Занятия в детском саду по плоскостопию. Игровые упражнения по профилактике плоскостопия у детей дошкольного возраста

Процесс формирования стопы начинается с первых шагов ребёнка. При правильном развитии в строении стопы появляются продольный и поперечный своды, выполняющие амортизирующую функцию при ходьбе. Если же формированию этих сводов что-то помешало, то увеличивается нагрузка на позвоночник, что в свою очередь может привести к нарушению осанки, болями в спине и шейном отделе, артритом, артрозам, остеохондрозу. Чтобы избежать этих недугов, необходимо проводить профилактику плоскостопия самого раннего детства.

Плоскостопие является одним из распространённых заболеваний опорно-двигательного аппарата. Статистика показывает, что в последние годы у современных детей наблюдается тенденция к увеличению количества случаев нарушения опорно-двигательного аппарата, в том числе развития плоскостопия.

Родители, педагоги, медицинский персонал дошкольного образовательного учреждения должны способствовать правильному формированию опорно-двигательного аппарата у детей и обращать внимание на самые незначительные отклонения в его развитии в целом, и стопы в частности. Следует внимательно относиться к жалобам ребёнка на боли при невысоких нагрузках при ходьбе, беге или стоянии. Необходимо помнить, что у детей плоскостопие развивается медленно, и они не особенно жалуются на боли в стопах, поэтому рекомендуется периодически осматривать стопы детей и принимать меры профилактики. В период роста и развития состояния свода стоп неустойчиво и может меняться под воздействием неблагоприятных факторов в худшую сторону, а при правильной организации воспитательно-образовательного процесса в лучшую сторону. Формирование сводов стоп — длительный процесс.

Работа по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата детей должна планироваться ежедневно, в системе, начиная с раннего детства в различных формах физкультурно-оздоровительной деятельности.

Виды плоскостопия:

Различают продольное и поперечное плоскостопие.
Если в какой-то из «арок» происходит спад, вызванный ослаблением мышц, то нагрузка перемещается на другие точки, которые начинают испытывать избыточное давление, это приводит к деформации стопы и к определённому виду плоскостопия.
Поперечное плоскостопие — это когда передний отдел стопы распластан, и это является одной из причин искривления пальцев ноги.
Продольное плоскостопие-это отсутствие внутреннего продольного подъема стопы, из-за этого стопа полностью лежит на внутреннем крае, при этом отклоняясь во внешнюю сторону.

Причины плоскостопия:

1. Раннее вставание и ходьба;
2. Избыточный вес;
3. Генетическая предрасположенность;
4. Травмы стопы;
5. Длительное хождение босиком по полу с твёрдым гладким покрытием;
6. Плохо подобранная обувь;
7. Перенесённые заболевания (рахит, осложнения после полиомиелита);
8. Недостаточная или избыточная физическая нагрузка.

Профилактика плоскостопия:

Успешная профилактика плоскостопия возможна на основе комплексного использования всех средств физического воспитания — гигиенических, природно-оздоровительных факторов и физических упражнений.

Гигиенические факторы- это гигиена обуви и правильный её подбор. Размер и форма обуви должны обеспечивать правильное положение стопы. Обувь должна быть сделана из натуральных материалов, внутри с твёрдым супинатором, поднимающим внутренний край стопы. Подошва должна быть гибкой и иметь каблук (5-10 мм), искусственно поднимающий свод стопы и защищающий пятку от ушибов. Она должна соответствовать форме и размеру стопы, была удобной при носке, не сдавливала стопу, нарушая кровообращение и вызывая потёртости. Длина следа должна быть больше стопы в носочной части, припуск в 10 мм.

Природно-оздоровительные факторы- хождение босиком по естественному грунту (траве, песку, гальке, хвойным иголкам) также способствует профилактике функциональной недостаточности стоп. Нормальное развитие стопы и её сводов обеспечивается правильным физическим воспитанием включением в содержание деятельности по физической культуре специальных упражнений для формирования и укрепления свода стопы. Известно, что без многократного повторения формировать двигательный навык у ребёнка невозможно, но работа, требующая точных движений, быстро утомляет детей. Традиционные упражнения: ходьба на пятках, носках, наружном крае стоп, согнув пальцы и т. д. используемые педагогами для профилактики плоскостопия во время утренней гимнастики, физкультурных занятий или после сна во время закаливающих мероприятий малопривлекательны для ребёнка. Поэтому лучше использовать игровые приёмы, которые позволяют в увлекательной форме способствовать укреплению и повышению тонуса мышц свода стопы.

Основной целью проведения этих игровых упражнений являются:

— соблюдать профилактику плоскостопия;
— проводить закаливание детей;
— подводить детей к сознательному умению быть здоровыми, внимательными;
— учить освобождаться от стрессов, перенапряжения.

