Конкурсы и олимпиады по сольфеджио. Тестовые задания для олимпиады по сольфеджио

Положение

IV Всероссийская Олимпиада по сольфеджио и музыкальной литературе

в рамках международного форума искусств "Петербургская весна "

Ролссия, Санкт-Петербург,

Олимпиадный день: 23 марта (последняя пятница перед школьными каникулами)

Адрес проведения:

Центр Внешкольной работы Центрального района. ул. Правды, д.8, (м. Владимирская)

ПОЛОЖЕНИЕ

По проведению Всероссийской олимпиады по сольфеджио и музыкальной литературе

Общие положения

Олимпиада проводится для учащихся детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств, центров детского творчества и всех желающих по образовательным программам: «Сольфеджио» (пятилетний и семилетний сроки обучения), «Музыкальная литература» (четырехлетний срок обучения). Олимпиада включена в программу Международного форума-конкурса искусств «Петербургская весна»

Поддержка в проведении олимпиады:

  • Некоммерческая организация "Санкт-Петербургский фонд развития культуры и искусства";
  • Институт музыки, театра и хореографии РГПУ им. А.И. Герцена;
  • ГБУ ДО Центр Внешкольной Работы Центрального района Санкт-Петербурга.
  • Информационная поддержка в России и СНГ - газета «Музыкальный Клондайк»

Цели и задачи:

  • повышение интереса учащихся к музыкально-теоретическим предметам;
  • совершенствование качества обучения учащихся по предметам музыкаль-но-теоретического цикла;
  • выявление способных и одаренных учащихся;
  • повышение профессионально-педагогического мастерства преподавателей.

Сроки и место проведения:

Центр Внешкольной работы Центрального района Санкт-Петербурга, ул. Правды, 8. (м. Владимирская)

Объявлены следующие номинации:

  • Номинация I - «Сольфеджио»;
  • Номинация II - «Музыкальная литература».

Возможно участие как в двух, так и в одной номинации.

Номинация I «Сольфеджио» проводится для учащихся 4-7 (7-летний срок обучения) и 2-5 (5-тилетний срок обучения) клас-сов.

Конкурсные группы:

  • I группа - 4/2 классы,
  • II группа - 5/3 классы,
  • III группа - 6/4 классы,
  • IV группа - 7/5 классы.

Номинация II «Музыкальная литература» - проводится для учащихся 4-7 (7-летний срок обучения) и 2-5 (5-тилетний срок обучения) клас-сов.

Конкурсные группы:

  • I группа - 4/2 классы, первый год обучения по предмету,
  • II группа - 5/3 классы, второй год обучения по предмету,
  • III группа - 6/4 классы, третий год обучения по предмету,
  • IV группа - 7/5 классы, четвертый год обучения по предмету.

Программа требований по номинациям:

Уровень сложности всех заданий соответствует требованиям программных стандартов по сольфеджио и музыкальной литературе для учреждений дополнительного образования культуры.

Методические вопросы по заданиям олимпиады можно задать методисту олимпиады после регистрации заявки.

Номинация I «Сольфеджио»:

I группа - 4 класс (7-летний срок обучения), 2 класс (5-летний срок обучения)

Конкурсное задание включает:

  1. Диктант (может содержать эскизы, «подсказки»). Исполняется 8 раз. Объем - 8 тактов. Тональности - мажорные до 3-х знаков, минорные до 2-х знаков.
  2. Слуховой анализ (звукоряды, интервалы, аккорды). Исполняется всего десять элемен-тов; 2 проигрывания.
  3. Теоретические задания (построить от звука аккорды, интервалы, определить тактовый размер).

II группа - 5 класс (7-летний срок обучения), 3 класс (5-летний срок обучения)

  1. Диктант. Исполняется 8 раз. Объем - 8 тактов. Тональности - мажорные до 4-х знаков, минорные до 3-х знаков.
  2. Слуховой анализ: звукоряды, интервалы, аккорды от звука; гармоническая последова-тельность (5-6 аккордов) в одной тональности, 2 проигрывания.
  3. Теоретические задания (построить последовательность аккордов в одной тональности - 8 аккордов, сгруппировать длительности и расставить таковые черты, исправить ошибки в записи и обозначении аккордов, интервалов и их обращений, вписать недостающий звук, чтобы получил-ся данный аккорд и т. д.).

III группа - 6 класс (7-летний срок обучения), 4 класс (5-летний срок обучения)

  1. Диктант. Тональности мажорные до 5 знаков, минорные до 4-х знаков. Исполняется 8 раз.
  2. Слуховой анализ: звукоряды, интервалы, аккорды от звука; определить и записать сме-шанную гармоническую последовательность (8 элементов) в одной тональности, 2 проигрывания.
  3. Теоретические задания (найти и отметить в предложенных музыкальных примерах движение мелодии по звукам аккордов, построить аккорды в указанной тональности, соедините стрелочками интервалы и их разрешение).

IV группа - 7 класс (7-летний срок обучения), 5 класс (5-летний срок обучения)

  1. Диктант. Исполняется 8 раз. Тональности мажорные до 6-и знаков, минорные до 5-и знаков.
  2. Слуховой анализ (звукоряды, интервалы, аккорды от произвольно выбранного звука). Записать и построить гармоническую последовательность в тональности (10 аккордов), 2 проиг-рывания.
  3. Теоретические задания (определить и подписать аккорды, лады, разрешить интервалы).

Номинация II «Музыкальная литература»:

В номинации принимают участие учащиеся 1, 2, 3, 4 годов обучения по предмету «Музыкальная литература».

Конкурсное задание включает тест с теоретическими вопросами (10 вопросов) и виктори-ну (10 фрагментов) с аудио- и видеофрагментами музыкальных произведений в соответствии с программой курса.

I группа - 1 год обучения (4/2 классы)

  • Теоретические вопросы: выразительные средства музыки, музыкальные инструменты, ор-кестры симфонический и народных инструментов, танцевальные жанры, программная музыка.
  • Викторина: Э. Григ: сюита «Пер Гюнт» (Сюита № 1 и песня Сольвейг из Сюиты № 2); М. Глинка: опера «Руслан и Людмила» (Марш Черномора, Рондо Фарлафа); П. Чайковский: балет «Щелкунчик» (Марш, Вальс цветов, Танец Феи Драже, Танец Пастушков, Па-де-де - Адажио), «Времена года» («Подснежник», Бар-карола, «На тройке»), «Детский альбом» («Игра в лошадки», «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы», «Неаполитанская песенка», Вальс, «Баба-Яга», «Песня жаворонка»); М. Мусоргский: «Картинки с выставки» («Балет невылупившихся птенцов», «Гном», «Избушка на курьих ножках (Баба-Яга)», «Прогулка»); Л. Боккерини: Менуэт; М. Огинский: Полонез; Д. Верди: Марш из оперы «Аида»; К. Сен-Санс: сюита «Карнавал животных» («Персонажи с длинными ушами», «Аквариум», «Королевский марш льва», «Лебедь»).

II группа - второй год обучения (5/3 классы)

  • Теоретические вопросы: творчество зарубежных композиторов - И. С. Баха, Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шуберта.
  • Викторина: И. С. Бах: Двухголосные инвенции (C-dur , F-dur, h-moll), Прелюдия и фуга c-moll из ХТК - I том, «Французская сюита» c-moll (Allemande, Sarabande, Air, Menuet, Gigue), Токката и фуга d-moll; Й. Гайдн: Симфония № 103 (I часть), Соната для фортепиано e-moll; В. А. Моцарт: Симфония № 40 (полно-стью), Соната для фортепиано A-dur (полностью), опера «Свадьба Фигаро» (Увертюра, каватина Фигаро, ария Фигаро, ария Керубино из I действия «Сердце волнует», ария Барбарины); Л. Бетховен: Симфония № 5 (полностью), Соната для фортепиано № 8 с-moll «Патетическая» (полностью), Увертюра «Эгмонт»; Ф. Шу-берт: Симфония № 8 (I часть), Фортепианная музыка (Экспромт Es-dur, Музыкальный момент f-moll, Вальс h-moll), Песни («Маргарита за прялкой», «Лесной царь», «Форель», «Серенада»); Ф. Шопен: Мазурки (кото-рые характеризуются в учебнике), Вальс № 7 cis-moll, Полонез A-dur, Прелюдии (A-dur, e-moll,) Ноктюрн f-moll, Этюд № 12 c-moll ор. 10.

