной появления заикания служит шоковое состояние, травма психологического характера, резкий испуг. Кроме того, специалисты настаивают, что простое спотыкание в речи еще не является заиканием и оно легче поддаётся корректировке.

Стоит выделить основные причины вызывающие патологию:

  • Заикание, как следствие травм, частых болезней, шоковых ситуаций;
  • Возникновение дефекта в случае, когда левшу переучивают в правшу;
  • Последствия пережитого шока, стресса, чрезмерного утомления во время публичных выступлений и подготовки к ним.

Каждый тип заикания вызванный, вышеуказанными причинами поддаётся лечению.

Один из способов решения проблемы – дыхательная гимнастика при заикании.

Методика лечения от А. Н. Стрельниковой

Методов тренировки дыхания на сегодняшний день существует довольно большое количество. Однако наибольший вклад, по мнению специалистов, в решение проблемы сделала Александра Николаевна Стрельникова. Будучи оперной певицей, женщина страдала от приступов удушья. Чтобы избавится от приступов она разработала специальную систему, которая помогла ей справиться с недугом. Вскоре дыхательная гимнастика возымела популярность по всему Советскому Союзу, многие доктора признали эффективность упражнений. Считается, что система Стрельниковой наиболее эффективная работа над дыханием при заикании.

Уникальной дыхательная гимнастика от Стрельниковой считается благодаря нижеследующим особенностям упражнений:

  1. резкие и короткие вдохи носом, необходимые во время сжимания грудной клетки;
  2. все упражнения направлены на активное действие всех частей тела;
  3. усиление внутреннего тканевого дыхания, как следствие, повышение показателей усвоения кислорода организмом.

Данная система направлена не только на лечение заикания – она приходит на помощь больным, страдающих заболеваниями различных систем органов. Как метод лечения, гимнастику следует выполнять дважды в день, в утреннее и вечернее время.

Ниже расскажем о нескольких упражнениях, которые помогут справиться с дефектами речи как у ребенка, так и у взрослого.

Упражнение «Ладошки»

Упражнение включает сжатие ладошек в кулаки. При сжатиях выполняются 8 шумных вдохов носом. После этого нужно сделать паузу в несколько секунд и повторить движения снова. Необходимое количество повторов – 32. Что же касается выдохов, то задерживать их не стоит, они делаются ртом, достаточно пассивно.

Вдыхать носом рекомендуется при слегка сомкнутых губах, а во время выдоха, губы необходимо разжать и выполнить естественный выдох. Обязательно нужно следить за положением плеч – не поднимать. Возможно легкое головокружение во время тренировки. Тем, у кого присутствует такой эффект, советуют выполнять упражнение сидя.

Упражнение «Погончики»

8 активных вдохов без пауз, после передышки в пару секунд – повторить цикл. Необходимое количество повторов – 32. Кулаки не поднимаем выше пояса.

Упражнение «Насос»

8 вдохов делаются циклами 4 раза. Несколько секунд перерыв и снова повтор цикла. Представляем как будто накачиваем шину ручным насосом.

Все три упражнения занимают примерно 10 минут. Вдохи везде должны быть короткими как хлопок.

Усложненный комплекс выполняется после того, как дыхательная гимнастика Стрельниковой при заикании в облегченной форме будет выполняться пациентом без особого затруднения.

Кинезиология как метод борьбы с заиканием

Наука кинезиология занимается изучением развития умственных и физических способностей посредством выполнения определённых упражнений для двигательного аппарата. Считается, что истоки кинезиологии берут начало в Древней Руси и Древней Греции. Многие логопеды советуют обратить внимание при заикании на кинезиологические упражнения, так как положительные результаты практики очевидны:

  • упражнения влияют на развитие активности мозга;
  • трудности в усвоении информации детьми сводятся к минимуму;
  • упражнения способствуют гармоничной работе обоих полушарий мозга.

Грамотный подход к выполнению упражнений ребенком обеспечивает позитивный результат. Непроизвольные зажимы мышц снимаются, непреднамеренные движения сокращаются в разы. Также стоит отметить, что подвижный ребенок лучше обучаем, нежели пассивный в действиях малыш.