Эти упражнения проводятся босиком в комфортной для ребёнка обстановке и не требуют использования специфического оборудования. Их можно использовать, как компонент оздоровительной деятельности, а также в процессе режимных моментов (перед сном, перед прогулкой, приёмом пищи) иди в качестве индивидуальных заданий. Многие игровые упражнений позволяют ребёнку увидеть результаты своей деятельности, что немаловажно для ребёнка дошкольного возраста.

Игровые упражнения, направленные на профилактику плоскостопии у детей дошкольного возраста.

Цель: укрепление и повышение тонуса мышц свода стопы.

Игровое упражнение «Поймай мячик».

Оборудование: крышки от пластиковых бутылок, лист картона с изображением мячиков.
Выполнение: пальцами ног необходимо захватить и удерживать крышку, перемещая её на лист картона с изображением мячиков (поочерёдно левой и правой ногой). Закрыть крышкой мячик.

Игровое упражнение «Сложи фигуру».

Оборудование: крышки от пластиковых бутылок, лист картона с изображением геометрических фигур разного размера и цвета.
Выполнение: сидя или стоя пальцами ног правой и левой ноги необходимо выкладывать на карточку крышки составляя геометрические фигуры.

Игровое упражнение «Новогодняя ёлочка».

Оборудование: контейнеры и мелкие игрушки из «киндер-сюрпризов», лист картона с изображение ёлки.
Выполнение: сомкнутыми ногами необходимо захватить контейнер от киндер-сюрпризов и выложить ёлку, затем пальцами ног украсить ёлочку мелкими игрушками.

Игровое упражнение «Башенка».

Оборудование: кубики.
Выполнение: сомкнутыми ногами необходимо удерживать кубик и выстроить башенку.

Игровое упражнение «Солнышко» (коллективное).

Оборудование: пуговицы разного размера.
Выполнение: пальцами ног дети выкладывают из пуговиц солнышко.

Игровое упражнение «Соберём урожай».

Оборудование: грецкие, лесные орехи, грибочки.
Выполнение: пальцами ног собрать «урожай» в ведёрке.

Игровое упражнение «Уберём игрушки»

Оборудование: мелкие игрушки из «киндер-сюрпризов»
Выполнение: пальцами ног собрать игрушки в определённое место.

Игровое упражнение «Рисуем подарок другу».

Оборудование: листы бумаги, фломастеры.
Выполнение: пальцами ног нарисовать рисунок другу.

Игровое упражнение «Сварим суп из макарон».

Оборудование: обруч, поролоновые палочки.
Выполнение: дети по команде педагога перекладывают пальцами ног поролоновые палочки (макароны) из обруча в заданное место.

Игровое упражнение «Снежки».

Оборудование: по несколько бумажных салфеток на каждого ребёнка, обруч.
Выполнение: по сигналу педагога дети сминают салфетку пальцами ног (делают снежки) и бегут, держа салфетку пальцами ног стараясь не уронить его до обруча. Кто больше сделает снежков.

Игровое упражнение «Эстафета с палочкой».

Оборудование: палочки дл. 20 см
Выполнение: дети делятся на 2 команды, встают в одну линию близко друг к другу. Первые дети берут палочку пальцами ног и передают её следующему участнику, стараясь не опускать её на пол. Побеждает та команда, которая быстрее передаст палочку, не уронив её на пол.

Здоровьесберегающая технология «Профилактика плоскостопия у дошкольников», возможности применения на физкультурных занятиях, игровые упражнения для детей 3-7 лет, картотека упражнений для профилактики плоскостопия у дошкольников



Актуальность проблемы

В настоящее время проблема профилактики и коррекции отклонений в состоянии здоровья детей дошкольного возраста приобрела особую актуальность. Это обусловлено разнообразием детских заболеваний.


Одним из распространенных заболеваний нашего времени является плоскостопие.
Плоскостопие – это деформация стопы, вызванная уменьшением высоты свода.
В дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, ее формирование еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений.
Стопа является опорой и фундаментом тела. Нарушение этого фундамента обязательно отражается на формировании подрастающего организма. Изменение формы стопы не только вызывает снижение ее функциональных возможностей, но и что особенно важно изменяет положение таза, позвоночника – это отрицательно влияет на осанку и общее состояние ребенка. Недостаточное развитие мышц и связок стоп не благоприятно сказывается на развитии многих движений, у детей приводит к снижению двигательной активности и может стать серьезным препятствием в занятиях многими видами спорта. Таким образом, укрепление опорно — двигательного аппарата и в частности стопы имеет большое значение.

Профилактика плоскостопия на занятиях физкультурой в ДОО

Цель:
Способствовать формированию у детей привычки бережного отношения собственному здоровью
Задачи:
Закрепление опорно – двигательного аппарата специальными движениями.

