Соревнования в айкидо.

В айкидо нет соревнований по многим причинам.
Техническая причина состоит в том, что в айкидо нападающий всегда проигрывает. Техники айкидо таковы, что атака, какой бы она ни была, нейтрализуется в самый первый момент физического контакта или даже до него, нападающий теряет ориентацию в пространстве и способность противодействовать и оказывается под полным контролем того, на кого пытался напасть. При этом чем сильнее атака, тем сокрушительнее поражение. Как проводить соревнования, если ни один из пары противников не захочет нападать?

Схватки за первенство делают соревновательный вид популярным, но оказывают ему плохую услугу. Если боевое искусство превращать в соревновательное, нужно вводить в него ограничения, исключающие из его арсенала самую эффективную часть.

Айкидо сохраняет весь свой арсенал. И на действительно высоких уровнях обучения на тренировках от учеников требуется не меньше мужества, чем в соревновательных схватках.

Но техническая причина отражает лишь внешнюю сторону вопроса. Внутренняя сторона вопроса не менее важна. О ней писали многие мастера айкидо.

Ответ, который давал на этот вопрос сенсей Масатаке Фудзита, заложивший основу преподавания айкидо в Алтайском центре «Сингитай», можно прочитать в разделе сайта «Статьи» (Статьи/Изучение айкидо. Общие вопросы/Будо и соревнования).

Мастера айкидо о трудных вопросах

  • Масатаке Фудзита

    Сейчас... умение сражаться не является таким уж необходимым, и будет очень хорошо, если нам не придётся применить те техники, которые мы изучаем в додзё. Мир, в котором мы ежедневно должны были бы применять эти техники, был бы очень несчастливым миром, и я рад, что он на самом деле применять их нам обычно не приходится. Нам лучше оставить айкидо в той области, которую иногда называют «применение неприменения» (муйё но йё) - во всяком случае, насколько это касается реальных техник. Но это естественным образом подводит нас к вопросу: для какой же тогда цели мы этим занимаемся? Я думаю, что целью является не подготовка людей, которые могут драться, разбрасывать других и расхаживать повсюду в поисках повода для ссоры. Но мы хотим тренироваться серьёзно и напряженно, как это делалось в старые времена, и нам следует избегать расхлябанности и отношения к тренировкам, как к танцам. Другими словами, наша практика айкидо должна быть направленной и интенсивной. Так я к этому отношусь и так я подхожу к своей собственной практике.

    (Интервью. Aikido journal)

Общепринятое мнение об Айкидо заключается в том, что в нём нет соревнований...

В целом это отражает истину, и все же существуют несколько стилей, которые предполагают состязания ограниченные правилами. Стиль Томики, к примеру, применяет поединки с использованием Танкэн (короткий меч) с тупым лезвием, и со специфическими правилами ведения счета.

Также, некоторые тренирующиеся любят проверять себя с тем, чтобы проверить работают ли их техники на других занимающихся, которые оказывают полное сопротивление и наоборот. Это является умеренно конструктивным, поскольку слабости и недостатки в технике становятся немедленно ясны, постольку поскольку основные цели совершенствования техники и развитие дружеских отношений между тренирующимися выдвигаются на передний план.

Однако, это отклонение не сравнимо с тем видом соревнований, который принят в Карате и других боевых искусствах, в которых противники свободны в использовании различных техник в относительно спонтанной манере для выраженной цели – одержания победы над противником.

Официальное объяснение отсутствия соревнований в Айкидо заключается в том, что это воинское искусство базируется на гармонии, и соревнования являются антитезисом его основных целей. Безусловно, это утверждение отражает действительность, поверхностный взгляд на это отличие Айкидо от других форм боевых искусств укажет не то, что существуют всякие аргументы против того, чтобы тренирующиеся в Айкидо нападали друг на друга изо всеx своих сил.

Существует интересная книга под названием "Дзюдо, приложение Айкидо", написанная Кендзи Томики (основатель стиля Томики Айкидо, на который указывалось выше) и опубликованная в 1956 г., включает таблицу техник Дзюдо. Они разделены на две основные категории "Айки техники" и "Техники Рандори".

Айки техники описаны как "система техник, при выполнении которых в идеально требуемом варианте противник не осуществляет захват". Они включают "конетсу техники" (сгибание или скручивание суставов) и "техники атеми" (атака жизненно важных центров).

Техники Рандори описаны как "система техник, используемых в ситуации взаимного захвата" и включают борцовские техники и бросковые техники.