Система гимнастики для ребенка, которая способствует устранению заикания, включает в себя несколько направлений:

  • растяжка, которая нормализует мышечные сокращения;
  • дыхательная гимнастика позволяет отладить ритмы организма;
  • упражнения для глаз, направленные на улучшение восприятия.

Малышу будет интересно выполнять большинство заданий, так как многие из них подключают воображение. Таким образом, в растяжке присутствует упражнение «Снеговик», в котором нужно представить себя тающим снеговиком – начиная от головы, заканчивая конечностями. Ребенок должен постепенно расслабляться. «Таить», чтобы в конце концов мягко приземлиться на пол, имитируя лужу воды.

Кинезиологические упражнения предполагает выполнение упражнения «Дерево», которое нужно выполнять на корточках. Малыш прячет голову между коленями, обхватывает их ручками и представляет себя семечком, прорастающим и становящимся прекрасным деревом. Ребенок поднимается на ноги, расправляет все тело и вытягивает руки вверх. Дует ветер, и ребенок имитирует качание веток.

В числе дыхательных упражнений выделяют «Свечу», исходное положение сидящее. Малыш представляет большую свечу и пытается ее задуть коротким выдохом. Затем представляет 5 маленьких свечей, набирает воздух и короткими выдохами задувает все свечи.

Занятия для глаз типичные для любого офтальмологического комплекса. В процессе должны сокращаться мышцы. Взгляд устремляется в даль и в близь, глазное яблоко двигается по часовой стрелке и против, напрягается и расслабляется.

Упражнения будут иметь больший эффект в комплексе с массажем, который выполняется для расслабления организма и настройки на восприятие упражнений.

Как бы ни была важна дыхательная гимнастика при заикании, всегда нужно обращать внимание на психологическое состояние ребенка. Родители и близкие должны максимально правильно подобрать тактику общения с ребенком. Стараться не обидеть чувствительного малыша, но в то же время, не пытаться во всём угождать ему. Дети прекрасно чувствуют чрезмерную жалость и всяческими способами будут отвергать такую заботу. В конце концов, это чревато недоверием со стороны ребёнка, как следствие, невозможностью избавить его от дефектов речевого аппарата.

У заикающихся детей часто бывают проблемы со сверстниками – это еще один психологический фактор, который необходимо учесть. Ребенку нужно донести, что его дефект – не изъян, а особенность. И все, что ему нужно, чтобы завести друзей – это общаться с ребятами и не бояться своего голоса, ведь никто не идеален.

Запас терпения, поддержка ребенка – это то, что необходимо вкладывать в сбалансированную работу с дыханием, помимо физических упражнений для организма. Несколько месяцев потребуется для того, чтобы дыхательные упражнения при заикании, а также кинезиология сделали свое дело. Ожидать моментального результата не стоит, однако, ежедневный труд над проблемой обеспечит полное исцеление ребенка, подарит ему радость и легкость человеческого общения.

Согласно МКБ-10, заикание - это нарушение речи, которое характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков или слогов, или слов; или частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающей её ритмическое течение.

Упражнение 1. Речевой аппарат устанавливается для произнесения звука [А] (расстояние между зубами равно двум пальцам, язык лежит плоско, кончик у нижних передних резцов), но губы в отличие от положения при звуке [А] сомкнуты; гортань должна быть опущена, глотка раскрыта, маленький язычок и небная занавеска подняты.

Проверить опущенное состояние глотки можно следующим образом: положить палец на хрящ гортани (адамово яблоко) и сделать глубокий вдох носом. Если палец ощутит движение хряща вниз, то это значит, что гортань опустилась и приняла нужное для свободного течения звука положение, глотка при этом раскрылась, как она обычно раскрывается при зевке: небная занавеска и маленький язычок поднялись вверх.

Встать прямо, проверить, нет ли мышечного напряжения шеи, головы, рук, всего тела; гортань и речевой аппарат установить в основное положение для свободного течения звука. Сделать вдох через нос и, сохраняя основное положение, послать выдыхаемую на звуке [М] струю так, чтобы ощутить звучание в верхних передних зубах. Звучащая струя воздуха как бы идет от диафрагмы и «ударяется» в верхние передние зубы. Звук должен быть легким и не очень продолжительным. Приложив руку к губам и верхней челюсти, можно ощутить некоторое дрожание-вибрирование. Это значит, что звук идет верно, без препятствий, что он попал в маску, то есть в кости лица, и отражается в ней.