III группа - третий год обучения (6/4 классы)

  • Теоретические вопросы: жизнь и творчество композиторов М. И. Глинки, А. С. Дарго-мыжского, А. П. Бородина, М. П. Мусоргского, основные сведения о деятельности «Могучей куч-ки».
  • Викторина: М. Глинка: опера «Иван Сусанин» (фрагменты, которые характеризуются в учебнике), «Камаринская», «Вальс-фантазия», романсы и песни («Я помню чудное мгновение», «Жаворонок», «Попут-ная песня»), увертюра к опере «Руслан и Людмила», «Арагонская хота»; А. Даргомыжский: опера «Русалка» (фрагменты, которые характеризуются в учебнике), романсы и песни («Мне минуло шестнадцать лет», «Мне грустно», «Старый капрал», «Червяк», «Титулярный советник», «И скучно, и грустно»); М. Мусоргский: опера «Борис Годунов» (фрагменты, которые характеризуются в учебнике), фортепианная сюита «Картинки с выставки», «Блоха», «Детская», вступление к оп. «Хованщина» (Рассвет на Москва-реке); А. Бородин: опера «Князь Игорь» (фрагменты, которые характеризуются в учебнике), Симфония № 2 (I часть), романс «Для берегов отчизны дальной».

IV группа - четвертый год обучения (7/5 классы)

  • Теоретические вопросы: жизнь и творчество Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского, С. С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича.
  • Викторина: Н. Римский-Корсаков: опера «Снегурочка» (фрагменты, которые характеризуются в учебнике), симфоническая сюита «Шехерезада»; П.Чайковский: опера «Евгений Онегин» (фрагменты, кото-рые характеризуются в учебнике), Симфония № 1 (полностью;. С. Рахманинов: Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (I часть), Прелюдия cis-moll соч. 3 № 2, Этюд-картина a-moll соч.39 № 6, романсы («Не пой, красавица», «Весенние воды»); А. Скрябин: Симфония № 3 «Божественная поэма» (I часть «Борьба»; темы вступления, главная, заключительная партии), Этюд dis-moll соч. 8 № 12, Прелюдии (e-moll соч. 11 №4, D -dur соч. 11 № 5); С. Прокофьев: Симфония № 7 (I и IV части), кантата «Александр Невский» (№ 2, 4, 5, 6), балет «Золушка» (Вальс «Отъезд Золушки на бал», Гавот, Па-де-шаль, «Часы», Галоп, «Аморозо»), Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам», балет «Ромео и Джульетта» («Танец рыцарей», «Джульетта - девоч-ка»); Д. Шостакович: Симфония № 7 «Ленинградская» (I часть), Романс из к/ф «Овод»; А. Хачатурян: «Та-нец с саблями» из балета «Гаянэ», Вальс из музыки к драме М. Лермонтова «Маскарад»;

Организация олимпиады:

Для решения организационных вопросов на время подготовки и проведения Олимпиады формируется оргкомитет.

Полномочия оргкомитета:

  • подготовка и проведение Олимпиады;
  • организация проживания участников.
  • определение материала для Олимпиады;
  • организация работы жюри Олимпиады;
  • организация церемонии награждения;

Работа жюри олимпиады:

Состав жюри олимпиады формируется Оргкомитетом олимпиады из числа ведущих специалистов высших, средних специальных учебных заведений, а также учебных заведений дополнительного образования детей в сфере музыкально-теоретических дисциплин.

Наивысшая оценка каждого конкурсного задания - 10 баллов.

При оценке конкурсанта учитывается:

  • правильность ответов в каждом из основных заданий;
  • соответствие содержательного уровня ответа требованиям программных стандартов для учреждений дополнительного образования культуры;
  • итоговый суммарный средний балл участника.

Жюри имеет право:

  • делить, присуждать и не присуждать призовые места;
  • награждать участников специальными грамотами (призами).

Награждение:

  • Победители, призеры и дипломанты Олимпиады определяются по каждой номинации, согласно рейтингу количества набранных баллов.
  • Победителям олимпиады, занявшим 1, 2, 3 места по каждой номинации и в каждой возрастной группе, присуждается звание «Лауреат» 1, 2, 3 степени с вручением диплома.
  • Победителю, получившему наивысший балл, возможно присуждение звания Гран-При конкурса.
  • Участники, не вошедшие в число Лауреатов, получают звание «Дипломант»1,2,3 степени, выполнившие менее 50% заданий, получают звание "Участник";
  • Дипломы и медали получают все участники олимпиады
  • Преподаватели, подготовившие двух и более участников Олимпиады, получают сертификаты.
  • Учреждениям, принявшим активное участие, предусмотрены благодарственные грамоты

ФИНАНСОВЫЕ УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ:

Все участники самостоятельно организовывают и оплачивают дорогу до Санкт-Петербурга и обратно.

По организационным причинам, размещение в гостинице осуществляется оргкомитетом в аккредитованном отеле конкурса. Приобретение пакета размещения на олимпиаде и оплата организационного взноса обязательна.

Возможно получение скидки на участие во вторых номинациях (*оргвзнос за номинацию см. ниже)

Стоимость пакета включает:

  • Проживание в отеле "Азимут-Фонтанка"**** в 2/3 местных номерах. Главный корпус "Азимут"**** - 3950руб., включая регистрацию заявки 400 рублей с человека
  • Корпус "А-Фонтанка"*** - 3550 руб., включая регистрацию заявки 350 рублей с человека

*Возможно продление проживания в отеле (1400-1600 руб./сутки - с человека)

  • Завтраки - шведский стол
  • Wi-Fi в отеле
  • Посещение всех мероприятий олимпиады: церемония открытия, культурная программа в течение конкурсного дня, награждение дипломами и медалями, круглый стол с членами жюри.
  • Преподавателям - педагогические сертификаты теоретической олимпиады международного форума искусств «Петербургская весна»
  • Благодарности учреждениям, принявшим активное участие.

Организационный взнос за номинацию для участников составляет 2300 руб. за каждого участника олимпиады в одной номинации олимпиады.

*За участие в двух номинациях/ либо двух детей из одной семьи - для плательщиков-физических лиц возможно предоставление скидки 10%

  • 10.00 - регистрация участников олимпиады (фойе ЦВР, 1 этаж). Доплаты, оформление закрывающих и командировочных документов в ОРГКОМИТЕТЕ.
  • 10.30 - торжественное открытие олимпиады (актовый зал ЦВР, 3 этаж)
  • 11.00 - 16.00 - проведение олимпиады по номинациям «Сольфеджио», «Музыкальная литература»
  • 18.00 - закрытие олимпиады. Церемония награждения. Круглые столы с жюри - по итогам работ.

Стоимость программы: 1500 руб. с человека.

Ваши доп. расходы в поезде:

  • входные билеты в музеи (до 700руб. с человека)
  • Круглые столы с жюри - по итогам работ.

*Дополнительно может быть предоставлено (при наборе группы от 15 человек):

Трансферы на олимпиаду и обратно - 600 руб.

Экскурсионная программа - 1500 руб.

  • 17.30 - Сбор в холле отеля (после регистраций)
  • 18.00 - Обзорная экскурсия «Блистательный Вечерний Петербург» (2,5 часа).
  • Автобусная экскурсия с выходами.
  • Петропавловская крепость и домик Петра I, стрелка Васильевского острова с величественным зданием Биржи и Ростральными колоннами, Сенатская площадь с Медным всадником и монументальным Исаакиевским собором, Адмиралтейство, Дворцовая Площадь, Зимний дворец, Марсово поле и Летний сад, Невский пр, Площадь Искусств со зданиями Михайловского дворца (Русский музей) Михайловского театра, Певческий мост и здание Императорской капеллы.
  • Вторая половина экскурсии пройдет в красивом вечернем освещении, «Вечерний Петербург»- что несомненно добавит впечатлений!
  • 10.00ч. - встреча с гидом в холле отеля, выезд на Музейный день с полным автобусным сопровождением, рассказом гида в автобусе, поездка в лучшую резиденцию российских императоров.

Экскурсия в Лицее Пушкина. Экскурсия внутри музея: Большой зал, Газетная комната, Библиотека, учебные классы, экзаменационные залы, журналы с оценками воспитанников - это очень доступно для восприятия и детям и взрослым - и всем интересно.

Экскурсия в музее «Екатерининский дворец» (с посещением уникальной янтарной комнаты).