Также Томики считает, что Дзюдо включает оба класса техник. Он пишет так: "практика в этих техниках атак жизненно важных центров и сгибания или скручивания суставов не должна использоваться в контексте техники рандори из-за того, что в природе этих техник содержится потенциальная опасность нанесения травмы".

Различные воинские искусства фокусируются на различных аспектах приложения и контролирования силы (карате выделяет атеми, дзюдо борьбу и броски и т.п.). В целом, тем не менее, если воинское искусство предполагает соревновательные сборы, которые требуют сведения к минимуму возможности серьезных травм и смертельных случаев, соревнования должны непременно включать правила запрещающие наиболее опасные техники. Так произошло в Дзюдо, оставившем в арсенале только техники рандори.

Айкидо развивается в направлении противоположном Дзюдо. В книге "Традиционное Айкидо" Морихиро Сайто сказано "Широко известен тот факт, что соревнования в Айкидо запрещены. Это потому, что Айкидо включает смертельно опасные техники, пришедшие к нам от их Основателя, которые делают состязания слишком опасными, а также, поскольку смысл искусства заключается в том, чтобы устранить ограничения из любых возможных движений.

Если установлены правила и опасные техники исключены из состязаний, то Айкидо без сомнения потеряет свою изюминку. Если состязания должны проводиться, все техники должны быть сведены преимущественно к Атеми или же состязания будут проходить не на жизнь, а на смерть или соревнующиеся должны носить защитное снаряжение. Также возникает вопрос, ограничиваться ли в соревнованиях только техниками без оружия или они должны включать технику владения оружием.

Даже если используется только безоружная техника, то техники, включенные в Айкидо, слишком опасны в плане выполнения Укеми (кувырки и падения). Укеми от бросков, возможно, выполнять только в тренировке. Однако, выполнение техник становиться неприемлемым в состязаниях из-за неизбежной опасности. Таким образом, ответ на вопрос, почему Айкидо не связывают со спортом или состязаниями становиться ясным".

Ни одно воинское искусство не может предусмотреть всего, и Айкидо жертвует соревнованиями ради того, чтобы использовать потенциально опасные техники, которые первоначально были развиты для поединка на смерть и переданы нам нашими предшественниками. К счастью, существует множество прекрасных воинских искусств, которые предлагают соревнования и программы для тех, кто видит в них необходимость. Все люди разные и те, кто интересуется воинскими искусствами, должны выбрать тот стиль, который лучшим образом подходит для его личности и целей. Если одно воинское искусство не может предусмотреть всего, то они должны продолжить поиски, быть может, тренируясь в разных направлениях.

Хорошая стратегия заключается в выборе наиболее подходящего воинского искусства как основы, и тренироваться достаточно долго, чтобы развить высокий уровень профессионализма. Затем, искать другие воинские искусства и совмещать их учения с основной системой. Это, по истине, прекрасный способ стать истинным и завершенным мастером воинских искусств.

24 февраля в городе Реутов Московской области прошли открытые соревнования по томики айкидо Кубок Дракона.

Официальным организатором соревнований выступил спортивный клуб Кадзе Но Рю.

Соревнования проходили как третий отборочный этап Всероссийского открытого турнира по айкидо Томики-Рю «Кубок Федераций 2018». В этот день на татами собралось около трехсот участников, представляющих разные стили айкидо (томики, айкикай, есинкан). Спортсмены приехали из разных городов (Курска, Белгорода, Москвы, Воронежа, Тольятти), чтобы соревноваться в разных дисциплинах:

  • Кихон ваза
  • Танто тайсабаки
  • Танто рандори
  • Какаригейко
  • Опен ката
  • Нинин дори
  • Корю госин но ката

Ассоциация Клубов Айкидо Есинкан выставила на соревнования 15 представителей (8 детей и 7 взрослых).

Дети выступали в дисциплинах Какаригейко и Опен ката, взрослые соревновались в Опен ката и Нинин дори.

Помимо соревнований, взрослые были задействованы в роли судей.

Так как представители нашей Ассоциации впервые принимали участие в подобного рода мероприятии и довольно смутно представляли себе критерии оценки выступающих, было бы большой самоуверенностью ждать высоких баллов. Однако, наши спортсмены выступили очень и очень достойно.