Упражнение 2. Вывести в маску звук [М], который как бы разрывает сомкнутые губы гласным звуком [А]. Нижняя челюсть естественно опускается. Звук должен быть довольно продолжительным; следить за тем, чтобы при разрыве губ не появлялось призвука гнусавости, которая вызывается тем, что небная занавеска не поднимается и не закрывает прохода звука в носовую полость. Сочетание звуков [МА] взять в разных высотах.

Упражнение 3. На одном дыхании вывести сочетание звука [М] с тремя гласными - [А], [О], [У] и [И], [Э], [Ы]. Стараться все звуки произносить на одной высоте и направлять в маску. Следить за отсутствием напряжения, опорой и точной артикуляцией всех звуков.

Протяженность звуков характеризует определенную мелодию, которую принято называть «распевной интонацией», так как это звучание приближается к протяжному певческому. В отличие от «распевной интонации» в тренировке голоса развивается такое звучание, которое называется «речевой интонацией». «Речевая интонация» отличается отсутствием протяженного звучания гласных и приближается к разговорной мелодии.

Упражнение 4. Задача упражнения - добиться правильного посыла звука в маску в речевой и распевной интонациях. На одной высоте нужно постараться произнести сочетание звука [М] с тремя любыми (более верными) гласными, затем новый вдох - и новое сочетание. Последовательность упражнения:

а) вдох носом;

б) на одном вдохе - МА, МО, МУ или НА,

в) вдох носом;

г) на одном выдохе - МИ, МЭ, МЫ или НИ. В процессе упражнения необходимо следить за тем, чтобы не форсировать звук, посылать его в маску, держать опору.

Проделать упражнение в различных высотах.

Упражнение 5. Произносить на одном выдохе следующие согласные: ЖЖЖЖЖЖЖЖ - 3333333333 - НЬНЬНЬНЬНЬНЬ. Эти звуки по своей тембральной окраске тяготеют к различным резонаторам: Ж - ближе грудному звучанию, 3 - середине или «смешанному», среднему резонатору, НЬ - верхнему (головному, лицевому). Произнося подряд все согласные, постарайтесь проверить вибрацию звука во всех резонаторных полостях, прикладывая руку к груди, к лицевым костям (иначе маска). Попробуйте переводить звучание всех согласных в различные резонаторы.

Упражнение 6. На звуке [У] воспроизведите гудок трех теплоходов: большого, среднего и маленького. Последовательность гудков безразлична. Вы должны услышать три различные высоты вашего голоса. Проверьте резонаторы. Хорошо вытягивайте губы вперед при образовании звука [У]. Три услышанные и верно воспроизведенные высоты будут в какой-то степени определять диапазон вашего речевого голоса.

Упражнение 7. Взять воображаемый мяч, определить для себя, какой он величины и начать «играть», ударяя им об пол. При этом считать до десяти, на каждый счет ударяя по мячу, чтобы он «отскакивал» от пола. Затем, также считая до десяти, подбрасывать мяч на каждый счет вверх, потом снова ударять мячом об пол и считать до десяти. Каждый раз считать на одном выдохе. Повторить эту игру несколько раз. Вы услышите, что с изменением полета мяча изменится и высота вашего голоса: мяч внизу - звук голоса ниже, мяч вверху - звук голоса выше. Следить, чтобы звук не был напряженным, не тянуть сильно вверх шею, когда мяч летит вверх.

Упражнение 8. Собака (назовем ее Бобик) убежала, ее надо вернуть домой. Звать будем три раза: один раз с далекого расстояния, затем с более близкого, и, наконец, собака будет около вас. Повторять кличку собаки несколько раз в быстром темпе, кроме последнего (собака около вас). Последовательность упражнения: произнести слово «Бобик» на одном дыхании десять раз (собака далеко) - остановка - произнести слово «Бобик» десять раз (собака подошла ближе) - остановка - повторить кличку несколько раз, но более медленно (собака подошла к вам). В упражнении должна меняться высота звука.

Упражнение 9 . Принцип и задача те же, что и в предыдущем упражнении, но теперь собака бежит на зов без остановки, поэтому повторять ее кличку от высоких нот к низким через средние без остановки на одном дыхании. Произносить кличку столько раз, насколько хватит дыхания.