  • 14-15ч. Возможен организованный обед в Царском Селе*. Возвращение, трансфер в гостиницу / на Московский вокзал.(ориентировочное прибытие на Московский вокзал к 16.30-17ч.)

Государственное образовательное автономное учреждение

Методическая разработка

преподавателей теоретических дисциплин

Тема:

« Подготовка к олимпиаде по сольфеджио в старших

классах сельских детских школ искусств»

/Методическое пособие для преподавателей/

Выполнили:

Ульяновск 2015г.

Предисловие ……………………………………… 3

1. Гаммы и лады народной музыки………………...4-5

2. Тетрахорды………………………………………….5

3. Интервалы в тональности и от звука……………5-6

4. Аккорды в тональности и от звука………………6-7

5. Группировка длительностей ……………………....7

6. Диктант……………………………………………....8

7. Слуховой анализ…………………………………..8-9

8. Список использованной литературы……………...10

9. Приложение……………......................................11-16

Предисловие

В течение нескольких лет в ОДШИ проводятся олимпиады по теоретическим предметам для учащихся ДШИ Ульяновской области . Олимпиады проводятся в целях выявления наиболее одаренных детей в слуховом и музыкально – теоретическом отношении, а также в целях содействия их творческого роста.

Настоящая работа возникла в результате стремления авторов способствовать повышению качества подготовки учащихся к олимпиаде по сольфеджио, проводимой ежегодно в ОДШИ.

Не секрет, что во многих сельских ДШИ имеются « некомплектные группы» по теоретическим предметам (пианисты, народники и духовики обучаются вместе) и этим осложняется работа преподавателя в подготовке к олимпиаде. Кроме того, в некоторых школах предметы теоретического цикла ведут преподаватели – специалисты (пианисты, скрипачи, народники). К сожалению, нередко наблюдается снижение интереса к теоретическим предметам.

Основной задачей представленной работы является повышение качества знаний учащихся путём приобретения дополнительных грамотных практических навыков по основным разделам предмета «сольфеджио».

Анализ итогов прошедших олимпиад показывает, что учащиеся в большинстве имеют слабый уровень знаний по предмету « сольфеджио». На региональных методических объединениях и семинарах преподаватели сельских ДШИ не раз высказывались о необходимости создания методических рекомендаций для учителей – теоретиков в связи с проведением олимпиады.

Данная методическая разработка создана в помощь педагогам ДШИ области в подготовке к региональной олимпиаде а также в целях повышения интереса к музыкально – теоретическим дисциплинам.

1. Гаммы и лады народной музыки

Задания на данную тему могут быть традиционными. Например, написать все известные гаммы в тональности cis-moll или E-dur. Учащийся, выполняя это задание, должен написать 3 вида минора (натуральный, гармонический, мелодический) и 2 вида мажора (натуральный, гармонический). Гаммы записываются без штилей, с обозначением устойчивых и неустойчивых звуков (устойчивые не закрашиваются, неустойчивые закрашиваются). Гамма пишется от тоники (I ступень) до тоники и включает 8 нот.

Возможны другие варианты заданий. Например, исправить ошибки в гаммах или написать только гармонический или натуральный вид. При записи гамм знаки пишутся при ключе.

Лады народной музыки записываются от звука, поэтому знаки пишутся при нотах. Ноты все закрашиваются или все не закрашиваются. Ученики должны помнить, что лады народной музыки семиступенные, пентатоника - пятиступенные. В задания олимпиады входят лады: ионийский, миксолидийский, лидийский, эолийский, фригийский, дорийский, мажорная и минорная пентатоники. (Кроме локрийского лада).

Возможны задания:

Написать от ноты «ре» все лады минорного наклонения;

Написать от ноты «соль» все лады мажорного наклонения;

Исправить ошибки.

Примеры записи гамм и ладов народной музыки приведены в Приложении.

2. Тетрахорды.

Чтобы выполнить задание на тетрахорды учащиеся должны знать, что тетрахорд бывает верхним или нижним. Нижний идёт от тоники к IV ступени, а верхний - от V ступени к тонике. В олимпиаде встречается один вариант

задания: написать все возможные тетрахорды от указанной ноты. В данное

задание не включаются лады народной музыки. При выполнении необходимо помнить о знаках в тональностях, знать точное название тональностей, в которых могут быть тетрахорды от I или от V ступеней, а также об устойчивых и неустойчивых ступенях.

Примеры приведены в Приложении.

3. Интервалы в тональности и от звука.

В ДШИ интервалы изучаются с 1-го класса. В старших классах ученик должен знать:

Тоновую и ступеневую величину интервала;

Уметь записать, сыграть и спеть интервал в тональности и от звука;

Знать диссонансы и консонансы;

Различать интервалы на слух;

Уметь разрешать интервал.

В заданиях олимпиады для учащихся сельских школ встречаются следующие задания на интервалы:

1. Найти и записать интервалы в тональности (например, все малые терции или все большие септимы); записать тритоны в натуральном или гармоническом ладах; записать характерные интервалы в указанной мажорной или минорной тональности.

Записывая интервалы в тональности, ученик должен знать, что знаки тональности пишутся при ключе. Устойчивые и неустойчивые звуки обозначаются по правилам, штили у нот не ставятся.

2. Найти и записать интервалы от нот. В этом задании знаки пишутся при нотах. Тритоны и характерные интервалы обязательно разрешаются, подписываются тональности. Устойчивые и неустойчивые звуки обозначаются

по правилам. Каждый тритон необходимо разрешить в четыре тональности. Каждый характерный интервал – в две тональности. Под каждым интервалом подписать название.

Примеры заданий даны в Приложении.

4. Аккорды в тональности и от звука.

Задания олимпиады по данному разделу составляются в 3-х вариантах:

1. построить аккорды в тональности;

2. построить аккорды от звука и определить тональность;

3. исправить ошибки в записи аккордов.

В заданиях используются аккорды, пройденные по школьной программе:

Т35, S35, Д35 и их обращения, Д7 и обращения, Ум35, вводные септаккорды (МVII7, УмVII7).

1 вариант.

Написать предложенные аккорды в тональности.

Например: Д43, Д7, Ум35, S6, Т64. Разрешаются 4-х-звучные аккорды и Ум35 (диссонансы).

Виды заданий:

Написать в тональности h-moll все доминантовые аккорды (Д35, Д7, Д65, Д43, Д2);

Написать в тональности Es-dur все уменьшенные аккорды (Ум35, УмVII7).

2 вариант.

Учащийся должен построить и разрешить аккорды от звука, подписать все возможные тональности (см. Приложение).

Д7 и его обращения разрешаются в две тональности (мажор и минор).

Ум35 разрешается в четыре тональности.

УмVII7 разрешается в две тональности.

МVII7 разрешается в одну тональность.

Часто встречаются задания с 3-х-звучными аккордами.

Например, построить от звука вверх или вниз Б35, М35, Б6, М6, Б64, М64 и написать в каких тональностях они являются тоническими, субдоминантовыми и доминантовыми (см. Приложение). Для выполнения этого задания необходимо знать интервальный состав аккордов, а также ступени, на которых они строятся (см. Приложение).

3 вариант.

В задании написана аккордовая последовательность с ошибками. Ошибки могут быть в нотах или в обозначениях аккордов.

5. Группировка длительностей

Данный раздел включает в себя несложные задания на группировку длительностей в простых размерах 2/4, ¾. Некоторые задания олимпиады включают затакт. Прежде чем давать учащимся задания, преподаватель должен объяснить элементарные приёмы группировки. Задача ученика – упростить запись. Примеры, данные в Приложении охватывают все возможные варианты замены длительностей в простых размерах. Возможны записи с паузами.

Варианты заданий на олимпиаде:

Разделить на такты;

Определить размер по группировке;

Сгруппировать длительности в данном размере;

Исправить ошибки в группировке.

Примеры на группировку даны в Приложении.

6. Диктант

Уровень конкурсного задания в разделе «Диктант» соответствует 4-5-ому классу программы по сольфеджио (7-летний курс обучения). Размер может быть 2/4, 3/4., 4/4. Возможен затакт в виде одной четвертной ноты или 2-х

восьмых. Диктант представляет собой период из 2-х предложений по 4 такта. Возможные ритмические группы: восьмая и две шестнадцатых, две шестнадцатых и восьмая, четверть с точкой и восьмая, пунктирный ритм (восьмая с точкой и шестнадцатая), группа из четырёх шестнадцатых.