Для профилактики детского плоскостопия в водной части занятия используется корректирующая ходьба на носках, пятках, наружных сторонах стоп, ходьба по массажным дорожкам. В основной части физкультурного занятия для повышения эффективности профилактики плоскостопия в комплексы общеразвивающих упражнений включаются специальные упражнения, сопровождающиеся небольшими стишками.

Игровые упражнения для профилактики плоскостопия у дошкольников

«Качели»

На качелях, на качелях
Прямо в небо полетели
Вверх-вниз, вверх-вниз
Ты покрепче держись!

И.п. – сидя на краю скамейки, прямые ноги вытянуты вперед, пятки стоят на полу. 1 – потянуть носки на себя («вверх»); 2 – потянуть носки к полу («вниз»).

«Хлопки»

Оборудование: гимнастическая скамейка
(включается в комплекс общеразвивающих упражнений на скамейке)

Раньше хлопали ладошки
А теперь хлопают ножки

И.п. – сидя на краю скамейки, прямые ноги вытянуты вперед, пятки стоят на полу. стопы держим вместе. 1- носки развести в стороны, пятки вместе; 2 – носки вместе, соединить вместе суставы больших пальцев («похлопали»).

«Балет»

Оборудование: гимнастическая скамейка

Пляшут ножки как в балете
Это могут наши дети
Ножки выставлять
На пальчиках стоять

И.п. – сидя на скамейке спина прямая упор руками на скамейку с боков, прямые ноги вытянуты вперед. 1-2 – подтянуть к себе ноги, удерживать стопы в вертикальном положении опираясь на пальцы ног. 3-4 – вернуться в исходное положение, носки потянуть на себя.

«Паучок»

Оборудование: обруч, гимнастическая палка, или шест.

Ползет паучок по дорожке,
Быстро переставляет ножки

переступать по обручу (гимнастической палке, канату) приставным шагом правым и левым боком, пятка ставится на пол, пальцы стоп обхватывают обруч (гимнастическую палку, шест).

«Веселый ёжик»

Оборудование: малый мяч, шарик.

Ёжик бегал по дорожке
Мы массировали ножки
И.п. стоя, руки на поясе, прокатывать мяч стопой от носка к пятке сначала правой ногой, затем левой.

«Художник»

Оборудование: не требуется

Мы сегодня рисовать
Будем только ножками
Ножки станут выполнять
Замысел художника

И.п. стоя, руки на поясе, дети пальцами одной ноги «рисуют» на полу фигуры: кружок, квадрат, змейку и т.п., то же другой ногой.

«Улитка»

Оборудование: не требуется

Как шла улитка по дорожке
Нам показать помогут ножки

«Раки»

Оборудование: не требуется

Как раки пятятся назад
Нам не трудно показать

И.п. – стоя, руки на поясе, вся ступня стоит на полу. Поднять пальцы ног над полом, затем подогнуть пальцы ног, упираясь ими в пол, отталкиваться подогнутыми пальцами ног и двигаться назад.

«Палочки»

Оборудование: деревянные палочки (1 на двоих)

Мы стоим, не унываем
Друг-другу палочки катаем

И.п. – стоя, руки на поясе. Прокатывание палочки друг другу правой ногой. То же левой ногой.

«Каток»

Оборудование: гимнастическая палка

Вот какой у нас каток
Для строительства дорог
Чтоб разглаживать морщины
Лучше не найти машины

И.п. стоя, руки на поясе, одна нога стоит на гимнастической палке, палка по середине стопы: прокатывать палку вперед-назад, то же другой ногой

«Пяточки»

Оборудование: не требуется

Мы не нежимся в кроватке
Вместе разминаем пятки

И.п. стоя, руки на поясе, или держась за руки лицом друг к другу, встать на пятки, носки направить к себе, опуститься на всю стопу.

«Гусеница»

Оборудование: не требуется

Гусеница, гусеница
В шубке золотистой,
Отправляйся, гусеница,
Под листок тенистый.
В. Лунин

И.п. – стоя, руки на поясе, вся ступня стоит на полу. Поднять пальцы ног над полом, затем подогнуть пальцы ног, упираясь ими в пол, и таким образом подтянуть ступню вперед. Продолжать движение вперед одновременно двумя ступнями.

«Барабанщик»

Оборудование: гимнастическая скамейка

У меня есть барабан,
Он гремит как ураган!
Но когда его дарили,
Бить потише попросили.
А зачем его иметь,
Если просят не шуметь?!
Н. Хилтон

И.п. сидя на гимнастической скамейке, ноги на полу, параллельно друг другу, пальцы поджаты, отбивать пальцами ног предложенный ритм одновременно двумя ногами или поочередно.