Упражнение 10. Вспомнив различие высот вашего голоса, которое появилось в предыдущих упражнениях, посчитайте до десяти на одном дыхании в трех различных высотах; после каждого счета до десяти нужно делать остановку, чтобы взять дыхание и услышать следующую высоту.

Упражнение 11. Произнести фразу «Я вам приказываю» с повышением по строчкам, начав с удобной нижней высоты. Всего пройти пять-шесть ступеней, не уходя в крик. Произнести данную фразу, оправдывая ситуацию (оправданием может быть, например, то обстоятельство, что приказ не выполняется).

Упражнение 12. В упражнении участвуют два человека. У первого фраза «Накажу!», у второго «Нет!». Первый произносит свою фразу в повышении по строчкам, второй идет на понижение. Первый приказывает, второй отвечает. Необходимо оправдать диалог предлагаемыми обстоятельствами.

Заикание – нарушение в нормальном произношении слов, повторение слогов, звуков, частое прерывания в речи, неуверенность в себе. Подобный недуг довольно распространенная проблема, берущая начало с древних времен.

Заболеванию были подвержены разные великие люди, но дефект речи не стал для них препятствием.

В зоне риска оказываются чаще всего дети, чем взрослые. Мальчики в 3-4 раза больше подвержены проявлению недуга.

Выделяют некоторые причины, которые могут повлечь возникновение неприятных последствий:

  1. Психологические травмы (сильный испуг, негативная обстановка, стресс, страх выступлений, издевательства);
  2. Особенности умения говорить;
  3. Гипоксия плода, травмы головы;
  4. Копирование говора с людей, подверженных болезни;
  5. Состояние нервной системы из-за инфекций, поразивших головной мозг (менингит, энцефалит).

Факторы, указывающие на появления болезни:

  • диктаторское воспитание в семье, отсутствие ласки и теплоты;
  • плаксивость, раздражительность, плохой сон, аппетит;
  • пониженный иммунитет;
  • генетическая наследственность;
  • тяжелые роды, сложная беременность;
  • резкая смена обстановки (переезд, посещение детского учреждения).

Благоприятный момент в том, что с возрастом речевые дефекты исчезают. Только 3% взрослого населения остаются зависимыми от обстоятельств.

Симптомы заболевания

Заикание подвержено классификации по степени протекания и по клинической форме. По степени заикания выделяют такие типы недуга:

  1. Постоянное – полностью заполняет собой обычную жизнь;
  2. Волнообразное – проявляется временами;
  3. Рецидивирующее – повторное возникновение после полного излечения.

По клинической форме выделяют два типа заболевания, для каждого из них выделяют отдельные симптомы и причину, представленные в таблице:

Характеристики Тип заболевания
Невротическая Неврозоподобная
Причина Психические травмы, ранее изучение второго языка Тяжелая беременность, сложные роды
Характер Функциональный, мозговые функции не нарушены Имеются органические изменения в клетках головного мозга
Признаки Плаксивость, робость, обидчивость, боязнь темноты, впечатлительность Беспокойство, наличие плохого сна, отставание в физическом развитии, плохая координация, возбуждаемость, вспыльчивость
Период проявления 2-6 лет 3-4 года
Симптомы
У детей полное замыкание в себе;

усиливающийся дефект при любом воздействии (стресс, тревоги);

волнообразное протекание;

отказ от общения с новыми людьми;

ребенок боится произносить слова, ожидая проявления дефекта речи

добавляются фразы «а», «э»;

паузы в говоре чаще и длиннее;

судороги в мимике лица и рук;

снижена память,

потеря трудоспособности

У взрослых навязчивое состояние ожидания речевого дефекта при произношении;

чувство неполноценности;

упадок сил, отсутствие настроения;

страх перед разговорами с людьми;

полный отказ от общения

тяжелые судороги во всех отделах речевого аппарата;

при разговоре постоянные ритмичные наклоны головы, покачивание тела, однообразные бессмысленные движения пальцев;

повышена истощаемость и утомляемость в речи

Таким образом, заболевание затрагивает не только детей, но и взрослых. Причем последние страдают от недуга тяжелее. Лечение на ранних стадиях намного легче и эффективнее.