Диктант содержит 8 тактов и играется 8 – 10 раз. Перед проигрыванием преподаватель простукивает долю для более точного определения размера и длительностей. Дети должны помнить о том, что диктант однотональный и заканчивается на тонике. За каждый правильный такт даётся 2 балла. Если есть неточности в ритме или нотах, то снимается 0,5 или 1 балл. Перед проигрыванием диктанта даётся настройка в виде тонического трезвучия. Как правило, диктант начинается с одной из устойчивых нот.

Пение характерных оборотов (движение мелодии по звукам интервалов и аккордов);

Упражнения на точное определение в мелодии тона и полутона.

Примеры диктантов даны в Приложении.

7. Слуховой анализ

Одно из заданий олимпиады включает в себя аккордовую последовательность, которая играется в тональности диктанта и проигрывается

3 раза. Она включает в себя 6 – 8 аккордов, исполняется в трёхголосном изложении.

Прежде чем определить аккорды, необходимо записать ступени нижнего голоса, который чаще всего двигается поступенно. Возможен скачок нижнего

голоса с I на VI ступень вниз (Т35 – S6), с I на III ступень вверх (Т35 – Т6) или с I на V ступень вниз (Т35 – Т64, Т35 – Д7). Эти варианты можно проработать с учащимися отдельно, проигрывая короткие цепочки аккордов.

В последовательность включаются все аккорды, пройденные по программе: Т35, S35, Д35 и их обращения, Д7 и обращения, вводные септаккорды.

Варианты последовательностей:

1. Т35 – Т6 – S35 – Д2 – Т6 – Д64 – Д43 – Т35

2. t35 – s64 – D6 – t35 – s6 – t64 – D7 – t35

3. t35 – УмVII7 – D65 – t35 – t64 – s6 – D35 – t35

4. t35 – t64 – D35 – D2 – t6 – D64 – t35

Правописание аккордов в последовательности должно соответствовать общепринятым требованиям. Большой буквой обозначаются все аккорды мажора и доминантовые аккорды минора.

Список использованной литературы:

1. Ежикова Г. « Музыкальные диктанты», Москва, 1996г.;

2. Золина Е. «Домашние задания по сольфеджио, 5-6 классы», Москва, 2008г.;

3. Котляренко В. « Методические указания к выполнению примерных заданий по теории музыки», Димитровград, 2009г.;

4. Котляренко В. « Сборник тестов по Элементарной теории музыки», Димитровград, 2009г.;

5. Лежнева О. «Практическая работа на уроках сольфеджио», Москва, 2003г.;

6. Первозванская Т. «Сольфеджио на «пять», Рабочая тетрадь, 4 – 5 классы », Санкт-Петербург

7. Середа В. «Музыкальная грамота, Сольфеджио», Москва, 2003г.

Приложение

Всероссийская Олимпиада по сольфеджио и музыкальной литературе март 2019

Календарь мероприятий

Всероссийская Олимпиада по сольфеджио и музыкальной литературе- март 2019

Регион: В Санкт-Петербурге

Дата начала проведения: 21.03.2019

Дата окончания: 24.03.2019

О конкурсе

Всероссийская музыкально-теоретическая олимпиада – очень важное событие для музыкально-одаренных детей, которое проходит в Петербурге уже в пятый раз.
По традиции она состоится в последнюю пятницу перед весенними школьными каникулами. Количество участников и география этого конкурса растет с каждым годом.

Что привлекает в олимпиаде по оценкам наших педагогов и участников:

  • демократичная и честная атмосфера
  • общение участников и преподавателей из разных уголков страны
  • награждение всех участников памятными наградами олимпиады

В 2019 году французская мировая сеть отелей "ИБИС" предоставляет размещение участников. Конкурсанты живут в самом сердце Санкт-Петербурга - это любимая часть города по независимым оценкам наших участников. Отель находится в шаговой доступности от олимпиады (13 -15 минут пешком по историческому центру города), в 5 минутах от достопримечательностей, Невского проспекта и всего в 500 метрах от Московского вокзала.


В рамках XVI Международного форума искусств «Петербургская весна»

Положение

V Всероссийская музыкально-теоретическая олимпиада

по сольфеджио и музыкальной литературе

21-23 марта 2019 года, Санкт-Петербург

21 марта - заезды участников в отель "Ибис" Лиговский пр.54

15-17.30 - Регистрация -встреча с оргкомитетом. Зал " Владимирский" .
18.00 - * Выезд от отеля на обзорную экскурсию "Блистательный вечерний Петербург" (посадка, согласно спискам).

Олимпиадный день- 22 марта 2019 года

Адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Правды, д. 8. (метро «Владимирская», 6 минут пешком, вход во двор в арку дома №4), Центр Внешкольной Работы Центрального района Санкт-Петербурга.
ВНИМАНИЕ! Участникам иметь личные ручки, карандаши и резинки и сменную обувь.
С 9.15ч. в кабинете № 301 (3 этаж) оргкомитет проводит регистрацию, включающую в себя оформление отчетных финансовых документов и командировочных удостоверений.
ВНИМАНИЕ по ДОКУМЕНТАМ! Напоминаем, что если участие оплачивала организация, то участники должны привезти 2 заверенных экземпляра договора и акта выполненных работ.
Необходимо быть на месте за 15 минут до начала группы.

Номинация «Сольфеджио»

10:00 - 4/2 классы, 1 группа

10:00 - 4/2 классы, 1 группа

11:00 - 5/3 классы, 2 группа

11:00 - 5/3 классы, 2 группа

12:00 - 6/4 классы, 3 группа

12:00 – 7(8)/5 классы, 4 группа

Номинация «Музыкальная литература»

14:00 -1 год обучения, 1 группа

14:00 – 1 год обучения, 1 группа

15:00 – 2 год обучения, 2 группа

«Зарубежная музыкальная литература»

15:00 – третий год обучения, 3 группа

«Русская музыкальная литература»

16:00 – 4 год обучения, 4 группа

«Отечественная музыкальная литература XX века»

17.30 – Круглый стол с жюри по номинациям

18.00 – Торжественное награждение и закрытие олимпиады в актовом зале.

С 2019 года консультация с жюри проходит в форме круглого стола с получением общих рекомендаций по результатам олимпиады.

Круглые столы с жюри проходят в аудиториях проведения номинации.

Руководители, желающие посмотреть работы, могут подать запрос в оргкомитет в письменном виде в индивидуальном порядке - только в день олимпиады (после награждения и круглого стола).

Получение результатов ранее назначенного времени - технически невозможно.

Ресторан столовая "Мама Рома" - Шведский стол с 12 до 16 часов - 350 руб. Загородный проспект, 21-23 (Телефон+7 812 595‑63-75, +7 812 925‑48-48)

Столовая «Тарелка» Санкт-Петербург, ул. Колокольная, 18/19. Обеды - от 200 руб. (+7 812 383‑55-00, +7 812 383‑55-01)


23 марта – с 10ч - *Музейный день «Храмы Петербурга» (4 часа)

Завтрак, Освобождение номеров.

9.50 – Сбор в фойе отеля, посадка на автобус (посадка, согласно спискам).

Дополнительно оплачиваются Входные билеты с экскурсией внутри музеев (по 70-350 руб.)

Спас на Крови, Исаакиевский Собор с колонадой, Казанский Собор.

14 ч. – возвращение в отель.


__________________________________________________________________________________________________

П рием заявок на участие в номинацию "Сольфеджио" в группы:

5 и 7 класс - продолжается до 18 марта.

Прием заявок на участие в номинацию "Музыкальная литература" в группы:

5, 6 и 7 класс- продолжается до 18 марта.

Заявку необходимо заполнить и выслать на электронную почту оргкомитета:
Все организационные вопросы по оформлению и подаче заявки направлять: ; +79633185702 (Билайн, Viber, Whats app, FaceTime).
Методические вопросы по заданиям олимпиады по сольфеджио: [email protected] (Методист - Светлана Анатольевна).

Методические вопросы по заданиям олимпиады по музыкальной литературе: [email protected] (Методист - Наталья Анатольевна).

Общие положения

Олимпиада проводится для учащихся детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств, центров детского творчества и всех желающих по образовательным программам: «Сольфеджио» (пятилетний и семилетний сроки обучения), «Музыкальная литература» (четырехлетний срок обучения). Олимпиада включена в программу Международного форума-конкурса искусств «Петербургская весна»

Организаторы олимпиады:

– Некоммерческая организация "Санкт-Петербургский фонд развития культуры и искусства";
– Институт музыки, театра и хореографии РГПУ им. А.И. Герцена;
– ГБУ ДО ЦВР Центрального района Санкт-Петербурга.