«Окно»

Оборудование: гимнастическая скамейка

Я в открытое окно
Посмотрю на улицу
Но закрою я окно
Если небо хмурится

И.п. сидя на гимнастической скамейке, ноги стоят вместе в упоре на носки, 1-2 - удерживая ноги вместе развести икры «окно раскрыто», вернуться в и.п. «окно закрыто»

«Мельница»

Мелют зёрна жернова
Утром спозаранку
Будет пышный каравай,
Вкусные баранки.

Оборудование: не требуется

И.п. сидя, ноги вытянуты вперед, упор на пятки: 1-2 положить ступни на пол влево, 3-4 вернуться в и.п., положить ступни на пол вправо (можно выполнять в разные стороны)

«Маляр»

Красить комнату пора,
Пригласили маляра.
Но не с кистью и ведром
Наш маляр приходит в дом

Оборудование: не требуется

И.п. лежа на спине, проводить одной стопой по другой

«Кораблик»

Я кораблик смастерил,
По воде его пустил.
Ты плыви, кораблик мой,
А потом вернись домой!
Р. Бикметова

Оборудование: гимнастическая скамейка

И.п. сидя на гимнастической скамейке, соединить ступни, упор на носки

Использование нестандартного оборудования для профилактики плоскостопия

Оборудование для профилактики плоскостопия своими руками. Фото1



Совсем не трудно сделать оборудование для профилактики плоскостопия своими руками. Немного фантазии и «Удав» с нашитыми пуговицами и бусинами не только учит детей равновесию и ходьбе змейкой, но отлично массирует стопы.

Оборудование для профилактики плоскостопия своими руками. Фото2



Змейка - нашитая на коврик хозяйственная веревка диаметром 1 см, выглядит вполне эстетично, хорошо, что такие веревки продаются разных цветов.
А эти волшебные «Следы» позволяют осуществить контрастный массаж.

Оборудование для профилактики плоскостопия своими руками. Фото3


«Квадраты» создают разные тактильные ощущения на квадраты можно нашить любой подручный материал: палочки, веревочки, старую мозаику, корпусы от использованных ручек, поролоновые губки и все, все, все, на что можно наступить ногой без вреда для здоровья.

Картотека упражнений для профилактики плоскостопия у дошкольников



«Каток» картотека упражнений для профилактики плоскостопия



«Пяточки» картотека упражнений для профилактики плоскостопия



«Гусеница» картотека упражнений для профилактики плоскостопия



«Барабанщик» картотека упражнений для профилактики плоскостопия



«Окно» картотека упражнений для профилактики плоскостопия



«Мельница» картотека упражнений для профилактики плоскостопия



«Маляр» картотека упражнений для профилактики плоскостопия



«Серп» картотека упражнений для профилактики плоскостопия



«Кораблик» картотека упражнений для профилактики плоскостопия



«Сборщик» картотека упражнений для профилактики плоскостопия



«Разбойник» картотека упражнений для профилактики плоскостопия


Консультация для родителей

Скажите «Нет!» плоскостопию

«Плоскостопие – это не страшно, от него не умирают» — так порой мотивируют игнорирование симптомов этого заболевания люди, которым «не до этого». Однако, когда боли в спине, головные боли, боли в тазобедренном и коленных суставах становятся невыносимыми, лечить плоскостопие часто уже поздно: это заболевание остается с пациентом на всю жизнь. Поэтому всегда лучше не допустить его развития, тем более что предупреждение плоскостопия не займет у вас и вашей семьи ни времени, ни денег.
Для профилактики этого нарушения важно уделять внимание воспитанию правильной походки (прямая постановка стоп при ходьбе, носки не разведены в стороны). Если ваша работа связана с длительным стоянием на одном месте, трижды-четырежды в день следует отдыхать по тридцать-сорок секунд, поставив стопы параллельно и становясь на их наружные края. Также для предупреждения плоскостопия полезны теплые водные ванны в конце рабочего дня. Потом можно проводить массаж стоп при плоскостопии и склонности к оному – это облегчает боли в ногах, восстанавливает кровообращение и является в целом замечательным способом профилактики и лечения данного заболевания.
Особенное внимание при массаже следует уделять подошве стопы, также плавными сильными движениями – поглаживаниями, растираниями, разминаниями, поколачиваниями – нужно массировать голени с передней и внутренней стороны. Десять минут такого массажа после теплой ванны ежедневно или хотя бы через день – и плоскостопие и боли в ногах не дадут о себе знать до глубокой старости.
Также к способам профилактики плоскостопия относится лечебная гимнастика, некоторые упражнения из цикла которой можно производить в течение отдыха. Среди них – ходьба босиком по неровным поверхностям естественного происхождения (песок, галька, земля), ходьба на цыпочках и на пятках, живые игры (баскетбол, волейбол и пр.), очень полезно ходить босиком по росе (если у вас есть такая возможность – например, на отдыхе в деревне).
Правильно подобранная обувь – залог сохранения максимально правильной формы стопы и обеспечения выполнения ею рессорных функций в полную силу. Правильный выбор обуви, которая должна лежать по ноге, не быть слишком узкой или тесной, на каблуке 3-4 см, — тоже залог сохранения здоровья ног и ступней. В частности, ортопедические стельки или супинаторы – это не только метод лечения плоскостопия, но и замечательный способ его избежать.
Плоскостопие в некоторых случаях является следствием перенесенных заболеваний опорно-двигательного аппарата или травм ступней. В случае если вы находитесь в группе риска по этому заболеванию, следует обратить особенное внимание на упражнения по предотвращению развития этого заболевания.