Диагностика

Выявить заикание достаточно сложно. Проводятся специальные тесты на вероятность наличия дефекта речи.

Врач по своему усмотрению может назначить дополнительные лабораторные исследования для выявления определенной формы заболевания:

  1. Общий анализ мочи, крови;
  2. Инструментальная диагностика (магнитно-резонансная томография, электроэнцефалография).

Для полноты картины и правильного диагноза необходима дифференциальная диагностика и специфическое лечение с участием многих специалистов. Следует показаться таким врачам как невропатолог, психолог, иглорефлексолог, психиатр и логопед.

Пройдя врачей можно определить причину, побудившую возникнуть дефекту речи. С помощью общей консультации специалистов находится единственно верный путь решения проблемы.

Образ жизни и режим при болезни

Для достижения положительных результатов в лечении следует выполнять некоторые правила:

  1. Настроить режим дня. Полноценный сон в течение 8-10 часов ночью, дневной отдых – 2-3 часа. Устранение компьютера и других гаджетов в вечернее время. Отказ от новых серий мультфильмов и частичное сокращение периода просмотра;
  2. Правильный рацион. В еду рекомендуется ввести растительные и молочные продукты. Убрать из питания сладости, соленые продукты, жаренные и острые блюда;
  3. Правильное спокойное общение. Разговор должен быть размеренным, неторопливым с верным произношение каждого слова;
  4. Спокойный речевой режим. Следует выбирать книги хорошо знакомые, не настаивать на их пересказе. Чаще гулять в спокойных тихих местах. Играть в малоподвижные игры, не вызывающие возбуждения. Просить, чтобы ребенок комментировал все свои действия.

Образ жизни должен сводить к минимуму возможные нервные потрясения и раздражения нервной системы. Выполнение действий позволит вывести больного из состояния боязни общения.

Как диагностировать и избавиться от заикания рассказывают врачи, смотрите видео:

Лечение заикания у взрослых и детей

Посещение разных врачей поможет выявить причины возникновения логоневроза. Специалисты направят на необходимое лечение, каждый по своему направлению, что в результате даст положительные результаты в динамике развития заболевания:

  • логопед – обучает правильному использованию голоса, дыхания;
  • невропатолог, психиатр – проводят терапию нервной системы, воздействуя медикаментозно;
  • психотерапевт – лечение психотерапией (гипноз, аутотренинг);
  • психолог – способствует раскрепощению в общении с окружающими людьми;
  • иглорефлексолог – проводит манипуляции с иглами, снимая нервное возбуждение, способствует налаживанию кровообращения в головном мозгу.

При постоянном неблагоприятном воздействии в семье, рекомендуется корректировка отношений родителей и ребенка.

Прописываются следующие медикаменты:

  • седативные средства: Новопассит, Дормиплант;
  • транквилизаторы: Диазепам, Глицин, Медазепам, Афобазол;
  • для устранения судорог лица: Мидокалм, Магнерот, Финлепсин;
  • препараты, усиливающие кровообращение в мозгу: Ноотропил, Ноофен, Энцефабол.

Для эффективного лечения существуют различные методики терапии, представленные в таблице.

Название Курс лечения Направленность
Методика Выгодской И.Г., Пеллингер Е.Л., Успенской Л.Г. 36 занятий Создается игровая ситуация, позволяющая сформировать навыки нормальной речи. Проводятся специальные логопедические занятия для выравнивания говора
Методология Смирнова Л.Н. 30 недель Обеспечивает коррекцию дефекта речи, улучшает память, внимание, развивает мелкую моторику рук, способствует расслаблению тонуса мышц
Методика Силивестрова 3-4 месяца, 32-36 занятий Создается ненавязчивая атмосфера, общение сводится к минимуму. После периода покоя деятельность направляется на стимуляцию речи ребенка. Проводятся занятия перехода от тихой к громкой речи. Плавный неспешный говор закрепляется в сложных речевых диалогах, беседах, пересказах
Методика Шкловского В.М. 2,5–3 месяца Выявляется причина заболевания, проводится передел личности человека и его навыков. Больной учится заново правильно ставить речь в ситуациях обычной жизни. Формируется уверенность правильного произношения слов
Методика Арутюнян Л.З. 24 дня, затем 5 курсов по 7 дней за год Устраняются судороги речевого аппарата, убирается страх перед разговором с другими людьми. Необходимо принятие проблемы и настрой на лучший исход
Гипноз Единоразово или периодически «взрослый» метод, для детей категорически запрещен. Некоторые специалисты путем внушения закладывают уверенность в себе. Результат – жизнь без заикания. Есть побочные явления: головные боли, бессонница, снижение памяти

Кроме возможных методик и медикаментов проводятся процедуры плавания с дельфинами, иглорефлексотерапия и электросон.