Цели и задачи:

– повышение интереса учащихся к музыкально-теоретическим предметам;
– совершенствование качества обучения учащихся по предметам музыкаль-но-теоретического цикла;
– выявление способных и одаренных учащихся;
– повышение профессионально-педагогического мастерства преподавателей.

Номинации участия

Возможно участие как в двух, так и в одной номинации.

Номинация I «Сольфеджио»

Проводится для учащихся 4–7 (7-летний срок обучения) и 2–5 (5-ти летний срок обучения) классов.

Конкурсные группы:
I группа – 4/2 классы,
II группа – 5/3 классы,
III группа – 6/4 классы,
IV группа – 7/5 классы.

Проводится для учащихся 4–7 (7-летний срок обучения) и 2–5 (5-тилетний срок обучения) классов.

Конкурсные группы:
I группа – 4/2 классы, первый год обучения по предмету,
II группа – программа «Зарубежная музыкальная литература»
III группа – программа «Русская музыкальная литература»
IV группа – программа «Отечественная музыкальная литература XX века»

Требования по номинациям:

Уровень сложности всех заданий соответствует требованиям программных стандартов по сольфеджио и музыкальной литературе для учреждений дополнительного образования культуры.


Номинация I «Сольфеджио»

I группа – 4 класс (7-летний срок обучения), 2 класс (5-летний срок обучения)
Конкурсное задание включает:
1) Диктант (может содержать эскизы, «подсказки»). Исполняется 8 раз. Объем – 8 тактов. Тональности – мажорные до 3-х знаков, минорные до 2-х знаков.
2) Слуховой анализ (звукоряды, интервалы, аккорды). Исполняется всего десять элементов; 2 проигрывания.
3) Теоретические задания (построить от звука аккорды, интервалы, определить тактовый размер).

II группа – 5 класс (7-летний срок обучения), 3 класс (5-летний срок обучения)
1) Диктант. Исполняется 8 раз. Объем – 8 тактов. Тональности – мажорные до 4-х знаков, минорные до 3-х знаков.

2) Слуховой анализ: звукоряды, интервалы, аккорды от звука; гармоническая последовательность (5–6 аккордов) в одной тональности, 2 проигрывания.
3) Теоретические задания (построить последовательность аккордов в одной тональности – 8 аккордов, сгруппировать длительности и расставить таковые черты, исправить ошибки в записи и обозначении аккордов, интервалов и их обращений, вписать недостающий звук, чтобы получил-ся данный аккорд и т. д.).

III группа – 6 класс (7-летний срок обучения), 4 класс (5-летний срок обучения)
1) Диктант. Тональности мажорные до 5 знаков, минорные до 4-х знаков. Исполняется 8 раз.
2) Слуховой анализ: звукоряды, интервалы, аккорды от звука; определить и записать смешанную гармоническую последовательность (8 элементов) в одной тональности, 2 проигрывания.
3) Теоретические задания (найти и отметить в предложенных музыкальных примерах движение мелодии по звукам аккордов, построить аккорды в указанной тональности, соедините стрелочками интервалы и их разрешение).

IV группа – 7 и 8 классы (7-8 летний сроки обучения), 5 класс (5-летний срок обучения)
1) Диктант. Исполняется 8 раз. Тональности мажорные до 6-и знаков, минорные до 5-и знаков.
2) Слуховой анализ (звукоряды, интервалы, аккорды от произвольно выбранного звука). Записать и построить гармоническую последовательность в тональности (10 аккордов), 2 проигрывания.
3) Теоретические задания (определить и подписать аккорды, лады, разрешить интервалы).

Номинация II «Музыкальная литература»

В номинации принимают участие учащиеся 1, 2, 3, 4 годов обучения по предмету «Музыкальная литература».
Конкурсное задание включает тест с теоретическими вопросами (10 вопросов) и викторину (10 фрагментов) с аудио- и видеофрагментами музыкальных произведений в соответствии с программой курса.

ВНИМАНИЕ! Просим участников выбирать конкурсную группу в соответствии с изучаемой программой в вашем учебном заведении.

I группа – первый год обучения по программе «Музыкальная литература».
Теоретические вопросы:
выразительные средства музыки, музыкальные инструменты, симфонический оркестр и оркестр народных инструментов, танцевальные жанры, программная музыка.
Викторина:
Э. Григ: сюита «Пер Гюнт» (Сюита №1 и песня Сольвейг из Сюиты №2);
М.И. Глинка: опера «Руслан и Людмила» (Ария-рондо Фарлафа, Марш Черномора, Хор «Ах ты, свет Людмила»);
П.И. Чайковский: балет «Щелкунчик» (Марш, Кофе – арабский танец, Чай – китайский танец, Танец трех пастушков, Вальс цветов, Адажио, Танец феи Драже), «Детский альбом» («Утренняя молитва», «Игра в лошадки», «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы», «Вальс», «Русская песня», «Мужик на гармонике играет», «Камаринская», «Неаполитанская песенка», «Баба-Яга», «Песня жаворонка»);
М.П. Мусоргский: «Картинки с выставки («Балет невылупившихся птенцов», «Гном», «Лимож. Рынок», «Прогулка»);
В.А. Моцарт: Менуэт из оперы «Дон-Жуан»;
Дж. Верди: Триумфальный марш из оперы «Аида»;
К. Сен-Санс: сюита «Карнавал животных» («Кенгуру», «Слон», «Лебедь»).
Учебники:
1. Осовицкая З.Е., Казаринова А.С. Музыкальная литература. Первый год обучения.
2. Лагутин А.И., Владимиров В.Н. Музыкальная литература. Первый год обучения.

II группа – программа «Зарубежная музыкальная литература»
Теоретические вопросы:
Жизнь и творчество композиторов – И.С. Бах, Й. Гайдн, В.А. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Шуберт, Ф Шопен.

Викторина:
И.С. Бах: Двухголосные инвенции (до мажор, фа мажор), Прелюдия и фуга до минор из первого тома «Хорошо темперированного клавира», «Французская сюита» до минор (Аллеманда, Куранта, Сарабанда, Жига), Токката и фуга ре минор для органа;
Й. Гайдн: Симфония №103 «симфония с тремоло литавр» (I часть), Соната ре мажор, Соната ми минор;
В.А. Моцарт: Симфония №40, Соната ля мажор, опера «Свадьба Фигаро» (увертюра, каватина Фигаро, ария Фигаро «Мальчик резвый, кудрявый, влюбленный», ария Керубино «Сердце волнует жаркая кровь»);
Л. Бетховен: Симфония №5, Соната для фортепиано до минор №8 «Патетическая», Увертюра «Эгмонт»;
Ф. Шуберт: Симфония №8 (I часть), фортепианные произведения («Экспромт» ми-бемоль мажор, «Музыкальный момент» фа минор, Вальс си минор), песни («Гретхен за прялкой», «Лесной царь», «Вечерняя серенада», «Аве Мария», «Форель»);
Ф. Шопен: Мазурки (до мажор соч. 56 №2, си-бемоль мажор соч. 7 №1, ля минор соч. 68 №2), Вальс до-диез минор, Полонез ля мажор, Прелюдия ми минор, Прелюдия ля мажор, Ноктюрн фа минор, Этюд до минор соч. 10 №12.

Учебники:
1. Брянцева В.Н. Музыкальная литература зарубежных стран. Второй год обучения.
2. Прохорова И.А. Музыкальная литература зарубежных стран.

III группа – программа «Русская музыкальная литература»
Теоретические вопросы: жизнь и творчество композиторов – М.И. Глинка, А.С. Даргомыжский, А.П. Бородин, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский. Основные сведения о деятельности «Могучей кучки».