Список используемой литературы:

И.А. Фомина « Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду» Москва, «Просвещение» 1984 г.
С.С. Волкова «Как воспитать здорового ребенка Киев, «Радянська школа» 1981 г
Л.Ф. Островская «Пусть ребенок растет здоровым!» Москва, «Просвещение» 1979 г.
Ю.Ф. Луури «Физическое воспитание детей дошкольного возраста» Москва, «Просвещение» 1991 г.
А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста» Москва, «Просвещение» 1978 г.
О.Н. Моргунова « Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ» Воронеж 2007 г
Э.Я. Степаненкова «Физическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет. изд. Мозаика-Синтез Москва 2008 г.
М.Д. Маханева «Воспитание здорового ребенка» Издательство Аркти Москва, 1997 г.
Т.А. Тарасова «Контроль физического состояния детей дошкольного возраста» Творческий центр. Москва 2005 г.

Мастер класс для родителей!

Конспект составила и провела инструктор по ФИЗО: Воеводская.В.И.

Конспект занятия по физкультуре «На необитаемом острове».

Для профилактики нарушения плоскостопия для детей 4- 5 лет.

Цель - закрепить игровые упражнения для укрепления стопы в игровой форме;

продолжать развивать крупную и мелкую мускулатуру ног; выполнять движения под музыку.

Учить входить в воображаемую ситуацию, работать в команде.

Использование здоровьесберегающих технологий: дыхательная гимнастика, босохождение, рефлексия

Оборудование: массажные мячи «ёжики», кубики разных цветов, игрушки от киндер - сюрпризов, карандаши, крышки от пластиковых бутылок, 2 корзины, конусы, кегли, мячи средних размеров, платочки, 2 таза,

Ход занятия

1 часть: Инструктор: - Ребята, вы любите попутешествовать? (Да)

А вы бывали ли когда-нибудь на необитаемом острове? (Ответы детей)

Как туда можно попасть? (ответы детей)

А вам хотелось побывать там? (Ответы детей)

Чтобы нам сегодня попасть на необитаемый остров нужно подготовить свои ножки к трудному путешествию: сделать массаж стопы (массажные мячи «ежики», пройтись по дорожке «Здоровья» (массажная дорожка). Трек 1 (Музыка Barcod - Dooh)

Ходьба в колене друг за другом, на носках,(«великаны»), в колонне, («кабанчики»)на пятках, («лошадки») с высоким подниманием колен, в колонне.

Бег в колонне друг за другом, по узкой дорожке (1,5 мин), ходьба, упражнения на дыхание: « Радуга, обними меня». (3-4р)

2 часть: Ребята, мы с вами попали на необитаемый остров. Трек 2 (Песня из к/ф «Красная Шапочка Необитаемый остров”)

Звучит Музыка моря Трек 3.

Инструктор физо: - Что, мы должны сделать на необитаемом острове? (Сделать себе хижину).

1. Инструктор: - Пришла пора построить себе хижину.

«Строители». Каждому ребенку выдаются по 4 кубика одного цвета. Кто быстрее всех построит хижину («башни» кубик на кубик) ногами, зажимая кубики стопами - побеждает. . Трек 5 (Весёлая музыка)

2. Инструктор: - Пока мы строили себе дом, на нашем месте скопилось много отходов строительного материала. Надо убрать их в одно место.

«Уборка». На ковёр рассыпаются игрушки от киндер - сюрпризов, карандаши, пробки от пластиковых бутылок. Чья команда больше всех соберёт «мусора» в свою корзину, зажимая их пальцами ног - побеждает. Трек 6 (Песня «Чунга - чанга»)

4. Инструктор: - Ребята, пока мы носили строительный материал, строили дом, собирали кокосы, наша одежда стала грязной. Вам необходимо её выстирать.