По результатам соревнований пара Гринев Виталий и Вольнов Станислав заняла 3 место в категории Опен ката (дети 10-12 лет), а наши ведущие инструктора Ассоциации Красовский Олег и Кальманов Александр умудрились занять 2-е место в категории Нинин дори и первое место в категории Опен ката.

Теперь немного о том, как все проходило.

Соревнования были организованы на базе ФОК в Реутове и занимали целый день. Несмотря на внезапно ударившие суровые морозы, мы все же добрались к 8 утра до места назначения. Большинству, чтобы приехать вовремя, пришлось подниматься в свой законный выходной в 5 утра. В первой половине дня планировались детские соревнования, а взрослые, пройдя инструктаж, должны были принимать участие в качестве судей. Списки участников и порядок выступления были вывешены возле входа, очередность выступления была строго зафиксирована, все документы для судей были уже разложены по папкам в порядке очередности.

В зале разграничили 5 татами, за каждым татами закрепили судейскую комиссию во главе со старшим судьей, участники также были расписаны по категориям, по времени и закреплены за определенным татами. Все это было сделано заблаговременно, что позволило организовать четкую и слаженную работу. Нас познакомили с остальными членами судейской комиссии на 4-м татами и старшим судьей. Надо было видеть его глаза, когда он понял, что из восьми подопечных четверо судей будет из другого стиля, да еще и никогда не имели опыта судейства на подобных мероприятиях… Однако, надо отдать должное, он с честью справился с ситуацией, четко и по делу объяснил основные критерии судейства и дал пару важных советов в выставлении оценок.

Сказать, что оценивать представителей другого стиля было сложно и непривычно, это значит, не сказать ничего. Однако, время шло, пары менялись, глаз привыкал, понемногу работа становилась более понятной. В соревнованиях использовалась тройная система оценок. При этом надо отметить, что везде, кроме танторандори, оценивалась работа именно в паре, а не просто работа выполняющего техники. Нинин дори оценивали выставлением баллов от одного до десяти за общее исполнение техник. Опен ката по системе от -2 до +2 за каждую выполненную технику. В танто рандори использовали флажковую систему. Помимо судей, в комиссии были помощники, собиравшие листки и относившие специальному человеку, вносившему информацию в турнирную таблицу, а также ведущие подсчет времени.

Пока вникали и привыкали, пролетела первая половина дня, и наступило время выступления взрослых. Мы оставили судейство, переоделись и прошли на татами для выступления.

В программу были внесены небольшие изменения, и вместо программы Опен ката пришлось сначала выполнять Нинин дори, к чему мы немножко были не готовы. В нашей команде не хватало одного участника, поэтому коллеги из томики любезно выделили своего товарища, чтобы Александр и Олег смогли поучаствовать в этом разделе соревнований. Надо сказать, что он с честью справился с выполненной задачей, в результате наши уважаемые сенсеи заняли второе место.

Нинин дори - это отработка техник против двух нападающих одновременно (в ёсинкан айкидо - футари дори). Атакуют по очереди, каждый по 30 секунд.

Опен ката – это произвольная программа из 18 техник, каждая из которых оценивается.

Основные критерии – уход с линии атаки, выведение из равновесия, выполнение техники. Также оценивается динамичность, эффективность.

В Опен ката Олег и Александр были вне конкуренции и завоевали первое место с хорошим отрывом .

Весьма забавно: на соревнованиях по томики ёсинкановцы, выступающие впервые, занимают первое место… Как говорится, мастерство, оно и в Африке мастерство!

В конце дня были подведены итоги и вручены заслуженные медали. Уставшие и полные впечатлений, мы отправились домой уже в девятом часу.

Хочется отметить отличную организацию проведения соревнований, четкую работу комиссий. У наших коллег из томики есть чему поучиться! Работа шла без сбоев, каждый знал свой функционал, несмотря на огромное количество участников, соревнования полностью вписались в установленное время. Даже нас, не имевших представления до сих пор о судейской работе, смогли быстро обучить и эффективно задействовать.

Огромное спасибо организаторам фестиваля, и в частности, Алексею Карашевскому за отличное мероприятие, надеемся на дальнейшее сотрудничество.

Горелова Софья

На территории Российской Федерации проводятся в соответствии с Правилами вида спорта «Айкидо», разработанными Общероссийской Спортивной Федерацией по виду спорта «Айкидо» и утвержденными приказом Минспорта России от 19.02.2018 №154.

Правила являются обязательными для всех организаций, проводящих официальные спортивные соревнования по виду спорта «Айкидо».