Викторина:
М.И. Глинка: опера «Иван Сусанин» (фрагменты, которые характеризуются в учебниках), «Камаринская», «Вальс-фантазия», романсы и песни («Я помню чудное мгновенье», «Жаворонок», «Попутная песня»), опера «Руслан и Людмила» (увертюра), «Арагонская хота»;
А.С. Даргомыжский: опера «Русалка» (фрагменты, которые характеризуются в учебниках), романсы и песни («Мне минуло шестнадцать лет», «Мне грустно», «Старый капрал», «Червяк», «Титулярный советник», «И скучно, и грустно»);
А.П. Бородин: опера «Князь Игорь» (фрагменты, которые характеризуются в учебниках), Симфония №2 (I часть), романс «Для берегов отчизны дальной»;
М.П. Мусоргский: опера «Борис Годунов» (фрагменты, которые характеризуются в учебниках), фортепианная сюита «Картинки с выставки», «Блоха», «Детская», опера «Хованщина» (вступление «Рассвет на Москва-реке);
Н.А. Римский-Корсаков: опера «Снегурочка» (фрагменты, которые характеризуются в учебниках), симфоническая сюита «Шехеразада»;
П.И. Чайковский: опера «Евгений Онегин», (фрагменты, которые характеризуются в учебниках), Симфония №1 (все части).

Учебники:
1. Козлова Н.П. Русская музыкальная литература. Третий год обучения.
2. Смирнова Э.С. Русская музыкальная литература.

IV группа – программа «Отечественная музыкальная литература XX века»
Теоретические вопросы:
жизнь и творчество композиторов – А.Н. Скрябин, С.В. Рахманинов, И.Ф. Стравинский, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, Г.В. Свиридов. Композиторы последней трети XX века.
Викторина:
А.Н. Скрябин: Симфония №3 «Божественная поэма (I часть «Борьба»), Этюд ре-диез минор соч. 8 №12, Прелюдия ми минор соч. 11 №4;
С.В. Рахманинов: Концерт для фортепиано с оркестром №2 (I часть), Прелюдия до-диез минор соч. 3 №2, Этою-картина ля минор соч. 39 №6, романсы («Не пой, красавица», «Весенние воды»);
А.И. Хачатурян: балет «Гаянэ» («Танец с саблями»), Вальс из музыки к драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад»;
С.С. Прокофьев: Симфония №7 (I и IV части), кантата «Александр Невский» (№№ 2, 4, 5, 6), балет «Золушка» («Па-де-шаль», Вальс соль минор, «Принц и сапожники», первый «Галоп», Адажио), балет «Ромео и Джульетта» («Танец рыцарей», «Джульетта-девочка»);
Д.Д. Шостакович: Симфония №7 «Ленинградская» (I часть), Романс из к/ф «Овод»;
Г.В. Свиридов: «Поэма памяти Сергея Есенина» (фрагменты, которые характеризуются в учебнике).

Учебник: Аверьянова О.И. Отечественная музыкальная литература XX века. Четвертый год обучения.


Организация олимпиады

Для решения организационных вопросов на время подготовки и проведения Олимпиады формируется оргкомитет.
Полномочия оргкомитета:
- подготовка и проведение олимпиады;
- организация проживания участников.
- определение материала для олимпиады;
- организация работы жюри олимпиады;
- организация церемонии награждения;

Работа жюри олимпиады

Состав жюри олимпиады формируется Оргкомитетом олимпиады из числа ведущих специалистов высших, средних специальных учебных заведений, а также учебных заведений дополнительного образования детей в сфере музыкально-теоретических дисциплин.

Наивысшая оценка каждого конкурсного задания – 10 баллов.
При оценке конкурсанта учитывается:
– правильность ответов в каждом из основных заданий;
– соответствие содержательного уровня ответа требованиям программных стандартов для учреждений дополнительного образования культуры;
– итоговый суммарный средний балл участника.
Жюри имеет право:
– делить, присуждать и не присуждать призовые места;
– награждать участников специальными грамотами (призами).

Награждение

Победители, призеры и дипломанты Олимпиады определяются по каждой номинации, согласно рейтингу количества набранных баллов.
Победителям олимпиады, занявшим 1, 2, 3 места по каждой номинации и в каждой возрастной группе, присуждается звание «Лауреат» 1, 2, 3 степени с вручением диплома.
Победителю, получившему наивысший балл, возможно присуждение звания Гран-При конкурса.
Участники, не вошедшие в число Лауреатов, получают звание «Дипломант»1,2,3 степени, выполнившие менее 50% заданий, получают звание "Участник"
Дипломы и медали получают все участники олимпиады
Преподаватели, подготовившие двух и более участников Олимпиады, получают сертификаты.
Учреждениям, принявшим активное участие, предусмотрены благодарственные грамоты

Предварительная программа приезда на фестиваль:

21 марта
15 - 17ч - заезды в отель ИБИС, Лиговский пр.54, регистрации участников
17.30 – *Сбор в холле отеля (после регистраций) встреча с гидом, выезд на экскурсионную программу

18.00 - *Обзорная экскурсия «Блистательный Вечерний Петербург» от Вашего отеля.
Все экскурсии необходимо заказать заранее! Для групп/участников, прибывших на олимпиаду без предварительного заказа экскурсий, присоединение к поездкам будет организационно невозможно!(согласно новым правилам ГАИ).
Автобусная экскурсия с выходами.

Петропавловская крепость и домик Петра I, стрелка Васильевского острова с величественным зданием Биржи и Ростральными колоннами, Сенатская площадь с Медным всадником и монументальным Исаакиевским собором, Адмиралтейство, Дворцовая Площадь, Зимний дворец, Марсово поле и Летний сад, Невский пр, Площадь Искусств со зданиями Михайловского дворца (Русский музей) Михайловского театра, Певческий мост и здание Императорской капеллы. Вторая половина экскурсии пройдет в красивом вечернем освещении, что несомненно добавит впечатлений!

*Возможен ужин в отеле.

22 марта
Завтрак в отеле.
Олимпиадный день в ЦВР Центрального района. Ул. Правды 8
9.00 - регистрация участников олимпиады (фойе ЦВР, 1 этаж), оформление закрывающих и командировочных документов в оргкомитете.
Проведение олимпиады по номинациям «Сольфеджио», «Музыкальная литература» согласно расписанию.
18.00 – закрытие олимпиады. Церемония награждения.
Круглые столы с жюри.
*Желающие на просмотр работы могут подать запрос в оргкомитет в письменном виде в индивидуальном порядке - только в день олимпиады (после награждения и круглого стола).
*Возможен обед в районе проведения олимпиады.
*Возможен ужин в отеле*(Согласно сделанным заказам).

23 марта

Завтрак в отеле.
День выездов/Музейный день
10.00 - Выезд из отеля на *Музейный день - Тематическая поездка в музеи-соборы Санкт-Петербурга (при комплектации поездки - от 15 человек)
Музеи Санкт-Петербурга: "Спас на Крови"(*билеты) + "Исаакиевский Собор"(*билеты) + "Казанский Собор" (своб. вход)
Либо Загородная поездка - под запрос групп : Царское Село (Пушкин, Екатерининский дворец с янтарной комнатой)/ Павловск / Гатчина.
!Общая продолжительность Музейного дня рассчитана на 6 часов.
Возвращение, трансфер в гостиницу / на Московский вокзал.
(ориентировочное прибытие на Московский вокзал к 16.00-16.30ч.)

Финансовые условия участия:

Участники самостоятельно организовывают и оплачивают дорогу до Санкт-Петербурга и обратно.

По организационным причинам, размещение осуществляется оргкомитетом в аккредитованном отеле конкурса.

Для участия необходимо оплатить размещение на олимпиаде и организационный взнос.

Размещение на олимпиаде 3950 руб. чел. включает:

Размещение в отеле ИБИС *** в 2(3)местных номерах 21-23 марта (3 дня/2 ночи)
*Возможно продление проживания в отеле 1650 руб./сутки с человека.
Завтраки - шведский стол.
Wi-Fi в отеле
Посещение всех мероприятий олимпиады: церемония открытия, культурная программа в течение конкурсного дня, награждение дипломами и медалями, круглый стол с жюри.
Преподавателям - педагогические сертификаты теоретической олимпиады международного форума искусств «Петербургская весна»
Благодарности учреждениям, принявшим активное участие.

Организационный взнос за номинацию 2300 руб.

Оплачивается за каждого участника олимпиады в одной номинации олимпиады.
*За участие в двух номинациях/ либо двух детей из одной семьи - для плательщиков-физических лиц возможно предоставление скидки 10%.

* Участники из Санкт-Петербурга и Ленинградской области оплачивают только организационный взнос (без проживания).