«Стирка». Перенести по одному платочку, зажав пальцами каждой ноги, пройтись до тазика на пятках и сбросить в него эти платочки. Кто вперёд перенесёт платочки. Трек 9 (Песня «Большая стирка»)

Воспитатель: - Ребята, как же выбраться с необитаемого острова? (Ответы детей) У нас есть шанс попасть домой к маме, к папе. Нам нужно произнести волшебные слова «Крибли, крабле, бумс» мы попадем в детский сад.

3 часть:Ритмика: « У жирафа»- построение детей врассыпную.

Рефлексия: Дети рассказывают где были, зачем делали упражнения для стопы.

Инструктор по физо: Чтобы были здоровые ножки надо делать массаж стопы, упражнения, пить витамины.

(Каждому участнику даётся одна витаминка «РЕВИТ» - «жизнь»).

Полезные упражнения при плоскостопии

Профилактике плоскостопия у детей следует уделять большое внимание ввиду распространения заболевания среди малышей. Уже в детском саду воспитатели предлагают детям ряд комплексных упражнений, игр и занятий, направленных на профилактику болезни ног. Детский возраст более податлив к корректировке стоп, патологию проще предупредить, чем лечить во взрослом возрасте. Какие упражнения для профилактики плоскостопия будут эффективны детям и взрослым, расскажет статья.

Основы профилактики

Существует ряд правил проведения профилактики плоскостопия у детей и взрослых:

  • Ходьба босиком. Ортопеды рекомендуют как можно больше ходить по траве, камням, земле, полу дома;
  • Выполнять комплекс упражнений для профилактики плоскостопия ежедневно, несколько раз в день. Идеальным вариантом будет совместное занятие детей и родителей в утренние и вечерние часы;
  • Совмещать упражнения стоит с массажем ног. Родители могут делать самостоятельно массажный комплекс, либо обратиться к профессионалу;
  • Приобретать малышу только правильную обувь. Она не обязательно должна быть ортопедической. Специализированную стоит носить только при подозрении на развивающееся плоскостопие. Она должна быть удобной, с мягкой толстой подошвой. С подросткового возраста обязательное присутствие в ней супинатора. Высота каблука не должна превышать 4 см. Во время ходьбы и в спокойно положение обувь должна крепко удерживать ногу, но не давить и не натирать ее. Обращать стоит внимание на подошву, стельку. На них должен присутствовать бугорок;
  • Ортопеды советуют всем следить за осанкой. Это позволит предупредить патологию позвоночника, опорно-двигательного аппарата;
  • Взрослым необходимо ежедневно давать ногам отдых. Достаточно через каждые 3-4 часа позволять им расслабляться.

Соблюдение простых правил обеспечит предупреждение плоскостопия у детей и взрослых.

Внимание!

Особую роль играет профилактика плоскостопия для дошкольников. Возраст от 3 до 6 лет – самый податливый для коррекции стопы. В этот период начинает активно развиваться опорно-двигательный аппарат.

Профилактика плоскостопия у дошкольников

Современные детские сады имеют множество преимуществ в реализации профилактики плоскостопия для детей 2-3 лет, малышей старшего дошкольного возраста. Существует много методик, игр, занятий с детьми, помогающих предупредить недуг:

  • Выполнение упражнений для профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста. Они начинают утро с зарядки, в обеденное время приходят на занятия по физкультуре;
  • Во многих детских садах сегодня имеются бассейны. Детям достаточно 1-2 занятия в неделю;
  • Детские сады оснащены специальными приспособлениями для предупреждения плоскостопия у детей. Это массажные ортопедические коврики, мячи;
  • ЛФК (лечебная физкультура) – неотъемлемая часть в предупреждении болезни ног. Она стимулирует активность стопы.

Проводить профилактику плоскостопия дошкольника могут не только воспитатели в детском саду, но и взрослые самостоятельно в домашних условиях. Необходимо выполнять простые правила, помогающие предотвратить патологию у ребенка. Ортопеды советуют родителям:

  • Обратить внимание на обувь, которую носит ребенок 2-5 лет. Она должна крепко держать стопу, иметь выступ в районе свода, быть удобной и подходить по размеру;

Обратите внимание!

Многие родители предпочитают брать обувь на размер больше для малышей, так как детская нога растет быстро. Делать этого не стоит. Это повышает риск деформации стопы, так как нога находится несколько часов в неправильном положении.

  • Хорошим правилом будет выполнение ежедневных или еженедельных закаливаний (они должны проводится по согласию малыша, для детей 3-5 лет идеально подходит ходьба босиком по ортопедическому ковру);
  • Дети должны больше бывать на свежем воздухе, летом ходить босиком, после ванны использовать контрастный душ.

Нагрузка на ноги детей должна соответствовать возрастным особенностям развития: росту, весу, массе тела.