Также не стоит отсеивать народную медицину, которая может существенно повлиять на благоприятный исход.

Терапия народными средствами

Народная медицина предлагает ароматерапию, рецепты смесей, настоек и отваров, самомассаж.

Ароматерапия снимает нервное возбуждение, нейтрализует страхи. Целесообразно применение масел сосны, бергамота, сандала, базилика, розмарина, розы, полыни, герани или лаванды. Несколько капель маслянистой жидкости капнуть на платок, шарф, подушку и вдыхать до выветривания.

Положительный эффект имеют отвары и настойки:

Лучше всего совместить народную медицину с традиционна медикаментозным воздействием. Комплексная терапия даст положительные результаты в борьбе за здоровую и правильную речь.

Не стоит отказываться от любой возможности излечить ребенка или взрослого человека от заикания.

Вконтакте

Чем больше вы говорите, читаете вслух и поете, тем легче и непринужденней становится ваша речь. Декламируйте прозу, читайте стихи и не забывайте о коротких, но очень действенных пословицах и скороговорках.

У каждого заикающегося довольно слабо развит речевой аппарат, часть мышц недостаточно активна. С помощью артикуляционной гимнастики вы развиваете их до нормы. При этом у каждого заикающегося есть свои особые буквы или буквосочетания, которые для него особенно сложны в произношении. Если вы не знаете какие звуки вызывают у вас затруднение, то запишите свою речь. Прослушав аудиозапись, вы сможете определить свою звуковую проблему. Подбирать скороговорки необходимо именно с этими звуками

Скороговорки на "ТР"

Скороговорки на "КР"

Скороговорки на "ПР"

  • – Расскажи мне про покупку! – Про какую про покупку? – Про такую про покупку, про покупку, про покупку, про покупочку свою.
  • Период полураспада - полпериода распада или не полпериода распада?
  • Простейшее пресечение прекращает преступления.

Скороговорки на "ГР"

Скороговорки на "ЖЗ"

Не забывайте! Главное не скорость, а отсутствие заикания и четкость произношения!

Сначала говорите медленно, с каждым разом ускоряя темп, но только в том случае, если получилось произнести скороговорку правильно.

Почему скороговорки не помогают при заикании

Вот те раз, удивитесь вы, писал в начале статьи одно, а в конце иное. И еще примеры скороговорок выложили…

Да, чтение скороговорок само по себе не избавит вас от заикания. Но не надо слушать советов наподобие этого «бегите от того логопеда, который предлагает вам чтение скороговорок» - почти цитата с одного сайта. Скороговорки важны, как средство развития речевого аппарата и четкости дикции, но они должны идти в комплексе со стихами (на первоначальном этапе), с пением (для тех, кто любит), с прозой (обязательно), артикуляционной гимнастикой и дыхательными упражнениями.

Скороговорки при заикании и не только, помогут вам научиться преодолевать сложные для вас сочетания звуков. Я например всегда жила (ну везло мне так) в доме и/или квартире «тридцать», «тридцать два», «тридцать три». Сочетание ТР - буквально было непроизносимое для меня

Так что узнать у меня адрес: "Девочка, ты потерялась? Где живешь?" Не представлялось возможным. Для шпионов важное качество:)

Главное! Правильно работать со скороговорками при заикании. Объясню еще раз на примере:

На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.

  • 1. Делаем вдох и произносим медленно и четко: На дворе трава, на траве дрова…
  • 2. Воздух закончился, делаем новый вход носом и далее: не руби дрова на траве двора.

И повторяем так изо дня в день несколько скороговорок, которые вы выбрали. Как только в заданном медленном темпе стало все получаться хорошо, чуть ускоряемся и так до тех пор, пока не достигнем безошибочного уровня высокой скорости, на которой говорят скороговорки те, кто не заикается.