Организация трансферов и экскурсий

Экскурсионная программа от Вашего отеля стоимостью 1500 руб. с человека. (при наборе группы от 15 человек) Стоимость включает две экскурсионные поездки от отеля с полным автобусным обслуживанием и сопровождением гида в автобусе.
21 марта - в 18.00 ч - Обзорная экскурсия «Блистательный вечерний Петербург» (2,5 -3 часа)
23 марта - в 10.00 ч - Поездка в музеи Петербурга «Музейный день» (4 часа)
*Дополнительно оплачиваются:
  • Входные билеты с экскурсией внутри музеев (по 50-250 руб.)
  • Организованный обед по желанию группы – 300-350 руб. с человека.
Внимание! Для входа группы на любой объект гид собирает оплату на месте только наличным расчетом (оплата картами для организованного входа с группой невозможна).

Внимание руководителей! Как заказать трансферы и экскурсии:

Согласно постановлению правительства РФ № 1177 от 17 декабря 2013 г. "Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами" (в ред. постановлений правительства РФ № 579 от 23.06.2014 г., № 652 от 30.06.2015 г., № 569 от 22.06.2016 г.), ограничиваются сроки подачи информации для организации трансферов и обзорной экскурсии.
Заявки на трансфер и обзорную экскурсию принимаются не позднее, чем за 3 недели до приезда группы.
Для организации трансфера и обзорной экскурсии необходимо выслать на электронный адрес оргкомитета точные данные приезда и отъезда на фестиваль(дата, номер поезда, время,) и заполненную таблицу с данными приезжающих и указанием, кто с кем будет сидеть в автобусе.
Так же необходимо указать контактный телефон, для детей до 18 лет указывается телефон одного из родителя.

Образец таблицы:


Позднее, чем за 3 недели до приезда группы, внесение изменений в данные приезда-отъезда, списки на трансферы и экскурсии, транспортную рассадку участников невозможно.
Ответственность за достоверность и своевременность предоставления указанных данных лежит на лицах, предоставивших эти данные от лица участников. Указанные данные принимаются только в электронном виде.
Рекомендуем приобретать авиа и ж/д билеты только после согласования принятия заявки с менеджером конкурса.

Расписание олимпиадного дня

Расписание будет опубликовано за неделю до олимпиады

Цель олимпиады - активизация творческой деятельности учащихся, повышение инте­реса к сольфеджио, выявление музыкально одаренных и перспективных учащихся.

Задачи олимпиады:

  • повышение интереса учащихся к предмету сольфеджио;
  • выявление уровня развития всех сторон музыкального слуха, усвоения основных теоретических сведений,
  • сведение к минимуму чувства страха детей перед различными видами контроля за счет использования игровых методов.
  • повышение профессионального педагогического мастерства, развитие творческой инициативы преподавателей.

Условия проведения:

Олимпиада по сольфеджио проводится учащихся второго года обучения. Две команды по пять человек.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Дом детского творчества Красносельского района Санкт-Петербурга

Олимпиада по предмету «СОЛЬФЕДЖИО»

для учащихся 2 года обучения

Березина Валентина Сергеевна

Тихомирова Татьяна Ивановна

Санкт-Петербург

2016

Цель олимпиады - активизация творческой деятельности учащихся, повышение интереса к сольфеджио, выявление музыкально одаренных и перспективных учащихся.

Задачи олимпиады:

  • повышение интереса учащихся к предмету сольфеджио ;
  • выявление уровня развития всех сторон музыкального слуха, усвоения основных теоретических сведений,
  • сведение к минимуму чувства страха детей перед различными видами контроля за счет использования игровых методов.
  • повышение профессионального педагогического мастерства, развитие творческой инициативы преподавателей.


Условия проведения:

Олимпиада по сольфеджио проводится учащихся второго года обучения. Две команды по пять человек.


Ход мероприятия:

Организационный момент: выдача участникам бейджиков с именами, выбор капитана и названия команды.


Ученикам раздаются листы с индивидуальными заданиями. Объясняется общий ход олимпиады.

1 задание – тест по пройденному теоретическому материалу.

1. Нотный стан:

А. Сочетание разных нот.

Б. Пять линий, на которых пишутся ноты.

11. Штили:

А. У нот выше 3 линии пишутся вверх.

Б. У нот выше 3 линии пишутся вниз.

2. Скрипичный ключ:

А. Обозначает, что нота Соль первой октавы

пишется на второй линии нотного стана.

Б. Предназначен только для скрипок.

12. Паузы:

А. Различаются по длительностям.

Б. Не различаются по длительностям.

3. Устойчивые ступени:

А. I, III, V.

Б. II, IV, VI, VII.

13. Длительности:

А. В целой ноте 4 четвертные ноты.

Б. В целой ноте 2 четвертные ноты.

4. Диез:

А. Повышает звук на полтона.

Б. Понижает звук на полтона.

14. Тактовая черта:

А. Ставится перед слабой долей.

Б. Ставится перед сильной долей.

5. Бемоль:

А. Понижает звук на полтона.

Б. Повышает звук на тон.

15. Размер такта:

А. Надо писать на каждой строчке.

Б. Надо писать вначале произведения.

6. Бекар:

А. Понижает звук на полтона.

Б. Отменяет диез и бемоль.

16. Дирижирование:

А. На сильную долю рука опускается вниз.

Б. На слабую долю рука опускается вниз.

7. Ключевые знаки:

А. Сохраняют действие до конца произведения.

Б. Действуют только в одном такте.

17. Сильные и слабые доли в размере ¾

А. Сильная, слабая, слабая.

Б. Слабая, сильная, слабая.

8. Случайные знаки:

А. Знаки альтерации, написанные перед нотами.

Б. Знаки альтерации, написанные справа от ключа.

18. Реприза:

А. Знак молчания.

Б. Знак повторения.

9. Разрешение неустойчивых ступеней:

А. II IV, IV III, VI VII, VII VI.

Б. II I, IV III, VI V, VII I.

19. Конечная тактовая черта:

А. Ставится в конце такта.

Б. Ставится в конце произведения.

10. Гармонический минор:

А. Повышаются VI ступень.

Б. Повышается VII ступень.

20. Параллельные тональности:

А. Тональности с одинаковой тоникой.

Б. Тональности с одинаковыми знаками.

Всего баллов за это задание 20. На команду – 100.

2 задание – проверка ритмической грамотности.

Первая часть задания – расставить тактовые черты в мелодии на ¾.

Вторая часть задания – ритмический диктант 4 такта.


За каждую правильно выполненную часть задания присуждается 1 балл. Максимальное количество баллов 2, на команду – 10.

3 задание – определить исполненный танец.

ВАЛЬС 3/4

МЕНУЭТ 3/4

МАРШ 4/4

ПОЛЬКА 2/4

За каждый правильный ответ присуждается 1 балл. Максимально 2 балла, на команду – 10.

4 задание - интервальный диктант 8 тактов.

(ч.1, м.2, б.2, ч.4, ч.5, ч.8)

Выполняется каждым участником индивидуально.

За каждый правильный ответ присуждается 1 балл. Максимально присуждается 8 баллов, на команду – 40.


5 задание – конкурс капитанов.

На доске написан ритмический пример со ступенями.


Задание: написать этот пример нотами в тональности Ре мажор, соблюдая ритмический рисунок и ступени.


Оценивается правильность написания нот и длительностей:
от 0 до 1 ошибки – 3 балла,
от 2 до 3 ошибок - 2 балла,
от 4 до 5 ошибок – 1 балл,
6 и более ошибок – 0 баллов.

6 задание - музыкальное лото.

Каждая команда должна собрать прозвучавшую мелодию из предложенных карточек.


За правильно выполненное задание присуждается 1 балл.

7 задание - кроссворд.

На выполнение задания дается 4 минуты. За правильно разгаданный кроссворд присуждаются 5 баллов.

Максимальное количество баллов за олимпиаду на команду – 169.

В заключение олимпиады исполняются песни «про диез» и «про бемоль» со словами и сольфеджио. Задание не оценивается.

После проведения олимпиады происходит подсчет преподавателями баллов, а также выявление команды победителей.

Награждение:
Команда, занявшая Первое место, получает диплом победителя олимпиады. Команда, занявшая Второе место, получает диплом лауреата I степени. Каждый участник отмечается дипломом в отдельной номинации.

Жюри:
Преподаватели художественного отдела ДДТ Красносельского района.

Время и место проведения:
18 марта 2016 года, Санкт-Петербург, ДДТ Красносельского района.


Олимпиада "Мы любим оперу" является смотром достижений учащихся и преподавателей музыкально - теоретических дисциплин Детских музыкальных школ г. Казани.