Комплекс упражнений для детей

Выполнять упражнения дети могут совместно с родителями. Они не представляют большой сложности для взрослого. Гимнастика для профилактики плоскостопия – ключевой момент в предупреждении заболевания. Выполнять движения следует под контролем взрослого.

Упражнения для детей 2-3 лет

  • Набрать в тазик теплой воды, не превышающий 38 градусов и не ниже 36, можно добавить морскую соль. В таз опустить камни, лучше, если они будут различные по размеру. Ребенок должен опустить ноги в емкость с водой, поиграть с камнями. Перебирать их пальцами, перемещать с одного места в другой, после походить минут 5 по ним самостоятельно, без помощи взрослого;
  • Ходьба босиком с чередованием движений: поднятие на носки, опускание на пятки. Можно попрыгать на носочках, сменять деятельность ходьбой на пятках. Такие простые движения стимулируют мышцы, позволяют укреплять ступни малыша;
  • Положить под ноги малыша маленький мячик с шипами. Он самостоятельно, без помощи взрослого, катает его от пятки к носку и в обратном направлении.

Каждое упражнение ребенку 2-3 лет следует выполнять не более 5 раз. Проводить комплекс упражнений рекомендуется в утренние часы, когда ноги ребенка не устали.

Комплекс упражнений для детей 4-7 лет

Для детей данного возраста приемлемо выполнение игровых упражнений:

  • Игра «Захвати мяч». Проводиться в положении сидя, на стуле. На пол ставится мяч небольшого диаметра, который можно захватить ногами. При помощи ступни ребенок должен, не вставая со стула, обхватить мяч, приподнять ноги до уровня колен, пронести с помощью ног мяч влево, потом вправо, положить на место. Выполнять 3- 5 раз;
  • Игра «Составь фигуру». Можно использовать яйца из киндеров-сюрпризов, карандаши, либо другие предметы, которые можно ухватить пальцами ног. Исходное положение сидя. Ребенок старается с помощью представленных ему предметов сложить определенную фигуру, перетаскивая их только пальцами ног;
  • «Построй башню». В положении сидя с помощью стоп поставить кубики друг на друга для получения большой башни. Чем выше будет башня, тем лучше.

Детям более старшего возраста (от 7 лет), можно предложить следующий комплекс упражнений:

  • В положении стоя, ноги прямо, параллельно друг другу, взять в руки палку, вытянуть ее вперед, нагнуться вниз, чтобы предмет коснулся пола (нельзя во время выполнения задания подниматься на носки, при правильном выполнении должно чувствоваться напряжение в голени и стопе);
  • Лечь на пол, ноги прямо, взять любой предмет пальцами ног, поднять его вверх, опустить обратно на пол (лучше всего подходят предметы: небольшое одеяло, карандаш, гимнастическая палка);
  • Выполнить чередующуюся ходьбу на носках, на пятках, перекаты, на внешней стороне стопы.

Проводить каждое упражнение стоит не более 5-7 раз в зависимости от возраста ребенка.

Комплекс упражнений для взрослого

Упражнения укрепляют мышцы голени, выравнивают осанку, укрепляют подошву. Выполнять их может любой взрослый после консультации специалиста. Все комплексы можно разделить по основному исходному положению.

В положении сидя на стуле:

  • Производить стопами круговые движения влево, вправо;
  • Не сгибая колени, не приподнимаясь от стула, натянуть носки к себе, от себя;
  • Работа с пальцами ног: сгибание, разгибание;
  • Поставить ноги на пол, разводить носки в стороны, не отрывая пяток;
  • С помощью пальцев поиграть с воображаемым песком, сгребать и пересыпать;
  • Захват пальцами ног различных предметов, передвижение их перед собой;
  • Катать подошвой предмет с выпуклыми шипами, иглами и т.д.

Во время ходьбы:

В положении стоя:

  • Простоять 40 секунд на внешней стороне подошвы, опустить ноги на пол;
  • Приподняться на носочки, пятки;
  • Перекаты с носки на пятку;
  • Наклоны вперед, ноги прямые, вместе, достать рукой до пола, не отрывая стопы;
  • Приседания, не отрывая пятки от пола.

Для профилактики плоскостопия следует выполнять комплекс ежедневно 2 раза утром и вечером. Каждое движение – 10 раз. Если во время движений ощущается сильная боль, следует проконсультироваться со специалистом.

Упражнения в профилактике плоскостопия играют важную роль. Они помогают укрепить стопу, мышцы, голеностопный сустав, предупреждают развитие патологических процессов.

«Учитесь с нами»
Открытое занятие по профилактике плоскостопия для воспитателей

Возраст детей: 5-7 лет

Цель: развитие координации движений во время ходьбы по дорожкам здоровья; совершенствование навыка правильной осанки в различных И.п. при выполнении упражнений; укрепление мышц стопы и голени при захватывании, поднимании и удерживании пальцами ног мелких предметов; воспитание сознательного отношения к своему здоровью.