Правилами предусмотрено проведение соревнований в формате личных и групповых демонстрационных выступлений в форме поединков и в любой форме сравнения техники участников в следующих дисциплинах:

  • КИХОН-ВАДЗА — парный разряд

Данная дисциплина предусматривает выполнение отдельных обязательных приемов, утвержденных Регламентом проведения соревнований и соответствующих требованиям и критериям оценки технических действий в Айкидо .

  • ДЗЮИ-ВАДЗА — парный и групповой разряд

Данная дисциплина предусматривает выполнение последовательности приемов, утвержденных Регламентом проведения соревнований и соответствующих требованиям и критериям оценки технических действий , а также принципам реального поединка против одного (в парном разряде) или нескольких (в групповом разряде) атакующих и представляет свободную комбинацию технических приемов с использованием технико-тактического арсенала.

По характеру проведения соревнований Правилами предусмотрены:

  • Личные (индивидуальные) — соревнования, в которых в каждом виде программы определяются места отдельных участников. Личные соревнования проводятся отдельно среди мужчин и отдельно среди женщин, а также среди смешанных составов, если это предусмотрено Положением о соревнованиях.
  • Лично-командные — соревнования, в которых в каждом виде программы одновременно определяются, как места отдельных участников, так и места команд.
    Правила предусматривают деление участников на возрастные группы, а также устанавливают требования к форме одежды и внешнему виду участников соревнований.

Площадка для соревнований

Соревнования по Айкидо проводятся на специальной площадке, представляющей собой квадрат, покрытый татами .

Длина сторон площадки 10 м (измерение по внешней стороне) с дополнением двух метров по всем сторонам в качестве зоны безопасности, из которых граница шириной в один метр должна быть другого цвета относительно основной площадки.

Вне зависимости от размеров площадки, одновременно в одной смене на ней могут принимать участие в выступлениях не более 4-х пар и не более 2-х пар для спортсменов высокого уровня (не ниже КМС).

Температура воздуха должна быть не ниже +16 град., но не выше +25 град.; относительная влажность воздуха 50 — 70%. Вентиляция должна обеспечивать трехкратный обмен воздуха в час.

Освещение должно быть равномерным и составлять не менее 600 люкс отраженного или рассеянного света.

Правила проведения соревнований устанавливаю требования к внешнему виду судейской бригады, тренеров и представителей команд, а также определяют функциональные обязанности указанных лиц в рамках соревнований.

Для участия в соревнованиях квалификационный уровень участников должен соответствовать требованиям Положения (Регламента) проведения соревнований. Спортсмены имеют право выступать по присвоенному им спортивному разряду или квалификации (Кю, Дан), а также на один разряд выше или ниже.

Соревнования в дисциплине КИХОН-ВАДЗА

Соревнования состоят из двух упражнений: квалификационного и финального.
Первое упражнение, квалификационное, содержит технические действия из раздела КИХОН-ВАДЗА и состоит из 12 обязательных технических действий и специальных требований, установленных Положением (Регламентом).
Участники с лучшими результатами после квалификационных соревнований в дисциплине КИХОН-ВАДЗА выходят в финальный этап по всем дисциплинам.
Число таких участников определяется Положением (Регламентом) соревнований, но не может быть меньше 6.
Вторая попытка в упражнениях не предоставляется.
Все названия технических действий и сопутствующие команды произносятся на японском языке.
При выполнении приемов в дисциплине КИХОН-ВАДЗА разрешены технические действия , указанные в перечне технических действий правил проведения соревнований.
Программа в дисциплине КИХОН-ВАДЗА оценивается в баллах, которые заносятся Судьей в Индивидуальный Протокол.
За допущенные при выполнении программы ошибки начисляются штрафные баллы в соответствии с установленными правилами проведения соревнований нормативами.

Соревнования в дисциплине ДЗЮИ-ВАДЗА

При проведении соревнования в данной дисциплине при исполнении приемов допускается вариативность выполнения технических действий (на усмотрение спортсмена).

В рамках соревнований спортсмен должен продемонстрировать:

  • ясное понимание сути технического действия и точное его выполнение;
  • правильный выбор перемещения в пространстве относительно партнера и умение взаимодействовать с ним;
  • зрелищность и эффективность выполнения технического действия ;
  • необходимый уровень психической мобилизации;
  • равномерное распределение сил и правильное дыхание, способствующие сохранению мощности, темпа, ритма выполнения приемов с начала до конца программы.