Цели и задачи олимпиады:

  • расширение кругозора учащихся, приобщение к отечественному и мировому культурному наследию
  • повышение качества подготовки учащихся музыкальных отделений по сольфеджио и музыкальной литературе, выявление одаренных детей с целью их дальнейшей профориентации;
  • расширение творческих контактов между учреждениями дополнительного образования города, развитие форм творческого сотрудничества
  • определение уровня знаний, умений и навыков учащихся музыкальных отделений ДМШ и ДШИ по сольфеджио и музыкальной литературе;
  • стимулирование профессионального роста преподавателей ДМШ и ДШИ
  • обмен передовым педагогическим опытом.

Олимпиада проводится в два тура:

  • I тур - письменный, индивидуальный зачёт.
  • II тур - устный, проводится в виде командной игры

I тур - письменный, индивидуальный зачет

Диктант. Г. Доницетти. Хор из оперы "Лючия де Ламмермур"

Слуховая викторина

I. Укажите, в каком порядке звучат данные произведения

  1. Ж.Бизе. Хабанера (опера "Кармен")
  2. С. Прокофьев. Марш (опера "Любовь к трем апельсинам")
  3. Рыбников. Романс "Я тебя никогда не забуду"(опера "Юнона и Авось")
  4. В. Моцарт. Увертюра (опера "Свадьба Фигаро")
  5. М.Глинка. Вальс из II акта (опера "Иван Сусанин")
  6. А. Бородин. Плач Ярославны (опера "Князь Игорь")
  7. Н. Римский-Корсаков. Третья песня Леля (опера "Снегурочка")
  8. П.Чайковский. Вальс (опера "Евгений Онегин")
  9. М.Глинка. Свадебный хор девушек (опера "Иван Сусанин")
  10. М. Мусоргский. Монолог Бориса из Пролога (опера "Борис Годунов")
  11. А. Бородин. Ария Игоря (опера "Князь Игорь")
  12. Н. Жиганов. Ария Джика (опера "Алтынч?ч")
  13. П.Чайковский. Хор девушек (опера "Евгений Онегин")
  14. Ж.Бизе. Марш Тореадора (опера "Кармен")
  15. М.Глинка. Романс Антониды (опера "Иван Сусанин")

Для викторины отбирается 10 номеров.

Определить на слух тембр солирующего инструмента из музыкального фрагмента. Для определения предлагается 4 фрагмента.

Определение по нотному тексту заданных элементов музыкального языка: лада, тональности, интервалов, аккордов:

А. Выпишите из вокальной партии музыкального фрагмента характерные интервалы и разрешите в данной тональности.

С. Рахманинов. Скупой рыцарь

Б.Определите и запишите тональный план в данном музыкальном фрагменте

В.Определитетональность и подпишите ладовые функции аккордов в данном музыкальном фрагмент

П.И. Чайковский. Пиковая дама


Г. .Найдите в приведённом фрагменте некоторые из аккордов , обозначенных ниже, и проставьте соответствующие им номера:

М. маж. 4 3 (D 4 3), М. маж 7 (D 7), Ум.ум 7 (УмVII 7), М. маж 2 (D 2), М. ум 7 (МVII 7)

Д. Тестовое задание по оперному жанру

I. Подбери пару герою:

1. Лель 1. Тугзак
2. Варлаам 2. Ерошка
3. Антонида 3. Купава
4. Гремин 4. Собинин
5. Скула 5. Татьяна
6. Князь Владимир 6. Мизгирь
7. Снегурочка 7. Кончаковна
8. Джик 8. Мисаил
ОТВЕТЫ
1 3
2 8
3 4
4 5
5 2
6 7
7 6
8 1

III. Определи жанры опер:

1. "Снегурочка" 1. Опера - легенда
2. "Князь Игорь" 2. Народная музыкальная драма
3. "Иван Сусанин" 3. Опера - буффа
4. "Борис Годунов" 4. Историко-эпическая опера
5. "Свадьба Фигаро" 5. Лирические сцены
6. "Алтынчеч" 6. Опера - сказка
7. "Евгений Онегин"
ОТВЕТЫ
1 6
2 4
3 2
4 2
5 3
6 1
7 5

IV. Музыкальная партия написанная для баса:

VI. Кому принадлежат слова: "Приди, мой милый друг, в мои объятья"

1. Ярославна
2. Снегурочка
3. Сюзанна
4. Антонида
5. Татьяна
ОТВЕТЫ
1
2
3 +
4
5

II тур - устный, командная игра

Блиц - турнир. Трём командам предлагается ответить на 10 вопросов на знание оперного жанра. Вопросы с блиц - турниру публикуются в Приложении 1 .

Исполнение музыкального номера из оперы всей командой с аккомпанементом. Командам предлагаются музыкальные фрагменты:

  • Ж. Бизе. Опера "Кармен". Хабанера,
  • Н. Римский- Корсаков. Опера "Снегурочка". Третья песня Леля.
  • П. Чайковский. Опера "Пиковая дама". Хор нянюшек из 1 картины.

Творческое задание "Если бы я сочинял оперу, то:" (придумать на известное литературное произведение или сказку сюжет оперы, главных героев, их голоса, характеры, инструменты). Предлагаются сюжеты сказок "Репка", "Колобок", "Три поросёнка"

По предложенному видеофрагменту определить оперное произведение, автора, место действия и участников эпизода.

Найти в тексте письма ошибки и неточности. Тексты писем от сказочных героев представлены в Приложении 2 .

Путешествие по странам и оперным театрам. Участники олимпиады совершают виртуальное путешествие по оперным театрам мира. Используются средства мультимедиа (экран с видеопроектором или интерактивная доска). По ходу экскурсии участникам предлагается ответить на 3 вопроса. Презентация к путешествиям команд представлена в Приложении 3

Путешествие I команды (слайд 1)

Дорогие друзья! Мы отправляемся в Италию, где в городе Милан расположен крупнейший оперный театр. (слайд 2) Сейчас мы находимся как раз возле входа в этот театр. Назовите его?

Мы заходим внутрь театра Ла Скала. В вестибюле театра висят портреты знаменитых оперных исполнителей (слайд 3): Хосе Каррерас, Пласидо Доминго, Лучано Паваротти. Всех этих знаменитых певцов объединяет одинаковый тембр голоса, и мы имеем возможность услышать пение одного из них (слайд 4). Назовите тембр голоса?

У нас есть уникальная возможность даже войти в зрительный зал, увидеть сцену, (слайд 5) на которой были поставлены оперы знаменитых композиторов: Верди, Россини, Моцарта (слайд 6). Опера на какой сюжет объединяет двух композиторов: Моцарта и Россини?

Путешествие II команды (слайд 7)

Дорогие друзья! Мы отправляемся в Россию, в Москву, где находится главный театр нашей страны (слайд 8). Назовите его?

Мы заходим внутрь Большого театра. В вестибюле театра висят портреты знаменитых оперных исполнителей (слайд 9): Галина Вишневская, Анна Нетребко, Антонина Нежданова. Всех этих знаменитых певиц объединяет одинаковый тембр голоса, и мы имеем возможность услышать пение одной из них (слайд 10). Назовите тембр голоса?

У нас есть уникальная возможность даже войти в зрительный зал, увидеть сцену, (слайд 11) на которой были поставлены оперы знаменитых русских композиторов: Глинки, Бородина, Мусоргского и других. Многие из них обращались к теме русской истории. Расставьте оперы (слайд 12) "Борис Годунов", "Князь Игорь", "Иван Сусанин" по хронологии событий, происходящих в них.

Путешествие III команды (слайд 13)

Дорогие друзья! Мы отправляемся в Татарстан, в город Казань, в главный театр нашей республики (слайд 14). Назовите его?

Мы заходим внутрь Татарского академического театра оперы и балета имени М. Джалиля. Давайте посмотрим портреты знаменитых певцов (слайд 15): Осипа Петрова, Евгения Нестеренко и Федора Шаляпина, родившегося в Казани. Всех этих певцов объединяет одинаковый тембр голоса, и мы имеем возможность услышать пение одного из них (слайд 16). Назовите тембр голоса?

Наверняка, вы не раз бывали в нашем театре (слайд 17). На сцене театра ставились оперы татарских композиторов, среди которых мы должны назвать и имя Н. Г. Жиганова. Вы видите портреты Жиганова и Джалиля (слайд 18). Что объединяет жизнь и творчество этих людей?

Подводятся итоги олимпиады. По количеству набранных баллов определяются победители первого тура (индивидуальный зачет) и команда - победитель во втором туре. Участники награждаются дипломами, грамотами и призами.