Оборудование: дорожки здоровья; канат; закаливающая дорожка со следами; платочки; стульчики; клубки ниток; газета; баночки из под витаминов; деревянные косточки; следы с различным покрытием; корзинки; голубая ткань.

Время проведения: 25-30 минут

Место проведения: музыкальный зал

Ход занятия
1.Вводная часть: Загадка:
На людей похожи
Любят корчить рожи (Обезьянки)
Мы ни девочки, ни мальчики,
Все сейчас мы обезьяночки.
Обезьянки, не зевайте!
Вместе с нами повторяйте

2.Ходьба (по кругу)
-Дети идут по кругу, выполняя различные виды ходьбы с разными И.п. рук. Воспитатель сопровождает каждое упражнение стихами, что способствует повышению интереса и активности детей и, следовательно, более качественному выполнению упражнений.

Мы походим на носочках, ходьба на носках, руки к плечам
А потом на пятках, ходьба на пятках, руки за спину
Мы проверили осанку расправить плечи
И свели лопатки свести лопатки
Мы походим на носочках ходьба на носках, руки к плечам
А потом на пятках ходьба на пятках, руки за спину
Мы идём как все ребята, обычная ходьба
И как мишка косолапый. ходьба на внешнем своде стопы

3.Гимнастика для стоп (И.п.-стоя на месте)
а)Рано утром на полянке
Так резвятся обезьянки: прыжки
Левой ножкой: топ, топ! притопывание левой ногой
Правой ножкой: топ, топ! притопывание правой ногой
Руки вверх, вверх, вверх! стойка на носочках, руки вверх
Кто поднимет выше всех?
Руки вниз - наклонись наклон туловища вперёд
Руки на пол положи, упор руками об пол
А теперь на четвереньках ходьба на четвереньках
Погуляем хорошенько.

Б)Лучшие качели - гибкие лианы перекаты с пятки на носок, руки к плечам
Это с колыбели знают обезьяны
Кто весь день качается - да, да, да, хлопки в ладоши
Тот не огорчается никогда! прыжки

4.Ходьба:
а) по массажным дорожкам
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки: раз, два, раз, два,
Здесь высокая трава,
Не зевай! ходьба, с высоким подниманием коленей,
Ноги выше поднимай. руки в стороны

Б) по канату
По дорожке мы прошли
К речке подошли
По канату мы пройдём ходьба боком приставным шагом, руки на поясе
И, конечно, же не упадём

В) по следам («по кочкам»)
Вот болото на пути
Только как же нам пройти?
По болоту мы пойдём ходьба след в след
Много кочек в нём.

5.Упражнение для стоп ног
а) «Обезьянки» играют платочком - И.п - стоя, поочерёдно то левой, то правой ногой.
Шли мы, шли
И к платочкам подошли
Пальчиками его возьми захват пальцами ног
Подними и опусти поднять, удержать

Б) «Обезьянки» катаются на роликовых коньках - И.п.-сидя на стульчиках, катать баночки из под витаминов с сильным нажимом от носка к пятке.
Мчусь вперёд, как пуля я
Во все стороны земля.
И мелькают огоньки,
Это роликовые коньки

В) «Обезьянки» читают газету - И.п. - сидя на стульчиках, пальчиками ног рвать газету на части.
Наши ноженьки устали
Мы на роликах катались
А теперь мы отдохнём,
И газеточку прочтём

Г) «Обезьянки» играют клубком - И.п - сидя на полу, руки в упоре сзади, захват ступнями ног, приподнять вверх и опустить.
Яркие, красивые, круглые, игривые
Покатились, покатились
Прямо к ножкам прикатились.

Д) «Обезьянки» собирают орешки -И.п - стоя, пальцами ног захватить, приподнять и положить орешек в корзинку. Упражнение выполняется под музыку.

6.Игра «Мартышки»
Мы весёлые мартышки, «Пружинка» - руки согнуты в локтях, ладони развёрнуты
Мы играем громко слишком. вперёд, пальцы раздвинуты
Мы в ладоши хлопаем, Выполняют движения по тексту стихотворения
Мы ногами топаем,
Надуваем щёчки,
Скачем на носочках
И друг другу даже
Язычки покажем.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесём к виску,
Оттопырим ушки,
Хвостик на макушке.
Шире рот откроем,
Гримасы всем построим.
Как скажу я цифру «три»,-
Все с гримасами замри!
Раз. два, три!

7. Заключительная часть
Мы старались, занимались,
Занимались, закалялись.
Пусть наши ножки будут крепкими!
Пусть наши ножки будут сильными!
Мы будем все здоровыми,
Весёлыми, спортивными!