Запрещены технический действия , не включенные в перечень технических действий , а также действия, приводящие к получению травмы партнера (укэ).

В дисциплине ДЗЮИ-ВАДЗА участник должен выполнить комбинацию из 20 приемов (из Перечня технических действий) на время. Выполнение приемов должно соответствовать требованиям и критериям технических действий , определенных правилами проведения соревнований.

За допущенные при выполнении программы ошибки начисляются штрафные секунды в соответствии с нормативами, установленными правилами проведения соревнований.

Определение победителей

В индивидуальном зачете победитель определяется:

  • в дисциплине КИХОН-ВАДЗА (раздельно для мужчин и женщин) определяется по максимально высокому баллу;
  • в дисциплине ДЗЮИ-ВАДЗА (раздельно для мужчин и женщин) по минимальному времени выполнения комбинации. В случае равенства результатов двух или более спортсменов, более высокое место отдается спортсмену, показавший более высокий результат в дисциплине КИХОН-ВАДЗА;
  • в командном зачете по каждой дисциплине. Команда — победительница (мужчины и женщины раздельно) определяется по трем лучшим результатам.

Одним из наиболее частых вопросов, который задают начинающие айкидоки (а также завсегдатаи тематических форумов и интернет-сообществ), звучит приблизительно так: «Проводятся ли в айкидо соревнования, и если нет, то почему? ». Многим людям действительно интересно, почему они никогда не лицезрели состязаний по айкидо, где мастера разного уровня с энтузиазмом откручивали бы друг другу руки на радость телезрителям. Как бы то ни было, в традиционных стилях айкидо никаких соревнований не проводится и, видимо, проводиться в ближайшее время не будет. Эта одна из причин, которая позволяет особо одаренным личностям, освоившим клавиатуру и написание сообщений на форумах, высказывать свои полные аргументов и убедительности измышления наподобие: «Гы, в айкидо нет соревнований и спаррингов. Зачем тогда вообще нужны эти бальные танцы? Другое дело бокс — клац в дыню, и вопрос решен». Подобной ясности мысли и непосредственности трудно возразить. На самом деле, отсутствие состязаний действительно приводит к ряду неприятных последствий.

Во-первых , поскольку в айкидо нет спаррингов и соревнований, то нет и объективного метода оценки степени подготовленности айкидоки. Это означает, что человек может заниматься годами, получать высокие даны, но при этом так ничему особо и не научиться. То есть он научится повторять с разной степенью точности движения своего инструктора, но для чего они нужны, почему они делаются именно так, а не иначе, или как их применить на практике — для него останется загадкой.

Во-вторых , хотя соревнования в айкидо не проводятся, это вовсе не означает, что в нем нет соперничества. Оно просто несколько трансформируется, становясь социальным. Не имея возможности на деле доказать своё удивительное мастерство, многие инструктора, всерьез уверовав в собственное величие, начинают тешить своё самолюбие другими доступными способами. Это целая специальная олимпиада: чей клуб круче и многочисленнее, в какой школе техники каноничнее, а где не пойми что, чей пояс чернее и длиннее, а чей короче и светлее, почему одно направление — ерунда, а другое — искусство с большой буквы. При этом как-то совсем забывается, что лучше тренироваться и прогрессировать самому, чем болезненно отслеживать успехи других.

В-третьих , в айкидо созданы все условиях для комфортной работы шарлатанов всех мастей. Поскольку соревнований нет, то особо предприимчивым личностям (предварительно ознакомившимся с айки-слоганами) ничего не стоит открыть собственную секцию, где за умеренное вознаграждение можно читать посетителям лекции о мировой гармонии, вселенской энергии «ки», и ущербности физической силы.

Не смотря на это, как уже было сказано, соревнования в айкидо не проводятся , и в ближайшее время не планируются. Причин этому несколько:

Причина первая . В настоящий момент не существует методической системы, которая позволила бы адекватно проводить и оценивать поединки в айкидо. Технический арсенал большинства спортивных видов единоборств ограничен многочисленными правилами, которые, с одной стороны, делают схватки относительно безопасными для спортсменов, а с другой, делают сам процесс более длительным и зрелищным. В айкидо большинство техник не предназначено для многократного применения. По идее, проведение приёма должно заканчиваться либо тяжелой травмой, либо, на худой конец, болевым удержанием. Поскольку для уке такой вариант развития событий не является привлекательным, то на тренировках айкидо он выполняет различные варианты страховки — укеми, то есть, как бы помогает выполнить приём, одновременно сохраняя свои конечности в целостности. Если же оба будут упорно пытаться выполнить технику и ни в коем случае не упасть самому, то этим они лишь обеспечат дежурную медицинскую бригаду работой.

Внедрение необходимых правил и ограничений в айкидо неминуемо сделает его похожим на дзюдо или самбо, что, разумеется, совершенно не нужно.

Причина вторая . Проведение соревнований, в которых не было бы поединков, а проводилась бы оценка качества исполнения определенных приёмов и упражнений, разумеется возможна, но в этом случае теряется сама идея единоборства. По сути, точно так же как и обычно сите и уке будут работать в паре, помогая друг другу. В этом ничего плохого нет, но это мало отличается от того, чем занимаются на обычных тренировках. Необходимость в таких соревнованиях, откровенно говоря, сомнительна. Она хорошо подходит для гимнастики, фигурного катания или синхронного плавания, но никак не для боевого искусства.

Один из сиханов шодокан айкидо
Тетсуро Нарияма, 8-й дан

Причина третья . Во всех соревновательных видах спорта (и единоборства здесь не исключение) весь тренировочный процесс ориентирован на подготовку к чемпионатам. Вначале идет длительный период предсоревновательной подготовки, когда боец постепенно набирает спортивную форму, достигая пика непосредственно перед стартом состязаний. Затем он полностью выкладывается на соревнованиях, и начинается столь же продолжительный период реабилитации, восстановления после экстремальной нагрузки.

В айкидо, как и в большинстве других боевых искусств, подразумевается, что боец должен находиться в форме постоянно, всегда быть готовым применить свои навыки. Возможно, в этом одно из главных идейных отличий спортивных единоборств, от неспортивных. Результатом считается не победа в чемпионате, а физическое и духовное развитие.

И, наконец, в-четвертых , хотя объяснение из разряда «соперничество противоречит духу айкидо» в наших реалиях трудно воспринимать всерьез, тем не менее, оно имеет совершенно четкое значение для японцев.

История вкратце такова. Несколько лет назад по инициативе Федерации айкидо России, айкидо было включено в единую всероссийскую спортивную классификацию, что подразумевало так же проведение соответствующих состязаний. Президенту ФАР Егорову Н.Н. даже пришло письмо из Госкомспорта с предложением разработать правила проведения соревнований и квалификационные требования для занимающихся. Чем все закончилось неизвестно, однако, на просторах интернетов несложно найти письмо Хидео Ёнемочи (директора международного отдела фонда айкикай), адресованное Карповой (председателю тренерской комиссии федерации айкидо айкикай России), где было дословно написано: «Основатель Морихей Уэсиба создал Айкидо на основе своих убеждений и философии, которая заключается в следующем: «Айкидо — есть путь воспитания духа любви ко всему сущему в этом мире и создания духа гармонии, благодаря которому все живые существа в этом мире могли бы пребывать в гармонии». В соответствии с этим принципом Основатель учил, что: «В Айкидо нет и не может быть состязаний и соревнований».

Соревнования в шодокан айкидо.

Поэтому недопустимо проведение любых состязаний, соревнований или турниров, под каким бы то ни было наименованием, на которых производилось бы сравнение или оценка техники. Недопустимо соревноваться или состязаться с целью победы.»

Вместо заключения, необходимо сказать, что соревнования в айкидо все-таки встречаются . Речь идет о направлении «шодокан», более известном как «томики-рю». Проводиться состязания могут в нескольких вариантах. Первый — ката, заключающееся в исполнение стандартных техник от стандартных атак. Выполняют её одновременно две пары, а пять судей затем выносят своё решение о том, кто из двух пар выполнил упражнение лучше. Второй вариант — танто рандори, свободный бой. Один участник, вооруженный резиновым ножом, пытается атаковать второго, а тот старается применить техники айкидо. Затем спортсмены меняются ролями. Оцениваются как приёмы, так и достигшие цели удары.

Проведение соревнований способствует популяризации шодокана во всем мире, хотя многие ортодоксально настроенные айкидоки из других стилей отрицательно относятся к подобной практике. Как бы то ни было, правила томики-рю не лишены изъянов, о которых уже говорилось выше. В частности, большое количество ограничений и правил при проведении танто рандори, не позволяет рассматривать его как модель реальной схватки. Тем не менее, оно дает айкидокам необходимый опыт работы в условиях реального противодействия противника.